Молитва в скорби о не смирении и о даровании смирения. Молитва о смирение в православии Значение смирения и веры

Полное собрание и описание: александр мень молитва о смирении для духовной жизни верующего человека.

Благослови молитву Мою

Молитва учеников Христовых

Молитва о смирении

Молитва о даре мудрости и любви

Молитва о единении

Молитвы в праздник Сретения Господня

Молитва для воскресных дней Великого Поста

Молитвы перед исповедью

Молитвы перед Чашей

Из молитвенного опыта

Люблю Тебя, Господи,

Люблю более всего на свете,

Ибо Ты - истинная радость,

Ради Тебя люблю ближнего,

как самого себя…

Господи, благослови молитву мою.

Помоги мне всей душой и телом

предстать без рассеяния пред Тобою.

Научи меня молиться Тебе.

Утверди меня в вере.

Даруй мне пламенную любовь к Тебе.

Освяти, Господи, все помышления мои,

чувства и дела мои.

Научи меня в каждом событии

распознавать волю Твою

и дай мне силы исполнять ее.

Замкни уста мои

для слова злого и пустого

и удержи руку мою от дурного дела.

Если случится беда,

дай силы принять ее с твердостью

и превратить в жертву Тебе.

Источником добра сделай меня, Господи,

для всех, с кем встречусь сегодня.

Прими молитву мою за тех,

кто не знает Тебя,

И избавь их от неверия.

Благодарю, Господи, за душу,

за все, что окружает меня:

за близких и дальних, за небо и землю

и превыше всего

за животворящую любовь Твою.

Дай мне, Господи, весь день

помнить и благодарить Тебя.

Господи, да будут все дела

мои сегодня во славу Твою!

Да будут все мысли и

желания мои по воле Твоей!

Молитва учеников Христовых

Благословен Ты, Отче наш, сотворивший небо и землю, свет и тьму, цветы и звезды–

Сотворивший леса и горы, моря и степи и все живущее в них – Сотворивший нас по образу Твоему и подобию Давший нам разум, совесть, силу созидания Открывший нам волю Свою Вложивший нам в сердце Закон Твой Научивший нас Правде Твоей Даровавший нам Завет и Обетование Избравший чад Своих от всех концов земли –

Благословен Ты, явивший Себя в Сыне Твоем СЛАВА ТЕБЕ!

Рожденный от Девы Уничиживший Себя ради нашего спасения Воплотившийся нас ради человек Испытавший труды и скорби, голод и жажду Указавший нам истинный путь жизни Ты даровал нам прощение грехов в милосердии Отчем –

Ты возвестил нам радость сынов Божиих Возвестил Новый Завет в Своей крови Разделил с миром муки и смерть Победил ад и утвердил Свое Царство Обещал пребывать с нами до скончания века Благословен праведный Суд Твой и милость Твоя СЛАВА ТЕБЕ !

Благословен Ты, явившийся силою Духа Твоего НЕ ОСТАВИ НАС.

Ты укрепляешь Духом Церковь Свою Ты являешь силу Твою в нашей немощи Принимаешь в лоно Твое святым Крещением Приобщаешь к Себе в Чаше святой Даешь благодать Твоим служителям Исцеляешь немощи наши, души и тела Охраняешь наш дом, труд и жизнь НЕ ОСТАВИ НАС.

Иисусе Христе, сыне Божий, явивший нам Отца Небесного,

да будем мы учениками Твоими.

Ты обещал даровать мир душам нашим.

Но Ты не хочешь рабов нерадивых.

Дай нам силы стоять на страже и бодрствовать.

Да будем мы верны Тебе и только Тебе.

Научи нас делать все перед лицом Твоим.

Сделай нас детьми Твоими.

Даруй нам силы исполнять волю Твою и завет Твой.

Научи нас делать добро.

Огради нас от закваски фарисейской.

Научи нас видеть главное в жизни, единое на потребу.

Помоги нам избавиться от греха, от праздности, от дряблости духа.

Пусть все доброе и прекрасное в мире напоминает нам о Тебе

Пусть зло мира служит нам предостережением.

Да видим мы в грешниках зеркало наших прегрешений.

Научи нас видеть братьев в тех, кто мыслит иначе, чем мы, в иноверцах и неверующих.

Дай нам помнить о краткости жизни, чтобы память смертная

была для нас силой трудолюбия и служения.

Вложи в нас умение прощать, любить и отдавать.

Научи нас жить в молитве.

Дай нам ныне быть причастниками Царства Твоего.

Научи нас ненавидеть грех, а не грешника.

Даруй нам силу свидетельствовать о Тебе.

Не дай нам быть суетными, мелочными, пустыми.

Да будешь Ты нам альфой и омегой в этой жизни и в вечности.

Да будем мы учениками Твоими.

услышь и помилуй меня!

От желания избежать обиды

Избавь меня, Иисусе!

Избавь меня, Иисусе!

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть восхваляемым

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть уважаемым

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть первым

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть любимым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть забытым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть подозреваемым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть неизвестным

Избавь меня, Иисусе!

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть отвергаемым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть оклеветанным,

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть униженным

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть осмеянным

Избавь меня, Иисусе!

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда первенство дают другим

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы я был скор на сокрушение

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Прости нас, Господи!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,

Услыши нас, Господи!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,

Помилуй нас, Господи!

Молитва о даре мудрости и любви

а мудрость и любовь

Дай нам хоть искру

Твоей мудрости и любви,

в слове Твоем запечатленных.

Из проповеди в день памяти

прп. Андрея Критского

Господи, Иисусе Христе!

Ты сказал нам: где двое или трое собраны во имя Мое,

Я там среди них.

Ты не хотел, чтобы люди шли одиноко по жизни,

Ты собрал нас, чтобы мы были единой семьей.

Дай нам исполнить Твою новую заповедь,

чтобы мы любили друг друга, как Ты возлюбил нас.

Дай нам терпение, снисхождение

и власть над собой.

Да будем едины мы, как Ты един со Отцом и Духом,

по Твоей молитве и заповеди.

Чтобы в этом темном мире просветился наш свет,

Непрерывное развитие!

Молитва о смирении

Иисусе, кроткий и смиренный, услышь!

Отче Небесный, Боже, помилуй нас!

Сыне, Искупителю мира, помилуй нас!

Душе Святый Боже, помилуй нас!

От желания утвердить свое мнение – избавь меня, Иисусе!

От желания, чтобы мои советы принимались – избавь меня, Иисусе!

От желания быть восхваляемым – избавь меня, Иисусе!

От желания быть уважаемым – избавь меня, Иисусе!

От желания быть первым – избавь меня, Иисусе!

От желания быть любимым – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть подозреваемым – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть неизвестным – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть неправильно понятым – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть отвергаемым – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть оклеветанным – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть униженным – избавь меня, Иисусе!

От боязни быть осмеянным – избавь меня, Иисусе!

Когда других принимают, а меня не замечают, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда первенство дают другим, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда других почитают более праведными, чем меня, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда других любят более, чем меня, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Дабы ради Славы Твоей я охотно исполнял неприятные обязанности -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы в приказаниях старших я видел волю, Божию -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы на деле, как и на словах, прощал обиды -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы я с любовью относился ко всем, а особенно к тем, кто меня осуждает -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы я был скор на сокрушение -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы я любил бедность и унижение -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, – услыши нас, Господи!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, – помилуй нас, Господи!

Александр мень молитва о смирении

о.Александр Мень. Молитва о смирении

Господи, помилуй! Христос, помилуй!

Иисусе кроткий и смиренный сердцем,

услышь и помилуй меня!

Отче Небесный, Боже, помилуй нас!

Сыне, Искупителю мира, помилуй нас!

Душе Святый Боже, помилуй нас!

От желания избежать обиды

Избавь меня, Иисусе!

От желания утвердить свое мнение

Избавь меня, Иисусе!

От желания, чтобы мои советы принимались

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть восхваляемым

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть уважаемым

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть первым

Избавь меня, Иисусе!

От желания быть любимым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть забытым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть подозреваемым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть неизвестным

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть неправильно понятым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть отвергаемым

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть оклеветанным,

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть униженным

Избавь меня, Иисусе!

От боязни быть осмеянным

Избавь меня, Иисусе!

Когда других ценят более, нежели меня,

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда других принимают, а меня не замечают

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда первенство дают другим

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда других почитают более праведными, чем меня,

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Когда других любят более, чем меня,

Помоги, Иисусе, с любовью это перенести!

Дабы я не стяжал высокого положения

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы ради Славы Твоей я охотно исполнял неприятные обязанности

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы в приказаниях старших я видел волю Божью

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы на деле, как и на словах, я прощал обиды

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы я с любовью относился ко всем, а особенно к тем, кто

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы я был скор на сокрушение

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Дабы я любил бедность и унижение

Даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,

Прости нас, Господи!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,

Услыши нас, Господи!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,

Помилуй нас, Господи!

Иисусе, кроткий и смиренный сердцем,

услышь просьбы мои и дай по милости Твоей,

Чтобы я с радостью согласился быть незаметным на земле,

и чтобы моей радостью были бы Слава и Любовь Твоя!

Навигация по записям

One thought on “ о.Александр Мень. Молитва о смирении ”

Добавить комментарий Отменить ответ

Обсуждения

Литания СМИРЕНИЯ

1 сообщение

Христе, помилуй. Господи, помилуй.

Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.

Отче небесный, Боже, помилуй нас.

Дух Святой, Боже, помилуй нас.

Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.

От желания утвердить свое мнение, избавь меня, Иисусе.

От желания, чтобы мои советы принимались, избавь меня, Иисусе.

От желания быть восхваляемым, избавь меня, Иисусе.

От желания быть уважаемым, избавь меня, Иисусе.

От желания быть первым, избавь меня, Иисусе.

От желания быть любимым, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть подозреваемым, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть неизвестным, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть неправильно понятым, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть отвергнутым, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть оклеветанным, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть униженным, избавь меня, Иисусе.

От боязни быть осмеянным, избавь меня, Иисусе.

Когда других принимают, а меня не замечают, помоги, Иисусе с любовью это перенести.

Когда доброту других хвалят, а мою не замечают, помоги, Иисусе с любовью это перенести.

Когда первенство отдают другим, помоги, Иисусе, с любовью это перенести.

Когда других почитают более праведными, нежели меня, помоги, Иисусе с любовью это перенести.

Когда других любят более, нежели меня, помоги, Иисусе с любовью это перенести.

Дабы ради славы Твоей я охотно исполнял неприятные обязанности, даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви.

Дабы в приказаниях старших я видел Божью волю, даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви.

Дабы на деле, как и на словах, я прощал обиды, даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви.

Дабы я с любовью относился ко всем, а особенно к тем, кто нас осуждает, даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви.

Дабы я был скор на сокрушение, даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви.

Дабы я любил бедность и унижение, даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, услышь нас, Господи.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас, Господи.

Ежедневные молитвы отца Александра Меня

Ежедневные молитвы отца Александра Меня

Три краткие молитвы о. Александра Меня, которые можно читать в течение дня. Написанные современным языком, они могут быть близки многим.

Господи, благослови молитву мою. Помоги мне всей душой и телом предстать без рассеяния пред Тобою. Научи меня молиться Тебе. Утверди меня в вере. Даруй мне пламенную любовь к Тебе. Освяти, Господи, все помышления мои, чувства и дела мои. Научи меня в каждом событии распознавать волю Твою и дай мне силы исполнять ее. Замкни уста мои для слова злого и пустого и удержи руку мою от дурного дела. Если случится беда, дай силы принять ее с твердостью и превратить в жертву Тебе. Источником добра сделай меня, Господи, для всех, с кем встречусь сегодня. Прими молитву мою за тех, кто не знает Тебя, и избавь их от неверия. Благодарю, Господи, за душу, за все, что окружает меня: за близких и дальних, за небо и землю и превыше всего за животворящую любовь Твою. Дай мне, Господи, весь день помнить и благодарить Тебя. Аминь.

(Из проповеди в день памяти преп. Андрея Критского)

Господи! Сколько в нас безумия, глупости и ограниченности, а мудрость и любовь у Тебя! Дай нам хоть искру Твоей мудрости и любви, в слове Твоем запечатленных.

Люблю Тебя, Господи, люблю больше всего на свете, ибо Ты истинная радость, душа моя. Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя. Аминь.

Молитвы о детях ежедневные

Молитвы о детях ежедневные Утренние молитвы о чадах Материнская молитва за чадо свое Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою (имярек).Господи, в милости Твоей власти чадо мое (имярек), помилуй и

Василенко Л. И. В защиту имени отца Александра Меня Сборник статей

Из ответов отца Александра Меня на вопросы слушателей его лекций

ВЕРА И КУЛЬТУРА В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЦА АЛЕКСАНДРА МЕНЯ. Некоторые соображения

ВЕРА И КУЛЬТУРА В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЦА АЛЕКСАНДРА МЕНЯ. Некоторые соображения Тема, за которую я взялся, необозрима. О. Александр когда?то сказал о Владимире Соловьеве и Павле Флоренском, что они сами были культурой. Вот так же и я могу сказать, что Александр Мень сам есть

VI Письма отца Александра Меня

VI Письма отца Александра Меня Письма отца Александра почти неизвестны. Они публиковались только выборочно, причем главным образом в научных или эмигрантских изданиях, малодоступных широкому читателю. Между тем, эти письма - важная часть его творческого наследия. Они

Молитвенное правило и другие ежедневные молитвы

Молитвенное правило и другие ежедневные молитвы Утренние молитвы Утренние молитвы лучше всего читать до завтрака перед иконой. В случае большой спешки их произносят по дороге из дома, то есть большую часть молитв надо знать наизусть.Перед началом молитвы следует

Другие ежедневные молитвы

Другие ежедневные молитвы Молитвы перед выходом из домаОтрицаюся тебе, сатано, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. (Оградить себя крестным знамением)Молитва последних Оптинских старцевМолитва Оптинских

19. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

19. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Вопрос фарисеев: “где Твой Отец?” показывает, что они вспомнили, Кого Христос еще раньше называл Отцом Своим (ср. 5:17 и сл.). Они теперь требуют

41. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены;одного Отца имеем, Бога. 42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43. Почему вы не понимаете речи Моей? По

41. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены;одного Отца имеем, Бога. 42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43. Почему вы не понимаете

9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? С горестным чувством Господь вразумляет Своего ученика. Кто духом своим созерцает Отца в Сыне, для того бесполезно какое-нибудь внешнее

23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. В ответ Иуде Господь говорит,

Ежедневные молитвы

Ежедневные молитвы Подготовительная - о. Иоанна Кронштадтского Господи, Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека. Имя Тебе - Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего. Имя Тебе - Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя

Из молитв о. Александра Меня

Ежедневные молитвы о чадах

Ежедневные молитвы о чадах Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена) , сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их.

14. Каково ваше отношение к такой книге, как “Сын Человеческий” отца Александра Меня?

14. Каково ваше отношение к такой книге, как “Сын Человеческий” отца Александра Меня? Вопрос:Существует мнение, что даже такая книга, как “Сын Человеческий” отца Александра Меня, неполезна и искажает православное вероучение. Каково ваше отношение к этой книге?Отвечает

15. Как вы думаете, нужна ли хорошая художественная книга о Христе, подобная “Сыну Человеческому” отца Александра Меня, но более православная?

15. Как вы думаете, нужна ли хорошая художественная книга о Христе, подобная “Сыну Человеческому” отца Александра Меня, но более православная? Вопрос:Как вы думаете, нужна ли хорошая художественная книга о Христе, подобная “Сыну Человеческому” отца Александра Меня, но более

Один неизвестный философ сказал, что смирение - это умение "наступить себе на горло". Нужен ли этот навык в современных реалиях? Евангелие повествует о том, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Из чего можно предположить, что эти две черты человеческого характера противоположны друг другу.

В церковных преданиях великое множество историй о святых и юродивых, которых нельзя назвать ни смиренными, ни кроткими по отношению к окружающим. Например, Василий Блаженный часто кидался камнями, однажды разбил икону Богоматери. Что же такое смирение, терпение и кротость? Нужны ли сегодня эти качества и как их обрести - об этом читайте в статье.

Образец смирения

Серафим Саровский говорил:

Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи.

На пожилого человека, одиноко живущего в лесу, напали разбойники. Дедушку сильно избили, хотя никаких препятствий грабителям он не чинил и даже не ругался. Забрали самое ценное - маленькую иконку Богородицы в серебряном окладе. Избитого хозяина оставили умирать. Но Господь не оставил жертву разбойников: немного оправившись от побоев, старичок сумел дойти до монастыря. Это был знаменитый саровский чудотворец Серафим.

В храм старец зашел во время литургии. Братия монастыря ужаснулась его виду. Голова его была проломлена, сломаны ребра, порванная одежда измазана грязью и пятнами крови. Настоятель послал в город за врачами, но никто не надеялся на чудо, казалось, близкая смерть Серафима неизбежна.

Явление Богородицы

Неделю старец не мог есть и спать, ужасно страдая от боли. На восьмой день святой сподобился явления Богоматери с апостолами. После видения он быстро пошел на поправку, но последствия избиения остались на всю жизнь.

Хулиганов вскоре поймали, но святой не стал предъявлять к ним претензий и попросил не наказывать, видя в этом нападении волю Божию. Настоятель был против такой щедрости и требовал поступить с разбойниками по всей строгости закона, но старец пригрозил ему оставить монастырь и перейти в другую обитель.

Пришлось игумену смириться, хотя он считал, что грабители, чувствуя безнаказанность, пустятся во все тяжкие. Но Господь все расставил по местам. У разбойников вскоре сгорели хаты, они все поняли правильно и пришли к старцу вымаливать прощение. Кроткий Серафим благословил и простил их. Этим поступком старец, несомненно, спас от наказания не только их тела, но и души.

Серафим Саровский является образцом для подражания, он почитаем в народе. Старец учил приходящих к нему кротости. Молитвы о смирении и терпении Серафиму Саровскому:

О, великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.

Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския.

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Кроме того, святой учил терпеть все невзгоды и скорби с радостью. Жизнь человека пролетает незаметно, а за ней следует вечность. И от того, как мы проживаем свои дни, зависит то, что ждет нас за чертой. Господь допускает испытания, чтобы сделать людей сильнее духом, научить состраданию и взаимопомощи. Об этом же говорил апостол в послании к Галатам (6:2): "Носи́те бремена друг друга, и так исполните закон Христов". Чтобы научится принимать все, посланное свыше, с радостью, нужно читать молитвы о смирении, терпении и кротости.

Скорбь и ропот

Когда в жизни человека случаются неприятные события, болезни, безденежье или потери, нужно понимать, что все это посылается свыше для спасения души. Звучит странно, но это так. Если все события принимать с благодарностью, извлекать из них уроки и стремиться к исправлению своей жизни, любая скорбь будет не такой глубокой.

Но когда человек начинает роптать, винить во всех своих бедах окружающих или Бога, его спасение отодвигается на неопределенный срок. Негодование, неприятие своего креста - одно из проявлений смертного греха гордыни. Любое перенесенное испытание теряет смысл, как только начинается ропот. Противоположное качество - терпение. Овладеть им непросто, но Богу возможно все, поэтому нужно к нему обращаться.

Молитва о смирении и придании терпения:

Отче милосердия и Боже всякаго утешения! К тебе взываю я во имя Иисуса Христа о даровании мне истиннаго христианскаго терпения. Вооружи меня им против всякой скорби, дабы я в ней был терпелив, ибо это весьма драгоценно. Соделай меня готовым к поднятию на себя креста Христова, терпеливому несению его и твердому пребыванию под ним до конца. Отжени от меня всякий ропот и всякую досаду плоти на тяжесть креста и продолжительность времени его. Предстань, о возлюбленный Иисусе, с Твоим терпением под крестом и на кресте, предстань очам моим и сердцу моему, дабы созерцанием Тебя я ободрялся и укреплялся к постоянному перенесению всего. Соделай, о терпеливый Спаситель, да не утомляюсь в духе моем, но в терпении да вниду чрез страдание и скорбь в Царствие Божие. Мне нужно иметь терпение, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Я прошу его у Тебя, благоволи исполнить прошение мое!

Притча о двух ангелах

Два ангела попросились переночевать в богатый дом. Хозяева, презрительно поджав губы, пустили их в холодный подвал, не предложив даже поужинать. Один ангел устроился на ночлег на холодном земляном полу, а другой стал заделывать дыру в кирпичной кладке.

На следующую ночь переночевать их пустили в небогатую избушку, стоящую на окраине села. Хозяева угостили ангелов скромным ужином и положили поближе к печи. Утром хозяева едва сдерживали рыдания: ночью в хлеву околела их единственная кормилица - дойная корова.

Младший неопытный ангел спросил у того, что постарше: "Почему так несправедливо устроен мир? Тем, кто обошелся с нами скверно, ты заделал дыру в стене, а эти бедные крестьяне потеряли все, что у них было ценного, и ты не помог им?"

На что второй ангел ответил: "В старом подвале спрятан чугунок с золотыми монетами. Рано или поздно стена разрушится окончательно, и скряга умножит свое богатство. А к крестьянам ночью приходила Смерть, хотела забрать жену хозяина. Я же уговорил ее взять вместо женщины корову".

Смысл рассказа в том, что большинство людей не догадываются об истинном положении вещей. Переживая о потере имущества, нужно благодарить Бога за то, что живы и здоровы близкие. Трудно пересилить себя и научится не скорбеть о потерянном, но в этом помогут молитвы о смирении и терпении, обращенные к Пресвятой Богородице:

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрешаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево! Всем предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в державный Твой покров: инаго бо не имамы грешнии к Богу в бедах и скорбех присно избавления, обременени грехи многими, Мати Бога Вышняго! Тем же Ти припадаем: избави от всякаго обстояния рабы Твоя! Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия Рождшая Виновнаго! Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи!

Семейная жизнь и служение ближним

Такие качества, как смирение, терпение, кротость и умение прощать, незаменимы в браке. Семья - это крест, служение супругу, детям и престарелым родителям. Гордость и вспыльчивость отравляют жизнь в браке, а порой приводят к необратимым последствиям. Любой конфликт в семье следует решать спокойно, с холодной головой, без скандалов и рукоприкладства. Однако не всегда получается сдержаться.

Молитва о смирении и терпении в семье святого Иоанна Кронштадтского поможет:

О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да ни мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо: Ты - общий всех Кормилец - питаешь, довольствуешь и хранишь; все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, - каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас. Аминь.

Терпение - спасение души

Стойко переносить трудности, вставая после каждого удара судьбы, способны не все. Господь хорошо знает слабую человеческую натуру, поэтому помогает нам, если попросить. Ниже - еще одна молитва о смирении и терпении духа:

Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать - наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты - всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась, и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.

Первые христиане в периоды гонений испытывали ужасные пытки и не сдавались. В наше время такой жестокости по отношению к верующим нет, но очень много соблазнов. Противостоять миру невероятно сложно, наша жизнь похожа на карусель: дом, работа, дети. Короткие отпуска на море или перед телевизором. Бесконечный поток информации делает человека неспособным к молитве, размышлениям о смысле жизни. Сегодня спасти свои души гораздо сложнее, чем в первые века после Рождества Христова. Поэтому нужно остановиться, хоть на минуту, прочесть молитву о смирении и терпении. Господь обязательно поможет.

Религиозное чтение: молитва о смирение в православии в помощь нашим читателям.

Молитва о смирение в православии

ПОМОГИТЕ ХРАМУ!

Азы православия

Мастерская

О смирении

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты – тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет – чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: “Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели”. В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: “У тебя зубы больные?” Надо ответить: “Господь пока хранит, милует”.

Один священник мне рассказывал: “Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи – опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову”. Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! “Не я, а Господь”, – так апостол Павел говорил. – “Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною” (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова – подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: “Ты уже совершенный”, он смотрел на стену и читал: “А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? ” “Любишь ли ты врагов? ” И начинал себя обличать: “Все это – ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви”. Приходит ему мысль и он читает: “Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? ” И говорит себе: “Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной”. Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: “Господи, все спасутся, один я погибну”. Смотрел на огонь печи: “Одна моя окаянная душа будет в огне гореть”. И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах.

А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся – за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и – в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали – за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды.

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому – корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: “Старец совсем обезумел. Какие глупости – сажать капусту вверх корешками!> А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания – “Благословите”, и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь – это школа, а все, что нам попускает Господь – скорби, искушения – это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили.

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних – и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: “Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась”. И душа наша успокоится. А если мы начнем: “А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня. ” И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках “компромат” на этого человека: “Вот, он такой и такой. “; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: “Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! ” Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти “мысли” нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости – ни обиды, ни раздражения – не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: “Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет”. А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: “Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю”. А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: “Для чистых все чисто” (Тит. 1, 15), а грязному – все грязно.

Как вести себя, когда обидят?

Когда нас обидят, надо тут же вспомнить, что это не человек нас обидел, а злой дух, который действует через него. И поэтому нельзя в ответ обижаться, гневаться. А что же надо делать? Подойти к иконам, положить несколько земных поклонов, возрадоваться и сказать: “Господи, благодарю Тебя, что Ты предоставил мне такой урок для моего смирения, для очищения моей души от грехов”. Как-то оптинский старец Никон полнил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: “А кто это мог написать? От кого письмо? ” Но он тут же взял себя в руки: “Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть”. Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие “христиане”, которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать – таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: “Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит”.

Один старец-священнослужитель писал о себе: “Я – как пес. Бывает, псу скажут: “Вон отсюда! ” – он и отойдет подальше; отойдет и сидит – ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: “Ну-ка, иди сюда! ” – он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся”.

Что делать, когда приходят искушения?

Если искушения приходят к человеку, значит их попускает Господь. Для какой цели? Господь говорит: “Терпением спасайте души ваши” (Лк. 21, 19), “претерпевший до конца спасется” (Мф. 10,22) И вот когда искушения приходят, и человек мужественно все переносит, то Господь за это дает награду, а самое главное – у человека внутри начинается возрождение души. А для того, чтобы легче было переносить страдания во время искушений, надо видеть в различных искушениях не нападки людей, а нападения злых духов. Через ближних действует диавол, и надо помнить об этом, и не обвинять людей. Если тот, на кого направлено это искушение, не принял его в свою душу – бес посрамлен. Но для того, чтобы не принимать близко к сердцу всякого рода искушения, надо пройти долгий путь тренировок отражения бесовских нападок. Как в спорте, например, в боксе, чтобы победить в бою, надо потрудиться в поте лица, тренироваться не один год. Бывает, что тебе уже кажется, что ты ловкий, сильный, все можешь, а начнутся соревнования, встретишься с противником, он тебя и побил, победил. И оказывается, что ты не такой уж и ловкий, не такой уж и сильный. Поэтому надо работать и работать над собой, пока не придет навык защиты. Точно такой же навык должен быть и у нашей души. Человек должен уметь защищаться от нападений врага. Поначалу будет трудно, но если мы будем постоянно контролировать окружающую нас действительность и свое поведение, мы научимся не принимать искушений. А потом, если удары посыплются со всех сторон, то у нас выработается иммунитет, нас будет хранить благодать Божия, и человек свободно будет проходить все виды искушений. Но повторяем: этому надо учиться. Все мы учимся чему-то, какому-то делу, для того, чтобы пропитать, сохранить тело; также надо учиться и тому, чтобы сберечь мир в душе. А мир в душе – это главное. Тело может увядать, а душа закаляется и становится все сильней, все мужественней. Апостол Павел говорит: “Сила Божия в немощи совершается” (2 Кор. 12,9).

Тот человек, который работает над собой, достигает таких высот, что если его постигают скорби или болезни, он начинает им радоваться. Господь говорит: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю” (0ткр.3,19). Значит, в это время Господь обратил внимание на нас и попустил нам искушения для спасения нашей души. Если человек все мужественно переносит, он свою душу в скорбях очищает. Есть такие люди, у которых скорбей, болезней, напастей очень много, и они никого в этом не обвиняют, на Бога не ропщут, на ближнего на обижаются, а радуются всем выпавшим на их долю испытаниям. А вот если мы здоровы, как быки, никаких у нас скорбей нет, нет и болезней, то мы неуправляемы, нас обуздать нельзя; вот тогда надо рыдать и плакать, вот это настоящая беда!

Если мы на козни беса не попались, выстояли, надо все равно быть начеку, он новое начнет замышлять, начинает сети ставить в другом месте. Например, человек не обиделся, когда его оскорбили. Ближний его ругает, а ему все равно, тот клевещет, сплетничает, а он и не берет во внимание. Бес начинает с другой стороны подкрадываться; подойдет к человеку и начнет ему нашептывать: “Ну, вот, ты все перетерпел. Какой ты молодец, ты уже достиг совершенства”. И начинает расти гордыня. А как только человек возгордится, начинается падение. Потому смирение – это главное. Когда человек не превозносится, считает, что он прах, у него есть защита от Бога, Господь покрывает его Своею благодатию. “На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного”, – говорит Он. – “Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим” (Мф. 11,29).

Как научиться не раздражаться?

Две женщины прожили в мире пятьдесят лет и ни разу не поругались. Одна говорит:

– Слушай, мы с тобой ни разу не ругались. Давай хоть раз поругаемся!

– А вот будем стирать, я воды налью и скажу: “Вынеси”, а ты не выноси. И мы поругаемся.

И вот, началась стирка. Первая налила воды и говорит:

– Ну-ка, быстро вынеси!

А вторая. схватила ведро и уже на улице. Так они и не смогли поругаться.

В одном журнале было написано про старика-долгожителя. Приехали к нему медики спрашивают:

– Всегда спокойно. Никогда не раздражался, ни с кем не ругался, не спорил.

А они все хором:

– Да не может быть, что Вы никогда не спорили!

– Верим. Вы даже с нами не стали спорить.

Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, – благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах – душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: “А я каюсь! ” Каяться на словах, одним языком – это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра “вымытая свинья снова идет валяться в грязи” (2 Петр. 2,22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо.

Наш путь христианский – ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: “Всю жизнь ты болтал – теперь хватит! Принимайся за дело – читай молитву. Не хочется? Заставлю! “

Если уныние только пришло, только началось – открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить – если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает – и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа – сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: “Господи, до чего бесы обнаглели – уже из келий насильным путем вытаскивают!” Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: “Господи, что же Ты не помогаешь? ” А Господь и говорит ему: “А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог”.

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: “Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону – бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив”. И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его. Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Что выше: смирение или послушание?

Если у человека нет послушания, то это означает, что у него нет и смирения. Смирение рождает послушание. Приходилось видеть смиренных людей – такая с ними радость! Такая благодать! Такому человеку говоришь: “Подойди ко мне”. И человек не идет, а бегом бежит: “Батюшка, слушаю Вас”. Ему благословляешь какое-то послушание, а он: “Хорошо, сейчас все сделаю”. А когда гордому человеку что-то скажешь, он еще подумает: подойти к тебе или нет. Если и подойдет, спрашивает: “Чего хотел? “- “Ну, я хотел, чтобы ты пошел картошку почистил”. – “Еще чего не хватало! Я – и чтоб картошку чистил! ” – “Ну, хорошо, иди подежурь”. – “Не пойду дежурить”. – “Ну, идем чаю попьем”. – “А – чаю? Чаю можно”.

Со смиренным человеком так приятно! Вы никогда не увидите этого человека раздраженным или обиженным, не услышите, чтобы он возвышал голос, чем-то возмущался. Куда бы этого человека не послал, он везде доволен, всем рад. Любое послушание выполнит, потому что он смиренный. И таким людям Господь дает здоровья, а самое главное – душевный мир, радость, покой.

Ребенок пяти лет хочет научиться смирению. Возможно ли это в таком раннем возрасте?

Смирению надо учиться с ранних лет. Это правильно. Главное – жить не “как я хочу”, а по родительским наказам. Что сказали, то и надо выполнять, и не с недовольством, а с радостью, с готовностью. Тогда будет воспитываться не внешнее, наружное смирение, чтобы похвалили, а настоящее, глубокое смирение, которое угодно Богу. Смиренная душа всегда легка и радостна, всем несет свет и любовь.

Когда учишься смирению, нельзя раздражаться, возмущаться. Нельзя плакать от обиды, что куда-то не взяли поехать, куда-то не отпустили, что-то не разрешили. Надо понимать это так: “Значит, мне это не благословил Бог, Ему это не угодно, а мне не полезно”. И спокойно сесть, учить уроки, как велит мама.

Как переносить неприятности? Как смириться гордому человеку?

Гордого человека узнать не так уж трудно. Если он горд, он всегда поднимает шум, крик. Из него извергается огромный поток нечистоты.

Если православный искренне хочет избавиться от гнева, от крика, научиться никогда не стучать по столу кулаком, не хлопать дверью, не бросать телефонную трубку, посуду на пол, ему надо – как основу – понять: “Я перед Богом ничто! Все в Его власти, и Он попустил мне это искушение. И чего же мне бесноваться?”

Для того, чтобы достигнуть полного незлобия, надо всецело предаться в руки Божий, уступить место Богу, помнить все, что происходит с нами в течение дня, попускается Промыслом Божьим, который заботится о нашем спасении. Господь желает нам очиститься и войти в Небесные чертоги. А войти туда можно, только став святым. Святость – это незлобие, непорочность, безстрастность. Безгрешных людей нет- один Господь без греха. Но настрой души на святость и стояние пред Богом с чистым, нелукавым сердцем и есть святая жизнь.

Кто-то вас оклеветал? Мы можем на клевету обидеться, оскорбиться. А можем в этот момент вспомнить, как безгрешный Господь понес клевету и сплетни, наговоры во искупление нас от вечной смерти. Безгрешный Господь! А мы-то не без греха! В этом невиновны, в другом согрешили!

И если вовремя вспомним, что Господь нам заповедал любить ближнего как самого себя, то ради ближнего, который нас в данную минуту оскорбляет, потерпим. Господь его, как и нас, искупил Своею Кровию. Значит, Он любит его так же, как и нас. Ближний наш дорог Господу, неужели мы сможем нанести какой-то вред тому, кем дорожит Сам Бог? Просто у нашего ближнего такой период, когда он ослаб духом, – так нельзя же слабых “добивать”, надо им простить их слабость!

Если мы все перенесли и Бога поблагодарили за искушения, то душа умиротворяется. Поверьте, умиротворяется не столько нашими усилиями, сколько милостью Божиею. Ведь Он наблюдал за нами и видел, что мы сделали усилие и подавили свой гнев, свое возмущение. И за это усилие Он дарует нам Свой мир, Свою любовь. Это великая награда! Ни постами, ни многочасовыми молитвами, ни бдением не получить так быстро этого дара, как терпением и смирением. Смирение – вот оружие, отражающее все нападки и козни бесов.

А ближний, который “разошелся” на нас, но не встретил вражды, тоже начинает понимать, что он ослабел духовно. Он попросит у нас прощения, пойдет покается на исповеди. Так мы сами не нагрешили и своим примером спасли ближнего от погибели. В покаянии Господь очистит его от греха и не вспомянет ему об этом, а если не покается, это на его совести. Молитесь за своих обидчиков, как молился на Кресте Сам Господь за распинавших Его.

Постигла нас любая скорбь, неприятность. Надо сразу взять себя в руки, не раскисать, не отчаиваться и сказать: “Значит, так Богу угодно, чтобы я преодолел эту беду.”

Если к нам приходят друг или подруга и у них беда, то мы начинаем подыскивать слова, чтобы их утешить. Точно так же мы и себя должны утешать. Скажите себе: “Что ты разволновался? Утешься, что ты дергаешься? Самому действовать не надо, куда-то бежать, что-то предпринимать. Господь смотрит, как ты воспримешь это. Начнешь суетиться или дождешься, когда Он Сам избавит тебя от беды. Ведь Он-то все знает лучше тебя.” Вот так смиримся и добавим: “Успокойся, все пройдет. Все перемелется, перетрется. Посмотри, сколько бед в твоей жизни было – и все как-то более или менее благополучно закончились. Это не смертельно.” Так уговариваем себя, и в душе все успокаивается. Не надо ни бритву искать, чтобы вены порезать, ни веревку.

Бывает, что враг внушает: “Не держи в себе гнев, а то еще заболеешь. Скажи все ближнему, пусть увидит, что ты о нем думаешь!” Это сатанинский дух. Он живет в гордом человеке, питается отрицательной энергией. Если мы его давно своими страстями “не кормим”, давно ни на кого не гневались, он может устроить искушение, чтобы мы вышли из себя. А когда предадимся воле Божией, он остается голодным. Раз перетерпели – он остался голодным, второй, третий, десятый – он совсем сник. Не будет у него сил злить, и он нас оставит, потому что ему нечем будет поживиться.

Когда бес бывает так посрамлен, когда не выходит у него искусить кого-то на грех, на зло, он с гулом летит в преисподнюю. А там его наказывают, задают порку, мучают. А к устоявшим посылают бесов посильнее. Раз слабый бес не смог совладать с человеком, значит, более искусный в кознях посылается к нему. Человек, может, не сразу победит более сильного беса, а потом и с ним научится бороться. Так возрастает человек в смирении.

Запомните: с нами Бог, с нами Божия сила смирения! С нами Матерь Божия! С нами Его святые угодники! С нами Его Небесные силы! Один Ангел Господень сильнее тех бесов, которые нас тучами одолевают. Почему? Да потому, что он – Ангел Божий. А где Бог, там правда, там победа! Иначе и быть не может!

Почему так важно для православного христианина обрести смирение? Так ли это необходимо в деле спасения человека?

“Жизнь духовная должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна. Смирение есть без труда спасение. Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание “дома душевного монашеской жизни”, – говорит преподобный Феофан Новоезерский. И приводит слова Евангелия: “Научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.”

Смирение – основа нашего спасения. У Давида-псалмопевца написано: “Смирихся, и спасе мя Господь”. Все подвиги, которые человек совершает в земной жизни: пост, молитва, бдение, телесные труды, милостыня, – не цель, а средство к достижению цели. А цель эта – смирение. Когда человек смирился, тогда все в его жизни становится на свои места.

Когда человек себя настроит так, что он ноль пред Богом, ничто, тогда Господь начинает творить в его душе Рай – Царство Небесное.

У нас много желаний. Например, у девушки есть желание выйти замуж, родить ребенка. Другой хочет иметь много денег. Третий – приобрести видео. Желаний много, мы должны их ограничивать и даже отсекать, если они мешают нашему спасению.

Допустим, кто-то скажет: “Мне хочется жениться.” А нужды особой к этому нет – человек не готов нести ответственность ни за прочность брачного союза, ни за детей, которые могут родиться, ни за их воспитание. Говорим ему: “Это желание у тебя пройдет. Надо отсечь его.” Вот тут и начинается подвиг, проверяется смирение. Или кому-то захотелось иметь машину “Мерседес”. Ну и что, что” захотелось”! Надо это желание отсечь, потому что он и водить машину еще как следует не научился, может кого-то убить, да и средств на покупку только треть. Значит, занимать придется, в долги залезать. А если разобьет машину, еще не выплатив долги? Совсем плохо. Короче – не полезно ему машину покупать, нет воли Божией. Другому “захотелось быть в Думе”, а возможности туда пройти нет. Такое желание мы отсекаем. И так в каждом деле надо управлять своими желаниями, начинать с малого: хочется досыта наесться, надо это желание отсечь – поесть немножко. Есть надо столько, чтобы, если пригласят после обеда куда-то в гости, можно было бы еще столько съесть.

Люди, когда готовят себя для вечной, блаженной жизни, уже в этом мире живут свято, стараясь все терпеть. Жил такой смиренный монах. Шел он однажды по дороге, а бесноватая женщина, блудница подошла к нему и ударила его по щеке. Он смирился и подставил другую. Она его и по другой щеке ударила. Он снова подставил. И бес в этой блудной девице зарычал от злости, вышел из нее, и она выздоровела. Потому что смирения диавол терпеть не может.

Вспоминается еще один интересный случай. Епископ Спиридон Тримифунтский однажды вошел к царю во дворец. Одежда на нем была такая простенькая, что царский слуга подумал, что это вошел попрошайка, какой-то нищий и ударил его по щеке. Святитель ни слова не сказал, с умилением посмотрел на слугу и подставил ему другую щеку. Видя его смирение, слуга упал в ноги святому: “Отче, прости меня, я думал, что ты человек с улицы, посторонний. А ты совсем не простой человек”. Слуга увидел его святым.

Многие могут соблазниться и возмутиться: “Так что же мы должны всем подставлять щеки?” И вот один такой человек прочитал Евангелие, нашел слова Христа “. ударили пб левой, подставь правую щеку. ” Побежал в мужской монастырь. Встретил одного монаха, говорит: “Читай, что написано”. – “Христос говорит, что если тебя ударили по одной щеке, надо подставить другую, не мстить”. – “Вот тебе, на!” – и он ударил этого монаха по одной щеке, по другой. Так он к одному, к другому, к третьему подбегал. Все терпели, сдачу не давали. Искушал братьев в монастыре, всех бил. Увидел одного послушника, тот новенький, еще не знал смиренной монашеской жизни. Подошел и к нему, дал и ему Евангелие прочитать. Потом ударил его да идти собрался. А послушник его останавливает: “Подожди. А вот в этом месте написано: “Обратихомся и попрахом”, “Какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится”. Развернулся и как дал ему. Тот, бедный, пробкой вылетел из монастыря.

Смирение – великое дело. Все раздоры – семейные, государственные, национальные – бывают на почве нашей гордыни. Мы о себе высокого мнения, тщеславные, самолюбивые. Хотим, чтобы все о нас знали, говорили о нас хорошее. Так наша гордыня еще больше растет. В человека входит демон гордыни, живет в нем, питается этой страстью.

А тот человек, который думает о себе, что он последний, перед всеми смиряется, наполнен благодатью Божией. Вспоминается пример из жизни преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. Пришел он к великому князю Изяславу в гости. Тот принял его с любовью, долго с ним беседовал. Хозяин его задержал допоздна, а идти преподобному пешком было очень далеко. Уже ночь настала. И попросил князь слугу отвезти преподобного на княжеской карете. Слуга подумал, что гость простой, какой-нибудь сборщик податей. И говорит ему: “Давай-ка садись, правь, а я посплю”. Старец сел вместо кучера и правил. А когда утром слуга проснулся, то увидел удивительное: вельможи ехали ко князю Изяславу, и, встретив преподобного Феодосия, все кланялись ему. Слуга все удивлялся, но не понимал, в чем дело. Когда же они въехали в монастырский двор, вся братия вышла встречать своего игумена, поклонились ему низко и брали у него благословение. Конечно, старец не был о себе высокого мнения. Он смиренно правил упряжью, вез спящего слугу. А смирение все побеждает – и козни вражьи, и замыслы лукавого, и неприязнь ближних.

Почему Господь от нас ждет смирения? Потому, что Он создал наше тело из праха земли и вдохнул в лице дыхание жизни, душу разумную, безсмертную. И какие нам Господь дал таланты – все они не наши, а Господни. Наши же у нас только грехи. А грехами гордиться, похваляться есть высшее безумие.

У святых отцов написано, что, если хочешь стяжать смирение, проси у Бога поношений, оскорблений. Но ведь этот путь не каждому по силам. Как же достичь смирения на практике?

Просить у Господа поношений могут только те, кто уже чего-то достиг, встал на какую-то духовную ступень. И для большего подвига они просят Господа, чтобы Он послал им смирителей. Когда человек в молитве просит:

“Господи, дай мне смирения, терпения, послушания, значит, он просит у Господа возможности смириться с чем-то или с кем-то, чтобы кто-то оскорбил, обидел, втянул в какую-то неприятность. Пришла неприятность? Мы должны взять себя в руки и сохранять спокойствие.

Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?

Мы знаем из святых отцов: если послушник по договоренности с духовником полностью вверяет себя в его руки и все выполняет со смирением, Господь его От падений защищает. Но такие отношения могут быть только в монастыре, к мирянам это не относится, они этого не поймут. Для них главное – получить Божие благословение на учебу, на брак, устроиться на работу.

Святые старцы разных времён особое внимание обращали на такие понятия, как терпение и смирение. По их словам, это приближает каждую человеческую душу к Царству Небесному. Но как, порой, сложно заставить себя где-то промолчать, а где-то поступить определённым образом. На такой случай есть молитвы, помогающие развить в себе необходимые качества.

Правила чтения

Молитвы нужно читать регулярно. Напрасно многие люди ожидают от молитв какого-то магического эффекта. Это настоящая беда нашего времени. Молитвословия стараются превратить в заговоры, которые непременно дадут мгновенный результат. Так не бывает. Возможно, за исключением редких случаев. Господь ценит духовную работу человека над собой. Читая молитвы, люди просвещают свою душу, поднимаются на новый для себя уровень . И только Бог знает, что и когда нам полезно получить из того, что мы просим.

Чтобы устоять перед трудностями жизни, необходимо молиться Богу о придании терпения и сил

Говоря о терпении и смирении, важно понимать, что сам процесс чтения молитв - это уже первый шаг на пути к совершенствованию себя в этом отношении. Превозмогая свою лень и нежелание совершать данный обряд каждый день, человек укрепляет собственный дух, смиряет свои страсти и учится ждать, когда будет дано ему то, чего просит.

Другие православные молитвы:

Правила для всех молитв практически одинаковы. Лучше, если они будут прочитаны в храме перед образом святого при зажжённой свече. Дома также важно выделить для моления отдельное место, где никто не отвлекает. Обстановка должна быть спокойной, чтобы чтение молитвенного текста не превратилось в механическое бормотание без понимания смысла.

Прежде чем начать, следует побыть в тишине, очистить мысли от суеты и настроиться на разговор с Отцом Небесным. Душа во время молитвы должна наполняться приятным чувством .

Чем помогает

Обращаясь к Богу и его угодникам за помощью, человек обретает чувство защищенности, поддержки. Многим сложно до конца положиться во всём на Господа, вследствие слабой веры. Но, как учат святые отцы, этому нужно научиться и в помощь нам - молитвы.

Процесс чтения молитв – это первый шаг на пути к смирению

Часто случается так, что люди вступают в конфликт с кем-то из своего окружения, проявляют нетерпеливость. И это негативно отражается на их внутреннем состоянии. Чтобы лучше совладать с подобными проявлениями чувств, как раз и нужно читать молитвы о даровании терпения и смирения.

Статьи о значении псалмов:

Как читать

Приступая к молитве, необходимо настроиться на разговор с Богом. Все мысли должны быть обращены к Нему. Лучше произносить слова вслух, но негромко. Так будет проще вникнуть в смысл молитвы и не рассеивать своё внимание. Читать с выражением, как стихотворение в школе не нужно. Молитвословия проговариваются ровно, можно сказать, даже монотонно.

Важно! Главное, в этот момент максимально открыть свою душу и действительно верить, что Бог слышит просьбу.

Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать - наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты - всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.
Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрешаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево! Всем предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в державный Твой покров: инаго бо не имамы грешнии к Богу в бедах и скорбех присно избавления, обременени грехи многими, Мати Бога Вышняго! Темже Ти припадаем: избави от всякаго обстояния рабы Твоя! Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия Рождшая Виновнаго! Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи!
Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

В заключение остаётся добавить напутствие одного старца о том, что

Иисус Христос (Спаситель)

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем : и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).


Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее, к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.


Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (Иак.4:4-6).

Преподобный Исаак Сирин

МОЛИТВА СМИРЕНИЯ

Вопрос. Какие преимущества смирения ?

Ответ. Как самомнение есть расточение души в мечтании ее, которое приводит ее к парению и не препятствует ей парить в облаках своих помыслов, так что кружится она по всей твари, так смирение собирает душу в безмолвие , и сосредоточивается она в себе самой. Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей. И как душа внутри тела сокрыта от зрения и от общения со всеми людьми, так и истинно смиренномудрый человек, по своему отлучению от всех и по лишению (произвольному) во всем, не только не желает быть видим и знаем людьми, но даже такова его воля - если можно, от самого себя погрузиться внутрь себя, войти в безмолвие и вселиться в нем, всецело оставив все свои прежние мысли и чувствования, соделаться чем-то, как бы несуществующим в твари, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей. И пока таковой человек бывает сокровен, заключен в себе и отлучен от мира, всецело пребывает он во Владыке своем.

Смиренномудрый никогда не останавливается (не находит удовольствия) посмотреть на собрания, народное стечение, волнение, шум, разгул, хлопоты и наслаждение, следствием которого бывает невоздержность; не вовлекается в речи, беседы, клики и рассеяние чувств, но всему предпочитает разобщаться со всеми в безмолвии, уединившись и отлучившись от всей твари, заботясь о себе самом в стране безмолвной. Во всем умаление, нестяжательность , нужда, нищета - для него вожделенны. Ему желательно не то, чтобы иметь у себя многое и быть в непрерывных делах, но чтобы во всякое время оставаться на свободе, не иметь забот, не возмущаться здешним, так, чтобы помыслы его не исходили вне его. Ибо уверен он, что, если вдастся во многое, не возможет пробыть без смущения помыслов, потому что при многих делах бывает много забот и сборище помыслов многосложных. И человек перестает уже в мире помыслов своих быть выше всех земных попечений, за исключением малых, самых необходимых потребностей, и утрачивает мысль, озабоченную единственно лучшими ее помыслами. Если же потребности не перестают удерживать его от лучших помыслов, то доходит он до состояния, в котором и терпит и делает вред, - и с этого времени отверзается дверь страстям , удаляется тишина рассудительности, бежит смирение и заключается дверь мира. По всему этому смиренномудрый непрестанно охраняет себя от многого и тогда находит себя во всякое время в тишине, в покое, в мире, в кротости , в благоговении.

В смиренномудром никогда не бывает суетливости, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое . Если бы небо прильнуло к земле, смиренномудрый не ужаснется. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый - безмолвник. Кто несмиренномудр, тот не уничижен, но уничиженных несмиренномудрых найдешь многих. Сие и значит, что сказано кротким и смиренным Господом: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Смиренномудрый во всякое время пребывает в покое, потому что нечему привести ум его в движение или в ужас. Как никто не может устрашить гору, так небоязнен и ум его. И, если можно так выразиться (а, может быть, и не неуместно сказать это), смиренномудрый несть «от мира сего» (Иоан. 8:23); потому что и в печалях не ужасается и не изменяется, и в веселии не приходит в удивление и не ширится. Но все веселие его и истинное радование - во Владыке его. За смиренномудрием следует кротость и собранность в себя, т.е. целомудрие чувств, соразмерность голоса, немногословие, небрежение о себе, бедная одежда, ненадменная походка, наклонение очей долу, превосходство в милосердии , скорое излияние слез , уединенная душа, сердце сокрушенное, неподвижность к раздражению, нерасточенные чувства, малость имущества, умаление во всякой потребности, перенесение всего, терпение, небоязненность, твердость сердца, происходящая от возненавидения временной жизни, терпение в искушениях , веские, а не легкие мысли , угашение помыслов, хранение тайн целомудрия , стыдливость, благоговение, а сверх всего этого непрестанное безмолвствование и всегдашнее обвинение его в невежестве.

Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смятение или смущение . Смиренномудрый иногда, будучи один, стыдится себя самого. Дивлюсь же тому, что истинно смиренномудрый не осмелится и помолиться Богу , когда приступает к молитве , или счесть себя достойным молитвы, или просить чего-либо иного, и не знает, о чем молиться, но только молчит всеми своими помышлениями, ожидая одной милости и того изволения, какое изыдет о нем от Лица достопоклоняемого Величия, когда преклоняет он лице свое на землю, и внутреннее зрение сердца его вознесено к превознесенным вратам во Святое Святых, где Тот, Коего селение - мрак, Кто притупляет очи Серафимов, Чья добродетель побуждает легионы к ликостоянию их, Кто на все чины их изливает молчание . И осмеливается он только так говорить и молиться: «по воле Твоей , Господи, да будет со мною!» То же говорить и мы будем о себе. Аминь.

Статьи по теме