Презентация на тему "Андрей Рублёв". Тема урока: "Великий иконописец Андрей Рублев" Жизнь и деяния иконописца андрея рублева презентация

Вводное слово.

Русские мастера создали в 14-15 вв. многие знаменитые памятники архитектуры. Было построено много храмов, которые украшались фресками, иконами. Образцом в иконописи стали творения Андрея Рублева.

Андрей Рублев причислен к Лику Святых.

Биография.

О жизни гениального Рублева известно очень мало. Предполагается, что он родился в Московском княжестве в 1460(70) гг.

Происходил из семьи ремесленника (рубель – инструмент для накатки кожи). Ещё мальчиком прошел постриг, т.е. стал монахом, в Троице-Сергиевым монастыре.

Что вы помните об этом монастыре?

Современный вид Троице-Сергиевой Лавры.

Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописи относится к 1405году. Где говориться, что он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле вместе с Феофаном Греком.

К сожалению, тот собор, который расписывали они, сгорел, но на его месте построили новый каменный собор, где есть иконы Рублева и Феофана Грека.

Феофан Грек, византийский художник, руководил иконописной мастерской в Москве. Однажды он приметил работы Рублева и понял, каким талантом обладает молодой иконописец и взял его к себе в ученики.

Несколько лет они работали вместе, сначала расписывали стены, а затем принялись за иконы. На каждой иконе изображали какого-нибудь святого и ставили иконы в ряд. Сначала 1 ряд, но места не хватило, затем 2-ой и так до 5-ти рядов. Образовалась целая стена, её называли иконостасом.

Когда Рублев закончил работу в Благовещенском соборе он вернулся к себе в монастырь, и в память о монахе Сергее Радонежском начал расписывать стены Троицкого собора. В это же время написал он свою знаменитую икону “Троица”. Фрески монастыря не сохранились, а икона дошла до наших дней.

Посмотрите на икону, что изображено на ней?

О чем повествует эта икона, вы сейчас прочитаете в учебнике? (С.64)

О ком говориться в христианской легенде?

Как помогли ангелы семье?

Как можно определить, что на иконе ангелы?

Какие цвета использует художник?

В своей работе Андрей Рублёв использовал нежные, светлые и золотистые краски, поэтому его иконы легко отличить от работ других мастеров.

Сравните иконы А.Рублёва и Ф.Грека. (Цвета, четы лица)

Иконы Рублева служили образцом для всех последующих поколений.

Самое интересное, что икона не всегда оставалась такой как сейчас. Её несколько раз подрисовывали, закрашивали другие художники. Так как олифа, самый верхний слой, со временем чернеет, срок её службы от 30 до 90 лет.

Посмотрите на икону, как она сильно изменилась. Она не только была закрашена на несколько слоев, но и прикрыта окладом. В 1904 году с нее постепенно начали снимать слои нанесенных красок, и только 1919 году она стала выглядеть такой, как мы ее видим.

Как писали иконы, вы прочитаете самостоятельно и постарайтесь запомнить этапы изготовления икон (с. 65-66)

Ионов Иван 8 «А»

Биография и творчество

Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в

Солунский Рождество Христово Сретение Господне Вход Господень в

Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547. Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17

июля н.ст.).

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее),

“Архангел Михаил”, все - рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами - Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 - 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и

создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV - н. XV в.), иконы

- “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” - все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М.В. Алпатов

писал: "Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".

Спас Вседержитель

Андрей Рублев1410 - 1420-е гг.158 x 106 смдоска липовая, паволока, левкас, темпера (у иконы "Спас" правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации икона. Центральная часть иконописного лика Иисуса из Звенигорода Москва, Государственная Третьяковская Галерея.

Крещение Господне

Андрей Рублев (?) первая половина XV века 81 x 62 см

доска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпера икона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля

Преображение Господне

Андрей Рублев Московская школа1405 г.80,5 x 61 смдоска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпераикона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля

1 слайд

2 слайд

Условным годом рождения Рублева принято считать 1360-й (в 1960 г. ЮНЕСКО отметило его 600-летний юбилей). Первое упоминание о нем - в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

3 слайд

На мировоззрение художника повлияло: Победа на Куликовом поле; Экономический подъем Московской Руси; Рост самосознания русского народа, атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV-XV веков

4 слайд

Образы и стиль Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XIV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII - нач. XIII вв.

5 слайд

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. XIV и первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Апостол Павел.Конец XIV.Яичная темпера.

6 слайд

Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Панов И.Г. Андрей Рублев 1996

7 слайд

Даниил Черный был ближайшим другом Андрея Рублева; вместе с ним он расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1425-1427). Брусилов Станислав. Андрей Рублев и Даниил Черный

8 слайд

Когда речь идет о многофигурных и многочастных ансамблях, подобных владимирским фрескам, не легко разобраться, где писал Рублев, а где близкие ему художники, такие, как его товарищ и «спостник» Даниил Черный. Черный В. Андрей Рублёв

9 слайд

В науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. Коллективный характер стенописных работ, а также их плохая сохранность делают задачу выделения индивидуального стиля мастера трудноразрешимой Круг достоверных произведений (наличие исторических свидетельств) : стенные росписи Успенского собора во Владимире; икона «Троица»; фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря.

10 слайд

Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага. Троица, икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

11 слайд

г.Москва. Памятник иконописцу Андрею Рублёву у входа в Спасо-Андроников монастырь. Памятник установлен в 1985 году, скульптор О. Комов В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Биографические сведения. Творчество. Андрей Рублёв

Слайд 2

Андре́й Рублёв (около 1375/80- 17 октября 1428 г.г., Москва) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, создатель фресок, икон и миниатюр. В XVI веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551). Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился он в Московском княжестве (по другим сведениям - в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» - инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Слайд 3

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году. Это свидетельствует о том, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублёв расписали Благовещенский собор в Московском кремле. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр - «Троицу». Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). Вся последующая за этим древнерусская живопись испытала и продолжает испытывать огромное воздействие творчества Рублева. Второе рождение Рублева произошло уже в XX веке, когда были проведены многочисленные реставрации его произведений, исследования жизни мастера и уточнение его биографии. Постепенно имя Рублева становится легендой, символом потерянной Святой Руси и всего древнерусского искусства.

Слайд 4

В эпоху Андрея Рублева (на рубеже XIV-XV веков) Московское государство переживало годы подъема, что выражалось в его общественно-политическом могуществе и в культурном росте. В Москве уже существовали свои очаги просвещения, богатейшие книгохранилища, были писатели, зодчие, живописцы, мастера прикладного искусства. Строились и украшались живописью великолепные соборы Московского Кремля - Успенский, Благовещенский, Архангельский. Привозили из Византии и городов Руси многочисленные станковые произведения (иконы). Созывались в Москву для работы русские художники и приглашались греческие. Жизнь на Руси после первой победы над татарами (1380 г.) была неспокойной: все еще продолжались татарские набеги. Андрею Рублеву пришлось пережить нашествие Едигея в 1407 году. Летописи того времени отметили страшную болезнь - моровую язву, дважды потрясшую Московское государство. Но русских людей поддерживала надежда на скорый успех в борьбе с татарами и начавшееся объединение разрозненных княжеств во главе с Москвой, в связи с чем на Руси зародилось ожидание предстоящего обновления жизни. Это была эпоха начавшегося расцвета искусства. В эпоху Андрея Рублева в Московии работала целая плеяда талантливейших мастеров. Тогда же создавал свои росписи в Новгороде и Москве прославленный мастер Феофан Грек, старший сотоварищ Рублева.

Слайд 5

Андрей Рублев был человеком Святой Руси, своего государства и выражал чувства и мысли своих современников. Он говорил языком родного искусства, основываясь на традициях московской живописи, получившей в его произведениях блестящее развитие. В его замечательных творениях, проникнутых гуманизмом, звучала сама жизнь. Феофан Грек и Андрей Рублев были совершенно различных темпераментов, разного внутреннего строя. Феофан Грек следовал традициям византийской живописи, Рублев же принадлежал московской школе. Не выходя из рамок предписанных иконографией композиций, они подняли московское искусство на небывалую высоту, преодолев крайнюю ограниченность в трактовке религиозных образов, отразили каждый по-своему духовный мир изображаемых героев. Еще при жизни Андрей Рублев стал легендой. Его приглашали для украшения живописью лучших построек. Расписать храм значило написать фрески на стенах и иконы для иконостаса. Одному все это выполнить было невозможно. Рублев работал в дружинах-артелях с самыми выдающимися мастерами - Феофаном Греком, Прохором с Городца, Даниилом Черным. Художники расписывали главные соборы Москвы: Благовещенский, Успенский, Архангельский. Несомненно, великий живописец встречался со многими образованными и прославленными людьми своего времени. Андрей Рублев, так же как Феофан Грек, был большим мастером цвета и новатором в этой области. Художники разрабатывали сложные сочетания красок, создавали гамму, неведомую до них.

Слайд 6

Архангел Михаил из Деисусного чина, 1414 г. Андрей Первозванный, 1408 г.

Слайд 7

Богоматерь, 1408 г. Архангел Михаил из деисусного чина, 1414 г.

Слайд 8

Архангел Гавриил, 1408 г. Иоанн Златоуст, 1408 г. Андрей Первозванный, 1408 г.

Слайд 9

Архангел Михаил, 1408 г Григорий Богослов, 1408 г. Иоанн Предтеча, 1408 г.

Статьи по теме