Торжества по случаю общецерковного прославления афонского старца Василия (Кишкина) прошли в Брянской епархии. Иеромонах Диомид (Кузьмин) Как относиться к акции одного из молодежных объединений по раздаче нательных крестиков

Иеромонах Диомид (Кузьмин) прокомментировал инициативу Федеральной службы по наркоконтролю. Принудительное лечение наркоманов в России может быть введено уже в обозримом будущем, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Федеральную службу по наркоконтролю (ФСКН). «Эта мера, возможно, будет введена в течение 2007 года или в начале 2008», — заявил руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов.

«Сейчас вопрос о недобровольном лечении наркоманов рассматривается в органах законодательной власти. Эта тема проходит согласование, в том числе в Федеральной службе России по наркоконтролю», — пояснил Михайлов.

В ФСКН полагают, что принудительное лечение наркоманов позволит сократить смертность от передозировки наркотиков. При этом, по словам Михайлова, принудительное лечение наркоманов, как мера, нуждается в дополнительной проработке. «Есть нюансы. Мы живем в правовом государстве, необходимо подумать о том, чтобы эта мера не нарушала права граждан. Решение о принудительном лечении наркомании должно приниматься судом. Должна быть создана полноценная сеть реабилитации наркозависимых», — передает слова Михайлова Newsru.com. По его словам, принудительное лечение может стать альтернативным наказанием для наркоманов, совершивших незначительные преступления.

Между тем, идею принудительного лечения наркоманов критикуют т.н. «правозащитники». «Предложение лечить наркоманов принудительно — довольно бессмысленное», — считает председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «В принудительном порядке человека не вылечишь ни от наркомании, ни от алкоголизма, если он сам этого не хочет. То, что действительно необходимо, — создать полноценную и доступную сеть медицинских центров, куда смогли бы обратиться те, кто действительно хотел бы вылечиться», — сказала Алексеева.

Прокомментировать инициативу ФСКН мы попросили руководителя Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаха Диомида (Кузьмина).

«Несомненно, здравое зерно в заявлении Михайлова есть. Наркозависимых необходимо лечить, в том числе и принудительно. Но эта мера может принести пользу только на первом этапе, в дальнейшем надо подключать другие методы по выведению зависимых людей из наркосреды», — сказал отец Диомид.

Однако, по его словам, «сейчас порядка в лечебных учреждениях такого рода нет, и те, кто сегодня попадают в эти больницы, могут даже находясь там, продолжать принимать наркотики». «Поэтому, — уверен отец Диомид, — к предлагаемому закону необходима серьезная система сопроводительных мер — социальных, психологических и других, чего сейчас на государственном уровне у нас просто нет. Ведь даже тот, кто добровольно хочет завязать с наркотиками, не получает никакой поддержки в получении профессии, работы, прописки, необходимых для возвращения к нормальной жизни. Так что кроме медицинского лечения необходима широкая психолого-социальная помощь, иначе никакого эффекта не будет. При этом я уверен, что в деле оказания наркоманам такой помощи нужно обязательно подключать Церковь и общественные организации, которые вместе с государством окажут поддержку этим больным людям. Мы должны доказать им, что они не брошены, что они нужны семьям, обществу, государству. Одно государство с этой проблемой никогда не справится. Поэтому скажу так — сама идея очень неплохая, но чтобы она дала положительный результат, нужно очень серьезно и много над ней поработать».

2650 06.10.2005

В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает людям, живущим с ВИЧ-СПИДом, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь

В ней приняли участие насельник Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни и сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Маргарита Борисовна Нелюбова.

12:14 Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия
Мы живем в Туре — это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное — молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.
Маргарита Нелюбова
: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку — это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

12:18 Владимир, г.Саратов
День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное, чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

12:26 Ольга, Талдом
Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем огалтелом мире, Вам не кажется?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Все равно дело Церкви не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.
Маргарита Нелюбова : Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях — прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

12:29 Лена Р., Москва
Могут ли ВИЧ-инфицированные причащаться в церкви вместе с другими людьми. Можно ли ВИЧ-инфицированным венчаться в церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Ответ на этот вопрос содержится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: «Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии… Это же касается и других Таинств… Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью… Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь».

12:30 Михаил Д-ов, Подольск
Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации, зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Могут. В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей — тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

12:31 Алексей Логинов, Москва
Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь считает сотрудничество со светскими – государственными и общественными – организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

12:34 Александра К., Москва
Существуют ли православные реабилитационные центры для больных СПИД?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Существуют православные реабилитационные центры для наркозависимых, куда принимают и ВИЧ-положительных. Поскольку эти два заболевания подчас сопутствуют друг другу. Информацию об этих центрах можно найти на сайте .

12:37 Маргарита, Калуга
Есть ли какая-то литература по тематике: Православная Церковь и проблема СПИДа?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Информацию на эту тему можно найти на сайтах www.rondtb.msk.ru , mospat.ru , .

12:39 Андрей, Москва
Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

12:46 Лидия, Можайск
СПИД — это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : С медицинской точки зрения — это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

12:51 Вера, Зеленоград
Может быть стоит для СПИД-больных устроить отдельные приходы, назначить специальных священников? Там они себя будут чувствовать комфортнее, не нужно будет бояться кого-то заразить или скрывать свой диагноз?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Представляется, что важной задачей Церкви является интеграция людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) в жизнь церковной общины, а не создание для них специальных приходов – своеобразных религиозных резерваций. Для полного включения этих людей в приходскую жизнь необходимо вести разъяснительную работу среди прихожан относительно ВИЧ и ЛЖВС; готовить приходских священнослужителей к пастырскому окормлению этой категории верующих; всемерно содействовать их включению как в литургическую жизнь, так и церковно-социальную деятельность. На приходах можно было бы создавать православные группы взаимопощи для ВИЧ-положительных прихожан, где бы они обсуждали специальные волнующие их вопросы. Сейчас мы стараемся создать такую группу в Брянске. С медицинской точки зрения, никаких препятствий для интеграции ЛЖВС в православную общину нет. С точки зрения православного вероучения, ВИЧ-положительные члены общины – такие же члены тела Христова, как и другие прихожане; их выделение в особую «касту» противоречило бы учению Церкви.

12:54 Ирина
Как известно, большинство больных СПИДом – гомосексуалисты. Они заразились из-за своего образа жизни и сами виноваты в том, что с ними произошло. Зачем же Церковь им помогает?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : По статистическим данным, приводимым Федеральным Центром СПИД, менее 1% всех ВИЧ-инфицированных в России заразились гомосексуальным путем. Наибольшее количество заражений приходится на внутривенный путь – при потреблении наркотиков, а также гетеросексуальный. Безусловно, Церковь считает гомосексуальные отношения неприемлемыми и греховными. Вместе с тем, как сказано в Концепции РПЦ по ВИЧ/СПИДу: «Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога». И если, узнав о своем положительном ВИЧ-статусе, человек обращается к Богу, готов покаяться и изменить свою жизнь, то священнослужители должны быть готовы сделать все возможное, чтобы ему помочь на пути воцерковления.

12:55 К.Захаров, Кострома
Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова

13:02 Дмитрий, Москва
Часто человек, узнав о своем заболевании, думает о суициде. Что бы Вы сказали ему, отводя от греха?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Я ему скажу: «Нужно жить, даже если тебе кажется, что жить дальше невозможно. Приезжай ко мне в храм и мы с тобой поговорим. Я постараюсь тебе помочь».

13:04 Ольга, Тула
А хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь? Нужна ли Церковь ВИЧ-инфицированным?
Маргарита Нелюбова : Безусловно, Церковь может «заниматься» только теми людьми, которые сами пришли в Церковь или хотят прийти. Опыт осуществления церковной анти-СПИД программы свидетельствует о том, что люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, нуждаются в духовной поддержке. Часто, получив диагноз ВИЧ-инфекция, человек переосмысливает свою жизнь и обращается к Богу, приходит в Церковь. Опыт совершения молебнов о здравии ЛЖВС – а они проводятся в последние выходные каждого месяца в нескольких десятков храмов в разных епархиях – показывает, что количество приходящих на них людей неуклонно растет. Это наглядно свидетельствует о том, что Церковь нужна ВИЧ-инфицированным.

13:06 Егор Н.
Известны ли случаи исцеления от СПИДа?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Статистики на сей счет не ведется, хотя есть свидетельства священнослужителей о таких случаях. Есть множество свидетельств о том, что у людей, которые искренне приняли Бога, принесли покаяние, живут церковной жизнью, значительно улучшается здоровье: повышается иммунный статус, падает вирусная нагрузка. Христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного. В истории Церкви есть множество примеров чудесного исцеления от физических недугов. Однако исцеление духовное не менее важно, чем телесное. Известны случаи, когда ВИЧ-инфицированные воспринимают свое заболевание как лекарство, данное им для духовного выздоровления. Вот слова одной девушки, которая, узнав о своем ВИЧ-статусе, обратилась к Богу, изменила свою жизнь: «Я благодарна Богу, что у меня ВИЧ. Это помогло мне полностью переосмыслить и изменить мою жизнь. Если бы не ВИЧ, неизвестно где бы я сейчас была. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием».

13:18 Мария
Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

13:20 Паша, Москва
Где можно пообщаться лично со священником?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Со священником можно побеседовать в любом храме. Для тех, кто не решается обратиться к священнику, боится быть непонятым, можно порекомендовать прийти на молебен о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом: такие богослужения совершаются в некоторых храмах в последние выходные месяца. Адреса храмов, а также точное время совершения молебна можно узнать на сайте www.rondtb.msk.ru . После молебна желающие могут побеседовать со священником, а при желании и исповедоваться.

13:22 Егор
Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

13:24 Александра, Москва
Скажите, пожалуйста, как много вич-инфицированных людей, на ваш взгляд, «приходят» к Богу? Эта цифра велика или это единицы? Спасибо
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Насколько я знаю, эта цифра велика.

13:28 Ольга, Крюков
Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

13:30 Света, Подрезково
Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

13:34 Елена, Москва
Почему из всех направлений благотворительности вы выбрали помощь именно ВИЧ-инфицированным?
Маргарита Нелюбова : Мы занимаемся и другими направлениями церковной благотворительной деятельности. Что же касается работы по профилактике ВИЧ-СПИДа, то действительно, существует немало заболеваний, представляющих серьезную угрозу для здоровья многих россиян. Есть заболевания, распространенные шире, чем СПИД. Есть болезни, передающиеся такими же путями, как ВИЧ. Немало заболеваний медицина сегодня, как и ВИЧ-инфекцию, не в состоянии вылечить. Однако именно ВИЧ-инфекция, а точнее – ее носители подвергаются наибольшей стигматизации: к психологическим, душевным страданиям заболевших добавляется отчуждение и презрение со стороны окружающих, которые порой переходят в открытую дискриминацию. Известно немало случаев, когда от ВИЧ-инфицированных отворачивались родственники и друзья, они лишались работы и места учебы, им отказывали даже в первой медицинской помощи, когда становилось известно об их диагнозе. Именно презрительное отношение к ВИЧ-инфицированным, выделяющее это заболевание из ряда прочих недугов, и побудило Церковь отнестись к нему с особым вниманием. Православная Церковь всегда осуществляла служение милосердия по отношению к страждущим, больным людям, включая тех, кто оказался отверженным, кого общественная мораль считает недостойными сострадания. Церковь безусловно обличает безнравственность и грех, распространенные в нашем обществе и являющиеся истинной глубинной причиной эпидемии ВИЧ. Вместе с тем, она следует принципу «ненавидь грех, но люби грешника» и обличает греховный навык осуждения заболевших. Осуждение, отвержение больных – это тоже свидетельство нравственного нездоровья общества, которое Церковь обличает и считает тяжким грехом.

13:38 Алекс В., Москва
Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) — это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если отвечать одним словом — сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РЦП по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

13:39 К.Захаров, Кострома
Почему в Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова : Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:42 Сергей, Москва
Почему церковь не участвует в программах «снижения вреда», т.е. раздаче презервативов, обмене шприцов?
Маргарита Нелюбова : Программы «снижения вреда», в частности раздача презервативов и обмен шприцов, ставят своей задачей лишь снижение ущерба, наносимого поведением наркозависимого или человека, имеющего множественные половые связи, прежде всего, обществу. Церковь же призывает к полному отказу от наркотиков и множественных, добрачных и внебрачных половых контактов. Она проповедует не снижение, а искоренение вреда, а точнее его причин: греховной страсти к употреблению наркотиков, безответственного сексуального поведения. Считая, что зависимость от наркотиков – это греховная страсть и призывая полностью отказаться от греха, Церковь считает для себя неприемлемой саму постановку вопроса: можешь не бросать наркотики, но постарайся не заразиться, например, ВИЧ и не заразить других, т.е. не вреди окружающим. Это означает замену одного греха на другой, пусть с точки зрения общественной морали менее тяжелый, но грех. Т.е. Церковь не может рекомендовать: вот так грешить нельзя, а вот эдак – можно, советовать, как лучше грешить. Совершенно ясно, что такая позиция для Церкви невозможна. Пожалуй, стоит еще добавить, что Церковь руководствуется не преимущественно соображениями общественной пользы (как вышеупомянутая концепция «снижения вреда»), а идеей ценности каждого отдельного человека как образа и подобия Божия, ценности, которая не может быть утрачена ни в болезненном состоянии, ни даже в состоянии греха и отпадения от Бога.

13:45 Алексей Реутский («Нескучный сад «), Москва
Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с вич-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?
Маргарита Нелюбова : В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

13:53 Ольга, Подрезково
Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?
Маргарита Нелюбова : Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) — в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

13:57 Мария, Москва
Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводиться определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

13:58 Елена, Москва
Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

14:10 Шестов Павел, Подмосковье
Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители — духовную и молитвенную.

Заключительное слово:
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова : Благодарны всем, приславшим вопросы, за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского.

Они прошли в Богородицкой Площанской мужской пустыни. На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Митрополит Брянский и Севский Александр, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Свенского Успенского мужского монастыря, автор жизнеописания о старце Василии, перед причастием произнес проповедь. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию.

В завершение, поприветствовав духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, митрополит Александр отметил свидетельства святости преподобного Василия и призвал паству следовать примеру жизни праведника.

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, митрополит Александр вручил епархиальные награды - медаль преподобного и благоверного князя Олега Брянского I степени: иеромонаху Диомиду (Кузьмину), благочинному Свенского монастыря, директору издательства «Наследие православного Востока» Андрею Петровичу Власюку и родственнику преподобного Василия Николаю Викторовичу Кишкину.

Мощи святого были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В 2008 году состоялось прославление преподобного Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью.

Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В 2018 году издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Это жизнеописание - десятилетний труд иеромонаха Диомида (Кузьмина), составлявшийся в течение десяти лет на основе архивных источников. В 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м впервые опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина) - духовное наследие старца, представляющее собой учение об аскезе. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

В преддверии празднества прославления преподобного Василия в лике святых по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра в Брянском епархиальном управлении 13 июня состоялась конференция на тему «Преподобный Василий (Кишкин) и его время».

В мероприятии приняли участие игумены и игуменьи монастырей, а также представители Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского. Вопросы обсуждались, связанные с особенностями времени, в котором жил площанский старец, его личность и труды, духовное наследие, история канонизации праведника.

Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин) , в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр.

В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье.

В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни. По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря.

Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где ему было поручено духовное окормление братии. Благодаря его усилиям здесь были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились со старцем.

Через некоторое время старец Василий перешел в Софрониеву пустынь, где проживало немало учеников прп. Паисия.

Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, он пригласил для этого старца Василия. Благодаря духовному авторитету последнего в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в т. ч., прибыл из Коренской пустыни его ученик, постриженный им в 1801 году в монашество с именем Леонида, будущий оптинский старец. прп. Лев (Наголкин). Сюда же переселились последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Эти старцы были непосредственными учениками прп. Паисия и способствовали впоследствии восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях, велико было их влияние и на о. Леонида, положившего начало оптинскому старчеству. Учениками старца Василия были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов).

Находящаяся в запустении Белобережская пустынь усилиями отца Василия и его учеников и сотаинников расцвела как внешне, так и внутренне. Ученики и сподвижники старца Василия стали настоятелями во многих монастырях: о.Серафим – в Площанской пустыни, архим. Мельхиседек (Сокольников) в московском Симоновом монастыре, о.Леонид (Оптинский) в Белобережской пустыни, игум. Серапион (Пирожков) в Одрином монастыре, игум. Филарет в Глинской пустыни, где стал ее возобновителем и духовным возродителем, основателем глинского старчества.

19 августа 1800 года по собственному прошению старец Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. епископ Досифей вызвал отца Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для преподобного рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии отец Василий редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. он исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в т. ч. Кременском, Усть-Медведицком, Борисовском.

В 1804 году преподобный Василий по собственному прошению был уволен за штат и вновь возжелал идти на Афон, но ему помешала начавшаяся война с Турцией, и он возвратился обратно и был зачислен в братию Свенского монастыря, жил в келье, в лесу, в течение некоторого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими монастырями.

В 1811 году преподобный Василий посетил южнорусские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Молченской пустыни.

С 1816 года преподобный Василий перешел в Глинскую пустынь, где прожил 10 лет. Попытки старца исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. У отца Василия всю жизнь было много гонителей, перед которыми он смирялся и всех прощал. В Глинской он был осужден на изгнание из обители и в 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где был встречен настоятелем о. Маркеллином с братией с чувством высокого к нему уважения и преданности. Здесь старец сблизился с благочинным пустыни прп. Макарием (Ивановым), у которого исповедовался до своей кончины.

В октябре 1829 года, во время рубки деревьев, преподобный Василий упал и несколько часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, совершал ежедневные богослужения, кроме литургии, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины преподобный вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

Скончался старец 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения, и был погребен в Площанской пустыни, напротив алтаря Казанской церкви.

После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение о. Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Но в конце 40-х гг. паломничество к почитаемой в народе могиле возобновилось. В апреле 2002 года, при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки о. Василия Кишкина.

В конце 70-х гг. XIX в. ученица о. Василия монахиня Ангелина (Кириллова) составила жизнеописание старца.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО:

На Брянщину из Петербурга меня призвал в 1996 году игумен Сергий (Булатников), назначенный на­стоятелем Площанской мужской пустыни, в ту пору лежавшей в руинах. Мы давно с ним были знакомы. В Петербурге, в качестве вольнослушателя Санкт-Петербургской консерватории я учился расшифровке древних церковных песнопений, записанных крюковым письмом. Чрезвычайно увлекательная была работа, пригодилась нам затем на клиросе в монастыре. После северной столицы немного поразили меня своей дикостью нравы обитателей поселка Коммуна Пчела, который соседствовал с разрушенной пустынью. Вос­становление монастыря в итоге стало не только хозяйственной, но и трудной работой по преображению обычаев здешних мест.

В пустыни сейчас 30 монахов и двадцать трудников. (Прим.: в начале двадцатого века было более 120 монахов). На постоянном жаловании тогда, при открытии, находился только один человек - каменщик. Он учил нас печи класть и стены возводить. Все мы делали своими силами и своими руками. Стабильного финансирования не было, на что денег соберем, то и строим. Восстановили почти все каменные здания в мо­настыре, за исключением тех, которые по разным причинам невозможно вернуть. Хотя главная святыня - Казанский собор - пока еще не возведен, очень уж большая работа. Но проект восстановления уже готов.

Монастырь - это не храмы и стены, это христианская община, духовная семья. Тут не могу не сказать теплые слова благодарности настоятелю монастыря отцу Сергию (Булатникову). Его трудами и заботами обитель стала настоящим домом не только для братии, прихожан, но и для многочисленных паломников. Площанская мужская пустынь еще в середине XIX века обрела во всей России известность своими духонос- ными старцами. Со всех концов тогда ехали к ним за советом и благословением.

Пятнадцать лет я был в Площанской пустыни, а с недавнего времени Владыка благословил занимать­ся духовным образованием в епархии. Благодаря губернатору в прошлом году нам было передано здание ремесленного училища на Покровской горе. А сейчас уже подготовлено жилое помещение для студентов, вовсю идет ремонт и в учебных классах училища. К Пасхе надеемся там начать занятия.

В начале двадцатого века на территории Брянщины, по подсчетам краеведов, было около семисот хра­мов. Мы их все зафиксировали в епархии на специальной карте. Сегодня же действует более двухсот, при­чем многие восстановлены и открыты в последнее десятилетие.

Богом было суждено нашей стране пережить в XX веке страшное время. Но началось-то все раньше, еще в семидесятые годы XIX века, когда начали разрушаться крестьянские общины, люди из деревни рину­лись за работой в города, на заводы и фабрики, где оказались одни, без духовной поддержки.

Удивительная черта русской религиозности - она обостряется в самые тяжелые времена, в годы лише­ний и войн. Так у нас и было весь XX век. В страданиях и болезнях Бог всегда ближе.

Вера - это знание после знания, которое не требует никакого доказательства. Почему на Руси Пасху от­мечают шире Рождества Христова? Потому что это воскресение Христа. Это очень сильное переживание: Он воскрес, а значит, воскреснем и мы! Это непреложная истина - все воскреснут. Это как есть правда, которую нельзя купить, ведь правда - это Сам Бог.

Я люблю много читать. Желающим познакомиться с христианством посоветовал бы прочитать книгу «Православие» митрополита Илариона (Алфеева) в двух томах. Превосходная книга! Ну, и очень люблю русскую классическую литературу - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева. Сейчас многие привычно осуждают Интернет, забывая, что это всего лишь удобная информационная система, а что вы возьмете с ее помощью, это зависит только от вас.

Горести, скорби никого не минуют, это постоянные спутники человека. Вопрос, что ты вынесешь после скорбей. Я всегда, во всех случаях поддерживаю себя надеждой, что мы непременно воскреснем и увидимся с Богом.

Человеку до последнего дыхания оставлена возможность измениться и обратиться вновь к Богу. И если он изменится внутренне, то, значит, не зря жизнь прожил. К нам в пустынь потрудиться самые разные люди приходят. О прошлой жизни иных расспросишь - сплошное было злодейство. Но в любом самом зако­ренелом преступнике есть его живая добрая часть, к которой можно обратиться. И это очень серьезный момент, это не игра. И вот видишь, как со временем в душе человека происходит постепенный переворот. Он становится иным. Он начинает понимать, что такое поступать по-христиански, пытается жить по Божьему закону. Таких примеров я видел очень много. Это и есть самое удивительное чудо, когда человек меняется и становится лучше, добрее. Это, пожалуй, главный урок нашей христианской жизни.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни, на территории которой действует реабилитационный центр для наркозависимых

публикации автора

  • Как относиться к акции одного из молодежных объединений по раздаче нательных крестиков?

  • Что даст введение принудительного лечения от наркомании?

  • К чему приведет введение эвтаназии в России и кому может быть выгодно принятие такого закона?

  • Православная Церковь и проблема СПИДа

    06/10/2005 В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

Статьи по теме