Апостолы от семидесяти. Собор святых семидесяти апостолов Кого из 70 ти апостолов называли благовестником

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально ;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы - это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые - это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей - это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса , пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр - был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей - брат Петра , который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей - или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн - бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев - брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев - рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот - предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев - был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий - был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп - родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот - самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома - по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников , поскольку проповедовал в основном им.

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно . Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа



План:

    Введение
  • 1 Происхождение списка апостолов
  • 2 Список семидесяти апостолов
  • 3 Собор Апостолов от семидесяти
  • Примечания
    Источники

Введение

Икона «Собор семидесяти апостолов »

Апостолы от семидесяти (или от 72) - ученики Христа и его учеников:

Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).

Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).


1. Происхождение списка апостолов

Собор 70 апостолов (миниатюра из греко-грузинской рукописи, XV век)

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Их списки составлялись спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов разнствуют:

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.


2. Список семидесяти апостолов

Основные варианты:

№ по
Четьим-
минеям
№ по
Доро-
фею
№ по
Дио-
нисию
Имя Регион проповеди
35 31 06 Агав старец с раздвоенною бородою Антиохия Сирийская
68 - 64 Акила (Ахила) старец с бородою, разделенною на пять прядей Ефес
29 20 57 Амплий Израиль
09 04 07 Анания (Ананий) старец с длинною бородою Дамаск, Елевферополь
27 19 04 Андроник молод, не имел бороды Сирмия Паннонская
32 23 56 Апеллий (Апелл, Апеллес) молод, с короткою бородою Ираклия Фракийская
56 47
27
36 Аполлос епископ в Кесарии (Аполлон)
Аполлос епископ в Смирне
старец с широкою бородою Коринф, Ахайя
63 62
66
30 Аристарх епископ в Амасии
Аристарх другой
старец кудрявый Апамея, Рим
33 28 46 Аристовул старец Британия
67 55 51 Арфема (Артема, Артем) Крит
21 - - Архипп Лаодикия и Фригия
37 33 35 Асинкрит старец с бородою, разделенною на три пряди Малая Азия
70 - 63 Ахаик старец с длинною бородою
06 12 66 Варнава (Иосия) с проседью в длинной бороде Кипр
43 39 23
33
Гаий (Гай) старец с длинною бородою
Эфес
71 - - Дионисий Ареопагит Галлия
52 61 44 Евод молод, с бородою едва показавшеюся Антиохия Сирийская
20 - - Епафрас Колоссы, Лаодикия, Иераполь
58 51 68 Епафродит молод, без бороды Андриания, Фракия, Италия
26 18 62 Епенет молод, с бородою, разделенною на три пряди Коринф, Ахайя
50 46 41 Ераст молод, с закрученною бородою Израиль, Асия
39 37 19 Ерма (Ерм) молод, с бородою едва показавшеюся Филиппы / Болгария
41 35 34 Ермин (Ермий) старец с длинно-широкою бородою Далмация
62 64 29 Зина с проседью в круглой бороде Крит, Лидда
01 01 01 Иаков брат Господень старец с длинною бородою Иерусалим
46 43 22 Иасон молод, с бородою едва показавшеюся Керкира
07 54 39 Иисус-Иуст (Иосий, Иосиф, Варсава) старец с остроконечною бородою Елевферополь
34 30
41
50
54
Иродион
(Родион)
старец
молод
Патры
59 60 43 Карп старец с раздвоенною бородою Верия
04 02 03 Клеопа, брат св. Иосифа Обручника старец с остроконечною бородою
54 56 38 Климент старец с короткою бородою Рим
60 - - Кодрат Афины / Магнезия
24
25
17 69 Крискент (Криск)
Крисп
старец с остроконечною бородою Галатия / Галия
51 59 40 Куарт с проседью в длинной бороде Бейрут
42 38 15 Лин молод, с круглою бородою Рим
03 15 55 Лука (евангелист) старец с длинною бородою Второе путешествие с ап. Павлом; Греция
45 42 65 Лукий молод, без бороды Лаодикия
02 13 - Марк (евангелист) Рим, Александрия
66 53 31 Марк молод, без бороды
61 63 - Марк-Иоанн, племянник Варнавы Вавилон
31 29 26 Наркисс молод, с бородою едва показавшеюся Афины
13 08 10 Никанор молод, с бородою едва показавшеюся Иерусалим
48 - 53 Олимпасий (Олимпан, Олимп) старец Рим
19 69 - Онисим Византия
53 57 42 Онисифор старец Колофон, Коринф
15 10 70 Пармен молод Македония
40 36 58 Патров (Патровасий) молод, с закрученною бородою Неаполь, Поццуоли
12 07 09 Прохор старец, с проседью в раздвоенной бороде Никомедия, Антиохия
64 67 49 Пуд с бородою едва показавшеюся Рим
Родион - см. Иродион
36 32 13 Руф с проседью в широкой бороде Фивы (Греция)
22 14 32 Сила молод, с бородою едва показавшеюся Сирия, Македония, Коринф
23 16 05 Силуан старец плешивый с короткою бородою Фессалоники
05 (02) 48 Симеон сродник Господень
(у Дорофея отождествлен с Клеопой, см.)
маститый старец Абхазия
72 - - Симеон Нигер Иерусалим
47 44 21 Сосипатр молод, с круглою бородою Икония
55 49 14 Сосфен старец плешивый, с длинною бородою Колофония
28 22 16 Стахий молод, с остроконечною бородою Византия
10 05 17 Стефан первомученик молод, без бороды Иерусалим
49 45 60 Тертий старец плешивый, с раздвоенною бородою Икония
14 09 18 Тимон с проседью в закрученной бороде Верия, Коринф / Аравия
16 - - Тимофей Эфес
17 - 59 Тит молод, без бороды Крит
57 50
58
24
47
Тихик епископ в Колофоне
Тихик епископ в Халкидоне
молод, без бороды
молод, с бородою едва показавшеюся
Халкидон / Колофон
65 68 27 Трофим с проседью в длинной бороде Рим / Арль
30 21 45 Урван молод, с длинною бородою Македония
08 03 61 Фаддей с проседью в широкой бороде Сирия, Месопотамия, Армения
18 65 25 Филимон старец, с окладистою, пушистою бородою Газа / Колоссы
11 06 08 Филипп молод, с бородою едва показавшеюся Азот, Кесария, Траллес
44 40 52 Филолог с проседью в короткой бороде Синоп / Рим
38 34 20 Флегонт молод, без бороды Марафон Фригийский
69 70 67 Фортунат старец с круглою бородою Коринф

Сверх того в «Четьих-минеях» (составлены митрополитом Димитрием Ростовским) упомянуты без номеров: Антипа, Аристион, Гамалиил, Димитрий, Закхей, Игнатий Богоносец, Иерофей, Иосиф из Аримафеи, Корнилий, Лазарь, Лонгин сотник, Максимин, Мнасон Кипрянин, Никодим, Поликарп и безымянный евнух царицы Кандакии (апостол Ефиопский). С другой стороны, список Димитрия устраняет некоторую путаницу в древних источниках (вроде упоминания одного лица дважды под разными именами, и, наоборот, «склеек» различных персонажей); сверх того, не включены следующие:

№ по
Дорофею
№ по
Дионисию
Имя Описание в «Ерминии» Дионисия Объяснение отсутствия в «Четьих-минеях»
26 - Димас «возлюбив нынешний век», стал жрецом идольским в Солуни
25 - Ермоген от веры и апостольства отпал
- 11 Иаков Алфеев молод, с остроконечною бородою апостол из 12
- 12 Иуда Иаковлев, брат Господень (Фаддей, Левей, Леввей) молод, с бородою едва показавшеюся апостол из 12
52 28 Кесарь молод, без бороды возник по недоразумению из упоминания «дома кесаря» в Риме
48 37 Кифа молод, с бородою едва показавшеюся возник по недоразумению: это другое имя верховного апостола Петра
- 02 Матфий старец с круглою бородою был из 70, но причтен к 11 взамен изменившего Иуды
11 - Николай пришлец Антиохийский уклонился от веры с Симоном Волхвом
24 - Фигелл от веры и апостольства отпал

3. Собор Апостолов от семидесяти

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. В греческих Минеях последование на этот праздник содержит канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых учеников Христовых), кондак и светилен. Минеи, используемые в Русской православной церкви, дополняют последование 6 стихирами на Господи воззвах, а также анонимный канонон Собору Семидесяти апостолов, в котором приводится тропарь каждому из апостолов.

Собор семидесяти святых апостолов установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из них и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти.
Большинства имен апостолов от семидесяти нет в Новом Завете – они известны из Священного Предания. Исключением являются имена первых семи диаконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян. 6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, которые указаны в апостольских посланиях. Однако их нигде прямо не называют апостолами.
Евангелист Лука сообщает о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти», но имен этих учеников Лука не называет.
К семидесяти апостолам предание относит и самого Луку, а также евангелиста Марка. Кроме того, к лику семидесяти апостолов причислены многие, обращенные позже (в основном ученики апостола Павла), за их великие миссионерские труды. Так, об обращении Варнавы говорится в книге Деяний (4:36-37), Аполлос пришел из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян. 18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм. 1:10) и др. Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом, означает, что Церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
Сонм благовестников, которых Церковь чествует как Собор 70-ти апостолов, определился на основании Священного Писания, Предания и трудов древних церковных авторов.
Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще два имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».

Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: “Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников”.

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.

Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.

Святые апостолы от 70: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник - ученики Спасителя.

Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, "начальствующим между братиями" (Деян. 15, 22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание Антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян. 15, 20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал Апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.

В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.

Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.

В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.

Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В 1-м Соборном послании святой апостол Петр упоминает о нем: "Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата" (1 Петр. 5, 12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.

О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98-117).

Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В послании к Римлянам (Рим. 16, 5) святой апостол Павел пишет: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа". В том же послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим. 16, 7). Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).

Статьи по теме