Неделя сыропустная, изгнание адама. Слово в неделю сыропустную, воспоминание адамова изгнания Проповедь изгнание адама из рая

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В нынешний день, дорогие братья и сестры, мы с вами завершаем подготовку к Великому посту. Сегодня мы находимся на пороге великих и спасительных дней Святой Четыредесятницы. Но стоящие в храме, то есть мы с вами, приступаем к посту с разными мыслями. Кто-то приступает с надеждой провести дни Великого поста богоугодно, благочестиво, чтобы эти дни послужили во благо душе. Кто-то, возможно, скорбит, что ему придётся накладывать на себя определённые лишения, придётся лишать себя каких-то маленьких человеческих радостей. Кто-то жалеет себя… Церковь намеренно в этот день фокусирует наше с вами внимание на смысле поста. Для какой цели мы приступаем к этим святым дням? Сегодняшний воскресный день именуется «Воспоминание изгнание Адама из рая». Церковь напоминает нам о том, что первые люди – Адам и Ева – стали венцом творения. Человек, разумное творение, был создан Богом, чтобы наследовать землю, быть владыкою земли, жить в мире, любви и согласии со своим Творцом. С первых страниц Библии мы с вами узнаём о том, что наши прародители Адам и Ева по своим качествам отличалась от нас. Они каким-то чудесным образом, как говорит Священное Писание, напрямую общались с Богом, то есть имели этот великий дар и возможность общаться со своим Творцом. Св. Писание говорит нам о том, что человек был создан по образу и подобию Бога. Образ заключается в том, что человек создан такой же свободной личностью, как и сам Бог. А подобие Божие заключается в том, что в человеке была заложена великая возможность возрастать от силы в силу. То есть возможность совершенствоваться, становиться всё ближе и ближе к своему Творцу. Поэтому человек и называется богоподобным существом. В человеке по промыслу Божьему был заключён величайший потенциал.

Но мы с вами знаем, что наши прародители изменили своему первоначальному предназначению. Мы не должны думать о том, что Адам и Ева, когда совершили первое грехопадение, задумали нечто злое. Мы с вами знаем, что они стали жертвой обмана. Это враг рода человеческого, дьявол, который восстал против своего Творца, изобрёл такой коварный план, чтобы изменить мир. Нужно было нанести удар по венцу творения, по возлюбленному творению Бога, то есть по человеку. И враг рода человеческого в своих целях использовал тот потенциал, который был в человеке: желание совершенства и желание приблизиться к своему Творцу, то есть желание богоподобия. Поэтому и приступил с искушением, чтобы человек нарушил единственную заповедь, которая ему была дана. Мы с вами знаем, что в Эдемском саду находилось дерево, которое именовалось деревом познания добра и зла. Это, конечно, нельзя понимать буквально. Весь Ветхий Завет и особенно его первые книги наполнены глубоким символизмом. Конечно, Адам и Ева знали, что есть зло, есть дьявол. Но человеку была дана заповедь, чтобы человек через свой опыт, сам лично не познал, что такое зло, потому что зло – это зараза. Зло – это болезнь. Дьявол приступает к человеку и предлагает ему познать, что есть зло. И говорит ему: «Ты это сделаешь, и вы станете, как Боги». Дьявол использует благое намерение человека возрастать духовно. Дальше мы с вами знаем, что произошло. Человек поддался этому искушению и через грех в наш мир вошли болезни, вошли скорби, и вошла смерть. Бог не сотворил смерть. Человек должен был жить вечно. Но Господь, видя, что зло полностью изменило человеческую природу, и даже само мироздание (а мы знаем, что даже животные, которые населяли Эдемский сад, не враждовали друг с другом, не поедали друг друга. Все жили в абсолютной гармонии, и вдруг – всё изменилось), изгоняет человека из рая. Но Бог это делает не потому, что он разгневался на человека, а по великой любви к человеку. Бог лишает человека возможности жить в райском саду и лишает его бессмертия, потому что если бы человек был бессмертен и дальше находился в Эдемском саду, то тогда невозможно было бы победить зло. Невозможно было бы победить грех. И поэтому Господь удаляет человека из Эдемского сада. Мы с вами знаем, что потом всю свою жизнь Адам день и ночь проводил в слезах. Всю свою жизнь Адам раскаивался за содеянное преступление. Святые отцы говорят о том, что Адам был преисполнен всякой добродетели. Но одной добродетели у него не было, добродетели смирения. Адам не знал, что такое смирение, что такое жить без Бога. Он знал, что такое жить с Богом, ежедневно с ним общаться, а что такое жить без Него он не знал. Можно привести наглядный пример из жизни, который ещё глубже помогает понять то, что произошло с человеком. В недавнем прошлом водолазам, работающим на глубине, воздух подавался по специальному шлангу. Находящиеся наверху руководили человеком, давая сигналы, куда ему идти и что делать. Представьте себе, что если бы такому водолазу пришла мысль возмутиться, почему им кто-то руководит, говорит, куда надо двигаться, и почему кто-то даёт воздух. И он взял бы и отрезал шланг. Что бы с ним произошло? Конечно бы, такой человек погиб, и мы бы сказали, что он безумец. То же самое, братья и сестры, в лице наших прародителей сделало человечество, которое сказало, что «мы не хотим жить под управлением Божием. Мы не хотим, чтобы Господь нам говорил, что хорошо, а что плохо. Мы сами должны опытно познать, что есть добро и что есть зло». Адам, всю жизнь оплакивавший свой поступок, в итоге был прощён Господом. Мы сейчас почитаем Адама и Еву, как наших святых прародителей. Эти люди были обречены на страдания. Они в поте лица должны были возделывать землю, чтобы получать себе пропитание. Они должны были терпеть скорби и лишения. Церковь говорит нам сегодня о том, что вступая в дни Великого поста, мы тоже добровольно принимаем на себя определённые лишения. Мы добровольно лишаем себя того, что доставляет нам в жизни какую-то радость или удовольствие. Путь возвращения человека к Богу невозможен без страданий. Сам Господь Иисус Христос, который именуется вторым Адамом, показал нам, что единственный возможный путь возвращения человека к Богу – это путь через страдания. Поэтому Христос и говорит в Евангелии, что если кто хочет за Мной идти, возьми крест свой и за Мной иди. Поэтому Церковь и напоминает нам о нашем состоянии. О том, что мы – дети Адама, что мы – его потомки, и несём на себе печать этого греха. Всё негативное, что происходит в нашей жизни, в наших сердцах и в наших душах – это отклик того, что было совершено много тысяч лет тому назад. При этом грех, вошедший в мир, разделил людей между собой. Он разделил человека и с природой, и с Богом. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что самое негативное в ней – это разделение, которое приносит нам неимоверные страдания. Разделено наше общество, разделены мы со своими близкими. Мы ссоримся, враждуем, вынашиваем планы отмщения. Всё это говорит о нашем разделении. Поэтому нынешний день называется Прощёным воскресеньем. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы испросили прощения у тех людей, кто нас обидел. Мы должны простить и сами испросить прощения. Этот момент очень важный. Это не просто некая формальность потому, что так принято. Мы должны понимать, что вступая в паломничество Великого поста, в паломничество по пути к празднику Пасхи, необходимо заложить твёрдое основание: простить и быть прощёнными. Мы должны сделать первый шаг к преодолению разделения, которое существует между нами. К преодолению той пропасти, которая есть между нами и Богом, между нами и другими людьми. Если мы сделаем этот первый шаг, то Господь непременно поможет нам. Господь даст нам силы, даст Свою благодать и поддержит нас. Даст нам возможность преодолеть негативные последствия греха, которые так сильно отравляют нам нашу жизнь. Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в одном из своих произведений устами старца Зосимы говорит о том, что все мы повинны друг перед другом. Это не высокопарные слова. Если мы глубоко посмотрим на свою жизнь, то поймём, что должны просить прощения, практически, у каждого человека, потому что любой наш грех, даже самый незначительный, вносит разделение в этот мир. Как некогда грех Адама (т. е. грех одного человека), полностью изменил этот мир, из-за чего мы страдаем, так и мы, совершая грех, злой поступок, тоже вносим в этот мир разделение, заставляя страдать других людей. Каждый грех имеет последствия, даже самый, как нам кажется, незначительный и малый. Поэтому мы, действительно, все повинны друг перед другом. И как через одного человека грех вошёл в мир, так и через поступки каждого из нас можно уменьшать действие греха в мире. Если мы будем стремиться к святой и добродетельной жизни, будем менять себя, а не пытаться изменить мир вокруг себя, обвиняя всех в своих бедах и злоключениях, то в мире обязательно начнутся изменения. Наше общество, мы с вами, наши семьи будем становиться другими. До тех пор, пока мы этого не поймём, ничего в нашей жизни не изменится. Каждый должен начать с себя. От каждого из нас зависит то, как мы живём, и как живёт наше общество. От каждого из нас зависит, как скоро придёт на землю Христос, который будет нас судить по нашим делам. В этот день, братья и сестры, мы должны обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги нам, укрепи нас в это предстоящее время святого и Великого поста!» Аминь. Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную) Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную)

Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье.

Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье - 10 марта 2019 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.

В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения.

Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.

Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»

О прощёном воскресенье

Создатель мой Господь, / прах от земли взяв, / животворным дуновением вложив в меня душу, оживил / и почтил, назначив на земле / владыкою всех видимых творений, / и Ангелам сообитателем. / Сатана же коварный, / орудием своим змия употребив, / пищей меня соблазнил, / и от Божией славы отлучил, / и преисподней смерти предал в землю; / но, как Владыка и милосердный, / вновь меня к Себе призови.

Одеяние, Богом сотканное, / я совлек с себя, несчастный, / Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи, / по совету врага; / и листьями смоковницы, / и кожаными одеждами ныне облечен: / ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать; / земля же проклятием обречена была / терния и колючки приносить мне. / Но в последние времена от Девы Воплотившийся, / призвав меня, введи снова в рай.

Рай драгоценный, / совершеннейшая красота, / Богом созданная обитель, / радость непрестанная и наслаждение, / слава праведных, пророков услада, и святых жилище, / шумом листьев твоих Создателя всех умоляй / открыть мне врата, которые я преступлением затворил, / и удостоить меня приобщения к древу жизни, / и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.

Адам изгнан был из рая за ослушание, / из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, / и нагой сидит напротив места того, - «увы мне», - сетуя. / Потому постараемся все провести время поста / слушаясь евангельских преданий, / чтобы чрез них став угодными Христу, / получить нам снова райское жилище.

Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски

Николай Успенский «Святая Четыредесятница: историко–литургический очерк»

Из богослужебных особенностей Великого поста прежде всего следует отметить обряд прощения, совершаемый в последнее перед постом воскресенье после вечерни. Этот обряд, один из древнейших христианских обрядов, своим происхождением обязан первым палестинским отшельникам. В лаврах преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого и других палестинских монастырях от их основателей установился обычай проводить монахам Великий пост в абсолютном уединении по примеру Христа, проведшего так 40 дней в пустыне. Поэтому в названное воскресенье вечером все монахи собирались в храм, пели последнюю вечерню, после которой молча прощались с монастырем, целовали иконы и прощались друг с другом, а на другой день рано утром покидали монастырь, уходя в отдаленные от монастыря пустынные горы. Монастырь как бы вымирал. В нем оставались только больные, не могущие двигаться старцы да обслуживающие их иноки и один священник. Все же остальные пребывали в горах, питаясь сухими зернами и корнеплодами, молясь и занимаясь рукоделием на нужды обители. Так шли 40 дней поста. В Лазареву же субботу отшельники со всех концов стекались в свой монастырь, держа в руках пальмовые ветви и крестики из сучков пальмы собственного рукоделия. С пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра и вси вземше крест Твой глаголем: „Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних"» они входили в храм ко всенощному бдению.

В период персидских нашествий на Палестину (VII-XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей быть защитой ддя беспомощных больных собратий. Так трогательный и поучительный обычай проведения поста в пустыне упразднился, обряд же прощения, откуда и само воскресенье называется «прощеным», распространился во всей Церкви, напоминая верующему о необходимости примирения с обидевшими его, дабы ему самому получить прощение от Бога по слову молитвы Господней — «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Гимн же победителей греха, с которым они возвращались из пустыни в монастырь, сохранился в богослужении Недели ваий, в качестве первой вечерней стихиры.

Проповедь Антония Сурожского

Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва - иногда виновная, а иногда и безвинная - я могу повернуться к Богу и из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния я могу сказать Господу: Господи, прости! Он не знает, что он делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы только он знал, сколько разрушения он вносит в мою жизнь, он не сделал бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы - погибшая овца Христова стада. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви распятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласились простить все, что бы нам ни сделали.

И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся сумрак, и из сумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе - потому что мы живем в плену у самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.

И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через большое море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету. На пути мы встретим распятие; и в конце пути придет день, - и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала - Страсти, сначала - Крест; а потом чудо Воскресения. Мы должны войти и в то, и в другое; войти в Страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и блистающий свет Воскресения.

Беседа Александра Геронимуса

Хотя следующую неделю мы называем Прощеным воскресеньем, строго говоря, Прощеное воскресенье - это вечерня воскресного дня, в конце которой совершается чин прощения обид. А сам этот воскресный день вместе с его всенощной и литургией называеется Воспоминание Адамова изгнания.

В богослужении этого дня есть такой икос, принадлежащий Роману Сладкопевцу, замечательному песнописцу V века:

Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости Рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Видев Адам ангела изринувша, и затворившаго божественнаго сада дверь, воздохнув вельми, и глагола: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Споболи Раю стяжателю обнищавшему, и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Песнопение написано от лица Адама, и свидетельствует оно о том, что автор этого песнопения вошел в такую степень восприятия реальности, при которой он себя позиционирует как изгнанный из рая Адам, находящийся пред вратами Рая. Это нормальная исходная позиция для того, чтобы начать путь Великого поста, который может быть обозначен и как путь возвращения.

Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья - вечерня с чином прощения обид. Некоторые люди задают следующий вопрос: когда мы собираемся в церковь на короткую, но трогательную службу Прощеного воскресенья, то не только люди, между собой знакомые, просят друг у друга прощения, но и незнакомые могут подходить с этим друг к другу - какой в этом смысл? Мы чуть позже и на этом вопросе остановимся, но сначала более простой вопрос, относительно прощения друг другу. Св. пророк Исаия говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Предварительным условием поста, началом поста, началом собственного покаяния является проведение довольно трудной работы. Трудной, потому что она относится к каждому человеку по отдельности, а не ко всем вместе: «Простите меня…» Если с каким-то человеком нет внешнего конфликта, но внутри у нас неблагое расположение - значит, нужно над этим работать: Бог смотрит на сердце. И, конечно, думать, что мы за один день, Прощеное воскресенье, всю эту огромную работу проделаем, а потом уже, освобожденные от всех худых межчеловеческих отношений, будем идти самостоятельно спасаться, - иллюзия. Первый толчок, первый импульс, конечно, дается как установка в Прощеное воскресение, но в принципе работа по конкретному осуществлению второй заповеди о любви к ближним обязательно должна продолжаться в течение поста.

Проповедь Луки Крымского

Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших.

О какие это простые, какие вместе с тем глубоко, глубоко правильные слова! Какая глубокая правда в них!

Ну скажите, если человек так ненавидит обидчика своего, что никак не хочет простить его, то заслуживает ли он прощения от Бога? О нет, конечно, нет.

Господь и Бог наш Иисус Христос, Кровью Своей пречистой искупивший грехи всех людей, искупил и грех обидчика твоего. А ты, окаянный, не хочешь простить, когда Сам Христос простил. О как это страшно! 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.


Послание к Римленам, главы 13-14

Книга Бытия о изгнании из Рая

1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,

5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

11. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Книга Бытие 3:1-24

«Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар

«Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар о прощении от психолога Марины Филоник. Эта уникальная встреча состоит из двух частей — лекционной и молитвенной. Цель единая — приблизиться к прощению, чтобы в день прощеного воскресения простить по-настоящему, от всей души.

…хочу простить и не могу, стараюсь, молюсь… Прошу Бога дать мне дар прощения, пытаюсь исправиться — и снова и снова понимаю, что не простил. И вот прощеное воскресенье, и я точно должен простить. Говорю с улыбкой: «Бог простит и я прощаю», и уже сам почти верю в эти слова, но в глубине души все равно… А иногда я сознательно не считаю нужным кого-то прощать — ведь он сделал реальное зло, и моя обида справедлива!

Как мы относимся к себе — так и к другим. Мы не можем простить других, потому что не прощаем себя. Наши неадекватные ожидания от себя — например, «я должен взять себя в руки и простить» — прямо связаны с требовательностью к другим, осуждением и ложным чувством вины. Именно это отдаляет нас от прощения.

Встреча состоит из из 2 частей:

1. лекция-беседа - обсудим некоторые психологические аспекты проблемы, расскажем, что мешает и что помогает двигаться к прощению,
2. молитвенная часть. Предстанем искренне перед Лицом Бога такими, какие мы есть, с нашими ранами и непрощением, чтобы позволить Богу исцелять наши сердца Своей Любовью.

На прошлой неделе наше внимание было обращено к последнему дню, к Страшному суду, а сегодня напротив мы обращаемся к самому началу истории: на кануне Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама из рая.

История первого человека Адама нас интересует не из голого любопытства, а именно потому, что она позволяет нам понять нечто очень важное о самих себе, о нашем предназначении и о нашей человеческой природе.

На первых страницах Библии нам говорится о творении мира. Повинуясь слову Творца являются небо, земля, моря, весь растительный и животный мир. Все творения соответствуют Божьему замыслу и потому предельно совершенны, но в конце Бог захотел сотворить совершенство беспредельное, и тогда Он создал человека.

Если все божественные творенья физические или одушевленные совершенно соответствуют замыслу Творца, то для человека совершенство полагается не в качестве данности, но как заданность.

Человек приходит в мир, имея задание, с особой миссией. Эта миссия ведет его дальше, за пределы творения. Будучи последним и самым совершенным звеном в цепи творений, человек должен был объединить в себе мир тварный с его Творцом.

И вот парадоксы человеческого бытия: Адам самое совершенное творенье, но при этом – это единственное из всех творений, которое не самодостаточно в своей данности. Совершеннейший – он же неполноценен. И второй парадокс: человек имеет задание, которое намного превосходит его силы, выходит за рамки его природы, его возможностей. Он должен восполнить свою природу природой Божественной. Но человек не может сам достичь Бога, освящение Божественной жизнью человек может получить только как дар, как дар Самого Творца.

Что же тогда остается человеку? Ему остается только ждать. Ждать проявляя свое терпение. «Терпение» для нас одно из важнейших слов – не случайно и Господь говорит: «В терпении стяжите души ваши», и в другом месте: «претерпевший до конца, тот спасется». Ждать с терпением – значит не терять надежду, значит сохранять свое упование, и самое главное сохранять верность Богу (которая у Адама испытывалась сохранением одной единственной заповеди – невкушением плода от древа познания).

Кроме этого Адаму было дано слово. Этим словом он мог выражать свою тоску по Богу, являть Ему свою любовь, уверять в своей преданности, просить о неотъемлемом присвоении благодатного дара. И опять же Господь говорит: «просите и дастся вам».

Таким образом от Адама требовался духовный труд, который заключался в том, чтобы ждать с терпением и молитвой.

Но в состоянии ожидания к человеку приходит искуситель и говорит: «Ты и сам можешь стать как Бог, зачем ждать, зачем трудиться, лишь съешь от плода и тотчас перейдешь в новое состояние». Это похоже на наркотик, который тоже сулит новый опыт, вдохновение гения и т.п., но оказывается прелестью, обманом, и кончается все полным крахом, сломанными жизнями…

Искуситель говорил Адаму: «Съешь от плода, и откроются глаза твои, и увидишь, что ты стал как Бог». Адам съел, глаза его открылись, но увидел он лишь то, что он гол: он лишился и Божественного покрова и своего дерзновения перед Богом.

Но то, что не смог сделать Адам сделал Христос, которого апостол Павел называет вторым Адамом. Он объединив в себе две природы – Божественную и человеческую – был во всем послушен воле Своего Отца. Адам пребывал в раю, но даже в этом блаженном состоянии он не смог сохранить волю Божию. Христос прошел через предательство, пытки, унижение, но и перед самой крестной казнью он, обращаясь к Богу-Отцу, говорит: «Да будет воля Твоя». И будучи послушен воли Отца даже до крестной смерти, он искупает грех Адама и основывает на земле Церковь, где каждый, опираясь на Таинства, т.е. на Самого Христа, может пройти тем путем, на котором некогда преткнулся Адам.

Сырную седмицу завершает неделя сыропустная. Так называется последнее воскресенье перед началом Великого поста. Именно этот день является последним, когда дозволено употреблять запрещённые во время поста продукты и сыр. Также этот день ещё называют Прощеным воскресеньем, когда все христиане просят прощения у всех родных и близких людей за свои ошибки и возможные обиды. Кроме этого, в каждой церкви также совершаются специальный чин прощения, во время которого прихожане со священнослужителями просят прощения. Он проводится сразу же после вечернего богослужения. Это является важным для того, чтобы иметь возможность начать пост, очистив душу и помирившись с окружающими людьми.

Почему была введена традиция недели сыропустной

Каждая проповедь священнослужителя храма в неделю сыропустную повествует нам также о том, как за нарушение заповеди Адам и Ева были изгнаны из рая. Кроме этого, наши праотцы не смогли удержаться от соблазна и утратили своё блаженное невинное состояние, а это, в свою очередь, действительно достойно слёз и грусти прихожан. Эта страсть себялюбия и стала основной причиной такой бедности всего человечества. Ещё одним грехом человечества остаётся чревоугодие, о котором нужно забыть на период поста.

Что ещё нужно знать о сыропустной неделе?

Когда приходит сыропустная неделя, что это значит для души? Основное послание в этот день — стать прощённым можно только после того, как ты сам простил всех людей, которые согрешили в прошлом против нас. Именно этому каждого из нас учит Бог, призывая постящегося к отсутствию лицемерия перед ним. Помните, что слова окружающих людей не так важны, как правдивое соблюдение правил поста. Этот день является неким напоминанием того, как человек отпал от Бога. Сейчас даже есть некие притчи об этом дне.

Сыропустная неделя 2019 выпадает на 10 марта. Решение соблюдать пост должно быть осознанным и добровольным, ведь только так Вы сможете действительно получить пользу от него!

Сыропустная неделя и Великий пост — отличный способ избавиться от грехов

В первые дни поста каждый из нас очень похож на Адама, который был изгнан из рая по причине вкушения запрещённой еды. Но уже через несколько дней поста начинаешь очищаться, и даже мысли меняются. Пост действительно сможет изменить любого истинно верующим человека.

Конечно же, неделя сыропустная — воспоминание Адамова изгнания из рая. Именно эта трагедия стала причиной такой сложной жизни всего человечества. И только Великий пост и Прощёное воскресенье способны вернуть ему спокойствие и помочь избавиться от грехов, в том числе от чревоугодия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и самая главная катастрофа в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

Адам и Ева после изгнания из Рая приобрели то человеческое естество, в котором и мы сейчас пребываем. Иное же человеческое естество, первобытное, которое вышло из рук Божиих, — о нем мы имеем сведения лишь из первых двух глав Бытия Святой Библии. Мы знаем одно лишь, что тот мир, который вышел из рук Божиих, по оценке самого же Бога «был весьма хорош». О человеке мы узнаем, что он имел общение с Богом каждый день, что он был облечен благодатью Святого Духа и ходил в ней, как в одежде. Непрерывно общаясь с Богом, человек постоянно возрастал, и был Богом призван к тому чтоб вместе с Богом обустраивать мир. Так именно человеку Бог дал право назвать, наименовать все живые существа, которые были сотворены Богом. То есть человек мог дать правильное имя всем животным, птицам, рыбам. Это свидетельствует о том, что у человека был ум не помраченным. Он видел вещи в их сущности в их природе, человек знал истину путем непосредственного откровения Божия.

Многие задают вопросы, что бы это была за жизнь, что была бы за история человеческая, и была бы ли она вообще, и как бы исполнилось повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1. 28), если бы не совершилось грехопадение? Но это размышленья недалекого падшего и обременённого материальным человеческого ума. О великом предназначении, о великой задаче, которая стояла перед человеком, и о той полной творчества жизни, которая предстояла людям, было открыто Святым. Преподобный Максим Исповедник говорит, что человек путем бесстрастной жизни, восходя во все большем познании Божества к большему совершенству, должен был преодолеть все те различия и разделения, которые положил Бог в творении. Рай, который был лишь частью земли, должен был распространится на всю землю. Далее, в преодолении пространства соединить землю со Вселенной. Небо соединить с землею, и привести, наконец, весь мир к Богу, будучи в нем Первосвященником и Царем. Вот такое великое место служения предстояло человеку…

Но оно не осуществилось, потому что совершился грех. Для Адама и Евы это был их личный грех, а для нас всех, для всего последующего человечества он стал грехом первородным — определившим все последующее существование человечества. Библия подробно повествует о тех действиях, которыми сопровождались и которыми завершился тот поступок Адама и Евы. Повествует так, потому что во всяком нашем грехе, всякий раз повторяя и умножая тот первый в истории грех, мы сталкиваемся с тем же самым составом греха. В Раю дьявол в лице змея приступил к Еве, задавая вопрос, в котором одновременно таилось лукавство. Он спросил: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Быт 3. 1).

Еве, как обладательнице чистого ума, несомненно, было очевидно лукавство, неприязненность и тот чуждый дух, который говорил в этом вопросе. Почему же она продолжила с ним общаться, почему же она не отвернулась от носителя этого смущения? По любопытству. Ей было интересно, заманчиво: здесь явно что-то новенькое, небывалое, хотя и недолжное и наказуемое, ибо набрасывает тень на наши отношения с Отцом. И она продолжила разговор. Далее дьявол непосредственно перешел к клевете и к обману. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт 3. 4), если съедите плод от этого древа, то есть если нарушите заповедь Божию. Ева приняла и эту вторую мысль. Но в этой мысли уже содержится гораздо больше преступления, чем в первой. В ней содержится такая вера: «Бог — Он не благодетель, не любящий отец. Он что-то скрывает, чего-то не дает человеку для его блага. И есть возможность приобрести этого благо. И без Отца обойтись. Вот он тот друг, который научит как обойтись без Отца». С этим преступным настроением Ева совершает делом грех нарушения заповеди. То же делает Адам. Затем, когда Бог их обличал и призывал к покаянию, они стали оправдываться. И вину слагать с себя. Вместо того чтобы покаяться и сказать: «Прости, Отче, я согрешил пред тобою», Адам сказал, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12).

И вот именно это всегда повторяется, когда мы оправдываемся в своих грехах: мы вину возлагаем на другого человека. Но поскольку другого человека дал нам сам Бог, то мы возлагаем эту вину на самого Бога: «Ты, Господи, сам виноват в том, что я согрешил, потому что ты ведь Своим Промыслом послал мне этого человека». В случае Адама, — «эту Еву». Ева точно так же вину возложила на змея, — и опять-таки на Бога, потому что это Бог попустил змею приступить к Еве в Раю. И так грех остался. Люди отказались от того, чтобы изгладить его. Почему же прародители, а вслед за ними и мы так часто оправдываемся? Царь Давид молится: «Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам моим», а мы оправдываем себя. Какой мотив движет нами? Упрямо настоять на своем, хоть оно и отвратительное. «Да, я плохой, но это я, и таким я хочу быть!» Но всё это же и есть гордыня. Именно по гордости Адам и Ева оказались не просто грешниками, но неисправимыми грешниками.

А затем наступили последствия греха, которые так же всякий раз повторяются. В чем они состоят? В проклятии и смерти. Проклят был, прежде всего, дьявол. Ему Господь определил всегда питаться прахом. Это мучительное противоестественное состояние для существа духовного. «Питаться прахом» означает всегда иметь способность внутри себя иметь помышления лишь плотские. То есть ничего возвышенного! С этого момента падший дух утратил возможность обратиться к Богу, прославить его, воспринять его и воспринять радость от общения с Богом. Он был обречен лишь на плотские помышления: на вражду, на ссоры, на ненависть, на всевозможные похоти. И в этом он живет, не имея однако сам возможности совершать делом те грехи, которые он имеет внутри своего существа.

Человеку было определено жить вне Рая. Он был изгнан из Рая. Приобрел «кожаные ризы», — то есть то тело и ту душу, которые мы наблюдаем в самих себе. Святые Отцы используют понятие «чёрствость человеческого существа». Имеется в виду, что эти «кожаные ризы» исполнены с самого начала, с самого момента рождения предрасположенности ко греху. И хотя образ Божий в нас сохраняется, он глубоко помрачен, осквернен и искажен тем самым первородным грехом, и переходит по наследству к каждому из потомков Адама.

Наказание смертью. Смерть духовная совершилась в момент исполнения греха: Дух Святой отделился от человека, именно поэтому Адам и Ева увидели свою наготу. Были одеты в благодать Божией, но Благодать отступила — одежды спали. А при таком положении и душа потеряла способность удерживать тело вечно, как это было присуще человеку в его первозданном состоянии. Поэтому болезненное разделение души от тела также стало уделом Адама и Евы после их изгнания из Рая, а после них также и всех нас.

Вместе с тем Господь дал Благую Весть, которая именуется Первым евангелием для людей-изгнанников. Потому что если бы не было у людей светлой надежды, основанной на этой вести, то не смогли бы они продолжать свою жизнь. Они от уныния просто бы умерли, и не смогли бы возделывать землю, ни в болезнях рождать и воспитывать детей. Первое же евангелие состояло в том, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт 3. 15), то есть что именно через женщину произойдет Тот, Кто совершит победу над дьяволом, над грехом и смертью. Верой в этого потомка Адама жили первые люди. Этой верой сохранялись и жили все те праведники, которые не потеряли связи с Первоевангелием, до самого пришествия Христова. И они узнали «благословенное семя жены» во Христе Спасителе. И Им были спасены за свою веру в грядущего Христа, как мы спасаемся верой во Христа пришедшего. Как потомки первого Адама обречены на смерть и проклятие, так нужно было положить новый корень для нового человечества. Именно таким корнем стал Христос Спаситель. Вот почему мы именуем Его Вторым Адамом.

Для всех же нас теперь одна-единственная задача остается: войти в это новое блаженное человечество, стать потомками нового Адама — Христа. Как совершается это вхождение? Через веру во Христа и крещение. Этими первыми шагами — мы вступаем в Церковь. Но не ограничивается лиш этим наше спасение. Продолжается оно всю жизнь. Требует многих и многих усилий и в каждый последующий момент может прерваться. Прерваться поступком необдуманным, греховным и не исправлением в нём. Именно поэтому нам нужен пост. И в Евангелии, которое мы слышим сегодня, дана вся, по существу, формула, той жизни, которая способна привести человека ко спасению. Во-первых, Господь поясняет данную молитву «Отче наш»: «вы должны прощать для того, чтобы получить прощение от Отца вашего Небесного. Если же не прощаете, то и сами не будете прощены» (Мф 6. 14-15). Это первое условие. Если же мы простили своих ближних, то получаем прощение от Отца Небесного. Вот условие получения прощения, то есть получения благодати. Но останавливается ли дело на этом? Нет. Нельзя сказать, что совершив прощение и получив прощение, мы тем самым получили и спасение. Это лишь обращенность к прошлому, это лишь омытие греховного прошлого для нас. Но что будет в будущем? Какие обстоятельства пошлет Бог для нашего испытания? И как мы поступим в следующий момент? Об этом говорит Господь дальше, когда призывает к посту, причем к посту духовному, и отвергает пост перед другими людьми или пост лишь внешний, телесный. Он говорит, что пост должен быть перед Богом и втайне. Но пока можно думать, что под словом «пост» подразумевается лишь воздержание в пище и другой телесной жизни. От этой узости понятия Христос отводит в следующих словах. Он говорит, что нужно не собирать себе сокровищ на земле, то есть ум свой и душу свою обратить к сокровищам небесным. Потому что «там, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 21). Это не означает, лишь заповедь к людям богатым, или стремящимся к богатству. Человек, который занят одними лишь земными делами: что поесть и во что одеться и как прожить эту жизнь, и при этом не имеет никакого богатства, а лишь таким образом проводит свою жизнь и все свои силы души отдаёт этим запросам, этим нуждам — он так же становится нарушителем заповеди. И наоборот, для того, чтобы приобрести небесные богатства, нужно и человеком стать небесным — нужно в душе своей приобрести навык ценить небесное, знать небесное, искать небесного.

Вот какой всеобъемлющий смысл вкладывает в понятие поста Господь! Речь идет не об ограничении в земном и телесном, а в преображении всего внутреннего мира человека от земного в небесное! Простил, получил прощение, приобрел благодать — это первый шаг. А далее второй — пост, то есть духовное делание длинною во всю жизнь.

Ведь смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто - пост, ничто - подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот и потому мы должны остерегаться от такой крайности как чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Мы должны помнить: победа сегодняшняя и праведность сегодняшняя не гарантирует нам что мы завтра не совершим опрометчивого поступка. «Закон постничества такой, - поучает святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отречением от всего, всякое угождение себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимного общения, - все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Проповедь отредактирована

архимандрит Порфирий (Шутов).

источник; «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Статьи по теме