Реальные рассказы о шаманах. Шаманская болезнь – тяжелый дар духов. Что он делал

Мистические способности якутских шаманов ассоциируются с многочисленными внешними «артефактами». Среди прочего есть понятие «ойуун маhа» (шаман-дерево). Однозначно сказать, что это такое, сложно, так как каждый источник выдвигает свой вариант объяснения. Основных версий три: а) это дерево, куда шаман заключает часть своего могущества, чтобы в случае чего восстановить силы от него; б) это дерево, где гнездится родительский зверь шамана (если он является птицей); в) это некий особенный «артефакт», присущий только хищным шаманам. В общем, ясности в вопросе нет. Известно только, что шаман-дерево не является каким-то особенно заметным деревом и чаще всего располагается в дремучем лесу, словно шаманы пытались своё дерево скрыть и сделать неприметным. При этом считается, что шаман-дерево сохраняет мистические свойства даже после смерти самого шамана. Нижеописанная история связана именно с этим понятием.

Дело было в советское время, в 70-е годы. Стояла осень, и одна сельская семья выдвинулась в лес собирать бруснику. Так как окрестные поляны все уже были разработаны жителями их села, то они решили углубиться подальше в лес в надежде найти плодородное место. Приехали по грунтовой дороге на своём «ГАЗике» в глухой лес, вышли из машины и стали разбредаться. Глава семейства, Алексей, как и все, с вёдрами и ковшом-«комбайном» пошёл искать ягоды. Время от времени люди перекрикивались, чтобы не потеряться. Алексей вскоре понял, что место попалось неплодородное, и что нужно ехать дальше. Уже собираясь вернуться к машине, он всё-таки сделал ещё несколько шагов, прошёл буквально десяток метров и едва не вскрикнул от удивления: под ногами земля просто краснела от спелых ягод, причём таких крупных, каких он в жизни не видел. Алексей присел, провёл «комбайном» пару раз по ягодным кустикам, и ковш сразу стал наполовину полон. Крикнув своим, чтобы они поскорее бежали к нему, глава семейства стал увлечённо собирать ягоды.

Ведро наполнилось до краёв буквально через пять минут. Довольный Алексей сел закурить, ещё раз кликнув членов своей семьи. Сидел, курил, радовался удаче и обратил внимание, что на краю плодородного местечка растёт лиственница. Дерево как дерево - большое, старое, ветвистое. Заинтересовало Алексея то, что в дереве было дупло, и оттуда выглядывала голова какой-то птицы. Алексей встал, присмотрелся и понял, что это не живая птица, а игрушка в форме птицы, вырезанная из дерева. Алексей удивился, откуда в лесу взялась такая штука, но особого значения этому не придал. Тут ему захотелось справить нужду, и он, недолго думая, помочился на ту самую лиственницу, так как ягоды портить не хотелось. Покончив с этим делом, Алексей прислушался, не подходят ли уже члены семьи - но нет, было тихо. Он громко позвал жену: «Ма-а-аш!». Жена тут же отозвалась, её голос раздался совсем близко. Понять, что именно она сказала, Алексей не смог и переспросил: «Чего?». Жена что-то опять произнесла из-за ближайших деревьев, но снова очень неразборчиво, да и не видно было её. Алексей позвал сына: «Валера!». Не успел закрыть рот, как прямо над его ухом сын буркнул: «Да здесь я, обернись». Алексей обернулся - никого, только деревянная птица в дупле изменила своё положение и теперь смотрела прямо на него. Вот тут-то Алексей почувствовал, как по спине побежали мурашки. Забыв о ведре и «комбайне», он бросился бежать. Долго блуждал по лесу, едва не заблудился, но наконец услышал крики своих и вышел к ним. Жена, сын и дочь сказали, что они никаких выкриков не слышали - мол, он просто в какой-то момент перестал им отвечать, они уж сами забеспокоились и пошли его искать. Алексей устыдился своей паники и не стал им ничего говорить про чертовщину - лишь сказал, что нашёл плодородное место. Все стали искать то самое «поле чудес», ходили целый час туда-сюда, но ничего и близко похожего не нашли. Расстроились из-за потерянного ведра и ковша, но что поделать - уехали в другое место.

Вскоре после этого Алексей стал страдать от сыпи неясного происхождения. Красная сыпь покрыла всё его тело от макушки до пяток, вызывая мучительный зуд. Алексей ходил по больницам, врачам, знахарям - всё без толку. Зимой к сыпи добавилось истощение - Алексей едва мог встать с постели самостоятельно, потерял десятки килограмм. В конце концов, по совету друзей он вызвал на дом из соседнего села человека, который слыл «разбирающимся». Тот приехал, внимательно осмотрел его и сказал буквально следующее: «Ты где-то нарушил линию - побывал там, где быть не следовало, сделал то, чего делать не стоило». Стал расспрашивать о том, что происходило с Алексеем за последний год. Вот тут-то Алексей и вспомнил о странном случае в лесу. Человек очень заинтересовался этим инцидентом и высказал предположение, что Алексей наткнулся на шаман-дерево и ненароком оскорбил его - может быть, тем, что начал бесцеремонно наживаться добром, выросшим под ним, может быть, тем, что помочился на него - а может быть, дерево попалось само по себе «злое». «В любом случае, - сказал он, - тебе нужно вернуться в то место, найти дерево и извиниться перед ним, поднести дары». Причём Алексею следовало это сделать в одиночку - если он будет искать дерево в компании, то никогда его не найдёт.

И вот в январские морозы больной Алексей сповадился по несколько раз в неделю ездить в зимний лес. Беда была в том, что он не помнил место точно, да и шаман-дерево запросто могло не дать себя отыскать. Но Алексей не бросал попытки до конца зимы - исходил лес возле дороги вдоль и поперёк. А весной он скончался от истощения, так и не найдя то загадочное место. Шаман-дерево не явилось ему во второй раз. Не простило.

Бабку Аксинью все в деревне считали ведьмой и побаивались. Увидев ее скрюченную в три погибели фигуру с клюкой, и стар и млад рассыпались по сторонам – от греха подальше. А если не удалось избежать встречи, не дай бог пройти мимо, не поговорив с ней. Все как огня боялись ее проклятий. Никто толком не знал, сколько ей лет, она появилась в селе уже будучи старой. Бабка давным-давно жила одна. Судьба у нее, по рассказам старожилов, была действительно трагической. Когда-то, еще будучи молодой женщиной, она поругалась с односельчанином, а тот в пылу гнева страшно ее проклял: мол, желаю тебе пережить всех своих родичей и остаться одной-одинешенькой на белом свете. Аксинья в ответ только рассмеялась. Тогда у ней было то ли восемь, то ли семь детей, муж работал в сельсовете – по тем временам большая шишка, родители тоже были живы-здоровы, дом – полная чаша. И слова какого-то старикашки для нее ничего не значили, тем более она тогда была активисткой в колхозе, участвовала в самодеятельности и высмеивала людское суеверие, веру в абаасы и прочих злых духов.

Между тем старик тот был не простой, в молодости шаманил и, говорят, был шаманом средней руки: в засуху мог вызвать ливень, заговорить болезни и прочее. Новая власть в лице Советов приказала перестать дурачить народ: никаких абаасы нет, бога тоже нет, есть только товарищ Ленин и коммунистическая партия. Что делать, пришлось свернуть шаманскую деятельность и вступить в колхоз. Но люди все равно не забывали о том, что он шаман, и никогда не спорили со стариком. И только недалекая и легкомысленная Аксинья из-за какой-то мелочи затеяла с ним ругань и получила сполна.

Когда она переехала в это село, была уже практически одна: муж и старшие сыновья не вернулись с войны, остальные дети умерли – кто во время военного голода, кто от болезней. Осталась в живых одна дочь, и та умерла от послеродовой горячки, от нее остались двое детей, те тоже умерли, не дожив даже до тридцати лет. А самой Аксинье ничего не делалось, наоборот, после каждой смерти она как бы набиралась сил, да и теперь ведь живет одна, как-то рубит-колет дрова, чтобы топить печь, воду таскает. Она, конечно, давно раскаялась в том, что когда-то поругалась с шаманом, будь он неладен, но сам виновник ее горя давно в могиле, а проклятье его живо по сей день. Видать, сильно провинилась бедняга пред шаманом, что сделалась сама живой абаасы: пока не сживет кого-нибудь со свету, не успокаивается. Таким образом, говорят, проклятые продлевают свою опостылевшую, никчемную жизнь и на тот свет уходят только тогда, когда получают прощение у проклявшего или же как-то искупают свою вину. Аксинья «съела» всю родню и принялась за односельчан. Правда, в основном это те, кто в какой-то мере сам виновен в своей судьбе – пьющие, без царя в голове, бесшабашные или те, кто каким-то макаром не угодны самой старухе.

Новость отредактировал Оляна - 1-03-2012, 16:54

Время на чтение: 2 мин

В наших краях есть место с которым связано много легенд. На горе, по преданиям, стоял когда-то замшелый камень, указывавший дорогу путникам. «Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь - женатым будешь», - такие слова были высечены на нем.

Понятно, что из трех вариантов мы все выбирали последний. Но попадали странники не в древний загс, а в селение, где их встречала пропавшая девушка. Дочь местного воеводы, ставшая жертвой проклятия. Как и многие после нее. Заклятие действует до сих пор! Я сам убедился...

Помоги-ите! Есть тут кто- нибудь! Ау-у! - надрывался девичий голосок.
- Что случилось? Заблудилась?
Я подскочил к девушке. Зареванная барышня сидела, прислонившись к стволу дерева. Дорога пролегала совсем близко, а незнакомка утверждала, что не может выбраться из леса. Я с рюкзаком за спиной догонял ушедшего вперед приятеля - собирались порыбачить на лесном озере, но вместо водоема заметил голубую куртку незнакомки.
- Пойдем! Чего ты? Ногу подвернула?

Ноги в порядке. Я выйти не могу, - заявила девушка - Дорогу не найду, все время в одно и то же место возвращаюсь. Словно леший водит.
- Ерунда все это, - успокоил я ее. - Никаких леших не бывает...
- И ты меня не выведешь, - бормотала она, - вместе со мной пропадешь. Это проклятие действует!
Не обращая внимания на ее болтовню, я уверенно шел вперед. Вот там - поворот тропы, увитое плющом дерево, потом мимо овражка и - спуск к озеру. Много раз тут бываю, каждое лето...

Но никаких знакомых ориентиров что-то не попадалось. Лес вокруг был чужим, он становился все темнее и гуще.
- Давай отдохнем, - подала голос моя спутница.
Присев на поваленный ствол, я перевел дух. Уже и сам понял - что-то здесь не так. Вроде бы иду прямо, а получается, забираю куда-то вбок, петляю, как заяц. Словно и вправду неведомая сила направление указывает.
- Как тебя зовут? - обратился я к девчонке.
- Женя, - шмыгнула та носом.

О каком проклятии ты говорила? Фантастики начиталась?
- Если бы... Тут реально проклятое место. Я прагматичный человек, студентка, на историка учусь, - рассказала она. - Читала об этой местности. Тут уже сотни лет девушки пропадают.
- И их не находят?
- Нет... Не веришь?
Я помотал головой.
- Слушай тогда...
Женя поведала такую историю.

Когда-то, возвращаясь из похода, стояли тут половецкие отряды. Грозный хан, обложивший местность данью, потребовал от воеводы подарить ему в наложницы собственную дочь. Тот отказался, просил забрать взамен пшеницу, скот и золото. Хан настаивал на своем, угрожая уничтожить окрестные селения. Утром к нем у должны были привезти пленницу.
- Беги скорее в лес, спрячься, - велел девушке испуганный отец.

Ночью пришел шаман.
- Вместо того чтобы отдать хану, отпусти красавицу с нами, с воинами, - предложил он. - Так для нее будет лучше, она сможет выбрать себе мужа и избежит позора. Захочет я на ней женюсь.
- Ни за что! - закричал воевода. - Никому из вас моя девочка не достанется, лучше пусть умрет.
- Так и случится, увидишь ее мертвой, - произнес шаман.
Он рассердился и сказал, что дочка местного воеводы из лесу не выберется. Отныне каждый год в этих местах будут пропадать девушки. И вообще люди, которых он наметит в жертвы, даже бывалые мужчины, попав в чащу, заблудятся и оттуда не вернутся. Через три дня дочь воеводы нашли на дне лесного оврага. Несчастная скончалась от голода и холода...

В этот лес мы совершили вылазку с другом. Порыбачить в озере, искупаться. И так случилось, что потерял я его из виду. Он ушел вперед, я замешкался, а когда оглянулся - чудеса: ни тропы, по которой мы пошли, оставив машину на просеке у въезда в лес, ни спины Олега с большим рюкзаком на ней. Тогда я и услышал жалобный плач девчонки. Она от подруг отстала. За ягодами пошла и меня встретила. Время словно остановилось. Мобильные не работали, не было видно ни жилья человеческого, ни тропинок, ни просек, ни песчаных противопожарных полос, оставляемых лесниками. Никаких следов цивилизации. Хоть бы голоса людей, костерок - ничего. И озера нет, а ведь оно должно тут быть.

Я не разу еще не сбивался с дороги! Огляделся. Попробовал кричать, звать приятеля - без ответа. Самое интересное, что простое «ау» словно повисало в воздухе, эха не слышно. Может, тут аномалия какая-то, звуки поглощаются? Думать о законах физики не было времени. Я присмотрел дерево, удобное для подъема, скинул рюкзак на землю и начал взбираться, вспомнив занятия в школьном спортзале - не зря физрук заставлял лазить по канату. Сейчас пригодилось.
- Что там? Что видно? - приплясывала внизу спутница.
- Лес, деревья, где гуще, где реже, - перечислял я. - Дороги, озера, поселения какого-нибудь нет и намека. И мобильный на высоте не заработал. Надо успокоиться и двигаться дальше, - сказал я, спустившись.

Попробовал определить стороны света - и не смог. Решил идти на восток, там по моим представлениям находился город. Преодолевая бурелом двинулся в ту сторону откуда утром встало солнце. Идти было трудно, да еще начал накрапывать дождь. Сумрачно, неуютно, под ногами хлюпает. Женька снова носом зашмыгала, что-то запричитала.
- Ой, смотри! - придушенным голосом пискнула она.
Видим - словно бы фигура какая-то меж деревьями мелькает. В длинной меховой дохе или тулупе, хотя зима давно закончилась, высокой шапке, с бородой.
- Это тот самый шаман, древний! - прошептала моя спутница.

Она вдруг кинулась на колени, прямо в жидкую грязь:
- Шаманчик, миленький, не погуби, выведи нас отсюда, - запричитала она. - Ты девушек молодых ищешь для себя и для своих воинов, я знаю. Я не выйду за тебя замуж, ты уже старенький, сотни лет назад жил, я выйду за молодого, деток ему рожу, сказки про тебя буду рассказывать...
Девчонка бормотала тоном сказительницы, словно впав в безумии. Фигура шамана исчезла и вдруг появилась в другом месте - чуть дальше от нас.
- Скорее идем за ним, он меня услышал, он выведет нас! - обрадовалась Евгения.

Вскочила, растрепанная, мокрая, и побежала за призраком. Долго мы бродили, а вышли снова к кривой березе, где впервые «шамана» увидели. И вдруг услышали зловещий смех. Я так и не смог определить происхождение звука. А Женя расплакалась. Призрак нас обманул - привел на то же место. Смеется теперь над нами. Значит, надежды нет...

Но я был настроен решительно - мы современные люди, нас не запугать древнему колдуну. Объявлять ему войну конечно, не надо, навредить себе можно, а вот схитрить, договориться или задобрить стоит попробовать...
- У тебя какие-нибудь украшения есть? - спросил я у Евгении. И сам скривился от собственной глупости: ну кто же в лес будет побрякушки надевать?
- Есть колечко, простенькое, но с бирюзой. Ты хочешь его задобрить? - догадалась она.

Чувствуя себя персонажем дьявольской пьесы, я положил колечко на пенек, повернулся лицом в тут сторону, где растаял в воздухе, призрак, и тихонько сказал:
- Шаман, ты хороший. Ты тут хозяин. Ты меня испугал и победил. Очень тебя прошу, выпусти нас, у нас еще много дел не сделано дома. Вот колечко тебе в подарок. За девушку не беспокойся. Она без жениха не останется, я сам на ней женюсь...
- Что?! - вскинулась Женя, услышав мои слова.
А мне словно что-то подсказывало, что следует говорить именно так.

Вспомнил, что рассказывал дед моего друга детства Саньки, работавший лесником. Когда я школьником гостил в селе у бабушки, мы любили приходить к нему и слушать байки. Чтобы обмануть лешего, который водит по лесу, надо правый сапог надеть на левую ногу и наоборот. И куртку наизнанку вывернуть. Так его можно с толку сбить. На нас с моей спутницей были кроссовки.
- Быстро переобувайся! - скомандовал я.
Неудобно, но идти можно! Куртки перекинули навыворот.
- Обманываем его, а он обидится и совсем нас заморочит, еще хуже будет,- завела было девушка.
- Не обидится, мы ж его попросили оба и подарок оставили.
Я бросил взгляд на пенек и глазам не поверил. Колечко исчезло!
- Наш дар принят. Пойдем, - решительно сказал ей.

Чтобы перехитрить лешего, или, в нашем случае, шамана, надо идти наугад, как говорится, куда глаза глядят. А еще - думать одно и делать другое.
- Вот сейчас до той поваленной березы дойду, - бормотал я себе под нос и, не дойдя до намеченной цели, резко менял направление - шел к другому ориентиру. Спутница еле за мной поспевала.
- Поверну налево, - говорил я вслух, а сам поворачивал вправо. Получалось, что я шел не так, как подсказывал здравый смысл, а словно все делал наоборот. Но в этом и оказалось спасение от нечистой силы. Физически ощущал, что лес не желает нас отпускать.

Не раз я падал, но все же шел и уставшую девушку за собой тянул. Так мы двигались довольно долго. В лесу начинало смеркаться, нас поедом ела мошкара. Замаячила реальная перспектива здесь заночевать... И тут я почувствовал, что с каждым шагом становится легче. Цепкие лапы отпускали меня. Впереди мелькнуло светлое пятно, мы вышли к просеке. Лес вокруг раздвинулся и стал привычным, без бурелома. А вот и тропинка, протоптанная людьми! За деревьями замаячила синяя машина приятеля, На радостях Евгения повисла у меня на шее.

Мы отвезли Женю домой, а через день я снова с ней встретился. Зареванная, уставшая, перепуганная, искусанная комарами замарашка из леса в городе превратилась в прекрасную леди.. Я невзначай намекнул - что-то там она говорила шаману, мол, замуж выйдет за молодого. Да и сам ведь договаривался с колдуном что женюсь. Ну что ж, придется выполнять свое обещание.

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Расскажу мистическую историю про моего деда и его приятеля, старика Исайя, шамана из народа нганосан, что жили и, надеюсь, по сей день здравствуют в низовьях могучей сибирской реки Енисей. Стразу скажу, дедушка был человеком не охочим до вранья и приукрашивания, каждая его история стоила мне дорого. Дед часто прибегал к назидательному и даже наставническому тону в беседе. Но нужно было бы допустить немалую оплошность, чтобы услышать в свой адрес не только стандартный упрёк, но и поучительную историю из жизни.

В сайт тот день настроение у нас располагало к вылазке на озеро. Мы одинаково любили порыбачить, посидеть в тишине и побыть наедине с природой. Отдых для души – лучшая возможность послушать собственные мысли.

На сборы ушло минимум времени. А уже через час мы утаптывали траву на месте стоянки у лесного озера. Подобраться на машине к нему было сложно: крутые берега, часто растущие деревья, а единственная дорога разбита лесовозами и тракторами. Автомобиль бросили на приметной опушке, а сами пешком спустились к воде. Протоптали тропу, а затем стали обустраиваться.

Попутно дед давал мне ценные указания. Как ходить в лесу, куда наступать, куда смотреть, что делать, если… и далее бесконечный список ситуаций. В общем, все как всегда. Для шестнадцатилетнего мальчишки это казалось скучным нравоучением.

— А еще не подходи к лужам, увидишь полянку с небольшой лужицей в середине, не смей выходить на неё, держись сайт к деревьям.

— А то засосёт? – хохотнул я.

— Да, — выгнул бровь дедушка и посмотрел на меня строго.

— Серьезно?

— Очень, это «зеркало», болото такое. На Таймыре часто встречается, а здесь редкость, но мало ли. Рядом озеро и откуда тебе знать, что может быть.

Не знаю почему, но образ коварной трясины, маскирующейся под лужицу, впечатлил меня. Остаток дня я возвращался к этому разговору и выпытывал любые факты, известные деду. Дед отмалчивался. Говорил односложно. Пенял мне на то, что я забросил рыбалку и ему все удовольствие порчу. Пришлось отстать.

Но вечером, когда мы вернулись домой, он вдруг ни с того ни с сего начал рассказывать. Это была долгая и странная история о путешествии к одному кладбищу. Он передал ее мне, а я поделюсь с вами. Для удобства буду говорить от имени непосредственного участника того похода.

Случилось это поздней сайт весной. В тот год снег лежал почти до середины мая. Мало удивительного, если представить, что ты живешь несколько лет кряду в таймырской глуши. Где, кроме небольших промысловых поселков и кочевий коренных жителей, мало что напоминает о власти человека над этой землей.

От управления артели мне начислили несколько дополнительных дней к отпуску. Но выехать из поселка куда-нибудь не вышло. И большую часть времени я провел в бараке, где все поселковые хранили зимой свои лодки и снасти. Занимался тем, что в бессчетный раз проверял все необходимое для весеннего лова и охоты. Смолил лодку, переплетал сети, набивал патроны для ружья. Рабочие с метеостанции обещали, что весна придет внезапно. Можно было надеяться, что на мой долгий отпуск выпадет несколько годных для похода в тайгу дней. Маршрут планировался обычный: выйти по притокам к Енисею и наведаться в низовья, где и конкуренции меньше и места богаче.

сайт

Отпуск тек неторопливо. Можно даже сказать, что наступило блаженное безвременье, которое я проводил, погружаясь в монотонную, но интересную мне работу. За окнами барака белел снег.

Солнце светило ярче. С каждым днем прибавлялось тепла, и мои чаянья крепли. И как это случается, весна пришла в одно утро. Проталины стали шире, лед на реке потрескался. А в поселке объявились охотники из местных. Среди прочих и мой знакомый – старик Исай из нганосан. На улице стало шумно. Лаяли собаки, мужики громко обсуждали планы на предстоящий сезон. Хотя, что там было обсуждать… Как таковой сезон откроется много позже.

Исай наведался ко мне в барак и в привычной манере начал свой неторопливый разговор. Вопросы были ни о чем. Погода, олени, моторные лодки, ружья, новые товары в магазине, последние сплетни. Но охотник очень быстро перешел к важному для него делу. Ему нужны были деньги. Сумма скромная, сайт но для старичка очень ощутимая – целых тридцать рублей на старые деньги.

Разумеется, я согласился одолжить. Его благодарности не было предела. Уж не знаю, что он там хотел купить, но старик очень расчувствовался. И обещал мне щедро отплатить. Но чем? Разве что охотничьими трофеями, денег у него почти не водилось.

Погода не переставала радовать и еще через полторы недели, я решил собираться на рыбалку. Земля не просохла от талого снега, и дороги больше походили на разбитое тракторами суглинистое месиво. Благо весь мой путь предстоял через речные протоки и рукава. Моторка уже была на воде, когда меня окликнул знакомый скрипучий голос.

— Саня, а ты далеко собрался?

— А, Исай, здравствуй, до Заячьей губы дойти думал.

— Доброе место, шибко рыбное, — задумчиво протянул старик, затягиваясь папироской, — хочешь, вместе пойдем?

— Можно, а что ты задумал?

— Долг отдам, — сайт многозначительно кивнул Исай и по-хозяйски стал складывать свои вещи в лодку.

Судя по всему, он готовился не хуже моего. Вещей было немало, и по весу они были едва ли не тяжелее самого охотника. Тут явно были запасы всего необходимого на недельную вылазку. Но не это удивляло. Примечательным был наряд моего товарища. На шее висело несколько ожерелий из тех, что местные одевали на праздники. В рюкзаке сверху лежал самый обыкновенный бубен, из-за чего суму невозможно было затянуть шнуровкой. Набор явно странный для обычной поездки. А главное, он будто ждал моей поездки и был готов заранее.

— Ты шаманить собрался? – спросил я, когда мы отошли от берега и мотор стал равномерно бить винтами по воде, толкая лодку вперед.

— Я хочу тебе заплатить долг.

— Отдашь шкурками.

— Нет, ясак, однако, сам собирай, а я тебе настоящий долг верну. Не забудешь.

сайт

От этих слов стало не по себе, но Исая я знал давно и понимал, что дурного он вряд ли сделает. Хотя слухи ходили разные. Говорили, что он последний шаман в своем народе. Учеников не берет, но знает многое и обладает определенной силой. Правда или выдумки, не скажу, но было в нем что-то необычное. Для своего возраста и прыть немалую сохранил, и живость ума. А было ему уже тогда за шестьдесят.

К вечеру вышли мы на Заячью губу, небольшой перекат на месте слияния одного из бесчисленных притоков, питающих Енисей. Там и решили ставить сеть. Но близилась ночь, и в темноте даже такое нехитрое дело требует сноровки. Чего мне и не хватило в тот вечер, сетка скользнула из руки в воду, и ладонь будто обожгло. Тут же проступила кровавая полоса. Порез был мало что глубоким, так еще и на самом дурном месте.

сайт

Я сжал руку в кулак, чтобы остановить кровотечение. Старик же направил лодку к берегу. Когда мы выбрались на сушу, Исай без предисловий потребовал показать ему руку. Кровь продолжала набегать, было больно, но я терпел и закусывал губы.

Шаман хмыкнул, оценивая мою рану, а затем положил свою ладонь поверх и потребовал смотреть ему в глаза. Он стал быстро нараспев что-то говорить. Язык казался незнакомым, лишь отдельные слова я мог разобрать, и сколько хватало моих познаний, это были какие-то имена на наречии нганосан. Странное действо длилось минут десять, не больше, а когда старик замолчал, я посмотрел на руку. Кровь остановилась, а края раны сошлись так, что порез выглядел тоньше царапины, края раны побелели, боль ушла.

— Колдовство?! – я недоверчиво потрогал пальцем царапину.

— Нет, Саня, просто рана у тебя маленькая, совсем несильно порезался, – шаман хитро улыбался и как ни в сайт чем не бывало раскуривал папироску, хотя по лицу его крупными каплями стекал пот, а руки дрожали, как после тяжелой работы.

— Научи меня?

— Нельзя, я показать тебе могу многое, ты мне друг, и земле этой друг, однако чужой.

— Да, нганосан учиться не хочет, а чужак хочет — плохое время. Нельзя нам чужакам передавать знания.

— Зачем тогда показываешь?

— Скучно.

Я от удивления вытаращил глаза. Угадать по морщинистому лицу Исая, где он шутит, а где говорит серьезно, не представлялось возможным.

— И чем ты еще развлекаться удумал, черт таежный?

— Хм, в болота пойдем. Я тебе кое-что покажу. И долг отдам. Тебе ведь не деньги нужны, ты другое ищешь, учить не могу, но показать можно, — ответил он в свойственной ему манере — говоря, но не договаривая.

Расспрашивать не стал, и мы начали готовиться к ночевке. сайт Набросали лапника и веток, расстелили мешки и как были, развели костер и сварили в котелке простенький рыбный суп с пшеном. Ели молча и скоро легли спать.

Утро следующего дня было зябким и туманным, что нисколько не располагало к прогулке по болотам, но старик настойчиво торопил меня. Как сварливая баба, он ругался, что я зазря трачу время, и мы можем не успеть пройти по тропе.

Когда же мы собрались и затушили кострище, шаман не терпящим возражений жестом протянул мне засаленную тряпицу и потребовал завязать глаза. Это было неприятное чувство. Я все меньше понимал, что у моего провожатого на уме, но подчинился без лишних вопросов. Повязка была несплошной, хотя обзор ограничила существенно. Исай поправил ее и, вытащив из своего рюкзака моток веревки, стал мастерить страховку наподобие той, что делают альпинисты. Так мы и двинулись дальше вглубь подлеска, связанные бечевкой, словно первопроходцы из сайт приключенческого романа.

Нганосан уверенно шагал вперед, на ходу объясняя необычные правила, которые непременно следует соблюсти. Мне нельзя останавливаться и разговаривать. Что бы ни случилось, нужно держать веревку и идти вперед. Сам же шаман начал выкрикивать что-то на своем языке. Иногда он начинал выть, а то вдруг смеялся как одержимый или испуганно шептал. Мысли путались, в ноздри бил дурманящий аромат болотных цветов и трав. Под ногами чавкала грязь и проминался мох. Поначалу я старался запомнить хотя бы направление, но проводник словно нарочно запутывал следы и постоянно менял направление. Время потерялось. Общая обстановка беспомощности давила и погружала меня в состояние, близкое к трансу. И вот, когда я был готов уснуть на ходу, меня резко выдернули обратно в реальный мир.

В сапоги с высоким голенищем затекала холодная талая вода. Мы шли вброд по зыбкому дну мелкого озера. Старик молчал, а я с трудом сайт сдерживался, чтобы не выругаться с досады. Знаете ли, мокрые ноги по такой погоде — это уже большая проблема. Но веревка упрямо дергала меня вперед, и я продолжал идти, погрузившись уже по пояс. Шли настолько долго, что от холода мышцы стали неметь.

Но даже у такого трудного пути есть свой итог. Я понял, что мы дошли, когда Исай развязал повязку и снял страховку.

— К воде не подходи, оставайся там, где трава рыжая, по зеленой не ходи.

Я огляделся и не удержался от крепкого словца. Мы стояли посреди обширного луга, с множеством мелких озёр и лужиц. Серое, затянутое облаками, небо отражалось в застывшей будто ртуть воде. Место можно было бы назвать островом, но это был холм, по крайней мере, с первого взгляда казалось именно так.

Весь холм выглядел таким широким просторным пяточком, утыканным странными сооружениями из веток и шкур, чем-то средним сайт между охотничьим шалашиком и классическим чумом, традиционным жилищем кочевников-оленеводов. Однако, эти «домики» были в разы меньше обычных и выглядели уж очень старыми.

Земля здесь была устлана клочками сухой травы болезненного ржавого оттенка. В то время как луг в тридцати метрах от нас буквально утопал в изумрудном ковре. Эта странность заставила меня насторожиться. Я поднял с земли камень и, что есть сил швырнул его в сторону от холма. Послышался характерный плюх.

На душе похолодело, поскольку теперь я понял, почему мы шли вброд, а главное, где мы прошли.

Болото, самое обычное и самое страшное тундровое болото. Если проявить наблюдательность и вовремя заметить перемену в природе, то шансы на выживание есть, но стоит зазеваться и ступить на такой вот миленький залитый солнцем лужок – поминай, как звали.

Я слышал о Васюганском болоте. Огромной территории, с площадью подтопления в несколько десятков километров. Это место сайт не выглядело столь грандиозным, но и малая топь не сулит ничего хорошего. Значит, холм и в самом деле был островом. Скалой посреди реликтовой зыби. А эти «шалаши» таили в себе нечто древнее и зловещее, раз их спрятали в таком отдалении от цивилизации.

— Могу их посмотреть?

— Можешь, но не вздумай забирать что-то себе, прояви уважение. Бойся медведя, ходи с одной стороны!

— Что?… — я растерянно огляделся, не понимая, о каком звере идет речь.

— Медведь! Черт! Что ты, не понимаешь? — Исай выразительно посмотрел себе через плечо и сплюнул под ноги.

— А, ты про ваших злых духов, да, я помню, что на пороге дома нельзя кругом поворачиваться.

Суеверные нганосаны живут и по сей день в двух мирах. Один из которых делят с нами, второй же — с различными демонами и духами. У них сложная иерархия и имена, сайт не привычные на слух русскому человеку. Так что, обычно местные всю свою нечисть зовут просто — «медведь». Эти духи любят водовороты и вихри. Вот поэтому и нельзя приличному нганосану кружиться или оборачиваться на пороге дома, иначе зло войдет следом. Не скажу, что верю в подобные сказки, но повидал многое и спорить с шаманом не стал. Надо соблюсти традицию — нет проблем.

Любопытство — самое смелое чувство. И вот первый чум уже в шаге от меня. Шкуры, служившие стенками этому жилищу, покрывал зеленоватый налет, от сооружения сильно воняло мускусом, но отвращение запах не вызывал. Я откинул полог и заглянул внутрь. Крикнуть матом не получилось, скорее оттого, что перехватило дыхание. А потом вроде бы как было уже некстати. Что же ждало меня внутри?

Мертвая старуха. Седая. Обряженная в пестрое платье с узорами и вышивкой — явно традиционный наряд, но такой старый и сайт архаичный, что вряд ли сейчас его можно встретить. Она сидела на маленьких нартах. Ее глаза были плотно закрыты, а челюсть подвязана, наверное, с той целью, чтобы не открывалась произвольно. При этом рот напоминал ввалившуюся внутрь воронку. Кожа имела неприятный темно-серый, землистый оттенок и лоснилась, будто смазанная салом. Повсюду были диковинные ожерелья. Мелкие бусинки, нанизанные на тонкую нить и покрупнее вплетенные в узлы. На ее голове была шапочка, щедро украшенная разномастными камушками, костяшками и бусинами. Сутулую спину прикрывала истлевшая накидка из шкуры чернобурой лисы.

Полы в чуме показались странными, словно специально усыпанные камнями. Острые осколки породы в скудном свете северного солнца отливали красновато-желтым блеском. Я, зачарованный этим зрелищем, долго не мог поверить в реальность происходящего. Работая на буровой станции и участвуя в геологоразведочных партиях, я уже имел удачу видеть такие камни. Самородки золота… По самой скромной оценке, на земляном полу было сайт пятьдесят килограмм золотоносной породы и самородков.

Я попятился назад и аккуратно вернул полог на место.

— Кто она?

— Шаман! Ведьма… она жила очень давно, а когда решила умирать, пришла сюда.

— А золото?

— Золото принес другой шаман.

— Здесь мы можем задавать вопросы и слушать, что старые люди нам говорят.

— Кладбище…

— Нет, Саня, это наш дом, последний дом. Тут нас никто не тревожит. Тут шаману спокойно, — Исай добродушно улыбнулся.

— Если об этом месте узнают, все разворуют…

— А кто расскажет? Ты?..

— Нет, — я посмотрел на раскинувшиеся вокруг болота, — никому…

— Расскажешь, но они не придут, и будет это после моей смерти. А как умру, сюда ни одна живая душа дорогу не сыщет. Даже ты второй раз не сунешься.

Старик разрешил мне еще немного побродить по кладбищу. А сам он встал у сайт кромки болота и стал бить в бубен и петь свои молитвы. Я заглядывал в чумы и находил везде примерно одинаковый набор вещей, законсервированного мертвеца и золото.

Это было сказочное сокровище. И я совру, если скажу, что не испытал соблазна. Возникло желание взять что-нибудь на память. Но запрет Исая был строгим. Нет, проклятия меня не пугали, а вот оскорбить старика, доверившего мне самую большую свою тайну, я не решился.

Прошло несколько часов, и мы засобирались обратно. В материальном плане мы больше потеряли, чем приобрели. Но если верить словам шамана, духи будут в этом году милостивы. Они скучали здесь. Но теперь, когда им рассказали последние новости и попросили мудрого совета, причин для обиды нет.

— Вот так, Саня, ты мне деньги дал, я тебе верну долг удачей. Увидишь еще!

Мне снова завязали глаза и повели потайной тропой через болото. Я даже не сайт пытался запомнить дорогу. Уж очень это неприятное и отвлекающее от корыстных мыслей занятие — брести по пояс в топкой студеной жиже. Возникло и другое неприятное чувство. Кто-то или что-то проплывало у самого дна, словно специально касаясь моих ног.

— Налимы, — отмахнулся от моих догадок старик, — большая и любопытная рыба.

— Хорошо, — выдохнул я, силясь разглядеть в воде источник своего беспокойства.

— А, может, и нет, — Исай хитро сощурился и посмотрел на небо, — поторопиться надо, однако, вода подниматься будет совсем скоро.

Остаток пути до суши мы почти бежали, если так можно сказать о нашей суетливой возне. Когда наконец выбрались, то повалились на землю усталые и насквозь вымокшие. А болото тем временем словно живое поднялось немного выше. Крупная рябь пошла по воде в том месте, где мы прошли. Если это и была большая рыбина, то таких я сайт еще не встречал.

Но стоит отметить, что все последующие вылазки в тайгу, будь то рыбалка или охота, складывались удачно. На собранную пушнину быстро находились покупатели, а вырученных в сезон денег хватило бы на пару сотен займов для Исая… Может быть, мне просто везло, а может быть, шаман смог передать мне удачу и силу своих предков. В последнее особенно хочется верить.

Но даже если так, не уверен, что пошел бы еще раз в те проклятые болота ради общения с духами. А вот золото манило меня, грезилось во сне, мерещилось наяву.

За всю жизнь я дважды пытался добраться до заветного клада. Уже после смерти моего друга шамана. Но обошлась сайт мне такая дерзость дорого. Хорошо, что сам живой вернулся. Но это другая история.

Статьи по теме