Видит ли аллах мои страдания. Мудрость испытания людей бедами. Аллах посылает проблемы, чтобы защитить нас

Испытания , которые случаются в нашей жизни, кажутся наказанием. Человека одолевает бесконечное чувство беспокойства о будущем: брак, работа, здоровье. Некоторые настолько тяжелы, что кажется невозможно их преодолеть. Подсознательно мы спрашиваем самого себя: «Почему я? »

Человек знает, что ему не стоит отчаиваться и терять надежду на Божью милость. Но шайтан искушает человека и пытается заставить усомниться в этом. Часто мы отчаиваемся и разочаровываемся в самих себе и чувствуем нашу беспомощность, неспособность изменить положение наших дел и преодолеть то внутреннее смятение, которое нас одолевает. Мы теряем надежду и перестаем верить во что-либо светлое. Мы забываем о том, что Аллаху подвластно все, и стоит Ему сказать «будь», все изменится. Мы забываем о том, что Всевышний не наказывает, а человек не может быть совершенным.

Безусловно, это не означает, что мы не должны стремиться к тому, чтобы исправить положение дел. Умение преодолевать жизненные трудности заключается в том, чтобы укрепить связь с Всевышним во время трудностей. Пока Всевышний с нами, ни одна из ситуаций в нашей жизни не кажется такой безнадежной и нерешаемой. Все в нашей жизни, и плохое, и хорошее, временно, ни одна печаль не бывает постоянной. следует воспринимать как то, для чего они предназначены – как испытание нашей веры и приближение к Всевышнему. Положение верующего такого, что он сам обозначает те трудности, с которым сталкивается: либо это наказание и страдание, либо это повод стать лучше, стать сильнее и приблизиться к Аллаху. Испытания могут стать для нас абсолютным несчастьем, если человек будет воспринимать их как наказание, и может привести к тому, что Он отдалиться от Всевышнего. Понимание нашего положения и осознание милости Всевышнего позволяет верующему превратить испытание в то, из чего можно извлечь урок и средство приближения к Творцу. Осознание милости проявляется в покаянии и предоставлении себя воле Аллаха.

Во-первых, в каждой трудности вы не одни, с вами Тот, кто вас Создал. Тот, который все видит и слышит, даже то, о чем вы молчите, тот, который знает вашу душу. Независимо от того, какое горе мы переживаем и независимо от того, насколько брошенными себя чувствуем, с каждым – Всевышний. В Коране сказано: «Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу» (20:46).

Когда человек осознает это, он чувствует, как становится ближе к Нему. Он дал эти испытания, Он даст и их решение. Каждый раз, когда с нами случаются неприятности или мы переживаем сложные времена, мы должны помнить о следующем:

«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).

Иногда на нашу голову приходится столько трудностей, что мы не можем сосредоточиться на чем-либо другом, кроме трудностей, которые нас постигли. Но если бы мы помнили о благословениях Всевышнего, мы бы не смогли их всех пересчитать. Напоминание о великой милости Всевышнего заставляет нас посмотреть на испытания в системе всемирной справедливости.

Среди 99 имен Всевышнего – Милостивый, Милосердный, Справедливый и Мудрый. Испытание, вышедшее на вашу участь, возложено на вас не кем-то случайным, а Мудрейшим из мудрейших, тем, кто ближе к вам, чем ваша сонная артерия.

Более того, испытания очищают человека от грехов . Пророк (мир ему) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».

Конечная цель жизни верующего заключается в достижении довольства Всевышнего и Его рая, и все мы нуждаемся в истинном поклонении Всевышнему так, как Он того заслуживает. В хадисе говорится: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня».

Мы забываем о покаянии , о благодарности и забываем о том, что трудности и испытания, которые мы терпеливо пережили, облегчат наше бремя в Судный День. Испытания также являются напоминанием о нашем главном предназначении и делают нас ближе к Всевышнему. И каждая трудность заставляет осознать, что нет никого, кроме Него, на кого можно было бы положиться.

Наша приверженность проверяется во время испытаний: будем ли мы близки ко Всевышнему тогда, когда все хорошо или же будем оставаться также близки к Нему в моменты сложностей.

«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (22:11).

И помните: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

MuslimVillage

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».

Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)

«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)

«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)

Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)

Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)

Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: "Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?" Джибрил отвечал: "Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!" "Тогда каким было воздаяние за это?" – спросил его Пророк ﷺ."Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха"» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)

Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:

Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: "О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!" На что он отвечал: "Да, я испытываю то, что испытывают двое". "Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?" – спросил я. "Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева"» (Аль-Бухари, Муслим)

«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)

«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)

Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) - это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)

Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)

Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)

От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:
“Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми,
- то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк ﷺ сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани) .

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Как же часто мы сталкиваемся в водовороте жизни с плачевными ситуациями, когда просто-напросто опускаются руки и ничего не хочется делать! Подобные истории слышишь буквально на каждом шагу: кто-то потерял кормильца, кто-то потерял детей, кто-то разорился и потерял всё накопленное имущество, кто-то страдает мучительной болезнью. Сколько людей на земле, столько и проблем в самых разных вариациях. Отчаяние, боль, тоска известны, думаю, каждому. Нет такого человека, который бы хоть раз в жизни не испытал чувства разочарования.

Много разных советов дают психологи и даже психиатры по преодолению жизненных неурядиц. Кому-то они помогают, а кто-то, испытав сильную боль, приходит к Всевышнему Аллаху и обретает веру в Него. У каждого из нас свой неповторимый путь, и каждый сможет дать массу советов другому, если ему в эту минуту плохо. Но, однозначно, вера во Всевышнего Аллаха и упование на Его волю и помощь будут приоритетными. Для верующего человека нет другого спасения, кроме как растворение в Божественной воле, милости и помощи.

Существуют и некоторые мудрые советы, которые особенно любят давать люди преклонного возраста, ибо они многое видели в этой жизни и знают верный путь к спасению. Они, безусловно, проверены жизнью, и человек, следующий им, всегда находит счастье и спокойствие у Всевышнего Аллаха. Старики, праведно прошедшие свой жизненный путь, часто собирают вокруг себя родню и дают ценные советы, среди которых числятся нижеследующие.

Никогда не отчаиваться! Если тяжело и не можешь справиться с болью, обратись к Всевышнему Аллаху – ведь только Он видит все наши душевные страдания. При этом всегда следует верить, что Господь обязательно поможет и облегчить наши страдания. Аллах никогда не откажет Своему рабу, который верит в Него, искренне нуждается в Нём и в Его помощи и обращается именно к Нему – ведь Он такой Милостивый! Никогда не следует сомневаться в безграничной милости Аллаха. Он самый Милостивый, Понимающий. Стоит просто обратиться к Нему, попросить прощения и помощи, и мы обязательно получим ответ на свою мольбу. Аллах не отказывает просящему, более того, Он любит, когда Его просят. Да ведь согласно хадису Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) самым сильным оружием мусульманина является дуа. Когда нам очень плохо, что мы можем ещё делать? Разбить лоб об стенку? Но это не поможет и может закончиться больницей. Мусульманину, попавшему в сложные жизненные обстоятельства, стоит только делать дуа, Аллах слышит нас и обязательно ответит нам.

Наш Создатель всегда нас слышит и всё про нас знает. Нам стоит совсем чуть-чуть потерпеть, и Всевышний Аллах облегчит страдания и подарит такое счастье, что потом наша боль покажется нам смешной, ничего не стоящей, и навряд ли мы когда-либо о ней вспомним. Плохое всегда забывается, остаётся лишь доброе, хорошее. Наша память по милости Аллаха стирает чёрные дни нашей жизни, о них мы потом вспоминаем лишь с улыбкой. А на смену чёрной полосе всегда наступает белая, которая и остаётся в нашей памяти.

Наша жизнь настолько коротка, что неизвестно, наступит ли для нас завтрашний день, неизвестно, будем ли мы дышать так же, как и вчера, полной грудью. Всё известно только Всевышнему Аллаху, поэтому мусульманин должен радоваться каждому новому утру, которое подарил нам Создатель миров. Новый день – это ещё одна чистая страничка в жизни, когда можно написать на ней всё что угодно: кто-то – благие поступки, а кто-то, увы, – что-то нехорошее. Всё зависит от нас самих, насколько мы готовы прожить жизнь начисто, без черновиков и исправлений. Ведь на самом деле черновиков у жизни и нет, мы живём один раз, значит, у нас нет права на ошибку, а если и есть, то каждый новый день – это дополнительный шанс на исправление. Может быть, мы хотя бы сегодня постараемся сделать что-нибудь хорошее, за что Всевышний Аллах осчастливит нас и в этой, и в вечной жизни.

Другой важный момент: что бы мы ни получили от Творца, мы должны благодарить Его. Всё, что мы имеем, принадлежит Аллаху. Если Он нам что-то даёт – это всего лишь подарок по Его милости, за который нам тоже предстоит держать ответ. Мы не должны быть из числа неблагодарных рабов, которые не ценят того, что им даровал Господь, постоянно жаждая чего-то ещё большего. За всё мы должны быть благодарны своему Создателю, ведь Он знает, что для нас лучше в этот отрезок времени.

Вместе с тем, что мы имеем на данную минуту, мы должны быть довольны всем тем, что у нас есть. Если у соседа что-то есть, а у нас нет, значит, нам это в настоящее время и не нужно, ведь всё во власти Аллаха и только Он знает, что нам нужно, полезно. Всевышний знает, что, когда настанет время, Он даст необходимое, а пока мы должны довольствоваться тем, что имеем, и всем сердцем благодарить за те блага, которыми Он нас одарил. Каждый из нас любит своего Творца и не хочет Его «расстраивать», поэтому любая покорность Господу ценится Им, более того, Он вознаграждает нас за это. Разве может быть большее счастье?

Мусульманину не подходит думать или говорить о людях плохо. Он не должен даже мысли нехорошей допускать, тем более судить кого-либо, даже если тот совершил порицаемый поступок или причинил тебе боль и вред. Прежде чем вынести вердикт, нужно найти причины того, почему он так поступил, и постараться оправдать его. Так проще жить, лишние нервы никому ещё здоровья и спокойствия не приносили. Простить их ради Аллаха, оставить их справедливейшему Судье – лучший совет. Так поступал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Более того, он так поступал и в тех случаях, когда имел возможность отомстить и наказать. Его примеру следовали и праведные сподвижники. Так поступали наши предки. Мы должны следовать этому примеру, и, возможно, Милостивый Господь осчастливит нас так, как мы себе и не представляли.

Ислам прямым текстом призывает нас помогать своим братьям и сёстрам, начиная со своей семьи и вплоть до незнакомца, путника. В любой помощи другому мы должны находить удовольствие, поскольку это богоугодный поступок и Аллах вознаградит за это. Как приятно и радостно для души, когда видишь счастливые лица родных, друзей, соседей! Если близкие счастливы, мы должны постараться порадоваться их счастью вместе с ними, разделить их радость. Если нам удаётся сделать это искренне, то наша душа тоже переполняется радостью. Мусульмане – братья друг другу, и никогда не должны оставлять кого-либо в беде. Помогать ближнему – наша обязанность, такова милость Всевышнего к нам, ибо всё это входит в разряд богослужения, а значит, в этом есть довольство Бога.

Одним из самых важных моментов в жизни верующего является то, что всё, что пришлось испытать, – это от Всевышнего Аллаха. Нужно принимать это как должное и никогда этому не противиться. Нужно быть смиренным, а если не получается, то попросить у Милостивого Аллаха помочь тебе быть смиренным и терпеливым к уготованным для тебя невзгодам. При этом должна быть твёрдая вера, что Создатель обязательно поможет. Никогда не надо сомневаться в Его милости, ибо сомнение говорит о слабости веры, которую надо укрепить. Когда есть полное упование на Создателя, перенести невзгоды жизни будет намного легче, и в награду за проявленное терпение и упование Он даст силы и облегчение.

Мусульманин должен стремиться каждый день делать что-нибудь хорошее из богоугодных дел и каждый день стараться увеличивать их число. Любое праведное деяние должно быть с чистым намерением делать это ради Всевышнего Аллаха.

Если в сердце есть желание творить добро или достичь чего-либо ради Всевышнего Аллаха или угодное Ему, не следует проявлять слабость, откладывать на завтра. Обязательно нужно просить помощи у Создателя, и Он обязательно поможет, милость Его безгранична.

Мусульманину не полагается терять минуты зря: в радости ли, в беде ли он должен стараться что-то делать, и чтобы это было наполнено смыслом. Любое деяние должно быть полезным, совершённым не просто так, от безделья, а лишь с целью добиться довольства Всевышнего Аллаха.

Любая неприятность, если она правильно воспринята, приносит в конечном итоге радость и счастье, а если ещё и довольство Аллаха, то это двойная радость. Когда все события нашей жизни воспринимаются с этих позиций, то и сама жизнь начинает меняться, даже если мы и не сразу это замечаем. В любом деле, если советоваться с Господом, всегда можно найти верный путь, всегда можно выпутаться из сложнейших ситуаций с выгодой для себя, ведь Он – наилучший советник для людей.

За печалью обязательно последует радость, за горестью – счастье, а за терпение будет высокое воздаяние от Всевышнего. Никогда не нужно сомневаться в безграничной милости Создателя миров, ибо кто сомневается в Его милости, тот не знает своего Господа.

Всевышний Аллах – лучший друг, советник, помощник. Он никогда не оставляет Своих рабов. Где бы мы ни находились, что бы ни совершали, Он видит нас и слышит и всегда поможет – стоит лишь попросить Его об этом.

Аллах испытывает Своих лучших рабов и проявляющих терпение вознаграждает. Вся наша жизнь должна иметь один лишь смысл – добиться довольства Аллаха. Как это сделать? Всевышний Сам же и указал пути его достижения. Если следовать Его наставлениям, велениям, то счастье не за горами и довольство Господа тоже.

Желаю себе и каждому найти довольство Всевышнего Аллаха, и да поможет Он нам в этом! Амин.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано:

«Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».

Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

«Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается:

«Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал:

«Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

«Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)

«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)

«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)

Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас:

«Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)

Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)

Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему:

«Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?» Джибрил отвечал: «Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!» «Тогда каким было воздаяние за это?» – спросил его Пророк ﷺ.»Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха»» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)

Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

«Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

“Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари).

Другая версия этого хадиса:

Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах:

«Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!» На что он отвечал: «Да, я испытываю то, что испытывают двое». «Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?» – спросил я. «Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева»» (Аль-Бухари, Муслим)

«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ.

«Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Пророк ﷺ говорил:

«О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)

«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан).

Другая версия этого хадиса:

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах:

“Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)

Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:

«Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) - это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)

Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)

Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил:

«Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой:

“О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)

От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:
“Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми,
- то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк ﷺ сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани) .

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Очень была удивлена, когда, изучая тему испытания человека Всевышним Аллахом, нашла огромное число аятов из священного Корана, где об этом говорится. Сколько разных испытаний проходит человек в своей жизни, столько же и аятов, подтверждающих то, что всё это идёт от нашего Создателя.

Сам Всевышний в некоторых аятах клянётся, что будет испытывать Своих рабов. Всевышний Аллах проверяет нас, людей, насколько мы уверовали в Него, насколько стойка наша вера (иман), насколько мы терпеливы, смиренны перед Его решением и довольствуемся тем, что Он нам определил.

Разумеется, человеку сложно принимать боль и страдания. Мы слишком грешные и слабые. Порой нам кажется, что мы и не сможем пережить те беды, которые перед нами открываются. Но! Очень важно учитывать, насколько мы осознаём волю Творца. Мы привыкли, когда нам хорошо, благодарить Аллаха, делать шукру, но когда нам плохо – сразу вдаёмся в раздумья: «А за что нам это? Что я такого сделал?» Одним из столпов имана является вера в предопределение судьбы, что всё хорошее и плохое происходит по воле нашего Создателя. Мы привыкли хорошее воспринимать как должное, а с плохим не соглашаться. Тогда встаёт вопрос: как же мы веруем в предопределение судьбы? Такая наша вера ущербна, ибо мы не подчиняемся тому решению, которое принято Всевышним. Делая шукру Ему в радости, мы точно так же должны благодарить Его и в горести. Аллах лучше знает, что для нас хорошо в данное время.

Есть хадис такого содержания, что Всевышний испытывает Своих любимых рабов. Когда это осознаёшь, на душе легче становится. Эти слова являются своего рода самоуспокоением, ибо боль принимать сложно, но мусульманин должен всячески стараться разглядеть в этом благо для себя.

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает наперёд тех, которые правдивы, и тех, которые лживы » (сура «Аль-Анкабут», аяты 2–3).

Нет нашей заслуги в том, что мы мусульмане и веруем в Единого Бога. Это лишь огромная Его милость к нам. Наша же задача – оправдать это доверие и быть мусульманами. А искренность приходит через испытания.

Как прочность семейных отношений проверяется и в радости и в горести, так же и наша покорность и смиренность Аллаху проверяется через испытания. И счастлив тот, кто смог преодолеть их с достоинством, ведь итогом этого является укрепление веры, а значит, и довольство нами Всевышним, иншааллах.

Всевышний говорит (смысл): «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых… » (сура «Аль-Бакара», аят 155).

Сколько раз в жизни мы испытывали страх? Сколько матерей на земле каждый день ломают головы над тем, чем же сегодня накормить детей? А разве нет бизнесменов и предпринимателей, которые разорялись или у которых просто украли имущество? Разве есть среди нас те, кто не терял своих самых родных людей?

Через подобного рода испытания проходит каждый из нас. Вопрос только в том, насколько терпеливо мы движемся по этому непростому пути.

Как мы принимаем эту боль? Как правило, словами типа «я накажу того, кто разорил меня», или «я лучше украду, убью, но голодать не буду», или «почему он умер, уж лучше бы я» и т. п.

А почему мы не отвечаем так: «у меня не украли имущество, его забрал тот, кто в нём больше нуждается», или «сегодня есть кусок хлеба, альхамдулиллях, хвала Аллаху, дающему ризк (пропитание)», или «раз Аллах забрал моего близкого человека, значит, Ему он больше нужен, зачем ему жить в этом грязном бессмысленном мире»?

Всё зависит о нас самих, насколько мы сможем разглядеть благо, а ведь оно непременно есть, даже если слишком завуалированно.

«Время – лучший доктор », – говорят в народе. Для осознания любой беды время как раз самое лучшее лекарство. Всё возвращается на круги своя, и за каждой трудностью обязательно идёт облегчение. Так говорится в Коране, значит, в этом не может быть никакого сомнения.

Испытаниям подвергаемся не только мы, не мы первые и не мы последние. Самый первый человек – Пророк Адам (мир ему) – и его супруга Хава были подвержены испытанию. Другие пророки тоже проходили через трудности. Если наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прошёл через все невзгоды, разве мы не пройдём? Должны. Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) было значительно сложнее, нежели нам.

Наше земное пребывание – это одно большое испытание. Мы посланы сюда не для забав и развлечений, а для того, чтобы пройти этот сложный путь, дабы в Ахирате получить то, что заслужили. По большому счёту в наших же интересах любую беду принимать с достоинством, иначе нам это может слишком дорого стоить в следующей жизни, которая будет Вечной! Это здесь мы живём 60–70 лет, это абсолютно ничто по сравнению с Ахиратом, – там бесконечность, и мы должны заслужить либо райское наслажденье, либо вечные муки. Мы стоим перед выбором, и никто его не сделает за нас! Мы одни, лицом к лицу с жизненными испытаниями, решать только нам. Родные, друзья могут помочь, посоветовать, но окончательное слово, поступок за нами.

Мы радуемся, когда на экзамене в школе или университете получаем отличную оценку, а как мы стремимся её заслужить! Но когда вопрос касается веры и смиренности, мы даём слабину, да ещё какую… Земная жизнь этого не стоит, она для нас основной экзамен, к которому следует готовиться мусульманину тщательным образом и сдавать его без пересдач, с первого раза и на «отлично».

Сподвижники и сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) немало перенесли от рук неверующих, но они показали нам непревзойдённое терпение до тех пор, пока Аллах не послал им утешение. В хадисе говорится, что «терпение – ключ от рая ». Эти слова должны стать ключевыми при решении сложных проблем. Великие люди, учёные говорят: «Выигрывай проигрывая ». На самом деле это так, просто понимание этого приходит с опытом, с годами.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям в своём теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми без всякого греха » (передал имам Ахмад от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах).

Аллах не возлагает на наши плечи больше того, что мы сможем понести. И да поможет нам Аллах не быть из числа тех, про кого Он говорит в священном Коране (смысл): «Когда человека постигает какое-либо бедствие, он взывает к Нам. Когда же Мы даруем ему какую-либо милость от Нас, он говорит : «Это даровано за мои знания». Нет же! Это было испытанием, но большинство людей не ведают об этом » (сура «Аз-Зумар», аят 49)! Амин.

Статьи по теме