Суть христианского вероучения. Христианство. основы христианского вероучения. год общепризнанного летоисчисления

Источниками вероучения ислама являются: Коран, Сунна и мусульманское законодательство «шариат». Коран (от араб, «куран» - чтение) является высшим и наиболее полным из священных писаний. Мусульмане считают, что Коран вечно существующий под престолом Аллаха, содержание которого он передал пророку Мухаммеду рез архангела Джебраила. В действительности же Коращ был окончательно отредактирован при халифе Османе B 644-656 гг. Содержание Корана во многом определялось проповедями и изречениями самого Мухаммеда, которые, по преданию, записывали за ним ученики. Подобно Библии, Коран представляет собой собрания религиозно-бытовых правил, законов, легенд и преданий, как ранее распространенных среди арабов, так и позаимствованных других народов.

Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения и права является Сунна. Сунна - мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов - рассказов о высказываниях и действиях В пророка Мухаммеда. Сунна (от арабского «обычай» - В пример) стала основным источником, дополняющим и поясняющим Коран.

Положение Корана и Сунны легли в основу феодально-мусульманского права - шариата. Шариат (с араб. - надлежащий путь) определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

Суть вероучения ислама состоит в следующем: вера в единого бога, в Аллаха, ангелов и демонов; святость Корана, пророков и в посланничество Мухаммеда; вера в рай и ад; в божественное предопределение; вера в бессмертие души.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти обязанностей мусульманина: 1) вера в единого бога Аллаха - «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его»; 2) ежедневная В пятикратная молитва (намаз); 3) соблюдение поста-ураза (в месяц рамазан); 4) налог - узаконенная милостыня - закят, раздача милостыни бедным; 5) паломничество в Мекку - хадж.

Ид аль-адха (ид аль-кябир, курбан-байрам, курмандык) - праздник жертвоприношения - главный мусульманский праздник. Хотя его существование относится к доисламским временам, ид аль-адха - прямое продолжение домусульманских языческих культов древней Аравии. Этот праздник нередко воспринимается как национальный.

Праздник разговения (ид аль-фитр, ураза-байрам) - завершает пост в месяц рамадан и длится три дня. Это - второй по значению мусульманский праздник после ид аль-адха.


День поминовения имама Хусейна (ашура, шах-сей-вахсей) - главный праздник мусульман-шиитов, а также последователей некоторых суфийских братств.

День рождения пророка Мухаммеда (мавлюд, мав-люд-ан-наби). Дата рождения Мухаммеда точно не известна. Обычно ее определяют 570 г.

Ночь предопределения (лейлят аль-кадр) - ночь на 27 число месяца рамадана, в которую, согласно мусульманской традиции, началось ниспослание пророку Мухаммеду Корана.

Мирадж (исра ва-ль-мирадж, раджаб-байрам) - праздник, посвященный памяти фантастического путешествия пророка Мухаммеда на мифическом крылатом животном Бураке в Иерусалим (исра) и вознесению оттуда к небесному престолу Аллаха.

Мусульманский новый год, как и другие праздники отмечается по лунному календарю. Отсчет дат мусульманского летоисчисления ведется от момента переселения: (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. 15 июля.

Сегодня многие праздники и обряды тесно переплелись с национальными, поэтому значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных - сразу же за крещением, а у католиков - через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. христианство вероучение католический религия

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.

На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греч. - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

Большое место в христианской религии занимают праздники, которые посвящаются Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию - воскресению Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только в 325 г. на Никейском (1 Вселенском) соборе было официально решено отмечать пасху в первое воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия (21 марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю, а православные по старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после иудейской.

Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые называют по их числу « двунадесятым ». Восемь из них посвящены культу Иисуса Христа: рождество Христово, установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица, или пятидесятница, - в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50 - ый день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, посвященное встрече « праведником» Симеоном «мессии» - ребенка- Христа, которого родители (Мария и Иосиф), как повествует евангелие, несли в храм для посвящения Богу (отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан (католики отмечают 6, а православные - 19 января); преображенье, связанное с фантастическим рассказом о «преображении» (изменении облика) Иисуса Христа в присутствии верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа католиками, а 19 - православными; вербное воскресенье или вход господен в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии накануне казни и воскресения (отмечается за неделю до пасхи); вознесенье, установленное в честь вознесения Иисуса Христа на небо (отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в году.

Конец 80-х--90-е гг. XX в. ознаменовался бурным ростом интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и монастырей, их восстановление и строительство новых -- все это характерные приметы конца второго тысячелетия. Большими тиражами стала выходить различная религиозная литература. Были переизданы работы русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, B.C. Соловьева. П.А. Флоренского, Г. В. Флоренского и др.), произведения русских религиозных писателей (Б. К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лесков, Л. И. Толстого), поднимающие вопросы религии. Усилилось воздействие религии и на творчество современных писателей, в произведениях которых затрагиваются библейские притчи (Ч. Айтматов) и библейская символика.

Десятилетия «атеистического» развития русской советской культуры, естественно, не могли пройти для общества даром. Исчезли создававшиеся столетиями связи между православной религией и искусством, невозвратно разрушился быт, практически исчезли традиции народных религиозных праздников.

Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и происходившую в 90-х гг. XX в. бурную американизацию русской культуры (культура как бы потеряла иммунитет), а. в какой-то мере и усиление аморальности. Проникновение чужеродных верований вряд ли восполнит те стабилизирующие начала, которые со времен Крещения Руси определяли развитие национальной культуры

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН

ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРЫ.

Мы верим:
1. В единого истинного и Святого Бога, Открывающегося в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Быт.1:26; Ис. 48:16; Мтф. 28:19; 1Ин.5:7.
2. В Иисуса Христа, Сына Божия, предназначенного Богом Отцом для спасения человека прежде основания мира. 1 Петр. 1:20.
3. В Духа Святого, третью Личность Бога, единосущного Отцу и Сыну, открывающего истину о Боге-Отце и Сыне Его Иисусе Христе, наделяющего Церковь силою, духовными дарами и плодами, производящего освящение, совершающего водительство всей Церкви и каждого ее члена. Ин.14:17; 16:13-14; Рим. 8:14; 1 Кор. 12:1-13; Гал. 3:5; 5:22
4. В богодухновенность Библии: книг Нового и Ветхого Заветов (канонических) 2 Петр. 1:21; Ин. 5:39; 2 Тим.3:15-16.
5. В необходимость получения спасения, совершенного Господом, принимаемого по благодати через веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Еф. 2:4-10; Рим. 2:4.
6. В крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках. Крещению Духом Святым предшествует рождение свыше. Деян. 1:4-8; 2:3-4.
7. В созданную на земле Иисусом Христом Церковь (являющуюся собранием призванных из мира, спасенных и принадлежащих Господу людей), как столп и утверждение истины. Господь является ее Главой. Мф.16:18; 1Тим.3:15.
8. В данные Господом установления для Церкви: водное крещение через полное погружение и Вечерю Господню, как воспоминание страданий Христовых. 1 Кор. 11:23-25; Лук. 22:14-20; 1 Кор. 10:15-17; Мтф. 28:19; Деян. 8:37-38.
9. В святость, как норму жизни всякого верующего. 1Петр.1:14-6.
10. В воскресение умерших, восхищение Церкви и Второе пришествие Иисуса Христа. 1 Фес. 4:14-17; Мтф. 25:31; Отк. 20:6; 20:11-17; Деян. 1:11; Лук. 21:27.
11. В справедливый суд у великого белого престола, которого не избежит никто, кроме принявших Иисуса Христа своим личным Спасителем. Отк. 20:11-15.
12. В жизнь будущего века на новом небе и новой земле, на которых обитает правда. 2 Пет. 3:13: Ис. 65:17: Отк. 5:8-10: 7:9-11.

1. О Б О Г Е.

1.1. Бог есть Единый личностный Бог, открывающийся в трех личных ипостасях, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Мф. 28:19; Ин. 17:3; 1 Кор.8:4; 1Тим.2:5; Пс.2:7; Ин.14:6; 1Петр. 1:2.
1.2. Бог - Творец неба и земли и всего видимого и невидимого. Быт.1:1; Деян.17:24; Исх.15:11;Ис.43:15; Евр.1:10; 1Тим.1:17.
1.3. Бог есть безначальный и бесконечный Дух - существующий вне времени, имеющий жизнь в Самом Себе. Исх.3:14, Ин.4:24.
1.4. Единство Бога включает понятия:
а) Бог един в числовом измерении. Втор. 6:4, Иак. 2:19.
б) Он является единственным Богом во Вселенной и не существует никого, подобного Ему. Все, претендующие называться богом, есть лжебоги. Ис. 45:21; 46:9; Вт. 6:4.
1.5. Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании. Мф.28:19; Ин.1:18; Пс.2:7; Ин.14:26; 15:26; Деян.2:33.
1.6. Триединство Бога включает понятия:
а) единый Бог состоит из трех Личностей. Мтф. 28:19.
б) каждая из Них Сама по Себе является Богом. Деян. 5:3-5, 1 Ин.2:23.
в) вместе эти три Личности составляют одно целое, называемое Богом и равны в славе, силе, величии и вечности. Фил. 2:5-7; 1 Ин. 5:7.
г) слова “Триединство”, “Троица” исключают понятие существования трех различных и независимых богов. Вт. 6:4.
д) термин “Триединство” исключает также неверное понимание Троицы, как проявление Бога только в разных откровениях, а не в природе личностей. Иак.2:19; Мрк.12:29.
е) понятие “Триединство”, ”Троица” означает, что существуют три вечных различия в одном Существе Божьем, известные, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Различия в Троице относятся не к их сущности, а к их взаимоотношениям. Это - три Личности. Поэтому мы верим, служим и поклоняемся триединому Богу.
1.7. Бог есть:

Любовь. Ин. 3:16; 1 Ин. 4:16.
- Святый. Лев. 11:44; Пс. 138:1-4; 1 Петр. 1:15-16.
- Всеведущ. Втор. 31:21; Исх. 29:15; Евр. 4:13.

Бессмертен. 1 Тим. 6:16.
- Вездесущий. Втор. 4:39; Ис. 66:1; Деян. 17:27.
- Всемогущий. Быт. 17:1; Мф. 19-26; Лук.18:27.
- Вечен. Ис. 40:28; Рим. 14:25.
- Невидим. Ин. 1:18; Втор. 4:15-19; Исх. 33:20; 1Тим. 1:17.
- Необъятен. Пс. 138:7; Пс. 112:4-6.
- Совершенен. Мф. 5:48; Исх. 15:11; Иак. 1:17
- Славен. Исх. 24:16-17; Исх. 33:18-20; Ин. 1:14.
- Неизменен. Мал. 3:6; Пс. 101:28; Евр. 13:8.
- Праведен, Милосерд, Долготерпелив. Пс. 10:7; Пс. 96:2; Пс. 118:137-138.
- Премудрый. Пс. 103;24; 146:5
- Обладающий Верховной властью. 1 Пар. 29:11-12; Пс.134:6; Пр. 16:4; Быт. 15:16; Дан.4:34.

2. О БОГЕ - ОТЦЕ.

2.1. Бог-Отец - это бесконечный, вечный и совершенный Дух, в Котором все обретает свои источники, поддержку и свой конец. Он является Отцом Господа нашего Иисуса Христа и нашим Отцом. Пс. 2:7; 1 Пет. 1:3; Ин. 20:17; Ин. 5:26.
2.2. Природа взаимоотношений Отца и Сына является вечной и определяется такой же вечной связью, выраженной в передаче жизни от Отца к Сыну. Пс. 2:7; Ин. 5:26.
2.3. Выражения Библии «Отец, Сын и Дух Святой» указывают на порядок взаимоотношений в Троице: Отец - первый, Сын - второй, Дух Святой - третий. Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Духа Святого Отцу, хотя Они и равны между собою в их божественной сущности. Ин. 5:17-20; Ин.5:30,5:36-37; Ин.14:16; Ин.15:26.
2.4. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована Им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Дух Святой происходит от Отца и Сына не умаляет Его божественности, а подчеркивает единство Трех Личностей в одной сущности. Ин.14:28,Ин.14:31;Мф.28:18.

3. ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ .

3.1. Господь Иисус Христос есть Бог, единородный Божий Сын, зачатый от Духа Святого, рожденный от Девы Марии, который был распят, погребен и в третий день воскрес из мертвых, вознесся на небо и воссел одесную Своего Отца. Кол.1:12-18.
3.2. Священное Писание представляет Его как Бога, до воплощения и как Богочеловека, после Его воплощения. Ин. 17:3-5; Пс. 2:7; Отк.1:18, Ин.1:1,14, Евр.1:2, Мф.11:27.
3.3. Прежде бытия мира Он:
а) имел славу. Ин.17:5.
б) назван Словом. Ин.1:1.
в) Им, через Него и для Него все сотворено. Кол.1:16; Евр.1:2.
3.4. План Божьего спасения осуществлен через воплощение, которое включает рождение от Девы Марии (Быт.3:15) и подчинение законам развития. Гал.4:4; Ис. 7:14; Мтф. 1:22, 23.
3.5. Через воплощение Он стал Богочеловеком, имеющим в одной Личности две природы: Божественную и человеческую, которые не исключают одна другую. Кол. 2:2; Евр. 10:5-7; Кол. 1:15-17; Гал.4:4-5; Евр. 4:15.
3.6. Через зачатие от Духа Святого Он избежал скверны первородного греха и был святым человеком. Лук. 1:31-35,3; Ин.14:30.
3.7. Будучи безгрешен, Он правильно представляет человека перед Богом, являясь истинным Первосвященником. Евр. 3:1,7:17; 7:25-28; 8:1-2.
3.8. Будучи Богом, Он - бессмертен, но через воплощение получил возможность умереть за грехи всего мира. Евр. 10:5-10.
3.9. Его смерть была добровольной жертвой за грехи людей и является главной целью воплощения. Ин. 10:15.
3.10. Смерть Иисуса Христа является:
а) фундаментальной темой Евангелия, указывающей, что за грехи людей уплачена достаточная цена выкупа.1 Кор. 1:18; 2:2; 15:1-5; Гал. 4:4-5.
б) основанием спасения человека. Ин. 3:14; Ин. 12:24; Д.А. 17:3; Лук. 24:7; 9:31; Отк. 5:8-10, Евр.9:26
в) замещением, указывающим, что Он умер вместо грешного человека. Евр.4:15; Ис.53:5-6; 1Пет. 2:21-24; Мр.10:45; Евр. 2:9; Рим. 5:8.
г) умилостивлением. 1 Ин. 2:2; 4:10; Рим. 3:25.
д) примирением человека с Богом. 2 Кор.5:18; Рим. 5:11; Быт. 49:10.
3.11. Воскресение Христово было действительным воскресением Его тела, являющееся первым воскресением для будущего века. Ин. 20:20; Мф. 17:9; Рим. 8:34; 14:9. Оно является:
а) фундаментальным учением христианства. 1 Кор. 15:12-19.
б) проявлением силы и власти Божией над смертью, адом и диаволом. Деян. 2:24; Еф. 1:19-20; Кол.2:15.
в) доказательством нашего оправдания и веры в воскресение из мертвых и жизнь вечную. 1 Фес. 4:14; 2 Кор. 4:14; 1 Кор. 6:14.
г) подтверждением Его Божественности. Рим.1:4.
3.12. Вознесение Иисуса Христа, как видимый уход из мира, означает:
а) принятие Богом выполненного Им служения. Евр. 9:11-12.
б) что Иисус Христос является нашим Ходатаем пред Богом и Первосвященником будущих благ. Евр.7:25-26; Евр.9:11-15.
в) что Бог превознес Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, а также утвердил Его высшей верховной властью на небе и на земле. Фил. 2:9; Деян. 1:9; Евр. 8:1.

3.13. Иисус Христос:
- Есть Бог. 1 Ин. 5:20.
- Вечный. 1 Ин. 5:20; Кол. 1:17.
- Единый Спаситель. Деян. 4:11-12.
- Первосвященник Нового Завета. Евр. 4:14-16; 9:11.
- Ходатай. Евр. 9:15.
- Победитель. Кол. 2:15; Откр. 3:21.
- Крестящий Духом Святым. Мф. 3:11; Деян. 1:8; 2:4; 11:16-17.
- Примиритель. Быт. 49:10; 2 Кор. 5:19.
- Посредник между Богом и человеком. 1 Тим. 2:5.

4. О ДУХЕ СВЯТОМ .

4.1. Дух Святой является третьим Лицом Святой Троицы и есть единосущный Отцу и Сыну, обладающий всеми Божественными свойствами. Ин. 14:17; Мф. 28:19; Ин. 16:13-14.
4.2. Он является автором и истинным толкователем Священных Писаний, наставляющим на всякую истину. Отк. 2:7; 2 Пет. 1:21; Еф. 1:17; 1 Ин. 2:20.
4.3. Дух Святой:
- Есть Бог. Деян.5:4.
- Един с Отцом и Сыном. Мтф. 28:19.
- Всемогущий. Лук. 1:35.
- Всеведущий. 1 Кор. 2:10,11.
- Вездесущий. Пс. 138:7-13.
- Творец. Быт. 1:2.
- Независим в действиях. 1 Кор. 12:6-11.
- Творит новую жизнь. Ин. 3:3-8.
- Грех хулы против Него непростителен. Мтф. 12:31-32.

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ.

4.4 Крещение Духом Святым есть особое духовное переживание верующего, отличающееся от рождения свыше и водного крещения. Лук.3:16; Мф.3:11; Мр.1:7.
4.5. Наполняет силой для служения и подтверждается знамением говорения на иных языках. Деян.1:8; 2:4; 10:44-46.
4.6. Крещение Духом Святым могут пережить только рожденные свыше люди. Еф.1:13; Ин.14:17; Гал.4:6. Оно совершается Христом и происходит:
а) во время проповеди. Деян. 10:44.
б) во время молитвы с возложением или без возложения рук. Деян. 2:1-4; Деян. 8:17; 19:6.
в) в других обстоятельствах. Деян. 8:39; 9:17.
4.7. Всякому крещенному Духом Святым дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12:4-7) и оно происходит через:
а) различные духовные дары. 1Кор.12:4.
б) служения. Еф.4:11-14; 1Кор.12:5.
в) действия. 1Кор12:4-7; Еф.3:7, 1:19.
4.8. Духовные дары предназначаются для подтверждения Божьего присутствия в Церкви и выявления Его сверхъестественной силы в служении, и указывают на единство Церкви, как Его тела. 1 Кор.12:25; 14:22-25.
4.9. Духовные дары даются Духом Святым и только членам Его тела. 1 Кор. 12:11-13.
4.10. Таланты - это природные способности человека от Бога, используемые Богом в различных служениях. Они должны быть подчинены Духу Святому. Исх. 35:34; 2Кор.3:5.
4.11. Употребление природных способностей, духовных даров и духовных действий создают полную гармонию в служении Богу. Рим.12:3-8, 2Пар.29:28; 2Кор.3:6.
4.12. Для созидания единства Церкви, как Тела Христова, и ее совершенствования Бог посылает:
1) Дары служения. Еф. 4:11-14.
2) Дары проявления. 1 Кор. 12:8-10.
3) Дары побуждения (мотивации). Рим. 12:6-9.
4) Другие дары. 1Кор.12:28.

5. О СЛОВЕ БОЖИЕМ.

5.1. Основой нашего вероучения являются книги Священного Писания: Ветхий и Новый Завет (Библия каноническая). 2 Пет.1:21; 1 Тим. 3:14-15; Ин. 5:39.
5.2. Библия дана людям Богом и является единственным источником истины, познания Бога и Его воли для нашего спасения. 1 Тим. 3:14-15; 2 Пет. 1:21.
5.3. Автором Священных Писаний является Дух Святой, Который для их написания использовал разных людей, а также особенности той местности и времени, в котором они жили. 2 Петр.1:21.
5.4. Верующему необходимо:
а) исследовать Писания. Ин. 5:39; И.Нав. 1:8.
б) верить в Писания. Мр.1:15, Лук.24:25.
в) не искажать Слова Божьего. И.Н. 1:8; Отк. 22:18-19.
г) соблюдать Писания. Отк.1:3; 22:14.

6. О ЧЕЛОВЕКЕ.

6.1. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Быт. 1:27.
6.2. Человек имеет свободную волю. Мих. 6:8; Втор. 30:15-19.
6.3. Человек тройственен: имеет дух, душу и тело, как составные части человеческого естества. 1 Фес. 5:23.
6.4. Человек нарушил повеление Божие и впал в грех. Через грехопадение первого человека Адама все человечество унаследовало грех и смерть. Рим.3:10,23; 5:12; 1 Кор. 15:21-22.
6.5. Человек сам не может спастись ни собственной праведностью, ни своими делами, ни через других людей. Пс. 48:8; Мф. 16:26; Ин. 12:46-47; Рим. 3:22-25; Еф. 2:8-9; Ис.43:11.
6.6. Человек получает прощение всех грехов, вечную жизнь с Богом даром, по благодати, через веру в Иисуса Христа. Ин. 5:24; 3:15-18; Еф. 2:8.
6.7. Дух Святой и Слово Божие возрождает человека к новой жизни. Иак. 1:18; Ин.3:5-6
6.8. Каждому человеку для спасения должно уверовать, совершить покаяние, родиться свыше, принять крещение и получить дар Святого Духа. Мрк. 1:15; Ин. 3:5; Д.А. 2:38.

7. О ГРЕХЕ.

7.1. Грех есть испорченность, осквернение человека, которое не соответствует характеру, воле и всей сущности Бога, выражается неверием в Бога и нарушением Его заповедей. Рим. 5:12
7.2. Обладает властью над человеком, который его совершает. Ин. 8:34-36; Рим. 5:12-13.
7.3. Наличие греха в совести создает чувство вины. 1Кор.8: 10-12; Ин.8:9; Евр.9:14
7.4. Грех разделяет человека с Богом. Ис. 59:2.
7.5. Окончательным результатом греха есть наказание, которое исходит из справедливости Божией и определяется понятием “смерть”. Рим. 6:23; Откр. 20:14-15.
7.6. Человеческая жизнь является священным даром Божиим и имеет ценность в Его глазах, поэтому человек не вправе лишать жизни себя самого, других людей, а также совершать аборт. Втор.32:39-40; 1Царств 2:6; Пс.138:13-16; Иер.1:5.
7.7. Наши тела являются храмом живущего в нас Святого Духа и поэтому курение, принятие наркотиков и алкоголя, а также сексуальная аморальность есть греховное осквернение. 1Кор.6:9,19;Гал.5:19-21.
7.8. Родоначальником греха является диавол, падший Ангел, являющийся отцом лжи и всякой неправды, который через гордость и непослушание стал врагом Бога, Его Церкви и человека. Диавол побежден Христом и участь его в озере огненном. Иез. 28:12-17; Отк.20:10; Евр.2:14.

8. О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.

8.1. Священное Писание представляет Церковь в 3-х аспектах:
1) Вселенская:
а) Она рождена через смерть Иисуса Христа на Голгофе и сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. Ис. 53:10; Деян. 1:4-8; Мтф. 16:18.
б) Создана Иисусом Христом, являющимся ее Главою и краеугольным камнем, и утверждена на основании Апостолов и пророков. Еф.1:22-23; Кол.1:18; Еф.2:20-22.
в) Состоит из искупленных Кровию Христа людей всех времен и народов, языков и племен. Евр.12:22-23; Ин.10:16; Откр.7:9-11.
2) Поместная:
а) состоит из возрожденных душ, принявших водное крещение по вере через полное погружение в воду, и объединенных для духовного труда по месту жительства. В обязанность ее входит проповедь Евангелия, благотворительность и милосердие, а также утверждение членов через слово Божие в вере, святости, силе Божией. Является результатом проповеди Евангелия, имеет духовную структуру и управляется Богом через поставленных Им служителей. Деян. 8:1; Гал. 1:2; 1 Фес. 1:1; Отк. 1:4; Деян. 2:42-47; 1 Пет. 2:5; Еф. 2:10; Евр. 13:2

3) Домашняя Церковь:
а) группа верующих людей, входящих в поместную Церковь, и собирающих для духовного общения, назидания друг друга в вере и конкретного попечения друг о друге. Рим. 16:4.
б) группа может быть христианской семьей или же христианской семьей с примкнувшими к ним другими членами Церкви, собирающимися для той же цели. Кол. 4:15.

9. ДУХОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ЦЕРКВИ.

9.1. Христианская дисциплина требует от нас выполнения своего долга перед Господом во вверенном нам служении. 1Кор.4:1-2.
9.2. Целью христианской дисциплины является подчинение всех областей нашей жизни под контроль Духа Святого. Мф. 5:20, 6:16-18; 14:7; Деян.14:23.
9.3. Власть в Церкви должна осуществляться проявлением духовного примера, а не господством над наследием Божиим. Мф. 20:25-28; 1Петр. 5:1-3.
9.4. Наше повиновение служителям должно быть выражением уважения и духовного смирения. 1Фес. 5:12-13; 1Пет.5:5; Евр.13:17.
9.5. Наша работа, вид деятельности, досуг и вся жизнь должна быть во славу Божию.1 Кор.10:31; Кол.3:17.
9.6. Членов Церкви должно воспитывать в духе освящения на основании Священного Писания. 1 Тим. 4:11-16; 1Фес.4:3.
9.7. К членам Церкви, ведущим нехристианскую жизнь или попавшим в духовное заблуждение, обольщение, грех, ложное учение, согласно Священному Писанию принимаются меры церковного воздействия: 2Кор.2:5-8.
1) вразумление. Мф. 18:15-16; 1 Фес.5:14.
2) обличение. Иуда 1:22-23; 1 Тим. 5:20.
3) запрещение. 2 Тим. 4:2.
4) замечание. 2 Фес. 3:14-15.
5) отлучение. Мтф. 18:17; 1 Кор.16:22; Тит. 3:10.
9.8. Для восстановления в правах члена Церкви, согрешивший приносит пред Богом и Церковью достойный плод покаяния в той Церкви, в которой он был наказан, и по решению Церкви мера взыскания снимается. 2 Кор.2:5-8
9.9. Недостойное поведение членов Церкви и другие конфликты рассматриваются вначале на церковном совете и при необходимости выносятся на общее собрание членов Церкви. 1Тим.5:20; Мф. 18:15-17.

10. О СЛУЖИТЕЛЯХ ЦЕРКВИ.

10.1. Для совершения служения в Церкви Бог поставляет:
Апостолов. Еф..4:11-12.
Епископов. 1Тим.3:1-7.
Пасторов (пресвитеров). Тит.1:5; Еф.4:11-12; 1Пет. 5:1.
Пророков. Еф.4:11-12; Деян. 13:1.
Евангелистов. Еф.4:11-12; Деян. 21:8; 2Тим.4:5.
Учителей. Еф.4:11-12; Рим. 12:7.
Диаконов. 1Тим.3:8-13; Фил. 1:1.
10.2. Название “Апостол” носят две категории избранных Богом служителей:
а) это название относится только к двенадцати, избранным ученикам Христа. Мф.10:2; Мр.3:14
б) это название относится к другим Божиим служителям, выполняющим Его посланничество. Их можно назвать другими апостолами. 2 Кор.12:12; Рим.16:7; Деян. 14:14.
10.3. Современное миссионерское служение, связанное с глобальной евангелизацией, открытием новых Церквей и активным попечением о них, сравнивается со служением других апостолов. Рим.1:5; Гал.1:19; Д.А.2:37.
10.4. Выполняя вверенное Богом служение Апостолов в наше время, они не имеют права вносить изменения и дополнения в Священные Писания и Апостольское учение. Отк.22:18-19
10.5. Пророки служат для созидания Тела Христова, к совершению святых. 1 Кор. 14:3; Еф.4:12. Они повинуются установлениям Церкви и трудятся под руководством пастора, исполняя Заповеди Господни. 1 Кор. 14:26,29,33-37.
10.6. Церковь ХВЕ Республики Беларусь для различения служителей имеет следующие определения:
1) Духовный сан служителя.
2) Духовное служение (занимаемая должность).
10.7. Иерархия духовных санов священнослужителей:
1) Епископ
2) Пастор (пресвитер).
3) Диакон.
10.8. Для посвящения в сан совершается молитва рукоположения вышестоящими по должности служителями (не менее двух), или вышестоящим по должности и двумя равными по сану, на который посвящается брат.
10.9. Над посвящаемым в сан епископа совершают молитву рукоположения не менее двух епископов.
10.10. Рукоположение в сан пастора (пресвитера) происходит после испытательного срока от одного до трех лет, по усмотрению служителей областного Объединения или Союза ХВЕ. Испытательный срок епископа - не менее 5 лет.
10.11. За допущенные нарушения слова Божия, грех, заблуждение, ложное учение служители лишаются духовного сана вышестоящими служителями. Мера наказания служителей наравне с членами Церкви. Служители, с которых снят духовный сан, к служению не допускаются. Евр.6:4-6.
10.12. Служители, оставившие служение по возрасту или по окончанию назначенного срока не теряют духовного сана, но могут помогать в служении действующим на данный момент служителям по региону или в Церкви и по их поручению. Числ.8:23-26.
10.13. Служения (должности) в Церкви ХВЕ РБ:
1) Епископ ХВЕ РБ - духовный руководитель всех поместных церквей, входящих в Союз.
2) Заместители епископа ХВЕ РБ.
3) Епископ областного Объединения Церквей - духовный руководитель всех поместных церквей, входящих в областное Объединение.
4) Заместители епископа областного Объединения.
5) Пастор поместной Церкви - духовный руководитель конкретной Церкви.
6) Пресвитер - ближайший помощник пастора. Количество пресвитеров определяется пастором и Церковным советом. Духовный сан пастора и пресвитера одинаков.
7) Евангелист - это проповедник или проповедница, направляемые Союзом ХВЕ, областным Объединением или поместной Церковью для проповеди Евангелия и открытия новой Церкви.
8) Диакон (диаконисса) - помощник пастора, посвященный для совершения хлебопреломления, достойный руководитель домашней группы. Над диакониссами совершается молитва благословения.
9) Руководитель домашней группы (домашней церкви) - ответственный за группу верующих, проживающих в одном районе города или объединенных по иному признаку.
10) Учитель - проповедник, имеющий способность от Бога излагать евангельское учение в церкви, библейских учебных заведениях или воскресной школе.

11. УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ДЛЯ ЦЕРКВИ.

11.1. Иисус Христос оставил для Церкви два установления:
1) Водное крещение. Мтф. 28:19; Мрк. 16:16.
2) Вечеря Господня. Лук. 22:19,20
11.2. Водное крещение - это внешний акт послушания и веры, который является символом отождествления верующего с Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Рим. 6:3; 1П.3:21; Кол.2:12.
11.3. Водному крещению предшествует:
а) покаяние. Деян. 2:38; Мтф. 3:7-8.
б) уверование в Господа Иисуса Христа, как личного Спасителя. Д.А. 2:38; 8:37.
в) предварительное наставление и обучение основам евангельского учения, результатом чего есть приобретение доброй совести через личную веру в Иисуса Христа. Мф. 28:19; 1Пет 3:21.
11.4. Водное крещение совершается на основании положительных ответов крещаемого на вопросы: ”Веришь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий? Веришь ли ты, что Он умер за твои грехи и воскрес ради твоего оправдания? Обещаешь ли ты служить Господу чистой и доброй совестью во все дни твоей жизни?” Крещаемый должен иметь возраст, позволяющий выполнить условия крещения.
11.5. Водное крещение преподается служителем индивидуально каждому крещаемому, одетому в соответствующие одежды, в открытых водоемах, баптистериях или бассейнах через полное погружение в воде во имя Отца, Сына и Святого Духа. Мф. 28:19; Деян. 8:37-39.
11.6. Вечеря Господня:
а) установлена Господом. 1Кор.11:23-25.
б) напоминает страдание и смерть Господа Иисуса Христа. 1 Кор. 11:26.
в) хлеб символизирует Тело Иисуса Христа. Лук22:19.
г) вино символизирует Кровь Иисуса Христа. Лук.22:20.
Примечание: вино или виноградный сок. Лук.22:18.
д) установлена для участия членов Церкви - Тела Христа. Мф.26:18; Д.А. 2:42, 20:7;1Кор.10:15-17.
е) по установлению Церкви может совершаться с омовением ног или без омовения. Ин.13:1-15; 1 Кор.11:23-30.
ж) несет осуждение при недостойном участии, поэтому не принимается членами Церкви, находящимися на церковном взыскании. 1 Кор. 11:27-30.
з) совершается с благоговением перед Господом, так как хлеб и вино после молитвы становятся святынею. Мр. 14:22-24.

12. О СПАСЕНИИ.

12.1. Учение о спасении включает в себя предварительное понимание человеком факта распространения греха на все человечество после грехопадения первых людей. Рим. 5:12.
12.2. Спасение возможно только по благодати, веруя в предложенный Богом и исполненный Иисусом Христом план спасения. Осуществляется оно принятием Евангелия. Мр. 1:15; Лук. 1:77; Мтф.1:21; Еф. 2:8.
12.3. Начало спасения - это обращение человека к Богу, что является его положительной реакцией на совокупное воздействие Духа Святого и слова Божия и включает в себя покаяние и веру в Иисуса Христа, как личного Спасителя. Деян. 26:18; 3:19, Мр.1:15
12.4. Покаянием является изменение образа мыслей и жизни человека и состоит в:
1) Осознании своей греховности. Лук. 24:46-47;Пс.50:5-6
2) Сожалении о грехе. Ос. 6:1
3) Исповедании греха.И.Нав. 7:19; Пс.31:5; 1Ин.1:9.
4) Оставлении греха. Ис. 55:7; Ин. 8:11.
5) Устранении последствий греха. Мтф. 5:23-26; Лук. 19:8.
6) Принятие верой прощения и оправдания.Еф.1:7; Рим.3:24-25.
12.5. Покаяние и вера - это есть человеческая сторона вопроса спасения. Это должен сделать всякий, желающий получить спасение. Д.А. 20:20-21; Мр. 1:15.
12.6. Рождение свыше, оправдание и усыновление - Божия сторона спасения. Это делает Бог. Ин.3:3; Еф. 1:5; Рим. 8:30; Ис. 54:17.
12.7. Рождение свыше или возрождение - есть рождение нового человека от совокупного действия на него воды (Слова Божьего) и Духа Святого. Ин.3:6.
12.8. Рождение свыше приходит в момент покаяния и представляет из себя рождение в ветхом человеке нового, духовного человека, т.е. сообщение ему новой Божественной жизни, наделение человека новой природой от Бога через нетленное семя Слова Божьего. 1 Петр. 1:23-25
12.9. Возрожденный человек имеет две природы:
а) ветхую (плоть, ветхий человек).
б) новую (дух, новый человек).
12.10 .Между новой и ветхой природой идет непримиримая борьба. Гал.5:16:17.
12.11. Освящение - это постоянный процесс доминирования новой природы человека над ветхой. Гал. 5:16-17; Рим. 12:1.
12.12. Освящение, святость - это удаление от греха, очищение и посвящение себя Богу и является нормой жизни возрожденного человека. Лев.11:44; 2Кор. 6:14-18; 1 Петр. 1:15-16.
12.13. Оправдание - это судебный акт Бога, через который верующий объявляется праведным на основании праведности Иисуса Христа, и включает в себя прощение всех грехов и устранение вины и последствий греха. Гал.3:8; Рим.3:24; 5:16; 4:25; Евр. 10:6,14,18
12.14. Божья благодать - источник оправдания. Еф. 2:8.
12.15. Кровь Иисуса Христа - основание оправдания. Евр. 10:19.
12.16. Вера в Иисуса Христа - условие оправдания. Д.А.10:43.
12.17. Божье усыновление вводит нас в семью Бога и присваивает ему все права, преимущества и обязанности рожденного чада Божьего. 1 Ин. 3:1-2; Ин. 1:12-13.
12.18. Предопределение нас к усыновлению совершено Богом прежде создания мира. Еф.1:4 -5.
12.19. Сам акт усыновления совершается в момент уверования в Иисуса Христа. Гал.3:26.
12.20. Усыновления завершится во время пришествия Иисуса Христа, когда произойдет искупление тела нашего. Рим. 8:23.
12.21. Библия представляет спасение, как факт прощения наших грехов через веру в Иисуса Христа. Лук.1:77.
12.22. Отпадая от веры в Иисуса Христа и возвращаясь к греховному образу жизни, человек теряет, полученное однажды спасение. Ис. 1:28; Евр. 2:15; 6:4-6; 10:26-27.

13. СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ В ЦЕРКВИ.

13.1. Церковь ХВЕ совершает священнодействия рукоположенными епископами, пасторами и диаконами:
1) Бракосочетание. Быт. 1:28; Мтф. 1:18; 19:4-6.
2) Молитва благословения детей. При совершении молитвы ребенок берется на руки или на него возлагаются руки. Лук. 2:27-28; Мр. 10:13-16.
3) Молитва над больными с елеепомазанием. Мр. 6:13; Иак. 5:14-16.
4) Рукоположение на служение. При этом выполняется правило, что меньший благословляется большим. Д.А. 6:6; 13:3;14:23; Тит. 1:5; Евр. 7:7.
5) Водное крещение. Мтф. 28:19; Д.А. 8:37-39.
6) Вечеря Господня. 1 Кор. 11:23-26; Лук. 22:19.
Диаконы в рукоположении и бракосочетании участия не принимают.

13.2. Все священнодействия, за исключением рукоположения на служение и бракосочетания, могут совершаться определенное время нерукоположенными служителями по поручению епископа или пастора.

14. О БРАКЕ.

14.1. Брак установлен Богом. Быт. 1:27-28; Мф. 19:4-6.
14.2. Подтвержден Иисусом Христом и Апостолами. Мф. 19:4-6; 1 Кор.7:2; Евр. 13:4.
14.3. Не должен быть расторжим. Быт. 2:24; Мф. 19:6-9.
14.4. Есть союз любви между мужчиной и женщиной и совершается только в Господе для взаимного общения (Быт.2:18), продолжения человеческого рода (Быт.1:28) и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии до смерти одного из супругов. 1 Пет.3:1-7; 1 Кор. 7:38-39; Рим. 7:1-3.
14.5. Брак в Церкви получает благословение через наставление священнослужителем в слове Божием, молитву Церкви и молитву служителя с возложением рук. Еф. 5:22-23; Мф. 18:18.
14.6. Брак, будучи также гражданским актом, оформляется по законам страны.
14.7. В случае смерти одного из супругов слово Божие не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе. 1 Кор. 7:39.
14.8. Родители несут полную ответственность за деторождение, воспитание детей в Евангельском духе, уважении к людям, к труду и обществу. Быт.1:28; Пс.126:3; 138:13-16; Лук.1:44;Еф. 6:4.
14.9. Брак не может заключаться между близкими родственниками. Лев.18:5-17.
14.10. Супружеская жизнь начинается только после бракосочетания. Евр. 13:4.
14.11. Расторжение признанного Богом брака с последующим заключением вторичного составляют грех прелюбодеяния. Мф. 5:32; 19:3-19.
14.12. Брак является нерасторжимым до смерти одного из супругов. Единственное библейское допущение развода - вина прелюбодеяния. Мф. 5:32.
14.13. Повторный брак разведенных людей может быть разрешен:
1) Если брак распался до уверования.
2) Невиновной стороне, оставленной отступившим или неверующим супругом (супругой).
В любом из этих двух вариантов (случаев) проводится полное и тщательное расследование причин развода. Мрк.10:2-12; Лук. 16:18; Рим. 7:23;1 Кор. 7:2; 10:11.
14.14. Если христианин или христианка желают остаться безбрачными, то это решение должно уважаться и рассматриваться как жизнеспособная альтернатива браку. 1 Кор.7:32-34,38.

15. МОЛИТВА.

15.1. Молитва есть взывание души к Богу не заученными чужими словами, а словами, исходящими из глубины сердца согласно с насущными нуждами молящегося, подсказываемыми Духом Святым и обращенными не к какой-то твари, а непосредственно к престолу Творца через Иисуса Христа. 1Тим. 2:1.
15.2. Молитва совершается во имя Иисуса Христа. Ин. 16:23; Еф.5:20.
15.3. Молитва может совершаться духом (на иных языках) и умом. 1 Кор. 14:15; Еф. 6:18. Молиться можно про себя и вслух. Неем. 2:4.
15.4. Молитва может быть:
а) уединенной. Мтф. 6:6.
б) семейной Д.А. 10:2,30.
в) общей, групповой Мтф. 18:20.
г) по конкретному случаю или событию. Иак. 5:14; Д.А. 14:23.
д) выражением духовной борьбы. Лук. 22:44.
е) выражением глубокого единения и общения человека с Богом. Д.А. 22:17.
15.5. По содержанию молитвы могут быть:
а) прославления. Пс. 118:164.
б) исповедания. 1Ин.1:9.
в) прошения. 1Тим.2:1-3.
г) ходатайства. Иак.5:15; Иер.27:18.
д) благодарения. Фил.4:6; 1Фес.5:18.
15.6. Молитвы, как правило, совершаются коленопреклоненно или стоя на ногах. Могут совершаться с поднятием рук к Богу. Ин. 11:41; Лук. 22:41; Д.А. 20:36; Пс. 140:2; 1Тим. 2:8.
15.7. Молитва Господня “Отче наш” совершается по усмотрению Церкви
15.8. Молитва об исцелении может совершаться с возложением рук. Мр.16:17-18.

16. ПОСТ.

16.1. Пост - это добровольное воздержание от принятия пищи, пития и супружеских отношений на определенное время для общения с Богом посредством молитвы. Мф. 4:2; 1 Кор.7:5.
16.2. В случае многодневного поста после первого дня допускается употребление воды.
16.3. Посту предшествует сердечное приготовление. Он является выражением смирения человека пред Богом. Ис.58:6-7; Ис. 58:3; Лук. 4:2
16.4. Пост должен выражать конкретную нужду и может совершаться индивидуально, отдельными группами, а также всей Церковью. Мф.17:21; Д.А.13:2; 14:23; Мтф. 6:16; Лук. 2:37.

17. ИСПОВЕДЬ.

17.1. Исповедание - открытие греха и признание его пред Господом
17.2. Исповедание грехов необходимо совершать при:
а) покаянии уверовавших. Мф. 3:6; Д.А. 19:18.
б) освящении согрешивших членов Церкви. 1 Ин.1:9.
в) согрешении служителей. 1 Ин. 1:9; Гал. 2:13.
17.3. Во всех случаях исповедываться должно пред Богом во имя Иисуса Христа. 1Ин.2:1-2; Пс. 31:5;
Евр. 10:23.
17.4. В отдельных случаях исповедь должно совершать в присутствии служителя, который, выслушав, даст наставление и совершит молитву об освящении. 1 Цар. 2:22-25; 12:23; И.Нав. 7:19.
17.5. Члены Церкви должны исповедываться также перед теми, перед кем они согрешают. Мф.18:15-16.
17.5. Исповедь нужна для сохранения членов Церкви и служителей в святости. 1Фес.4:7.
17.6. Служители Церкви должны сохранять тайну исповеди. 1 Тим. 3:9.

18. О ПРАЗДНИКАХ.

18.1. Церкви ХВЕ отмечают и посвящают Господу:
1) День воскресный - первый день недели. Лук. 24:1; Ин. 20:1; Ин. 21:19.
а) Священный день покоя (суббота) был учрежден Богом до иудейского закона, и это указывает, что один из семи дней недели стал днем покоя от земных трудов и источником духовных благословений не только для евреев, но и для всех людей. Быт.2:3;
б) В Ветхом Завете соблюдение обрядов в отношении пищи, пития, праздников, новомесячий и
суббот было тенью будущего и указывало на Христа. Кол.2:16-17; Рим. 14:6.
в) Иисус Христос упразднил Закон заповедей учением (Еф.2:15), истребив также Своим учением бывшее о нас рукописание (Моисеев закон), которое было против нас (обвинение и проклятие закона) и, взяв его от среды, пригвоздил ко кресту, чем и сделал уверовавших в Него свободными от власти и проклятия закона. Кол.2:14-17. «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» Гал.3:10,13; Вт.27:26; Иер.11:3
г) Закон духа жизни во Христе Иисусе (Рим.8:1-2) дал всем верующим способность к соблюдению Божьей воли, которая проистекает из возрождающей силы Святого Духа из внутреннего искреннего желания христианина угодить Богу во всем. Гал.2:19-20; Гал.4:9-10; Гал.4:5-7
д) Всякое внешнее исполнение законов, праздников и обрядов без внутренней жизни осуждается Словом Божьим. Сам Иисус Христос, обличая, называл таких людей фарисеями и законниками.Мр.7:6; Мф.5:20; Мф.22:35; Мф.23:13-29
е) Мы, как и апостольская церковь, для поклонения и служения Богу используем первый день недели (воскресенье). Это указывает, что наша вера, упование и радость заключаются не во внешнем отличии одного дня от другого, а в воскресшем Господе Иисусе Христе, который своим воскресением принес покой всем уверовавшим в Него, который и пребывает в спасенном независимо от дня недели Евр.4:3,10-11; Первый день недели (воскресенье) указывает на новый вечный день, который откроется для Церкви Пришествием Христовым и воскресением святых, и будет вечным покоем для всех спасенных. Откр.14:13; Рим.14:6; Гал.4:9-10; Ин.20:19; Д.А.20:7.
2) Дни особых событий, связанных с личностью Иисуса Христа:
а) Рождество Иисуса Христа. Лук. 2:10-11.
б) Воскресение Иисуса Христа. Лук. 24:1-6.
в) Сошествие Духа Святого на Церковь. Д.А. 2:1-4.
3) Празднование других событий, связанных с личностью Иисуса Христа по решению Церкви.
18.2. Календарную дату празднования согласно старому или новому стилю устанавливает Церковь.

19. ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ КОНФЕССИЯМ.

19.1. При отношении с верующими других конфессий следует руководствоваться чувством братолюбия, христианского уважения и мира. Рим.12:10; 12:18.
19.2. Стремиться к сотрудничеству и духовному сближению со всеми верующими христианами. Не проявлять вражды, осуждения, злословия. Ин.17:21; Еф.4:31-32.
19.3. Всех верующих, возрожденных свыше, считать детьми Божиими. Искать того, что служит к миру и взаимному назиданию. Рим.14:19.
19.4. По отношению к различного рода ложным учениям и заблуждениям руководствоваться- Иуда 1:17-23; Гал.2:4-5; 1:8; Тит.3:10-11.

20. О ВЛАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ.

20.1. Существующие власти установлены Богом. Рим.13:1-2.
20.2. Признаем, что должно отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу. В вопросах, не противоречащих евангельскому учению, быть законопослушными гражданами. Мр.12:17; Деян. 4:19.
20.3. Церковь Христова не от мира сего, признает своим Главою Христа, и не находится под владычеством светской власти, но действует силою и любовью Духа Святого и слова Божия, как заповедал Господь.
Мтф. 20:25-28; Ин.18:36; 17:14.

21. О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ИИСУСА ХРИСТА,

ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ И ВОЗНЕСЕНИИ ЦЕРКВИ.

21.1. Второму пришествию будет предшествовать воскресение умерших во Христе, а также изменение оставшихся в живых. 1Фес.4:13-18.
21.2. Восхищенная Церковь встретится с Иисусом Христом на облаках. Лук. 21:27.
21.3. Всем должно предстать пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал живя в теле, доброе или худое. 2 Кор. 5:10.
21.4. Всех, кто не имеет участия в Воскресении жизни, ожидает Воскресение осуждения и суд у Великого белого престола. Отк. 20:11-17.
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти». Откр.20:6.

22. НОВОЕ НЕБО И НОВАЯ ЗЕМЛЯ.

22.1. По обетованию Господа будут устроены новое небо и новая земля, на которых обитает правда. 2 Пет. 3:13; Ис. 65:17.

Христианство

Подобно тому, как буддизм вырос из древнеиндийского брахманизма и распространился далеко за пределы Индии, учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма, древней религии еврейского народа, и превратилось в межнациональную, мировую религию. Священные тексты христианства, свод которых издревле стали называть просто «Книгами» («Библия» по-гречески означает «Книги»), разделяются на две части. Первая, более древняя часть Библии – «Ветхий Завет» – является общей для иудаизма и христианства. К ней в христианской Библии добавляется вторая часть, которой нет в Библии иудейской, – «Новый завет».

Религия Завета, т.е. наставления, полученного людьми от единого и всемогущего Бога, появилась впервые в начале II тысячелетия до н.э. среди древнееврейских племен. Основой ее стали 10 Синайских заповедей Моисея, которые впоследствии были сохранены Иисусом Христом в христианском вероучении. Суть их сводится к требованию чтить лишь одного Бога, Создателя и Владыку мира, запрету идолопоклонства, а также к основным нормам морали: чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй. Синайское законодательство «заложило основу истинной нравственности… Впервые провозглашены были законы общественного равенства.

Зародившись в Иудее, одной из провинций Древнего Рима, учение Иисуса Христа стало государственной религией империи и самой распространенной верой в мире.Христианское вероучение унаследовало от иудаизма ветхозаветную историю сотворения мира и человека Богом, грехопадения, совершенного в раю Евой и Адамом, последующей жизни их потомков на Земле. Но Иисус Христос - не грозный судья и могущественный властитель, карающий грешников и устраивающий на Земле райскую жизнь для праведников. Он не карает, а сам терпит страдания за людей. К тому же он не представитель Бога, а сам Бог – Бог-сын, Бог в человеческом образе, любящий людей и идущий на муку ради них.

Бог-мученик – это представление, совершившее переворот в религиозном сознании. Тайна духовной силы христианства – в новом образе Бога, в личности Иисуса Христа. Оно нашло способ сделать Бога ближе к человеку. Иисус Христос – человеческий лик бесконечного, незримого, неисповедимого Бога-Отца. Христианство зовет не к погружению бездну нирваны или покорению перед волей высших сил, а к личной встрече человека с Христом и обретению Христа в своей душе. В христианстве получает особое значение триада «вера, надежда, любовь» . Эти важнейшие ценности христианства проистекают из личного эмоционального отношения верующего к Иисусу Христу как человеческому лику Бога. Человек, пусть даже слабый духом и грешный, должен быть верен Богу, явившемуся на Землю в образе Христа, и это дает ему надежду спастись. Но надежда не есть гарантия на милость Божию. Благодать не зарабатывается по собственному желанию, она - дар Божий. Надо верить и надеяться бескорыстно, не в расчете на непременное вознаграждение. Опорой веры и надежды должна быть любовь к Богу, - любовь чистая, свободная от стремления получить выгоду. Трудно любить божество незримое, но другое дело – любовь к Иисусу, Богу-человеку. «Бог есть Любовь».



Иисус Христос зовет людей за собой в «Царствие Божие». Но это царствие – «не от мира сего», оно должно воздвигаться не на Земле и на небе, а в душах людей. Иисус не призывает к преобразованию общества; его идея – преобразование душ человеческих, их духовное, нравственное очищение и возвышение. Не общественный, а нравственный переворот ведет к Царствию Божию. Христианская нравственность – важнейший вклад христианства в культурное развитие человечества.

В отличие от буддизма, христианство утверждает очистительную роль страдания в борьбе с грехом и злом. Человек должен следовать за Христом и «нести свой крест» - начиная с покорности перед волей Бога, безропотного терпения страданий, бескорыстного служения людям и вплоть до добровольного нищенства, затворничества, аскетизма, мученичества, юродства. Делая это, он идет по пути преодоления зла и «восходит к Богу». Если же он не сумеет идти по этому пути, то не оправдает смерти Христа и погибнет навеки.

Основные отличия протестантизма от православия

и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета

церкви в вопросах веры и церковной организации, своеобразный подход к пониманию учения о спасении; отказ от почитания святых;


отказ от таинства священства; своеобразие понимания и практики причастия (евхаристии);

особенности крещения и миропомазания^ отказ от таинства покаяния; отказ от почитания креста, икон и святых мощей; отвержение церковной иерархии; отказ от молитвы за умерших. 1. Отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопросах веры и церковной организации. Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания. Представителями Реформации вопрос о Предании рассматривался как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к Писанию христиан. Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие единственным источником и авторитетом в спасении верующих, в вопросах веры и церковного устройства. Тем самым протестантизм отверг авторитет Священного Предания, санкционированный учителями церкви, ее отцами, решениями Соборов, и оставил за верующими возможность каждому, исходя из собственного опыта, трактовать и понимать Св.Писание. Так, в лютеранском катехизисе говорится, что "мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить".

По мнению представителей православия и католиков, многие заблуждения протестантов вытекают из отвержения ими Священного Предания - хранилища религиозного опыта жизни христиан. Отвергая этот опыт, протестантизм, искажает религиозную жизнь христиан и пытается отождествить Слово Божие с Писанием. Православные же и католические богословы рассматривают Священное Предание и как Слово Божие, неотраженное в Писании, но сохраненное и донесенное до верующих через Предание церкви. Они считают, что 140


слово Божие заключено и в Библии, и в Предании, дополняющих друг друга. Без Предания нельзя правильно разуметь Писание.

Отвергнув Предание, протестантизм в некой мере впал в противоречие со своим собственным учением, так как вместо церковного Предания он возвел на пьедестал Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона и их труды. На наш взгляд, вопрос о Предании, поднятый Реформацией, был вызван не столько истолкованием вероучения, сколько необходимостью обосновать независимость.церковных организаций протестантов. Предание в той или иной форме отстаивает необходимость преемственности в жизнедеятельности церкви, защищает сложившуюся церковную организацию и ее иерархию. Если же отказаться от Предания в форме, исповедуемой православными или католиками, то появляется возможность получить самостоятельность в организации религиозной жизнедеятельности. Ведь традиция церковного устройства отвергается, как созданная людьми, .“ не Богом. Однако после отказа от Предания.для создания устойчивой религиозной жизни верующих общин протестантам потребовался собственный фундамент веры, который и был создан в виде почитания лидеров Реформации и их теоретических трудов. Так на месте старой церковной традиции была создана новая ("король умер, да здравствует король!").

Отказавшись от церковного предания, протестантом должен был отказаться и от носителей его. Поэтому в ходе Реформации были упразднены церковная иерархия и таинства, которые возводили представителей церкви на разные ступени этой иерархии.

2. Учение о спасении. Рассматривая учение о спасении, протестанты отвергли положения католических и православных богословов о том, что спасение человека основывается на вере и добрых делах, убеждая, что для спасения достаточно только одной веры.

Суть протестантского учения о спасении лаконично выражена в знаменитой "Формуле согласия" немецкого лютеранства: "Человек вполне пассивно относится


к своему обращению, он совсем ничего не делает, а лишь переносит то, что делает с ним Бог". Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою, обладание которой всецело зависит только от Бога; Он дает веру по своему изволению, и эта вера -единственный путь спасения; она человека делает праведным. Верой своей человек приближается, приобщается к Богу и, ради Христа, получает от него спасительную благодать.

Кроме чисто богословского аспекта, протестантизм игнорирует католический и православный взгляд на участие церкви в деле спасения, заключающийся в том, что верующий может получить спасение только в церкви и только через нее. Протестантизм же упразднил священнослужителя как посредника между Богом и верующим, а значит, и саму церковь (в традиционном понимании). Спасение, основанное на одной только вере, без добрых дел, которые, как правило, совершаются через и при участии церкви, -такой подход к проблеме не устраивал католиков и православных. Отвергая необходимость участия священнослужителей и самой церкви в жизнедеятельности верующего человека, протестантизм на месте старой системы, отражавшей феодальные отношения, создает новую, отвечающую запросам нового, буржуазного, общества.

3. Учение о церкви. Отвергнув учение о Предании и спасении, протестантизм упростил и понимание роли церкви в жизни человека и общества. Борясь с засильем католической церкви, реформаторы отвергли и ту церковную иерархию, которая исторически сложилась в христианстве. Это было обусловлено теми теоретическими постулатами, на которых покоится протестантизм. Главная задача, которая осуществлялась в ходе реформирования церкви, сводилась к упрощению и уменьшению влияния католической церкви на жизнь общества, возвращение к первоначальным истокам раннего христианства.

Однако многие вопросы, особенно организованного устройства религиозной жизни общества, не были


достаточно определены в Писании, а большей частью разработаны и внедрены в предании церкви, против которого и выступали протестанты. Таким образом, вопрос о церкви стал необходимым звеном в деле Реформации, и без него невозможно было бы развивать новые воззрения.

Кроме того, вопрос о церкви и ее организации связан с небесной иерархией, поэтому протестантизм вместе с земной, церковной, организацией должен был упростить и небесную. Что и было сделано: исключалось поклонение святым, иконам и св. мощам, а земная иерархия упрощалась путем отмены таинства священства как ненужного. Ведь духовное священство, по мнению протестантов, не является уделом избранных, а принадлежит всем христианам. "Все мы, - учил Лютер, - священники, т.е. мы дети Христа, Высшего Священника. Мы не нуждаемся, поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас поручил назначение от Самого Бога... Все мы через кре-тение делаемся священниками".

Всякий верующий может в церкви проповедовать Слово Божие и совершать таинства. Если же в обществе верующих и существуют пасторы и суперинтенданты, то только ради порядка. Пасторы избираются обществом }

Статьи по теме