Относительно небольшие по численности замкнутые религиозные общины. Текущий тест. Религия. тест по обществознанию (11 класс) на тему. Вход в храм Гроба Господня


Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры. Религиозная вера складывается: 1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения; 2) знания религиозных догматов; 3) признания и следования религиозным нормам нравственности; 4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний. Отличительные признаки религии верования ритуалы этос (нравствен- взгляд на система ная позиция) мир символов Основные подходы к изучению религии конфессиональный (религиозный, атеистический) феноменологический (изучение религии как явления)


Структура религии: религиозное сознание; религиозный культ; религиозная организация. Выделяют два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов); религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).


Религиозный культ - это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации и особая группа людей, духовенство, которая руководит культовыми действиями. Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь - иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.


Функции религии - различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Функции религии 1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, миро чувствование, мироотношение). 2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога. 3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).


4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций). 5. Интегрирующая (направление объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания). 6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению). 7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования - максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).


Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом - верой во всеобщую одушевленность природы. Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа: 1)вера в духов; 2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности; 3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию); 4) выход религиозного культа за пределы одного народа.




Признаки мировых религий: 1) громадное число последователей (христианство - около 1,4 млрд, ислам - около 1 млрд, буддизм - около 350 млн); 2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств; 3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства; 4) пропагандистская активность.




Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Основы буддийского вероучения: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяна («широкая колесница»). Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведная мысль; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. Цель буддизма не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).


Лхаса. Дворец Потала (гора Будды) Долгое время дворец был резиденцией далай-лам. В комплекс входит более 1000 помещений, укрыты святынь и статуй.


Статуя Будды Сакьямуни. Джконг в Лхасе. Статуя изображает Будду в 16-летнем возрасте. Статуя размером с человека. Отлита из 5 металлов (золото, серебро, цинк, железо и медь), украшена алмазами, рубинами, лазуритом, изумрудом. Символ поклонения у буддистов.




Христианство появляется в III вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире. Основные положения вероучения: изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы); божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения и существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»; богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога); страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих; воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников; вера в существование рая для праведников и ада -для грешников; вера во второе пришествие" Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле; культ страданий как повторение Страстей Господних; заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение. Основными ветвями христианства являются: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм.




В центре зала стоит часовня (Кувуклия), имеющая два предела: предел Ангела и Живоносный Гроб Господень – пещера(длина – 2 м, ширина-1,5 м). В ней находится вделанное в стену мраморное надгробие. Уже долгие века в Великую субботу на Гробе Господнем возникает чудесное явление Благодатного огня.








Храм Христа Спасителя (г.г)










Нотр – Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) Был заложен в 1163 году Людовиком VII. Строился более 100 лет. Вмещает до человек.




Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII в. Основателем является Мухаммед, лицо историческое. Основные положения религии: нет Бога, кроме Аллаха, единобожие; человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха; пророческая миссия Мухаммеда; молитва (намаз) пять раз в день; обязательный пост; хадж - паломничество в Мекку; обязательная милостыня бедным; джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия; вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада; установление не только моральных, но и правовых норм. (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне). - Что объединяет все эти мировые религии? - Какие отличия между ними вы увидели?




Мечеть «Купол Скалы» в Иерусалиме На этом месте Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Позже царем Соломоном был построен Храм, в котором хранился Ковчег Завета. «Куполом Скалы» отмечено то место, откуда Мухаммед вознесся на небо. В храме хранится отпечаток ноги Пророка и три волоска из его бороды.


Основные аспекты принципа свободы совести: 1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций. 2. Светский характер государственного образования предполагает: равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования; запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях; воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия. 3. Возможность свободно отправлять свой культ.


Итог уроков - В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам? - Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?

1 слайд

Роль религии в жизни общества Цели и задачи: познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести

2 слайд

Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры. Религиозная вера складывается: 1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения; 2) знания религиозных догматов; 3) признания и следования религиозным нормам нравственности; 4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний. Отличительные признаки религии верования ритуалы этос (нравствен- взгляд на система ная позиция) мир символов Основные подходы к изучению религии конфессиональный (религиозный, атеистический) феноменологический (изучение религии как явления)

3 слайд

Структура религии: религиозное сознание; религиозный культ; религиозная организация. Выделяют два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов); религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).

4 слайд

Религиозный культ - это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации и особая группа людей, духовенство, которая руководит культовыми действиями. Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь - иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.

5 слайд

Функции религии - различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Функции религии 1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение). 2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога. 3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).

6 слайд

4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций). 5. Интегрирующая (направление объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания). 6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению). 7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования - максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).

7 слайд

Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом - верой во всеобщую одушевленность природы. Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа: 1)вера в духов; 2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности; 3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию); 4) выход религиозного культа за пределы одного народа.

8 слайд

Религии мира Национальные Мировые Родоплеменные Христианство православие католицизм протестантизм 2. Ислам суннизм шиизм 3.Буддизм Индуизм Сикхизм Синтоизм Иудаизм Конфуцианство Фетишизм Тотемизм Культ предков Шаманизм Магия

9 слайд

Признаки мировых религий: 1) громадное число последователей (христианство - около 1,4 млрд, ислам - около 1 млрд, буддизм - около 350 млн); 2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств; 3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства; 4) пропагандистская активность.

10 слайд

Мировые религии буддизм христианство ислам - хинаяна - тантризм - ламаизм - махаяна - православие - католицизм - протестантизм - суннизм - шиизм - хариджизм

11 слайд

Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Основы буддийского вероучения: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»). Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведная мысль; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).

12 слайд

Лхаса. Дворец Потала (гора Будды) Долгое время дворец был резиденцией далай-лам. В комплекс входит более 1000 помещений, укрыты 10 000 святынь и 20 000 статуй.

13 слайд

Статуя Будды Сакьямуни. Джконг в Лхасе. Статуя изображает Будду в 16-летнем возрасте. Статуя размером с человека. Отлита из 5 металлов (золото, серебро, цинк, железо и медь), украшена алмазами, рубинами, лазуритом, изумрудом. Символ поклонения у буддистов.

14 слайд

Иерусалим. Храм Гроба Господня. Строительство храма началась при императоре Константине в 326 году. Храм сооружен над пещерой погребения Христа. Права на храм имеют 4 церкви: Римско-Католическая, Иерусалимская, Армянская и Коптская.

15 слайд

Христианство появляется в I-II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире. Основные положения вероучения: изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы); божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения и существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»; богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога); страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих; воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников; вера в существование рая для праведников и ада -для грешников; вера во второе пришествие" Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле; культ страданий как повторение Страстей Господних; заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение. Основными ветвями христианства являются: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм.

16 слайд

Вход в храм Гроба Господня Во двор храма ведет низкая калитка. Стразу при в ходе во двор виден камень Помазания, на котором лежало тело Христа после снятия с креста.

17 слайд

В центре зала стоит часовня (Кувуклия), имеющая два предела: предел Ангела и Живоносный Гроб Господень – пещера(длина – 2 м, ширина-1,5 м). В ней находится вделанное в стену мраморное надгробие. Уже долгие века в Великую субботу на Гробе Господнем возникает чудесное явление Благодатного огня.

18 слайд

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад) Была заложена в 1345 году Сергием Радонежским. Троицкий монастырь играл видную роль в политической, духовной и культурной жизни государства.

19 слайд

Александро-Невская лавра (г. Санкт-Петербург). Основана Петром Первым. Находятся мощи Александра Невского.

20 слайд

21 слайд

22 слайд

Храм Покрова Святой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного, Покровский Собор)

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

Нотр – Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) Был заложен в 1163 году Людовиком VII. Строился более 100 лет. Вмещает до 10000человек.

Цели и задачи: познакомить с сущностью
религии, показать признаки религиозного
сознания, роль религии в жизни общества,
основные идеи каждой из мировых религий,
объяснить сущность принципа свободы
совести

Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение, основанное на вере в
существование Бога или богов, сверхъестественное.
верования
Отличительные признаки религии
ритуалы
этос (нравственвзгляд на
ная позиция)
мир
система
символов
Основные подходы к изучению религии
конфессиональный (религиозный, атеистический)
феноменологический (изучение религии как явления)
Атрибутом религиозного сознания выступает специально
культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры.
Религиозная вера складывается:
1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного
учения;
2) знания религиозных догматов;
3) признания и следования религиозным нормам
нравственности;
4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и
предписаний.

Структура религии:
религиозное сознание;
религиозный культ;
религиозная организация.
Выделяют два уровня религиозного сознания:
религиозную идеологию (систематизированное изложение
религиозных догматов);
религиозную психологию (религиозные представления и
чувства верующих).

Религиозный культ - это система символических действий,
с помощью которых верующие стремятся воздействовать
на сверхъестественное. Для объединения верующих
существуют религиозные организации и особая группа
людей, духовенство, которая руководит культовыми
действиями.
Основными организационными формами религии
являются церковь и секты.
Церковь - иерархическая религиозная организация
духовенства и верующих, основанная на общности
религиозных догматов и культовой системы.
Секты - относительно небольшие по численности,
замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды
господствующей церкви.

Функции религии - различные способы ее деятельности,
характер и направление воздействия религии на
индивидов и общество.
Функции религии
1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание,
объяснение мира, природы, человека, смысла его
существования, миросозерцание, мирочувствование,
мироотношение).
2. Компенсаторская (социальное неравенство
компенсируется равенством в греховности, страдании;
людская разобщенность заменяется братством во Христе, в
общине, бессилие человека компенсируется всесилием
Бога.
3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения,
оно происходит в культовой деятельности, общение
верующих
друг с другом).

4. Регулятивная (регулятор поведения людей,
упорядочивает мысли, устремления и действия людей,
групп, общин с помощью определенных идей, ценностей,
установок, традиций).
5. Интегрирующая (направление объединения людей, их
поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений,
усилий социальных групп и институтов в целях сохранения
стабильности общества, устойчивости личности, общего
вероисповедания).
6. Культуротранслирующая (приобщение человека к
культурным ценностям и традициям религиозной культуры,
развитие письменности, книгопечатания, искусства,
передача накопленного наследия от поколения к
поколению).
7. Легитимизирующая (узаконение некоторых
общественных порядков, институтов, отношений норм,
образцов с точки зрения высшего требования - максимы, на
основе которого дается оценка определенных явлений и
формируется определенное отношение к ним).

Первоначально объектом поклонения был реально
существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем растение или животное, которое человек считал своим
предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом верой во всеобщую одушевленность природы.
Таким образом, в своем развитии религия
проходит четыре этапа:
1)вера в духов;
2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших
существ, похожих на человека, но отличающихся от
него могуществом и бессмертием,
олицетворяющих все силы окружающей природы и
осуществляющих высшее руководство
различными видами деятельности;
3) переход от политеизма к монотеизму
(единобожию);
4) выход религиозного культа за пределы одного
народа.

Религии мира

Мировые
1. Христианство
-
православие
католицизм
протестантизм
2. Ислам
-
суннизм
шиизм
3.Буддизм
Национальные
Индуизм
Сикхизм
Синтоизм
Иудаизм
Конфуцианство
Родоплеменные
Фетишизм
Тотемизм
Культ предков
Шаманизм
Магия

Признаки мировых религий:
1) громадное число последователей
(христианство - около 1,4 млрд, ислам - около
1 млрд, буддизм - около 350 млн);
2) космополитичный характер: эти религии
выходят за рамки отдельных
национальностей и государств;
3) эгалитаризм, проповедь национального и
социального равенства;
4) пропагандистская активность.

Мировые религии
буддизм
христианство
ислам
- хинаяна
- тантризм
- ламаизм
- махаяна
- православие
- католицизм
- протестантизм
- суннизм
- шиизм
- хариджизм

Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V
вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и
Дальнего Востока.
Основы буддийского вероучения:
страдания правят миром;
причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;
уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану;
существует путь, метод, посредством которого познавший истину может
избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая
колесница») и махаяма («широкая колесница»).
Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой
(Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и
приближения к нирване:
1) праведная вера;
2) истинная решимость;
3) праведная речь;
4) праведные дела;
5) праведная жизнь;
6) праведная мысль;
7) праведные помыслы;
8) истинное созерцание.
Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей
души (от кармы).

Лхаса. Дворец Потала (гора Будды)

Долгое время дворец был резиденцией далай-лам.
В комплекс входит более 1000 помещений, укрыты
10 000 святынь и 20 000 статуй.

Статуя Будды Сакьямуни. Джконг в Лхасе.

Статуя изображает Будду в 16-летнем возрасте. Статуя
размером с человека. Отлита из 5 металлов (золото, серебро,
цинк, железо и медь), украшена алмазами, рубинами,
лазуритом, изумрудом. Символ поклонения у буддистов.

Иерусалим. Храм Гроба Господня.
Строительство храма началась при императоре
Константине в 326 году. Храм сооружен над пещерой
погребения Христа. Права на храм имеют 4 церкви: РимскоКатолическая, Иерусалимская, Армянская и Коптская.

Христианство появляется в I-II вв. в условиях развитого общества с острыми
социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов
христианство получило самое широкое распространение в мире.
Основные положения вероучения:
изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы);
божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и
Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения и существовании Бога),
существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»;
богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);
страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;
воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;
вера в существование рая для праведников и ада -для грешников;
вера во второе пришествие" Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми,
поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на
Земле;
культ страданий как повторение Страстей Господних;
заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и
самоуничижение.
Основными ветвями христианства являются:
1) православие;
2) католицизм;
3) протестантизм.

Вход в храм Гроба Господня

Во двор храма
ведет низкая
калитка. Стразу
при в ходе во двор
виден камень
Помазания, на
котором лежало
тело Христа
после снятия с
креста.

В центре зала стоит
часовня (Кувуклия),
имеющая два предела:
предел Ангела и
Живоносный Гроб
Господень – пещера(длина
– 2 м, ширина-1,5 м).
В ней находится
вделанное в стену
мраморное надгробие. Уже
долгие века в Великую
субботу на Гробе
Господнем возникает
чудесное явление
Благодатного огня.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад)

Была заложена в 1345
году Сергием
Радонежским.
Троицкий монастырь
играл видную роль в
политической,
духовной и
культурной жизни
государства.

Александро-Невская лавра (г. Санкт-Петербург).
Основана Петром Первым.
Находятся мощи Александра Невского.

Храм Покрова на Нерли (1164 г.)

Храм Христа Спасителя (1829 -1883 г.г)

Храм Покрова
Святой
Богородицы
на Рву
(Собор
Василия
Блаженного,
Покровский
Собор)

Казанский собор

Ватикан. Собор
Петра и
Павла

Площадь перед Собором Петра и Павла.

Нотр – Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери)

Был заложен в
1163 году
Людовиком VII.
Строился более
100 лет.
Вмещает до
10000человек.

Кёльнский собор
(1248 г по настоящее
время).
Начал строиться для
хранения останков
Святых волхвов
(Трёх королей)

Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII в.
Основателем является Мухаммед, лицо историческое. Основные
положения религии:
нет Бога, кроме Аллаха, единобожие;
человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха
(идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха;
пророческая миссия Мухаммеда;
молитва (намаз) пять раз в день;
обязательный пост;
хадж - паломничество в Мекку;
обязательная милостыня бедным;
джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как
духовную борьбу, а не войну с помощью оружия;
вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада;
установление не только моральных, но и правовых норм. (шариат
- мусульманское право, основанное на Коране
и Сунне).
- Что объединяет все эти мировые религии?
- Какие отличия между ними вы увидели?

Мекка. Храм Кааба («Дом бога»)

В Каабе находится камень, на котором остались отпечатки
ног Адама. В северо-восточный угол Каабы вделан
Черный камень (Эсвад), с которого начинается
ритуальное хождение вокруг Каабы.

Хадж в Мекке

1. Беспрекословная вера
в Аллаха и Мухаммеда
2. Пятикратная молитва
3. Соблюдение
ежегодного поста
4. Уплата налога с
урожая
5. Хадж в Мекку

Мечеть «Купол Скалы» в Иерусалиме

На этом месте Авраам готовился принести в жертву своего
сына Исаака. Позже царем Соломоном был построен Храм, в
котором хранился Ковчег Завета. «Куполом Скалы» отмечено то
место, откуда Мухаммед вознесся на небо. В храме хранится
отпечаток ноги Пророка и три волоска из его бороды.

Основные аспекты принципа свободы совести:
1. Принцип отделения религиозных организаций от
государства предусматривает невмешательство
государства во внутреннюю жизни религиозных
организаций.
2. Светский характер государственного образования
предполагает:
равный доступ представителей всех религиозных
конфессий и атеистов к получению гарантированного
государством образования;
запрещение любых форм религиозной и
атеистической пропаганды в образовательных
учреждениях;
воспитание подрастающего поколения в духе
толерантности к проявлениям инакомыслия.
3. Возможность свободно отправлять свой культ.

Итог уроков
- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм
религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к
магам, хиромантам, астрологам?
- Существует мнение, что повышение процента верующих среди
молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога,
сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения,
причастия и т. д. А как думаете вы?

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделе­ние всего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, например, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание , религиозный культ и религи ­ озные организации .

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание , в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание , предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология ), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами . Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения . Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж ­ денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже ­ ства , предъявляющего определенные требования к поведе ­ нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное . Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты . Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-

лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций .

Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию , являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества , - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого - вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний ; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм , православие и протестантизм .

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III- IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV-XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст ­ во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.

Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение , стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране - православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества , а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога-Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Ал­лах - передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния - иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга - Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-

ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог ) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести . Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от госу ­ дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных

лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры .

Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

Si!Основные понятия : религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

ill Термины : религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Проверьте себя

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.


  1. С древних времен ученые прослеживают такое направ­
    ление социального протеста, как богоборчество. Выскажите
    несколько предположений о причинах возникновения подоб­
    ного движения.

  2. Соберите информацию о деятельности религиозных ор­
    ганизаций в вашем регионе.
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще ... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р . Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

М.. 1972. - С. 266 - 278.

ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.

§ 34. Место искусства в духовной культуре

Вспомните:

что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?

Несмотря на то что искусство существует уже многие ты­сячелетия и активно изучается исследователями - филосо­фами, культурологами, искусствоведами, историками искус­ства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости ис­пользовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в на­личии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, впле­тенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов стано­вятся объектом художественного отображения и эстетичес­кого наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действи­тельности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука позна­ет мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объ­екты в художественно-образной форме. Оно позволяет уви­деть мир сквозь призму образности , где реальность причуд­ливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму . Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в от­личие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно - наглядных образов .

Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-

тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство пони­мается как специфический вид духовно - практического осво ­ ения действительности и эстетического отношения к ней . Именно во втором значении оно является одним из компо­нентов духовной культуры общества.

О чем твои стихи? - Не знаю, брат. |

Ты их прочти, коли придет охота. !

Стихи живые - сами говорят, \

И не о чем-то говорят, а что-то. I

С. Я. Маршак «)

СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.

С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторон­ники рассматривают искусство в связи с познанием, зачас­тую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для фи­лософа Платона искусство - это подражание миру чувст­венных предметов, каждый из которых представляет со­бой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также основывал искус­ство на подражательной способности, по полагал, что под­ражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низ­менных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удо­вольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».

Отношение к искусству как подражанию природе свойст­венно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величай­шего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечи­валось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.

В эпоху классицизма на первый план выдвигается не на­туралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравст­венности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-

ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Бес­пристрастное отражение жизни несет в себе огромный вос­питательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.

Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимо­сти искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести обще­ства.

По мысли сторонников теории самовыражения, искусст­во является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который вы­плескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зре­ния - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что чита­тель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком по­нимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представля­ют собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства рассматри­вает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным , потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобраз­ным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система симво­лов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее простран­стве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глу­бина, изменены пропорции, нарушены временные отноше­ния событий.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к кото­рым можно отнести познавательную , информационную , коммуникативную , ценностно - ориентирующую , воспита тельную , компенсаторную , эстетическую и др. Проблема

соотношения функций искусства друг с другом в полной ме­ре не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе ис­кусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятель­ности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.

Остановимся подробнее на содержании некоторых функ­ций искусства. Познавательная функция искусства тесней­шим образом связана с информационной . Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-истори­ческие, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого твор­ца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение все­гда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информа­цию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задумать­ся об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодей­ствия, общения в самом широком смысле.

Ценностно - ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культур­ными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существую­щей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функ­ция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоз­зрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведе­ниями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духов­ные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответ­ствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.

СТРУКТУРА ИСКУССТВА

Виды искусства можно различать по среде , материалу , в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре , дви­жение в танце. Каждая среда, материал требует специфиче­ских выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содер­жание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусст­ва, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил ис­кусства на реальные и идеальные . Реальные - музыка, жи­вопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные - литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся сло­вом как наиболее свободным и богатым средством выраже­ния художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой худо­жественного творчества, выражающей самую суть искусст­ва.

Существуют и иные классификации видов искусства, на­пример, выделяются пространственные , или пластические , виды , к которым относятся архитектура, все виды изобра­зительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художест­венного замысла является пространственное построение объ­ектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды - литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Тре­тью группу составляют пространственно - динамические ей ды , которые также называют синтетическими или зрелищ ными , - театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамич­но развивается - появляются все новые виды. Однако каж­дая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

Искусство можно также классифицировать по социологи­ческому принципу, выделив элитарное, народное и массо­вое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров . Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значитель­ной группы произведений искусства какой-либо историчес-

кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выде­ления жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы зна­ете, что по способу отражения действительности выделяют­ся, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном ис­кусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, на­тюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения - вокальные и инструмен­тальные; во-вторых, по содержанию - лирические, эпичес­кие и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, концертные, камерные и др.

Система жанров искусства динамически развивается - появляются новые жанры, меняется удельный вес традици­онных. Несомненна современная тенденция к стиранию гра­ниц, синтезу различных видов и жанров искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Как известно, современное искусство весьма разнообраз­но, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и прави­ла. Произведения современного искусства нередко создают­ся в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 -1955), развитие искусства идет по пути «дегумани­зации», т. е. преодоления стремления творца к безгранич­ному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональ­ных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и мно­гообразии - ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлин­но свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художест­венный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них призна­ка) - своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, прибли­жая нас к пониманию бесконечности мира человеческих воз­можностей.

В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппе- \

нинг - действо, разыгрываемое художником на публи- I

ке без определенного сценария. Человек, бьющий жи­вой курицей по струнам рояля, студенты, облизываю­щие кузов автомобиля, - художественный смысл, цен­ность и исход действа определяли случайные прохожие.

Таким образом, современное искусство - своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точ­кой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая ком­понента (язык, совокупность выразительных средств) пре­вращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифров­ку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая огра­ниченность коммуникативных возможностей национальных культур.

ЯШ Основные понятия : искусство. ШШ Термины : виды искусства, жанры искусства, знак, символ.

Проверьте себя

1) Что такое искусство ? Каковы его отличительные чер­ты? 2) Какие предположения о причинах возникновения ис­кусства выдвигают исследователи? 3) Как понимали сущ­ность искусства мыслители различных исторических эпох? 4) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства. 5) Перечислите основные виды и жанры искус­ства.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. Известно высказывание выдающегося деятеля фран­
    цузской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство
    совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите
    несколько объяснений того, зачем нужно искусство.

  2. Ученый, исследовавший круг наиболее активных и
    компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вы­
    вод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не
    удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
    как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте.
    Подтвердите или опровергните на нескольких примерах пра­
    воту его вывода.

  3. Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже
    XX-XXI вв. мидкульта - своеобразного синтеза высокой
    массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих
    видов. Предположите, какими признаками могут обладать
    произведения искусства мидкульта.

  1. Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных
    направлениях западного искусства; б) о выдающихся пред­
    ставителях современного отечественного искусства.

  2. Важнейшей тенденцией развития современного искус­
    ства является синтез видов и стилей. Приведите несколько
    конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предполо­
    жения о причинах появления данной тенденции.
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент размышлений известного российского литератора Серебряного века Вячеслава Иванова о мифологизме искусства.

В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Вну­тренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетво­рение, но ипостась некоторой сущности или энергии. [...] Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивиду­альной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову, и могущественнее обычно­го слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчест­ву тяготеет к типу большого, всенародного искусства. [...]

Истинное содержание художественного изображения все­гда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагичес­ком, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объем лет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведе­ние искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. [...]

Иванов В . И . Предчувствия и предвестия// По звездам. - СПб., 1909. - С. 196-197, 200, 201.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете обо­значенную автором связь символа и мифа? 2) Объясните, почему «миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат кол­лективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и от­нюдь не аллегория или олицетворение». 3) В чем, по мнению В. Иванова, проявляется символизм искусства? 4) На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает В. Иванов, с искусством. 5) Проявления каких функций искусства обозначе­ны в приведенном тексте?

12-Л Н Боголюбов, 11 кл ШьЛл

Статьи по теме