Логотерапия в. франкла. В. Франкл и основы логотерапии Логотерапия франкла основные

Логотерапия - метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии.

Основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие Франкл назвал трагическим оптимизмом:

"Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются, и быть может, всегда могут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их".

В своем теоретическом здании В. Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Для того чтобы жить и активно действовать, заключает Франкл, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

Необходимым уровнем психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. Таким образом, основной тезис учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Основной тезис учения о смысле жизни в теории Франкла : жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Никто, и логотерапевт в том числе, не преподносит тот единственный смысл, который человек может найти в своей жизни. Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей пациента видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит вопрос перед ним.

Основной тезис учения Франкла о свободе воли можно сформулировать так: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Существует специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний -это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Современная клиническая психотерапия является достаточно сильным средством воздействия на психику и поведение человека. Поэтому, как всяким сильнодействующим средством, ею нужно пользоваться осознанно, осторожно, с учетом всех имеющихся показаний и противопоказаний. Такой подход к клинической психотерапии невозможен без углубленного изучения ее истоков и фундаментального знания ее теоретических основ.

Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования. Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания. Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия. Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ. Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.

Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

Франкл - фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

Логотерапия Франкла: кратко

Методика австрийского психиатра является Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово "логос" здесь используется в значении "смысл". Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.

Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла. Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум. Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.

Основы логотерапии

Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность - залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

Цели логотерапии

Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

Логотерапия Франкла: основные принципы

Франкл утверждал в своих работах, что человек - создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения. Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента. Именно до этой основы необходимо "достучаться" логотерапевту, она всегда является статичной величиной.

В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:

1. Свобода воли.

В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.

Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.

2. Воля к смыслу.

Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места. Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности. Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.

Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.

3. Смысл жизни.

Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности. Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств. Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.

Смысловые системы Франкла

В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:

  • творчество;
  • переживания;
  • отношения.

Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов. Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной. Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.

Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.

Техники логотерапии

Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами. Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента. Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:

  • парадоксальной интенцией;
  • дерефлексией;
  • логоанализом.

Каждая технология заслуживает пристального внимания.

Парадоксальная интенция

Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

Дерефлексия

Данная методика отлично работает в случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту достичь желаемого. Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужское бессилие и женская аноргазмия, не имеющими под собой физических оснований. С помощью дерефлексии пациент отвлекается от своей персоны и полностью переключается на своего партнера. В итоге отпадает проблема соответствия ожиданиям и усиленного самоконтроля.

Логоанализ

С помощью логоанализа психотерапевт получает возможность изучить ценностную шкалу пациента. Он стимулирует творческое начало и позволяет в кратчайшие сроки проанализировать всю жизнь, чтобы определить индивидуальный смысл.

В связи с этим у личности пропадает ощущение бессмысленности и пустоты. Как следствие, пропадают неврозы, тревоги и депрессии.

Заключение

Логотерапия уже нашла свое применение во многих областях психологии. Она весьма эффективна в работе с различными психологическими проблемами, которые решаются с помощью логоанализа и терапии. Настолько же эффективно данное направление в лечении людей с тяжелыми формами психозов, в том числе шизофрении. Ведь логотерапия позволяет осознать смысл своего существования абсолютно в любой ситуации, а, значит, помогает продвигаться к поставленной цели.

«Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 года. Известен как один основателей экзистенциальной психотерапии, автор логотерапии (терапии поиском жизненного смысла) или Третьей венской школы психотерапии.

Первой считается школа классического психоанализа Зигмунда Фрейда, а второй - школа индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Будучи еще школьником, Франкл переписывался с Фрейдом, и, окончив школу, послал ему статью, которая была опубликована в Международном Психоаналитическом журнале. Надо сказать, что преклоняясь перед Фрейдом, Франкл одновременно интересовался и идеями Адлера и даже стал активным членом Общества индивидуальной психологии, однако после нескольких критических выступлений в адрес адлерианцев, ушел оттуда в 1927 году. После этого, в его дальнейших трудах Фрейд и Адлер стали оппонентами.

Кроме того, на Франкла оказали влияние экзистенциальные философы: Керкъегор, Ясперс, Шеллер, Ницше, Достоевский и другие. Экзистенциалисты (от слова exist - сущность, существовать) всегда интересовались проблемами сочетания высшего и индивидуального смысла существования человека. Этот интерес нашел свой отклик во время и после Второй мировой войны, показавшей зыбкость культурных и нравственных ценностей и самого существования человечества. Философские идеи органично переплелись у Франкла с фрейдовскими и адлеровскими.

Франкл с самого начала хотел стать врачом. Его интересовала невропатология, в чем сказывалось явное влияние Фрейда, который, как мы знаем, невропатологом (нейрофизиологом) по первому образованию. В результате Франкл становится Доктором медицины и работает в клинической психиатрии. Это о «корнях» его учения.

Не меньшее влияние на формирование его научных идей оказала и личная биография. Судьба Виктора Эмиля Франкла интересна и трагична.

К созданию теории логотерапии и экзистенциального анализа Франкл пришел в результате поиска собственного жизненного смысла. В молодости он пережил кризис веры, но не только веры в Бога, а и веры в себя, в друзей, в общество, в смысл жизни. У Франкла была долгая глубокая депрессия - полное ощущение безысходности и отсутствие смысла жизни. Пройдя через отчаянье, ощущение бессмысленности бытия, нигилизм, внимательно и глубоко изучив Фрейда, Юнга, Адлера и других психологов и философов, и увидев, что потеря веры свойственна не только ему, но и очень многим людям, Франкл сумел выработать иммунитет против нигилизма, и стал учить других находить выход из подобных кризисных состояний. Так возникла ло- готерапия Виктора Франкла.

Слово «логос» имеет семь переводов и первый, самый емкий, означает «высший, божественный смысл», знание, изначально присутствующее во вселенной, как говорил Кант "априорная трансценденция". Таким образом «логотерапия » в данном случае трактуется, исходя именно из "высшего смысла", "знания", "идеи".

Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу , а с другой - поведенческой психотерапии, не отрицая их, а придавая главное значение обретению человеком смысла своего существования, без которого, по мнению Франкла, никакие психотехники не излечат от невротических зависимостей.

Получив медицинское образование, Франка в 1928 году открывает первый из Центров консультирования молодежи в Вене, функционировавших до 1938 года. Его идеи находят отклик среди коллег, понимающих, что молодежи не хватает консультирования именно по проблемам поиска жизненного смысла, многие психотерапевты и психиатры присоединились к такой деятельности Франкла. В 1930 году он становится доктором медицины. С 1938 по 1942 гг., работая профессором и консультируя в нейропсихиатри- ческой клинике при Венском Университете, Франка постоянно проводил научные исследования. Тогда же он начал писать черновик своей первой книги.

А потом началась Вторая Мировая война. К тому времени Франка был уже достаточно авторитетен и ему предложили уехать в Америку на хорошо оплачиваемую работу. Но его родители, несмотря ни на какие доводы о фашистской опасности переезжать отказались. И Франкл остался с ними, надеясь, что его авторитет и престижная должность в нейропсихиатрической клинике, несмотря на национальность, смогут спасти семью от концлагеря. Но он ошибся. В результате с 1942 по 1945 гг. - он прошел пять концлагерей, в том числе Освенцим и Дахау, потерял и родителей, и брата, и жену. Выжить удалось только его сестре и ему самому.

С точки зрения обывателя Франкл сделал неправильный выбор: «и родителей не спас и себя подверг многолетним страданиям». Но только не с точки зрения самого Франкла. У человека с обостренным чувством совести, религиозности («чти отца своего») и высшего смысла жизни в такой ситуации не было выбора. По сравнению с мучениями в концлагерях, мучения его совести были бы намного сильней от одной мысли: «а вдруг, останься я с ними, я смог бы, учитывая мой авторитет, спасти их...». И это «а вдруг...» отравило бы ему всю оставшуюся жизнь, и к тому же он вряд ли достиг бы такой мировой известности и возможности помогать миллионам людей, если бы не его знаменитая книга «Психолог в концлагере», где теоретические положения логотерапии нашли конкретное практическое воплощение.

В концлагерях он, как и все узники, много и тяжело работал: рыл окопы, клал рельсы. И только в самом конце войны Франклу дали возможность поработать врачом. Это было для него как для психолога огромнейшим опытом, который он изложил в упомянутой книге «Психолог в концлагере».

Именно в лагерях он обратил внимание, что в таких невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, чем просто выживание. Как здесь не вспомнить апостолов Христа, 10 из которых погибли за веру, протопопа Аввакума, Николая Островского, Эрнста Тельмана и многих других людей, смысл существования которых был в беззаветном служении идеям (о ценностях которых можно спорить, но для них этих сомнений не существовало и именно это делало для них страдания, непосильные для обывателей, не только ничтожными, но и возвышенно-экстатическими). Эти люди, говоря словами Ницше, «превращали трагедию в триумф». (Ведь Ницше тоже относится к философам-экзистенциалистам).

Франкл часто приводил другую цитату из Ницше: "Тот, кому есть для чего жить, сможет выдержать почти любое как".

В частности самому Франклу помогли выжить не только долг врача («помо

гать другим»), но и ненависть к фашистам. Важным «подспорьем» оказалось то, что фашисты нашли и сожгли уже почти законченную им книгу, в которой он описывал свой бесценный трагический опыт и учил людей выживанию в невыносимых условиях. Эта акция настолько задела его, что он поставил себе целью, во чтобы то ни стало, восстановить сожженную книгу и даже сделать ее еще лучше. И ему это удалось. Его книга «Психолог в концлагере», изданная сразу после войны моментально и триумфально разошлась по всему миру тиражом в два с половиной миллиона экземпляров и принесла Франклу невиданную популярность.

По окончанию войны в 1946 году Франкл становится заведующим неврологическим отделением больницы в Вене. С 1947 года преподает психиатрию и неврологию в Венском Университете, становится Доктором философии и возглавляет Австрийское общество врачей-психотерапевтов. С 1955 г. - профессор неврологии и психиатрии Венского Университета. В 40-е годы, после публикации и перевода на английский язык его книг, главные из которых: «Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии», « Человек в поисках смысла: введение в логотерапию», «Психотерапия и экзистенциализм», «Подсознательный бог:

психотерапия и теология», «Неслышный крик смысла: психотерапия и гуманизм», Франкл стал всемирно известен. И будучи почетным и приглашенным профессором в Стенфорде, Гарварде и других престижных университетов читал лекции по всему миру: ЮАР, Австралия, Азия, Африка. «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»,- говорил Франкл.

В 50-60 гг. он констатирует распространение утраты смысла жизни и приводит статистику, подтверждающую, что такая утрата приводит к наиболее распространенной

трагической триаде - депрессия, наркомания , включая алкоголизм, и агрессия. Если по Фрейду, агрессию порождают подавленные, неразрешенные сексуальные инстинкты, то Франкл считал, что не меньшую агрессию вызывает и отсутствие смысла жизни. Он говорил: «Эту пустоту люди стремятся занимать чем попало или выжигать».

Франкл считает,что около восьмидесяти процентов алкоголиков и ста процентов наркоманов - люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум - внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. И действительно, бесполезно лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше пить, будет терпеть тяжелейшую перестройку не только организма, но и всего привычного образа, проведения досуга, заполнявшего хоть как-то бессмысленность его жизни.

Надо сказать, что экзистенциальный вакуум, сам по себе, не невротический, но конечно, является зоной риска. Он может приводить, и чаще всего приводит, к так называемым, ноогенным неврозам.

Ноогенный невроз - это невроз мучительного поиска своего жизненного смысла в экзистенциальном вакууме. Это может быть связано с разрушением ценностей и традиции (революция, дискредитация религии, «перестройка», словом, древнекитайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!»).

Для человека в отличие от животных традиции и моральные ценности очень важны, и их разрушение и дискредитация приводит к потере высокого смысла жизни и к редукционизму (сужению интересов и дел до мелких, эгоистично-обывательских). В связи с этим Франкл вводит еще один термин "экзистенциальная фрустрация". Фрустрация - это определенное крушение планов, невозможность их осуществить. В данном случае экзистенциальная фрустрация - это блокировка на пути к поиску смысла. Существует несколько видов блокировки: апатия, скука, вялость, лень.

Еще Юнг утверждал, что все его пациенты после 35 лет так или иначе страдали от отсутствия веры (смысла жизни) и не обретали душевного равновесия пока не находили свою веру. Франкл показывает, что эта вера может быть не только религиозной, но и обретением любого другого трансцендет- ного (то есть вырвавшегося из «камеры-одиночки» мелкого эгоизма) смысла жизни. Франкл утверждает, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений.

С позиции классического психоанализа, как и его оппонента - бихевиоризма, люди достаточно жестко детерминированы: по Фрейду - различными биологическими потребностями, в бихевиоризме - «стимул- реакциями». Следовательно, для личной свободы, а значит и ответственности, места почти не остается. Экзистенциалисты с этим принципиально не согласны. Они считали, что человек обладает свободной волей, хотя и признают определенные биологические и социальные ее ограничения. Франкл называет это свободой человека в пространстве, ограниченном смертью и судьбой. Как же связываются понятие личная ответственность и судьба, которая, казалось бы, уже все решила за нас?

Мне кажется, что под судьбой можно понимать определенное потенциальный путь развития индивидуума внутри общей программы развития человечества и природы в целом. Он не может быть жестко детерминирован, поскольку жизнь есть творчество (Бог - творец), а значит поиск с правом на эксперименты и ошибки. Какое-то количество растений, животных, людей погибает, какое-то выживает, но общий прогресс очевиден, иначе жизнь бы давно прекратилась. Таким образом, индивидуальный путь (судьба) это как бы поток, ограниченный определенными берегами (наследственно- биологических, социальных условий), но в этом потоке один может сразу погибнуть, а другой проплывет долгую жизнь и зависеть это будет не только от случайностей, но и от мастерства, опыта и внимательности пловца. То есть, несмотря на неизбежные случайности у опытного, хорошо тренировавшегося (учившегося), умеющего выплывать (выживать, терпеть, ладить с людьми) в разных условиях пловца значительно больше шансов проплыть (прожить) дольше, полезнее и интереснее. Вот это и предполагает сочетание судьбы с индивидуальным смыслом жизни и ответственности:

Бихевиорист сказал бы:

Посеешь поступок - пожнешь привычку - посеешь привычку - пожнешь характер -

посеешь характер - пожнешь судьбу.

Экзистенциалист добавит:

Достойная Цель, как смысл жизни.

Иначе даже эта прекрасная пословица не принесет тебе счастья. Ибо «Не бывает попутного ветра у того, кто не знает куда плыть».

Экзистенциалисты очень большое внимание уделяют смерти. Франка это понятие считает исключительно важным для обретения жизненного смысла. Такой подход не нов. Например, древние греки, советовали периодически повторять про себя «Memento mori» (Помни о смерти!) не для огорчения, а для ощущения ценности каждого мгновения жизни, умения ценить ее, спрашивая себя: «не трачу ли я ее по пустякам?», «Не гонюсь ли за ложными ценностями», «Не треплю ли нервы себе и любимым из-за ерунды?».

Я назвал это ММТ (мементо-мори-терапией), так как термин тана- тотерапия (терапия смертью используется в доведении человека почти до ощущения клинической смерти с целью изменения состояния сознания). В ММТ я советовал своим ученикам в моменты печали и тревоги, спокойно лечь и представить, что тебе осталось жить одну минуту. Суетится поздно, изменить уже ничего нельзя, надо принять это как факт и приготовиться достойно уйти. И тут, успокоившись перед неизбежностью, начинаешь понимать, что тебе совсем не страшно, напротив, ты как бы освобождаешься от всех забот, тревог, страданий и входишь «кайф» вечного покоя. А после этого, поняв, что ты не боишься смерти, скажи себя: «Так чего же я боюсь в этой жизни, если я смерти не боюсь?».

Я даже написал себе и другим такую памятка-камертон:

Не боящийся смерти - ничего не боится, если помнит, что он - «Не боящийся смерти».

Когда человек говорит, что он боится не смерти, а за судьбу детей, дела и т.п., он, по-своему прав, однако корнем-первопричиной всех остальных страхов является генетически заложенный страх смерти, остальные - производные от него. И если страх смерти преодолен, то остальные страхи превращаются в заботы, с возможностью их рациональной терапии.

Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жизненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводителем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл - самотрансценденцией человека (то есть выходом за пределы индивидуально-эгоистического Я). Человек может найти смысл своего существования только выйдя за пределы своего личного Д переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудничество, на практическую помощь другим.

Чем больше человек выходит из пассивного переживания своих проблем «наружу» (на активную полезную деятельность, помощь другим), тем более полноценным и психологически здоровым он становится. Пифагор говорил: "Не ищите счастья - оно в Вас". Истинное человеческое счастье о можно ощутить, только выйдя за пределы своего "Я". Помните, у Адлера: "Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и начни ему помогать" или «тот, то постоянно сотрудничает с другими никогда не станет невротиком».

Так, что «Твоя любовь к другим нужней тебе, чем им!», потому что, помогая другим, делая общее дело, вы высвобождаете колоссальную энергию, которая была до этого заперта где-то внутри и в основном шла на саморазрушение: на бесполезные невротические переживания и конфликты «недооцененного Я». Это неизбежно происходит пока вы находитесь в экзистенциальном вакууме (отсутствии достойного жизненного смысла жизни) и в свою очередь не дает заполнить этот вакуум, упорно защищая свою неправоту как и любой невроз. Психоаналитики называют это механизмами защиты Я , а Франкл - способами поддержания экзистенциального вакуума , которым он относит в первую очередь: подавление, уход от ответственности, недостаточное внимание самотрансценденции (попыткам найти высший, или по крайней мере, более высокий смысл своего существования, чем мелко-эгоистические цели и страдания от их недостижения).

Таким образом, лечение человека сводится к выводу его из экзистенцио- нального вакуума, т.е. к постановке более высоких жизненных целей и формированию ответственности перед собой.

Франкл ввел в психотерапию ряд принципиальных понятий например, «медицинское пастырство» - помощь людям найти смысл при соматических психозах. Он, почти как Чехов, говорил, что есть какой-то высший, не доступный человеческому уму, смысл в страдании («Кажется еще немного и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем...»). Многие люди в какой-то мере даже любят страдания или преклоняются перед ними. И это не болезненный мазохизм, а здоровая душевная потребность принять жизнь «полной грудью» со всеми ее чувствами и переживаниями, а не прятаться от них, так как выдавленные из сознания они начнут свою разрушительную работу в подсознании и вернутся в виде конфликтов и неврозов. Пушкин писал: «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать». А невротик так старается спрятаться от малейших страданий, что само это прятание (причем, безуспешное) причиняет ему страдания.

Многие покланяются Христу именно за его страдания, идентифицируются с ним, и на более высоком уровне переживают свои страдания и обретают очищение (катарсис - «очищение через страдание»). Значит, есть в этом какая-то ощутимая в нем потребность. Логотерапевт должен помочь человеку когда человек вынужден страдающему человеку найти в этом высший смысл очищения, переосмысления жизненных ценностей, поиска новых путей. Ведь страдание духовное как и физическое, показывает что что-то не в порядке и это надо либо философски принять, либо наметить четкую стратегию изменения обстоятельств и отношений к ним.

Помните древнюю мудрость:

Боже дай мне силы изменить то, что я могу,

Дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить.

И дай мне мудрость отличить первое и второго».

В этом и оказывает помощь логотерапевт с добавлением того, что даже то, «что я не

могу изменить» терпеть можно по-разному (унизительно и возвышенно), но для это надо знать «зачем живешь, зачем страдаешь...».

Надо сказать о еще двух известных методах логотерапии.

Это - парадоксальная интенция (парадоксальное намерение) и дерефлексию (то есть противодействие рефлексии, как бесполезному самокопанию). Эти методы в основном применятся при преодолении неврозов, навязчивых состояний и фобий (навязчивых преувеличенных страхов). Считается, что классические характеристики механизмов образования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно их дополняет. Процесс формироания фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, и так часто думает об этом, то сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний. В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ и в конечном итоге таким и становится.

(На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия (от image - образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я - такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.) Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление. Франкл предлагает использовать этот парадоксальный механизм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать, как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить. Этот метод широко применяется в современной психотерапии и консультировании под названием пародоксалъная интенция (от слова intention - намерение).

Например человек страдающий кардиофобией объявляет, что ровно через 15 минут с ним случится инфаркт или боящийся ездить в метро, что с ним случится что-то жуткое на первой же станции. Сначала их кто-то сопровождает, затем они начинают убеждаться в необоснованности своих страхов и постепенно уменьшать и даже высмеивать их. Процесс это далеко не разовый и требующей от психотерапевта и его клиента большого терпения и готовности пройти путь эксперимента до конца, иначе и начинать не надо, так как страх лишь усилится.

Другой, не менее популярный метод логотерапии Франкла - дерефлексия , то есть преодоление рефлексии - болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Этот метод часто используется при лечении неврозов, связанных с различными сексуальными расстройствами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригидности и пр.).

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых состояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не сможет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно наблюдет себя как бы со стороны, анализирует свои огцущения с опасением того, что у него ничего не получится. Франкл ссылается на многие практические примеры. Вот один из них:

"... женщине, озабоченной своей фригидностью, было сказано, что курс лечения будет проводиться через 2 месяца, пока же не следует думать о своей проблеме, а во время интимных отношений уделять больше внимания партнеру. Случилось то, что пациентка пришла не через 2 месяца, а через 2 дня - полностью исцеленная. Таким образом, простое переключение внимания с себя на партнера, дерефлексия, ведет к здоровью и счастью».

Нечто похожее происходит с актерами и ораторами. Когда они озабочены тем впечатлением, какое производят на публику, рефлектируют во время выступлении, они выступают очень слабо и полностью теряют внимание публики, а порой и нить выступления. Простое переключение внимания с себя на публику, на то, чтобы донести до зрительного зала смысл выступления, самоотдача делают выступление ярким, живым, сильным и привлекающим внимание публики”. (Цит. По Н.Линде). Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию ), полное самозабвение и самоотдачу.

Учитывая выявленные Якобом Морено возможности более полного и спонтанного самораскрытия индивидуальностей через психодраму , Франкл успешно использует логодраму. Однако задачей логодрамы является поиск и выделение положительных жизненных смыслов через ролевую игру, тогда как психодрама Морено, направлена на катарсическое отреагирование подавленных отрицательных эмоций.

Так же и анализ сновидений , который психоаналитики проводят с целью выявления глубоких причин неврозов, Франкл использует для поиска истинных (пока скрытых) жизненных смыслов в процессе позитивного обсуждения сновидений со своими клиентами.

В заключение нашей краткой беседе о Викторе Франкл, нельзя не привести его фразу, которая на первый взгляд кажется странной для такого великого гуманиста:

«Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди всегда будут оставаться в меньшинстве. Но именно поэтому каждый порядочный человек чувствует в себе вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи, но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы их улучшить».

Но Франкл выстрадал право на такой взгляд, который он называет трагический оптимизм, призывающий любить не выдуманных, а реальных людей и стараться помочь им даже не ожидая наград и благодарностей. Вспомним Святого Франциска:

«Боже пошли мне искать, чтобы я любил, а не чтобы меня любили».

Наверно это и есть настоящая христианская, а не рыночная любовь («А ты меня?», «А то не буду любить!»).

И все же Виктор Франкл не был обделен любовью и благодарностью людей. Он признанный автор Третьей венской школы психотерапии (вслед за школами Фрейда и Адлера). Его книги изданы миллионными тиражами, а д логотерапия именно потому не часто упоминается, что давно переросла отдельное направление и стала синонимом всей экзистенциальной и позитивной психологии и применятся психотерапевтами практически всех школ.

РЕЗЮМЕ:

Главная цель логотерапии при наличии экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов - найти смысл, «выход-вектор-стрелу», прорывающую «скорлупу» эгоцентризма - он лопается и весь мир - твой. То есть ты - Его, а Он - твой. Всё взаимно - синхронность существования вселенной - везде ищи обратное, противодействие, «теле» (его не может не быть).

Логотерапевты - воспитатели ответственности.

Методы фокусировки на смысле:

  • - обучение принятию ответственности за свой смысл (а не по-солдатски, - что прикажут), пониманию «голоса» собственного сознания;
  • - постановка вопросов о смыслах, увеличение количества потенциальных источников смысла;
  • - анализ сновидений;
  • - извлечение смысла в ходе сократического диалога;
  • - использование логодрамы;
  • - предложение новых смыслов.

Поиск смысла жизни не должен идти до ипохондрического самокопания и невроза с чувством «обреченности на нереализацию»).

«Первичная сила в жизни» - бессознательное стремление к самоактуализации. За пределами «Я» (трансценденция) включаются метафизические закономерности.

Сознание - этический инстинкт (совесть - голос трансцендентности духовного подсознания).

Сознательность. Быть человеком значит быть сознательным, ответственным, но различным (живым, а не ригидным невротиком). Ответственность в пределах ситуаций и возможностей. «Свобода воли в пределах смерти и судьбы». Люди сдерживаются био-, соц- ограничениями, но в их пределах они каждый

момент могут выбирать и обязаны отвечать за свой выбор, а не оправдывать его внешними обстоятельствами (Булгаков: «На собачьем месте - собака»).

Духовное ядро не поддается полному самоанализу (психоанализ) и больше проявляется в деятельности (бихевиоризм - «По делам их судите их»).

Любовь и искусство - соединение сознания и бессознательного.

Самотрансценденция - выход за пределы своего эгоистического Я - от которого все несчастья невротика («Себялюб не кому не люб » и обречен не страдания от «нелюбви» других). Поиск Высшего смысла, но цепочка начинается с первого шага выхода из скорлупы эгоизма к ближнему.

Источники смысла. Человек живет полноценно, делая общее дело, переживая ценности, любя, радуясь и страдая (Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»).

Смысл в работе, безработица, депрессия.. .Экзистенциальный вакуум.

Смысл в любви. Любовь выше секса, так как более постоянна. Уметь любить реальную, а не выдуманную или желаемую личность, но при этом видеть ее потенциал и стимулировать его реализацию.

Любовь - главный смысл жизни, но если он эгоистична и закрывает остальные стороны жизни, то неизбежно переходит в невроз и страдания для себя и других.

Смысл в прошлом. Золотой резерв памяти. Осмыслить даже ошибки, поблагодарить судьбу («Не говори с тоской «их нет», а с благодарностию - «были»). Не имея запаса памяти добрых дел и встреч к последнему возрастному кризису (по Эрику Эриксону) человек приходит с ощущением катастрофы, которую уже не поправить (Спешите делать добрые дела и любить, любить, любить...).

Сверхсмысл страданий и смерти. Люди не способны понимать предельный смысл человеческого страдания. (Чехов".«Кажется еще немного и мы поймем зачем живем, зачем страдаем ...»).

Трагическая триада: боль, вина, смерть.

Если нельзя избежать, то можно изменить отношение к ним и даже увидеть высший философский смысл («Если боль и страданья сопутствуют смерти, это вол судьбы благодетельной, верьте»).

Страдания Христа и мучеников облегчают страдания миллионов людей. Страдания за веру, идеи, высокие цели - превращение трагедии в триумф.

Еете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить деянием, либо терпением».

Смысл смерти. Девиз древних «Memetnto mori» (помни о смерти) не

пессимистичен. Он напоминает об ответственности за каждый миг жизни, о ценности времени: не откладывай добрых дел, не трать время силы и нервы по пустякам.

Экзистенциальная фрустрация порождает апатию, скуку, пассивность. Ставьте себе и клиентам «адреналиновые» цели, когда уже сама цель выплескивает в кровь адреналин и делает жизнь осмысленной (по крайней мере, на этапе борьбы за цель).

ПРАКТИКУМ.

Логотерапевты не имеют такой четой схемы работы с клиентами как школы поведенческой терапии. Их оппоненты считают это минусом, затрудняющим создание единой системы подготовки психотерапевтов.

Однако сами экзистенциалисты считают это своим плюсом - они принципиально отходят от схем и диагнозов, чтобы не потерять за ними уникальную неповторимость каждого человека. Соответственно, этапы работы и их содержание у логотерапевта определяются не жестко, а творчески приспосабливаясь к разным клиентам, проблемам и ситуациям. Логотерапевты являются в психотерапии не «технарями», а философами. Естественно не каждый к этому предрасположен. Да и далеко не всем клиентам нужен такой подход. Однако важность учета философии каждого человека и работы и поиска более высоких смыслов существования, учитываются творческими псхотерапевтами всех направлений.

Поэтому, не ждите готовых рецептов, а попробуйте творчески развить основные положения и условные этапы логотерапии и наполните их конкретным содержанием работы над вашими проблемами или проблемами своих клиентов:

  • - Гуманные отношения.
  • - Диагностирование состояния экзистенциального вакуума.
  • - Углубление экзистенциального осознания.
  • - Объяснение.
  • - Предложение «максим» (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения).
  • - Использование сравнений.
  • - Фокусирование на поисках смыслов.
  • - Оказание клиентам помощи в осознании важности взятия на себя ответственности за нахождение смысла.
  • - Оказание клиентам помощи в выслушивании ими голоса своего сознания.
  • - Постановка перед клиентами вопросов о смысле.
  • - Увеличение числа источников смысла.
  • - Выделение смысла через сократический диалог.
  • - Выделение смысла в логодраме.
  • - Предложение смысла (смыслов).
  • - Анализ сновидений (для поиска смыслов).

Примените на практике парадоксальную интенцию и дерефлекцсию (на себе или на клиентах). Опишите это.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САИМОПРОВЕРКИ.

  • 1. Переведите точно смысл терапевтического направления логотера- пия.
  • 2. Какая главная цель логотерапии ?
  • 3. Отметьте основные этапы жизни и деятельности Виктора Франкла и то, как они повлияли на разработку логотерапии.
  • 4. Почему логотерапия относится к экзистенциальной психотерапии.
  • 5. Что такое метод парадоксальной интенции ? Для чего и как он применяется. Приведите пример.
  • 6. Что такое метод дерефлекции ? Для чего он применяется. Приведите примеры.
  • 7. Что такое медицинское пасторство и когда оно применяется?
  • 8. Чем логодрама отличается от психодрамы ?
  • 9. Как анализируются сновидения в логотерапии в отличии от классического психоанализа ?
  • 10. Перечислите основные смыслы человеческой жизни согласно лго- тотерапии и коротко объясните их.
  • 11. Что такое медицинское пасторство и когда оно применяется?
  • 12. Чем логодрама отличается от психодрамы ?
  • 13. Как анализируются сновидения в логотерапии в отличии от классического психоанализа ?
  • 14. Перечислите основные смыслы человеческой жизни согласно лго- тотерапии и коротко объясните их.

Среди множества существующих сегодня направлений психотерапии есть особое направление, которые было разработано относительно недавно – в середине XX века. Да, оно, как и все остальные , предполагает лечебное воздействие на организм человека и его психику, однако основано на поиске и анализе смыслов его жизни. И как сайт по саморазвитию мы просто не могли позволить себе не рассказать об этом интереснейшем направлении под названием «логотерапия».

Что такое логотерапия?

Если говорить более научным языком, под термином «логотерапия» подразумевается вид психотерапии, основанный на психолого-антропологической модели, которая была разработана австрийским психиатром, и неврологом Виктором Франклом.

Слово «логос» греческого происхождения интерпретируется в представленном контексте как «смысл». Если же говорить о других столь же верных переводах слова «логос», таких как «рациональный порядок» и «слово», то они для трактовки основных положений логотерапии вряд ли подойдут, ведь задачей логотерапевтов является не убеждение своих клиентов в чём-либо посредством рациональных доводов, а помощь в определении глубинного, особенного и индивидуального смысла.

Коротко о происхождении логотерапии

История логотерапевтического подхода своими корнями восходит к 30-м годам минувшего столетия. Впервые основы логотерапии были представлены в 1938 году вышеупомянутым Виктором Франклом, который разработал их, беря за основу индивидуальную психологию Альфреда Адлера и .

В настоящее время логотерапия, которую нередко называют «третьей венской психотерапевтической школой», является эмпирически обоснованным и признанным на международном уровне психотерапевтическим подходом.

Основы логотерапии

Основная мотивационная сила человека, согласно логотерапии, заключается в его стремлении к смыслу. По мнению Виктора Франкла, люди в любых ситуациях и состояниях стремятся к смыслу и стараются обосновать своё существование, соотнося его с окружающими людьми и миром вообще.

Франклом была представлена трёхмерная модель личности, которая содержала два измерения в горизонтальной плоскости (психическое и физическое) и одно – в вертикальной (ноэтическое или духовное). Все три этих измерения составляют одно неделимое целое.

Духовное является в человеке тем, чем он отличается от животных. Особенности измерения противопоставляются гомеостатическим процессам, в результате чего создаётся напряжение между тем, что уже достигнуто, и тем, что только нужно реализовать – это то напряжение, которое поддерживает стремление человека воплощать ценности и осуществлять смысл.

Франкл указывал на то, что психическое здоровье может быть только тогда, когда есть определённое напряжение между человеком и внешним смыслом, который он должен реализовать. Являться человеком – это значит, по своей сути, являться открытым для чего-то извне, для чего-то, что отличается от человека, существующего самостоятельно. Помимо этого, человек является свободным, ответственным и духовным существом. И к сфере духовного здесь относится смысл, свобода выбора, интуиция, вдохновение, идеалы, совесть, ответственность, идеи и юмор.

В доказательство всему этому Виктор Франкл приводил результаты своих исследований.

Основания логотерапии

У Виктора Франкла было своё профессиональное кредо, смысл которого заключался в том, что человека нельзя сводить к его болезни или её симптомам. В своём труде «Человек в поисках смысла» учёный представляет своё кредо посредством примера работы с душевнобольными людьми.

Так, он говорил, что ни одно из мыслимых обстоятельств не может так ограничить личность, чтобы она была на все 100% лишена свободы. Исходя из этого, у человека остаётся даже небольшая часть свободы, независимо от ограничений, создаваемых неврозами или психозами. Даже самый тяжёлый психоз не способен затронуть сокровенную сердцевину личности.

Для логотерапевта человек всегда является «чем-то большим», и он всегда преследует цель найти точки соприкосновения с той частью нутра клиента, которое «не поражено болезнью», и будет стараться помочь ему прийти к осознанию своих возможностей и ресурсов.

Основу же логотерапевтического подхода составляют три философско-психологических компонента:

  • Свобода воли
  • Воля к смыслу
  • Смысл жизни

Что под этим понимается:

Свобода воли

Логотерапия говорит о том, что человек обусловлен лишь частично и у него есть как изначальная свобода для принятия решений, так и способность занимать какую-либо позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий. Свободу здесь стоит понимать как пространство, в котором человек может формировать свою жизнь в пределах конкретных возможностей.

Свобода исходит их сферы духовности, преобладающей над телесным и психическим. Будучи духовными существами, люди не только реагируют на стимулы, но имеют также определённую независимость, а значит, и возможность строить свою жизнь.

Свобода воли имеет большое значение в психотерапии и предоставляет возможность людям действовать автономно, даже если их беспокоят духовные или . Благодаря этому ресурсу люди могут справляться с симптомами недугов и вновь обретать способность к самоопределению и контроль над жизнью.

Воля к смыслу

Человек не просто свободен, но свободен для достижения . Стремление к смыслу является первичной мотивирующей силой. Если человек не имеет возможности реализовать свои смыслы, его будет беспокоить ощущение пустоты и бессмысленности. Также его могут начать беспокоить депрессия, зависимость, агрессия, и расстройства невротического характера.

При помощи логотерапии люди могут понять и нейтрализовать факторы, которые мешают им преследовать осмысленные цели в своей жизни. Логотерапия развивает у людей чуткость, позволяющую воспринимать возможности смысла, но нужно понимать, что её не следует использовать как средство для определения целей. Логотерапевт выступает в процессе логотерапии лишь как сопровождающий клиента, который помогает ему реализовать возможности смысла, которые последний должен обнаружить самостоятельно.

Смысл жизни

Основной логотерапии является идея, по которой смысл – это объективная реальность. Логотерапия постулирует, что задачей человека является создание лучшего себя из «исходного материала», а также создание лучшего окружающего мира, посредством реализации своей свободы и ответственности, а также через распознавание и реализацию смысла всех происходящих событий.

Особое внимание также нужно уделить тому, что потенциал смысла, который по своей природе объективен, относится к конкретным ситуациям и людям, и, следовательно, находится в процессе постоянной трансформации.

Исходя из этого, человек, прибегший к логотерапии, получает неоценимую поддержку в своём стремлении к максимальной гибкости и открытости, которые способны помочь ему придать своей повседневной жизни .

Логотерапия на практике

На сегодняшний день логотерапия практикуется специалистами и как отдельный метод, и в комплексе с другими методиками, а применяется и в индивидуальной и в групповой работе. Помимо области психотерапии, к логотерапии части прибегают и в .

Эффективность логотерапии была доказана в предупреждении кризисов, нейтрализации кризисов и посткризисной работе; она оказалась очень действенной в профилактике депрессий, агрессии и суицидального поведения, а также в устранении неврозов. Особенно результативной оказалась она в работе с психиатрическими больными и заключёнными.

Подводя итог, можно сказать, что логотерапия, разработанная Виктором Франклом, является предельно действенным методом психотерапевтической помощи людям, испытывающим затруднения, связанные с поиском смысла жизни и расстановкой приоритетов. Однако мы искренне надеемся на то, что никому из наших читателей не потребуется помощь логотерапевтов.

НАСЧЁТ СМЫСЛА ЖИЗНИ: Смысл жизни должен быть у каждого человека, но если его нет или же очертания его размыты, это ещё не говорит о том, что пора обращаться к помощи специалиста. Возможно, нужно просто немного пораскинуть мозгами и получше разобраться в себе. И чтобы это сделать, мы предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию, который расскажет вам о вас же самих очень много интересного. Впрочем, пройти курс мы рекомендуем каждому нашему читателю, независимо от наличия или отсутствия смысла жизни, ведь, согласитесь, самопознание – это всегда к лучшему.

Так что идите навстречу к лучшему – , а мы желаем вам успехов и смысла абсолютно во всём!

Статьи по теме