Китайский бог войны гуань юй. Святилище Гуань Юй на Самуи — место, где общаются поколения. Кто такой Guan Yu

Гуань Ди, более известный как Гуань Гун – это образ, основанный на реально существовавшем прототипе, на истории одного из самых известных в Китае военачальников царства Шу по имени Гуань Юй, жившим в 160 – 219 годы нашей эры. Гуань Юй это его настоящее имя, а Гуань Гун означает просто «Господин Гуань» или «Божество Гуань». Приставка Ди к его имени означает «Государь».

Есть несколько версий, согласно которым Гуань Юй то ли чудесным образом родился из крови дракона, то ли во время его рождения над домом кружился дракон, но правда в том, что с юношеских пор он стал защитником бедных от несправедливости чиновников. История Гуань Гуна описана в классическом китайском романе "Троецарствие", переведенном на многие языки мира. .

Он жил в конце династии Хань и сыграл важную роль в гражданской войне, которая привела к краху династии Хань и созданию царства Шу Хань, в котором первым императором был Лю Бэй. Это было время Троецарствия и множества гражданских войн. Гуань Гун был настолько талантлив и совершил столько подвигов во славу китайской нации, что после смерти его причислили к лику святых, а позже, в 15 веке, стали считать богом войны.

Он был смелым, умелым воином и талантливым тактиком. Легенды о нем хорошо известны даже в Корее и Японии, но за пределами Азии он мало известен, а жаль, потому что он является олицетворением таких редких ныне качеств, как честь, верность, честность, справедливость, мужество и сила.

Были времена, когда по велению императора, изображения Гуань Гуна висели в каждом воинском шатре и использовались солдатами как талисманы. Специальным декретом устанавливалась необходимость совершать жертвоприношения в его честь.

Считается, что одна из его обязанностей на небесах - хранить и оберегать священные тексты, поэтому его изображение можно встретить во многих храмах. Купцы верили, что образ Гуань Гуна приносит денежную удачу, помогает в торговле, поэтому его изображение используют для привлечения богатства. В наше время изображение Гуань Гуна считается талисманом для привлечения богатства, для помощи в конкурентной борьбе, а также амулетом для защиты от краж.

Однако, Гуань Юй был военачальником, поэтому он является олицетворением силы, честности, справедливости. Его изображение обеспечивает защиту, оберегает слабых. Если в доме или офисе есть изображение Гуань Гуна, то злые духи и негативная энергия не могут проникнуть в помещение.

Считается, что он помогает в любом бизнесе, в любой профессиональной деятельности, в любой торговле и существует большое разнообразие его изображений – с копьем и без копья, стоящего и сидящего, на коне и без него, с алебардой и без нее – все эти детали не столь важны. Часто на его одежде изображают 9 или меньшее количество драконов, и такие изображения считаются наиболее «сильными». Иногда его изображают с алебардой в руке и флагами за спиной. Можно встретить изображения Гуань Гуна с двумя его побратимами – Лю Бэем и Чжан Фэем. Изображения могут быть разными, но везде и всегда он изображается с очень грозным лицом, он никогда не улыбается.



На рисунках его часто изображают с красным лицом, длинной бородой и достаточно необычным для Китая оружием – подобием топора на очень длинной палке. На Руси это называлось алебардой. Есть много версий, почему у него красное лицо, но мне нравится считать, что его лицо красное от гнева на всякую несправедливость и особенно на несправедливых по отношению к бедному люду чиновников. Т.е. ранее он считался защитником угнетенных, но теперь его считают также защитником бизнесменов и политиков.

Есть мнение, что если Гуань Гун изображен в одежде гражданского чиновника, то он покровительствует гражданским людям и является символом богатства, а если в военной форме, то покровительствует полицейским и военным.

Считают также, что если он держит алебарду в правой руке, то покровительствует чиновникам, военным и тем, кто ведет честный бизнес, а если в левой руке, то бандитам. Мне такое мнение кажется несостоятельным, ведь Гуан Гун был честным человеком и не может он помогать и защищать бандитов. Я не встречал его изображений с алебардой в левой руке, может быть потому, что я ни разу не был в офисах китайских триад.

После смерти Гуань Гуна, а погиб он как герой - во время битвы с силами Ву, Гуань Юй был схвачен и обезглавлен, - в его честь стали строить храмы. Пишут, что в 19 веке было около 1600 крупных и 1000 небольших храмов в его честь. Думаю, что такое большое количество храмов можно объяснить тем, что его чтили и буддисты, и даосы, и конфуцианцы.

Если металлическая статуя используется для защиты от негативной энергии, от злого влияния, от любых неприятностей, то ее нужно поставить в прихожей лицом ко входу в помещение. Обычно для защиты входа используют собак Фу (самца и самку) и ставят их с двух сторон от входа, но в данном случае достаточно одной статуи Гуань Гуна, ведь это один человек.

Если необходима поддержка влиятельных людей или помощь наставника, то изображение ставят в зону помощников.

Если ваш статус достаточно высок, вы начальник и хотите усилить свою влиятельность, защититься от обмана и предательства, то поставьте статую в офисе, позади своего рабочего места.

В магазинах статую ставят внутри, лицом ко входу, для защиты от всевозможных неприятностей и помощи в конкурентной борьбе.

Металлическую статую можно использовать также для защиты от негативных летящих звезд годовой карты – пятерки и двойки. В этом случае статую следует ставить в сектор, куда прилетают эти звезды, и она будет не только отражать негативное влияние, но и ослаблять стихию почвы этих звезд, потому что стихия металла ослабляет стихию почвы.


Проезжая по острову Самуи я обращал внимание на большую голову человека, стоящую прямо на храме. И вот я отправился целенаправленно к ней, чтобы узнать, кто это и почему там стоит.

На Самуи оказывается целая диаспора китайцев, которая уже продолжительное время живет не только на острове, но и в целом в Таиланде, т.к. тайские буддисты очень лояльно относятся к другим религиям, и китайцы именно по этой причине имеют на острове не один храм. И храм с головой воина Гуань Юй именно китайского происхождения.

Кто такой Гуань Юй

Не просто воин, он военачальник и почитаемый благородный воин даже в средневековом романе, основанием для этого послужила верность воина своему императору. Хотя действительность отличалась от романа и воин даже некоторое время служил заклятому врагу своего императора, в последствии был казнен и лишен головы, хотя голова была похоронена с почестями.

Народу нужен был герой и спустя века, из жизни воина сложилось множество легенд, вымыслов и постепенно он стал народным героем и даже богом войны с тысячами построенных храмов в Китае. В каждом из таких храмов хранится меч, которым казнили преступников.

Статуя воина на Самуи с красным лицом

Лицо у него красное и связано это также с легендой, когда он убил нечестного судью, прошел мимо стражи, но стражники не узнали его, т.к. лицо у него изменило цвет непонятным образом, возможно после умывания в реке. Статуя строится частями и будет возвышаться над храмом, сейчас стоит только голова, но вскоре будет привезено тело и меч. За храмом же выкупленная территория и китайцы планируют основать там небольшой чайна таун.

Храм Гуань Юй и его убранство

Внутри храма множество фотографий людей, это просто обычные люди из китайской общины, их предки и родственники, фотографии приносят в храм, чтобы помнили потомки. Храм станет не просто местом поклонения воину, но и своеобразным китайским клубом общины, т.к. планируются бесплатные курсы китайского языка для детей, уже есть место для чаепития и даже несколько электрокаров, которые будут курсировать по чайна-тауну.

Троецарствие

Роман о событиях 3го века, в котором Гуань Юй занимает одну из ключевых ролей, где описывается деление Китая на три царства и главные герои романа, воины — борцы за справедливость.

«Оставив богатство, печать и ханьского кинув чэн‑сяна,
Он в дальний отправился путь, ревнуя о брате своем.
На неутомимом коне он тысячи ли пролетает,
Заставы одну за другой своим открывает мечом.

Отвага и честность его, как дух, во вселенной витают,
И слава его, как и встарь, земной наполняет простор.
Он храбро прошел пять застав, сразил шестерых полководцев,
И все это темою служит для кисти и туши с тех пор.»

Гуань-ди Гуань-гун (Князь Гуань), Гуань Юй, Гуань Юнь-чан. В китайской народной мифологии и в позднем офиц. культе бог войны, а также воспетый бог богатства. В основе образа Гуань-ди реальный военачальник Гуань Юй (160-219), прославившийся бесстрашием и верностью своему побратиму — правителю Лю Бэю. Слава Гуань Юя впоследствии переросла в настоящий культ религ. типа. Возникли легенды о его чудесном рождении из крови казненного Нефритовым государем Юй-ди дракона (лун), к-рую набрал в свою чашу буд. монах. По др. версии, перед рождением Гуань-ди над домом его родителей кружил дракон. Он обладал настолько буйной, неистовой силой, что родители заперли его в пустом домике в саду, но он сбежал и совершил свой первый подвиг, убив начальника уезда, творившего произвол. Чтобы стража не узнала его и не могла схватить как убийцу, Гуань-ди вымыл лицо водой из источника, и оно сразу же стало темно-красным (по др. версии, лицо его было красным от рождения, т.к. чашу с кровью дракона, где шло превращение, открыли на день раньше срока). Гуань-ди жил продажей соевого сыра (доу-фу ), поэтому торговцы доу-фу почитали его своим богом-покровителем.

Почитание Гуань Юя началось, видимо, вскоре после его смерти, но храмы в его честь известны лишь по сочинениям VII-IX вв. В VII в. буддисты стали изображать его в качестве грозного стража в своих монастырях, а даосы вслед за этим в нач. IX в. объявили о перенесении духа Гуань-ди на его родину, в Цзечжоу. Ему приписывали способность отвращать демонов.

В 1102 император Хуй-цзун пожаловал Гуаню титул верного и мудрого князя, а в 1110 — истинного владыки, приносящего мир. В 1128 император Гао-цзун пожаловал ему еще один почетный титул, и в это время были установлены офиц. жертвоприношения в его честь. При дин. Мин в 1594 ему официально был присвоен титул ди — «государя». Гуань-ди стал почитаться в качестве могучего бога войны. Его именовали также У-ди — воинственным государем. В 1856, после того как Гуань-ди будто бы появился в небе и помог правительственным войскам одолеть тайпинов, цинский император Сянь-фэн пожаловал ему титул шэн (совершенномудрого), к-рый до этого носил Конфуций .

По повелению императора изображения Гуань-ди должны были висеть в каждом воинском шатре и использовались солдатами как талисманы. В 1916 президент Юань Ши-кай вновь офиц. декретом подтвердил необходимость принесения всеми чиновниками жертв Гуань-ди, но в храмах Гуань-ди были сделаны нек-рые изменения.

Если ранее он изображался обычно сидящим в центре с любимой книгой — летописью «Чунь цю» («Вёсны и осени») Конфуция в руках, а сбоку стояли с оружием его помощник военачальник Чжоу Цан и приемный сын Гуань Пин, то теперь рядом c Гуань-ди помещали изображение полководца XII в. Юэ Фэя, а по обеим сторонам изображения шли таблички с именами 24 знаменитых военачальников.

Культ Гуань-ди в старом Китае был сложен и чрезвычайно популярен. Было известно 1600 гос. храмов Гуань-ди и более 1000 мелких (XIX в.). Его чтили и буддисты , и даосы , и конфуцианцы , и простые крестьяне, исповедовавшие своеобразную синкретическую религию, соединявшую все эти три учения с архаическими местными верованиями. У буддистов была распространена версия об обращении Гуань-ди в буддизм одним монахом VI в., у даосов в X в. появилась легенда о том, как Гуань-ди, почитавшийся в то время покровителем одной из сект, возглавил небесное воинство, занял пять священных пиков (см. У юэ) и убил в бою мифического мятежника Чи-ю . Так произошло сюжетное соединение героев древнекит. мифологии (Чи-ю и др.) и Гуань-ди как божества ср.-век. культа. Конфуцианцы чтили Гуань-ди как покровителя ученых-литераторов, что, видимо, связано с рассказами о его особой любви к книге «Чунь цю». Горожане, особенно торговцы, почитали его в качестве военного бога богатства (ср. Би-гань), его изображения висели в лавках, ему клялись, создавая дело на паях. В деревне его почитали и как бога — заступника, исцелителя от болезней, даже бога — подателя дождя. По крестьянским поверьям, он появляется у постели больного, дает ему золотые пилюли, кладет руку на тело и тот выздоравливает. В деревенских храмах, где он почитался как божество дождя, его изображали завернутым в тигристо-золотистое одеяние, к-рое будто бы было дано ему некогда, чтобы остановить наводнение.

В народе вообще его называли лао-е — «господином», вкладывая в это понятие максимум почтения, а иногда даже Гуань-ди, т.е. бодхисаттва пуса Гуань-ди на буд. манер. Жертвоприношения Гуань-ди совершались в 15-й день 2-й луны и 13-й день 5-й луны, а курения в его честь зажигались в 15-й день каждой луны. Культ Гуань-ди имел и локальные особенности: на западе Китая он нередко приближается к местному божеству, на юге он больше бог богатства (один из цай-шэней). По нек-рым данным, культ его менее распространен в нижнем течении Янцзы (где находилось царство У, с которым воевал Гуань-ди). В Гонконге ему поклоняются полицейские (белому Гуань-ди) и грабители (черному Гуань-ди).

Гуань-ди почитался также в сопредельных странах, напр. в Корее, где в XVI в. существовало более 10 храмов Гуань-ди (королевство Квану), часть из них была построена по правительственному распоряжению. Культ Гуань-ди был популярен у маньчжуров. По преданию, объединитель маньчжурских племен Нурхаци просил китайского императора Шэнь-цзуна (1572-1620) прислать ему изображение бога-покровителя. Тот послал фигурку Гуань-ди. Нурхаци показалось, что лицо Гуань-ди напоминает лицо его отца, и он объявил Гуань-ди покровителем своей династии (Цин). После завоевания маньчжурами Монголии, Вост. Туркестана и Тибета там появились храмы Гуань-ди. Ламы (монголы, тибетцы) отождествили его с защитником буддизма Джамсараном, а простые монголы отождествляли храмовые изображения Гуань-ди с героем эпоса Гесером. В XVIII в. появился и ряд апокрифических ламаистских сочинений на тибет. яз., доказывавших тождество Гуань-ди и Джамсарана (к-рый, как и Гуань-ди, изображался с ярко-красным лицом). Гуань-ди будто бы прибыл в Тибет в VII в. вместе с кит. принцессой, выданной замуж за тибет. царя, в качестве ее духа-покровителя. По-тибетски Гуань-ди именовался Рин-ринг-гьелпо (Sprin-riṅ-rgyal-po) — «царь длинное облако», от его прозвища Юнь-чан («длинное облако»).

Существовал также культ его сподвижников (Чжоу Цана и др.). В храмах, напр. даосских, ставилось и изображение коня Гуань-ди по кличке Читу («Красный заяц»). Особую магическую роль прорицателя предписывали Гуань-ди гадатели. Гадание в храмах Гуань-ди по жребию считалось весьма действенным.

Литература:
Алексеев В.М. Китайский культ бога Гуаня. Л., 1926;он же. Китайская народная картина. М., 1966, указ.; Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. СПб., 1907, вып. 6, с. 12-13; Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае. М., 1970; Хуан X уа-цзе. Гуань-гун жэньгэ юй шэньгэ (Гуань-гун человек и бог). Тайбэй, 1972; Ли Фу-цин (Рифтин Б.Л. ). Гуань-гун чуаньшо юй «Сань го яньи» (Предания о Гуань-гуне и эпопея «Троецарство»). Тайбэй, 1997; 1999 (библиог., с. 331-358); Ху Сяо-вэй . Чжунго вэньхуа ши яньцзю. Гуань Юй синьян силе (Исследования по истории китайской культуры. Серия «Верования, связанные с Гуань Юем»). Гонконг, Кэхуа тушу гунсы. 2005. Т. 1-5; Иноуэ Ититамэ. Кану сибё-но юрай нараби хэнсэн (Происхождение и распространение храмов Гуань Юя) // Сирин. 1941. Т. 26, № 1; Dore H . Researches into Chinese superstitions. Shanghai, 1920. Pt. 2, vol. 6.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 420-422.

«Длинные усы, смуглое лицо, шелковистые брови и величественная осанка» — так описывают Гуань Юя в первой главе романа « ».

Эта история произошла ещё до того, как в Китае образовались три царства в начале первого тысячелетия. Три друга - Гуань Юй, могучий воин, Лю Бэй, который изготовливал соломенные сандалии, и Чжан Фэй, зажиточный мясник, собрались в персиковом саду и поклялись хранить друг другу верность до самой смерти. В то время никто из них не подозревал, что Лю Бэй станет первым царём одного из трёх царств, на которые распадётся объединённый Китай, а слава Гуань Юя как верного побратима Лю Бэя и бесстрашного воина распространиться по всей Поднебесной.

Лю Бэй не был опытным полководцем. Однажды его небольшой отряд потерпел поражение от Цао Цао. Во время боя Цао Цао захватил в плен двух жён Лю Бэя, и, чтобы спасти их, Гуань Юй был вынужден сдаться Цао Цао.

Намереваясь опорочить Гуань Юя, Цао Цао поселил его в маленьком домике вместе с жёнами Лю Бэя. К его удивлению, Гуань Юй проявил себя очень праведно - он ночевал снаружи дома, неусыпно охраняя семью Лю Бэя.

Цао Цао поразили боевые навыки и стойкий характер Гуань Юя, и он попытался завоевать благосклонность своего пленника любыми средствами. Он относился к нему с большим уважением и назначил его генералом. Цао Цао подарил Гуань Юю много драгоценных золотых и серебряных украшений, а также красивых женщин и великолепного боевого коня, сопровождая подарок словами: «Чтобы быть самым быстрым в любое время». Но, несмотря на это, Цао Цао чувствовал, что пленник желает уехать из его стана к своему побратиму Лю Бэю. Чтобы проверить, верны ли его подозрения, Цао Цао подослал генерала, который находился в хороших отношениях с Гуань Юем.

Гуань Юй не скрывал своих чувств и сказал: «Я осознаю, что Цао Цао оказал мне большую честь и даровал большие привилегии, но я дал слово Лю Бэю. Мы поклялись, что будем бороться вместе и умрём друг за друга. Рано или поздно я отправлюсь к Лю Бэю, как только узнаю, где он находится. Тем не менее, прежде чем покинуть Цао Цао, я должен отблагодарить его за оказанное мне расположение». Узнав об этом, Цао Цао вздохнул: «Какой честный и преданный человек! Не пытайтесь его больше принуждать к чему-либо».

В боях на стороне Цао Цао Гуань Юй одержал победу над двумя сильными соперниками, но как только услышал, что недалеко разместился Лю Бэй, попросил разрешения отправиться к нему. Гуань Юй несколько раз передавал послания Цао Цао с просьбой попрощаться с ним, однако тот намеренно не выходил на встречу. Тогда Гуань Юй решил написать прощальное письмо и оставил военную печать вместе со всеми подарками, полученными от Цао Цао с их подробным списком. Сам же отправился в дорогу в колеснице с жёнами Лю Бэя.

Один из советников предложил устроить погоню и убить Гуань Юя, чтобы пресечь его переход к сопернику. Цао Цао ответил со вздохом: «Каждый сам себе хозяин, и я уважаю его выбор. Жаль, что я не смог заставить его служить мне, поэтому преследовать его не следует».

Для того чтобы вывезти жён Лю Бэя из стана врага, Гуань Юю пришлось прорваться через пять застав, рисковать своей жизнью и убить шестерых военачальников Цао Цао. Всё время пути он охранял семью Лю Бэя и, наконец, прибыл в лагерь своего побратима.

Прошли годы, и в битве у Красной скалы Цао Цао потерпел полный разгром, но в момент суматохи сумел бежать с небольшим отрядом воинов. Известный стратег , которого Лю Бэй привлёк на свою сторону, угадал маршрут, каким будет бежать Цао Цао, и приказал Гуань Юю устроить на пути засаду.

Гуань Юй подстерёг Цао Цао на узкой просёлочной дороге. Умоляя о пощаде, Цао Цао напомнил о своей благосклонности к нему в прошлом. Несмотря на то, что за такой поступок Гуань Юя могли судить по военным законам - обезглавить, он всё же позволил Цао Цао и его воинам скрыться. Учитывая прошлые его заслуги, Лю Бэй простил своего побратима.

Ещё много сражений Гуань Юй выиграл вместе с Лю Бэем благодаря таланту военного стратега, пока в одной из битв не попал в засаду и был казнён в 219 году нашей эры.

Всю свою жизнь Гуань Юй неукоснительно соблюдал клятву, данную Лю Бэю и Чжан Фэю. Преданность и праведность снискали ему глубокое уважение всех трёх царств. В 16 веке он был канонизирован как святой воин Китая, защитник от зла, и в Азии ему поклонялись на протяжении веков во многих религиях.

Статьи по теме