Крымские святые. Таврида — сакральный центр Руси. Каноны и Акафисты

Храм Всех Святых в Алуште - место паломничества для всех православных верующих. Построенный еще в 19 веке он по сей день радует взор белоснежными стенами и блеском куполов.

Еще в 19 веке по указанию графа Воронцова в Алуште возвели красивый храм. В 1842 году здесь был проведен обряд освящения и молитвенный дом открыл свои двери для всех православных верующих. Храм Всех Крымских Святых действует и сегодня, привлекая в свои стены паломников со всей страны.

Внешнее и внутреннее убранство

Постройка серьезного религиозного сооружения была поручена известному архитектору Торричелли. Его работами восхищался Воронцов и хотел, чтобы храм был настоящим произведением искусства. Это удалось и сегодня церковь напоминает не традиционный храм для молитв православных верующих, а готическую постройку из английского селения.
Двери и оконные рамы были сделаны стрельчатой формы, стекла украшали яркие витражи, колокольня напоминала шатер. Внешний облик храма был оригинален и необычен. Не отставало и внутреннее убранство. Центральные входные двери были сделаны из крепкого дерева и украшены уникальной резьбой. Над ними была выложена мозаика с изображением Святого Федора Стратилата, которого считали главным покровителем обители.

Стены божьего дома украшали фрески с ликами святых. На южной стороне сейчас хранится современная икона, привезенная в церковь в 1988 году, Всех Крымских Святых. На ней изображен образ почитаемой всеми крымчанами Феодосии Сурожской.
Внутри церкви царит атмосфера полного умиротворения, здесь тихо и красиво, поэтому молитвы произносятся искренне.

Современный храм

После Октябрьской революции, когда служители церкви подвергались гонениям, многие священники Храма Всех Крымский Святых были расстреляны или арестованы. Изымались ценные предметы, были разворованы иконы и предметы из золота. Несколько лет церковь была закрыта.

Возобновил свою работу молитвенный дом лишь в годы Великой Отечественной Войны. Но в период хрущевской богоборческой кампании двери храма снова закрыли для прихожан. Сооружение было отдано под клуб, а на месте уникальной колокольни построили танцевальную площадку.
Алуштинцы очень любили Храм Всех Крымских Святых и постоянно вели борьбу с властью за разрешение на его восстановление. Вера победила и в 1991 году было принято решение реконструировать церковь.
Храм выкрасили в оттенки серого и белого, возвели новую колокольню, обновили фрески внутри здания и витражные элементы на стеклах. Сегодня купол церкви венчает православный золоченый крест.
Храм Всех Крымских Святых находится недалеко от моря. С этим связана еще одна традиция, которой уже более сотни лет. В ночь с 18 на 19 января все православные верующие с зажженными свечами идут к Черному морю, чтобы в сочельник Крещения Господня смыть в водах все свои грехи.

Посмотреть на панорамах


Расположение на карте

По преданию, христианство в Крым принес в первом веке апостол Андрей Первозванный. Потом здесь проповедовал святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра и спутник апостола Павла. Эта земля стала местом столкновения цивилизаций. Кочевники-язычники, византийцы, генуэзцы-католики, тюркское население, исповедовавшее ислам, иудеи-хазары: все боролись за влияние на полуострове. С Крымом связаны труды равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, здесь когда-то принял крещение князь Владимир. Вспоминают в сонме крымских святых православную царицу-монахиню Феодору.

Она правила в четырнадцатом веке. На её княжество напали генуэзцы. Феодора имела возможность скрыться, но не оставила свой народ. Вместе со своей дружиной царица погибла в монастыре на горе Кастель. Среди крымских святых двадцатого века множество выдающихся архипастырей. Архиепископ Димитрий, в миру – князь Давид Ильич Абашидзе, с начала Первой мировой войны служил простым священником Черноморской эскадры. Последние годы жизни он провел в Киево-Печерской лавре и скончался там в тысяча девятьсот сорок втором году. В Собор Крымских Святых входит и святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский Он был выдающимся архиереем, профессором-хирургом, получил Сталинскую премию и прошел лагеря. Его мощи покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. По молитвам к святителю не раз происходили чудеса и исцеления.
Все святые Крымские, молите Бога о нас!

Установлен 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен к дню памяти свт. Стефана, архиеп. Сурожского.

Святые угодники земли Крымской

Угодники Божии, чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (†1961), память 29 мая / 11 июня
Святая преподобная Параскева Топловская (†1928), память 3 /16 декабря

Святые первых веков

Апостол Андрей Первозванный (†62), память 30 ноября / 13 декабря
Священномученик Климент, папа Римский, апостол от 70-и (†101), память 25 ноября / 8 декабря
Мученики Инна, Пинна, Римма (I–II), память 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля
Преподобномученица Параскева († между 138–161), память 26 июля / 8 августа
Безсребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (†284), память 1 / 14 июля
Священномученики в Херсонесе Таврическом епископствовавшие:
Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Евферий, Елпидий и Агафадор (IV), память 7 / 20 марта

Святые древней Таврики, Византии и Руси

Святитель Мартин исповедник, папа Римский (†655), память 14 / 27 апреля
Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский (†750), память 15 / 28 декабря
Преподобный Иоанн, епископ Готфский (†790), память 19 мая / 1 июня и 26 июня / 9 июля
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские (IX), память 11 / 24 мая
Равноапостольный Владимир, великий князь Киевский (†1015), память 15 / 28 июля
Преподобномученик Евстратий, инок Печерский (†1097), память 28 марта / 10 апреля
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец (†1504), память 2 / 15 октября и 21 мая / 3 июня

Святые угодники XIX века

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (†1857), память 25 мая / 7 июня
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (†1867), память 4 / 17 сентября
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический (†1882), память 17 / 30 марта

Святые новомученики Крымские

Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский (†1937)
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (†1937)
Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (†1938)
Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский (†1918)
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей (†1937)
Священномученик Тимофей Изотов, иерей (†1938)
Священномученик Иоанн Блюмович, иерей (†1938)
Священномученик Николай Казанский, протоиерей (†1942)
Священномученик Димитрий Киранов, протоиерей (†1938)
Священномученик Виктор Киранов, протоиерей (†1942)
Священномученик Николай Мезенцев, протоиерей (†1938)
Священномученик Андрей Косовский, протоиерей (†1920)
Священномученик Матфей Александров, иерей (†1921)
Священномученик Димитрий Игнатенко, протоиерей (†1935)
Священномученик Михаил Богословский, протоиерей (†1940)
Священномученик Александр Ильенков, иерей (†1942)
Священномученик Елеазар Спиридонов, иерей (†1937)
Преподобномученик Варфоломей (Ратных), иеромонах (†1938)
Священномученик Владимир Пищулин, иерей (†1938)
Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (†1938)
Мученик Димитрий Спиридонов (†1938)
Мученик Стефан Наливайко (†1945)

Тропарь, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.

Кондак, Глас 3:

Яко жертву непорочну и благоугодну Христу приносяще, / Православная Церковь Крымская светло празднует, / совершающе соборную память святых угодников Таврических, / от земли нашея востекших / и насельниками райских селений бывших. / И мы вси под кров их молений притекающи, / избавляемся от належащих бед и зол, / воспевая купно с ними Святую Троицу, / дарующую нам спасение и велию милость.

Величание:

Величаем вас / святии вси в земли Тавричестей просиявшии / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Вси святии, молите Бога о нас!

Когда мы говорим о Крыме, наше воображение сразу начинает рисовать серпантины дорог среди стройных кипарисов, море, радующее глаз своей лазурью, зубчатые вершины Ай-Петри с тонкой лентой канатной дороги.

Но Крым – это еще и древний Херсонес, ставший крещенской купелью для князя Владимира, это каменоломни Инкермана, где отбывал ссылку один из Римских епископов. Наконец, это источники, целебная сила которых связана с молитвами мучеников.

Именно этой странице истории полуострова посвящен фильм «Собор Крымских Святых». Подвижники первых веков христианства и наши современники – епископы и простые верующие – их объединяет в фильме одно: земной путь каждого из них проходил на крымской земле. Хронометраж: 45:48" "

Адрес: Крым, г. Алушта, ул. Хромых, д.14. Как добраться: от троллейбусной станции троллейбусами № 51, 53 и 59; далее - пешком по ул. 15 апреля, до поворота налево на ул. Хромых. Вход свободный

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата - истинное украшение Алушты. Его облик, где сочетаются светлые и темно-серые тона, не совсем привычен для православных церквей. По форме и отдельным архитектурным элементам строение больше напоминает английские провинциальные церкви, что, впрочем, изначально было задумано.

История создания Храма во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата

Решение о строительстве было принято в 1833 году. Из предоставленных на конкурс проектов были выбраны чертежи работы Г.И. Торричелли. Архитектор выполнил их по поручению графа М.С. Воронцова, который на тот момент являлся в Новороссии генерал-губернатором. Подрядчиком для строительных работ выступил Карл Томазини - купец I гильдии из Керчи. К возведению религиозной постройки был привлечен и его брат по имени Иван.
Примечательно, что возведение церкви на выбранном участке было начато без освящения земли, что для строительства православных храмов редкое явление. Это объяснялось тем, что сначала не могли определить, в честь какого праздника или во имя какого святого будет освящен храм. По обсуждению, в котором участвовали не только представители духовенства и инициатор строительства граф Воронцов, но и местные жители, было решено посвятить храм великомученику Феодору Стратилату . В древности близ Алушты уже была церковь, названная его именем, но она не сохранилась.
Здание было возведено к 1842 году и освящено в ноябре, 30 числа. В архитектурном облике и внутреннем убранстве явно прослеживалось тяготение к готическому стилю, элементы которого активно использовались в архитектуре 20 - 40-х гг. XIX столетия. У боковых приделов было щипцовое завершение, двери и окна, украшенные разноцветными витражами, имели стрельчатую форму, колокольня венчалась пирамидальным шатровым завершением. Храмовая звонница стала градостроительной доминантой Алушты.
На строительство деньги выделялись из государственной казны. Церковная утварь обошлась в более чем три тысячи рублей. Интерьер храма украшали два десятка праздничных святых образов, написанных на квадратных досках размером в поларшина, и деревянный иконостас, исполнение которого было оплачено П. Бочаровым - мещанином Черниговской губернии.
Горожане с трепетом относились к церкви Феодора Стратилата, всячески радели о приумножении ее великолепия, жертвуя на это, кто сколько может. Свою лепту сюда внес и Н.Д. Стахеев - знаменитый промышленник и благотворитель. С 1886 года под крылом церкви открыли церковно-приходскую школу для детей из необеспеченных семей. Благословение на это богоугодное дело было получено от Иоанна Кронштадтского.
Церковь была обнесена железной оградой с каменными столбами, в пределах которой в 1909 году построили часовню. В начале 1920-х гг. заботами священника Петра Сербинова, который собрал нужные средства, постройку дополнили ризницей и пономарней, а также возвели новый престол. Освящение обновленного храма состоялось 6 сентября 1920 года.
Но вскоре наступили трудные времена. Тяготы религиозных гонений коснулись и духовных пастырей, и сам храм. Так, расстреляли Никандра Сакуна (диакон) и Тимофея Изотова (иерей). Священнослужителя Петра Сербинова отправляли за решетку четырежды, и хотя по прошениям прихожан его освобождали, умер он все-таки в ссылке.
Храм неоднократно закрывали - в 36 и 38 годах XX века. В период Великой Отечественной (с 1944 г.) он вновь распахнул двери для прихожан, и службы проходили здесь до начала 60-х гг. Закрыв его в 1964 году, в святых стенах разместили клуб "Строитель", а на месте уничтоженной часовни возвели стеклянный павильон, где проводились танцы.

Восстановление Храма всех Крымских святых

Воскресение святыни стало возможным в конце 1980-х гг. стараниями супругов Коробченко - Анны и Сергея, людей, радеющих за судьбу православного храма. Работы проводили на средства, выделенные городскими властями и собранные верующими. Проект архитектора Л. Абдрахимова воплощали в жизнь 13 лет. Но уже в начале декабря 1989 года в помещении, которому еще предстояло только пережить реставрацию, впервые состоялась литургия. С этого момента здесь проводили службы с причастием, крестили и венчали, отмечали все православные праздники. И в этом большая заслуга здешнего настоятеля отца Михаила (Халюто).
Возрожденный храм посвятили Всем крымским святым и Феодору Стратилату . Он являет собой оригинальный образец религиозного зодчества. На главном входе - двери с искусно выполненной резьбой. Отсюда по протяженному переходу с оконными проемами стрельчатой формы верующие попадают в основной зал, являющий собой в плане квадрат. Церковь венчает темный купол, по четырем сторонам от которого установлены на изящных башенках маленькие луковки с блистающими золотом крестами. Подобные башенки находятся и на крыше заново выстроенной трехъярусной колокольни, покрытой шатром с небольшим куполом. Световой барабан в церковном здании имеет редкий вид. В отличие от часто используемых круглых или многогранных форм, у него она квадратная. По всем его стенам расположены три полукруглых оконных проема, пропускающих в помещение потоки света.
Особым украшением со стороны фасада является фреска из мозаики, воспроизводящая образ святого Феодора Стратилата. Имеется фреска также в заново отстроенном притворе, она нанесена на потолок и посвящена празднику Покрова Богородицы. В церкви есть икона, именуемая "Собор всех святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших", которую выносят из церкви в престольный праздник (28 декабря).
В этом храме с 1992 года возобновили давний православный обычай - в ночь Крещения (с 18 на 19 января) омываться в море. По традиции верующие шьют себе специальные рубахи и в Крещенскую ночь отправляются крестным ходом к Черному морю, где в полночь окунаются в морские волны.

15.12/28.12. – Собор Крымских святых

В Алуштинском храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году, когда праздновали Тысячелетие . Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, – это святая благоверная царица Феодора Сурожская.

"В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", – сообщает нам один из греческих синаксарей. Царица и монахиня – редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе – нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы. В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну – настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...". Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная – только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы – всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов – вот что было излюбленным занятием юной царевны. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.

Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.

Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.

Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.

Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.

Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.

Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя...".

Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках. Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: "Господи! Приими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала". Местное предание гласит, что это – застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.

Собор Крымских святых
Память 15 декабря с.с.

«Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36).

Вся полнота Церкви Христовой торжествует ныне, прославляя подвиг святых Крымских чудотворцев. Поистине, неизмеримо славна наша благословенная Таврическая земля святостью своей. «Что касается до святых воспоминаний, то наша Таврия не уступает Афону» , - говорил святитель Божий , Архиепископ Херсонский и Таврический. «Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий» , - назидает нас святитель, сам немало потрудившийся для утверждения Святого Православия на земле нашей Богохранимой Тавриды.

Действительно трудно переоценить ту весомую лепту, тот неизмеримо высокий вклад, который внесли наши Таврические подвижники, проповедники и чудотворцы в просвещение светом Христовой истины восточнославянских и многих других народов. Уже в первом, апостольском, веке Слово Евангельской проповеди принес сюда святой апостол Андрей Первозванный. К этой же эпохе принадлежит христианская миссия , епископа Римского, принявшего мученическую кончину возле берегов Херсонесских. В четвертом веке в Тавриде действовало уже пять епархий. В 988 году в Крыму, в Херсонесе, принял святое Крещение Великий Киевский князь Владимир, обильно посеявший благодатные зерна Православия в нашем Богоспасаемом Отечестве. Всему православному миру хорошо известны имена святых бессребренников и чудотворцев , святой преподобномученицы Параскевы, святых равноапостольных , учителей Словенских, святого праведного воина , непобедимого адмирала воинства нашего. С особенным чувством вспоминаем мы их в этот прекрасный праздник! Особо следует сказать и о святителях Крымских, славных Божиих архиереях - и Савве Сурожских, Гурии (Карпове), и многих-многих других, подобно яркому духовному соцветию украсивших Тавриду подвигами просвещения Христианского, мученичества и исповедничества. Будем же учиться у них великому терпению, вере, любви, трудолюбию. Будем неустанно хранить в сердцах наших память об их нетленном подвиге: «Величаем вас, святии вси в земли Тавричестей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего» .
† Лазарь , Митрополит Симферопольский и Крымский

Святые угодники земли Крымской

Угодники Божии, чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму

Исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (†1961), память 29 мая / 11 июня

Святая преподобная Параскева Топловская (†1928), память 20 ноября / 3 декабря

Святые первых веков

(†62), память 30 ноября / 13 декабря
, апостол от 70-и (†101), память 25 ноября / 8 декабря
(I–II), память 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля
(† между 138–161), память 26 июля / 8 августа
(†284), память 1 / 14 июля
Священномученики в Херсонесе Таврическом епископствовавшие:
, память 7 / 20 марта

Святые древней Таврики, Византии и Руси

Папа Римский (†655), память 14 / 27 апреля
, архиепископ Сурожский (†750), память 15 / 28 декабря
(†790), память 19 мая / 1 июня и 26 июня / 9 июля
, учителя Словенские (IX), память 11 / 24 мая
(†1015), память 15 / 28 июля
(†1097), память 28 марта / 10 апреля
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец (†1504), память 2 / 15 октября и 21 мая / 3 июня

Святые угодники XIX века

Архиепископ Херсонский и Таврический (†1857), память 25 мая / 7 июня
(†1867), память 4 / 17 сентября
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический (†1882), память 17 / 30 марта

Святые новомученики Крымские

Епископ Симферопольский и Крымский (†1937)
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (†1937)
, архиепископ Костромской и Галичский (†1938)
, епископ Балахнинский (†1918)
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей (†1937)
Священномученик Тимофей Изотов, иерей (†1938)
Священномученик , иерей (†1938)

, протоиерей (†1938)
Священномученик , протоиерей (†1942)
, протоиерей (†1938)
Священномученик Андрей Косовский, протоиерей (†1920)
Священномученик Матфей Александров, иерей (†1921)
Священномученик Димитрий Игнатенко, протоиерей (†1935)
Священномученик , протоиерей (†1940)
Священномученик , иерей (†1942)
Священномученик , иерей (†1937)
Преподобномученик Варфоломей (Ратных), иеромонах (†1938)
Священномученик Владимир Пищулин, иерей (†1938)
Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (†1938)
Мученик Димитрий Спиридонов (†1938)
Мученик (†1945)

Тропарь, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.

Кондак, Глас 3:

Яко жертву непорочну и благоугодну Христу приносяще, / Православная Церковь Крымская светло празднует, / совершающе соборную память святых угодников Таврических, / от земли нашея востекших / и насельниками райских селений бывших. / И мы вси под кров их молений притекающи, / избавляемся от належащих бед и зол, / воспевая купно с ними Святую Троицу, / дарующую нам спасение и велию милость.

Величание:

Величаем вас / святии вси в земли Тавричестей просиявшии / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.


Статьи по теме