Кинешемский собор. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание. Собор Троицы Живоначальной

Троицко-Успенский собор в Кинешме (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского. Это прекрасный и масштабный ансамбль, возведённый в стиле классицизма в 19 веке, и в него помимо двух церквей входят колокольня и дом священника.

В 1938 г. собор был закрыт, затем открыт в 1945 г. и снова закрыт в 1964 г. С этого времени и до перестройки внутри находилась художественная галерея. В наше время все здания комплекса восстановлены, и обе церкви действуют.

Более старый Успенский собор был выстроен в 1745 г. на пожертвования верующих. Спустя столетие собор капитально отремонтировали и спустя несколько десятилетий, очевидно, немного перестроили. Так, купола относятся к рубежу 19-20 веков. Сегодняшний облик собора - это крупный кубической формы храм с пятью нефами и пятью куполами. Каждый неф завершает полукруглая апсида, в западной части к основной конструкции пристроен баптистерий.

Первоначально Успенский собор выглядел довольно скромно и сдержанно, но его позднейшие пристройки уже отражают стилистические веяния позднейшего времени: это обилие декоративных деталей на стенах, узорные решётки в окнах с наличниками, круглые фальш-проёмы в апсидах. Внутри собора можно увидеть росписи масляными красками, а также старинный иконостас из дерева и оригинальные предметы утвари. Стоит обратить особое внимание на деревянную скульптурную композицию над внутренним восточным порталом: это раскрашенное изображение Тайной вечери, сделанное в первой половине 19 веке в народном стиле, немного грубое, но выразительное.

Троицкий летний собор был возведён в 1838 г. Автором архитектурного проекта стал И. Ефимов, член Петербургской академии. Оригинальное здание собора было с одним куполом, но в начале следующего столетия к нему добавились ещё четыре главы. Сегодня собор представляет собой симметричную церковь с пятью полукруглыми куполами и красивыми классическими треугольными портиками. Их поддерживают колонны с дорическими капителями. В интерьере Троицкого собора также можно увидеть росписи маслом, самые ранние из которых датируются серединой 19 века.

Лучший вид на собор открывается с реки.

Особенно выделяется стройная пятиярусная колокольня собора, построенная в 1798 г. Она считается одной из наиболее живописных в Ивановской области. Это классическая русская колокольня того периода с дорическими колоннами и элементами барокко, сужающаяся к верху.

Также к Троицко-Успенскому собору относится каменная часовенка, которая стоит над братским захоронением жителей Кинешмы, защитников города, погибших в 1906 г. при польском нашествии Лисовского.

В числе наибольших ценностей собора - Фёдоровская икона Божьей Матери, написанная при царствовании Михаила Фёдоровича, а также Новый завет того же исторического периода, который был напечатан при патриархе Филарете.

С 1960 г. собор причислен к охраняемым памятникам федерального значения.

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского.

Каменный Успенский собор построили в Кинешме примерно на том месте, где в Кинешемской крепости стоял деревянный Спасо-Преображенский соборный храм, сожженный поляками в 1609 году. В некотором смысле каменная церковь стала памятником тогдашним защитникам города.


Саша Митрахович 03.04.2018 08:21


Деревянный предшественник каменного Успенского собора возвели в прежней «осыпи» (так в документах XVII столетия называется Кинешемская крепость, основанная, как предполагается, в конце 1530-х годов). Находилась она примерно на том месте, где сейчас возвышается Успенский собор. И имела посвящение в честь Преображения Господня.

Во в 1609 году польский отряд пана Лисовского, разгромив местное ополчение, ворвался в крепость. Как случалось в подобных случаях, все самое ценное, включая особые святыни и важные документы, было снесено в собор; там же закрылись те из горожан, кто не мог держать в руках оружие. В храме, подожженном поляками, они и погибли.

Следующие по времени сведения об Успенском соборе относятся уже к 1745 году, то есть к периоду его строительства и освящения, среди новых каменных храмов, построенных в ней в 1720—1750-х годах, значился и каменный собор. Его освятили в 1745 году.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Не слишком богата на «громкие» события. Пожалуй, самое интересное в начальной истории собора — это его превращение в соборный комплекс, ныне являющийся главным символом Кинешмы. В 1798 году рядом с Успенским собором поднялась стройная колокольня, а спустя сорок лет — зимний Троицкий собор. Все это, к счастью, пережило советское лихолетье и сохранилось до наших дней. Тоже ведь своего рода чудо.

Менялся внешний вид и самого Успенского собора. В начале XIX века к храму с запада пристроили низкий притвор с двухколонным портиком; в середине столетия собор обзавелся двумя приделами — их освятили во имя и равноапостольного князя Владимира. В начале XX века приделы надстраивались — видимо, тогда же они приобрели эклектичный, в духе времени, декор. Большие работы производились в соборе в 1850-х годах.

В 1940-х годах Успенский собор был разграблен, следы его дореволюционных святынь затерялись.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это — архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры.

Давно замечено — на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня — шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в , и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма — знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям — в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор.

Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик — этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX—XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить — мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами — пять ярусов, в плане — уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда — о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый — портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет — это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока — апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось — боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм — крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века.

Автор Троицкого храма нам известен — проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795—1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим — Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:12


Главный вход в Успенский собор находится с запада, он устроен в притворе, в полукруглой части которого прорублены три широких дверных проема: нужный нам — центральный, украшенный двухколонным портиком.

Из притвора посетитель попадает в основной четверик, разделенный колоннами на три нефа. С пристройкой боковых приделов храм стал пятинефным.

Выглядит необыкновенно торжественно, что вообще характерно для соборных храмов, построенных в XVIII— XIX веках. И дело даже не в размерах четверика, которые, в общем-то, не слишком размашисты, а, во-первых, в немалой высоте храма; во-вторых, в его прекрасной освещенности и, в-третьих (но не в-последних), в академических росписях, сплошным ковром покрывающих стены, своды и столпы собора.

Что касается столпов, то их восемь: самая восточная пара и две западные пары имеют круглое сечение; средняя же с востока пара — квадратное. При этом полностью «доступны» обозрению лишь четыре западных столпа — восточные «принадлежат» алтарю, отделенному от помещения для молящихся иконостасом: он примыкает к западным плоскостям квадратных столпов. Таким образом, площадь алтарь занимает весьма солидную — не менее трети площади всего четверика.

Царские врата центрального иконостаса оформлены четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, над которым установлено резное Распятие с предстоящими, «заключенное» в арку. В приделах иконостасы попроще, но тоже не без некоторой торжественности.

Перекрытие основного четверика — довольно сложное: это система сомкнутых и цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на столпы и стены.

Фрески Успенского соборного храма

Как мы помним, она была возобновлена в 1855 году, однако позже поновлялась — в начале XX столетия некоторые композиции были написаны заново. Как утверждается в одном из описаний Успенского собора, колорит масляных росписей в процессе реставраций и поновлений оказался «сильно огрублен».

Расположены «фрески» в три яруса — как на стенах, так и на столпах. Темы стенных росписей — евангельские события и Деяния апостолов. Композиции на столпах в нижнем ярусе изображают святых, выше же иллюстрируют не вполне традиционные сюжеты: притчи, видения Апокалипсиса и пророка Исайи.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:27


Священник Димитрий Грудогло в конце 1990-х он был основателем православной школы в Кинешме. Тогда, почти 20 лет назад, к молодому активному батюшке, приехавшему в город из Юрьевца, потянулись верующие, и с их помощью он взялся за восстановление сразу нескольких храмов. Реставрация продолжается и по сей день. Сейчас отец Димитрий — ключарь кафедрального Троицко-Успенского собора, а еще — отец шестерых детей, каждый из которых по-своему талантлив.

Летним солнечным утром отец Димитрий уже в соборе. В руках не смолкающий ни на минуту мобильный телефон, на лице спокойная дружелюбная улыбка. Батюшка в храме давно, с раннего утра: распоряжается ремонтом, дает указания рабочим. Ему помогает и супруга, матушка Надежда. А в соседнем с храмом небольшом домике трудится одна из младших дочерей, Лера. Она учится печь просфоры.

— Это очень сложное занятие, и специалистов, которые бы хорошо умели печь просфорки, мало: на всю Кинешму — всего два человека. Поэтому я бы очень хотел, чтобы Лера научилась этому ремеслу, — рассказывает отец Димитрий.

В домике прохладный полумрак, который бывает в жару в помещениях с маленькими окнами. Сладко пахнет тестом. На противнях, заботливо укрытых белой тканью, подходят уже сделанные просфорки. А на большом столе Лера помогает старшей служительнице печатать рисунки на небольших круглых кусочках теста, напоминающих монеты. Затем эти кружки будут накладывать на просфоры, которые подходят рядом под тканью, и выпекать в печи. Получатся аккуратные «грибочки».

Пока ждем, когда освободится Лера, разговариваем с матушкой Надеждой в тени деревьев у храма.

— Мы и не знали, что нам медаль полагается, — рассказывает она. — Соцзащита попросила оформить какие-то документы на награду, ну мы оформили и забыли. А когда пришла новость о том, что нас будут награждать, совсем растерялись. Я даже не верила сначала, что указ сам Путин подписал. Сегодня звонили из соцзащиты, сказали, что награждение состоится 8 июля — в День Петра и Февронии. Конечно, мы рады очень, но это так неожиданно…

Дом семьи Грудогло находится на окраине города, ехать от храма туда минут 10.

— Хотя бы пообедаю дома, — рассуждает отец Димитрий. — А то порой на обед времени не остается. Сейчас занимаемся реставрацией кафедрального собора. Раньше в нем была картинная галерея, в 1990-х годах она переехала, а здание так и не ремонтировалось капитально. Наконец-то дошли руки. Там сохранилась старинная роспись, жаль ее терять.

И снова звонит телефон. Батюшка дает распоряжения, выбирает стройматериалы, назначает и переносит встречи. Работа кипит даже в его отсутствие.

У ворот дома священника нас встречает маленькая Анюта в цветастом сарафане. Она еще не ходит в школу и ее главное увлечение, по словам батюшки, — шопинг. Вот и сейчас, деловито поинтересовавшись, кто хочет лимонаду, и, получив деньги, она с удовольствием отправляется в ближайший магазин.

Дом у семьи Грудогло небольшой, но уютный. На первом этаже — общие помещения: прихожая, кухня, гостиная с пианино, на котором играют дочери Катя и Лера (они посещают музыкальную и художественную школы), спальня родителей. На втором — комнаты детей.

— Старшему сыну уже 22, он дизайнер, — рассказывает матушка Надежда, показывая дом и приглашая меня в комнату Алексея. Здесь везде развешаны написанные им пейзажи, а у стены стоит огромная старинная икона, с которой чуть облупилась краска. — Он не только рисует, но и реставрирует иконы, расписывает храмы. 3 месяца работал в Иерусалиме, но вернулся домой — очень скучал по родине. Сейчас он в командировке. Вся семья собирается у нас только по выходным, да когда гости приходят.

В этот дом семья переехала 6 лет назад, и это, по словам матушки, был уже 11-й переезд. Жить приходилось по-разному, в том числе в двухкомнатной квартире матери батюшки, монахини Василисы. Тогда у Грудогло было уже пятеро детей. Спали на полу и даже на кухне. Но теперь те времена и дети, и взрослые вспоминают с улыбкой. Матушка Василиса, также, как и пожилая няня Ирина Васильевна — члены большой семьи, им всегда почет и уважение.

— У нас так: если дома я, я — за главного. Если меня нет, главная — матушка, если ее нет, то главный кто-то из старших, даже, бывает, старшие дети, — поясняет отец Димитрий.

— Да, у нас в семье престол переходящий, — шутит сын Иван, заглядывая на кухню. Он с утра собирается пойти в школу, чтобы узнать результаты недавно сданного ЕГЭ, но его уговаривают сначала пообедать.

Перед обедом вся семья обязательно молится. День сегодня постный, потому и в меню рыба вместо мяса. А в остальном обед проходит как в обычной большой семье — с шутками, веселыми историями.

— Расскажите, как начиналась история вашей семьи, как вы познакомились?

— Нас познакомили, — отвечает батюшка. — На Руси раньше была такая традиция — знакомить будущих супругов, и мне это очень нравится. До наших времен, обычай, конечно, не дошел, но наша семья сложилась именно так. Был у меня хороший знакомый, священник, друг отца, который однажды пригласил меня поехать в Нижний Новгород, чтобы выбрать невесту.

— То есть вы уже были настроены на брак?

— Конечно. Мне было 26 лет, я заканчивал семинарию, и уже знал, что стану либо монахом, либо священником, но для последней должности я должен был жениться. Надежда была из верующей семьи, заканчивала техникум. Мы познакомились, стали дружить, вели переписку, так как жили в разных городах. Через полгода я сделал ей предложение. Но звучало оно не «Будь моей женой», а «Готова ли ты стать матушкой?». Она ответила согласием. И с тех пор, вот уже много лет, несет эту нелегкую «службу». Семья священника, особенно сейчас, является для всех неким образцом семьи. К нам относятся дружелюбно, но всегда с повышенным вниманием. В семье священника и матушка должна быть примером, и батюшка, и даже от детей ждут чего-то невероятного. Когда в школе объясняешь, что наши дети обычные, могут и пошалить, и плохих оценок нахватать, вроде кивают, но все равно звание «сын священника» или «дочь священника» накладывает отпечаток на отношение к ним.

— А что, на ваш взгляд, самое сложное в воспитании детей?

— Думаю, сложного нет ничего. Нужна любовь. И тогда все получится. Ведь даже самая легкая работа может показаться трудной, если ее не любить, — отвечает батюшка.

— В плане ведения домашнего хозяйства мне сложнее всего распределять обязанности детей, — подхватывает матушка. — Меня с детства приучили не сидеть без дела, поэтому и сейчас я стараюсь все делать сама, а это неправильно, ведь многое можно перепоручить взрослым детям, и пользы будет больше. А дел в большой семье, сами понимаете, очень много. Одних стирок бывает по три в день…

Прибегает из магазина маленькая Анюта. На обратном пути донести тяжелый лимонад ей помог старший брат Петя. Кухня наполняется веселым гомоном. Лимонад разливают по стаканам. Старшие мальчишки собираются идти купаться, девочки садятся за пианино.

— Летние дни у нас заполнены досугом, — говорит матушка. — Зимой дел много: там и учеба, и спорт (мы на лыжах очень любим кататься), и домашние задания. Встаем рано, ложимся тоже рано. А летом больше отдыхаем. Жаль, девочки еще ни разу не были на море. Съездить отдохнуть ввосьмером, как понимаете, очень дорого, да и батюшка время не всегда может найти. Но в этом году уже приценивались к билетам в Симферополь. Очень надеюсь, что получится съездить.

Телефон отца Димитрия, замолкавший на время обеда, опять все чаще начинает звонить. Батюшка собирается обратно в храм. Его рабочий день продлится до позднего вечера. С ним едет и Лера, которая продолжит выпечку просфор. Вечером вся семья снова встретится за столом, чтобы поужинать и рассказать друг другу, как прошел день.

АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ

Кинешма, Советская улица, 2.
Ансамбль состоит из двух соборов - Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объемов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Им всем аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объемами церквей, дворовыми постройками и оградой; и внешнюю - ограниченную с трех сторон собственно объемом Троицкой церкви: восточной, кварталами городской застройки с южной и западной сторон. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.

Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.

Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он на гос.охране республиканского (федерального) значения.

Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964г., до 1991г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви.

Состояние его хорошее, ремонт проводится регулярно. Реставрация же проводилась только один раз - в 1988г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана. А через год, в 1989г. на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича.

Успенский (кафедральный) собор.

Зимний, кирпичный. Построен в 1745г. на средства прихожан. В 1855г. в нем произведен капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись.

В 1885г., по-видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в.

Собор представляет собой пятинефный, пятикупольный, шестистолпный храм. (Первоначально - трехнефный, шестистолпный). В объемно-пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объем баптистерия. Основной объем храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проемами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.


Декоративное убранство фасадов главного объема традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчлененная. Оконные проемы завершены полуциркульными арками.

Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проемов забраны узорчатыми металлическими решетками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проемами.


Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские и евангелические сюжеты.

Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 году. Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для середины 19 века. На своде ангельские головки и Святой дух в виде голубя, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них на боковых стенах выделяются композиции «Ангелы у престола». Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины 19 века.

Сохранились металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.

В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи (в храме установлены соответствующие памятные доски).

(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.)

Зимой 1992г. кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью.

В 2008г. купола Успенского собора были позолочены.

(собственная информация)

ТРОИЦКИЙ СОБОР



Летний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале ХХ в. были возведены еще четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объем храма декорирован четырехколонными портиками дорического ордера (сохранилась роспись на портиках). С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.

Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проемы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.

Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется масляная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.

В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана - апостолы и избранные святые, в нижней части барабана - четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах - евангелисты. На склонах сводов и в рукавах креста - написаны евангельские события.
Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7х13х26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проемы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

В соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.

Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.

Колокольня оштукатурена и покрашена. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.

(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973г.)

До года на колокольне был установлен католический крест (причина и время его появления неизвестна).

В 1991г. возникла угроза падения креста и 10-метрового шпиля. К этому привели, начиная с 50-х годов, покраска здания не традиционной известкой, а цинковыми белилами. Были предприняты укрепление 4-го яруса металлическими конструкциями (монтажники-высотники Ярославского ПТО «Мостоотряд №6»), замена старой кровли, обжиг ранних наслоений белил.

Летом 1992г. работы были завершены, был смонтирован новый (православный) металлический крест, изготовленный на заводе «Автоагрегат».

(публикации газеты «Приволжская правда»)

Кинешемский Троицко-Успенский кафедральный собор Кинешемской епархии , храмовый комплекс соборного прихода города Кинешмы

Троицко-Успенский собор на деле представляет из себя архитектурный ансамбль из двух кафедральных соборов - Троицкого и Успенского, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (Успенский собор на востоке, Троицкий - на западе) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Этим зданиям аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объёмами церквей, дворовыми постройками и оградой (юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка); и внешнюю - ограниченную с трёх сторон Троицким храмом и кварталами городской застройки. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма . Архитектура сооружений обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой, являясь главной архитектурной достопримечательностью Кинешмы.

Возникновение соборного ансамбля

Первой постройкой будущего соборного комплекса стал летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы . Храм был построен в году на средства прихожан. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И. А. Попов. В году была возведена стройная колокольня , в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В начале XIX века к западному фасаду Успенского собора был пристроили низкий притвор .

В середине XIX века территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами. В году к Успенскому собору были пристроены два придела: правый во имя благоверного великого князя Александра Невского и левый во имя равноапостольного великого князя Владимира . В году в Успенском соборе был произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В году, по-видимому, была перестроена центральная часть церкви. В начале века были надстроены два боковых придела . К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры той эпохи. Также в начале XX века на однокупольном Троицком соборе были возведены ещё четыре главы на массивных барабанах. Около тех лет появилась и каменная сторожка.

Поругание и восстановление

Соборы были закрыты в году и превращены в гаражи, но в году вновь открыты. По другим данным Успенский собор был закрыт с по год: в то время произошло его разграбление, исчез мраморный иконостас. В году соборный ансамбль был выявлен как памятник культовой архитектуры и поставлен на государственный учёт, а с года находился под государственной охраной как памятник республиканского (федерального) значения.

В году Троицкий храм подвергся разграблению и осквернению. Многие древнейшие иконы были сожжены на соборной площади. Троицкий собор был вторично закрыт в году. В году в нём была проведена реставрация - были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Тем временем Успенский собор продолжал действовать. С по год приходским советом Успенского собора в нём четырежды производилась реставрация и промывка центрального придела. Был расписан центральный купол, а в году - левый и правый приделы. Были выполнены также три резных иконостаса и вызолочены с добавлением лепки на колоннах.

В году на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича. До года в Троицком соборе размещалась картинная галерея, после чего храм и прочие постройки соборного ансамбля были возвращены Русской Православной Церкви . Соборный комплекс получил наименование "Троицко-Успенского собора", ставшего главным кафедральным собором образованной в году Кинешемской епархии . Канцелярия разместилась в бывшей соборной сторожке.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является крупным храмом соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Собор представляет собой пятинефный (первоначально был трёхнефным), пятикупольный , шестистолпный храм. В объёмно-пространственном отношении это кубический двусветный четверик под четырёхскатной кровлей к которому по бокам примыкают два поздних пониженных придела . Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане апсидой ; две придельные апсиды отодвинуты западнее трёх высоких апсид главного алтаря. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объём баптистерия , завершённый скруглённой папертью . Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов , имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны , прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма лаконично и традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз , простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами . Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. В невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар . Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид - крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов обработаны дощатым рустом . Нижние окна здесь арочные, верхние - круглые, в ленточных наличниках . Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики . Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Притвор выполнен в стиле провинциального классицизма . В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столпами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи . Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас , металлическая утварь, люстры и прочее убранство начала века. Во всех приделах Успенского собора устроены святые престолы и жертвенники художественной работы. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

Троицкий собор

Зимний кирпичный собор во имя Живоначальной Троицы это крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решённое в формах позднего классицизма . Собор представляет собой квадратный четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершённый крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами . На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам - четырёхколонные портики дорического ордера . На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках - основанием для фронтонов, а на четверике - для высокого аттика . Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз , декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами , опирающимися на импосты , и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.

Внутреннее пространство собора четырёхстолпное . Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой , угловые компартименты - крестовыми сводами , рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены.

Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах - в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф , в простенках барабана - апостолы и избранные святые , в нижней части барабана - четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах - евангелисты . На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет "Похвала Пресвятой Богородицы ". Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок - гризайльные фигуры архангелов . Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами ., над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем. Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом , веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной - на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера : на фасадах второго и третьего ярусов - это четырёхколонные портики, в четвёртом - двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко . Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.

Сторожка

Небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики . Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине - крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещён выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов - широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон - небольших, с лучковыми перемычками, - в простых рамочных наличниках.

Ограда с воротами

Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной - кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки. Двое ворот (обращённые к Советской площади и к набережной - Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую улицу, решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохранились). Арки дополнены архивольтом

  • Богданов Александр Витальевич, "Успенский кафедральный собор", сайт Русские Церкви :
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=211
  • "О соборе", блог Кинешемского Троицко-Успенского собора:
    • http://kinsobor.blogspot.ru/p/c.html (материал использован частично)
  • "О храме", официальный сайт прихода Кинешемского Троицко-Успенского кафедрального собора:
  • Статьи по теме