Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает окружающая среда? Мировоззрение современного человека Факторы влияющие на формирование мировоззрения

Сущность мировоззрения и его структура.

Умственное воспитание вооружает системой знаний основ наук в результате усвоения которых закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов убеждений, идеалов в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

Мировоззрение – это система ответов на вопрос о происхождении мира, источниках знаний, смысле жизни. Каждая личность имеет мировоззрение. Мировоззрение характеризует интеллектуальную, эмоциональную, волевую и нравственную жизнь человека. Оно направляет его поведение, творческую и познавательную деятельность. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека.

Источники мировоззрения : жизненный опыт, социальная среда.


Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения – понимание смысла жизни.

Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют виды мировоззрения : научное , религиозное мифологическое;и обыденное , или житейское (основывается на здравом смысле), д) технократическое (на мощи техники). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Различия в мировоззрении ведут к тому, что люди по-разному оценивают мир и свое место в нем, смысл своей жизни и деятельности, поступки других людей.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души. Деятели религии используют также физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке – его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять им.

Научное мировоззрение – предлагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества



. Основными структурными

компонентами мировоззрения являются: знания; убеждения; взгляды; идеалы.

Научные знания – это система научных истин.

Взгляды – знания о каком либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам; есть суждения, умозаключения которые выражают определенную точку зрения на сущность явления природы, жизни, человеческих

познаний.

Убеждения – это осознанная потребность личности побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; это более высокая ступень осознания окружающего мира; уверенность человека в правильности своих взглядов, знаний; это знания перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Идеалы – высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние какого либо явления; есть конечная цель стремлений и деятельности.

Взгляды и убеждения находят свое выражения в идеалах.

1) Формирование научного мировоззрения начинается с общих представлений и эмоционального отношения индивида, а заканчивается усвоением обобщенных, категориальных знаний о действительности.

2) Мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющего специфические особенности (возрастные и индивидуальные).

3) В сформировавшемся мировоззрении отраженные образы действительности сливаются с собственно-личностным отношением к ним.

Функции мировоззрения.

1) ориентир в человеческой жизни (обусловливает выработку стратегии жизни и иерархию ценностей);

2) помогает человеку открыть самого себя, понять себя и осмыслить свое место в жизни, мире

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения :

Информационно-отражательная функция заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

Основные факторы , влияющие на формирование мировоззрения:

1.Социально-экономическая среда, политика государства, получившего отражение в идеологической работе;

2. Развитие науки и усиление власти человека над силами природы;

3. Уровень образования и воспитания молодого человека.

а) окружающие условия жизни, макро- и микросреда;

б) характер деятельности человека;

в) средства массовой информации;

г) искусство, кино, театр, литература;
д) школа и семья.

| следующая лекция ==>

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Когнитивный компонент: От греческого cognitio, «познание, изучение, осознание». Является базовым компонентом мировоззрения.

Ценностно-нормативный компонент: Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

Эмоционально-волевой компонент: Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент: Мировоззрение - это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения.

Уровень 1: мироощущение: Мироощущение - это чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений.

Уровень 2: мировосприятие: Мировосприятие - это представление окружающего мира в идеальных образах. Оно может быть адекватным и неадекватным, то есть не соответствовать действительности, когда искажается реальность или имеют место иллюзии. Основывается на индивидуальном опыте.

Уровень 3: миропонимание: Миропонимание - познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а так же на понимание взаимосвязи происходящих в природе процессов и явлений.

Главным фактором в формировании мировоззрения являются знания и опыт человека, приобретенные в процессе его жизни. Именно особая форма мировоззрения позволяет создать индивидуальную сферу жизни человека

3) Причины возникновения и особенности мифологического мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология - первая общественная форма сознания, возникшая на самой ранней стадии развития человечества.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В мифе были объединены зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая, эмоциональная оценка ситуаций. Таким образом, мифология - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Миф - это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

Причины возникновения:

ћ первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды -- природной и социальной

ћ первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы

Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Отличительные черты:

ћ Антропоморфизм - перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил

ћ синкретизм - слитность, нерасчлененность миропонимания

ћ иррационально-фантастический характер - широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве

ћ художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека

ћ диахронический и синхронический аспекты мифа - рассказ о прошлом, настоящем и будущем.

ћ Миф являлся продуктом коллективного бессознательного творчества и отражал опыт народной жизни.

Функции мифов:

ћ Мировоззренческая

ћ Миф обеспечивал связь поколений

ћ Создавал единую картину мира

Философия (гр. «фило» - любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе, прежде всего индивидуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристик мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это, прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общины и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива. Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях. В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются:

а) очеловечивание природы;

б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности;

в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;

г) образная наглядность мифологических сюжетов;

д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи с развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоционально окрашенных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхъестественных сил, чаще всего – в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем.

Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также:

а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти;

б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ).

Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают:

а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов);

б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей);

в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения);

г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззренияхарактеризуется тем, что оно:

а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя);

в) системно (имеет внутренне единство своей структуры);

г) опирается на четкий понятийный (категориальный) аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также вомногом совпадают.

Каждый человек имеет личные представления о нормах добра и зла, собственный взгляд на мир и место человека в нем, идеалы, принципы и проч.

В сумме вся эта информация образует категорию под названием и служит для человека неким маяком в духовном и материальном мире.

Периоды становления

В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?

Формирование мировоззрения — это динамичный процесс .

В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.

Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к , связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.

Дошкольный возраст

В первую очередь происходит становление простых и узких понятий , направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.

Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).

Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.

Младший школьный возраст

В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы .

Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.

Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, и целостной картины мира.

Подростковый период

Способы

Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением , можно выделить следующие способы (методы):

  • словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения);
  • наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.);
  • практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).

Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.

Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание .

В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют «воспитателю» закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.

Пути — пассивный и активный

Когда человек избирает пассивный путь формирования мировоззрения , он ориентируется на внешние условия. В этом варианте человек пытается соответствовать общепринятым стандартам, подогнать свои взгляды, принципы, идеалы и ориентиры под нормы того социума, в котором он живет.

Индивидуальные черты стираются, уступая место «стадным». Персональными остаются только эмоции, которые возникают во время наблюдения тех или иных событий.

Но даже эмоции зачастую «как у всех», потому что к ним примешиваются другие факторы оценки.

Активный путь формирования мировоззрения — это постоянный поиск.

Человек сознательно задает себе вопросы и ищет на них ответы.

При этом важно быстро находить признаки чужого влияния и попытки подчинить, подогнать под единую «норму», чтобы не стать сырым материалом в руках .

Человек, избравший активный путь, также должен знать необходимые для становления мировоззрения средства и методы их использования.

И особенно важно представлять и отдавать себе отчет в том, каким должно быть мировоззрение.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы :

  • опыт;
  • метафоры;
  • информация.

Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).

А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.

Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.

Мировоззрение — это первая ступень . Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.

Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности — формирование мировоззрения:

Статьи по теме