![Особенности буддийской храмовой живописи](/uploads/8571816fb5b55b60ee79c4be89555bf6.jpg)
Сенека луций анней. Платон Николаевич КрасновЛуций Анней Сенека. Его жизнь и философская деятельность Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь
Как хорошо было бы некоторым уехать подальше от себя! А не то они сами себя теребят, портят, пугают. Что пользы пересекать моря и менять города? Если хочешь бежать от того, что не дает тебе покоя, другим должно быть не место а ты. Представь себе, что ты приехал в Афины, приехал на Родос; выбирай какую угодно страну; разве важно, какие в ней нравы? Ведь твои-то нравы – с тобою!
Ты считаешь богатства благом; стало быть, тебе будет мучительна бедность и – самое печальное! – бедность мнимая: ведь ты, хоть имеешь много, будешь воображать, будто тебе не хватает ровно столько, на сколько превзошел тебя имеющий больше. Ты считаешь благом почести: так тебе будет плохо от того, что такой-то стал консулом, а такой-то – даже во второй раз; ты будешь завидовать всякому, чье имя чаще попадается в годовых списках. И честолюбие настолько лишит тебя разума, что при виде одного обогнавшего ты забудешь обо всех, кого оставил позади.
Чем может помочь странствие само по себе? Оно не умерит страсти к наслажденьям, не обуздает алчности, не утишит гневливости, не отразит неукротимого натиска любви, не избавит душу от других зол, не прояснит суждений, заблуждений не рассеет, – разве что на короткое время займет тебя новизной, как мальчика, который дивится невиданному.
В остальном же езда только усиливает непостоянство духа, когда он нездоров, делает его еще легкомысленней и беспокойней. Те, кто жадно стремился в иные места, покидают их еще более жадно, перелетают как птицы, уезжают быстрей, чем приехали.
В ученых занятиях, в общении с чиноначальниками мудрости должны мы проводить время, чтобы усвоить исследованное, исследовать неоткрытое. Так нуждающаяся в искуплении душа отпускается на свободу из жалкого рабства. А пока ты не знаешь, от чего бежать, к чему стремиться, что необходимо, что не нужно, что справедливо и что честно, будешь ты не путешествовать, а блуждать.
Никакой пользы не даст тебе эта езда: ты ведь будешь путешествовать вместе со своими страстями, и твои беды от тебя не отстанут. Если бы только не отстали? Тогда они были бы еще далеко: а так они не с тобою, а в тебе и, значит, везде будут томить тебя и мучить одинаковыми неприятностями. Больному следует искать не новых мест, а лекарства.
Человек сломал бедро, подвернул сустав: не в повозку и не на корабль должен он садиться, но позвать врача, чтобы тот срастил сломанную кость, вправил вывих. Так неужели, по-твоему, можно вылечить переменою мест душу, сломанную и вывихнутую во многих местах? Слишком силен этот недуг, чтобы лечить его прогулками в носилках.
Путешествие никого не сделает ни врачом, ни оратором; местность не учит никакому искусству; так неужели мудрости, которая превыше всего, можно набраться по дороге? Поверь мне, нет дороги, которая уведет тебя прочь от влечений, от гнева, от страха, – а будь такая дорога, весь род человеческий пустился бы по ней сомкнутым строем. Все эти недуги будут томить тебя и иссушать в странствиях по морям и по суше, пока ты будешь носить в себе их причины.
P.S. Кстати, Сенека у меня - из давно и особо любимых, ага. "Нравственные письма к Луцилию" - читать и перечитывать.
Сенека
В каждом деле смотри на цель – и откажешься от всего лишнего.
Сенека
Великих людей питает труд.
Сенека
Сенека
Величие души должно быть свойством всех людей.
Сенека
Сенека
Власть над собой — высшая власть.
Сенека
Войны - это прославляемое злодейство.
Сенека
Всякое излишество превращается в порок.
Сенека
Сенека
Высшее богатство - отсутствие жадности.
Сенека
Сенека
Сенека
Для нас более естественно удивляться новому, чем великому.
Сенека
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Сенека
Если хочешь быть любимым, люби.
Сенека
Жизнь - как пьеса: не важно, длинна она или коротка, а то, хорошо ли она сыграна.
Сенека Луций Анней
Жить - значит бороться.
Сенека
Жить - значит мыслить.
Сенека
Золотая узда не сделает клячу рысаком.
Сенека
Золото пробуют огнем, женщину — золотом, а мужчину — женщиной.
Сенека
Сенека
Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.
Сенека
Каждому делу - свое время.
Сенека
Сенека
Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.
Сенека
Сенека
Лучше иметь не деньги, а власть над теми, у кого они есть.
Сенека
ЕЩЁ БОЛЬШЕ ПОКАЖЕТ МАКСИМУМ МАКСИМУМ
Бедствие даёт повод к мужеству.
Больше звону, чем смысла.
Быть лучшим среди худших ещё не значит быть хорошим.
Великих людей питает труд.
Величайший изъян жизни - вечная её незавершённость из-за нашей привычки откладывать со дня на день.
Веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу.
Воздержанность - это добровольная бедность.
Возненавидеть жизнь можно только вследствии апатии и лени.
Воля не будет справедлива, пока не исправлены привычки ума.
Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе.
Всякое зло легко подавить в зародыше.
Всякое искусство есть подражание природе.
Главный враг мудрости - мудрствование.
Да будет мне позволено молчать.
Какая есть свобода меньше этой?
Что можно там, где и молчать нельзя.
Даже Богу трудно любить и оставаться мудрым.
Даже знающие благодарность не считают себя должниками, когда им уделяют самое дорогое, что у нас есть - время.
Деньгами надо управлять, а не служить им.
Для трудного достижения добродетели нужен руководитель и вождь, пороку же научаются сами.
Добродетель - плохой слуга на службе у царей.
Доверие, оказываемое вероломному, даёт ему возможность вредить.
Если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему.
Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несёт.
Жестокого господства никто долго не выдерживал, умеренное длится долго.
Жизнь глупца безрадостна и полна страха, потому что он всё откладывает на будущее.
Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.
Жизнь не сама по себе благо, а только хорошая жизнь.
Жить - значит бороться.
Зло не вне нас, а внутри нас; и оно пребывает в каждой душе. Мы излечиваемся от него с трудом, потому что не знаем, что больны.
Избежать неизбежного нельзя - его можно только победить.
Интересуйся не количеством, а качеством своих почитателей: не нравиться дурным для человека похвально.
Иные пороки проникают в нас под видом добродетелей.
Каждому делу - свое время.
Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным.
Каждый размышляет об отдельных сторонах жизни, но никто не думает о самой жизни.
Каждый человек, который тревожится о будущем, бывает несчастен.
Когда человек не знает, к какой он пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Кому не на что надеяться, тому и отчаиваться не в чём.
Кто робко просит - напросится на отказ.
Кто страдает раньше, чем это необходимо, тот страдает больше необходимого.
Многие лгут для того, чтобы обманывать, другие же - потому, что обмануты сами.
Многие, накопив богатство, нашли не конец бедам, а другие беды.
Не было ещё гения без некоторой доли безумия.
Не многих удерживает рабство, большинство за своё рабство держится.
Не считай счастливым того, кто зависит от счастья.
Некоторые неписаные законы твёрже всех писанных.
Необходимость учит переносить всё мужественно, а привычка - легко.
Нет зла без задатка: жадность сулит деньги, похотливость - множество разных наслаждений, честолюбие - рукоплескание и могущество.
Нет лекарства для того, у кого пороки стали нравами, кого постыдное не только услаждает, но и радует.
Нет ненависти пагубнее той, что рождена стыдом за неоплаченное благодеяние.
Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.
Нет правил без исключений, но исключения не нарушают правила.
Неудивительно, что случаи имеют над нами такую огромную власть: ведь то, что мы живём,- тоже случайность.
Никакая власть не больше и не лучше, чем власть человека над самим собой.
Никакое благо не принесёт радости обладателю, если он в душе не готов его утратить.
Никогда не будет счастлив тот, кого мучает вид большего счастья.
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
Никто не бывает глупым в одиночку: один заражает своей глупостью других, да и сам он восприимчив к чужим глупостям.
Ничто не принадлежит нам, одно только время наше.
Ничто не является пороком само по себе.
Ничтожен и жалок тот, кто вечно ропщет и, находя неудовлетворительным мировой порядок, хочет исправить богов, вместо того, чтобы исправиться самому.
Нужно быть упорным и умножать силы усердными занятиями, пока добрая воля не превратится в добрые нравы.
О великих делах следует судить, проникшись их величием, иначе мы рискуем внести в них собственные пороки.
Одиночество для нас - самый злой советчик.
Одни преступления открывают путь другим.
Осуждение невиновного есть осуждение самих судей.
От мелких ошибок легко перейти к крупным порокам.
От народа можно защититься, не желая того, чего желает он.
Первый же час, давший нам жизнь, укоротил её.
Переноси с достоинством то, что изменить не можешь.
Пока есть возможность, живите весело.
Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
Польза не во многих, но в хороших книгах.
Пользуйся настоящим удовольствием так, чтобы не повредить будущим.
Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько сами вопросы.
Пьянство - это добровольное сумасшествие.
Пьянство не создаёт пороков, а только выставляет их напоказ.
Речь людей такова, какой была их жизнь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Самый счастливый - тот, кому не нужно счастье.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Сильнее всех - владеющий собою.
Сколь многие недостойны света, и всё-таки день начинается.
Слава не в том, чтобы пользоваться почестями, а в том, чтобы их заслужить.
Смелость без благоразумия - только особый вид трусости.
Спокойная жизнь не для тех, кто считает за благо жить как можно дольше.
Страсти придают ума самым глупым людям и делают глупыми самых умных.
Стремится доблесть к звёздам, трусость - к гибели.
У заблуждения нет предела.
Утомительные физические упражнения истощают ум и делают его неспособным к вниманию и занятиям предметами более тонкими.
Учиться добродетели - это значит отучаться от пороков.
Философия учит делать, а не рассуждать.
Худший из недугов - быть привязанным к своим недугам.
Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему позволительно всё.
Человек не заблуждается один. Заблуждаясь, всякий распространяет своё заблуждение между окружающими.
Честолюбие и роскошь и безудержность хотят подмостков; ты вылечишь их, если спрячешь.
Что было пороками, то теперь нравы.
Что может достаться на долю человеку презренному и бесстыдному не есть благо.
Что естественно, то не постыдно.
Что у кого болит, тот о том, естественно, и говорит.
Чувственные удовольствия обманчивы и не дают истинного блага.
Щадя преступников, вредят честным людям.
1) Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от счастья! Если он радуется пришедшему извне, то выбирает хрупкую опору: пришлая радость уйдет. Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и остается с нами до конца; а прочее, чем восхищается толпа, - это благо на день. - Так что же, невозможно ни пользоваться им, ни наслаждаться? - Можно, кто спорит? - но так, чтобы оно зависело от нас, а не мы от него. ( 2) Все причастное фортуне и плодоносно, и приятно, если владеющий им владеет и собою, не попав под власть своего достоянья. Поэтому, Луцилий, ошибаются полагающие, будто фортуна может послать нам хоть что-нибудь хорошее или дурное: от нее - только поводы ко благу или ко злу, начала тех вещей, которым мы сами даем хороший или дурной исход. Ведь душа сильнее фортуны: это она ведет все туда или сюда, она делает свою жизнь блаженной или несчастной. ( 3) Душа дурная все оборачивает к худшему, даже то, что приходит под видом наилучшего. Душа прямая и чуждая порчи исправляет зловредность фортуны и знанием смягчает с трудом переносимые тяготы; все приятное она встречает скромно и с благодарностью, все неприятное - мужественно и со стойкостью. Пусть человек будет разумным, пусть все делает по зрелом размышленье, пусть не берется ни за что непосильное, - не получит он этого полного, избавленного от всех угроз блага, если не будет заведомо спокоен перед неведомым. ( 4) Взгляни пристально хоть на других (ведь о чужом мы судим свободнее), хоть на себя, отбросив пристрастие, - и ты почувствуешь и признаешь: ни одна из этих желанных и высоко ценимых вещей не будет на пользу, если ты не вооружишься против непостоянства случая и всего того, что от случая зависит, если среди утрат не будешь повторять часто и не сетуя: « Боги иначе судили» . ( 5) Или даже - чтобы мне сделать этот стих еще мужественнее и справедливее, чтобы ты мог лучше поддержать им душу, - тверди каждый раз, когда что-нибудь произойдет вопреки твоим ожиданьям: « Боги лучше судили» . Кто так настроен, с тем ничего не случится. А настроится так только тот, кто задумается об изменчивости человеческих дел прежде, чем почувствует ее силу, кто, имея и детей, и жену, и богатство, знает, что все это не будет непременно и всегда при нем, и не станет несчастным, если перестанет ими владеть. ( 6) Всегда в смятении душа, что тревожится за будущее, и до всех несчастий несчастен тот, кто заботится, чтобы все, чем он наслаждается, до конца осталось при нем. Ни на час он не будет спокоен и в ожидании будущего потеряет нынешнее, чем мог бы наслаждаться, Ведь что жалеть о потерянной вещи , что бояться ее потерять - одно и то же.
Это не значит, что я проповедую тебе беспечность. ( 7) Что страшно, то старайся отклонить; что рассудок может предвидеть, то старайся предвидеть; что грозит тебе ударом, старайся заметить и предотвратить, прежде чем оно случится. В этом тебе немало поможет спокойная уверенность и дух, закаленный и ко всему выносливый. Тот может оградить себя против фортуны, кто способен перенести все, что она пошлет; во всяком случае спокойный дух ей не привести в смятение. Есть ли что более жалкое и глупое, чем бояться заранее? Что за безумье - предвосхищать собственные несчастья? ( 8) Я хочу подытожить вкратце то, что думаю, и описать тебе людей, что сами себе не дают покоя, сами себе в тягость: они так же нестойки в беде, как и до нее. Кто страдает раньше, чем нужно, тот страдает больше, чем нужно. Одна и та же слабость не дает ему ни правильно оценить боль, ни ждать ее. Одно и то же незнанье меры велит ему воображать свое счастье вечным, а свое достоянье не только не убывающим, но и все возрастающим, и сулить себе неизменность всех случайных преимуществ, забыв о том маховом колесе, которое переворачивает все человеческое. ( 9) Потому-то кажутся мне замечательными слова Метродора в том письме, где он обращается к сестре, потерявшей сына - юношу высокого дарования: « Всякое благо смертных смертно!» Он говорит о тех благах, которые всех манят, потому что подлинные блага - мудрость и добродетель - не умирают, они неизменны и постоянны. В уделе смертного только они бессмертны. ( 10) Впрочем, люди так бесстыдны, до того забывают, куда они идут, куда влечет их каждый день, что, обреченные однажды потерять все, удивляются всякой потере. То, на чем ты пишешься хозяином, при тебе, но не твое: кто сам непрочен, у того нет ничего прочного, кто сам хрупок, у того нет ничего вечного и непобедимого. Гибнуть и терять одинаково неизбежно, и, поняв это, мы найдем утешенье и спокойно будем терять теряемое неизбежно.
( 11) Но в чем же нам найти помощь против этих потерь? В том, чтобы хранить утраченное в памяти, не допускать, чтобы вместе с ним канул и тот плод, который оно нам принесло. Чем мы владеем, то можно отнять; чем мы владели, того не отнимешь. Верх неблагодарности - не чувствовать себя обязанным за то, что однажды получил, хотя потом и утратил. Случай отнимает вещь, но оставляет плоды обладанья ею, которые мы теряем сами, вопреки справедливости сожалея об отнятом.
( 12) Скажи себе: « Из того, что кажется страшным, все можно одолеть. Многие побеждали что-нибудь одно: Муций - огонь, Регул - крест, Сократ-яд, Рутилий - ссылку, Катон - смерть от меча; и мы что-нибудь да победим! ( 13) Опять-таки многие презрели то, что видимостью счастья манит толпу. Фабриций , будучи полководцем, отверг богатства, будучи цензором, осудил их. Туберон счел бедность достойной и себя, и Капитолия, когда, расставив на всенародном пиру глиняную посуду, показал, как человек должен довольствоваться тем, что и богам годится. Отец Секстий отказался от почетных должностей: рожденный, чтобы править государством, он не принял от божественного Юлия тоги с широкой каймой, ибо понимал: все, что дано, может быть отнято. Так поступим и мы хоть в чем-нибудь мужественно! Попадем и мы в число примеров! ( 14) Отчего мы слабеем? Отчего теряем надежду? Что могло случиться прежде, то может и сейчас. Только очистим душу и будем следовать природе, потому что отступивший от нее обречен желаньям, страху и рабству у вещей случайных. Можно еще вернуться на правильный путь, можно все восстановить. Сделаем это, чтобы переносить боль, когда она охватит тело, и сказать фортуне: ты имеешь дело с мужчиной; хочешь победить - поищи другого! »
( 15) Такими или подобными речами утишается боль язвы, - хоть я и желаю ему, чтобы она облегчилась, или была излечена, или хотя бы осталась такою же и старела с ним. Впрочем, за него я спокоен; это нам грозит урон, у нас будет отнят замечательный старик. Сам он уже сыт жизнью, а если и желает ее продленья, то не ради себя, а ради тех, кому он полезен. Так что, оставаясь жить, он являет свою щедрость. ( 16) Другой бы положил конец этим мукам, а он считает одинаково постыдным бежать и от смерти, и от жизни. - « Так что же, если обстоятельства его убедят, неужели он не уйдет?» - А почему ему не уйти, если никто уже не сможет прибегнуть к нему? если ему не о чем будет заботиться, кроме своей боли? ( 17) Вот что значит, Луцилий, учиться философии у жизни, упражняться в ней, видя перед собою истинный пример: разумного человека, его мужество перед лицом подступающей смерти, среди гнетущих болей. Кто делает, как должно, у того и учись, как должно делать. До сих пор мы приводили доводы: может ли кто-нибудь противиться боли, сломит ли приближающаяся смерть даже великие души. ( 18) Но к чему слова? Взглянем воочию! Ему не смерть дает мужество сопротивляться боли и не боль - сопротивляться смерти. Он противится и той, и другой, полагаясь только на себя. Он страдает терпеливо не в надежде смерти и с охотой умирает не потому, что ему невтерпеж страданья. Страданья он терпит, смерти ждет. Будь здоров.
Луций Анней Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Сын Луция Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.
Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.
Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам…
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.
Чаще пользуйся ушами, чем языком.
Как басня, так и жизнь цениться не за длину, но за содержание.
Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь.
Работать нужно с умом, а не до ночи!
Золотая узда не сделает клячу рысаком.
Желающего идти судьба ведет, не желающего - влачит…
Нет ненависти пагубнее той, что рождена стыдом за неоплаченное благодеяние.
Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе…
Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а как хорошо она сыграна.
И после плохого урожая нужно сеять.
Люди грядущего поколения будут знать многое, неизвестное нам, и многое останется неизвестным для тех, кто будет жить, когда изгладится всякая память о нас. Мир не стоит ломаного гроша, если в нем когда-нибудь не останется ничего непонятного.
Одно зеркало важнее целой галереи предков.
Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено всё.
Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
Не все убелённые сединами и покрытые морщинами жили долго. Многие только были долго.
Если вы желаете больше, чем имеете, то должны знать, что имеете больше, чем заслуживаете…
Римский философ, политик, поэт
Родился ок. 4 г. н.э. Умер: апрель 65 г. н.э.
ДОМИНАНТА ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
- Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то всё-таки они приносят большую пользу тем, что рассуждают, что намечают нравственные идеалы .
Мысли
Ни один человек не признает себя скупым или жадным.
Наша беда не приходит извне: она в нас, в самой нашей утробе.
Добродетели нельзя разучиться.
Подлинна только та безмятежность, чей корень — совершенство духа.
Великие полководцы, когда замечают плохое повиновение у солдат, усмиряют их трудом и держат в узде походами. Кто занят, у того времени на озорство нет; и вернее верного то, что дело искореняет пороки, порождённые бездельем.
Ведь не так опасны пороки, не скрытые от глаз; даже больные идут к выздоровлению, если болезнь прорвалась из глубины и обнаружила всю свою силу. Знай, что и скупость, и честолюбие, и другие недуги человеческого духа пагубнее всего тогда, когда прячутся под личиной здоровья.
Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом — словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти.
И в скорби есть доля тщеславия! Мы ищем в слезах доказательства нашей тоски и не подчиняемся скорби, а выставляем её напоказ.
Так будем жадно наслаждаться обществом друзей — ведь неизвестно, долго ли ещё оно будет нам доступно.
Ничто не становится ненавистно так быстро, как горе.
Если хочешь меня послушаться, думай об одном, готовься к одному: встреть смерть, а если подскажут обстоятельства, и приблизь её. Ведь нет никакой разницы, она ли к нам придёт, мы ли к ней.
Пока смерть подвластна нам, мы никому не подвластны.
Много ли радости прожить восемьдесят лет в праздности? Такой человек и не жил, и замешкался среди живых, и не поздно умер, а долго умирал.
Малая печаль говорит, большая — безмолвна.
Мудрость никогда не досадует не себя.
Доблесть жаждет опасности.
Час, давший нам жизнь, укоротил её.
Нет человека, который не предпочёл бы упасть один раз, чем постоянно колебаться.
Кто друг себе, тот друг и всем.
Поспешность сама себе препятствует.
Чтобы рассказать о своём сновидении, нужно проснуться.
Кто начал тревожиться, тому себя не сдержать.
Только разум может обеспечить покой.
Ничто не является пороком само по себе.
Что было пороками, то теперь нравы.
Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого.
Что измельчено в пыль, то смутно.
Подняться на небо можно из любого закоулка.
Страшиться потерять — всё равно, что горевать об утрате.
Всякое удовольствие усиливает опасность.
Наградой за доброе дело служит свершение его.
Мучительнее всего неизвестность.
В беде следует принимать опасные решения.
Люди сами держатся за рабскую долю.
Слишком неумеренная радость угнетает нас.
Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти.
Доводы разума… на взгляд… невелики, но растут по мере того, как делают своё дело. Тот же удел у наставлений, что и у семян: короткие, они многое могут, лишь бы только им попасть в подходящую душу, способную их принять. А она сама принесёт плоды, возвратив полученное сторицей.
Учиться надо смолоду, на старости же лет — наслаждаться знаниями.
Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
Обучая учусь.
Лучшее средство от обиды — прощение.
Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено всё.
Чаще пользуйся ушами, чем языком.
Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
Если хочешь взять власть над всем, отдай власть над собой разуму.
Зависть людей показывает, насколько чувствуют они себя несчастными; их постоянное внимание к чужому поведению — насколько они скучают.
Чем кто больше заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык.
Доказательства свойств характера можно извлекать из мелочей.
Великая судьба — великое рабство.
Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.
Каждый из нас для другого являет великий театр.
Кратчайший путь к богатству — через презрение к богатству.
Для мудрого его век так же долог, как для богов вечность. А кое в чём мудрец превосходит и Бога, тот избавлен от страха благодаря природе, а этот — благодаря самому себе.
Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно — это всем доступно, жить долго — никому.
Новизна восхищает часто больше, чем величие.
Порицание со стороны дурных людей — та же похвала.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.