Значение слова аббатство. Аббатство - это католический монастырь. Кто такой аббат? Ранние бенедиктинские монастыри

Аббатство, или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община.

Происхождение

Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правилам жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден – бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе.

К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и другие постройки.

Развитие монастырской архитектуры

Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного города, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплексы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатра (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенности. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль.

Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.

Ранние бенедиктинские монастыри.

Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, – старейшее в Европе, однако оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещением) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выходить за пределы огороженной территории.

Аббатства цистерцианцев.

Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой – кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.

Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.

Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220–1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной частью трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494–1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей – сводчатых складских помещений с кельями на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним – с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки оказалась над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52ґ21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части.

Поздние бенедиктинские аббатства

Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс входят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств – знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.

Вестминстер

Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. «шеве», сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф – самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

Клюни

Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, «шеве», нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой – кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955–981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и «шеве» с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части.

Картузианские аббатства

Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. Планировка монастыря – единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрёз расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.

Содержание статьи

АББАТСТВО (от лат. abbas – аббат, настоятель монастыря) – католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, объединяет монахов, которые живут по единому уставу (правилам). Аббатство возглавляется аббатом (в женском монастыре – аббатисой), подчиняется папе римскому или епископу, функционирует как экономически самостоятельная организация.


Происхождение.

Уже в конце 1 в. в римской общине появляются христиане, ведущие аскетический образ жизни (отказ от брака, собственности, соблюдение постов, воздержание от мяса и вина). Колыбелью монашества были египетские пустыни, куда уходили жить одинокие аскеты. Таким пустынником был св. Антоний Египетский (ок. 251– ок. 356), которого считают «отцом монашества». В 4–6 вв. в пустынях Северной Африки и на Ближнем Востоке появляются колонии аскетов, создаются монашеские общежития, мужские и женские. Создателем такой формы жизни аскетов является Пахомий Великий (ок. 292 – ок. 346), который создал первый монашеский устав с четкими правилами, быстро распространившийся по Ближнему Востоку. Стали строиться монастыри, окруженные мощными стенами с храмами-базиликами, кельями, столовыми, библиотеками. Первый монастырь – Табеннизи (ок. 328).

На Западе монашество появляется в Италии, Галлии, Ирландии, Англии, Шотландии, Германии, Испании в 4–5 вв. Основателем западного монашества является св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – ок. 550), родившийся в Нурсии. В 529 он обосновался в Монте-Кассино (между Римом и Неаполем) и создал устав, который с 7 в. называется бенедиктинским. Устав регламентировал поведение монахов: требовалось смирение, молитва, послушание, молчание, уединение. Св. Бенедикт отказался от чрезмерного аскетизма, но требовал необходимости личной бедности, смирения, объединяя религиозно-духовную деятельность монастыря с интеллектуально-художественной и с хозяйственной. Монастырь, отгороженный от мира, – не только братство, но и школа, воспитывающая воинов Христовых. Во главе монастыря стоит пожизненный аббат. После разрушения Монте-Кассино (ок. 585) лангобардами его монахи перебираются в Рим и селятся около Латерана. Папа Григорий I Великий (ок. 540–604) принял бенедиктинский устав, и распространение и организация монастырского движения проходили теперь под покровительством папы. Св. Бенедикт Анианский (ок. 750–821) систематизировал правила бенедиктинцев, и реформированный им устав стал основой для организации монастырей. В 10–11 вв. орден бенедиктинцев находился на вершине могущества.

В Ирландии монастыри появлялись очень быстро и представляли собой городки из хижин отшельников, объединенных вокруг дома аббата. Эти монастыри стали центрами распространения монашества в 5–9 вв. в Англии, Шотландии, потом перекочевали на континент (Анегрей в Вогезах, Фонтене). Ирландские и английские монахи распространяли монашество в Европе. Они, папство, франкские государи и церковь содействовали успеху устава Бенедикта. При содействии папы Григория I Великого в Англии была организована английская церковь, ряд бенедиктинских монастырей, было положено начало монастырю Св. Петра в епископской резиденции – Кентербери.

К началу 9 в. устав Бенедикта утверждается в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании.

В 10 в. в Европе существовало несколько монашеских орденов. Одним из крупных орденов был монашеский орден Клюни – ответвление от бенедиктинского монашества. В 910 был основан небольшой монастырь на вилле Клюни, в Бургундии (Франция). Основателем ордена был герцог Гийом Аквитанский. В 931 папа Иоанн XI (931–935) подтвердил привилегии аббатства. При аббате Одило (994–1048) орден Клюни стал ведущим аббатством, которому подчинялись другие монастыри. Орден первым пытается сознательно сплотить монастыри и объединить монашество (к началу 12 в. от Клюни зависело 65 монастырей). Клюни в 11–12 вв. крупный центр духовной и культурной жизни. Суровый образ жизни, строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство во внешней жизни – характерно для жизни этого ордена.

Орден цистерианцев был учрежден в 1098 св. Робертом Молезмским (ум. 1110) в селении Сито, в Бургундии (Франция), где св. Роберт и 14 братьев выстроили часовню и несколько хижин, тем самым основав новый монастырь Цистерциум. Аббатства цистерианцев в Европе и Англии пользовались автономией, получая указания от настоятеля главного монастыря на ежегодных сборах. Цистерианцы вели аскетичный образ жизни. Строгость жизни, физический труд, чтение и переписка Священного Писания – основы жизни цистерианцев. Успех ордена заключался в том, что орден целиком посвятил себя хозяйственной деятельности: первым стал осушать болота, превращая малопригодные для земледелья угодья в пригодные для сельского хозяйства, первым стал применять новые методы землепользования, занимался овцеводством и продажей шерсти. Строгая дисциплина, централизация ордена обеспечивали единообразие планировки цестерианских монастырей, которые мало отличался от клюнийского или бенидиктинского, но характерны богатством производственных строений (мельницы, кузницы, плотины, мастерские).

Существовали ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120), гильбертинцев (1131), францисканцев (1210) и др.

Устройство и архитектура монастыря.

Средневековые аббатства были крупными центрами раннехристианской цивилизации и важнейшей частью жизни Европы. Они были местами паломничества, в каждом монастыре находились святые реликвии (мощи святых, остатки их одежды, орудия мученичества), которые хранились в реликвариях. Возникшие в 3 в. реликварии представляли собой ларцы или сосуды в виде головы, бюста святого, его рук, миниатюрного храма из дерева, слоновой кости, бронзы, благородных металлов, украшенных резьбой, чеканкой, эмалью, драгоценными камнями. Монастыри были центрами образования, в библиотеках и скрипториях (помещениях для переписывания рукописей) которых поддерживается интеллектуальная культура, собираются классические тексты и древние рукописи. В мастерских процветали ремесла и искусства, огромные земельные владения и сельскохозяйственная техника превращали их в образцовые хозяйства. Монастыри были центрами лечения и приюта. С 13 в. могущество аббатств ослабевает.

Первые попытки архитектурно организовать пространство в эпоху средних веков принадлежит монастырям. Постройки в монастырях возводились по типовому плану: административные, хозяйственные, жилые строения, библиотеки, скриптории, школы ремесел, которые группировались вокруг центра монастыря – клуатра.

К 11–12 вв. монастыри имели два ограждения. В пределах внешних ограждений находились привратницкая, помещение для раздачи милостыни («альмонарий»), странноприимный двор, ряд хозяйственных помещений (конюшни, мельницы, пекарни, мастерские, склады, часто мастерские по выплавке металла), больница, рядом с которой находилось поле, где разводили лекарственные растения.

Внутри второго ограждения, куда пускали только монахов, были расположены обязательные «уставные» постройки. Главным зданием монастыря являлся собор, основным типом которого была базилика ().

Общественным центром служил клуатр (от лат. claustrum – закрытое место, монастырь) – внутренний дворик прямоугольной или квадратной формы, окруженный со всех сторон галереями, которые открывались во двор богато декорированными аркадами. Колоннада покоилась на цоколе. В середине каждой стороны находился выход в клуатр, в центре которого устанавливали фонтан или крест. Клуатр примыкал к зданию собора и сообщался с ним через портал, который был расположен в соответствующем плече трансепта, поперечного нефа базиликального храма, который пересекает основные нефы под прямым углом. В монастырях клуатр примыкал к собору с южной стороны, в соборах – с северной. К клуатру примыкала трапезная и зал капитула с общей спальней («дормиторием») на втором этаже.

После собора самое важное и роскошное здание монастыря, в котором находились погребения аббатов, был зал капитула, где проходили заседания администрации монастыря, собрания братии. Важное помещение монастыря – ризница («санкристия»), там хранились ценности и казна. Со стороны храма у входа в клуатр находилось хранилище рукописей («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, помещение для переписки рукописей («скрипторий»). В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Вокруг монастырских стен располагались земельные угодья. Однако многочисленные войны, перестройки во многом изменили средневековый облик многих монастырей. О первоначальных строениях можно говорить по археологическим раскопкам, по дошедшим до нас сооружениям и иногда по сохранившимся планам.

Аббатство Сен-Галлен, Швейцария.

Сохранившийся в библиотеке аббатства план является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг которого размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма находились дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась и меньшая по размерам церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним из которых была больница, помещение для хранения лечебных трав. С другой стороны второго клуатра – кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские, мельницы и т.д.

Аббатство Клюни.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами. Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса являлась церковь св. Михаила (1088–1150), постройка которой была начата аббатом Гуго (1049–1109). Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Грандиозная пятинефная базилика длиной 187 м имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м). Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы. Рядом сохранилась часть прежней церкви Клюни II, освященной в 991 и расширенной св. Одилоном в 994–1048, которая в свою очередь заменила небольшую церковь Клюни I, возведенную 915–927.

Цистерианское аббатство Фонтенэ, Бургундия.

Архитектура цистерианцев предпочитала простые прямоугольные формы, была запрещена скульптура, фрески, драгоценная утварь. Цистерианцы отказывались от высоких башен, допускались лишь невысокие колокольни. Внимание уделялось экономичности, продуманности конструкций и тщательной обработке камня. Церковь аббатства (1135–1147), трехнефная базилика, имела план в форме латинского креста со сводами стрельчатых очертаний. Апсида была прямоугольной формы, отсутствовали витражи, росписи, капители колонн были гладкими. К церкви примыкал зал капитула, клуатр, трапезная, кухня.

Монастыри романского стиля и готики, накопившие огромные богатства, стали крупными центрами – религиозными, экономическими, военными (Мон-Сен-Мишель во Франции, 11–15 вв.; Мальборк в Польше, 13–14 вв.). В период Возрождения и барокко монастыри-крепости сменились монастырями-дворцами, построенными компактно, по единому плану (Эскориал в Испании, 1563–1584), Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (1748–1764, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли). Среди монастырей 20 в. выделяется монастырь Ла-Турет во Франции (1956–1959, архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье).

Во многих странах Западной Европы (Франция, Бельгия) монастыри и аббатства существуют до сих пор. В последние годы он и становятся центрами не только религиозного паломничества, но и туризма, нередко привлекая посетителей оригинальными сортами пива и монастырского вина.

АББАТСТВО
или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община.
Происхождение. Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на
территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правилам жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден - бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе. К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и другие постройки.
Развитие монастырской архитектуры. Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного города, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплексы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатра (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенности. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль. Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.
Ранние бенедиктинские монастыри. Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, - старейшее в Европе, однако оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещением) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выходить за пределы огороженной территории.
Аббатства цистерцианцев. Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой - кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.
Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.
Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220-1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной частью трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494-1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей - сводчатых складских помещений с кельями на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним - с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки оказалась над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52х21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части.
Поздние бенедиктинские аббатства. Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс входят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств - знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.
Вестминстер. Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. "шеве", сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф - самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

Клюни. Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, "шеве", нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955-981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и "шеве" с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части.



Картузианские аббатства. Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрезе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. Планировка монастыря - единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрез расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.
Прочие ордена. Доминиканцы, францисканцы, кармелиты и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное отличие их заключалось в том, что, будучи проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АББАТСТВО" в других словарях:

    - «АББАТСТВО» (L’Abbaye) объединение писателей во Франции. История «А.» такова: осенью 1906 несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков… … Литературная энциклопедия

    - (лат. с рус. оконч.). 1) римско католический монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы, а также все здания, находящиеся в черте монастыря. 2) звание аббата. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    Католический монастырь, управляемый настоятелем (аббатом мужской) или настоятельницей (аббатисой женский); подчинялся только епископу или непосредственно папе римскому. Аббатствами являлись наиболее крупные и богатые монастыри, игравшие в средние … Исторический словарь

    АББАТСТВО, аббатства, ср. Католический монастырь с принадлежащими ему владениями; срн. аббат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АББАТСТВО, а, ср. Католический монастырь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 монастырь (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Монастырь Флёри фр. Fleury (Abbaye de Saint Benoît sur Loire) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Аббатство (значения). Аббатство Монте Кассино Аб … Википедия

    Аббатство - – западное наименование католических монастырей, как мужских, так и женских. В протестантских странах и в Англии, где монашество уничтожено, наименование это все таки сохранилось и усвояется некоторым бывшим монастырям, получившим иное… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    аббатство - а, ср. Католический монастырь с его владениями. И скоро величественное аббатство обхватилось сокрушительным пламенем, и колоссальные готические окна его сурово глядели сквозь разделявшие волны огня. ГОГ. Тарас Б … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Книги

  • Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла , Томас Лав Пикок , Издание 1988 года. Сохранность хорошая. В книгу вошли произведения Томаса Лава Пикока (1785-1866): повесть "Аббатство кошмаров" (1818) и роман "Усадьба Грилла" (1860). Перевод Е. Суриц и С.… Категория:

католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аббатство

лат. abbatia) - монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.

Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили б?льшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. - abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).

Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.

Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.

В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.

Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Аббатство

католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.

Католическая Энциклопедия

Аббатство

(лат. abbatia ) - монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.

Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили бóльшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. - abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).

Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.

Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.

В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.

Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Аббатство

, а , ср.

Католический монастырь с его владениями.

* И скоро величественное аббатство обхватилось сокрушительным пламенем, и колоссальные готические окна его сурово глядели сквозь разделявшие волны огня. // Гоголь. Тарас Бульба //. *

Статьи по теме