В чем разница между Духом и Душой. Различные виды душ. Душа и дух. В чём разница между этими понятиями? Чем отличается дух от души

076.19022015 Звездные лоцманы — исследователи граней реальности. Они находятся в вечном поиске, их корабли бороздят просторы Вселенной. Звездные лоцманы помимо исследовательских задач ставят перед собой определенную цель — чертить звездные карты Космоса.

На сегодня, то есть 19 февраля 2015 года известно примерно 777 тысяч карт. Многие из них зашифрованы а ключи хранятся в тубусах. Тубус за плечами — характерная особенность звездного лоцмана. В тубусе находятся все звездные карты Космоса. За звездными лоцманами охотятся пираты. Эта тема наиболее излюбленная студиями Золотого Каньона. Звездные лоцманы сообщают нам немало интересного о мире. Свои находки они передают в Большую Сатаронтскую библиотеку. Что интересненького будет на этот раз? Что нибудь поинтереснее.

Многие ли четко знают о духе и о душе? Как они соотносятся друг с другом? Какую роль в эволюции им отводится? Пора прочистить окуляры внимания и навести резкость в этом вопросе. Раммон Аден известен не только как основатель школы эзотерических искусств в Пасадене, но как звездный лоцман. Ему и слово.

ДУША И ДУХ. (тема ну очень серьезная!)

Понятия «душа» и «дух» очень часто путают друг с другом. Нередко их считают синонимами. Раммон Аден утверждает, что «человек есть обитающий в теле дух,
у которого есть душа. Дух - то, чем он является, а душа - то, чем он обладает». Дух есть та божественная, бессмертная и вечная часть, искра божественной
эманации, которую мы храним в глубочайших тайниках нашего существования. Это сила Бога, вечный и неугасимый свет которой освещает нас в решающие моменты
нашей жизни. Бога можно уподобить огромной массе воды, которая с головокружительной быстротой рассеивается на миллионы капелек, эквивалентных духу отдельного
человеческого существа. Таким образом, человек представляет собой воплощенный в теле дух.
Душа - обладающая разумом животная часть, или скорее то, что мы называем личностью, постепенно формирующейся в результате соединения духа и тела. Когда человек
испытывает печаль или погружен в глубокую депрессию, именно душа ощущает это прежде всего. С другой стороны, когда кто-то говорит «Я — то, что я есть» -
именно дух заявляет о себе таким образом.
Главная цель человека состоит в достижении брачного союза между душой и духом. Для этого необходимо воспитывать душу, наделяя ее сознательностью и разумностью.
Душа подобна молодому животному или малому ребенку, которого мы должны подчинить своей воле, чтобы научить его послушанию в любое время, ибо если случится
иначе, то это будет означать, что нами руководит животная часть.
Когда душа обретет сознательность и разумность, мы сможем поступать по своему усмотрению с силами Природы.
Герметический закон Связи гласит: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Применяя его к человеку, то есть микрокосмосу, мы можем утверждать,
что все находящееся у нас внутри существует также и вне нас и, таким образом, тот, кто подчинил себе свою внутреннюю природу, сможет также добиться власти
и над природой внешней.

Алхимия, традиционное искусство оккультизма, учит тому, как превращать простые металлы в золото. В духовном смысле алхимическая трансмутация символизирует
переход страстей в добродетели. Душа, сбрасывающая шлак неукротимых эмоций и низменных страстей, подобна сверкающему золотому щиту, который защищает человеческое
существо от зла и нищеты.

и тут рассеялась мгла и сквозь туман проявились строки из Энциклопедии юных Сурков:

И сказал Господь душе:
Я даю тебе миллион лет – для тебя это вечность – даю, чтобы ты познал созданные мною Законы этого Мира. Познав их, ты сможешь стать моим помощником.
- Ты готова?
- Да.
- Тогда иди и готовься к воплощению.
- А что такое воплощение?
- Ты утратишь свободу, но обретешь физические формы, называемые телом. У этого тела есть органы чувств с помощью которых ты и будешь познавать мир.
- но это же неудобно. Зачем такие ограничения? Я не могу воспринимать весь спектр излучений мира.
- я компенсирую тебе этот недостаток. У тебя останется второй механизм контакта с миром – непосредственно, этот способ называется интуицией. Ты будешь жить в сердце, самом важном органе физического тела.
Эти два механизма в совокупности будут давать тебе главное – адекватно воспринимать мир во всём спектре излучений.

Запомни тайну – эти два механизма должны быть в равновесии.
Эту тайну знает душа, но не тело. Воплощённое в тело, ты забудешь мои слова, так как у тебя пока нет механизма памяти, созданного физическим телом.
Ты должен сам, понять, осознать эту тайну. Рано или поздно ты это сделаешь, значит ты на правильном пути.
Тебя вдруг озарит, это будет вспышка осознания этого мира.

Озарено 25.06.2018:

Душа это невидимая космическая эманация, которая состоит из элементов не подверженных порче. По внешнему виду душа напоминает туман, по консистенции — пыль. Эта пыль окутывает физическое тело, повторяя его формы.

Мне могут возразить — а эфирное тело? Да, оно тоже повторяет контуры тела человека, но у души и эфирного тела различные функции. И не надо путать эти две субстанции тонкого мира.

Да, они невидимы глазом, но эфирное тело все-таки можно рассмотреть, если поднять свою ладонь к свету. Посмотрите повнимательнее — будто есть что-то вокруг ваших пальцев. Да? Поздравляю — это и есть ваша защитная форма — эфирная оболочка.

Теперь вернемся к душе. Душа не только закрывает собой тело, она ещё предохраняет тело от гниения, разложения. А этот процесс зависит от того, сколько вибраций Зла набрал человек.

Опять же — вы можете возразить — во Вселенной нет ни добра ни зла. Эту дуальность мира придумал человек, который когда-то расщепил свой разум, изолировав его от Вселенского Разума.

Именно тогда, человек изолировал себя от Бога и автоматически создал Зло. Но это понятие появилось только в человеческой стадии развития души. В животного мире Зла нет. Там есть инстинкты.

Спросите меня? Почему так? И я отвечу — только человек создал и создает самые совершенные способы убийства себе подобных. И других примеров Зла немало. Человек кроме Бога создал, для развлечения или устрашения себе подобных — Дьявола. Ах, как удобно и заманчиво стремиться к власти, чтобы угнетать себе подобных.

Вот вам и ещё один признак Зла. Не призрак, а реальная сила.

И от этого Зла, которое стало обладать реальной энергетикой, и защищает душа тело. Если бы душа не защищала тело, то тело распалось бы за считанные дни.

Чтобы выполнять свои функции, душа непрерывно питается извне. Ведь космос един. Космос в отличие от Хаоса это духовный дом. Только глупцы воспринимают космос как пустоту.

Но… Пустота… Это понятие доступно (в самом глубоком аспекте) для понимания только Лично я не отношусь к их числу. Но я изучаю Дзен насколько могу.

Душа может заболеть как и тело. Душа имеет своего повелителя — Духа. Если заболел дух, то болеет и душа. Заболевая, душа передает свой недуг физическому телу.

Надо четко разделять понятия души и духа в практике нашей жизни чтобы знать, когда лечить душу, а когда тело.

Многие монахи, гуру, святые, йоги, адепты, посвященные способны подчинять себе физическое тело. Если вы осознаете себя как воплощенный Дух то это первый шаг к этому искусству.

У души есть и другие задачи, например, жизнь после смерти физического тела. Душа покидая тело, обвивает дух и не покидает его до следующего воплощения.

Но если человек не верит в бессмертность своей души, то энергетика Неверия рассеивает душу человека и Дух, освобожденный от души, покидает путь развития. Сансары для него нет. Дух сливается с Духом Вселенной.

А душа постепенно рассеивается в пространстве.

Всё есть вибрация. Это надо знать. Чем больше частота вибраций, тем больше энергетика объекта, явления. Стремиться к Святости — значит сознательно повышать свою энергетику.

У добрых людей энергетика однозначно выше. Душа постоянно растет, от воплощения к воплощению. В ней и отрицательные и положительные вибрации. Это условно. Отрицательные — низкая частота, положительные — высокая частота. Каждая душа обладает своей структурой накопленных энергий.

Нет во Вселенной душ только положительных или только отрицательных. Выбирая свой путь, человек будет наращивать либо минус либо плюс своей души. Как поет Высоцкий — душа обязана трудиться и день и ночь.

Если душа тяготеет к телу, то она набирает минус. Таких людей видно издалека. Люди страдающие заболеваниями из—а склонности к обжорству. К примеру.

Если душа тяготеет к духу то она набирает плюс. В разных странах различно отношение к этому. В Индии, например, это легче, в России сложнее — у нас мат перемат считается национальной культурой. У нас отношение к людям с высокой духовностью — презрительное — очкарик, интеллигент сопливый. Это всё от низкой культуры изначально. Но россиян дурят юмористы. Они — говорят — Россия — страна высокой духовности. Ау! Можно щелкнуть пальцами. Вы, юмористы, это кому говорите? Сейчас мат даже в ТВ попадает! На ТНТ сплошная похабщина.

Душа предоставляет телу возможность развиваться как в одну, так и в другую сторону. Тут на арену выходит ЭГО человека. Вот где схлестываются противоположности! Эго стремится к власти, богатству, манипуляциям и т.д. Всё это противно природе души.

Единственно, что может гарантировать тело — полное излечение от всех болезней, если человек выбирает не Эго, а душу.

Как лечит душа? Я вам и это расскажу.

Тема обширна а потому никогда не будет полностью раскрыта. Будут обновления, комментарии Автора. Тема будет продолжена. если есть вопросы — пишите. делайте комментарии.

Про: TokiAden

Хроники обитателей миров нашей галактики я веду на авторском блоге Полигон фэнтэзи. Авторский блог открыт в 2013 году. А в 2014-м открыл эзотерический сайт Грани реальности. Потому что мой дом, моя родина - вся галактика. Как устроены тонкие миры. Как работают законы мироздания. Что есть духовность, Творец, смысл Сущего... Поделится с читателем своим духовным опытом и знаниями о мире. Это мои цели.

Урок по обществознанию на тему «Человек как духовное существо»

Цель: охарактеризовать особенности духовной жизни современного человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

I. Сообщение темы и цели урока.

Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Человек, взрослея, всё чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства – духовный мир человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнём со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовным мир также весьма разнообразен: у разных людей – разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определённым правилам. Это – необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, ещё в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно – историческим путём – и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Категорический императив – это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведём одну из его формулировок (обдумайте её и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». (Максима – высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категорического императива И. Канта, известный философ XX в. К. Поппер () писал, что «ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества».

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, стоятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.

Категория «добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Всё, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать добро), служащее обобщённой характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек – это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

Без совести нет нравственности. Совесть – внутренний суд, который человек вершит над самим собой. «Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны гг.)

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, её способность полагаться на себя и отвечать за себя.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворён ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Так, одно мировоззрение у первобытного охотника или, скажем, у героя книги «Дерсу Узала», который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, и совсем другое у современного учёного, осознающего место и роль человека в мире, задающего себе и окружающим вопрос: «Не погибнем ли мы от своего собственного разума?»

Проще всего было бы сказать: «Сколько людей, столько и мировоззрений». Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что есть такие явления, которые одновременно и разъединяют и объединяют людей, например, школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в восприятии, осознании и оценке мира.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами и или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации , но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – и в этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов , Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определённая картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения – проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своём развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек ещё не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность – это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады – задача неисчерпаемая, но её неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в её решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решающим «облагораживающим» фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность.

Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признаёт равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране – общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально-ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение , неприкосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Во-первых, именно мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт () говорил, что хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

III. Практические выводы.

1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы , музыки, живописи.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

IV. Документ.

Из творческого наследия русского философа .

…В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала… а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…

Вопросы и задания к документу

1) В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?

2) Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?

4) Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?

5) Какие выводы можно сделать из этого текста?

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чём состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты её исторического развития?

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

VI. Задания.

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

4. Академик писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

VII. Мысли мудрых.

«Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

(), русский писатель

VIII. Завершающая часть.

1. Оценивание ответов учащихся.


Школьный возраст
программы обучения для детей
  • Школьная целевая программа - Развитие системы образования

На моих семинарах и вебинарах мне часто задают такой вопрос: «душа и Дух - это одно и тоже?» или «разве Душа человека и Дух человека - это не одно и тоже?»

Разумеется, душа и Дух - это не только не тождественные, но очень разные понятия, очень отличающиеся составляющие части человека.

Моё тело максимально проявлено, материально, объективно.
А мой Дух - это самая абстрактная, Абсолютная (Духовная) моя составляющая, моя самая глубокая, субъективная, осознающая часть.
Для связи этих двух противоположностей во мне - моего Духа («сознания») и моего тела («объективного мне») - нужна мне душа , то есть живой посредник («жива»), который в отличии от тела может чувствовать мой Дух.

1) Дух – это внутреннее, необъективное и нематериальное понятие, возникающее из осознанности, из ощущения собственного существования (ощущения «Я есть»), это есть Сила существования - Сила Бытия, которая всё объединяет, является началом и источником всего .

2) Душа – это представитель единого Духа в множественной сфере его проявлений . Душа хотя не материальна, но имеет индивидуальные проявления, ощущаемые как индивидуальные качества Сущности (индивидуального Духа). Каждая индивидуальная Душа связана со своим источником – с единым Духом (Богом).

Фундаментальное различие между Духом и душой не только можно понять благодаря науке Тантра-Джйотиш или системам Ведических философий или других философий. Даже философы европейских школ философии различали эти две отличающиеся Силы и описывали разницу между ними. Наиболее известен за свои исследования духа Людвиг Клагес.

Людвиг Клагес / Ludwig Klages (1872-1956) - немецкий мыслитель и философ, получивший европейскую известность в период 1920-1940-х годов.

Наиболее ценное, что я вижу в философском понимании Людвига Клагеса, это:

  • он видел разницу между Духом и душой;
  • он говорил, что Дух человека проявляется как его «воля» (Сила Духа/Бытия выражает себя в человеке как Сила воли/личности, то есть Сурья представлен Мангалой),
  • а душа человека проявляется как его «чувства», ощущения (Сила «души» / Воспринимающий Ум выражает себя в человеке как Сила ощущений, то есть Чандра представлена Шукрой);
  • жизнь составляет сущность Природы в целом.

Немецкий философ Клагес - метафизик традиции европейской философии. Для него Дух и душа - ключевые философские категории и реальные сущности (в отличие от «эго», «ничто» и прочего). Дух и душа / сознание и жизнь - главные понятия человеческого существования. Задача каждого философа - знать правильное осмысление их. Опознав Дух в качестве «противопоставления» души, он утвердил его фундаментальность для Бытия.

Клагес различал Дух и жизнь: человек развивается творчески в проявлениях жизни, но под целенаправленным систематизирующим Духом, что жизни принадлежат тело и душа, которые соединены, но эту «жизнь» Дух выстаивает по-своему. Вторжение Духа приносит противоречия между Духом и душой, присущие человеку; поиск их «гармонии» - задача философии. Выживание человечества зависит от Духа; Путь - обращение к Первооснове/Первоистоку, растворение личности (эго) ради Духа.

Клагес утверждал действительность ощущений человека, постулируя связь между «образами внешнего мира» (познаваемыми объектами) и «образами души» (восприятием) человека, которые представляют осмысленные объекты органов восприятия, реальные силы воспринимаемого мира, действующие на «душу» (Воспринимающий Ум) через внимание и выражение (экспрессию).

Клагес внёс большой вклад в исследование отношений между «Я» человека и окружающим миром, способствовал развитию знания о взаимодействии Духа и жизни/души в человеке. Выступая против механистического интеллекта, он показал внутренние связи между природой и культурой, явлениями и структурами, он будил интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал всё враждебное существованию.

И тем более, с точки зрения всех систем Ведических философий (Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика и других) Дух и душа - это совершенно разные понятия. Это - Атман [Истинное «Я»] и Манас [Воспринимающий Ум] , то есть моё Существование (мой опыт Бытия {от слова «быть»}) и моё Восприятие (мой чувствование/ощущение, моё управляемое внимание {от слова «внимать»}).

Иешуа о Работниках Света
Передано через Памелу Криббе

Из главы "От Эго к Сердцу IV"

Ваши (эзотерические) традиции разделяют дух, душу и тело.
Тело – это физическое место обитания души в ограниченный период времени.
Душа – это не физический психологический якорь опыта. Она несет опыты многих жизней. Со временем душа развивается и медленно превращается в многогранный красивый камень, где каждая грань отражает разный вид опыта и основывающееся на нем знание.
Дух не меняется и не растет со временем.
Дух пребывает вне времени и пространства. Он вечен, это вневременная часть вас, Одно с сотворившим вас Творцом. Именно это божественное сознание – основа выражения в пространстве и времени. Вы родились из сферы чистого сознания, вы взяли с собой часть этого сознания и пронесли его через все воплощения в материальной форме.
Душа принимает участие в дуальности . Все опыты дуальности влияют на душу и преобразовывают ее. Дух пребывает вне дуальности. Это основа, на которой все развивается и эволюционирует. Это Альфа и Омега, которые вы могли бы назвать просто Бытием или Источником.
Молчание, внешнее и особенно внутреннее, - самый лучший вход в ощущение всегда присутствующей энергии, являющейся Вами в самой глубокой сердцевине. В молчании вы можете соприкоснуться с самой чудесной и самоочевидной вещью: с Духом, Богом, Источником, Бытием.
Душа несет в себе памяти многих воплощений. Она знает и понимает намного больше, чем ваша земная личность. Душа связана с экстрасенсорными источниками знания, такими как личности ваших прошлых жизней, и наставниками или спутниками на астральном плане. Однако, не смотря на эту связь, душа может пребывать в состоянии смятения, незнания своей истинной природы. Она может быть травмирована конкретными опытами, и какое-то время пребывать во тьме. Душа постоянно развивается и обретает понимание дуальности, присущее жизни на Земле.
Дух – неподвижная часть развития души. Душа может пребывать в состоянии тьмы или просветления. К Духу это не относится. Дух – это чистое Бытие, чистое сознание. Он – и Тьма, и Свет. Он – Единство, лежащее в основе всей дуальности. Достигая этапа 4 преобразования от эго к сердцу, вы связываетесь с Духом. Вы связываетесь со своей Божественностью.
Связь с Богом внутри похожа на выход из дуальности, оставаясь полностью присутствующим и заземленным. На этом этапе сознание наполнено глубоким, но тихим экстазом; смесью мира и радости.
Вы осознаете, что не зависите ни от чего, вне самого себя. Вы свободны. Воистину, вы пребываете в мире и как бы вне него.
Связь с духом внутри – не нечто, происходящее раз и навсегда. Это медленный и постепенный процесс, в котором вы связываетесь, разъединяетесь, вновь связываетесь…. Постепенно фокус сознания сдвигается с дуальности к единству. Сознание переориентируется, обнаруживая, что со временем его больше тянет к молчанию, чем к мыслям и эмоциям. Под молчание мы имеем в виду следующее: быть полностью центрированным и присутствующим, пребывать в состоянии не судящего осознания.
Для достижения молчания нет фиксированных способов или средств. Ключ к связи с Духом – не следовать какому-либо обучению (медитации, посты и так далее), а по настоящему понимать. Понимать, что Домой приводит именно молчание, а не мысли или эмоции.
Такое понимание растет медленно, ибо вы все больше и больше осознаете механизм мыслей и чувств. Вы позволяете уйти старым привычкам и открываетесь новой реальности сознания, основанного на сердце. Основанное на эго сознание вянет и медленно умирает.
Дух молчалив и вечен, и все же – творец. Реальность Божественного невозможно постичь умом. Ее можно только чувствовать. Если вы впускаете ее в свою жизнь, и осознаете как шепот в сердце, все медленно начинает вставать на место. Настраиваясь на реальность Духа, молчаливое осознание всего, что стоит за вашими опытами, вы престаете навязывать реальности свою волю. Вы позволяете всему пребывать в естественном состоянии бытия. Вы становитесь своим естественным истинным я. И все происходит гармоничным значимым образом. Вы чувствуете, что все сходится в естественном ритме и естественном потоке. Все, что следует делать, - оставаться настроенным на божественный ритм и позволить уйти страхам и непониманию, заставляющих вас хотеть вмешиваться.

Из главы "Ваше Я Света"
Самую великую радость душа испытывает от взаимодействия Духа и ощущения, взаимодействия божественности и человечности. Это и есть секрет Вселенной.
Когда вы являетесь чистым Духом, ваша реальность статична. Ничего не меняется. Ощущение и движение появляются только тогда, когда существует взаимосвязь с чем-то вне вас/Духа. Когда вы ощущаете нечто иное, чем вы сами, появляется приглашение исследовать, ощутить, обнаружить. Но чтобы ощутить нечто иное, чем вы, вам приходится убирать себя из абсолютного Единства, из Бога/Духа. Делая это, вы становитесь индивидуальной душой.
Вы – индивидуальная душа, одной ногой стоящая в сфере Абсолюта, а другой – в сфере Относительного (= дуальности).
Исследуя относительность (дуальность), вы можете так далеко удалиться от Дома, что теряете контакт с элементом Духа внутри. Тогда душа теряется в иллюзии страха и разделения.
Самая великая радость возможна тогда, когда вы принимаете участие в сфере Ощущения, оставаясь связанным с Духом, с Домом. Сбалансированное взаимодействие между Духом и Душой – источник величайшего творчества и Любви.
С этой перспективы, все вы пребываете на пути обнаружения правильного равновесия между состоянием абсолютного Единства и состоянием индивидуальной души.

Сеанс гипнологов

Вопрос. Скажите пожалуйста, а в чем различие между Духом и Душой?
Ответ. Душа воплощается, изменяется, а Дух – он вечен.

В. В каком смысле «Душа изменяется»?
О. Душа, она пластична. Представь себе Звезду. Вот эти её лучи, это Дух, а тот свет, который идет от неё, это Душа. Дух – это основа, более жесткая, более незыблемая, Душа более пластичная. Если Дух представить в виде луча, то Душа будет его чуть размытым свечением, другими словами Дух - это луч, а Душа - это образ Духа и в ней свечение замкнуто.

В. Связан ли конкретный Дух с конкретной Душой? Является ли эта пара постоянной?
О. Да, связаны и они взаимно проникают друг в друга, только у одного Духа, как правило, несколько Душ. А по большому счету, всё есть проявление одного Духа.

В. В чем отличие Души человека от Души представителя какой-либо другой цивилизации?
О. Какого именно человека вы имеете введу? Люди тут разные и много разных цивилизаций воплощается в Людей.

В. У нас была информация о том, что всем воплощающимся на Земле в телах людей существам, если они прибыли откуда то со стороны, дается в пару Душа земного человека. Она может быть с опытом или ещё совершенно чистой матрицей, с записанным на неё базовым опытом… Это не так?
О. Практически так. Но только не то что «выдается в пару», а они как бы сливаются вместе, но при этом сохраняют индивидуальности. Получается единая Душа.

В. После прохождения Земного опыта эти Души разделяются, или они уже навсегда будут вместе?
О. Тут всё по их желанию, по задачам, смотря куда они собираются, тут много разных моментов.

В. В чем всё-таки отличие Земной Души Человека, от других Душ, есть ли какая-то специфическая особенность?
О. Да, можно назвать это особым ароматом… Мы надеемся, вы понимаете, что «аромат» в данном случае является метафорой.

В. Может быть только из Души Человека может получиться настоящий Творец?
О. Нет, каждая Душа может стать Творцом, только творят они по-разному.

В. Ну вот Души Рептилоидов, они тоже могут стать Творцами?
О. Они скорее разрушители, но в то же время они что-то создают, хоть и разрушают.

В. Так чем принципиально они отличаются?
О. Учителя вон уже угорают над нами, говорят «хвостом, хвостом»!)))
А если серьезно…. У них меньше Любви… Скорее даже у них это лучше назвать «забота», Любви у них нет. Отчасти это обусловлено их физиологией. На самом деле их Души тоже могли бы развить в себе это качество, и они как будто чувствуют это и несколько комплексуют из-за этого.
Т.е. вот эта Безусловная Любовь, которая присуща Душе Человека, является одним из ключевых отличий от Душ представителей других цивилизаций.

В. А какие ещё ключевые отличия есть?
О. Я это сейчас воспринимаю как голубой свет и ощущаю его смесью благородства и жертвенности, способностью действовать из принципа, порой даже во вред себе. Все остальные цивилизации достаточно практичны.

В. Есть ли где-то еще цивилизации с подобными характеристиками?
О. Есть, но только с подобными. Этот особый аромат Души Человека формируется целым комплексом особых ощущений, которые испытываешь, находясь рядом с этой Душой. Нет какого-то одного ключевого момента, есть сумма признаков.
Есть люди, которые не испытывают Безусловной Любви, но они всё равно люди.

В. Но почему же они не могут проявлять этой Любви?
О. Это вопрос к этим людям, а не к нам.

D_A добавлю от себя:

Дух человека - это та самая Искра Творца. Душа -- это те прослойки, матрицы и тела, которые Искра "надевает" на себя, чтобы проходить опыт таких миров, как Земля. Матрица души непостоянна, их часто меняют, в зависимости от задач, уроков и решений, принятых во время воплощения. Это не значит, что полностью меняется сама душа, однако могут меняться (активироваться или "засыпать") её клетки, тем самым часто изменяя характер. Выходя из воплощения, Искра отдает большинство оболочек тем системам, которым был предназначен накопленный опыт (н.п. Земле, роду, родным цивилизациям). Одна коллега описала этот процесс так:

Когда моя бабушка перешла в мир иной, я видела, как она поднялась над планетой и там обрела облик цветка. Лепестки этого цветка начали распадаться и отходить, в итоге осталась только Искра, которая ушла в свое высшее измерение, у меня не было возможности проследить за ней дальше.

Из внешнего :

Что такое душа и дух

Душа – нематериальная сущность человека, заключенная в его теле, жизненный мотор. С ней тело начинает жить, посредством ее познает окружающий мир. Нет души – нет жизни.
Дух – высшая степень человеческого естества, влекущая и ведущая личность к Богу. Именно наличие духа ставит человека выше всех в иерархии живых существ.

В чем же разница между душой и духом?

Душа – это горизонтальный вектор человеческой жизни, связь личности с миром, область вожделений и чувств. Действия ее разделяются на три направления: чувствующие, желательные и мыслительные. Это все мысли, чувства, эмоции, желание чего-то добиваться, к чему-то стремиться, делать выбор между антагонистичными понятиями, все то, чем человек живет. Дух – вертикальный ориентир, стремление к Богу.

Душа оживотворяет тело. Как кровь проникает во все клетки человеческого организма, так душа пронизывает собою все тело. То есть, человек обладает ею, как обладает телом. Она – его сущность. Пока человек жив, душа не покидает тело. Когда умирает, то уже не видит, не чувствует, не говорит, хоть имеет все органы чувств, но они бездеятельны, потому что нет души. Дух не принадлежит человеку по его природе. Он может покидать его и возвращаться. Его уход не означает смерти человека. Дух оживотворяет душу.

Душа – это то, что болит, когда нет причин для физической боли (тело здорово). Это бывает, когда желания человека идут вразрез с обстоятельствами. Дух лишен чувственных подобных ощущений.

Из раннего

Статьи по теме