Если тянет в монашеские ордена прошлая жизнь. Монашеские ордена раннего средневековья. Храмовники или тамплиеры

Важная роль в укреплении католической церковной организации принадлежала монашеству. Вы помните, что отцом западного монашества в VI ст. стал Бенедикт Нурсийский. Со временем было основано много монастырей, которые руководство-вались уставом св. Бенедикта Нурсийского. Устав включал три обета: постоянное проживание в монастыре, повиновение и сдержанность. Чтобы объединить мона-стыри, в 530 г. возник орден бенедиктинцев .

В конце XI в. возник орден цистерцианцев . Его учредил в 1098 г. аббат Робер в бургундском городке Сито, что на латыни читается как «Цистерциум». Отсюда и происхождение слова «цистерцианцы». Цель создания цистерцианского ордена — возвращение к строгим правилам монаше-ской жизни Бенедикта Нурсийского. Цистерцианцы обеспечивали себя собственным трудом и питались только растительной пищей. Цистерцианский орден многим обязан аббату Бернарду Клервоскому (1090-1153) . Благодаря его деятельности немногочисленный орден стал одним из крупнейших.

Францисканцы
Бенедиктинцы
Св. Франциск Ассизский проповедует птицам. Фрагмент фрески Джотто.
Св. Доминик

В начале XIII в. возник новый тип монашества — нищенствующие ордена, классическим образцом которых считаются францисканский и доминиканский ордена. Материал с сайта

Основателем ордена францисканцев был Франциск Ассизский (1182-1226) . Он родился в городе Ассизи в богатой купеческой семье. Сначала юноша занялся торговлей, но после плена и тяжелой болезни посвятил себя религии. Раздав иму-щество бедным, Франциск Ассизский проповедовал обездоленным и больным. Он учил любить не только людей, но и животных, деревья, цветы, солнечный свет, огонь и воду, видя во всём воплощение Бога. Постепенно вокруг него собрались после-дователи, которые называли себя миноритами, то есть «меньшими братьями». При поддержке папства минориты со временем образовали орден францисканцев. Его правила предусматривали соблюдение идеалов бедности, аскетизма , смиренно-сти и повиновения.

Доминиканский орден возник в 1216 г. Его основате-лем был испанский монах Доминик де Гусман (1170-1221) , причисленный впоследствии к лику святых. Однако название ордена происходит от латинского словосо-четания «domini canes» — псы Господни. Эмблемой доминиканского ордена была собака с факелом в зубах. Орден возглавлял генерал-магистр, а монахи одева-лись в чёрные плащи с капюшоном. Особое внимание доминиканцы уделяли просветительской деятель-ности, а также активно изучали Святое Письмо. Они стали надёжной опорой пап в борьбе с их политиче-скими противниками.

Аскетизм — религиозное учение, смысл которого заключается в проповеди отречения от радостей жизни, отшельничества и укрощения земных желаний для достижения морального совершенства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Н.Ф. Усков

Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 320-331

Монашество (от греч. monachos - «отшельник») - одна из форм осуществления аскетического идеала, характерная для ряда «религий спасения», требующих от своих последователей полной или частичной систематизации поведения ради обретения как «духовной сопричастности божественному» при жизни, так и спасения послесмерти (М. Вебер). В средневековом монашестве неследует видеть выражение устремлений однихаскетов: оно являлось непременным компонентом представлений общества о себе самом,своих ценностных ориентирах и задачах.

Переход от аскезы к монашеству

В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. ОднакоИисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19,10-12, 27-28; Мар. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12,
22-31). Утверждение бренности «образа мирасего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31).Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало,что человек должен победить не плоть, но своюгордыню и себялюбие во имя любви к Богу. Вдействительности христианство заимствовалоу различных дуалистических учений позднейантичности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике монашества, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это,в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирноговремени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитетмонашества среди мирян и в церкви.

Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio ) с сакральным (отсюда частоеобозначение монахов как religiosi , с ростом.христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в которой неизбежно происходило усреднение христианского идеала) и уход, по примеру Христа, в пустыню (Мат. 4), где и конституируется монашество как институт, обособленныйот остальной церкви. Еще авторы житий первых монахов подчеркивали своеобразный эгоизм аскетов, стремившихся, покинув общину, обрести личное спасение, «лишь насебя одного обращать внимание» (св. Афана-сий), не участвуя в отправлении тех или иных общественных функций. В концентрированном виде это стремление выразил один из крупнейших западных отцов монашества Иоанн Кассиан (ум. 435): «Монах всеми путями должен бежать от епископа и женщины».

Ок. 275 г. св. Антоний Великий (ок. 250-356), которого называют «родоначальником» монашества, примкнул к одному из аскетов, жившихв пустыне Нижнего Египта. Египетские колонии отшельников, появившиеся вскоре подвпечатлением подвигов св. Антония и заложившие основу еремитизма (от греч. «пустынножительство»), вскормили и другую форму М.а - киновийную (от греч. «общежитийный»), подражавшую общине апостолов: «Умножества... было одно сердце и одна душа,... все у них было общее» (Деян. 4, 32-35),Постоянная молитва (лат. laus perennis ) и физический труд (лат. ореra manuum ), согласно1 Феc . 4, 11; 5, 17, вменялись в обязанностьчленам общины и стали основными занятиями киновитов. Родоначальником киновииявляется св. Пахомий Великий (ок. 292-348),написавший первый устав (правило), нарядус властью аббата (настоятеля, от сир. «отец»)регулирующий жизнь общины. В IV в. монашествораспространяется в Палестине, Сирии, Малой Азии, Армении, Грузии и Западной Европе. В Х в. из Византии монашество проникаетеБолгарию и Сербию, а в XI в. на Русь.

Монашество в раннее средневековье:

междуцерковью, знатью и королевской властью

Первые известные нам очаги монашества на Западе возникают в наиболее романизированных,а соответственно и христианизированных регионах: Италии и Галлии. Древнейшие монастыри в Западной Европе были основаны в Аквитании св. МартиномТурским (336-401).Независимо от него в У-У1 вв. на юго-востоке Галлии сложилась целая семья монастырейс центром в Лерене близ Канн. К крупнейшимиз них принадлежали монастыри Юры (Конда, Локон, Бальма). Существенное влияние наюжногалльское монашество оказал опыт восточныхподвижников, обобщенный в трудах ИоаннаКассиана - «Собеседованиях» и «Установлениях». В окрестностях Рима в нач. VI в., по-видимому, не без влияния традиций Лерена,было составлено «Правило учителя» (лат. Regula Magistri ), которое легло в основу Regula Benedicti - устава, написанного св. Бенедиктом Нурсийским (ум. 555/560) для основанного им ок. 530 г. монастыря Монте-Кассиноблиз Неаполя.

С появлением киновии происходят существенные сдвиги в психологии монашества. От киновита требовалось не столько стремление остa вить мир и вести аскетический образ жизни Христа ради, сколько готовность к послушанию и смирению вплоть до растворения своей воли в воле предстоятелей общины монахов с ее строгой дисциплиной, неусыпнымконтролем и системой наказаний. В УставеБенедикта монахи определяются как «воиныцаря небесного», сражающиеся в «братскомстрою» под водительством аббата. Жизнь вмонастыре есть приуготовление к вышнемупод защитой от козней дьявола, опасных длявольного отшельника. Лишь пройдя обучениев монастыре - «школе служения Господу»,беспрекословно подчиняясь учителю-аббатукак «викарию Христа», монах мог стать отшельником. Странничество Бенедикт рассматривал как извращенный вариант монашества, не могущий обеспечить воспитания в монахесмирения.

Спонтанный аскетический порыв подменялся подражанием, воспроизведением вбыту тех норм, которые были апробированыболее святыми мужами древности на пути к«вершинам совершенства». С появлениемкомпендиумов Кассиана и писаных уставов,изучение таких норм казалось важнее поиска подходящей пустыни или добывания «египетских кореньев». Чтение (лат. lectio divina ),прежде всего корректное осмысление Библии, наряду с молитвой и физическим трудом,выдвигается на первый план в жизни общины. Фундамент монастырской учености былзаложен в Италии в VI в. Кассиодором, основателем Вивария, и папой Григорием Великим, автором Moralia in Job - главного средневекового свода монашеской спиритуальности. Героический подвиг аскета сменила рутина «мастерской», в которой братья овладевают «инструментами духовного ремесла»(у Бенедикта их 72), восходят по 12 ступеням смирения от «беспрекословного послушания» старшим до глубокого переживания неизбывной греховности своего «Я», побуждения любить одного Бога. Монах должен вести не созерцательную, но активную жизнь,«выстраивать» себя и созидать, таким образом, небесный Иерусалим, «гражданами» которого монахов нередко называют средневековые источники. Не случайны поэтомустроительные мотивы в дидактической монашеской литер а туре, изобразительном и прикладном искусстве. От требования ухода измира остались «закрытость монастыря» иобет «оседлости» (лат. stabilitas loci ), впервыеупоминаемый в У-УI вв. в монашеских текстах круга Лерена и зафиксированный в Уставе Бенедикта.

Устав Бенедикта, как и другие монашеские правила, предлагал новую систему социальных связей, мыслившуюся как антитезаотношениям, существующим в миру. Вступление в монастырь приравнивалось к новому рождению и фиксировалось специальнымправовым актом, практически не имевшим обратной силы. Символом этого служила перемена одежды, отказ от прежнего имени, всякой собственности и родственных отношений, позднее и отказ от волос и бороды, олицетворявших социальный статус и пол вмиру. Монах должен был стать neutrum , т.е.,подобно ангелам, ни мужчиной, ни женщиной. Вся иерархия внутри братии строиласьв соответствии с возрастом обращения, воглаве же нее стоял новый «отец» монахов -аббат, которому вменялось в обязанностизаботиться о всех нуждах братьев, наставлятьи наказывать непослушных «чад».

Растущей внутренней регламентации монашеской жизни соответствовала и внешняя. монашество, зародившееся вне церкви и представлявшее собой «свободную» форму жизнимирян, согласно канонам Халкидонского собора 451 г., превратилось в институт публичного и церковного права. Для основания монастыря требовалось отныне согласие епископа, за которым утверждалось
321

Право контроля и попечения над жизнью монахов. Эторешение, поддержанное галльскими соборами, было обусловлено ростом светского и духовного могущества епископата в условиях разложения муниципальной системы в городах и создания имперской церкви в Византии и королевских церквей в варварскихгосударствах. Стремление обеспечить монополию епископата в духовной жизни, монополию на «святость», легитимировавшую исветскую власть прелата, становилось пороюпричиной пренебрежительного и ревнивогоотношения к монашеству, как в случае с отшельником и столпником Вульфилаихом VI в., высмеянным, по словам Григория Турского,епископами, разрушившими затем его столп.

Наряду с обязанностями по интенсификации религиозной жизни, в том числе и участием в пастырском служении, епископатвозлагал на подчиненные ему отныне монастыри также задачи репрезентации собственной власти. Таким образом, в V-VI вв. спонтанный, вызванный лишь аскетическими мотивами рост монашества уступил место жестко регулируемому процессу, инициатором которого
являлись по преимуществу прелаты, отводившие монастырям в сфере церковной организации особые функции. Это в конечном итоге предопределило появление и длительноесуществование всевозможных форм «монашеско-клерикального симбиоза» (Р. Шиффер), которые Алкуин (ок. 735-804) в своевремя обозначил как tertius gradus (лат. «третий разряд»), т.е. нечто среднее между монашествоми клиром. Сближению клира и монашества способствовали, с одной стороны, рост значениямессы в жизни монахов (а соответственно, и увеличение числа монахов, имеющих посвящение), развитие культа святых, регулярное почитание которых, сопряженное с пастырским окормлением паломников, становится конститутивным элементом многих монастырей, а с другой - представление о желательности «культовой чистоты» для клира,соприкасающегося со святыми дарами, что подразумевало не только безбрачие, но и vita communis (лат. «общинная жизнь») по примеру апостолов, преемником которых клирсчитается.

Иной путь клерикализации прошло ирландское монашество, возникшее в У-У1 вв. В Ирландии отсутствовали города в римском понимании слова, и епископат, не обладавшийсветской властью, оказался значительно слабее монастырей, являвших важное звено клановой организации древнеирландского общества. В Ирландии сложилась монастырскаяцерковь: крупнейшие монастыри (Килдаре, Клонард, Клонмакнойз, Бангор, Иона и др.)стали центрами диоцезов (paruchia ), а их аббаты или аббатиссы сами назначали епископов. Свой авторитет монастыри во многом заслужили невероятной строгостью аскезы. Одной из ее форм стало паломничество Христа ради, понимаемое как добровольное отлучение от родины, с тем, чтобы вдали от нееобрести уединенную обитель. В кон. VI в. вГаллию прибыл св. Колумбан (ум. 615), подвлиянием которого число монастырей удвоилось. Наряду с углублением христианизации франков, а соответственно усложнением их духовных потребностей, немаловажную роль в успехе миссии св. Колумбана сыграла и притягательность модели ирландского монашества, декларировавшего независимость отвласти епископата.

В первой половине VII в. стремление к автономии монастырей нашло поддержку прифранкском дворе, в политике которого явственно просматривалось желание усилитьвлияние королевской власти на епископат,сосредоточивший в своих руках обширныевластные полномочия, что в отдельных регионах приводило к созданию «епископскихреспублик» (О. Эвиг). Широкого распространения достигает привилегия ехеmptio (лат.«изъятие»), изымавшая внутреннюю организацию монастыря, а также его имущество изсферы юрисдикции епископата. В тоже время создать полностью независимую от диоцеза монастырскую церковь, подобную ирландской, на континенте не удалось.

Изменение в погребальном обряде в VII в.,выразившееся в почти повсеместном исчезновении погребального инвентаря, стремительном росте захоронений ad sanctos (лат. «при святых», т.е. поблизости от гробницысвятого), совпадает с первой волной основания «частных» монастырей. В агиографии начиная с VII-IX вв. отшельник - это уже побольшей части не энтузиаст-одиночка: в делеоснования кельи или монастыря он действует сообща с благочестивыми мирянами, пекущимися о благе собственной души,
322

Что вграмотах находит выражение в универсальной мотивировке оснований или дарений - pro remedio animae (лат. «во спасение души»).В VIII в. в монастырях фиксируются поминальные книги живых и мертвых (Дурхэм,Англия; Санкт-Петер, Зальцбург и др.), асама причастность монашеской молитвенной общине при жизни или после смерти приобретает немалую духовную значимость.«Право частной церкви», кристаллизовавшееся в процессе нарастания центробежных тенденций в меровингском государстве, лежало в основании множества монастырей,возникших в УП-УШ в. вне власти как короля, так и местного епископа. «Частный» или домениальный монастырь обеспечивалне столько аскетические потребности своихнасельников, сколько гарантировал личное иродовое благополучие собственника, служилзалогом его земного преуспеяния, а такжезагробного вознаграждения, в то же времясообщая власти магната надлежащую духовную санкцию.

Майордомы, а затем и короли из династии Каролингов в кон. VII-VIII вв., стремясьв борьбе с местным сепаратизмом, в том числе и с «епископскими республиками», упрочить властные вертикали, основали на своих землях, а позднее на землях фиска, множество частных монастырей, аббаты которых приносили присягу на верность династии.Позднее они требовали такой присяги и отвсех частных монастырей королевства, допуская вместе с тем существование частныхмонастырей у верных династии епископов. Лишь с ослаблением центральной власти вовторой половине IX в. вновь во множествевозникают частные монастыри отдельныхмагнатов, в той или иной степени сохранившие и после запрета института «частной церкви» в 1095 г. зависимость от своих сеньоров на основе права патроната.

Каролингские монастыри получали комплекс привилегий:короли гарантировали имбезопасность и покровительство, что означало правовую независимость от епископа иместных сеньоров, а также налоговый и судебный иммунитет, позднее и право свободного выбора аббата с последующим утверждением его монархом. Каролинги содействовали превращению монастырей в крупнейших и привилегированных землевладельцевЕвропы. Монастыри были обязаны королюслужбой (servitium regis ), прежде всего военной, помещая на своих землях воинов; молились за благополучие империи, помогалигосударю советом, оказывали ему гостеприимство, вносили различные денежные отчисления, наконец, организовывали школыдля мирян и клира и тиражировали книги. Благодаря политике Каролингов монастыристановятся крупнейшими центрами раннесредневековой книжности и учености.

То, что монашество к нач. IX в. сделалось однойиз важнейших опор системы имперской церкви, не только добавило сану аббата политическое значение, введя настоятелей монастырей в состав высшей аристократии, но исделало возможным передачу этого сана мирянам в качестве поощрения за службу. Изменился социальный состав монастырей: вних превалировали представители знати, ктому же не избравшие монашескую жизньдобровольно, в сознательном возрасте, нопредназначенные к ней с детства как pueri oblati (лат. «дети, принесенные в дар»). Их передача монастырям мотивироваласьстремлением повысить духовный авторитетсемьи, но иногда и ее социальный статус,обеспечить содержание и будущность не участвующих в наследовании детей, обзавестисьсобственным молитвенником перед Богомили популярным святым.

Еще в VII в. в монастырях св. Колумбанаи его последователей распространялось «смешанное правило», основывавшееся на ирландских традициях и Уставе Бенедикта. ЕгоКолумбан, возможно, получил из Рима от папы Григория Великого (590-604), написавшего и житие Бенедикта, - отчего к северу от Альп Устав Бенедикта вскоре стал восприниматься как «римский», угодный «князю апостолов» Петру, обладателю ключей отцарства небесного; а значит, следование такому уставу в наибольшей степени должнобыло гарантировать обретение спасения.

Популярность Уставу Бенедикта доставилии англосаксонские миссионеры в кон. VII -первой половине VIII в. Устав, освященныйименем папы Григория Великого, основателя английской церкви, уже с кон. VII в. преобладал в английских монастырях. Реформа франкской церкви, осуществлявшаяся англосаксом св. Бонифацием (672/75 - 754) при поддержке Каролингов,
323

Предусматривалаводворение в ней «единообразия и подчинения Риму». Введение во всех монастыряхфранкского королевства Устава Бенедикта, вытеснение других правил, становится важной составной частью универсалистской политики Каролингов, преследовавшейцель внутренней консолидации обширногополиэтнического государства и легитимации, прежде всего духовной, узурпированной королевской власти (751 г.). Формирующийся новый этос христианского государя, правителя imperium Christianum (лат.«христианской империи» - Алкуин), требовал от Каролингов покровительства не только религии и церкви, но и попечения о монашестве.

Окончательно Устав Бенедикта как единственно угодный Богу и потому допустимый в монастырях франкской империи, был утвержден на соборе в Ахене в 816 г., который также строго отделил монашество от общежитийныхформ организации белого духовенства. Инициатор собора, советникЛюдовика Благочестивого (814-840) св. Бенедикт Анианский (ум.821), стремясь унифицировать даже толкование устава, подготовил тогда же законодательное утверждение единого и обязательного для всех монастырей «обычая» (una regula - una consuetudo - лат. «одно правило - один обычай»), своего рода расширенного и более детализированного Устава Бенедикта.

В то же время не стоит преувеличиватьстепень унификации монашества франкской империи на этой основе. Действенность ахенских постановлений 816г. была столь же ограниченна, как и эффективность других каролингских капитуляриев, служивших скорее манифестацией общих принципов власти. Устав Бенедикта являлся для монастырей своего рода символом верности Каролингской династии, которая трактовала ordo monasticus (лат. «монашеское сословие») лишь как ordo benedictinus (лат. «бенедиктинское сословие»). Это представление, потеряв связь сконкретными идеологическими и политическими обстоятельствами своего возникновения, было усвоено со временем и монашеством, сохранившись в целом вплоть до XII в. УставБенедикта наслаивался на многочисленныелокальные обычаи и правовые регламентации отдельных аббатов, являвшихся на практике regula viva . (лат. «живым правилом»). Естественно, что обретение монастырямимногообразных неаскетических функций,изменение статуса аббата и состава монастырей, не могло не отразиться на облике монашества.Молитвы перед Богом и особо торжественное почитание святых, поминовение живыхи усопших, образование, наука, исполнение servitium regis (или обязанностей перед инымсеньором монастыря), востребованные обществом, занимают центральное место в повседневной практике монашества, оттеснив на задний план задачи единения с Богом, достижения индивидуального спасения и т.д.

Монастырские реформы. Клюнийцы

Эволюция монашества в раннее средневековье отражала рост его духовного авторитета, социальной значимости занимаемого им секторасредневекового общества. В то же время сложившийся в сознании мирян и духовенства«образ монашества» (Л.П. Карсавин) в известной степени существовал независимо от своего реального воплощения. Стремление достичьвнутренней однородности монашества, его идентичности идеалу породило известную формулу:«Монастырь надлежит всегда реформировать». Термин reforma в его средневековомсловоупотреблении означал возвращение кнекой исконной, а потому аутентичной forma .Для Бенедикта Анианского, а в Х-Х1 вв. дляклюнийцев и других монашеских движенийтакую «единственно правильную», а потомуобязательную для каждого монастыря формуявлял Устав Бенедикта. Эти «возродителимонашества» (Л. П. Карсавин), по сути своей традиционалисты, пытаясь вернуть монашество к его «истокам», видели в нереформированных монастырях лишь «обмирщение» и «порчу» и стремились, сломив обособленность обителей, навязать им свое, в целом утопическое, понимание целей и образа монашеского служения. Искусственность формы монашеской жизнинаходила отражение в «обычаях», составляемых реформаторами (как правило, в ужесточение требований Устава Бенедикта), и призванных до мельчайших подробностей описать воображаемую социальную практику монастыря. Так, бенедиктинский обет молчанияполучил у клюнийцев продолжение в видеразвернутого словаря жестов. Следствием реформ явилась поэтому дальнейшая ритуализация монашеской повседневности.
324

Следует отличать реформу БенедиктаАнианского, которая была обусловлена идеологическими и политическими факторами,проводилась сверху и ограничивалась пределами франкской империи, от унификаторских монашеских движений Х-Х1 вв., являвшихся составной частью массового религиозного подъема, питаемого эсхатологическими ожиданиями в преддверии тысячелетия
рождества, а затем страстей Христовых. Наметившийся в Х-Х1 вв. переход от формального благочестия к поискам индивидуальныхпутей общения с Богом обозначился преждевсего в сфере монашеской жизни. В этот период звучит не только критика практики передачи в монастырь детей, но и отмечаетсямассовое, сознательное обращение мирян. Современники полагали, что монахи не только обладают большими шансами на спасение, чем миряне и клирики, но и на небесахони, а не епископы, будут предводительствовать сомном праведников и вместе с Богомвершить затем Страшный суд над миром.

Сходство с каролингской реформой имели преобразования монашества в германской империи при Оттонах и первых Салиях (936-1054), а также в Англии при короле Эдгаре(после 970). В противоположность им клюнийское движение с центром в бургундскомаббатстве Клюни, основанном в 910 г., исходило из среды монашества, а сложившееся вокругКлюни монашеское объединение не былообусловлено какими-либо потестатными границами. Клюни находился вне сферы правачастной и королевской церкви, а также власти епископа, будучи переданным своим основателем, герцогом Вильгельмом Аквитанским, под покровительство папы. В правлениеаббата Одона (927-942) Клюни становится центром монастырской реформы, нацеленной на освобождение монашества от влияния извне,со стороны епископа или светского сеньора,что трактовалось как последовательное отрешение от мира, условие исполнения УставаБенедикта и одновременно гарантия верности ему. Стремление к независимости монашества нашло зримое выражение в особых, черныходеяниях, впервые введенных у бенедиктинцев именно клюнийцами.Клюнийцы, однако, не добивались отмены права частной церкви. Напротив, онисами пользовались этим правом для осуществления реформы монастырей, получая их
в дар во спасение души, покупая или вступаяс сеньором в совместное владение - так чтореформа скорее шла не от монастыря к монастырю, но от замка к замку. Если церковьвиделась клюнийцам по преимуществу монашеской, как, по их мнению, было во времена апостолов, то и сеньор в идеале, даже оставаясь в миру, должен был скрывать подшлемом тонзуру.

Средоточием монашеской жизни клюнийцы считали молитву перед Богом во спасениесебя и мира. Построенная в 1088- 1125 гг. новая церковь аббатства (т.н. Клюни III) явля-лась самым грандиозным храмом католического мира; на его многочисленных алтаряхпрактически не прекращалось богослужение,пышность и торжественность которого заслужили у современников ироничное прозвище - «свинцовая месса». Частью литургического цикла Клюни являлось поминовениеживых и усопших, достигшее беспрецедентных масштабов. Аббат Одилон (993-1049) учредил особый праздник всех усопших душ (2 ноября), который со временем стал обще церковным.. Приоритет богослуженияобусловил наличие у большинства монаховсвященнического сана.

Клюнийское объединение включало сотни монастырей Западной Европы, так что современники могли называть его главу «королем» и даже «августом», т.е. императором. Вто же время клюнийцам не удалось достичьстрогой унификации обителей, многих изкоторых по мере роста популярности Клюнив объединение влекли скорее соображениясоциального престижа или уверенность втом, что посмертное поминовение именноклюнийских монахов обеспечит им спасение.

Движение еремитов в Х-Х1 вв.

Частью религиозного подъема Х-Х1 вв. было также движение еремитов. Еремитизми ранее существовал в Западной Европе,правда, лишь как явление хотя и глубоко почитаемое, но все же маргинальное по сравнению с киновийным монашеством. «Золотой век» еремитизма стал во многом реакцией на распространение с кон. IX в. симонии и браков клириков, обмирщение белого духовенства,толкавших аскетически настроенных мирянк радикальному бегству от мира. Особый жеразмах движения в Италии заставляет предполагать и некоторое влияние греческого монашества(со свойственным ему культом отшельничества), сохранившегося на юге полуострова современ византийского владычества. Тщательно разработанная метода аскезы, дажесоревнование в измождении плоти на фонеопасностей неосвоенных человеком лесов игорных круч составляли основное содержание подвига еремита. В то же время отшельники, иногда в поисках образцов для подражания, а порою из-за неуверенности в собственных силах и страха перед искушением,очень скоро объединялись в общины и даже конгрегации, состоявшие из нескольких колоний и, наряду с текстами своих наставников, руководствовались Уставом Бенедикта,сочетая, таким образом, строгости инидивидуального подвижничества с общежитийным укладом. Такие объединения сложились в Италии вокруг св. Ромуальда (950-1027) в Камальдоли (орден камальдуленсов),Иоанна Гвальберта (990-1073) в Валлумброзе (орден валлумбразианцев), во Франции вокруг Бруно Кёльнского (1030/35-1101),основавшего в 1081 г. под Греноблем обительШартрез (орден картузианцев).

Создание орденов. Цистерцианцы

Со временем в движение еремитов стали вливаться и монахи реформированных монастырей, недовольные как ростом численности братии, так и обогащением обителей,роскошью их храмов и богослужения, рождавшими тоску по первоначальной простотеУстава Бенедикта. В таких монастырях, казалось, все труднее обрести спасительноеединение с Богом, особенно учитывая то, чтогромкая слава прежде всего клюнийских монастырей нередко привлекала туда людей, пытавшихся продвинуться по социальнойлестнице. В 1098 г. группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырьи удалилась в уединенную местность Сито(лат. Cistercium ) в Бургундии. Эта обительдала название ордену цистерцианцев, основанному в 1118 г. Благодаря усилиям св. Бернара Клервоского (1090-1153) орден цистерцианцев распространился к сер. XII в. по всейЗападной Европе, и современник мог воскликнуть: «Мир стал цистерцианским!»

Цистерцианцы не реформировали старыемонастыри, но закладывали новые, резкопротивопоставляя себя прежнему монашеству, чтоинституционально закрепила созданная иминовая форма организации монашества - орден. Ониполагали, что старые монастыри с их давними традициями, привилегиями и связями,земельными владениями и вассалами не пригодны для «подлинного» монашества. In heremo (лат.«в пустыне»), в еще не обжитых человекомместах, в простоте и бедности, цистерцианцы надеялись в полной мере осуществитьУстав Бенедикта. Идеал бедности зримо отражали белые (без красителя), дешевые «ангелические» одеяния, а также строгая, лишенная излишеств, архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей.

В основе ордена лежал принцип филиаций (лат. filiatio - родовая преемственность):по достижении устойчивости и зрелости конвента аббат, дабы строгость монашескогоидеала не смягчалась, посылал часть братьевдля основания нового, дочернего монастыря, который настоятель материнской обители отныне регулярно визитировал. В отличиеот клюнийского объединения, главой которого являлся аббат Клюни, верховной властью в ордене цистерцианцев обладал генеральный капитул - ежегодное собрание всехаббатов цистерцианских монастырей. Их уклад регулировали статуты ордена, утвержденные генеральным капитулом, тогда как клюнийские «обычаи» были обычаями преждевсего самого Клюни и в других монастыряхклюнийского объединения наслаивались на местные монашеские традиции. Так же иправовой статус монастырей цистерцианцевопределяли общие орденские привилегии,дарованные папством, а не частные, свои укаждого монастыря, как в прежнем монашестве.Впоследствии по образцу цистерцианцеввсе монашество, включая и клюнийское, организуется в различные ордена. Независимость,как правило, сохраняли лишь древние королевские (имперские) аббатства, периодичес-кие попытки реформировать которые следовали на протяжении всего средневековья.Противостояние монастырей и унифицирующих монашеских течений сменилось, таким образом, противостоянием орденов, врамках которых унификация доходила дообщности святых-покровителей и единообразия в архитектурном облике отдельных монастырей.
326

Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в которомони видели средство воспитания смирения иобуздания «духа соблазна», а также гарантиюнезависимости монастыря от мира. В отличие от прежнего монашества, цистерцианцам не дозволялось жить чужим трудом, иметь зависимых крестьян и вассалов. В результате онибольше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории, школе или храме за богослужением.Вскоре, однако, занятия физическим трудомбыли переданы конверсам (лат. «обращенные»), которые, будучи выходцами из сельской бедноты, хотя и принимали монашескийобет, жили отдельно от основной братии.Интенсивное высокорентабельное товарноехозяйство стало источником быстрого обогащения ордена. Современники иронизировали, что цистерцианские монастыри подобныНоеву ковчегу, на который братья собрали
все богатства, оставив снаружи запустение.

Цистерцианский культ труда, интенсивноеосвоение лесов и пустошей, внедрение всевозможных технических новшеств позволяют рассматривать цистерцианское движение врамках внутренней колонизации в ЗападнойЕвропе XII в., а также отчасти приписать емузаслугу в «реабилитации труда» (А.Я. Гуревич).Насколько именно социальная значимостьактивной трудовой деятельности в условияхотносительно перенаселенной Европы повлияла на быстрый успех ордена, судить сложно,хотя в зонах военной колонизации, в западнославянских землях и Испании, цистерцианские монастыри действительно были желанны, и их основание поддерживали различные светские и духовные институции, притокже насельников обеспечивался, среди прочего, высоким авторитетом миссионерского служения в сочетании с надеждой на лавры мученичества. И все же рост ордена в большейстепени обусловили: неудовлетворенностьрезультатами реформ монашества в Х-Х1 вв. и церкви во второй половине XI - первой четвертиXII в., нарастание социальных конфликтов всвязи с развитием товарно-денежных отношений (отсюда цистерцианский культ бедности)и в то же время изменения в религиозном сознании общества, прежде всего его радикализация, выразившаяся, помимо прочего, в крестовых походах, создании духовно-рыцарских орденов, массовом, со второй половиныXII в., распространении еретических учений.

«Возвращение» в мир

По мере роста городов в XI-XII вв., укрепления их роли в экономической, интеллектуальной и политической жизни монашество, укорененное в аграрной сфере, теряло свое значение, ав общественном сознании все большее местозавоевывало представление о богатстве монастырей, изнеженности, праздности и алчности их насельников. Церковь стремилась сохранить свой контроль над городами, своюмонополию в духовной жизни общества. Папство, которое еще в эпоху реформ активноопиралось на монашеские движения и стремилось, раздавая монастырям привилегии апостольского покровительства, укрепитьиерархический принцип церковной организации, в 20-е гг. XII в. отказывается от поддержки монашества в его борьбе за автономию внутри церкви, расширяет прерогативы епископов.

Показательна в этой связи метаморфозадвижения регулярных каноников, возникшего во второй половине XI в. в среде городского клира, стремившихся уподобиться в своейорганизации духовно притягательному тогдамонашеству и противопоставить чистоту общежитийной жизни порокам остального духовенства.В нач. XII в. происходит размежевание регулярных каноников с монашеством. В качестве правила общежития они избрали не Устав Бенедикта, а устав, приписываемый Августину, древнейший список которого датируется VI-VIIвв. Поскольку IV Латеранский собор 1215 г.запретил создание орденов на основании новых уставов, то практически все духовные ордена XII-XIII вв., включая нищенствующие (кроме францисканского), принимали уставсв. Августина. В его основе лежала особая мистическая категория христианского вероучения - любовь (лат. caritas ). Высшая любовь кБогу требовала жертвенной любви к ближнему, которая выражалась в активной пастырской деятельности в миру, в ответственности заспасение всех христианских душ. Именно вэтом смысле стал трактоваться и идеал vita apostolica (лат. «апостольская жизнь»), в котором видели теперь не столько следование Христу по примеру апостольских общин, уход отмира и киновийный уклад, сколько уподобление апостолам, несшим благую весть людям.
327

В практике ордена премонстрантов (отлат. Praemonstratum - «Предуказанный», какназывался первый монастырь в окрестностяхРеймса), основанного в 1120 г. каноникомНорбертом из Ксантена (ок. 1082-1132),впервые идеал апостольской проповеди и пастырского служения в миру соединился с требованиями монашеской аскезы, которая освобождается от внешних условностей (уединение в «пустыне», затворе, оседлость), спиритуализируется, переносится в сферу внутреннего духовного труда. Эту эволюцию облегчало и мистическое определение монаховв уставе Августина как «влюбленных в духовную красоту».

Нищенствующее ордена

Возникновение нищенствующего монашества(лат. mendicantes ) в XIII в. тесно связано с развитием новых воззрений на монашескуюаскезу, восходящих к идеалам регулярных каноников и премонстрантов, а также сформировавшихся под влиянием еретических ииных массовых религиозных движений второй половины XII - нач. XIII в. Идеологиянищенствующего монашества несла на себе отпечаток острых социальных конфликтов эпохи,вызванных интенсивным развитием денежной экономики и растущей социальной поляризацией, особенно ощутимой в городах.Новизна, стремительность и безжалостностьэтих процессов порождали кризис традиционного христианского миросозерцания, усиливали ожидание конца света. СледованиеХристу понималось теперь как отказ от всякого имущества и даже крыши над головойради проповеди всеобщего покаяния. С самого начала нищенствующее монашество поддерживалось папством, стремившимся опереться нанего в борьбе с еретическими движениями, укрепить пастырское служение в городах иповысить авторитет церкви. Кроме того,мендиканты, более мобильные, чем прежнеемонашество, не связанные с местными интересами,укрепляли вертикаль папской власти.

В основе организации нищенствующегомонашества лежало представление об «апостольскойжизни», эволюцию понимания которой отразили отказ от киновии и замена мендикантами традиционного именования «монахи», т.е. «отшельники», на «братья». Нищенствующеемонашество сосредоточилось на проповедническойдеятельности в городах, исповеди, а такжемиссионерстве, что предполагало принятиевсеми братьями священнического сана. Организация проповеди в нищенствующих орденахсущественно отличалась от территориальной,практиковавшейся в церкви, и базироваласьна опыте еретиков - катаров и вальденсов.Проповедник не ждал, когда к нему, в церковь, соберется паства, но сам искал ее, шел клюдям, «со всем смирением», «пешком, беззолота и серебра, словом, во всем подражаяапостолам». Если для цистерцианцев идеалбедности был связан со стремлением обрестинезависимость от мира, что подразумевалоразумное обогащение, то нищенствующиебратья поначалу исходили из невозможностиобладания каким-либо имуществом; трудовойдеятельности предпочитали милостыню какдоход нерегулярный, а в длительной оседлости видели угрозу для души.

Число нищенствующих орденов за несколько десятилетий увеличилось настолько,что II Лионский собор 1274 г. вынужден былоставить только четыре наиболее крупных(доминиканцы, францисканцы, августинцы-еремиты и кармелиты), а остальные распустить. В XIII-XIV вв. разрешенные ордена широко распространились во всех странах Западной Европы, проникли за ее пределы - в Палестину, Египет, Закавказье, Крым, державумонголов в Центральной Азии, Китай, имелиженское ответвление - «второй орден», и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в «третий орден».

Несмотря на ряд общих черт, важнейшиеиз нищенствующих орденов, доминиканцыи францисканцы, имели свою ярко выраженную специфику, обусловленную личностямиотцов-основателей, что в свою очередь отражало растущую индивидуализацию религиозной практики. И в основанных ими орденах, отказавшихся от строгостей киновии,акцент впоследствии делался на индивидуальных усилиях и ответственности братьев-проповедников, теологов, инквизиторов.

Св. Доминик (ок. 1170-1221), испанскийканоник-августинец, в нач. XIII в. оказался наюге Франции, охваченном ересью альбигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь ворганизации эффективной проповеди во имясохранения целостности католической церкви. Официальное название доминиканцев,выражающее специфику ордена, - братья-проповедники. Апостольская неприкаянность и аскеза представлялись Доминику орудиями обретения святости, главным условием успешной проповеди, которая должнабыла приобщить людей «плодам созерцания».Нужды грамотной проповеди определили идругое важнейшее направление деятельностидоминиканцев- изучение теологии. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города средневековой Европы.. Доминиканцысоздали разветвленную сеть теологическогопреподавания, включавшего также изучениеязыков, необходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно доминиканцы во многомопределяли, что есть истинное христианскоеучение. Из их числа вышел св. Фома Аквинский (1225/26-1274) - крупнейший авторитеткатолического богословия. Симптоматично,что большинство инквизиторов были доминиканцами, а их неистовость в борьбе за чистоту веры закрепила за ними прозвище Domini canes (лат. «псы Господни»).

Св. Франциск (1181-1226), сын ассизского купца, еще в юности отказался от семьи и наследства с тем, чтобы принадлежать одному Христу, уподобиться ему, умершему нищим на кресте. Краеугольным камнем францисканского учения была «госпожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения, что выражало официальное название ордена - братья меньшие (лат. минориты). Франциск, утверждая, что «не может человек владеть, ибо владеет только Бог», запрещал братьям искать для себя даже минимальные удобства, предписывал носить рубище, препоясанное веревкой, а книги разрешал иметь только грамотным братьям, даи то исключительно богослужебные. Следование Христу, воплощенной любви, означало для Франциска и всепоглощающую любовь к ближнему, выражавшуюся в проповеди спасения. Со временем францисканцысоздали свою систему теологического образования, которая, в отличие от аристотелизма доминиканцев, в основном опиралась научение Августина.

По мере превращения нищенствующих орденов в разветвленные и влиятельныеорганизации пересматривалось прежнее отношение к бедности. Доминиканцы, которым с самого начала для занятий теологиейнеобходимы были отдельные кельи, обширные библиотеки, значительные финансовыересурсы, быстро согласились со смягчением требований нестяжательства (1228 г.). Первые же постоянные обители были основаныеще св. Домиником. Напротив, у францисканцев стремление, несмотря на рост ордена, сохранить верность «госпоже бедности»,породило сложные юридические конструкции, призванные, без видимого отступленияот завещания Франциска, обеспечить жизнеспособность обителей миноритов. Попытки смягчить требования бедности вызвали, однако, во второй половине XIII в. раскол ордена на сторонников строгого следованиязаветам Франциска - спиритуалов и тех, кто
осуждал чрезмерное увлечение бедностью,выступал за развитие больших монастырскихобщин (конвентов) - конвентуалов. Их идеолог, св. Бонавентура, генерал ордена (1257-1274), в написанном им житии св. Франциска (Legenda major ), признанном официальной биографией отца-основателя, мифологизировал образ святого, называя его «новымХристом», «ангелом седьмой печати», темсамым внедряя в сознание братьев мысль, чтопростым смертным не под силу во всем подражать св. Франциску.

К нач. XIV в. в порожденной радикализмом спиритуалов теологической дискуссии обедности центральное место занял вопрос отом, обладал ли Христос собственностью. Вконечном итоге утверждение о бедностиХриста и его апостолов ставило под сомнение не только всю существующую системусоциальных отношений, но и побуждало кпересмотру прежних теологических и канонических теорий, обосновывавших церковную собственность. Согласно же популярному тогда учению Иоахима Флорского (ум.1202), правление белого духовенства как рази должно было смениться эрой Св. Духа,правлением монахов, не имеющих собственности. Отвратительный образ «худой» волчицы-алчности, преследовавший Данте, современника полемики о бедности, в сознанииспиритуалов нередко отождествлялся с авиньонскими папами. В 1322 г. папа Иоанн XXII(1316-1334) объявил ересью утвержение обедности
329

Христа, а различение понятий «собственность» и «использование» - юридической фикцией, отказавшись от права собственности на имущество миноритов. Вскоре былиотлучены от церкви и спиритуалы (1329 г.),что, однако, не остановило дальнейшей поляризации ордена, внутри которого уже во второй половине XIV в. появилось движение обсервантов (от лат. observare , «соблюдать»),ратовавших за соблюдение altissima paupertas (лат. «величайшая бедность»). Возвращение в1428 г. недвижимости миноритов в собственность апостольского престола не предотвратило окончательного раскола ордена в 1517 г.,а затем и отпочкование в 1528 г. от ордена обсервантов ордена капуцинов, утвержденного в 1560г.

Нищенствующее монашество, представляя несомненный вызов именно денежной экономике крепнущих городов, в то же время былонеотделимо от городской жизни и даже немогло, в силу «привилегии бедности», рассчитывать на длительный успех в деревне, неспособной обеспечить его необходимымисубсидиями и помещениями. Кроме того,города с их высокой плотностью и циркуляцией населения гарантировали максимальный эффект проповеди. Даже если ориентация мендикантов только на низшие и средние слои городского населения не безусловна, очевидно, что открытость конвентов нищенствующего монашества городу, их конкуренцияв отправлении сига аштагит (пастырскихфункций) с клиром, доходившая до открытых конфликтов, толкавшая их к сближениюс властями города, служили укреплению духовного и политического самосознания городских общин.

Женское монашество

О женском монашестве в средние века, развивавшемся в тени мужского и во многом перенимавшем характерные для него формы внутренней организации, известно сравнительнонемного. Очевидно, что оно с самого началатесно было связано с представлением о значимости девственности, уподоблявшей девуангелам, непорочной Марии и сообщавшейей преимущество перед мужчинами в достижении спасения. Принятие монашеской вуали (velamen ), символизировавшее вступление женщины в монастырь, превращало ее вневесту Христову, что со временем способствовало спиритуализации представления одевственности, распространению его такжена овдовевших женщин. Для последних уединение в монастыре рассматривалось даже как наиболее предпочтительная в моральномплане форма жизни, доставлявшая покойному супругу через молитвы облегчение в его загробной участи. монашество являлось для женщины единственной социально притягательной альтернативой обычной модели жизни, подразумевавшей вступление в брак, материнство и ведение домашнего хозяйства.

Женскому монашеству вменялась еще более жесткая закрытость от внешнего мира, призваннаягарантировать драгоценный дар целомудрияи непорочность брака со всевышним. Это изначально предполагало наличие постоянногоимущества и доходов, достаточных для проживания в монастыре вне общения с миром, а потому и социальный состав женского монашествабыл в целом ограничен либо представительницами знати, либо, как обстояло дело в городах высокого и позднего средневековья, городского патрициата. Основание женскихмонастырей часто преследовало цель обеспечить подобающее и благочестивое существование незамужним дочерям, которым не удавалось подыскать достойную партию, вдовам,родственницам духовных лиц.

Женщины, кому запрещалось приниматьсвященнический сан, уединившись в монастыре, нуждались в духовном окормлениимужчин-священников. Поэтому женскиеобители всегда тяготели либо к епископскимрезиденциям, либо к мужским монастырям.В раннее средневековье существовали исдвоенные монастыри, но их опыт тогда неприжился. Мотив родственной бестелеснойлюбви или духовной дружбы главенствовалв осмыслении взаимоотношений, соединявших монахинь с их пастырями-мужчинами.Так, например, св. Бонифаций даже завещалпохоронить себя вместе со своей ученицей ипоследовательницей, св. Лиобой, дабысмерть, соединив их тела, не разлучила души.

В кон. ХI -ХП в. по мере массового распространения женского аскетического движения остро стала ощущаться проблема укрепления регулярной жизни в многочисленных женских обителях и организации пастырской опеки над ними силами прежде всегомужского монашества. Ок. 1100 г. французский проповедник Робер д"Арбриссель (ум. ок. 1114)основал в Фонтевро двойной монастырь, который возглавляла аббатисса. Орден Фонтевро распространился затем во Франции, Испании и Англии. В свою очередь св. Доминик и св. Франциск осознавали необходимость попечения над женским аскетическимдвижением. Так, женский монастырь Провилль под Тулузой явился даже первым опорным пунктом складывавшейся вокруг Доминика группы последователей. Клара Ассизская (1194-1253), основательница женского ответвления ордена миноритов - кларисс -находилась в тесных контактах со св. Франциском. Однако женские монастыри, существовавшие под опекой нищенствующих орденов, оставались в целом ближе к традиционному монашеству, тем более, что большинство изних возникло независимо от движения мендикантов. Монахиням была предписана жесткая оседлость, они, разумеется, не могли заниматься пастырским служением, а такжесобирать милостыню. Женщины составлялизначительную часть упомянутого «третьегоордена» мендикантов. В силу своей относительно свободной формы он позволял им, неопасаясь обвинений в распутстве и ереси, реализовать популярный идеал бедности и активной благочестивой деятельности в миру.Независимо от мужских орденов действовали многочисленные с Х1-ХП вв. полумонашеские объединения женщин: оставаясь вмиру или живя небольшими общинами, их члены занимались помощью обездоленным,уходом за больными, приготовлением усопших к погребению и т.п. Наибольшую известность приобрели в ХП-Х1П вв. бегинки.

Литература:

Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизнив Италии ХП-Х1П вв. СПб., 1912; Он же. Монашество в средние века. 2-е изд. М., 1992; Культура аббатства Санкт-Галлен / Под ред. В. Фоглера. Баден-Баден, 1996

а) монашеские ордена

На Западе еще в X в. в противодействие нравственной рас­пущенности, охватившей все классы общества, между прочим и монашество, предприняты были попытки восстановить во всей строгости древний монашеский образ жизни, завещанный Бенэдиктом Нурсийским . Явилась так называемая Клюнийская конгрегация , которая и восстановила устав Бенедикта. Но и Клюнийская конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Нравственная распущенность царила во всей силе в XI и последующих веках как среди мирян и духовенства, так и среди монашества; монастырская дисциплина с течением времени ослабла даже в клюнийских монастырях. Поэтому попытки осуществить при посредстве монашеского образа жиз­ни идеалы жизни истинно христианской продолжаются и те­перь. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мир­скую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые на Западе ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в Западной Церкви в XI-XV вв., наиболее замечательны следующие:

Орден Систерсийский , или Бернардинский . Он основан был в 1098 г. одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских мона­стырей; но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответ­ствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколь­кими подобно ему настроенными товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден Систерсийский . Правила, которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы главным образом из древнего бенедиктин­ского устава. Это - полное удаление от мира, отречение от вся­кой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II (1099-1118 гг.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел не много членов. Орден Систерсийский начал увели­чиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знамени­тый Бернард Клервоский (прозванный так от принадлежащей ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к это­му почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г.) Систерсийский орден, принявший теперь в честь Бернарда на­звание Бернардинского, распространился уже по всей Европе - во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Данин и проч. Вместе с распространением орден приобрел большие богатства. Последнее обстоятельство неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и монастыри бернардинские, славившиеся строгостью жизни своей братии с течением времени стали в уровень с другими западными монастырями.


Орден кармелитов . Этот орден основан был в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертолъдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине XII в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образцу древних восточ­ных подвижников. В начале XIII в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, т. е. кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на Востоке, переселились на Запад. Так как здесь подвижниче­ство прививалось туго, то кармелиты оставили, с разрешения папы, свой палестинский устав и приняли устав одного из ни­щенских орденов - Францисканского. Впоследствии, именно в XVI в., орден кармелитов прославился особенно в своей жен­ской половине, при аббатисе кармелиток Терезии.

Орден Францисканский . Основателем его был Франциск (род. в 1182 г.), сын купца в городе Ассизи. Это был человек снежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить всего себя на служение Богу и обществу. Слова Еван­гелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы решили его призвание. Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался (1208 г.) странствую­щим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре во­круг него собралось несколько учеников, с которыми он и обра­стал орден меньших братьев , или миноритов (первоначальное наименование ордена францисканцев). Главными обетами миноритов были совершенная (апостольская) нищета, цело­мудрие, смирение и послушание, а главным занятием - пропо­ведь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден Франциска принял на себя задачу помогать Церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему «его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден торжественно был утвержден Цой папы Гонория III, причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем обрадовалась и женская половина ордена. Девица Клара, из Ассизи, в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам Западной Европы и считал у себя тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Он основан был - в одно время с Францисканским - одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. в 1170 г.). В конце XII и начале XIII в. в Римской церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь I большие волнения. Доминик, познакомившись в проезд через южную Францию с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Го­норий, в тех же видах утверждения католической веры, предо­ставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доми­ника во время его утверждения назван был орденом братьев- проповедников, впоследствии же в честь основателя он стал на­зываться Доминиканским. В 1220 г. Доминик в уставе своего ор­дена сделал существенное изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще, орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать католическую веру, принял по преимуществу ученое направление и действовал как орден ученый в среде высших сословий. По смерти Доминика (1221 г.) его орден, как и Францисканский, распространился по всей Западной Европе.

Ни один монашеский орден, за исключением впоследствии ордена иезуитов, не приобрел в Римской церкви такого важного значения, какое приобрели нищенские ордена - Францискан­ский и Доминиканский. Причина этого заключалась в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их дея­тельности. Монахи других западных орденов, согласно своим обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботиться только о своем спасении; участия в церковных де­лах им не было предоставлено; даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказывать влияние на общество, была положительно запрещаема им папами. Ордена же Францисканский и Доминиканский, напротив, предназначе­ны были своими основателями действовать среди общества в видах и интересах Церкви, и палы не только не препятствова­ли этому, но еще облегчили им выполнение такого предназна­чения, предоставив членам того и другого ордена широкое пра­во повсеместной пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше, составили из себя особого рода иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского пре­стола. Благодаря такому положению в Церкви, нищенствующие монахи на первых же порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и фило­софами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т. п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда так назы­ваемая инквизиция предоставлена была их ордену, являются в роли судей над еретиками и вообще противниками веры и Цер­кви. В то же время францисканцы и доминиканцы, по крайней мере на первых порах, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни. Все это, вместе взятое, упрочило их важное значение в Церкви. К сожалению, нищенские ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего первоначального назначения - содействовать спасе­нию человеческих душ. Всю свою деятельность и все свое влия­ние они стали употреблять исключительно на распространение »утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета - при этом был забыт, и их строгая дис­циплина сменилась, особенно в XV в., распущенностью.

Из остальных монашеских орденов Римской церкви XI- XV вв. следует упомянуть разве об ордене Августинском , появив­шемся в половине XIII в. и получившем привилегии нищенско­го ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер .

Крестовые походы поспособствовали кардинальному изменению жизни в Европе. Кроме того что христиане начали знакомиться с культурой восточных стран и народов, в частности арабов, еще появилась возможность быстро разбогатеть. Тысячи паломников потянулись в Святую землю. Кто хотел защитить Гроб Господень, а кто стать обеспеченным землевладельцем с большим количеством слуг. Для охраны подобных путешественников и создавались вначале монашеские ордена.

Происхождение орденов

В дальнейшем, после того как европейцы освоились на просторах Палестины, рыцари духовных орденов начали разделяться, в соответствии со своими целями, на нищенствующих, бенедиктинцев, регулярных клириков и каноников.

Некоторые были охвачены жаждой наживы и власти. Им удалось не только сказочно разбогатеть, но и создать свои собственные государства. Например, к последним относится Тевтонский орден, но о нем мы поговорим далее.

Августинцы

Название некоторых стало производным от имени святого, слова и деяния которого особо чтились основателями и были прописаны в уставе.

Под термин «августинцы» попадают несколько орденов и конгрегаций. Но в целом их всех делят на две ветки - каноники и братья. Последние еще подразделяются на босых и реколлектов.

Этот орден был создан в середине тринадцатого века, а в середине шестнадцатого - причислен к трем остальным нищенствующим орденам (кармелиты, францисканцы, доминиканцы).

Устав был достаточно простым и не включал в себя никаких жестокостей и истязаний. В основном целью монахов было спасение человеческих душ. К шестнадцатому веку в рядах этого ордена было около двух с половиной тысяч монастырей.

Ни о какой власти или накоплении богатства не могло быть и речи, поэтому они и были причислены к нищенствующим.

Босые же августинцы откололись от основного течения в семнадцатом веке и распространились по Японии и всей Восточной Азии.

Отличительным признаком августинцев является черная ряса и белый подрясник с кожаным поясом. На сегодняшний день их насчитывается около пяти тысяч.

Бенедиктинцы

История монашеских орденов началась именно с этой группы церковников. Она образовалась в шестом веке в итальянской коммуне.

Если посмотреть на путь развития данного ордена, мы увидим, что получилось у него выполнить всего лишь две задачи. Первая - частично распространить свой устав на большинство остальных организаций. Вторая - послужить основой для образования новых орденов и конгрегаций.

Судя по записям, бенедиктинцы изначально были малочисленными. Первый монастырь был разрушен в конце шестого века лангобардами, а монахи расселились по всей Европе. После секуляризации в средние века и реформационного движения орден стал клониться к своему закату.

Однако в девятнадцатом века начинается внезапный его взлет. Братья по вере просто нашли свою нишу. Теперь монашеские ордена, входящие в это объединение, занимаются подъемом и развитием культуры, а также миссионерской деятельностью в странах Африки и Азии.

В конце девятнадцатого века создана их конфедерация при поддержке Папы Римского, кроме этого, был открыт университет. Архитектура и торговля, литература и музыка, живопись и медицина - это лишь малая часть областей, которые развивались в Европе благодаря бенедиктинцам. Именно монашеские католические ордена в эпоху тотального упадка уровня жизни и культуры смогли сохранить остатки «цивилизации» в виде традиций, норм и устоев.

Госпитальеры

Вторым названием является «Орден Святого Духа». Это монашеская организация, просуществовавшая всего шесть столетий - с двенадцатого по восемнадцатый век.

Основу деятельности госпитальеров составляло лечение больных и раненых, а также уход за стариками и сиротами, немощными и обездоленными. Именно поэтому за ними закрепилось такое название.

Происходит от ордена Августинцев. А свои госпитали они образовывали сначала во Франции, а после в других странах.

Каждый член монашеского ордена обязывался заниматься благотворительностью. Данное понятие включало в себя уход за больными, выкуп христиан из рабства, защиту паломников, образование бедняков и многие другие добрые дела.

В семнадцатом веке французский король попытался использовать их фонд в своих интересах, для выплат жалования военным ветеранам. Но Рим воспротивился такому повороту событий. С этого времени начинается упадок, завершившийся в 1783 году, когда орден вошел в состав госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского.

Доминиканцы

Интересной особенностью этой организации является то, что член монашеского ордена может быть как мужчиной, так и женщиной. То есть имеются доминиканцы и доминиканки, но обитают они в разных монастырях.

Орден был основан в тринадцатом веке и существует по нынешнее время. На сегодняшний день численность его составляет примерно шесть тысяч человек. Главным отличительным признаком доминиканцев всегда была белая ряса. Гербом является собака, несущая в зубах факел. Своей целью монахи ставят просвещать и защищать истинную веру.

Доминиканцы знамениты в двух областях - науке и миссионерской деятельности. Невзирая на кровавое противостояние, они первыми смогли сделать архиепархию в Персии, освоить Восточную Азию и Латинскую Америку.

При Папе Римском за вопросы, связанные с теологией, всегда отвечает именно монах этого ордена.

В период наивысшего подъема доминиканцы насчитывали более ста пятидесяти тысяч человек, но после Реформации, революций и гражданских войн в разных странах их число значительно сократилось.

Иезуиты

Наверное, самый противоречивый орден за всю историю католицизма. Во главу угла поставлено беспрекословное подчинение, «точно труп», как сказано в уставе. Военно-монашеские ордена, конечно, играли громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы, но иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Орден был основан в Лойолой в 1491 году и с того времени своими связями опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. Именно такие противоположные грани привели к тому, что в восемнадцатом веке Папа Римский расформировывает данный орден Официально он не существовал лет сорок (в Европе). В России и в некоторых азиатских странах приходы функционировали. На сегодняшний день численность иезуитов насчитывает около семнадцати тысяч человек.

Тевтонский орден

Одна из самых влиятельных организаций средневековой Европы. Хоть военно-монашеские ордена и стремились к максимальному влиянию, не у всех это получилось. Тевтонцы же пошли обходным путем. Они не только наращивали свою мощь, но и просто покупали земли, на которых строили крепости.

Орден был основан на базе госпиталя в Акре в конце двенадцатого века. Изначально тевтонцы накапливали богатства и силы, попутно заботясь о раненых и паломниках. Но в начале тринадцатого века они начинают продвижение на восток под знаменами борьбы с язычниками. Осваивают Трансильванию, изгоняя половцев к Днепру. Позже захватываются Прусские земли, и образовывается государство Тевтонского ордена со столицей в Мариенбурге.

Все шло на пользу рыцарям до Грюнвальдской битвы в 1410 году, когда польско-литовские войска нанесли им поражение. С этого времени начинается закат ордена. Память о нем восстановили лишь немецкие нацисты в годы Второй мировой войны, объявив себя продолжателями традиции.

Францисканцы

Монашеские ордена в католицизме, как упоминалось выше, делятся на четыре группы. Так вот, основанный в начале тринадцатого века, стал первым из нищенствующих. Основная цель его членов - проповедь добродетели, аскетизма и принципов Евангелия.

«Серые братья», «кордельеры», «босоногие» - прозвища францисканцев в разных европейских странах. Они были соперниками доминиканцев и возглавляли инквизицию до иезуитов. Кроме этого, члены ордена занимали многие преподавательские должности в университетах.

Благодаря этому братству появились многие монашеские направления, такие как капуцины, терциарии и другие.

Цистерцианцы

Второе название - «бернардинцы». Это ветвь бенедиктинцев, которая отделилась в одиннадцатом веке. Орден был основан в конце означенного века святым Робертом, который решил вести жизнь, полностью отвечающую уставу бенедиктинского монастыря. Но поскольку в реальности у него не вышло добиться достаточной аскезы, он уходит в пустынь Сито, где закладывает новый монастырь. В начале двенадцатого века принимается его устав, а также присоединяется святой Бернард. После этих событий количество цистерцианцев резко начинает расти.

В эпоху средних веков они обошли другие монашеские ордена по богатству и влиянию. Никаких военных действий, только торговля, производство, образование и наука. Мирным путем была получена наибольшая власть.

Сегодня общее количество бернардинцев колеблется в пределах двух тысяч.

А с определенного времени и у некоторых протестантов - сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации , в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:

  • Ордены регулярных каноников
  • Ордены регулярных клириков

В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане - Чин святого Василия Великого, и т. п.).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монашеский орден" в других словарях:

    Религиозная организация в католицизме. Главное отличие ордена от других религиозных организаций наличие особого устава, утвержденного папой римским. Монашеские ордена бывают как мужские, так и женские. Они могут называться орденами, братствами,… … Религиозные термины

    У этого термина существуют и другие значения, см. Капуцины. Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. … Википедия

    Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К.… …

    Доминиканцы (позднелат. dominicani или fratres praedicatores ‒ братья проповедники), католический «нищенствующий» монашеский орден; основан в 1215 испанским монахом Домиником (активным участником подавления движения альбигойцев) для борьбы с… … Большая советская энциклопедия

    - (от соб. им.). Имел до 2 тыс. монастырей в разных странах. Ныне представляет собою воспитательно благотворительные учреждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Ordo sanctae Clarae) наряду с миноритами и терциариями считается вторым орденом св. Франциска. Основательницей и первой настоятельницей ордена была благочестивая Clara Sciffi (1193 1253), родом из Ассизи. Она покинула отцовский дом, чтобы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    католический монашеский орден - доминиканцы (католический орден). францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки … Идеографический словарь русского языка

    Доминиканцы (монашеский орден) - ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основан в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Орден Пресвятой Девы Марии Испанской … Википедия

    Орден иезуитов - Общество Иисуса (Societas Iesu), или Орден иезуитов это монашеский орден Римско католической церкви, основанный Игнатием Лойолой (1491 1556) и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году. В орден принимались люди здоровые, с хорошими… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Идущий , Игорь Колосов. За мальчиком Дини, лечащим любые недуги, охотятся воины Правителя и могущественный монашеский Орден Талхов. Лишь Совет Ордена – его верхушка – знает о Пророчествеи о том, что до Великой…
Статьи по теме