Тропарь и кондак введения во храм богородицы. Праздник «Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Кондак Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября по старому и 4 декабря по новому стилю) - первый праздник на пути Рождественского поста. Праздник особенный. Праздник, который может соединить жизнь нашего дома с жизнью нашей Церкви. Праздник, который может стать для нас живым учителем: он и учит, и воспитывает всех празднующих. Впрочем, это особенность любого явления в жизни Церкви.

Как именно встречать этот праздник, наверное, не так уж и важно. Главное все-таки, чтобы эта встреча вообще состоялась. Каждая семья ищет и находит свой собственный путь к храму, к празднику, вообще к соединению жизни дома с Церковью. И если мы только захотим этого, мы сможем всей семьей включаться в круг православного года.

Рассказ о празднике


27 ноября - заговенье на Рождественский пост. И сразу «хорошая новость»: обязательно сообщаем детям: «Скоро Введение!» Для старших детей это напоминание, для младших - скорее смутное воспоминание, а то и вовсе загадка. Сегодня мы сказали: «4 декабря - Введение», и назавтра сказали: «Уже совсем скоро Введение»… Так этот праздник уже становится некоей ближайшей целью, ожиданием. За три-четыре дня до праздника рассказываем детям о том, как святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою трехлетнюю Дочку, Богородицу.

Чтобы подготовиться к такому разговору с детьми, можно самим почитать «Закон Божий» или, например, о празднике Введения во храм. Мы прочитаем что-то для разговора с детьми - и таким образом сами что-то узнаем, чему-то научимся. Это очень важный момент: таким образом обучение Закону Божию становится общим делом всей семьи, а не просто неким предметом в некоем учебном заведении.

В какой форме мы расскажем об этом детям, зависит от ситуации. Внимание к собственным детям подскажет, когда и как уместнее всего это сделать. Может быть, за ужином папа или мама расскажут своими словами об этом событии. Или прочитают текст из того же «Закона Божия», из «Священной истории». Можно поговорить с детьми, укладывая их спать. Может быть, дети сами начнут спрашивать: «Так что же такое Введение? Так когда же будет Введение?» И тогда папин или мамин рассказ будет ответом. Иногда дети начинают спрашивать, а папа и мама отвечают: расскажу вечером, - или: расскажу завтра. Тогда интерес, внимание обостряются. Когда старшие дети уже большие, то часто мама начинает рассказывать - и дети сами продолжают этот рассказ для младших. Или все старшие дети начнут наперебой рассказывать друг другу и младшим, кто что вспомнил. Так дети узнаю т - или вспоминают - о том, к какому именно событию готовится Церковь, к какому событию готовимся мы.

Чтобы закрепить услышанное и для большей наглядности рассматриваем вместе изображения, посвященные этому событию. Это просто: в любой поисковой системе заходим в «Картинки». Прекрасные иконы Введения во храм собраны, например, .

Икона - это «зримое» учение Церкви. Иногда достаточно просто внимательно рассматривать это «богословие в красках». Вот святые Иоаким и Анна, они бережно ведут, охраняют на пути свою маленькую Дочь. Следом за Богородицей идут девы с горящими свечами. Большие ступени храма. Праведный Захария протягивает руки к трехлетней Девочке - будущей Матери Божией. Часто в верхнем углу иконы есть изображение Пресвятой Девы и ангела: по преданию, ангелы служили Пречистой Отроковице, когда Она жила в храме, и приносили Ей пищу. Хорошо сравнивать разные варианты написания икон, а также живописные изображения - и гравюры Гюстава Доре, и полотна великих художников. Иногда это «разглядывание» занимает много времени, и можно отложить такой этап «урока» на следующий день, особенно если мы рассказали детям о празднике перед сном.

Тропарь, кондак, величание


В тропаре и кондаке празднику как бы сконцентрировано праздничное богослужение, отношение Церкви к событию праздника. Хорошо было бы детям, как и всем нам, знать тропари наизусть. Но мне с детства претит идея вызубривания каких бы то ни было молитв. Мне кажется, молитвой нужно молиться, а не мучить детей. Поэтому мне ближе какие-то более естественные формы узнавания богослужебных текстов.

Чтобы тропарь выучить, его надо попросту много раз спеть - имея перед глазами текст, написанный и украшенный детьми

Логика такова: чтобы тропарь узнать и выучить, его надо попросту много раз спеть. Чтобы начать петь - надо иметь его перед глазами во время молитвы. Чтобы его иметь перед глазами, надо его написать большими четкими буквами и повесить на уровне глаз рядом с иконами. Вот и вся методика.

Чтобы все это претворить в жизнь, за несколько дней до праздника я предлагаю детям написать тропарь Введению во храм, а также кондак и величание. Для этого я готовлю листы плотной бумаги (например для черчения, формата А4). Для пяти-шестилетнего ребенка подготовка такая: разлиновываю лист, оставляю поля; простым карандашом пишу тропарь празднику по-церковнославянски. Пишем буквы четко, но нажимаем несильно. Для того чтобы подготовить этот текст, необязательно хорошо знать грамматику церковнославянского языка: просто открываем текст службы празднику Введения - тропарь церковнославянской графикой на второй странице. Кондак - внутри канона празднику.

Текст подготовлен, и я собираю детей. Сама прочитываю слова тропаря, что надо - перевожу. «По дороге» обсуждаем, где что непонятно. Кондак Введению, по-моему, вполне понятен, а вот собственно тропарь этого праздника не самый простой.

Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся,// смотрения Зиждителева исполнение.

Пересказать этот тропарь можно примерно так: сегодня мы празднуем предвестие благоволения, милости Божией и подготовку к проповеди о спасении людей; в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа; и мы Ей во весь голос воскликнем: радуйся, исполнение промышления, заботы о нас Создателя (по «Закону Божию» прот. С. Слободского).

Богородица входит в храм: Она начинает Свое служение Богу, Она готовится стать Матерью Бога. Это событие говорит о том, что уже совсем скоро Господь придет на землю и спасет людей.

Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание


Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое .

Чтобы услышать, как именно поются тропарь и кондак, можно нажать на кнопку прослушивания под соответствующими текстами . Заодно постепенно запоминаем, как поется четвертый тропарный глас.

Тропарь прочитали, разобрали, послушали - теперь предлагаю ребенку обвести слова тропаря тонким маркером, фломастером, гелевой ручкой или пером для каллиграфии - на вкус и возможности каждого ребенка. Буквицу - первую букву - предлагаю раскрасить и украсить. Дети часто сами придумывают, как оформить текст. Так мы с детьми вместе готовимся к предстоящему событию.

Украшение текстов тропаря, кондака, величания - особый вопрос. С помощью этого украшения мы можем многому научиться. Можно украсить текст орнаментом, древнерусским или византийским. Срисовать эти орнаменты можно из молитвослова. Я использую также специальные церковнославянские прописи, где есть пошаговое исполнение самых простых орнаментов. Рисование орнаментов помогает детям сосредоточиться, успокаивает.

Но есть еще более важная тема. При оформлении буквицы, на полях, вокруг всего текста я предлагаю детям нарисовать простые иллюстрации: некоторые образы из иконографии и гимнографии праздника.

Когда дети срисовывают, они внимательней изучают саму икону и ближе, «руками» узнают изображенное

Зажженные свечи. На иконах Введения во храм изображаются девушки, которые со свечами в руках провожают трехлетнюю Богородицу в храм. И мы можем изобразить на полях эти зажженные свечи - дети могут срисовать их именно с иконы праздника. Когда дети срисовывают, они волей-неволей внимательно изучают саму икону и вообще ближе, «руками» узнают иконописные изображения.

Ступени. Можно нарисовать ступеньки, те самые, по которым маленькая Мария поднималась ко входу в храм. По преданию, этих ступенек было 15, и можно изобразить их все, а можно срисовать ступеньки с иконы - на иконах обычно всего две-три ступенечки.

Диадема. Корона - символ царя и царства, образов, которые пронизывают службу праздника. Ведь святые богоотцы Иоаким и Анна приводят свою Дочь в храм как невесту Царю Небесному: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой. И ты поклонись Ему» (Пс. 44: 11-12). «Диадиму Тя царскую прием, храм, Богоневесто…» - говорится в 6-й песне канона празднику.

Весна (цветущие ветки). «Се днесь возсия концем весна радостная…» - это 7-я песнь канона Введению. Не только весна, но и вообще цветы, особенно белые — это символ Пресвятой Богородицы, Ее чистоты.

Эти и другие подобные образы вообще можно использовать в оформлении всего дома к празднику. Когда мы предложим детям такие темы в качестве иллюстраций, мы обязательно объясним, какое отношение все это имеет к Введению во храм. А значит, дети смогут лучше познакомиться с богослужением, глубже вникнут в смысл события. Процесс рисования будет закреплением «пройденного материала» - рассказа о празднике.

Для старших детей я только разлиновываю лист, они уже сами списывают текст тропаря на церковнославянском. Когда много детей, технически дело обстоит так: один ребенок пишет (или обводит) тропарь, другой - кондак, третий - величание празднику, четвертый делает орнамент-рамку, украшает тексты изображениями. Найти дело можно каждому, главное - чтобы дети участвовали с радостью, активно. Иногда вопрос распределения «работ» решается просто: кто-то один с готовностью берется списывать тропарь, а другие вообще отказываются, не хотят или у них много других занятий. Это не страшно: когда мы встанем на молитву, все будут видеть этот текст, все его будут прочитывать и петь, поэтому познакомятся с написанным текстом все дети. Когда, наоборот, все хотят писать один и тот же тропарь - тоже не проблема: пусть будет несколько экземпляров. Один мы повесим на кухне или в столовой, другой - в спальне, третий возьмем с собой в храм, чтобы подпевать хору во время службы.

Иногда тексты получаются красивыми, иногда - не очень. Безусловно, величание, которое подготовил пятилетний ребенок, будет написано старательно, но криво и украшено тоже соответственно. Но это ведь не работа на оценку детских достижений и не на оценку маминого педагогического творчества. Пусть кривовато, пусть с исправлениями - зато ребенок делал сам. Нам важен не только результат, но и процесс этого обучения. Собственно, как раз процесс и есть обучение.

В любом случае хотя бы один написанный и красиво оформленный тропарь мы размещаем рядом с иконами. Так, чтобы мы могли видеть этот текст, вставая всей семьей на молитву. Например, в одной квартире у нас рядом с иконами стоял холодильник, и мы прикрепляли текст молитвы магнитами к холодильнику. Потом мы переехали, холодильник оказался слишком далеко от икон - и мы стали приклеивать текст малярным скотчем к шкафу под иконами. Сейчас мы взяли рамки для фотографий, вставили в них тексты тропаря, кондака и величания и повесили рядом с иконами.

Перед тем, как сесть за стол, мы обычно все вместе поем «Отче наш». Наступает канун праздника - и вместо привычной молитвы мы поем тропарь Введению Пресвятой Богородицы во храм. Это уже праздник - то, что нарушает будничный, привычный распорядок дня. Тропарь празднику мы поем каждый раз, когда садимся за стол, и в сам день праздника, и до самого дня отдания - до 8 декабря. Текст перед глазами - ничего учить наизусть не надо. Тот, кто читать не умеет или пока плохо справляется с церковнославянской графикой, - просто подпевает. Если мы поем тропарь вот так, по нескольку раз в день, то к отданию этот текст все знают уже наизусть.

Кондак и величание мы поем по дороге в храм, поем, заканчивая вечерние молитвы, - тоже до самого отдания. Так наша жизнь приближается к празднику.

Накануне праздника


Именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы начинаем потихонечку украшать наш дом к Рождеству Христову. Сейчас, в начале поста, вырезаем снежинки в неограниченных количествах. Делаем бумажных ангелов. Всем этим можно начать заниматься заранее, чтобы перед праздником сократить уборку. Ведь если дети начали резать бумагу - обрезки обязательно разнесутся по всему дому… В канун праздника прикрепляем снежинки и бумажных ангелов к окнам, подвешиваем к потолку. Так на первый праздник Рождественского поста мы начинаем подготовку к Рождеству.

Канун праздника - это еще и большая готовка: я стараюсь приготовить всю еду заранее, чтобы назавтра, когда мы вернемся из храма, можно было сразу садиться за стол.

3 декабря утром, если это будний день, работа и учеба по полной программе. Но к вечеру мы стараемся освободиться и попасть на службу. Пропускаем же мы тренировки, когда болеем. Вот и сейчас можно пропустить: двунадесятые праздники всего двенадцать раз в году, как это не трудно подсчитать, причем часть из них попадает на каникулы и выходные.

Перед тем, как идти на всенощную, снова вспоминаем с детьми, какой именно наступает праздник. Можно включить документальный фильм о Введении во храм, такие фильмы обычно совсем короткие, ознакомительные. Напоминаем детям, что в богослужении «богородичный» цвет - голубой, и сегодня священнослужители будут в голубых облачениях. Стараемся надеть девочкам голубые платочки, иногда и голубые платья, мальчики стараются отыскать тоже что-то голубое или синее - но это, конечно же, не догма, к тому же не всегда технически выполнимо.

Мы приезжаем в храм ближе к помазанию. Попасть на всю службу - это что-то из далекой, недоступной девической жизни… Обычно папа идет в храм, часто со старшими детьми, а я с младшими остаюсь на улице (или в детской комнате, если таковая при храме имеется).

Ближе к Евангелию мы присоединяемся к папе. И получается, что дети оказываются в храме в те полчаса, когда поется и тропарь, и кондак, и величание Введения во храм. Это тексты, которые дети уже узнаю т, - ведь они совсем недавно писали и даже пели эти слова. Подобные песнопения перестают быть для детей некоей фоновой церковной музыкой: теперь всё понятно, теперь это символ праздника. Дети часто подпевают хору, особенно величание - его очень легко запомнить.

Малыши с удовольствием отмечают: да, священники действительно все в голубом. И уже знают, что это - в честь Пресвятой Богородицы. И сразу обращают внимание: и бантики на лампадках голубые, и аналои, и закладка в большом золотом Евангелии. Или «непорядок»: один алтарник почему-то в белом, а другой - в золотом… Так даже маленькие дети становятся несколько внимательнее к происходящему в храме.

Во время помазания на всенощной читается праздничный канон, поются ирмосы на «катавасии». И сегодня это совершенно особенные песнопения, и мы с радостью узнаем их. Родные и любимые рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите!» Я напоминаю детям, что сейчас они услышат эти слова, - и это всегда оказывается настоящим маленьким чудом. Так праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы оказывается «дверью» к празднику Рождества Христова.

Все, о чем говорили с детьми дома, находит «подтверждение» в храме. Все, что было словами, - в церкви центр жизни

Подходим к помазанию, и дети вместе со всеми верующими прикладываются к иконе Введения во храм. Мы уже рассматривали дома подобные изображения - икона оказывается знакомой, родной, ожидаемой даже для малышей. Мы смотрели картинки в интернете - а теперь мы прикладываемся к ножкам маленькой Девы Марии. Все то, о чем мы говорили с детьми дома, находит «подтверждение» в храме. Все, что было словами, - здесь, в церкви, центр жизни. Так богослужение оказывается не только молитвой, но еще и вершиной в своеобразном растянутом, живом «уроке Закона Божия»…

После вечерних молитв мы открываем с детьми тот евангельский текст, который будет прочитываться завтра во время праздничной Литургии. Это похвала Пресвятой Богородице, тексты, которые читаются во время всех Богородичных праздников. Если мы завтра попадем на службу к началу, то дети услышат это евангельское чтение по-церковнославянски, из уст диакона - и поймут, что именно читается в храме. Если опоздаем, что вполне возможно, то мы, получится, все-таки услышали те слова, которые нам предлагает Церковь в этот праздничный день.

Дети в постелях - мы выключаем свет, зажигаем свечу. И при детях читаем вслух канон празднику Введения Пресвятой Богородицы. Мы, обремененные не только тяжелым игом грехов, но и благим игом родительства, далеко не всегда можем спокойно и сосредоточенно помолиться в храме. А тут появляется возможность прочитать удивительные слова, которые Церковь преподносит именно сегодняшнему событию, помолиться трехлетней Богородице и Ее родителям в относительной тишине. Сначала канон празднику, потом - правило к Причастию. И дети постепенно засыпают под чтение этих молитв. Может быть, сегодня они заснут быстро - и мы с мужем останемся на молитве вдвоем…

День праздника


А утром мы все идем в храм, обычно причащаемся. Если это будний день, то хотя бы на раннее богослужение. Одеваемся нарядно, снова по возможности в голубое. По дороге в храм, в машине, поем тропарь, кондак, величание - чтобы напомнить детям о празднике.

После Литургии возвращаемся домой, садимся за праздничный стол. Разложили еду по тарелкам - и пока дети еще голодные и поэтому едят молча, мы стараемся что-то почитать. Что-то, что поможет нам вернуться мысленно к сегодняшнему событию. Можно взять проповеди на день Введения во храм - отца Иоанна (Крестьянкина), владыки Антония Сурожского, слова святого Григория Паламы, святителя Филарета Московского к этому празднику… Не проповеди целиком, ни в коем случае. Целиком можно почитать вдвоем с мужем. А сейчас просто зачитаем вслух пару фрагментов из теста проповеди, просто что-то интересное. Если это будет буквально одна-две фразы, одна мысль - это никак не перегрузит детей, никак не наскучит и не вызовет отторжения. Зато настроит нашу семейную трапезу на определенный лад - на праздник Введения Пресвятой Богородицы.

В остальном день обычный, но «выходной», даже в будни. Если есть возможность, можно куда-то сходить - в музей, в парк или пригласить гостей. Дети смотрят мультики, фильмы, гуляют, катаются на коньках… Помимо общеобразовательной школы у наших детей много других занятий, и обычно дети не пропускают их. Но в такие праздники у нас правило: дети сами могут выбрать, пойти им на занятия или нет. Так, самбо они с удовольствием пропускают, а вот попасть на занятие в художественную школу - это для них само по себе праздник. Так что мы живем в этот день обычной нашей жизнью, но по «праздничному варианту». И каждый раз перед едой поем тропарь Введению во храм - и это снова возвращает нас к сегодняшнему событию.

Вспоминая всенощную праздника, на вечерней молитве мы споем детям или вместе с детьми Рождественские ирмосы. Если каждый день, укладывая детей, петь эти слова - в конце концов мы все выучим их наизусть, причем снова без всякого напряжения.

Церковь вспоминает рождественские молитвословия - значит, Рождество потихонечку приходит в наш дом, и мы уже готовимся его встречать. Так что на ночь - сюрприз. С сегодняшнего дня мы начинаем петь колядки - русские, украинские, а также английские, французские, сербские. Минорными рождественскими песнями я укладываю детей спать, мажорные поем как получается. С этого дня мы достаем диски с колядками… Таким образом к Рождеству эти песни дети выучат наизусть - и тоже без напряжения и вызубривания. С этого дня (в реальности скорее с завтрашнего) мы вообще готовим наши рождественские праздники, учим стихи, украшаем дом. Впрочем, об этом я уже писала.

Урок жизни


Подобная подготовка к празднику оказывается для детей настоящим живым уроком. В этом уроке - и священная история Нового Завета, и церковнославянский, и знакомство с богослужением… Но таким образом дети не просто «учатся», не просто «проходят» что-то, но «проживают» это событие церковной жизни. Введение во храм Пресвятой Богородицы становится праздником нашего дома - а значит, праздником, родным для наших детей. Мы не просто получаем информацию, за правильное усвоение которой можем получить «пятерку» и похвалу в дневнике, - но снова и снова со всей нашей Церковью провожаем трехлетнюю Отроковицу, сами приветствуя Богоневесту во время богослужения в храме… В этом обучении основание - в родном доме детей, а завершение - в церкви. Это и есть наша задача: не просто передать детям знания, но приобщить наш дом Церкви.

Впрочем, вся эта «программа домашнего образования», как все вообще подобные планы, - всего лишь инструмент, вспомогательная, наглядная, но только - форма. Форма помогает нам «держать курс», не более того.

Эта форма, эта схема «обучения» и «подготовки к празднику» - вещь удобная. Но совсем не всегда все получается так ровно и красиво. Иногда все получается довольно скомкано, стройные планы нарушает реальная жизнь: дети болеют, в расписание занятий вклиниваются концерты-соревнования, работы слишком много, да и просто у самой нет сил… Или я забываю что-то подготовить заранее. Но когда этот план есть - тогда есть шанс, что все получится, и, может быть, даже больше запланированного. А если не получается - это тоже не беда. Беда бывает тогда, когда мама кричит на детей, раздражается на мужа, дергается, унывает и отчаивается - и все из-за попыток нарисовать тропарь, или приготовить салат к празднику, или даже успеть на всенощную. Беда, когда мы во что бы то ни стало пытаемся соблюсти форму, попирая содержание. А содержание… это не то, чему мы научили детей, а то, как живем мы сами, родители. Чем живет наш дом, и живет ли он действительно Церковью.

Содержание - следование за Матерью Божией, за трехлетней Девочкой и за Ее родителями, сегодня ведущими свою Дочку в храм… «Раба Божия бых аз», - говорит праведная Анна священнику Захарии в 8-й песне канона Введению. Она приходит в храм, чтобы «Рожденную привести Давшему Ю». Истинное воспитание, истинное образование - воспитывать своих детей не как свою собственность, а как Божиих сыновей и дочерей. Не для себя растить наших детей, а для Бога. У нас может быть много планов, много идей, много амбиций, много собственных представлений о том, кем должны быть наши дети, чем они должны заниматься, какими они должны вырасти. А Господь по Своему усмотрению ведет этого человека - нашего ребенка - по Ему ведомому, Ему угодному пути… И путь нашего ребенка может быть совсем не таким, какой мы навоображали.

Но пойдут ли наши дети по этому, Богом данному пути? Мы можем этого хотеть, мы можем и будем об этом молиться. Будем направлять ребенка. Будем наставлять, советовать, учить. Любить. Но не нам решать, куда и как он пойдет в жизни. Решение за самим ребенком. Святые праведные Иоаким и Анна повели свою Дочку к храму - но в храм Она пришла сама, это был Ее выбор, Ее добрая воля, Ее решение. И наше дело вот так же спокойно, внимательно и заботливо, как святые богоотцы, вести своих деток к Господу… Поручая Богу - истинному Отцу, Учителю и Воспитателю - каждого своего ребенка. Посвящая Ему и своих детей, и самих себя, и весь дом свой. И всю жизнь свою.

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние/ и челове́ков Спасе́ния пропове́дание:/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:/ ра́дуйся, смотре́ния// Зижди́телева исполне́ние.

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак, глас 4-й

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ я́же в Ду́се Боже́ственном,/ ю́же воспева́ют Áнгели Бо́жии:// сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное»

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.

Задостойник, глас 4-й

Яко одушевленному Божию кивоту, да ника-коже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Как живого Ковчега Божия, да не касается рука непосвященных; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: «Истинно Ты выше всех, Дева Чистая!»

Молитва на Введение во Храм Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Икона главного иконостаса Храма Христа Спасителя.

Тропарь и Величание Введению во храм Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии:

Предпразднству, глас 4:
Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Празднику, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.
Божественный Промысл остается непостижимым Начальствам и Властям на Небесах, только через Церковь они познают, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей Себя служению Богу. Церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни, которые готовят Вместилище для Божественного Слова: «от пророков проповеданную и в храм приведенную прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу» (стихира на литии), Которая «вводится днесь» во святая святых как «священное сокровище славы Божией».
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному преданию, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Каждая душа христианская может находить в храме такое же блаженство, какое находила в нем Пресвятая Дева, введенная в храм Господень с юных лет.
Грех удаляет нас от Бога и лишает Его благоволения. Но через посещение храма мы опять приближаемся к Богу и привлекаем к себе Его Небесную милость. В святых храмах обитает Сам Бог, а вместе с Ним - все Ангелы и святые. Небожители являются защитниками и покровителями нашими. Они своими молитвами помогают нам и испрашивают все необходимое для жизни и благочестия. Молитвами, чтением или слушанием Слова Божия мы входим в общение с Богом и беседуем с Ним. В особенное, таинственное общение с Иисусом Христом, нашим Искупителем, мы входим через совершаемое в храме таинство Причащения. В храмах, особенно во время Богослужений, приносятся молитвы о прощении наших грехов. В храмах примиряемся мы с Богом, приносим раскаяние во грехах и получаем прощение. Как бы ни были тяжки грехи наши, но благодать Божия врачует любую немощь. Из церковной врачебницы никто не выходит без исцеления, если захочет того сам страждущий и будет приносить искреннее покаяние. С отпущением грехов естественно возвращается мир душевный. Здесь одно спасительное слово и одно сердечное сокрушение о грехах может произвести удивительную перемену в человеке и сделать его из грешного праведным.
Здесь, пред Престолом Всевышнего, наши молитвы соединяются с молитвами святых. Особенной Ходатаицей и Молитвенницей нашей является Пресвятая Богородица. Она с трех лет находилась при храме Божием до того времени, пока не сделалась избранным орудием спасения всего мира. Возлюбившая святой храм, Она с радостью помогает всем, приходящим в него для молитвы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет - обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Мы расскажем об истории, особенностях и традициях праздника.

Что такое Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь - Пресвятую Богородицу - в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом - посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме - до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно - «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX-X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

События Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно - посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых - место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание - вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу.

История празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий - традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна - родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней - по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное».

Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.


Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.

Святитель Григорий Палама. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Если «древо от плода своего познается», и «древо доброе плоды добры творит»(Мф.7:17; Лк.6:44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.

Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть – родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим Богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает:«бысть первый человек… в душу живу», а второй Человек «в Дух животворящ»(1 Кор. 15:45).

Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть.

Таким образом, подобно тому, как этот исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной.

Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая.

Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы. «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки» (Евр.13:8), неизменяемый по Божеству и непорочный по человечеству, Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия,«беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его» (Ис.53:9), – Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс.50:7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение.

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева – Боголепная колесница Пренебесного Бога – должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался «сынами Божиими»: ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, обещающий и дарующий жизнь безсмертную верующим во Имя Его. И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт.4:25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа – Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт.4:26).

Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо, – чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Пречистая Дева, чтобы, таким образом, и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.

Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением - если только сердце человека чутко и чисто - любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…
За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем - ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему - и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, - пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь.

Введенское кладбище

С праздником Введения Богородицы в России связано множество топонимов. Один из самых известных – Введенское кладбище.

Введенское кладбище (оно же Немецкое или Введенские горы) основано в 1771 году в период эпидемии чумы. Находится оно на востоке Москвы, в районе Лефортово. В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, так как там хоронили в основном католиков и лютеран.

Кладбище получило свое название из-за Введенских гор (иначе Лефортовский холм). Это возвышенность на левом берегу Яузы (один из «семи холмов» Москвы). Горы в свою очередь получили название от некогда бывшего здесь села Введенское, а оно в свою очередь – от деревянной церкви Введения Богородицы во Храм, построенной на холмах в 1643 году по указу царицы Евдокии Лукьяновна, второй жены царя Михаила Романова.

Стена и кладбищенские строения сооружены в конце XIX - начале XX века. В 1960-е годы территорию расширили, построили стену-колумбарий.

На кладбище захоронены многие известные люди, а часть памятников и надгробий, созданных знаменитыми архитекторами и скульптурами, признаны объектами культурного наследия.

Традиции празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

На Руси по всем городам и селам проводились шумные и веселые введенские ярмарки. Самой известной была широкая Московская. Здесь проходили рыбные торги, а коробейники предлагали покупателям попробовать с пылу, с жару булочек, кренделей, пряников, блинчиков, пирожков. Запивали все горячим медовым напитком - сбитнем.

На заставке фрагмент картины Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534-1538)

Каждый год 4 декабря весь христианский мир празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это один из 12 почитаемых церковных праздников, он стал известен из Церковного Предания.

День, когда святые родители Иаоким и Анна привели из Назарета в Иерусалимский Храм Деву Марию.

Согласно апокрифам «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея», супруги, прожили в бездетном браке почти пятьдесят лет. И моля Бога о даровании им дитя, дали обет — если они смогут зачать, то предназначат ребека служению Богу. Господь внял их мольбам. Иаокиму и Анне была дарована дочь, нареченной Марией. Ей суждено было стать для уверовавших в Мессию Госпожой и Надеждой.

После рождения, отец с матерью дали вторую клятву о том, что, Мария не ступит на землю, пока те не приведут ее к храму.

По исполнении Марии трехлетнего возраста, благочестивые родители созвав родных и назарецких девиц отправились трехдневный путь в Иерусалим, чтобы претворить данный обет. У входа их приветствовали благочестивые девы со светящимися фонарями и пениями. Лестница к входу в храм была из пятнадцати крутых выступов по количеству степенных псалмов. Пресвятая Дева, вопреки возрасту, украшенная с царским великолепием, без усилий прошла все ступени. Наверху Пречистую Деву встретили священнослужители и левиты и архиерей Захария. Захарий по Божиему внушению, ввел Богоотроковицу в святилище храма, а потом на диво присутствующих в Святое Святых. Место в которое самому Захарию разрешалось входить единожды в год — в День Очищения. Для Марии алтарь был обозначен постоянным местом молитвы. Позволением войти в Святая Святых, Богородице была отведена значимая роль в предопределении рода людского.

Началась новая глава жизни Святой отроковицы Марии — обучение и служение в храме Божьем. Все последующие годы жизни Мария провела в строгом распорядке обучаясь чтению святого писания, читая молитвы до тех пор пока Архангел Гавриил не являлся к Ней с пищей, и занятиях рукоделием. После своего двеннадцатилетия Марию следовало выдать замуж. Но, Она сообщила священнослужителям, что намерена хранить девство перед Богом. К моменту окончания обучения, родители Ее умерли. Заботу о Марии принял престарелый Иосиф, обручившись с Ней.

По приказу императора Юстиниана Первого в 543г. на руинах Иерусалимского храма, во имя чествования Пресвятой Богородицы отстроили величественную церковь, так было упомянуто явление Введения во храм Пресвятой Богородицы. Замечание о празднике появилось лишь в VIII столетии, в месяцесловах, так же, в своих речах празднество затрагивал патриарх Константинопольский Герман I. Но уже с IX века событие приобрело повсеместную известность.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — символ благосклонности Господа Бога к роду людскому, предвестием великого события Рождества Христова.
За несколько дней до праздника на церковных службах рассказывают как благочестивые Анна и Иоаким подвели свое чадо Марию к храму.

Согласно Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы длится шесть дней.

Молитвы на праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождественский пост дарит нам праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. На протяжении всех дней празднования на церковных Богослужениях читают молитвы:
⦁ Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4 ;
⦁ Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы;
⦁ Величание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы;
⦁ Задостойник праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы;
⦁ Молитва на Введение во Храм Пресвятой Богородицы;
⦁ Молитва в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы;
⦁ На утрени — Евангелие от Луки 1:39-49, 56;
⦁ На литургии или днем — Евреям 9:1-7, Евангелие от Луки 10:38-42, 11: 27-28.

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статьи по теме