Приход миссии. Когда будет второе пришествие Христа? Места и формы миссии

В распоряжении "Ъ" оказался проект "Концепции внешней политики РФ", разработанный МИД РФ по указанию президента. По сути, это внешнеполитическая платформа России на третий президентский срок Владимира Путина. Как следует из документа, РФ видит себя островом стабильности во "все более труднопредсказуемом" и "турбулентном" мире, а главным приоритетом своей внешней политики считает постсоветское пространство.


Поручение МИДу разработать новую концепцию внешней политики Владимир Путин дал в день своей инаугурации 7 мая — оно содержится в его указе "О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ". Подготовленный проект (имеется в распоряжении "Ъ"), который на днях был направлен адресату и другим ведомствам, президент должен подписать в декабре — проставив в него конкретную дату. Прежние концепции — 2000 и 2008 годов — действовали на протяжении всего срока пребывания Владимира Путина и Дмитрия Медведева на посту президента. Таким образом, речь, по сути, идет о внешнеполитической платформе РФ как минимум на третий президентский срок Владимира Путина.

Из документа следует, что его авторы во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Владимира Путина "Россия и меняющийся мир", опубликованной накануне мартовских выборов. Одним из таких положений является тезис о том, что России приходится строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В новой концепции этот тезис получил детальную проработку.

В сравнении с 2008 годом авторам нового документа мир видится более "нестабильным" и "непредсказуемым". Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе "Современный мир и внешняя политика РФ". Первый — это глобальный кризис, являющийся "мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте". Второй фактор нестабильности — вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае "арабской весны", "попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей" чреваты "сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях". Третий фактор — расшатывание роли ООН — проявляется в попытках "регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия", "произвольном прочтении его резолюций", "реализации концепций, направленных на свержение законных режимов". Четвертый — усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы "угрозы в информационном пространстве". И, наконец, пятый фактор нестабильности — "тенденция на реидеологизацию международных отношений" (хотя в концепции 2008 года провозглашалось "прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия холодной войны").

С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод: "В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные "оазисы спокойствия и безопасности"". Тем не менее России отводится "уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации". В соответствии с этой сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику.

У нее, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей. Первая — помогать спасению мировой экономики, для чего "Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры" — явный намек на лоббируемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель — борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого Москва будет "добиваться уважения прав и свобод человека", но "с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства". А в интернете — противодействовать использованию в этих целях новых технологий. Третья цель — отстаивание "безальтернативности" ООН, а значит, недопущение того, чтобы под предлогом концепции "ответственности по защите" (как в Ливии) "осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства".

Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью "мягкой силы". Этот термин Владимир Путин впервые использовал в своей программной статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу. В новой концепции впервые дается его отечественная трактовка — "комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии".

С помощью такой "мягкой силы" Москва надеется создать "объективный образ страны", а заодно улучшить "информационное сопровождение" своей внешней политики. Для этого предполагается использовать "возможности новых технологий" (Twitter-дипломатия), а также потенциал "многомиллионной российской диаспоры" за рубежом. Проживающим за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур, участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ.

Изменились акценты и в разделе "Региональные приоритеты". Абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве. В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней концепции). Россия надеется "подключить к углубленным интеграционным процессам" и Украину.

Второе место среди приоритетов РФ занимает Евросоюз — особо выделяется задача достижения безвизового режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды — то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами.

И только после этого доходит очередь до США. От них РФ будет добиваться "правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания", а также "соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств".

Хотя Китай и Индия упоминаются после США, развитие "дружественных отношений" с ними названо одним из "важнейших" направлений российской внешней политики. А Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен "самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики".

Эксперты считают тональность новой концепции РФ и расстановку внешнеполитических приоритетов Москвы "абсолютно ожидаемыми". "Документ перекликается с предвыборными заявлениями президента и риторикой последнего времени,— заявил "Ъ" вице-президент ПИР-центра Дмитрий Поликанов.— И по отношению к прежним редакциям документа прослеживается явная преемственность. В них тоже говорилось о деструктивной роли Запада в расшатывании международных устоев. И СНГ объявлялось нашим главным приоритетом, хотя на деле это было не так. На сей раз есть основания полагать, что это всерьез — хотя бы потому, что Москва взялась строить Евразийский союз".

Елена Черненко


Однажды гуру, практиковавший медитацию у себя в пещере высоко в горах, открыл глаза и увидел перед собой незваного посетителя - настоятеля знаменитого монастыря.

Что ты здесь ищешь? - спросил гуру.

Настоятель начал подробно излагать свою печальную историю.

Одно время его монастырь пользовался на Западе огромной популярностью. В его кельях толпились молодые искатели и искательницы истины. Но вот монастырь стал испытывать тяжелые времена.

Поток молодых монахов иссяк, исчезли толпы...

Ведающие Матери объявляют приход неоклассического миссии уже в данную секунду.

Все наверно помнят нашумевший фильм "Матрица" с его героем Нео.

Нео- - приставка, произошедшая от др. -греч. ν ε ο ν, означающего новый.

Берем статью коллеги и разбираем ее с помощью логики и разума.

"Многие ждут мессию - избавителя, но не дождутся.

(Если ждать и ничего не делать, то да не дождутся. Не ждать надо а действовать. Почему я это пишу? Потому что знаю. Задайтесь вопросом...

Для чего предполагалось использовать Google Glass? Презентация очков наглядно продемонстрировала все возможности чуда техники, в адекватном для того дикого времени архетипе

Восприятия массами назначения высоких технологий:

Вот мы прыгаем с парашютами! Вот мы катимся с горы! Жарим яичницу! Всё могут зафиксировать Гугл, и сразу же передать в сеть, он-лайн!

А зачем? Ну, для прикола! Какое удобство - сразу вижу в сети, всё что делаю, сразу - передаю всем друзьям новости из своей жизни...

Не все мне видно, но все чувствуется. Чувствуется ваша ненависть, не понимание. Потому что спят ваши души а я их бужу, мешаю вашем сну. Хочется быть вам мартовскими котами и кошками греющимися на солнышке. А я вам говорю что вы лягушки на скоростной трассе и машина приближается.

Гадалка смотрит в шар и образы нет не в шаре, в ее воображении, плавают как рыбки в тумане. Заглянем за плечо гадалки. Что мы там увидим. Забавное изображение вытянутых рук гадалки в сторону шара и отрешенное лицо ее...

Приход в духовное пространство человечества
ДУХОВНОГО СВЕТА НЕИЗБЕЖЕН.

Воля Бога, воля Человека, воля Слова. Все это есть в АВМ.

Вопрос не в том, кто прав, а кто виноват.
Мой оппонент Николай, все время говорит о научности своей концепции, только где,

ДУХОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что такое Бог?
Что такое душа?
Почему существует Зло?
Что такое Зло?
Что такое Добро?
Какой признак наступающего духовного времени?
Причины возникновения болезней у людей и даже проживающих с людьми животных.

В чем эти причины...

Плата духовных учителей велика.

Духовный учитель сжигает свою земную жизнь, ради любви небесной, ради людей.

Кто знает чем платят духовные учителя. Ни какая карма, ни какая божья любовь не может оплатить тем что они платят за способность к духовным пророчествам. И лучше этого не знать.

И все же люди должны знать, за все в земной жизни идет плата. И даже за высоты духа приходится платить, ПЛАТА ЭТА ВЕЛИКА. И все же духовные учителя предпочитают молчать о ней.

Их удовлетворяет хоть...

Вопрос: Обязан ли человек стремиться к выходу в духовное, к встрече с Богом?

Смотри, встреча неизбежна - по принципу духовного закона. С начала входит свет, потом выходит и третий раз опять входит. Рождение Сына свет хохма или жизни, потом исход света бина и как следствие выход света жизни, а это смерть.

Воскрешение бины и подъем на свое место. А если было действие бины, значит свет, уже в любом случае войдет в это место. Для человека лучше, что бы он вошел в духовное тело и был готов в...

Миссионеры берите себе на стену. Практические рекомендации по созданию эффективной миссии на приходе. Никакой «воды».
Здесь вы узнаете:
Как создать самоокупаемый миссионерский проект?
Как заинтересовать миссионерской работой инициативную молодёжь?
Как быть, если приходской священник «не против» организации миссии на приходе, но лично ему это не интересно?
Как создать «стоящий» миссионерский проект, то есть проект, на который хочется потратить деньги?
Как создать «прозрачный» миссионерский проект, то есть такой проект, в котором все алгоритмы взаимодействий участников логичны, понятны и открыты для епархиальных структур?
Как оценивать эффективность миссионерской работы?
Как использовать статистику для рационализации миссионерской работы?
ВВЕДЕНИЕ.
Когда я учился в семинарии, у нас была такая шутка: "Трудней всего обратить в Православие православного попа". И действительно, занимаясь продвижением миссионерских проектов, я достаточно часто встречаюсь с ситуацией, когда на приходе есть инициативная молодёжь, есть образованные миряне, но вот приходской настоятель (как бы) блокирует все попытки организовать на приходе миссионерскую работу. Пишу «как бы» потому что в большинстве случаев этот батюшкинский «саботаж» не связан с вредительством или безответственностью. Батюшки на приходе делают намного больше, чем мы можем себе представить… Они у нас и психологи и инженеры и дизайнеры и операторы общественного мнения, народные социологи, геополитики, деревенские философы, прорабы… ну и если после всего этого остаются силы, то миссионеры. Понимаю, что последняя фраза самая спорная… Сами батюшки наверно едва ли согласились бы с тем, что приоритет миссии у них в «сухом остатке», но активная молодёжь вообще считает что отцы-настоятели миссией, за редким исключением, не занимаются. Я хочу пропустить этот спор, экономя ваше время. Лучше я введу два понятия о миссии:

§ 1. СТИХИЙНАЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ МИССИЯ.
Сразу скажу, что это классификация миссионерской работы не по целям, а по средствам. Пишу об этом специально, чтобы у вас не было путаницы, если вдруг вы прочитаете мою статью про миссию общины и миссию общества. (https://vk.com/id16351227?w=wall16351227_3160/all) Там разница в целях, здесь в средствах.
Итак, причиной стихийной миссии является эмоциональный порыв, стихийная благодарность Богу. Силуан Афонский говорил об этом так: «Ты спросишь: «Как можно знать Бога?» А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о нём всей земле». Старец Силуан Афонский. Подворье Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря. 1996. с. 300.

Стихийная миссия индивидуальна. Ей нельзя научить, поскольку нет универсального выражения благодарности кроме Евхаристии. Организованная миссия опирается на ряд определенных решений. Она предполагает организацию хотя бы нескольких людей в одном проекте, распределение ответственности и полномочий. Организованная миссия связана с планированием финансовых и временных ресурсов, с решением кадровых вопросов и с созданием алгоритмов взаимодействия миссионерских программ. Стихийная миссия эффективна, когда стихийный проповедник близок к святости. Эффективность организованной миссии зиждется на дисциплине и организации.
Теперь, когда вы различаете стихийную и организованную миссию вы сможете решить дилемму миссионерской заинтересованности духовенства. Приходские настоятели – стихийные миссионеры. Согласен, что среди них есть действительно святые люди. Им организованная миссия – не нужна. Остальным - нужна, но они об этом пока не знают. Исключением являются руководители епархиальных отделов и их помощники. И я думаю, что это положение будет сохраняться ещё 10 лет… а потом появится новая генерация настоятелей, воспитанных в современных школах организации эффективной миссии.
Если мы не хотим ждать 10 лет, то нам придётся делать ставку на образованных мирян. Нет… благословение у настоятеля взять надо и отчитаться перед архиереем, если что, придётся… Но, давайте честно, скажем с самого начала, что за организованную миссию у нас отвечают образованные и инициативные миряне, то есть вы, братья и сёстры! До тех пор пока я не понимал эту простую истину – у меня ничего не получалось. Все миссионерские проекты разваливались как карточный домик, оставляя после себя ворох отчётов с большим количеством мёртвых цифр. Как только стало понятно, кто, за что конкретно несёт ответственность – всё заработало. Так… Что значит «нести ответственность»? Об этом отдельно ниже.
Спецификой данной концепции является учёт и планирование времени всех этапов миссионерского проекта. Я решил это назвать «Блиц-миссией». Миссионерская работа состоит из «периодов», во время которых миссионеры должны выполнить ряд очень важных заданий. Это позволяет проводить более или менее точную рефлексию миссионерской работы.
Итак… Самый удобный для мониторинга период – 3 месяца. Это срок, за который можно многое успеть сделать. С другой стороны за это время трудно что-то забыть, выпустить из виду.
Для организации миссионерского периода нам нужны хотя бы 3 человека:
Миссионер,
Катехизатор,
«Модератор- блогер»,
Это наши кадры. Теория организации говорит, что нам ещё нужны идеи и ресурсы.
Прежде чем мы разберём каждый пункт отдельно, я хотел бы, чтобы вы ознакомились с моей концепцией эффективной миссии. Если не трудно, прочтите статью на моей стене "10 принципов эффективной миссии".
https://vk.com/id16351227?w=wall16351227_3944/all
Всё, что я буду сейчас говорить об организации "блиц-миссии" находится в парадигме концепции эффективной миссии. Итак...

§2. КАДРЫ.
Миссионер подобен врачу. Он лечит "мировоззрение" людей. Хорошего врача готовят около 10 лет, а потом каждый год он проходит курсы переподготовки, на которых он приобретает много полезных знаний и навыков. Боюсь, что у нас нет этих 10 лет. Я думаю, что минимальный срок подготовки миссионера - полгода. Если честно, то я знаю таких людей, которые за полгода стали эффективными миссионерами. Все они... бывшие протестанты. Но я считаю, что такой миссионер обязательно должен "доучиваться". Ему нужно хотя бы 50 академических часов в год, чтобы "быть в тонусе". Сейчас во всех епархиях Русской Православной Церкви есть такие курсы, которые дают первичные знания начинающему миссионеру. Есть также у нас и интернет-курсы и заочное интернет обучение при Свято-Тихоновском богословском институте. Какой вариант обучения выбрать? Этот вопрос вы должны задать настоятелю того прихода, на котором вы хотите организовать "блиц-миссию". Если у вас такого прихода нет, то и миссии у вас никакой не будет. Куда вы приведёте новых людей? В библиотеку? К себе домой? Хорошо, но это не православная миссия. Миссия является православной только тогда, когда люди собираются вокруг чаши Причастия. Так что... идите, ищите настоятеля и спрашивайте: "Куда пойти учится?" Иногда батюшка благословляет заниматься организацией миссии студентам миссионерских школ. Хотя это риск, но он оправдан. Ведь будущие миссионеры и катехизаторы должны в процессе обучения получать и практический опыт миссионерской работы! Иначе из этих школ к нам придёт бюрократический планктон, способный только действовать по принципу ЧЕИЗ ("чего изволите-с"). У меня есть три книги, которые все мои миссионеры должны изучить глубоко и основательно:
Митр. Илларион Алфеев "Таинство веры".
Руководство по приходскому консультированию выпущенное Санкт-Петербургской епархией.
Моё индивидуальное пособие для молодых миссионеров с картинками и схемками, которое называется "Наша вера". (Кому интересно, пишите в личку, пришлю в формате WORD, распечатайте и пользуйтесь.)
§ 3. РЕСУРСЫ.
У нас должны быть два типа ресурсов:
Деньги,
Время,
Время бывает концептуальное и оперативное. Концептуальное время у нас определено миссионерским "периодом" - 3 месяца. Если вы справитесь с заданиями трёхмесячного периода - его можно повторить. Затем вы можете сократить срок периода до 40 дней. Вам уже не нужно будет суетиться и метаться. Миссия на приходе будет работать как часовой механизм.
Оперативное время - это то время, которое каждый член миссионерской команды должен будет внести в свой распорядок дня и затратить на реализацию миссионерского проекта.
Стандарт общего оперативного времени за один период - 270 часов. Если у вас на приходе есть только один человек, желающий заниматься миссионерской работой по программе "блиц-миссии", то он должен быть готов посвятить проекту такое количество времени. Если у вас три таких человека, то каждый должен будет посвятить проекту только 1 час в день. Но это ещё не всё... Стоимость одного периода 25 тыс. рублей.
Сейчас со страхом и трепетом приступаю к самой больной теме нашей миссии…

§ 4. ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажу о том, где их вы НЕ возьмёте... Вы их не возьмёте у настоятеля, у благочинного и у руководителя отдела. У них нет денег! Их нет не потому что настоятель жадный или руководитель отдела бестолковый... Просто денег нет вообще, то есть в принципе. Их нет так же, как у министерства обороны нет денег на детские игрушки. Представьте себе: министр обороны приказывает всем подразделениям армии и флота купить какие-нибудь игрушки для детских домов... Что будет? Купят чего-нибудь, отчитаются и забудут. А вообще все деньги министерства обороны имеют целевое назначение. Каждый командир подразделения имеет круг обязанностей связанных с поддержанием боеспособности его части... и у него всегда расходов больше чем доходов. Если б можно была начальника погранзаставы спросить, что он думает про «игрушечный» приказ министра обороны, он вероятней всего сказал бы: "Да я лучше солярки куплю для машин, вольер новый для овчарки построю… Зачем нужны эти игрушки?"
Знакомая логика? Настоятель лучше потратит деньги на фундамент новой часовни, сигнализацию, ремонт здания воскресной школы, роспись храма и т. д. И это логично...
МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ.
Открою маленький секрет относительно мотивации к миссии большинства приходских настоятелей: почти все наши приходы делятся на "крутые" и "не очень". Понятно, что если священник исправно служит, то его рано или поздно переведут настоятелем "крутого" прихода. А если батюшка "чудит", то его отправляют на приход «попроще». Так вот... Для того, чтобы попасть на "крутой" приход и потом остаться на нём нужно именно "поддерживать боеспособность части", ремонтировать, заливать фундамент, красить ограду и сдавать вовремя целевые взносы. Никакие самые продвинутые миссионерские проекты не компенсируют "недоделов" в сфере приходского хозяйства. Ни одного настоятеля НИКОГДА не снимут за отсутствие организованной миссии, а вот за копоть под куполом храма и за плесень в воскресной школе снять могут. Это не мы придумали. В этой парадигме к нам пришло Православие из Византии.
Так что, давайте не будем судить священников... Они приняли эту логику по некому устному преданию, когда сами ещё были пономарями и семинаристами. Так что же делать миссионерам? Хм… давайте помолимся…
… и введём десятину.

Продолжение следует. См.

Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Преамбула

Господь наш Иисус Христос призывает Церковь к вселенской миссии, говоря: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19), дабы Евангелие Царствия было проповедано "по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф.24:14). Церковная миссия охватывает не только внешний мир, но и, в первую очередь, тех, кто уже принадлежит к Народу Божьему. "Я послан только (прежде всего) к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15;24). Обращение и спасение членов Церкви изначально является абсолютным апостольским императивом, по словам св. ап. Петра: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деяния св. Апостолов 2:38-39, 47).

Поэтому развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире. Согласно определения Поместного Собора 1917-1918 гг.: "Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника - настоятеля". Основываясь на этом определении Священный Синод Русской Православной Церкви (Журнал №74 от 25 июля 2014 года) благословил: "Приходскому духовенству надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода. Чувство общинности и ответственности за приход может развиваться через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе".

Миссионерская деятельность не заканчивается для Церкви и для человека с принятием Таинства Крещения. Став членом приходской общины христианин не перестает быть объектом миссии. На уровне прихода трудно разделить задачи церковного служения миссии, катехизации и пастырства, поэтому все эти задачи входят в зону ответственности приходской миссии.

Центром жизни Церкви и прихода является евхаристическое общение. Полноценное участие христианина в Евхаристии является целью и результатом православной миссии.

Приходская миссия является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход является тем местом, куда миссионер призван привести человека, взыскующего Истины. Приход в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан является основным участником и исполнителем миссионерского служения, целью которого является создание Евхаристической общины. Приходскую миссию можно разделить на два направления: миссия на территории пастырской ответственности прихода и миссия внутри прихода.

1. Карта миссионерского поля

1.1. Приходская миссия начинается с создания карты миссионерского поля прихода, которая органично входит в миссионерские карты благочиния и епархии. Карта миссионерского поля включает в себя демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций, деструктивных культов и национальных движений, приоритетных адресатов миссии (образовательные, медицинские социальные, исправительные и иные учреждения, требующие миссионерского внимания). Карта миссионерского поля должна содержать оценку возможностей сотрудничества с муниципальными учреждениями, общественными организациями и промышленными предприятиями. Распределение зон миссионерской ответственности среди приходов находится в компетенции правящего архиерея.

2. Организация миссионерского служения в приходе

2.1. Общее руководство миссионерским служением прихода осуществляется настоятелем, при участии клира и мирян. Ответственным за миссионерское служение является приходской миссионер, в случае отсутствия такового - помощник благочинного по миссионерскому служению, прошедший подготовку и аттестацию в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров. Настоятелю и клиру прихода необходимо прилагать максимальные усилия для создания мотивации, научения и раскрытия миссионерского потенциала паствы.

3. Внешняя миссия прихода.

3.1. Внешняя миссия на территории прихода включает в себя:

3.1.1. Просветительскую миссию, направленную на распространение православной веры в учреждениях, организациях и на предприятиях, расположенных на территории прихода. Миссионерская деятельность в образовательных учреждениях (школах, колледжах, ВУЗах и т.п.) должны учитывать рекомендации Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

3.1.2. Апологетическую миссию, включающую в себя работу по противодействию деятельности религиозных экстремистов, деструктивных культов и антиклирикалов, защиту Церкви, Её вероучения и христианского образа жизни, ведение богословской полемики с неверующими и неправославными.

3.1.3. Социальную миссию, включающую в себя работу в социальных и медицинских учреждениях – больницах, хосписах, приютах, детских домах, домах престарелых, обществах инвалидов и т.д.

3.1.4. Молодежную миссию, включающую в себя деятельность по обращению и воцерковлению молодежи через сотрудничество с молодежными организациями и участие в молодежных мероприятиях.

3.1.5. Информационную миссию, включающую в себя деятельность по информированию людей, проживающих на территории прихода, о новостях приходской жизни, проведении епархиальных, благочиннических мероприятияй, выпуск приходских листков, теле-радио программы, ведение специальной рубрики в местной прессе, создание приходского сайта.

4. Миссия внутри прихода.

4.1. Все направления приходской жизни должны иметь миссионерскую составляющую. Литургическая жизнь прихода является не только целью приходской миссии, но и мощным миссионерским инструментом. Примером того могут служить Крещальные, Венчальные и Миссионерские литургии.

4.2. Важным миссионерским потенциалом обладают проповеди священнослужителей, разъясняющие богослужебные тексты и содержание Таинств, священнодействий и обрядов Церкви.

4.3. При совершении треб священнослужитель должен помнить о своем миссионерском призвании и использовать время общения с участвующими в священнодействии людьми для их воцерковления.

4.4. Необходимо задействовать все приходские информационные ресурсы для осуществления апологетической миссии, направленной на профилактику вовлечения прихожан в деструктивные культы и реабилитацию их жертв.

4.5. Работа по воцерковлению прихожан должна вестись с помощью катехизации, проведения общеприходских собраний и мероприятий (Например: слёт православных семей. Необходимо организовывать пространство для встречи семей более воцерковленных с новоначальными, с целью передачи опыта богообщения и православного воспитания).

4.6. Социальная миссия, направленная на оказание социальной помощи прихожанам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо регулярно осуществлять сбор информации о прихожанах, нуждающихся в помощи, организовывать приходские сестричества, благотворительные акции социальной направленности.

4.7. Особое значение имеет обучение церковных работников основам миссионерской деятельности.

5. Формы и методы миссионерской работы

5.1. Миссионерское поручение.

5.1.1. Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии.

5.1.2. Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

– участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;

– привлечение мирян к участию в социальной диаконии;

– широкую организацию миссионерских приходских кружков;

– участие мирян в церковных конференциях, народных лекториях, диспутах, интернет-форумах, в теле– и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности.

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

– приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

– просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

– привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

– создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

– организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

– продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

Возрождение практики оглашения перед Крещением, привлечение к оглашению активных и подготовленных членов общины ;

Составление отчетности, как перед настоятелем, так и перед соответствующим епархиальным отделом и планов работы по своему направлению миссии.

Использованная литература

1. "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви", п. 2.1. Оглашение./Документ утвержден постановлением Архиерейского собора 2013 г. п. 31.

Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций

Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей.

Церковь Христова живет «в мире», но она «не от мира» (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о «новой твари» (2 Кор. 5:17), о «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13), о мире, в котором «отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4-5).

Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая «вкупе» (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви.

Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви - не утопия, а «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека.

Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых - действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом «терпения и утешения» (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

Опираясь на эти принципы, совокупный опыт и учение своего отеческого, литургического и аскетического предания, Православная Церковь разделяет заботы и тревоги человека нашего времени в отношении насущных проблем, волнующих современный мир, и желает содействовать их разрешению, чтобы в мире воцарились мир Божий, «который превыше всякого ума» (Флп. 4:7), примирение и любовь.

А. Достоинство человеческой личности

1. Достоинство человеческой личности, проистекающее из сотворения человека по образу Божию для участия в исполнении Божественного замысла о человеке и мире, было источником вдохновения для отцов Церкви, которые углублялись в таинство Божественного домостроительства. Характерно высказывание святого Григория Богослова о человеке: Создатель «творит как бы некий второй мир, в малом великий, поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, свидетеля тайн твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству… живое существо, здесь предуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения» (Слово 45, На Святую Пасху, 7. PG 36, 632). Целью вочеловечения Слова Божия является обожение человека. Христос, обновив в Себе Самом ветхого Адама (ср.Еф. 2:15), «сообожил в Себе человека, начаток нашего упования» (Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия 4, 14. PG 22, 289).

Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род: «Единородный стал человеком для того, чтобы <…> собрать воедино и возвратить к первозданному состоянию погибший род, то есть, человечество» (Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, PG 74, 273D-275A). Это учение Церкви является источником всякого христианского устремления к сохранению достоинства и величия человека.

2. На этой основе необходимо во всех направлениях развивать межхристианское сотрудничество для защиты человеческого достоинства и сохранения мира, чтобы миротворческие усилия всех христиан становились более весомыми и действенными.

3. Всеобщее признание высокой ценности человеческой личности может быть предпосылкой более широкого сотрудничества в области миротворчества. Православные Церкви призваны содействовать межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, а благодаря ему — преодолению любых проявлений фанатизма, ради укрепления дружбы между народами, торжества свободы и мира во всем мире на благо каждого человека, независимо от расы и религии. Разумеется, это сотрудничество исключает как синкретизм, так и попытки доминирования одной религии над другими.

4. Мы убеждены, что как «соработники у Бога» (1 Кор. 3:9) мы можем развивать на местном, национальном и международном уровнях совместное служение на благо человечества со всеми людьми доброй воли, стремящимися к богоугодному миру. Это служение является заповедью Божией (Матф.5:9).

Б. О свободе и ответственности

1. Одним из высших даров Бога человеку и как конкретному носителю образа личного Бога, и как члену сообщества личностей, в единстве человеческого рода по благодати отражающих жизнь и общение Божественных Лиц в Святой Троице, является дар свободы. «Сотворивший в начале человека сделал его свободным и самовластным, ограничив его одним лишь законом заповеди» (свт. Григорий Богослов, Слово 14, О любви к бедным, 25. PG 35, 892Α). Свобода позволяет человеку преуспевать в восхождении к духовному совершенству, но вместе с тем включает в себя и опасность преслушания, выхода из подчинения Богу и через то - грехопадения, трагическим последствием которого является существование зла в мире.

2. Следствием этого зла являются преобладающие в современной жизни несовершенства и недостатки: обмирщение, насилие, распущенность нравов, такие негативные явления, как наркотическая и другие виды зависимости, наблюдающиеся среди части современной молодежи, расизм, гонка вооружения, войны и возникающие как их результат социальные бедствия, притеснение отдельных социальных групп, религиозных общин и целых народов, социальное неравенство; ограничение прав человека в области свободы совести, в частности, религиозной свободы, дезинформация и манипуляция общественным мнением; экономическая отсталость, неравномерное распределение или полное отсутствие необходимых жизненных благ, голод миллионов людей, насильственные депортации населения или торговля людьми, наплыв беженцев, разрушение окружающей среды, бесконтрольное применение генетических биотехнологий и биомедицинских процедур в отношении начала, продолжения и конца человеческой жизни - все это привносит бесконечную тревогу в жизнь современного человечества.

3. Перед лицом такого положения, которое привело к деградации представления о человеческой личности, долг Православной Церкви заключается сегодня в том, чтобы посредством проповеди, богословия, богослужения и пастырской деятельности явить истину свободы во Христе. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого… ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1 Кор. 10:23-24, 29). Свобода без ответственности и любви ведет в конце концов к утрате свободы.

В. О мире и справедливости

1. Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как «благовестие мира» (Еф. 6:15), ибо Христос, «умиротворив…Кровию креста» (Кол. 1:20) все, «благовествовал мир… дальним и ближним» (Еф. 2:17). Он стал «миром нашим» (Еф. 2:14). Этот мир, «который превыше всякого ума» (Фил. 4:7), как сказал Сам Господь перед Распятием Своим ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира. Подлинный мир - это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих.

2. Из вышеупомянутого становится ясно, почему Церковь, «как Тело Христово» (1 Кор. 12:27), всегда молится о мире всего мира, который, по словам Климента Александрийского, есть синоним справедливости (Строматы 4, 25. PG 8, 1369-72). А святитель Василий Великий присовокупляет: «Не могу убедить себя, что без взаимной любви и без мира со всеми, насколько это в моих силах, могу называться достойным рабом Иисуса Христа» (Письмо 203, 2. PG 32, 737). Как пишет тот же самый святой отец, это само собой разумеется для христианина: «Ничто так не свойственно для христианина, как творить мир» (Письмо 114. PG 32, 528). Мир Христов — это таинственная сила, которая проистекает из примирения человека с его Небесным Отцом, «по промыслу Иисуса, все совершающего во всем и творящего мир, неизреченный и от века предопределенный, и примиряющего нас с Собою, а в Себе с Отцом» (Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 2, 4. PG 3, 953).

3. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что дары мира и справедливости зависят и от человеческого содействия. Святой Дух подает духовные дары, когда человек в покаянии стремится к миру и правде Божией. Эти дары мира и справедливости появляются там, где христиане прилагают усилия в деле веры, любви и упования о Христе Иисусе Господе нашем (1 Фес. 1:3).

4. Грех — это духовная болезнь, внешними симптомами которой являются конфликты, раздоры, преступления и войны с их трагическими последствиями. Церковь стремится устранить не только внешние симптомы этой болезни, но и саму болезнь - грех.

5. В то же время Православная Церковь считает своим долгом одобрять все то, что по-настоящему служит миру (Рим. 14:19) и открывает путь к справедливости, братству, истинной свободе и взаимной любви между всеми детьми одного Небесного Отца, как и между всеми народами, составляющими единую человеческую семью. Она состраждет всем людям, которые в разных частях света лишены благ мира и справедливости.

Г. Мир и предотвращение войны

1. Церковь Христова осуждает войну как таковую, считая ее последствием существующего в мире зла и греха: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1). Любая война грозит уничтожить творение Божие и жизнь.

Это относится в особенности к войнам с применением оружия массового поражения, последствия которых будут ужасны, ибо они вызовут смерть огромного числа людей, а для оставшихся в живых жизнь станет невыносимой. Появятся неизлечимые болезни, возникнут генетические изменения и произойдут другие беды, которые катастрофически повлияют на последующие поколения.

Весьма опасными представляются ныне не только ядерные, химические, биологические, но и иные виды вооружений, которые создают у обладающих ими иллюзию превосходства и господства над окружающим миром. Подобные вооружения создают атмосферу страха и недоверия, становятся причиной новой гонки вооружений.

2. Церковь Христова, изначально воспринимая войну как следствие существующего в мире зла и греха, поощряет любые инициативы и усилия, направленные к ее предотвращению посредством диалога и иных приемлемых средств. В случае, если война становится неизбежной, Церковь продолжает молиться и осуществлять пастырскую заботу о своих чадах, участвующих в боевых действиях ради защиты своей жизни и свободы, в то же время прилагая все усилия ради скорейшего восстановления мира.

3. Православная Церковь решительно осуждает разнообразные конфликты и войны, имеющие причину в фанатизме, оправдывающемся религиозными принципами. Глубокую обеспокоенность вызывает устойчивая тенденция к умножению притеснений и преследований христиан и представителей других общин по признаку их веры на Ближнем Востоке и в других частях света, попытки искоренения христианства из традиционных для него регионов. Таким образом, под угрозу поставлены существующие межрелигиозные и межэтнические отношения, а многие христиане вынуждены покидать места своего проживания. Православные всего мира сострадают своим братьям-христианам и всем, кто подвергается гонениям в данном регионе, и призывают к выработке справедливого и окончательного решения проблем региона.

Также осуждаются войны, вдохновляемые националистическими мотивами и приводящие к этническим чисткам, изменениям государственных границ и захвату территорий.

Д. Отношение Церкви к проблеме дискриминации

1. Господь как Царь правды (Евр. 7:2-3) отвергает насилие и несправедливость (Пс. 10:5), осуждает бесчеловечное отношение к ближнему (Мк. 25:41-46; Иак. 2:15-16). В Его Царстве, которое отображается и присутствует уже здесь на земле в Его Церкви, нет места ни для розни, ни для вражды и нетерпимости (Ис. 11: 6; Рим. 12: 10).

2. По этому вопросу Православная Церковь занимает ясную позицию. Она верит, что Бог от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17: 26) и что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). На вопрос: «Кто мой ближний?» Христос ответил притчей о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), тем самым научая нас отвергать всякое средостение вражды и предубеждения. Православная Церковь исповедует, что любой человек, независимо от цвета кожи, религии, расы, пола, национальности, языка, создан по образу и по подобию Божию и является равноправным членом человеческого сообщества. Следуя этой вере, Православная Церковь не приемлет дискриминацию по всем вышеперечисленным признакам, предполагающую различие в достоинстве между людьми.

3. Церковь, уважая принципы прав человека и равноправного отношения к людям, оценивает применение этих принципов в свете своего учения о таинствах, о семье, о положении обоих полов в Церкви и о ценностях церковного предания в целом. Церковь имеет право нести и несет свидетельство о своем учении в общественном пространстве.

Е. Миссия Православной Церкви
как свидетельство любви в служении

1. Исполняя свою спасительную миссию в мире, Православная Церковь деятельно заботится обо всех людях, нуждающихся в помощи, в том числе голодающих, малоимущих, больных, инвалидах, престарелых, гонимых, плененных, заключенных, бездомных, сиротах, жертвах катастроф и военных конфликтов, торговли людьми и современных форм рабства. Усилия Православной Церкви по преодолению нужды и социальной несправедливости являются выражением ее веры и служением Самому Христу, отождествляющему Себя с каждым человеком и наипаче с нуждающимся: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40). В этом многообразном социальном служении Церковь может сотрудничать с различными общественными институтами.

2. Противостояния и вражда в мире сем влекут за собой несправедливость и неравенство в участии людей и народов в благах Божественного творения. Они лишают миллионы людей основных благ и ведут к деградации человеческой личности. Они вызывают массовую миграцию населения, порождают конфликты на национальной, религиозной и социальной почве, угрожающие внутренней сплоченности общества.

3. Церковь не может оставаться равнодушной к экономическим процессам, оказывающим негативное влияние на всё человечество. Она настаивает на необходимости не только строить экономику на нравственных началах, но и посредством ее деятельно служить человеку, следуя учению святого апостола Павла: Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Святой Василий Великий пишет, что каждый в деле своем должен поставлять целью вспоможение нуждающимся, а не собственную свою потребность (Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 42 PG 31, 1025 A).

4. Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса. Он является результатом безудержной спекуляции со стороны представителей финансовых кругов, концентрации богатства в руках немногих и извращенной финансовой деятельности, которая лишена справедливости, человечности и ответственности и в конечном итоге не служит удовлетворению истинных потребностей человечества. Жизнеспособной является такая экономика, которая сочетает в себе эффективность со справедливостью и социальной солидарностью.

5. В этих трагических обстоятельствах Церковь воспринимает лежащую на ней великую ответственность по преодолению голода и всех проявлений бедности в мире. Тот факт, что такое явление имеет место в наше время, когда страны живут в условиях глобализированной экономики, свидетельствует о серьезном кризисе идентичности современного мира. Голод не только угрожает божественному дару жизни целых народов, но и оскорбляет высокое достоинство человеческой личности и этим бросает вызов Самому Богу. Поэтому если забота о нашем собственном пропитании является вопросом материальным, то забота о пропитании ближнего - духовный вопрос (Иак. 2: 14-18). Следовательно, задача всех Православных Церквей - свидетельствовать о своей солидарности по отношению к нуждающимся братьям и оказывать им эффективную помощь.

6. Святая Церковь Христова, объединяющая многие народы земли в своем кафолическом теле, поддерживает идею всечеловеческой солидарности и более тесного сотрудничества народов и государств ради мирного разрешения конфликтов.

7. В то же время озабоченность Церкви вызывает усиливающееся навязывание человечеству потребительского образа жизни, лишенного опоры на христианские нравственные ценности. Потребительство наряду с секулярной глобализацией приводят к утрате народами своих духовных корней, к историческому беспамятству и забвению традиций.

8. Современные средства массовой информации нередко подпадают под контроль идеологии либерального глобализма и таким образом становятся орудиями распространения потребительства и безнравственности. Особое беспокойство вызывают случаи неуважительного, а то и кощунственного отношения к религиозным ценностям, провоцирующие в обществе раздоры и беспорядки. Церковь предупреждает своих чад об опасности воздействия на сознание через средства массовой информации, использования их не для сближения людей и народов, а для манипуляции ими.

9. На пути проповеди Церкви и исполнения ею своей спасительной миссии служения человечеству всё чаще встают проявления секулярной идеологии. Опираясь на опыт веры и напоминая о своей подлинной миссии по отношению к народу путем возвещения Царства Божия и воспитания сознания единства своей паствы, Церковь Христова призвана с новой силой выражать содержание своего пророческого свидетельства и являть его миру. Таким образом, для нее открывается широкое поле деятельности, поскольку в качестве существенного элемента своего экклезиологического учения она являет раздробленному миру евхаристическое общение и единство.

10. Стремление к постоянному росту благосостояния и неумеренный рост потребления неизбежно приводят к несоразмерному использованию и истощению природных ресурсов. Природа, сотворенная Богом для возделывания и хранения ее человеком (ср. Быт. 2: 15), испытывает на себе последствия человеческого греха: Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне(Рим. 8: 20-22).

Экологический кризис, сопряженный с климатическими изменениями и глобальным потеплением, делает настоятельной обязанность Церкви всеми имеющимися в ее распоряжении духовными средствами способствовать защите творения Божия от последствий человеческой алчности.

Алчность, проявляющаяся при удовлетворении материальных потребностей, приводит к духовному обнищанию человека и разрушению окружающей среды. Не следует забывать, что природные ресурсы являются собственностью не человека, а Творца: Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23: 1).

Таким образом, Православная Церковь подчеркивает необходимость защиты творения Божия посредством воспитания ответственности человека за дарованный Богом окружающий мир, раскрытия ценности добродетелей умеренности и самоограничения. Мы должны помнить, что не только нынешнее, но и будущие поколения имеют право на природные богатства, которые нам даровал Творец.

11. Для Православной Церкви способность к научному исследованию мира является даром Божиим человеку. Вместе с тем Церковь указывает на опасности, которые таит в себе использование некоторых научных достижений. Она полагает, что ученый наделен не только свободой исследования, но и долгом прекратить свое исследование, когда нарушаются основные христианские и гуманные принципы. «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). «Добро не есть добро, если совершается не с добрым расположением» (свт. Григорий Богослов. Cлово о богословии первое, 4, PG 36, 16 C). Эта точка зрения Церкви оказывается по многим причинам необходимой для правильного определения границ свободы и пользования плодами науки, от которой почти во всех областях, а особенно в биологии, ожидают как успехов, так и опасностей. Одновременно мы подчеркиваем несомненно священный характер человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти.

12. Последние годы отмечены стремительным развитием биологических наук и связанных с ними биотехнологий, причем многие из этих достижений считаются благотворными для человека, в то время как другие связаны с нравственными дилеммами или даже подлежат отвержению. Православная Церковь утверждает, что человек — это не просто набор клеток, тканей и органов; нельзя считать, что его определяют лишь биологические факторы. Человек сотворен по образу Божию (Быт. 1:27), и поэтому говорить о нем необходимо с должным уважением. Признание этого основополагающего принципа приводит к выводу о том, что как в процессе научного исследования, так и при практическом применении результатов новых открытий и изобретений следует соблюдать абсолютное право каждого человека на уважение к нему на всех этапах жизни. Необходимо также уважать волю Божию, как она была явлена в творении. При проведении исследований нужно учитывать нравственные и духовные принципы и христианские установления. Должное уважение следует воздавать и всему творению Божию, как когда человек пользуется им, так и в процессе исследования, согласно данной ему Богом заповеди (Быт. 2: 15).

13. В нынешнюю эпоху секуляризации перед лицом духовного кризиса, характерного для современной цивилизации, особенно остро проявляется необходимость выдвижения на первый план значения святости. Ошибочное понимание свободы как вседозволенности ведет к росту преступности, разрушению и поруганию святынь, к неуважению свободы ближнего и священного характера жизни. Православное Предание, сформированное воплощением в жизнь христианских истин, является носителем духовности и отличается аскетическим характером, что особенно необходимо подчеркнуть и явить в наше время.

14. Церковь не перестает особым образом пастырски заботиться о детях и молодежи для их воспитания во Христе. Разумеется, пастырская ответственность Церкви простирается и на богоустановленный институт семьи, который всегда неизменно опирался на священное таинство христианского брака как союза мужчины и женщины, отражающего союз Христа и Церкви (Еф. 5:22-32). Это особенно актуально ввиду попыток легализации в некоторых странах и богословского оправдания в некоторых христианских общинах форм человеческого сожительства, противостоящих христианскому учению и преданию.

15. В современную эпоху, как и во все времена, пророческий и пастырский голос Церкви обращен к сердцу человека, призывая его принять и воплотить в жизнь, по слову апостола Павла, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно(Флп. 4:8), а наипаче жертвенную любовь Распятого Господа как единственный путь, ведущий мир к миру, справедливости, свободе и любви между людьми и народами.

Статьи по теме