Презентация на тему «Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ» по обществознанию. Чего может достичь человек? Проблема понимания мудрости

Сочинение по тексту:

Борис Михайлович Бим-Бад – кандидат педагогических наук, а также старший научный сотрудник научно-исследовательского института общей педагогики рассуждает о проблеме определения понятия мудрость.

Автор пишет, что мудрость – это высшее, чего может достичь человек. Он говорит, что она нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Если вдруг кто-то может знать о всех видах бабочек, но ничего не понимать в экологии и даже не интересоваться ей, этот «кто-то» упускает связь между миром и отдельно взятой бабочкой.

Б. Бим-Бад говорит, что мудрости нужно учить в школе, а если быть точнее, то приучивать – как к воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений и осторожности суждений. Он считает, что мудрость – это не просто знания, это что-то большее, это интуиция, а также отвращение к самообману.

Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и Мир». Мудрость Платона Каратаева помогла выжить Пьеру в плену. Платон научил его жить просто, ценить то, что имеешь: свет солнца, капли дождя. Не надо постоянно находиться в поисках счастья, надо жить и радоваться от того, что живешь.

Обратимся также к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

В заключение вспоминаются слова Бианта Приенского: "Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надежнее". Древнегреческий мудрец хотел сказать, что у человека нет ничего надежнее его мудрости.

Текст Бориса Михайловича Бим-Бада:

(1)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (б)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привел примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой? (28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны…

Вариант № 5589459

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.

2) При выборе профессии важно помнить, что работа должна иметь значение не только для самого человека, но и для общества, ведь именно это позволяет человеку чувствовать себя востребованным.

3) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.

4) Решение о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.

5) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в 3-м предложении? Выпишите это слово.

Например,

Несмотря на это,

Только тогда

Таким образом,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СМЫСЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СМЫСЛ , -а, муж.

2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.

3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

косИтся (на него)

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.

Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДОСТИГНУЛИ

менее ВОСЬМИСОТ страниц

ОБЕИХ учениц

КРАСИВЫЙ тюль

по ДЛИННОЙ авеню

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

3) Познакомившись со статьёй учёного, задумываешься о вещах, на которые раньше не обращал внимания.

4) Все, кто изучали процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

5) Отец часто говорил, что очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

6) А.П. Чехов писал о том, что в человеке всё должно быть прекрасно.

7) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

8) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием.

9) В стихотворении А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, выражена гражданская позиция.

A Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

эк..логия

г..мна-зист

нач..на-ю-щий

с.мпа-тия

эт..кетка

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..рассудный, вo..становить;

сверх...нтересная, под...грать;

пр...слушиваясь, пр..подавать;

с..трудник, в...спроизвести;

о..морозить, на..кусить.

Ответ:

до-праш..вать

буш..вала

из-менч..вый

на-ходч..вый

расстёг..вать-ся

Ответ:

Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква Е.

бор..шься

верт..шься

гон..шься

завис..шь

завис..мый

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром НЕ со сло-вом пи-шет-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те это слово.

Люди, (не)бы-вав-шие на эк-ва-то-ре, не могут пред-ста-вить себе зим-ний тро-пи-че-ский дождь.

Птиц гонит на юг (не)на-сту-па-ю-щий холод, а от-сут-ствие корма.

В дет-стве Чехов был (не)ис-то-щим на вы-дум-ки.

Ан-дрей вошёл в ещё (не)освещённый холл го-сти-ни-цы.

Мне (не)хо-те-лось домой.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Я че-ло-век не-бо-га-тый; дела мои рас-стро-е-ны, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне на-ску-чи-ло ко-че-вать с места на место (В)ТЕ-ЧЕ-НИЕ це-ло-го года.

По не-ко-то-рым ме-ло-чам, ПО(ТОМУ), на-при-мер, как оба они (В)МЕСТЕ ва-ри-ли кофе, я мог за-клю-чить, что живут они мирно, бла-го-по-луч-но и что они рады гостю.

(В)НА-ЧА-ЛЕ сен-тяб-ря ночи ста-но-вят-ся хо-лод-ны-ми, мо-роз-ны-ми, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, без-вет-рен-ные.

(В)СКОРЕ Сте-пан при-везёт почту, а ТАК(ЖЕ) про-дук-ты.

Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО при-тих в ожи-да-нии чего-то.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Крупной же картошки огород её песча(1)ый, с довое(2)ых лет ни разу не удобре(3)ый, не давал.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

5) До отхода поезда оставалось всего несколько минут и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки.

Ответ:

За полем (1) за-се-ян-ным (2) рожью (3) толь-ко что за-цвет-шею (4) вид-не-лась не-боль-шая де-ре-вень-ка.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Ап-па-ра-ту-ра для точ-ных из-ме-ре-ний (1) на при-об-ре-те-ние (2) ко-то-рой (3) фирма вы-де-ли-ла столь вну-ши-тель-ные сред-ства (4) яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но не-об-хо-ди-мой для даль-ней-шей ра-бо-ты над про-ек-том.

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Не-ко-то-рые из со-вре-мен-ни-ков А. С Пуш-ки-на го-во-ри-ли о том (1) что (2) когда они смот-рят на его порт-рет кисти О. А. Ки-прен-ско-го (3) то видят от-ра-зив-ши-е-ся на лице поэта (4) «пе-ча-ли жизни».

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Невнимание человека к проблемам экологии может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.

2) Достоверность информации нуждается в проверке.

3) Единственное, чему следует учить подрастающее поколение, - это умение добывать информацию.

4) В истории существовало множество различных типов философии.

5) Важно думать о том, чтобы своё мнение было доказано и чтобы оно хотя бы стремилось стать знанием.


(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 15-19 представлено рассуждение.

2) 23 и 24 предложения подтверждают суждение, высказанное в 20 предложении текста.

3) 2 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4) В предложении 30 представлено рассуждение.

5) В предложении 7 представлено повествование.


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Ответ:

Из предложения 28 выпишите синоним (один) к слову «эгоизм».


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.


Ответ:

Среди предложений 2-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.


4) цитирование

5) противопоставление

6) восклицательное предложение

7) парцелляция

8) ряд однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.


Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. По словам научного деятеля, мудрость должна нами расцениваться, как предельная высота того, чего способен достичь человек. Мудрость испытывает потребность в знаниях, однако не сводится исключительно к их наличию.

Кто-то может быть осведомлён обо всех известных видах бабочек, однако при этом в экологии не разбираться совершенно, как и не интересоваться ею. Соответственно, этим «кем-то» упускается связь между отдельно взятой бабочкой и всем миром в целом.

По твёрдому убеждению Б. Бим-Бада, мудрости должны обучать в школе, то есть, приучать к воздержанию от таких утверждений, которые имеют под собой недостаточно обоснований, а также - к осторожности суждений. По мнению научного сотрудника, мудрость не является просто знаниями, так как данное понятие содержит в себе что-то большее: интуицию и отвращение к самообману.

С позицией автора сложно не согласиться, мудрость выступает в роли более чего-то масштабного, нежели просто знания. Мудрость ещё считается и совокупностью навыков, наличием богатого опыта и способностью к здравомыслию. Лев Толстой в произведении «Война и Мир» создал образ мудрого персонажа по имени Платон Каратаев, благодаря взглядам на жизнь которого, Пьер выжил в плену. Мудрость Платона научил его, что жить нужно просто, ценить всё, что имеешь, ведь глупо пребывать всё время в состоянии поиска счастья: человека должен радоваться свету солнца, каплям дождя и тому факту, что он живёт.

А. де Сент-Экзюпери написал произведение «Маленький принц», где Старому Лису отвёл роль учителя мудрости для Маленького принца. Благодаря ему главный герой обучился постижению мудрости человеческих отношений. С целью понимания человека важно научиться вглядываться в его внутренний мир, одновременно, прощая мелкие недостатки.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Текст

(1) Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2) Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8) Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9) Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (Ю)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Сочинение

Мысль, мыслить, мышление… Мы довольно часто слышим эти однокоренные слова и употребляем их в своей речи, не особенно задумываясь над их смыслом. Если обратиться к учебнику психологии, то можно прочитать, что мышление – это особая ступень в процессе отражения сознанием объективной деятельности. А академик Бим-Бад, размышляя о том, как научиться мыслить, дает более доступное определение этого удивительного творческого процесса. По его мнению, мышление – это серьезная работа. Только проверяя и перепроверяя различные гипотезы, выстраивая и удерживая в памяти длинные цепочки рассуждений, можно научиться мыслить – такова позиция автора.

Как не согласиться с академиком? Тем более, что он ссылается на Пушкина и Сократа – «сильных мира сего». Любопытный случай из жизни Сократа напомнил мне другой, связанный с Архимедом. Дело в том, что Архимед так увлекся своей работой, до такой степени, что даже не заметил, как город заняли враги. Когда перед ним встал грозный воин с мечом, сицилиец отмахнулся от него, как от надоедливой мухи, и, не поднимая голову от чертежа, пробурчал: «Не мешай! Я вычисляю!» Вот что значит « удерживать внимание»!

Как научить человека мыслить? Над этим вопросом размышлял французский философ Мишель Монтен. В одном из своих трудов он знакомит с методом обучения Платона, который сначала заставлял говорить учеников, затем уже говорил сам. Таким образом философ активизировал мыслительную деятельность подопечных. В дальнейших своих размышлениях Монтен подчеркивает, что задача наставника – заставлять ученика «как бы просеивать через сито» все, что ему преподносят. Только тогда он перестанет напоминать осла, нагруженного торбами бесполезных знаний.

Умело включает нас в мыслительный процесс Мария Степановна. Она никогда «не вдалбливает нам», учитывая, что лучшего запоминается то, что открыл для себя сам. Благодаря Марии Степановне, мы неплохо анализируем тексты художественных произведений, аргументированно излагаем свою позицию. Выражаясь словами Пушкина, учимся « удерживать внимание долгих дум…»

помогите пожалуйста написать сочинение по плану ЕГэ срочно (1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?» (2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно. (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21) Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22) А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…» (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману. (30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум». (По Б. Бим-Баду*) *Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого! »
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли1, Росси2, Кваренги3, Захарова4, Воронихина5. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии - стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов - и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.

Статьи по теме