Конфликт палестины и израиля за территорию. Арабо-израильский конфликт: причины, механизмы и основные события. Как помочь Палестине

Палестино-израильский конфликт снова получил громкое развитие. Не прекращаясь столетиями, политический, территориальный, национальный, и Бог знает еще какой конфликт, снова попал на первые полосы. В чем же причина столь долгого противостояния с присутствием Турции и США?

Конфликт Палестины и Израиля – откуда идут корни – история развития кратко

Глубоко в летах зарыта изначальная причина конфликта. Палестина и Израиль – наиближайшие соседи, которые располагаются в одном районе Ближнего Востока. Так, евреи и коренные арабы вполне мирно сосуществовали в данном регионе. Однако в начале XIX века еврейская составляющая стала резко возрастать. На то много причин – во-первых, естественный прирост населения, во-вторых, движение «на родину», в Иерусалим, евреев. Но обострилась ситуация со времен Второй мировой войны и геноцида евреев. Тогда, гонимые ужасами нацизма Третьего рейха, сиониты двинулись в Палестину. Как народ, не имеющий своих земель, евреи были «на птичьих правах».

По окончании Второй мировой войны, а точнее в 1949 году, после принятия Израиля в ООН, права евреев на Израиль несколько прояснились. Имея претензию на территорию Палестины, израильтяне добились разделения государства на две части: арабскую и еврейскую. С этого началась острая фаза конфликта.

Причина конфликта в резонансности мирового решения и непримиримости сторон. Обе стороны принимают активное участие в военных действиях. Во-первых, радикально настроенные сионисты, которые отказались принять независимость арабской части Палестины. Во-вторых, большое количество мусульманских стран просто не приняли такого государства, как Израиль. Это были и есть Иордания, Ливан, Египет и Саудовская Аравия. Начались военные действия, в ходе которых израильтяне оттеснили арабов, завоевав себе всю Палестину. Начался отток арабов из Палестины в другие мусульманские страны и приток евреев в свое государство.

Что там происходит сейчас?

Палестино-израильский конфликт актуален по сей день, так же как и был не решенным в течение всего столетия. В декабре 2017 года незатухающее противостояние заставило говорить о себе после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. Трамп подкрепил свое решение переносом американского посольства из Тель-Авива в священный город. Таким образом, Трамп намерен показать свою убеждённость в том, что этот шаг поставит точку в решении палестино-израильского конфликта.

Данное решение стало причиной для накала негодования в Палестине и других мусульманских странах. В результате массовых демонстраций в Израиле близ границы с Дамаском пострадали 10 человек, а в результате столкновений палестинцев и израильтян с запада реки Иордан пострадали 90 митингующих. Кроме того, о чем сообщает НТВ .

Мировое сообщество также неоднозначно отреагировало на решение Трампа, в частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он относится к нему весьма скептически, объясняя это так:

«Объявление Иерусалима столицей Израиля и перенос в этот город американского посольства - бессмысленный шаг в глазах Турции. По нашей инициативе 13 декабря в Стамбуле пройдет экстренное заседание лидеров стран ОИС. Они примут дорожную карту, которая продемонстрирует, что реализовать решение Трампа будет не так уж просто».

Кроме того, Эрдоган считает, что Израиль – террористическое государство, о чем он высказался однозначно:

«Мы не оставим Иерусалим на милость террористического государства - убийцы детей, у которого нет других целей, кроме оккупации и грабежа. Мы будем решительно продолжать нашу борьбу», - сказал он.

Будто вторя ему, в мире митингуют представители других мусульманских стран. Классика - митинги, столкновения, сжигание фотографии американского президента и флага США.

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

1. Израильско-арабский конфликт меньше, чем вы думаете.

Если вы попытаетесь закончить предложение "Израильско - арабский конфликт важен, потому что...", вы обнаружите, что у вас нет ответа. Этот конфликт - один из самых маленьких в мире. Израиль - крошечная страна, не имеющая никакого стратегического значения. Здесь нет нефти, как и в странах, окружающих Израиль. Вы слышите так много об Израиле по той единственной причине, что достаточно много людей решили, что это важно, не имея на то никаких объективных причин. Всегда, когда вы занимаетесь этим конфликтом, вы упускаете из виду реальные крупные и важные проблемы, такие, как Китай - диктатуру с более чем миллиардом населения, имеющую к тому же крупнейшую экономику в мире, кровавый и казалось бы неразрешимый конфликт в Сирии, геноцид, происходящий в Судане.

2. Мировые СМИ одержимы Израилем.

Окружающая реальность отражается в сообщениях. Обычно, чем ближе событие и чем оно драматичнее, тем больше шансов, что вы услышите о нем из средств массовой информации. Это правило не распространяется на израильско-арабский конфликт. Самое незначительное происшествие в Израиле сразу становится главной новостью всего мира. Вот один факт, который следует иметь в виду: За более чем 100 лет конфликта около 25 тысяч палестинцев потеряли свои жизни. В арабском мире более 15 миллионов человек погибли только за последние 50 лет. Вы слышали о них гораздо меньше, как и о миллионах, погибших в Африке. Одна из причин этого - то, что в Израиле очень легко работать иностранным корреспондентам. Существует современная инфраструктура, свобода слова, и журналисты чувствуют себя в безопасности. Палестинцы также чувствуют себя в безопасности. Обратите внимание, что палестинцы никогда не говорят анонимно и не закрывают лица, как делают люди, когда они боятся власти. Израиль, как и любая другая страна, не совершенен, но очень важно помнить, что даже право жаловаться на свое правительство - это привилегия, которой пользуются лишь немногие люди в нашем мире.

Это абсурдно, но европейские СМИ освещают Израиль больше, чем участие Европы в Ираке и Афганистане. Вот интересный пример. В 2011 году британская газета The Guardian упоминала Израиль свыше 1000 раз. В том году погибли 115 палестинцев, большинство из них были террористами. Ирак был упомянут 504 раза, хотя были убиты более 4 тысяч иракцев, многие из них в результате инцидентов с британскими солдатами.

Эта навязчивая идея также распространена в научном мире. На сегодняшний день существует больше всяких курсов, семинаров, книг и форумов об этом конфликте, чем о любом другом конфликте.

3. Условия жизни палестинцев хорошие!

Многие известные люди критикуют Израиль. Лауреат Нобелевской премии Сарамаго, лидер Пинк Флойд Роджер Уотерс и другие известные люди сравнивают действия Израиля с действиями нацистов. Вот некоторые факты, доказывающие противное.

Средняя продолжительность жизни на Западном берегу и в секторе Газа в 1967 году (когда Израиль занял Западный берег и сектор Газа) составляла 48 лет. Сегодня это более 75 лет - больше, чем во всех арабских странах вокруг Израиля.

В 1967 году показатель младенческой смертности был выше, чем 150 на 1000 родившихся. Сегодня он меньше 19.

Палестинцы - это самые образованные арабы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В 1967 году на Западном берегу не было ни одного университета. На сегодняшний день существует 11 университетов и 13 колледжей.

В 1967 году только в 4 арабских селениях была проточная вода. На сегодняшний день их существует более 640. (В Аммане, столице Иордании, находящейся всего в десятках километров, водопровод работает только один день в неделю).

По данным Всемирного банка, палестинцы получили в четыре раза больше помощи, чем Европа по плану Маршалла после Второй мировой войны. Все знают, что Соединенные Штаты поддерживают Израиль. Но ни один из них не знает, что палестинцы получают больше помощи от Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии, арабских стран и Организации Объединенных Наций, чем любой другой народ в мире.

4. Государство Израиль было создано не в качестве компенсации за Холокост.

Утверждение, что евреи получили страну только потому, что мир был потрясен Холокостом, по меньшей мере, наивно. Мировая политика так не работает. Во время Второй мировой войны было уже полтора миллиона евреев, имеющих национальное сознание и все учреждения, необходимые для государственности - образование, здравоохранение, политическая система и так далее. Создание Израиля, как и создание десятков других стран, было больше связано с самой Второй мировой войной. После каждой мировой войны возникает новый мировой порядок. После Первой мировой войны были созданы страны - Югославия (1918), Польша (1918), Чехословакия (1918), Финляндия (1917) и Турция (1923). После Второй мировой войны были созданы многие страны - Иордания (1946), Сирия (1946), Индия (1947), Пакистан (1947), Израиль (1948), и Корея (1948). Кроме того, после холодной войны, затронувшей весь мир, также были созданы многие страны - Бывшие республики Югославии и СССР стали государствами.

Израиль был создан среди стран, созданных после Второй мировой войны. Большинство стран Ближнего Востока были созданы на французских и британских территориях, утраченных ими после войны.

5. Израиль не был создан на украденной палестинской земле.

Многие думают, что была палестинская территория, а затем пришли евреи и забрали себе эту землю. Это не так. Название Палестина происходит от слова "Pleshet". Так называли древних людей, которые, в соответствии с еврейской Библией, пришли с греческого острова Крит и поселились на южном берегу Земли Израиля. Название Pleshet, или Филистия, не использовалось, пока римский император Адриан, решив наказать евреев за восстание Бар-Кохбы, не изменил в 135 году название Иерусалима на Элия Капитолина и название Иудеи на Сирия Палестина. Название не использовалось во время мусульманских империй, правивших на Ближнем Востоке. Большая часть современного Израиля была небольшой, заброшенной и неважной частью Сирии. Иерусалим никогда в ту эпоху не был столицей. В мусульманскую эпоху важными городами региона были Каир и Дамаск. Только после того, как в Первой мировой войне рухнула Османская империя, начиная с 1917 года, под британским правлением название Палестина стало снова использоваться. Если бы англичане не пришли, не было бы никакого палестинского народа. А арабы, жившие в этом районе, были бы египтянами или сирийцами. (Прим. grimnir74 Название Палестина также широко применялось среди христиан как синоним Святой земли - также от римских времен)

Евреи жили на протяжении сотен лет в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. В 1860 году евреи начали покупать землю за пределами этих четырех городов. В отличие от первых белых поселенцев в Соединенных Штатах, отнявших землю у индейцев, в отличие от австралийцев, укравших землю у аборигенов, вся земля, на которой селились евреи, была куплена и оплачена до последнего цента. Начиная с 1930-х годов, англичане и Организация Объединенных Наций сделали много предложений о том, как разделить землю Израиля на два государства - еврейское и арабское, живущие бок о бок друг с другом. Евреи согласились с предложениями, но арабы - нет, и начали войну. Евреи выиграли. Многие арабы продолжали жить на территории Израиля после его победы, и сегодня 20 процентов населения Израиля составляют арабы.

6. В арабских странах нет мира между евреями и арабами.

Конечно, евреям было гораздо хуже под властью нацистов, но это не означает, что они жили в равенстве и пользовались религиозной свободой под властью арабов. Да, был золотой век мирного сосуществования, но он был коротким, и это было 800 лет назад. Во всех мусульманских странах, где жили евреи, от Марокко на востоке до Ирана на западе, от Сирии на севере до Йемена на юге, до появления сионизма евреи страдали от дискриминации, погромов, насилия и расового угнетения. После создания государства Израиль большинству евреев, живших в арабских странах, около 800 тысячам, пришлось бежать в Израиль.

7. Израильская оккупация не представляет источник конфликта.

В 1967 году арабские государства, окружающие Израиль, пригрозили уничтожить Израиль и двинули свои войска к границам. Совершив внезапную атаку, израильская армия за шесть дней разбила все арабские армии, и размеры Израиля увеличились в три раза. Сектор Газа находился под контролем Египта, а Западный берег - Иордании. За 19 лет (1948-1967), когда палестинцы находились под контролем Иордании и Египта, никто не упоминал о них. Если бы Шестидневной войны не было, палестинцы жили бы под арабским гнетом, и никого бы это не беспокоило. Лучший пример - это палестинцы, живущие в лагерях Ливана и Сирии. Хотя условия жизни там намного хуже, чем на Западном берегу, от средств массовой информации об этом ничего не слышно.

Многие думают, что было бы лучше, если бы Израиль вывел свои войска из Западного берега, но другие считают, что это может поставить под угрозу безопасность Израиля. Есть хорошие аргументы с обеих сторон, но мысль, что оккупация виновна в конфликте, ложна. Это доказывают три соображения. Прежде всего, и наиболее очевидно то, что конфликт начался задолго до Шестидневной войны и даже до 1948 года. Арабы не желают согласиться с существованием двух государств. Второе доказательство - Ливан; хотя в Ливане нет израильских солдат, Хезболла четко выступает за ликвидацию Израиля. То же самое касается Ирана - хотя между ним и Израилем 1000 километров (около 620 миль) и две страны, хотя у персов совершенно другая культура и язык, чем у арабов Ближнего Востока, иранские лидеры призывают к уничтожению Израиля. Источник конфликта в том, что мусульмане не хотят признавать немусульманское государство на Ближнем Востоке.

8. Проблема палестинских беженцев - не источник конфликта.

Арабо-израильский конфликт окружает множество преувеличений и искажений, но есть одна большая ложь. Это ложь о "палестинских беженцах" и о "праве на возвращение". У кого только нет родителя, бабушки или дедушки, которые мигрировали из-за конфликта? Войны и другие конфликты 20-го века создали сотни миллионов беженцев. В новом мировом порядке после Второй мировой войны все население было мигрантами. Более 15 миллионов немцев были вынуждены покинуть свои дома в том, что было ранее восточной территорией Германии. Сотни тысяч людей на Балканах были вынуждены мигрировать из-за появления там новых стран. Около 65 миллионов человек в том, что было Советским Союзом, должны были мигрировать. Кто когда-либо слышал о 300 тысячах мусульман, которые были вынуждены покинуть Болгарию, или о 250 тысячах греков и турок, которые должны были покинуть свои дома после того, как турки заняли Кипр в 1974 году? Проблемы беженцев продолжаются. Около двух миллионов христиан были вынуждены эвакуироваться с Ближнего Востока из-за мусульманских атак. Но есть только одна группа, о которой вы слышите больше всех других, - палестинские беженцы.

В результате войны за Независимость 1948 года, насчитывалось около полумиллиона арабских беженцев, покинувших свои дома. Многие ушли, потому арабское руководство приказало им уйти и пообещало, что они смогут вернуться. И как во всех войнах, были некоторые случаи эвакуации. Но в отличие от Германии, которая помогла немецким мигрантам, в отличие от Индии, которая помогла индусам, Пакистана, который приветствовал мусульман, или Израиля, приветствовавшего еврейских беженцев, египтяне, сирийцы и ливанцы не помогали палестинцам, хотя они такие же люди (в 1948 году не было никакой разницы между арабской деревней на севере Израиля и арабской деревней на юге Ливана). Иордания была единственной арабской страной, предоставившей гражданство палестинцам. Организация Объединенных Наций - это часть проблемы. Немногие знают, что в ООН имеются два агентства беженцев - UNRWA - только для палестинских беженцев, и UNHCR- для других беженцев всего мира. Эти две организации по-разному определяют, кого называть беженцем. Определение БАПОР предоставляет статус беженца детям палестинских беженцев, поэтому каждый год "официальное" количество палестинских беженцев растет.

И только одна группа беженцев не привлекает никакого внимания - это еврейские беженцы из арабских стран. Евреи, покинувшие мусульманские страны, никогда не причинили никакого вреда мусульманам, но когда был создан Израиль, около 800 тысяч из них были вынуждены бежать, оставив все, что у них было, и начать новую жизнь в Израиле.

9. Вернуться к истокам.

Мы живем в пост-пост-модернистском мире. Мы стремимся понять реальность не только из обычных каналов, но также через альтернативные способы общения. Не то, что говорят лидеры, а то, что думают люди. Не из учебников истории, а от фермеров на местном рынке. Один человек пишет статью о повседневной жизни, другой делает документальный фильм о детях, живущих во время войны. Один будет транслировать оптимизм, другой - пессимизм. Все эти разные ракурсы могут помочь лучше понять конфликт, но иногда хорошо вернуться к основам, к тому, что каждая сторона говорит о себе. Израильская Декларация независимости гласит:

"Мы протягиваем руку всем соседним государствам и их народам, предлагая им мир и добрососедство".

В преамбуле к Пакту ХАМАСа говорится:

"Израиль будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его".

10. Нет никакого противоречия между еврейским и демократическим характером государства Израиль

Большинство стран представляет собой национальные государства, имеющие общий этнический и культурный знаменатель. Все арабские страны идентифицируют себя как мусульманские. Большинство европейских демократических государств также представляют национальные государства. В таких странах, как Дания, Норвегия, Польша, Исландия христианство имеет особый статус. Евреи также имеют право на свое собственное государство. На национальных флагах 29 стран изображены кресты, на 13 национальных флагах - мусульманский полумесяц, и только на одном национальном флаге - звезда Давида.

Перевод Елена Любченко

Краткое описание.

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке.

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

В конфликте участвовали и участвуют арабские страны (Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ирак и другие арабские страны) и еврейское государство Израиль. За время конфликтов было заключено много договоров о перемирии между разными странами, но конфликт всё равно продолжался и с каждым годом становится всё агрессивнее и агрессивнее и со стороны евреев, и со стороны арабов. Появляются всё новые причины для войны и цели в ней. Но самой главной целью арабов является создание суверенного государства в Палестине, которое должно было создаться после резолюции ООН от 29 ноября 1947 года.

В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения Палестины. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

История конфликта.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 года и создании на ее территории двух независимых государств – арабского и еврейского. Тогда же был создан представительный орган еврейского населения – Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 года Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д.Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль. Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом, наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

По данным ООН на июнь 1950г. Беженцами стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Положение основной массы беженцев было исключительно тяжелым.

В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г ., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".

1 этап. Сразу после провозглашения государства Израиль армии 7 соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война.

Несмотря на то, что на начальном этапе военные действия развивались в пользу арабов, ситуация вскоре изменилась. Арабское единство подрывалось острыми противоречиями.

В итоге Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иерусалима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет — сектор Газа. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.

2 этап. Вторая война вспыхнула спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося в собственности европейских компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские танковые колонны захватили сектор Газа, заняли большую часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.

3 этап. Третья война, за свою скоротечность получившая название Шестидневной, протекала с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее послужило усиление бомбардировок военных объектов Израиля сирийской авиацией в начале 1967 г. В течение Шестидневной войны Израиль практически уничтожил египетские военно-воздушные силы и установил свою гегемонию в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.

4 этап. Периодические вооруженные стычки, последовавшие за Шестидневной войной, сменились новым обострением конфликта 6 октября 1973 г. В день еврейского религиозного праздника йом-киппур израильские армейские части подверглись нападению со стороны Египта в районе Суэцкого канала. Израильтянам удалось прорваться на территорию Сирии и окружить там египетскую Третью Армию. Еще одним стратегическим успехом Тель-Авива стало форсирование Суэцкого канала и установление своего присутствия на его западном берегу. Израиль и Египет подписали в ноябре соглашение о перемирии, которое 18 января 1974 г. было закреплено мирными соглашениями. Эти документы предусматривали вывод израильских сил с территории Синая к западу от перевалов Митла и Гиди в обмен на сокращение военного присутствия Египта в зоне Суэцкого канала. Между двумя противоборствующими армиями были развернуты силы ООН по поддержанию мира.

26 марта 1979 г. Израиль и Египет подписали в Кэмп-Дэвиде (США) мирный договор, который завершил состояние войны, существовавшей между двумя странами в течение 30 лет. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.

5 этап. 5 июня 1982 г., усилилась напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана.

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование.

В целом, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.


Арабо-израильский конфликт на протяжении многих десятилетий остается одной из самых взрывоопасных среди ближневосточных «горячих точек», эскалация событий вокруг которого может в любой момент привести к новой региональной войне, а также существенно повлиять на систему международных отношений в целом.

Конфликт между арабами и евреями из-за Палестины начался еще до создания государства Израиль. Корни конфликта уходят и в период Британского мандата и даже в более ранний период, когда положение евреев в Османской империи и Палестине определялось исламским религиозным правом, согласно которому статус и права религиозных меньшинств были ниже мусульманских. Евреи тогда подвергались всяческой дискриминации со стороны местной власти, сосредоточенной в руках представителей арабской знати и со стороны местного мусульманского населения. Такое положение не могло не оставить след в отношениях двух народов.

Кроме того, корни следует искать в столкновении психологий двух народов: арабского населения, которое было привержено старым религиозным традициям и укладу жизни, верило в духовный авторитет власти и представителей сионистского движения, принесшим с собой из Европы совершенно новый уклад жизни.

С 1917 г., после провозглашения декларации Бальфура в Палестине, отношения между евреями и арабами начали накаляться и перерастать в политический конфликт, усугубляющийся с каждым годом. Конфликт подогревался влиянием Великобритании, а позднее - Германии и Италии - на арабское население.

С 1947 г. уже полным ходом шла война на территории Палестины за создание еврейского национального государства. В мае 1948 г. было провозглашено государство Израиль на основании Резолюции № 181 ГА ООН, принятой в ноябре 1947 года. Арабские страны крайне негативно отреагировали на происходящее путем непризнания Израиля, что привело к эскалации конфликта между Израилем и соседними арабскими странами. В ходе арабо-израильской войны (1947-49 гг.) Израилю удалось отстоять независимость и завладеть Западным Иерусалимом и частью территории, отведенной Палестине по мандату ООН. В этой войне Иран не участвовал, что связано с преодолением тяжелых последствий Второй мировой войны.

На момент очередного арабо-израильского столкновения (Шестидневная война, 1967 г.) Израиль прошел вглубь Синайского полуострова, захватил Голанские высоты, Западный берег р. Иордан, Сектор Газы и Восточный Иерусалим.

Тем не менее, в 1970-е годы Иран продолжал сотрудничать с Израилем в плане торговли, а также в сфере обороны и безопасности.

Во время войны Судного дня (1973 г.) Иран оказывал небольшую и неявную поддержку Израилю в виде истребителей и прочей военной техники. Война закончилась победой Израиля, и поверженные арабские страны-члены ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль, и сильно завысили цену на нефтяной баррель, что привело к состоянию «нефтяного шока» в мире.

После 1979 г. ирано-израильские отношения резко ухудшились. Ключевая идея, поднятая в Иране того времени - распространение и экспансия исламской революции за пределы государства. Израиль, обладающий контролем над Иерусалимом, где расположена мечеть аль-Акса (третья святыня ислама), стал камнем преткновения.

В 1981 г. Иран отвергнул план создания Палестины на Западном берегу р. Иордан. Иран стал заявлять, что Палестина должна быть создана в прежних границах и присутствие там Израиля подрывает интересы всего исламского мира. Последующие президенты Ирана пропагандировали негативное отношение к Израилю, и выстраивали свой политический курс в антиизраильском духе. На этой почве Иран обзавелся союзниками в лице Ливана, Палестины, Сирии, Турции и других арабских стран.

В сентябре 1980 г. началась ирано-иракская война из-за приграничной территории, перенявшая все внимание Ирана. Обе воюющие стороны получали колоссальную финансовую и военную помощь извне, также и отдельные структуры В 1988 г. война закончилась ничьей.

В 1995 г. Иран подвергается санкциям со стороны США, которые выражались запретом поставок вооружений, к которым присоединилась Россия. Только к 2001 г. Россия восстановила поставки.

В 1997 г. Президентом Ирана стал Хатами, которого в дальнейшем заменил Ахмадинежад. Хатами попытался вывести Иран из изоляции и наладить контакты с Западом. Однако ему пришлось столкнуться с религиозными лидерами, формирующими антиизраильское общественное мнение.

На этом фоне в начале 2000 годов США охотно поддержали Израиль и привлекли внимание МАГАТЭ к действиям Ирана. Иран еще в 1968 г. подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и ратифицировал его в 1970 году. Теперь МАГАТЭ призывало Иран принять Дополнительный протокол к ДНЯО, позволяющий осуществлять несанкционированные проверки любых объектов на территории Ирана на предмет их соответствия Договору о нераспространении.

В декабре 2003 г. Иран подписывает его в Вене в Штаб-квартире МАГАТЭ. С этого момента мировое сообщество было втянуто в обсуждение Иранской ядерной программы. Этот документ дает МАГАТЭ возможность согласиться с осуществлением ядерных программ Ирана. Иран продемонстрировал полную открытость своих действий в отношении международных обязательств.

Парламент Ирана до сих пор не ратифицировал протокол, поэтому Иран не считает себя обязанным отчитываться перед инспекторами МАГАТЭ.

В период нахождения Хатами у власти он предпринимал возможные попытки, чтобы МАГАТЭ перестало дискриминировать Иран и признало его право на проведение ядерных исследований в рамках ДНЯО, указывая при этом, что в соответствии с данным договором Иран имеет право на осуществление полного ядерного цикла, включая обогащение урана. Однако со временем стало ясно, что чем упорнее Иран доказывал свою правоту, тем непримиримее становилась позиция Запада, которую полностью разделял Израиль. Поэтому, начиная с 2005 г. Иран резко ужесточил свою позицию и вновь привлек внимание мирового сообщества к Израилю как к обладателю реального ядерного оружия.

В августе 2005 г. к власти в Иране приходит Махмуд Ахмадинежад. В июне 2006 г. Ахмадинежад предложил провести не только в Иране, но и в Европе референдум на тему «Какие чувства испытывают граждане по отношению к Израилю?». Ахмадинежад отрицает факт наличия у Ирана ядерной бомбы и считает, что Иран имеет полное право на ядерные разработки. Он все время акцентирует внимание на наличие ядерного оружия у других стран, особенно у Израиля, и не видит смысла переживать, ведь эпоха ядерного оружия прошла.

Сегодня Иран держит весь мир в напряжении. Ведется открытая информационная война между Ираном и Израилем, США. В силу вступают новые санкции, в ООН поступают очередные доклады МАГАТЭ, но это приводит лишь к усилению изоляции Ирана. Однако Ахмадинежад с новой силой развивает ядерный потенциал. Каждый год МАГАТЭ собирает новые доказательства в пользу разработки Ираном ядерного оружия. Иран не перестает утверждать, что программа носит мирный характер. Повсеместно обсуждается Иранская ядерная программа. В начале 2012 года Израиль начал обсуждение с США о вторжении в Иран и бомбардировке ядерных объектов. С этой целью регулярно проводятся переговоры. Израиль аргументирует свою позицию тем, что он опасается за свою дальнейшую судьбу, поэтому он вынужден действовать радикально.

Арабо-израильский конфликт в настоящее время включает в себя четыре параллельных процесса: процесс восстановления мира между арабами и Израилем; процесс поэтапного уничтожения страны Израиль; процесс усиления арабо-израильского конфликта; процесс глобального противостояния мусульманской цивилизации остальному человечеству.

Наличие у Ирана ядерной программы не дает покоя ни Израилю, ни всему мировому сообществу.

19 декабря 2012 г. Израиль наносит воздушный удар по нескольким объектам на территории Ирана, которые, предположительно, являются элементами инфраструктуры иранской ядерной программы. В течение 30 минут после израильской атаки военно-воздушные силы Ирана совершают несколько неудачный авианалет на ряд израильских городов - Тель-Авив, Хайфа, Димона, Беэр-Шева. Несколько бомб также падают в черте города Иерусалим.

Вооруженный конфликт потенциально может перерасти в региональную или даже мировую войну, в которую окажутся втянутыми США, арабские страны, Россия, Китай, Великобритания и Франция и другие государства мира.

В случае продолжения конфликта ожидается колоссальный ущерб из-за бомбардировок ядерных объектов и военных действий на территории в частности Ирана, где под угрозой будет находиться в первую очередь мирное население. Это касается также и других стран ближневосточного региона, которые впоследствии будут вовлечены в конфликт. Очень важно сейчас не дать конфликту разрастись до регионального масштаба и тем более - мирового.

Совет Безопасности ООН обязан вмешаться и создать механизмы противостояния ухудшению ситуации в регионе, а также поспособствовать скорейшему прекращению вооруженного конфликта и началу мирного урегулирования между сторонами.

19 декабря 2012 года в 6:00 Израиль начал наносить точечные удары по некоторым объектам Ирана, а именно по иранскому ядерному объекту Парчин, который находится в 30 км юго-восточнее Тегерана. В качестве цели Парчин был выбран неслучайно. Именно на этой военной базе инспекторы МАГАТЭ и израильская разведка обнаружили разработку ядерного оружия. Иран начал обогащать уран до 20%, что абсолютно недопустимо. Такая ситуация подрывает мирный характер ядерной программы Ирана, т.к. обогащенного урана в пределах 5 % вполне достаточно для поддержания деятельности атомных электростанций.

Весной-летом 2012 года на суд мировой общественности на сайте Института Науки и Международной безопасности (ISIS) были выложены снимки военной базы Парчин, сделанные спутником. Иран в очередной раз не пустил инспекторов МАГАТЭ с проверкой на базу Парчин. Исходя из этого, Израиль принял решение нанести превентивные удары по ядерному объекту. США в свою очередь поддержали его.

На действия Израиля Иран немедленно реагирует. В течение 30 минут после израильской атаки военно-воздушные силы Ирана совершают ответный неудачный авианалет на ряд израильских городов - Тель-Авив, Хайфа, Димона, Беэр-Шева. Несколько бомб также падают в черте города Иерусалим.

Началась мобилизация американских воздушных и наземных сил. США стягивает к границам Ирана свои сухопутные войска со стороны Афганистана и Аравийского полуострова и военно-морские силы со стороны Персидского залива Сейчас перед мировым сообществом встает вопрос: Решаться ли региональные лидеры вмешаться в боевые действия, или все закончится бомбардировкой ядерных объектов, как было в Сирии и Ираке? Как отреагирует Совет Безопасности ООН?

Вокруг Ирана складывается более драматичная ситуация. Иран без поддержки арабских стран не сможет противостоять США и Израилю. Чем закончится конфликт - неизвестно. Иран едва ли захочет поступиться ядерными амбициями, как это сделали Ирак и Сирия.

Арабо-израильский конфликт сегодня является одной из острейших международных проблем, а проблемы миграции (мусульман в Европу и жителей средней Азии в Россию) в современном мире также носят острый характер.

Сотскова В.П

Литература

  1. Рапопорт М.А. Восприятие еврейской иммиграции в Палестину арабской общественностью в 1882-1948 гг. - Санкт-Петербург, 2013. - 71 с.
  2. Месамед В. Израиль - Иран - от дружбы к вражде. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1266528060.
  3. Договор о нераспространении ядерного оружия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml.
  4. Договор о нераспространении ядерного оружия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml.

    Дружиловский С.Б. Ирано-израильские отношения в свете развития иранской ядерной программы. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/04-05-06a.htm.

Статьи по теме