Что такое шаманская болезнь в магии. Ещё одна немаловажная и характерная черта для шаманизма — Шаманская болезнь болит все тело

а шаманом –
лучше,
я в шаманы бы пошел,
пусть меня научат.

В эпиграфе – вольная шутливая интерпретация отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».

Можно ли стать шаманом по доброй воле? В принципе, да. Но те, кто этого желают, не совсем понимают, чего они хотят. Шаман – это не человек, который призывает духов, как верного пса, чтобы тот принёс ему тапочки. Даже пса нужно выдрессировать для этого. Выдрессировать же духов невозможно, с ними можно только договариваться.

Если изъясняться строго, то слишком многие слова выше пришлось бы взять в кавычки. Например: «выдрессировать» , «договариваться» , «духов»

Быть шаманом – это не просто какие-то «сверхсилы», это образ мышления, мировосприятия. Это сама основа жизни.

Однако статья про феномен «шаманской болезни». Этой темой и ограничимся.

Что такое «шаманская болезнь»

Это не болезнь вовсе. Но внешне выглядит неприятно и странно, и часто внешне похоже на психическое расстройство. Поэтому в народе закрепилось – «шаманская болезнь».

Отчасти этот феномен обоснован психическими проблемами, которые неизбежно возникают, когда человек начинает контактировать с чем-то, чего он не понимает. Человеческий удел – земной, материальный мир, который мало похож на другие миры, с которыми работают маги, колдуны и шаманы. Когда человек, привыкший к земной реальности, вдруг начинает явственно ощущать, что через него пробивается нечто неведомое, то он паникует, нервничает. Это сказывается на его психическом состоянии. Но причины психических изменений даже не в этом.

В процессе «шаманской болезни» уже начинаются трансформации психики и человека, который может стать шаманом.

Шаманская болезнь – это предвестник того, что человек, который ей подвержен, переходит в иное качество. Он становится тем, что древние греки называли «психопомпом» – то есть существом, которое способно связывать мир живых и мёртвых, мир людей и духов.

Таким образом, шаманская болезнь – не болезнь в прямом смысле слова, а процесс трансформации, который, обычно, болезненный для человека, которого это коснулось.

Признаки шаманской болезни

Внешне выглядит это нелицеприятно. Человек в состоянии «шаманской болезни» похож на страдающего маниакальной депрессией, а то и шизофренией. Он может лежать несколько дней в постели, не желая ничего, и уж тем более – общения, а потом внезапно вскочить и вытворять странные вещи, которые не поддаются рациональному осмыслению. Это очень похоже на поведение юродивых в момент экстаза. По сути, юродивые – те же шаманы, только от христианской религии.

Шаманизм – это тоже форма религии своего рода. В классическом варианте шаман отправляет ритуалы духам, которые ему помогают.

Итак, признаки шаманской болезни:

      • глубокая депрессия;
      • внезапный крайне сильный подъём тонуса, маниакальная активность;
      • галлюцинации;
      • глобальные мысли, и образы, которые отражают устройство мироздания;
      • неприятие обыденных и нормальных для большинства людей вещей, норм поведения, жажда познания другого мира;
      • стремление к уединению;
      • стремление к камланию.

Всё это очень похоже на классические симптомы психических расстройств. В чём же разница, и как отличить?

Разница между «шаманской болезнью» и нервными и психическими расстройствами

Разница в сути происходящих процессов. Шаманская болезнь и её проявления имеют метафизический смысл, а психоневрологические расстройства – нет.
Из вышеперечисленных симптомов, полагаю, всё понятно, кроме «стремления к камланию». Этот пункт может вызывать вопросы.

Стремление к камланию может выражаться:

  • в непроизвольном желании совершать нелогичные (но, как правило, не опасные для окружающих) действия; например – разбить чашку, разложить осколки определённым образом и наговаривать на них какую-нибудь «белиберду»;
  • в особенном восприятии музыки – особенно, ритма – желании танцевать, причём в виду это выглядит, как ломаные телодвижения, хотя некая гармония в них сохраняется;
  • в привычке постоянно бубнить себе по нос какой-нибудь простой монотонный мотив, или отбивать ритм на чём попало (простые ритмы обладают гипнотизирующим эффектом, а гипноз способен ввести в транс, в состоянии которого шаманы камлают);
  • в непроизвольном выкрикивании непонятных фраз – что называется, ни к селу ни к городу (это типичное свойство юродивых).

В общем-то, так себя ведут и многие – кого презрительно величают в народе «психами». Это, к слову, на заметку – что не стоит относиться свысока к тому, кого не понимаешь. Возможно, что у иных «психов» внутренний мир куда богаче, чем у многих «приличных» людей.

Дело в том, что «шаманская болезнь» склоняет человека вступить на путь изучения Искусства. Это некое предназначение. И как только человек начинает следовать своему пути, шаманская болезнь перестаёт быть «болезнью».

В практике, обычно, человек, подверженный «шаманской болезни» уходит в отшельничество по зову своего «духа»-водителя. Дух-водитель – или дух-проводник – за время отшельничества показывает будущему шаману уровни мироздания, недоступные обычному восприятию. «Божественная комедия» средневекового поэта Данте Алигьери по сути – описание инициации шамана, только в контексте христианских верований. Спутник Данте – античный поэт Вергилий – водит его по аду, чистилищу и доводит до врат рая. Вергилий показывает Данте другие – тонкие – миры!

После инициации и отшельнической практики шаман, в отличие от психических больных, может мыслить вполне ясно и вести себя адекватно. А в течение шаманской болезни человек, в принципе, тоже остаётся в адекватном состоянии, и способен ставить под сомнение особенности собственного восприятия, чего сумасшедшие, обычно, не делают.

Более того, люди, которых поразила «шаманская болезнь» часто сами могут не догадываться об истинной природе своих переживаний и их смысле! Им может казаться, что они действительно не в себе. И они весьма самокритичны и поэтому ранимы в этот период. Но те, кому суждено стать шаманом, обычно, находят свой путь.

«Лечение» от «шаманской болезни»

Лечение в этом случае одно: принять в себе свою природу. То есть пройти путь посвящения до конца и стать шаманом. Попытка сопротивления, попытка «вылечить» «шаманскую болезнь» ведёт к опасным последствиям – реальному сумасшествию и даже смерти.

Из статьи А.М.Кузнецова «Шаманизм как антропологическое явление»

Период кризиса отмечен появлением духа, который извещает, что выбрал этого человека своим помощником или мист ическим партнером по браку, и предлагает избраннику свою помощь в ответ на согласие стать шаманом. Если согласие получено, то болезнь прекращается, но все уже в курсе, что этого молодого человека ждет шаманская судьба, и остается только подыскать ему подходящего наставника. В том случае, когда призванный сопротивляется воле духа, болезненные симптомы еще более усугубляются, что может привести даже к летальному исходу. Характерное описание данного явления приводит Л.Я.Штернберг. “Перед тем, как стать шаманом, рассказывал мне один знакомый шаман, он болел более двух месяцев, в течение которых лежал неподвижно, пластом, в полном беспамятстве. Не успевал он отойти от одного припадка, как впадал в другой. “Я умер бы, - сказал он мне, - если бы не сделался шаманом”.

К слову:

Духовная жизнь Христа, как известно, началась, когда ему исполнилось 30 лет. Три года Иисус проповедовал и совершал все свои чудесные деяния, описанные в Библии. Потом его судили и распяли. На тот момент ему было 33 года.

Мессианский путь Иисуса начался с крещения. Крестил его Иоан Предтеча (Креститель). После этого Иисус удалился, как известно из Библии, в пустыню на 40 дней, где был искушаем Сатаной, но сумел устоять против искушения. И только после этого он вернулся в мир и начал свой путь в качестве мессии.

Эта библейская история – типичное описание отшельничества и шаманской инициации. Шаманизм тоже относится к религиозным верованиям – к «примитивным» формам религии, которые гораздо древней христианства, и присущи всем архаичным народам. , например, это тоже форма шаманизма.

С точки зрения антропологов, эта история о сорокадневном отшельничестве Христа заимствована из преданий о шаманах, которые тоже всегда удалялись, чтобы переродиться. С точки зрения служителей христианского культа смысл истории о страстях христовых – противоположный языческим смыслам, к которым христиане относят и шаманизм.

В шаманизме неофит – грубо говоря «новичок», тот, кто только вступает на Путь – заключает союз с духом-хранителем, который ему открывает тайны и помогает впоследствии. И шаман несёт определённые обязательства перед этим духом.

В христианском искажённом представлении дух-хранитель, с которым обычно договариваются шаманы, это Дьявол. А Иисус отринул союз с Дьяволом и /или духом-хранителем. Но тут есть логическая неувязочка.

Во-первых , у Христа уже и без всяких дьяволов был дух-хранитель. Это Бог-отец, или Святой дух. Именно с этой сущностью искал контакта и союза инициированный актом крещения Иисус. Согласно христианской концепции, Бог – это отец Христа (и сам Христос получает божественный статус после крещения и отшельничества!).

Во-вторых , «страсти христовы» и есть так называемые мытарства – путешествия по тонким планам мироздания, знакомство с законами астрального мира. Естественно, там есть и зловредные духи (эгрегоры), но в том и задача шамана, чтобы преодолеть их влияние и научиться влиять на них в своих интересах – например, чтобы изгонять бесов.

Представьте, что стали бы «лечить» Христа от «шаманской болезни». Мол, куда ты прёшься, лучше возделывай свой огород и расти детишек! Тогда бы наша современная культура до неузнаваемости выглядела бы по-другому.

«Шаманскую болезнь» не лечат, её проходят, как первый этап пути.

После шаманской болезни

Шаман делает свою психику гибкой, наподобие актёра школы Станиславского. Ему это необходимо, чтобы:

  • Чувствовать тонкие энергии астрального мира;
  • Не испугаться (духов), выдерживать напряжения этих энергий, поскольку их много.

Когда выходишь в астрал, это подобно тому, что на тебя обрушивается лавина – грандиозные потоки информации. Это – как смотреть сто каналов по телевизору одновременно. Такая волна информации и энергии запросто может захлестнуть неподготовленного человека.

Подобный эффект – только от приёма ЛСД – описывает известный психолог Тимоти Лири:

обычно человек видит лишь небольшую часть того, что у него в сознании, словно, находясь в тёмном чулане, освещает окружающее фонариком, но когда он принимает галлюциноген, то в чулане словно загорается яркая лампа – в этом смысл «расширенного сознания». Увидеть весь «чулан» своей памяти, своего сознания человек, часто, не готов. Об опасности психотропных веществ уже много сказано, не станем здесь повторяться. Но теперь представьте, что шаману нужно заглянуть в «чулан» всего мира – в астрал, – а не только в свой разум!

И кстати, да, традиционно шаманы многих народов принимали опьяняющие настойки, чтобы достигнуть состояния экстаза, в котором возможно попасть на высшие уровни реальности. Древние шаманы понимали пугающие и опасные сущности как «злых духов». Но на самом деле, это просто концентрированные узлы негативной энергии – деструктивные эгрегоры.

  • Чтобы не быть раздавленным мощнейшим энергоинформационным потоком, достигать высокой степени концентрации – сужать «лампу», которая освещает «чулан», до узкого луча, который выхватывает из всего многообразия необходимые элементы;
  • Чтобы (впускать в себя духов без последствий) подключаться к разным (в том числе и опасным, вредным) эгрегорам, взаимодействовать с ними.
  • Произвольно изменять свойства собственного астрального тела (по сути – это умение быть в астрале разными людьми – то же актёрство). Это нужно для того, чтобы вместо другого человека (заказчика, например), решать его проблемы на астральном уровне «мягким», «дипломатичным» образом, без воздаяния за вмешательство. Это примерно, как в 90хх бандиты ездили на разборки и крошил друг друга в салат, а сейчас сидят в кабинетах и договариваются. Согласитесь, это гораздо цивилизованнее. Кто не понял шутку юмора: я работаю без грубого насилия над астральным полем людей и избегаю конфликтов с мощными эгрегорами, работая с ними «дипломатично», потому что грубое вмешательство потом может обернуться проблемами для заказчика магического влияния.

Что происходит в результате шаманской болезни

Идёт перестройка психики и астрального тела.
В принципе: любой человек способен существовать только в том мире, который готов осмыслить и принять. Поэтому мы мыслим символами, понятиями и категориями. И разумеется, это не истинное виденье мира, а лишь его схема, образ. Шаман способен менять схемы в зависимости от необходимости для решения конкретных задач.
Основной принцип магии: истины нет, есть лишь схема решений, которая либо подходит к данной ситуации, либо нет. Правильная схема (ритуал, обращение к духу) – та, которая работает в данной ситуации.
Что происходит, если человек не принимает реальность, которую ему показывают? В этом случае происходит разрыв между «реальностью» и человеком – то сеть, то, что психиатры называют шизофренией.
Нельзя стать шаманом, повторяя практики других шаманов. Даже наставники обучают не самим ритуалам, а принципам шаманизма, то есть они, скорее, обучают мыслить, а не действовать. У всех шаманов ритуалы разные, индивидуальные. Всё Искусство постигается только собственной практикой и опытом.

Будда обычно говорил своим ученикам:

“Не верь тому, что я говорю! Это мой опыт, но в тот момент, когда я говорю это тебе, это становится неверным, потому что для тебя это не опыт. Слушай меня, но не верь. Экспериментируй, ищи, изучай. Пока ты сам не узнаешь, твое знание бесполезно; оно опасно. Знание, которое заимствовано, это препятствие”.

Слово изречённое – есть ложь (древняя истина)

Если шаман не выдерживает инициацию, он сходит с ума, а иногда и умирает. Поэтому опасно самому подстёгивать в себе «шаманские способности», рваться за грань, и принимать всякие «шаманские снадобья», наркотики и т.п. Дело в том, что все атрибуты – от заговоров и ритуалов, до шаманского бубна и снадобий – это просто двигатель. Но Вы никуда не приедете, если не знаете, куда ехать. Чтобы это понять, куда двигаться, нужно прислушиваться – к себе и окружающему пространству, потому что всё пропитано астральной энергией, и даже не выходя в сферу атрала можно ощутить её влияние.
Быть шаманом здорово, но не более здорово, чем, например, быть хорошим фармацевтом.

Существует понятие – «Шаманская болезнь «, когда духи предков (Онгоны ) , начинают доводить до «избранного» ими потомка, понимание существования параллельной Высшей силы и принятого ими решения, кому они намерены передать свои знания и силу врачевания, кого они определили стать их представителем на земле.

Мало кто испытывал и испытывает радость от такого известия, всячески сопротивляясь и пытаясь уйти от тяжелой ноши. В ответ Онгоны «ломают» его сознание, насылая болезни и неприятности, препятствуют любому начинанию непонимающему потомку. Потомки, как правило, отказываются до определенного момента принимать дар (посвящение), понимая, что, взяв на себя роль духовного проводника, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед Духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Видение Онгонов (божественных духов предков) и предсказание, затянувшаяся болезнь, диагноз которой не устанавливается врачами, раздражительность и необоснованная агрессия, проявление нечеловеческой силы и потеря памяти в момент такой агрессии вызывающие ужас и страх у близких и родных, одним словом не естественное поведение человека, все это признаки шаманской болезни, которая может обнаруживаться как у мужчин, так и у женщин, в разном возрасте.

Избранный духами предков шаман узнает о своем избрании либо непосредственно от своих Онгонов , либо по серьезной болезни, от которой он едва не умирает, но излечивается, получив посвящение. В других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения.

Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана является встреча с духами предков, которые, являются ему наяву, во время болезни или при других обстоятельствах и сообщают о его «избрании», и склоняют его к посвящению.

Подтверждением «избранности» шамана может являться какой-либо отличительный знак на теле — тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считается, что истинный шаман имеет тэнгэрийн тэмдэг , либо лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души учились на том свете шаманской грамоте, достигнут высоких степеней и станут хорошими шаманами.

В традиционных обществах, где шаманизм является родовой традицией, «шаманская болезнь» может начаться в любом возрасте – и в 10, и в 45 лет, для нее нет возрастных ограничений. Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после обряда посвящения.

Ни один живущий человек не может стать шаманом при наличии только одного желания. Прохождение инициаций посвящения в шаманы, развитие экстрасенсорных и целительских способностей у любого человека по мимо божественной воли, неминуемо приводит к серьезной плате за вторжение в закрытую для человеческого сознания невидимую сферу!


Целительство – это путь длиною в жизнь, и чаще не в одну, а в десятки и сотни воплощений на Земле и на других планетах. Проживая девять жизней на планете Земля, человеческая душа накапливает багаж духовных и практических знахарских знаний, необходимых для помощи другим людям и существам, например, животным, растениям, а также сущностям непроявленного мира, которые по каким-то причинам задерживаются между небом и землей.

Никого из нас сейчас, в эпоху Водолея, не удивляют понятия , что в переводе с санскрита означает «деяние», и сансары – идеи о перевоплощении человека после смерти в божество, человека, животное или камень. Так почему же нас до сих пор не просто удивляют, а шокируют духовные кризисы, неизменно сопровождающие целительский зов? Наверное, дело в том, что не все знают, что прежде чем стать , нужно пройти через трансформацию души, через высоконравственные духовные переживания, а иногда не только через невыносимую физическую, но и через душевную боль.

Приведу несколько примеров из реальной жизни, показывающих, как начинался целительский путь.

Катя. В пятнадцатилетнем возрасте она впервые упала в обморок и оказалась за гранью реального. Русалки сидели на валунах в мелком водоеме и просили юную девушку остаться в их прекрасном и беззаботном мире. Прекрасные хвостатые девы с волосами цвета шоколада неистово шептали одно и тоже: «Здесь лучше, чем у вас», и так до тех пор, пока девушка не вернулась в реальный мир благодаря запаху нашатыря. Ее встретили испуганные глаза близких людей и головная боль, от которой не помогали никакие таблетки, продлившаяся два дня. Впоследствии обмороки с уходом в другие миры стали Катиной тяжелой реальностью. После них она всегда болела.

Галина. Женщине едва исполнилось тридцать пять лет, когда врачами было принято решение о проведении хирургической операции по удалению камня из ее желчного пузыря. Во время операции Галя увидела черный длинный тоннель с ярким светом в конце. Мимо пробегали картинки из собственной жизни, будто кинолента, но женщину тянуло туда, к свету, к благодати, к покою, а мыслей о детях и муже не было и вовсе. Галина почти добралась до заветной цели, когда люди в черных балахонах с капюшонами на головах, скрывающими их лица, увидев женщину, посоветовались друг с другом и констатировали: «Рано! Сейчас тебе рано идти Туда». Жизнь женщины после клинической , которую констатировали врачи, поменялась коренным образом в течение нескольких лет: она стала интересоваться духовными практиками и в результате вспомнила все то, что рассказывала ей в детстве бабка-знахарка.

Вася. Мальчику было четыре года, когда он очень странно, по мнению своей матери, стал завывать целыми днями напролет. Из уст ребенка рвались какие-то первобытные звуки, давящие на психику самым необычным образом. «Нужно сводить ребенка к психиатру», - решила мамаша. Мальчика долго таскали по врачам, пока однажды он просто не перестал странно петь. И только спустя тридцать лет Василий открыл матери, что это было горловое шаманское пение, которое он не забыл.

И Василий, и Екатерина, и Галина – все они стали целителями. Вася – шаман. Екатерина – Мастер-Учитель Рэйки, последователь различных энергетических практик и по «совместительству» психотерапевт. Галя - специалист по разгадыванию снов, травница, медиум – человек, общающийся с потусторонним миром, потомственная целительница.

Вы не отличите их в толпе от других самых обычных людей – они так же, как и вы, одеваются, ходят на работу (некоторые из них получают свой основной денежный заработок отнюдь не от лечения и помощи другим) и редко дают объявления о своих услугах в газетах. И самое главное, на мой взгляд, они не прикрываются регалиями и дипломами. Они просто помогают. И в первую очередь они лечат человеческие души и уже потом тела. Так уж получается, что настоящая причина любой болезни человеческого организма находится в .

Каждый из целителей однажды задавал вопрос: «Почему?! Почему именно я, а не кто-то другой?!» А в ответ была тишина. Тишина, в которой спустя несколько лет они осознали зов собственной души. Целительский зов. О том, что такое целительский зов, подробно рассказывает шаманская целительская практика, как одна из древнейших, корни которой уходят в эпоху палеолита. Шаманизм в различных его формах практикуется в Африке, Полинезии, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке и, конечно же, в Европе, и в России в том числе. Но суть в том, что шаманский духовный зов имеет описания, схожие с любым другим целительским зовом.

Физическая болезнь и душевное страдание являются разновидностью шаманской инициации (посвящения в шаманы), то есть процессами физической и психической трансформации и самоисцеления. Считается, что во время тяжелой болезни или трагических внутренних переживаний происходит смерть эго и устанавливается прочная связь с (по аналогии – с Ангелами, Высшими Силами), которые впоследствии помогают шаману (целителю) в лечении. Если кем-то овладевает шаманская болезнь, и он не откликается на зов духов шаманить (лечить других), то этот человек начинает сильно мучиться. Например, у него могут начать проявляться признаки сумасшествия или же сильнейшие боли различного характера.

Что касается человека, далекого от шаманской практики, но имеющего цель в данном воплощении на земле – исцелять других, то в его жизни могут происходить проблемы социально дисбаланса: невозможность нахождения работы, желание углубиться внутрь себя и навсегда забыть о существовании мира внешнего. В таком состоянии главная задача человека, которому уготован путь целительства, – вернуться к нормальной жизни в обществе, несмотря на то, что долг лекаря и будет отвлекать его от повседневных забот и обязанностей по дому и работе. Обычно полное и безоговорочное принятие своей участи целителя делает жизнь человека намного легче по всем его жизненным планам.

Однако появление зрительных или слуховых галлюцинаций само по себе не говорит ни о том, что человек сошел с ума, ни о его шаманском призвании. Поначалу просто непонятно, что с человеком происходит: общаются ли с ним духи посредством видений и слуховых подсказок, или же психика человека дала существенный сбой, и, соответственно, он стал сумасшедшим. Опыт покидания собственного тела, посещение различных невиданных мест вместе с существами из других миров, драматические сновидения, а в них битвы - все это только малая толика того, что происходит с будущим шаманом (целителем) во время болезни его души или .

И лишь когда «больной» запоет свою шаманскую песнь, становится ясно, что он Шаман, а не тронувшаяся умом личность. Период, в течение которого длится шаманская болезнь, равен примерно семи–десяти годам. Причем, всё это время больной может лежать в кровати, не имея сил подняться, и бредить. Конечно, не каждый, кто долго не может получить вакантное рабочее место или имеет серьезное физическое заболевание, будущий лекарь нетрадиционной медицины.

Существует три способа становления на путь целительства:

1. Ученичество у Мастера тайных знаний (Посвященного);

2. Рождение в семье целителей и передача знаний по роду;

3. Внутреннее желание, которое может означать и то, что человека избрали духи (в шаманизме), и то, что в прошлых своих жизнях человек имел связь с оккультными науками.

Возможно также соединение всех трех пунктов.

Что касается передачи знаний по роду, то оно может происходить не только при непосредственном общении в жизни, например, бабушки и внучки, но уже и после смерти старшего родственника. К внучке, которая, возможно, даже и не помнит своей бабушки, последняя может прийти во сне и попросить внучку принять все знания рода, то есть стать целительницей или . Если девушка соглашается, то ей дается определенный знак: кристалл, например, или медальон. Чаще всего передаваемый кристалл откалывается от кристалла, имеющегося у бабушки. Естественно, что данное действо происходит в измененном состоянии сознания или во сне.

Моё личное мнение таково: не познав в своё время страдания (по аналогии с шаманизмом – не спустившись в нижние миры), целитель не сможет понять страдания другого человека и, соответственно, не сможет оказать нужную и в полной мере помощь (то есть, не сможет иметь связь с мирами высшими). «Но все мы страдаем в той или иной мере, живя на земле», - заметите вы. На это я вам отвечу так: скорее всего, для того чтобы стать целителем, нужна некая отметина Бога, или павший на человека выбор духов, как говорят в шаманизме.

И если у вас есть внутреннее чувство, что вы должны лечить других альтернативными методами, то обратитесь к тем, кто уже прошел через путь становления – к практикующим целителям. Они вам подскажут, истинны ли ваши мысли, не плод ли это вашего воображения и эго. Поверьте, это очень трудно – принять Путь Целительства, уготованный Свыше. Но целители, знахари, лекари были всегда, есть и будут. Они приходят в этот мир, чтобы даровать людям Свет Божественной Любви. Помогайте им помогать вам!

Размышляла о таком феномене как шаманская болезнь. В самом широком смысле сегодня под этим ошибочно понимается любая болезнь, в том числе органическая. Я уже не раз слышала в моём шаманском кругу такие случаи, что человек заболел чем-то серьёзно, раком или любой другой приковывающей к постели болезнью, нередко сопровождающейся долгими периодами бессознательности, и потом он типа выздоравливает и становится шаманом. Но что-то мне говорит, что в этом случае в принципе происходит переоценка жизненных ценностей, и человек выбирает шаманизм чисто случайно. На месте шаманизма могла быть любая религия или что угодно, дающее новый духовный смысл жизни.

Настоящая "шаманская болезнь" - это явление нервно-психологической природы. У человека внезапно подсознание начинает просачиваться в реальную жизнь, что влечёт за собой зрительные и слуховые галлюцинации, эмоциональные срывы, паранойю и т.п. Зачастую такое состояние даже не имеет религиозной направленности. Если человек не погружен в мифологию духов, предков, богов, ангелов и прочих потусторонних сущностей, то у него всё выльется в бытовой психоз, ему диагностируют какое-нибудь шизоидное состояние, поставят на учёт и дадут таблеточки, которые перекроют приоткрывшийся канал с подсознанием.

Под катом собрала отрывки на эту тему из разных книг, попавшихся мне в последний месяц.


Донна Тартт - "Тайная история"

(...) мы заговорили о безумии, насылавшемся богами на людей, — поэтическом, провидческом и, наконец, дионисийском.

— Которое окружено гораздо большей тайной, чем все остальные, — сказал Джулиан. — Мы привыкли считать, что религиозный экстаз встречается лишь в примитивных культурах, однако зачастую ему оказываются подвержены именно наиболее развитые народы. Греки, как вы знаете, не слишком сильно отличались от нас. Они были в высшей степени цивилизованны, придерживались сложной и довольно строгой системы норм и правил. Тем не менее они часто впадали в дикое массовое исступление: буйство, видения, пляски, резня. Я полагаю, все это показалось бы нам необратимым, клиническим сумасшествием. Однако греки, во всяком случае некоторые из них, могли произвольно погружаться в это состояние и произвольно же из него выходить. Мы не можем просто так отмахнуться от свидетельств на этот счет. Они вполне неплохо документированы, хотя древние комментаторы и были озадачены не меньше нас. Некоторые полагают, что дионисийское неистовство было результатом постов и молитв, другие — что причиной всему было вино. Несомненно, коллективная природа истерии тоже играла какую-то роль. И все же крайние проявления этого феномена по-прежнему необъяснимы. Участников таинств, образно говоря, отбрасывало в бессознательное, предшествовавшее появлению разума состояние, где личность замещалась чем-то иным — и под «иным» я подразумеваю нечто неподвластное смерти. Нечто нечеловеческое.

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Статьи по теме