Был ли Хасан аль-Басри суфием? Знания Хасана аль-Басри

Это великий Имам, муджтаhид, Х афиз – достоверный, благочестивый, знаток Исламских наук своего времени, глава ученых Аль-Басры, один из самых лучших таби`ин, который известен своей храбростью и смелостью.

Его полное имя Абу Са‘ид Аль-Х асан Ибн Абуль Х асан Йасар Ибн Мутаhhир Ибн Гадира Ибн Фархад. Его отца звали Абуль Х асан Йасар, он был рабом, который жил в Ираке между Басрой и Васыдом. Его привезли в Медину, где он обрел свободу. Абуль Х асан Йасар остался в Медине и женился во время правления Халифа ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба. За два года до смерти Халифа у него родился сын, который был назван Х асаном. При его рождении Халиф ‘Умар провел фиником по деснам ребенка - сделал тах ник. Мать Х асана звали Хойра. Сказано, что она была рабыней у `Умм Саляма – жены Пророка Мух аммада, мир Ему. Когда она отправлялась по поручениям `Умм Салямы, то жена Пророка присматривала за маленьким Х асаном. Бывало, что она водила его к сподвижникам Пророка Мух аммада, мир Ему, которые читали ребенку Ду‘а`. Однажды она привела его к Халифу ‘Умару, чтобы, тот читал Ду‘а`. Халиф обратился к Аллаhу с просьбой, чтобы Он одарил Хасана знаниями по религии и чтобы люди полюбили его. При правлении Халифа ‘Усмана Х асан присутствовал на Джуму‘а Намазе. Имам Аль-Х асан стал великим ученым, обладающем высоким уровнем знаний, прекрасной, стройной фигурой, красивым лицом, люди говорили, что он самый красивый юноша в г. Басра. Он вызывал уважение у окружающих. Он был храбрым как лев, обладал большой силой. Аль-Асма‘и передал от своего отца: «Я не видел более широкого запястья, чем у Хасана Аль-Басрий» .

Мух аммад Ибн Са‘ад сказал о нем: «Был Х асан Аль-Басрий, который обладал большим количеством похвальных качеств: он был известным ученым, обладающим красноречием, знал Фикh, был честным, поклоняющимся своему Создателю. По уровню интелекта его сравнивали с ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом». Аль-Х асан был знатоком во многих областях Ислама: Фикh, Х адис , Тафсир, знание К ур`ана, язык, литература, суфизм, красноречие (риторика). Он был одним из великих Имамов своего времени. Он передал изречения Пророка Мух аммада, мир Ему, от сах абов: `Имрана Ибн Аль Му`инa, Аль-Мугиры Ибн Шу‘аба, Абу Бакра Ас-Сакафи, Ан-Нум‘ана Ибн Башира, Абдуллаha Ибн ‘Аббасa, `Анасa Ибн Маликa. Он встречался с Халифом ‘Усманом Ибн ‘Аффаном и услышал от него несколько проповедей Джуму‘а`. Также он общался с многими другими сах аба. От Х асана Аль-Басрий получили знания многие из таби`ин: Сабит Аль - Банании, Малик Ибн Динар и другие. У него были ученики, которые специализировались на Фикhе, на Х адис ах, другие стремились подражать ему в аскетизме. Аль-Х асан Басрий всегда стремился приобрести как можно больше знаний. Один человек пожелал, чтобы у него был аскетизм как у Аль-Х асана и Богобоязненность как у Ибн Сирина и поклонение как у ‘Амира Ибн ‘Абд Кайса, знания Фикhа как у Са‘ида Аль-Мусаяба. Потом он увидел, что всеми этими качествами обладает Аль-Х асан аль-Басрий. Катада сказал: «Аль-Хасан был самым знающим из людей по вопросам того, что разрешено и что запрещено (х аляль и х арам). Когда он говорил, то казалось, будто бы от него сыпались жемчужины. Когда он говорил, то его слова затрагивали сердца людей и наставления влияли на них». Он был самым известным проповедником своего времени. Его слова подтверждают его высокий интелектуальный уровень и высокие знания. Ар-Раби‘а Ибн `Анас сказал: «Я 10 лет посещал Аль-Х асана, но каждый день я слышал что-то новое, то, чего я раньше не слышал» . Он обладал хорошей памятью. `Анас Ибн Малик говорил: «Спрашивайте у Аль-Х асана. Он запомнил, а мы забыли». Все это свидетельствует о больших достоинствах и высокой степени знаний этого человека. Аль-Х асан обладал чистым сердцем, что отражалось на его внешности. Если он призывал к чему-либо, то в первую очередь и сам следовал этому, а если предупреждал о вреде чего-либо, то первым избегал это делать. Он был Богобоязненным человеком, искренне поклоняющимся своему Создателю. Смеялся он очень редко и большую часть времени пребывал в печали, как будто у него случилось горе. Известно, что он не смеялся тридцать лет, и сорок лет не шутил Рассказывают, что однажды он попросил воды. Ему принесли стакан воды и Аль-Х асан сразу же потерял сознание. Когда он пришел в себя, то его спросили, что с ним случилось. Он ответил, что вспомнил один Аят из К ур`ана (Сура «Аль-Каhф», Аят 29): Это означает: «Когда (обитатели Ада) попросят что-либо для спасения, то на них будет пролит кипяток, который обожжет их лица» . Когда люди приходили к нему учится, то видели, что его знания отражаются на его действиях. Это подтверждали его наставления, взгляды, аскетический образ жизни. Помимо всего этого он принимал участие в битвах, защищая Ислам. Он давал полезные советы, всегда был чистым и имел опрятный внешний вид, седые волосы на бороде красил хной. Аль-Х асан умер в месяц Раджаб в 110 г.h., в возрасте 88 лет. На его похороны собралось много людей, которые после пятничного Намаза прочитали за него Намаз «Джаназа». Когда они зашли к Ибн Сирину, чтобы сообщить о смерти Х асана Аль-Басрий, то он сразу прочитал Ду‘а`, его лицо стало грустным и до захода солнца он не проронил ни слова.

Гонец принёс жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умм Саляме радостную весть: её служанка Хайра разрешилась от бремени, родив мальчика.

Радость наполнила сердце матери верующих (да будет доволен ею Аллах), озарив её благородное лицо.

Она поспешила послать людей, чтобы они привезли мать с ребёнком к ней и та провела дни послеродового кровотечения в её доме.

Умм Саляма очень дорожила Хайрой и любила её всем сердцем. Она сгорала от нетерпения, желая увидеть её первого малыша.
* * *

И спустя немного времени Хайра с ребёнком на руках переступила порог её дома. Посмотрев на новорождённого, Умм Саляма сразу же почувствовала симпатию к нему и привязалась к мальчику.

Мальчик был красив лицом и ладен телом, и глядя на него, глаз радовался, а сердце наполнялось любовью к нему.

Повернувшись к служанке, Умм Саляма спросила:

— Хайра, ты уже дала имя своему сыну?

Та ответила:

— Нет, матушка… Я оставила выбор за тобой, чтобы ты сама выбрала ему имя, какое пожелаешь.

Умм Саляма сказала:

— Тогда назовём его, с благословения Аллаха, аль-Хасаном.

После этого она воздела руки и обратилась к Аллаху с благими мольбами за новорождённого.
***

Однако появлению на свет аль-Хасана радовались не только в доме матери верующих Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах). Эту радость разделили с ними обитатели другого мединского дома.

Это дом благородного сподвижника Зейда ибн Сабита, который в своё время записывал Откровение для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Ясар, отец аль-Хасана, был его слугой. Зейд дорожил им и любил его.
***

Аль-Хасан ибн Ясар, впоследствии известный как аль-Хасан аль-Басри, провёл своё детство в одном из домов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и воспитывался под присмотром одной из жён Пророка — Хинд бинт Сухайль, известной как Умм Саляма.

Умм Саляма относилась к числу самых разумных, достойных и решительных женщин. К тому же, она принадлежала к числу тех жён благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха), которые обладали наиболее глубокими познаниями в области религии и передали от него много хадисов. Она передала от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) 387 хадисов. И, наконец, она была одной из тех немногих женщин, которые умели писать во времена невежества.

Однако связь между счастливым ребёнком и матерью верующих Умм Салямой не ограничилась этим. Хайра, мать аль-Хасана, часто выходила из дома по поручениям Умм Салямы, и младенец плакал от голода, и когда его плач усиливался, она брала его на руки и давала ему свою грудь, успокаивая его таким образом в отсутствие матери.

Она так сильно любила ребёнка, что чистое молоко бежало из её груди ему в рот. Младенец пил его и замолкал. Таким образом, Умм Саляма была для аль-Хасана матерью дважды: она была матерью верующих и его молочной матерью.
***

Матери верующих поддерживали тесную связь друг с другом, и дома их стояли рядом. И счастливый мальчик мог ходить из дома в дом, воспринимая от своих многочисленных воспитательниц благонравие и учась у них следовать прямому пути.

По его собственным воспоминаниям, он наполнял эти дома своим неутомимым движением и затейливыми играми. Прыгая в этих домах, он старался достать рукой до потолка.
***

В такой прекрасной атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой его сиянием, рос аль-Хасан. Он пил из чистых источников, которыми стали для него дома матерей верующих. Кроме того, он учился у виднейших сподвижников в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он передавал хадисы от ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Али ибн Абу Талиба, Абу Мусы аль-Аш‘ари и ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, а также ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, Анаса ибн Малика, Джабира ибн ‘Абдуллаха и многих других.

Однако больше всего он привязался к повелителю верующих ‘Али ибн Абу Талибу. Аль-Хасана привлекала твёрдость его веры, его усердное поклонение и равнодушие к благам и украшениям мира этого. На него произвели огромное впечатление красноречие ‘Али, его мудрость, умение укладывать великий смысл в несколько коротких слов и его наставления, заставляющие содрогаться сердца. И со временем он уподобился ему в богобоязненности и поклонении и обнаружил подобный дар красноречия.

Когда аль-Хасану исполнилось четырнадцать лет и он повзрослел, его семья переехала в Басру и осталась там жить. Поэтому аль-Хасана прозвали «аль-Басри» — по названию города Басра.
***

Когда аль-Хасан приехал в Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Огромная мечеть наполнялась приезжавшими туда виднейшими сподвижниками и их достойными последователями.

Разного рода кружки, участники которых стремились к знаниям, собирались на территории мечети. Аль-Хасан очень много времени проводил в мечети, став постоянным участником кружка ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, одного из самых знающих членов общины Мухаммада. Он учился у него толкованию Корана, а также перенимал от него хадисы и способы правильного чтения Корана. С Ибн ‘Аббасом и другими аль-Хасан изучал фикх, язык, литературу и многое другое, и в конце концов стал учёным, обладавшим обширными знаниями в различных областях, факыхом и надёжным передатчиком. И люди стали собираться вокруг него, перенимая от него его огромное знание, слушая его наставления, смягчавшие чёрствые сердца и заставлявшие плакать глаза ослушников. Они стремились перенять от него его мудрость, покорявшую умы, и делали примером для себя его жизненный путь, который был благоуханнее мускуса. Слава аль-Хасана распространилась в разных областях и люди повсеместно заговорили о нём, и даже халифы и другие обладавшие властью стали спрашивать о нём, заинтересовавшись его личностью.
***

Халид ибн Сафван рассказывает: «Однажды я встретил Масляму ибн ‘Абду-ль-Малика в Хире, и он сказал мне: “Халид, расскажи мне о Хасане, который в Басре. Поистине, я имею основания думать, что ты знаешь о нём то, чего не знают другие”. Я ответил: “Да дарует Аллах благо эмиру… Я — лучший из тех, кто сможет поведать тебе о нём со знанием. Я — его сосед по дому и его собеседник на его собраниях, и знаю о нём больше всех жителей Басры”. Масляма сказал: “Поведай же мне то, что знаешь”. Я сказал: “Это человек, одинаковый внешне и внутренне, слова его совпадают с его делами. Побуждая к одобряемому, он сам претворяет его в жизнь лучше всех людей, и удерживая от порицаемого, он сам держится от него дальше всех людей. Мне он казался человеком, не нуждающимся в людях и равнодушным к принадлежащему им, тогда как люди, напротив, нуждаются в нём и стремятся обрести то, что есть у него…” Масляма сказал: “Достаточно, Халид, достаточно… Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный человек?!”»
***

Когда аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи пришёл к власти и стал проявлять несправедливость и жестокость, показав себя тираном, аль-Хасан аль-Басри был одним из тех немногих благородных мужей, которые открыто противостояли его жестокости и, не таясь, говорили людям о его скверных деяниях, дерзая говорить слово истины ему в лицо.

Аль-Хаджжадж построил для себя дворец в Васите. Когда строительство было завершено, он велел людям собраться, чтобы полюбоваться на его хоромы и обратиться к Аллаху с мольбами, прося для него благодати. Аль-Хасан не пожелал упустить такую возможность, зная, что соберётся огромная толпа. И он отправился к месту собрания, дабы обратиться к людям с наставлением, напомнить им важные истины и призвать их равнодушно относиться к мирским благам и стремиться к тому, что у Всевышнего Аллаха.

Добравшись до места, он увидел множество людей, которые, изумлённые и восхищённые, ходили вокруг величественного дворца: столь искусными были строители, столь огромным был этот дворец и столь прекрасны и затейливы были покрывавшие его узоры и украшения…

Аль-Хасан, поднявшись, обратился к собравшимся с речью и помимо прочего сказал:

— Мы посмотрели на то, что построил сквернейший из скверных, и обнаружили, что фараон построил нечто более грандиозное и высокое, чем он. А потом Аллах погубил фараона и разрушил то, что он построил и возвёл. Пусть же аль-Хаджжадж знает, что обитатели небес возненавидели его, а обитатели земли лицемерят перед ним….

И он продолжал высказываться в таком духе до тех пор, пока один из слушателей, охваченный жалостью к нему из-за грозящего теперь аль-Хасану гнева аль-Хаджжаджа, не сказал:

— Довольно, Абу Са‘ид, довольно…

Аль-Хасан же сказал ему в ответ:

— Аллах взял завет с обладателей знания: они обязаны разъяснять его людям, а не скрывать…
***

На следующий день аль-Хаджжадж вышел к своим приближённым вне себя от ярости и обратился к присутствующим со словами:

— Пропадите вы все пропадом! Один из рабов жителей Басры поднимается и говорит о нас, что ему заблагорассудится, и никто из вас не отвечает ему и не осуждает его! Клянусь Аллахом, я напою вас его кровью, о собрание трусов!..

И он велел принести меч и кожаную подстилку для казни, затем велел позвать палача, который тотчас же явился.

После этого он послал стражников за аль-Хасаном, велев им привести его. Спустя некоторое время пришёл аль-Хасан. Все взоры тут же устремились к нему, а сердца затрепетали. Увидев меч, подстилку и палача, аль-Хасан пошевелил губами, после чего повернулся к аль-Хаджжаджу. При этом от него веяло торжественностью и величием истинного верующего, мусульманина, призывающего к религии Аллаха.

Увидев его таким, аль-Хаджжадж ощутил благоговейный страх перед ним и забормотал:

— Вот сюда, о Абу Са‘ид… Вот сюда…

И он подвинулся, освобождая ему место и продолжая повторять:

— Вот сюда…

А люди в изумлении наблюдали за ним. В конце концов, он усадил аль-Хасана рядом с собой. Когда тот сел, аль-Хаджжадж повернулся к нему и начал задавать ему вопросы, касающиеся религии, и аль-Хасан отвечал ему со стойкостью и хладнокровием, демонстрируя прекрасное владение языком и глубокие знания.

В конце концов, аль-Хаджжадж сказал:

— Ты — господин учёных, о Абу Са‘ид…

Затем он велел принести благовония, умастил ими бороду аль-Хасана и попрощался с ним. Когда аль-Хасан вышел от него, привратник аль-Хаджжаджа последовал за ним и спросил его:

— О Абу Са‘ид! Ведь аль-Хаджжадж позвал тебя не для того, что он сделал с тобой… И поистине, я видел, как ты пошевелил губами, увидев меч и подстилку. Что же ты сказал?

Аль-Хасан ответил:

— Я сказал: «О Обладатель оказанной мне милости и Тот, к Кому я обращаюсь за защитой в трудную минуту! Сделай месть его прохладой и благополучием для меня подобно тому, как Ты сделал огонь прохладой и благополучием для Ибрахима!».
***

Подобных происшествий у аль-Хасана с наместниками и предводителями было немало, и от каждого из них он выходил, сделавшись великим в глазах обладающих властью. Величественность эту даровал ему Всевышний, и Он же хранил и оберегал его.

Когда равнодушный к мирским благам халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз покинул этот бренный мир и власть перешла к Язиду ибн ‘Абду-ль-Малику, он назначил наместником Ирака ‘Умара ибн Хубайру аль-Фаззари, после чего расширил сферу его влияния, подчинив ему ещё и Хорасан.

Язид правил совсем не так, как его великий предшественник. Он посылал ‘Умару послание за посланием, требуя исполнять содержащиеся в них приказы, которые далеко не всегда были справедливыми.

И вот однажды ‘Умар ибн Хубайра вызвал к себе аль-Хасана аль-Басри и ‘Амира ибн Шурахбиля, известного как аш-Ша‘би, и сказал им:

— Поистине, Аллах сделал повелителя верующих Язида ибн ‘Абду-ль-Малика правителем для Своих рабов и сделал покорность ему обязательной для людей. И, как вы видите, он поручил мне править Ираком, после чего отдал под мою власть ещё и Фарс (Персию). И иногда он присылает мне указы, справедливость которых вызывает у меня сомнения. Можете ли вы найти для меня оправдание в религии, если я буду подчиняться ему в этом и исполнять его веления?

Аш-Ша‘би дал ответ, в котором прозвучало лояльное отношение к халифу и желание облегчить трудное положение, в котором оказался его наместник. А Аль-Хасан молчал.

‘Умар ибн Хубайра посмотрел на аль-Хасана и спросил:

— А ты что скажешь, о Абу Са‘ид?

Тот ответил:

— О Ибн Хубайра! Бойся Аллаха в своём отношении к Язиду и не бойся Язида, когда дело касается Аллаха. И знай, что Всевышний Аллах защищает тебя от Язида, а Язид не сможет защитить тебя от Аллаха… О Ибн Хубайра! Близится то время, когда низойдёт к тебе ангел грубый и сильный, который не ослушивается Аллаха в том, что Он велит ему, и заберёт тебя с этого ложа и перенесёт тебя из простора дворца твоего в тесноту могилы. И там ты не найдёшь подле себя Язида, а обнаружишь только свои деяния, совершая которые, ты противоречил Господу Язида… О Ибн Хубайра! Поистине, если ты пребудешь с Всевышним Аллахом и в покорности Ему, то Он избавит тебя от вреда, который может нанести тебе Язид ибн ‘Абду-ль-Малик в этом мире и в мире вечном. А если ты будешь ослушиваться Всевышнего Аллаха вместе с Язидом, то Аллах поручит тебя Язиду. И знай, о Ибн Хубайра, что не должно быть покорности творению, кем бы оно ни было, в том, что является ослушанием Всевышнего Творца!

И ‘Умар ибн Хубайра заплакал так, что борода его стала мокрой от слёз, и от аш-Ша‘би склонился к аль-Хасану, возвеличив его и почтив.

Когда они вышли от наместника и направились к мечети, люди собрались вокруг них и стали спрашивать, как прошла их встреча с правителем «двух Ираков» (Куфы и Басры).

Аш-Ша‘би посмотрел на них и сказал:

— О люди! Кто из вас сможет предпочесть Всевышнего Аллаха Его творениям в любом положении, пусть так и сделает, ибо клянусь Аллахом, аль-Хасан не сказал ‘Умару ибн Хубайре ничего такого, чего бы я не знал, однако я, говоря, стремился к лику Ибн Хубайры, а он, говоря, стремился к Лику Аллаха. И Аллах отдалил меня от Ибн Хубайры и приблизил аль-Хасана к нему, внушив ему любовь к нему…
***

Аль-Хасан аль-Басри прожил около восьмидесяти лет, наполняя мир знанием, мудростью и пониманием религии. И к самому ценному из наследия, оставленного им будущим поколениям, относились его высказывания, призванные смягчить сердца и ставшие весной для сердец, и его наставления, которые по сей день заставляют сердца трепетать, а глаза — проливать слёзы, указывают заблудившимся путь к Аллаху и раскрывают перед обольщёнными и беспечными сущность мира этого и истинную природу связи людей с ним.

Например, он сказал человеку, который спросил его о мире этом и его положении:

— Ты спрашиваешь меня о мире этом и мире вечном! Поистине, мир этот и мир вечный — словно восток и запад: приближаясь к одному, ты непременно отдаляешься от другого… И ты говоришь мне: мол, опиши мне эту обитель. А что здесь описывать, если начало её — страдание, а конец её — исчезновение, и за дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное — наказание? Разбогатевший в ней впадает в обольщение, а обедневший печалится…

А другому человеку, который спросил о его положении и о положении людей, аль-Хасан сказал:

— Горе нам, что мы сделали со своими душами! Мы истощили нашу религию и откормили нашу земную жизнь. Мы износили до предела наше благонравие, но обновляем обстановку своих домов и свою одежду. Один из нас опирается на левую руку и ест из имущества, которое не принадлежит ему. Еда его приобретена нечестным путём, и слуги его бегают неустанно. Он велит принести себе сладкого после кислого, и холодного после горячего, и свежего после сушёного… А когда его начинает распирать от обжорства и у него появляется отрыжка от переедания, он говорит: эй, слуга, принеси мне лекарство от несварения… Глупец! Клянусь Аллахом, не переваришь ты ничего, кроме собственной религии. А где же твой нуждающийся сосед? Где же голодный сирота из числа твоих соплеменников? Где же бедняк, который смотрит на тебя? Где же то, что наказал тебе Всевышний Аллах? Если бы ты только знал, что ты — это определённое число дней, отпущенных тебе, и число это уменьшается с каждым заходом солнца, и каждый уходящий день забирает с собой часть тебя…
***

В ночь пятницы в первые дни месяца раджаб 110 года от хиджры аль-Хасан аль-Басри внял призыву Господа своего, покинув этот бренный мир.

Утром облетевшая город весть о его кончине стала потрясением для людей. Его тело омыли, завернули в саван и совершили погребальную молитву после пятничной молитвы в мечети, под сводами которой он провёл большую часть своей жизни, побыв и учеником, и учителем, и призывающим к религии Аллаха.

После этого все люди пошли провожать его погребальные носилки. В тот день в мечети Басры не совершалась предвечерняя молитва (‘аср), потому что некому было совершать её там. И не было такого дня, в который бы в этой мечети не была совершена какая-то молитва — с тех пор, как мусульмане построили её, и до сегодняшнего дня — кроме того дня, в который аль-Хасан аль-Басри покинул этот мир, отправившись к Господу своему.
[‘Абду-р-Рахман Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников]

الحسن البصري ‎ кади Басры Предшественник: Преемник: Личная информация Отец: Мать: Богословская деятельность Ученики: Оказал влияние: Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри (араб. حسن البصري ‎; 642 , Медина - 728 , Басра) - исламский богослов и знаток хадисов , один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма .

Биография

Родился в 642 в Медине. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар, а имя матери его - Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама бинт Абу Умайя .

Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства , а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты , и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии .

Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 728 году.

Воззрения

Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния . В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады . Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком . Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами .

Напишите отзыв о статье "Хасан аль-Басри"

Примечания

Литература

  • Ибрагим, Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 275-276.
  • Али-заде, А. А. Хасан аль-Басри: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • И. Аббас. Ал-Хасан ал-Басри. Каир, 1952.
  • Массиньон, Луи . Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane. Париж, 1954, с. 174-201.

Отрывок, характеризующий Хасан аль-Басри

– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.

Биография

Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства , а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты , и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии .

Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 110 году по хиджре , 728 году от Р.Х. .

Воззрения

Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния. В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады . Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком . Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами .

Примечания

Литература

  • И. Аббас. Ал-Хасан ал-Басри. Каир, 1952.
  • Массиньон, Луи . Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane. Париж, 1954, с. 174-201.

Ссылки

  • Хасан аль-Басри - статья на dic.academic.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ал-Газали, Абу Хамид
  • Арба

Смотреть что такое "Хасан аль-Басри" в других словарях:

    Хасан аль-Басри - (21/641 110/728) известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль Хасан ибн Йасар аль Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он,… …

    ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрййский - (642 728) один из первых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а. Б. отвергал мусульм. догмат о предопределении, признавал наличие свободной воли у человека … Атеистический словарь

    Рабия аль-Адавия - Рабия араб. رابعة العدوية القيسية‎‎ … Википедия

    Маварди Абу аль-Хасан - (364/974 450/1058) известный мусульманский мыслитель, ученый и философ. Развивал суннитское направление мусульманской мысли. Он был последователем Шафиитского мазхаба. Был высокообразованным человеком и обладал большим авторитетом в обществе.… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Ибн аль-Хайсам - Ибн ал Хайсам Абу Али ал Хасан ибн ал Хайсам ал Басри (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم‎‎, англ. Abu Ali Hasan Ibn Al Haytham) великий арабский учёный универсал (965, Басра 1039, Каир). Благодаря своим выдающимся способностям он занимал в… … Википедия

    Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа - «люди сунны и согласия общины», сунниты. Самоназвание подавляющего большинства мусульман. Это название состоит из двух частей. Первая часть подразумевает следование сунне (пути) пророка Мухаммада и его сподвижников. Сунниты принимают Коран и… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Тасаввуф - духовное учение и практика в Исламе. Мусульмане утверждают, что путь совершенствования духовного мира каждого человека было указан пророком Мухаммадом и выражен в кораническом аяте: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Абу Ханифа - Мечеть Абу Ханифы Абу Ханифа ан Нуман ибн Сабит ибн Зута (араб. ابو حنيفة النعمان بن ثابت بن زوطا‎‎) (… Википедия

    Тафсир - открытие чего то тайного, возвещение. Происходит от арабского слова фасара, которое означает объяснить, указать цель или приподнять завесу. Так называется наука о толковании смыслов коранических аятов. Ученых тафсира называют муфассирами.… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Умар ибн Абдул-Азиз - Умар ll عمر بن عبد العزيز 8 й Омейядский халиф арабов 717 720 Предшественник … Википедия

Когда аль-Хасан ибн Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!». (См. Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», событие Сыффина). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отозвался об аль-Хасане с похвалой: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Он сказал это об аль-Хасане, но не об Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как Али сражался.

Что же касается Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

Абу Бакрата передаёт: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: “Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман”». «Сахих» аль-Бухари,№ 3746.

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал его и аль-Хасана и говорил: «О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!». «Сахих» аль-Бухари, № 3735.

Укба ибн аль-Харис передаёт: «Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: ― Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на Али! И Али улыбался». «Сахих» аль-Бухари, №№ 3542, 3750.

Аль-Хасан ибн Али скончался в эпоху Муавийи в 49 году от хиджры.

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа’да бинт аль-Аш’ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это. Аз-Захаби сказал: «Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?». Аз-Захаби, «Тарих аль-ислам», книга «Эпоха Муавийи», стр. 40.

Ибн Касир сказал: «Я считаю, что это недостоверные сведения». Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/44).

После убийства Али, дабудет доволен им Аллах, жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу Али до самой его смерти.

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца Али от сражения с жителями Шама. А бдур-Раззакъ, «аль-Мусаннаф», (5/462).

Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са’да ибн Убаду и поручил командование Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, Амр ибн аль-Ас сказал Муавийи: «Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга».

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха сказал: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Аз-Зухри передаёт, что Муавийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: «Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе». Амр ибн аль-Ас сказал: «Нет, мы должны сражаться с ним!» Муавийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: «Успокойся, о Абу Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным».

Аль-Хасан и Муавийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Муавийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, — две награды».


Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х." Подготовил: www.sawab.info http://www.sawab.info/pravlenie-hasana-ibn-ali/
Статьи по теме