Святая гора Афон будет открыта для женщин. Что нужно знать о святой горе афон Время на святой горе афон

Полезные советы паломнику

Погода на Афоне

С точки зрения погоды лучшее время поездки на Афон – с конца сентября до начала ноября. Лето на Афоне жаркое. Днем столбик температуры часто поднимается до +40С, ночью часто не опускается ниже +25С. Зима на Афоне в разные годы разная: в декабре бывает +5С, но может быть и -2С. Часто идет дождь, иногда со снегом. Ветрено. На море не редкость сильные шторма, и потому отменяется навигация. Как говорилось выше, часто случалось, что паломники оказывались «запертыми» на Афоне на несколько дней и не имели возможности вернуться в Урануполис.

Время на Афоне

Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.

Богослужение на Афоне

Афон, также как и Русская Православная Церковь, живет по юлианскому календарю. Каждый монастырь ежедневно пребывает в ритме традиционного суточного круга богослужений, состоящего из девяти служб. Это есть основа монастырской жизни. И только приветствуется, если паломник будет участвовать в монастырских службах с монахами, хотя это и нелегко для мирянина. Если паломник приехал в некий монастырь как турист и не участвует в богослужениях, никто его принуждать к тому не будет. Однако это не останется без внимания. И – кто знает — в следующий раз этот паломник может получить отказ в разрешении посетить монастырь.

Что взять с собой на Афон

Фонарик. Паломнику обязательно понадобится карманный фонарик. На Афоне нет постоянного электроснабжения. В большинстве монастырей электроэнергию, получаемую от солнечных батарей, отключают с заходом солнца. Кроме того, может случиться, что сумерки вас застигнут на дороге.

Карта Афона. Паломнику может пригодиться карта Афона, особенно если он намерен пешком ходить из монастыря в монастырь. Карту можно купить заранее в одном из многочисленных киосков в Урануполисе. Кроме того, полезной схемы представленная на нашем сайте.

Перочинный ножик . В пешем паломничестве по Святой горе может пригодиться перочинный ножик.

Мобильный телефон . Возьмите с собой мобильный телефон и афонский телефонный справочник.

Одежда. Летом вам будет нужна легкая одежда. Обувь – легкие сандалии. В летние месяцы здесь нередко 40-градусная температура.

Внимание: шорты на Афоне запрещены; на богослужение в церковь можно заходить в рубашках только с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается рубашка с коротким рукавом. Если планируете долгие пешие переходы, вам пригодится головной убор для защиты от солнца, темные очки, мазь или спрей от комаров. Зимой вам пригодится теплая одежда, непромокаемая и непродуваемая куртка, теплые ботинки, шерстяной головной убор.

Лекарства . Вам может пригодиться аптечка с небольшим набором основных лекарств, которые люди обычно берут в дорогу. Не забудьте пластырь, бинт, йод.

Фотоаппарат. Вы пожалеете, если не возьмете фотоаппарат. Только помните, не во всех монастырях благословляется фотосъемка.

Пешие переходы по Афону.

Первый совет: не берите с собой много вещей, если собираетесь ходить пешком по Святой Горе. Ходите налегке. Возьмите только самое необходимое. Для этого хорош небольшой рюкзак. Летом не забудьте взять в дорогу большую пластиковую бутылку воды. Рекомендуем не ходить по Афону в одиночку. Лучше, если вашим спутником будет местный монах или паломник, который много раз был на Афоне. Только те паломники, которые многократно бывали на Афоне и знают местные обычаи, дороги и тропинки, месторасположение монастырей, скитов и келий, могут отправляться в путь без спутников. Новички, не зная ни афонских дорог, ни афонских правил и обычаев, рискуют попасть в трудные ситуации: либо им отказывают в ночлеге, либо они остаются голодными до утра, либо блуждают по запутанным афонским тропам. Помните, что почти все монастыри традиционно закрывают свои ворота вечером, каждый в свое время, но в среднем около 18.00. Поэтому паломник, пришедший в монастырь позже этого срока, рискует остаться на улице.

Монастырская трапеза. Не берите на Афон никакой еды, кроме того случая, когда вы собираетесь совершить восхождение на вершину Афона. В любом монастыре вас не оставят голодным. Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами. В отдельных случаях, если паломники пришли в монастырь после трапезы, их могут накормить отдельно. Монастырская еда довольно проста. В русском монастыре, например, на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша, и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник – красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы. Во всех монастырях две трапезы в день – после литургии и после вечерни. В постные дни, а также во время длинных постов во всех монастырях только одна трапеза в день.

Опасности на Афоне. Совершая пешие переходы по Афону, будьте внимательны. Здесь есть ядовитые змеи и скорпионы. Но увидев змею или скорпиона, не торопитесь убить их. Монахи не благословляют убивать какую либо живность на Афоне.

Мы так привыкли жить по системе «каждый день – это сутки, состоящие из 24 четырех часов», что с трудом можем представить себе иную временную систему. А ведь она есть! И в соответствии с этой самобытной системой исчисления времени живет пусть и маленькое, но все же государство.

Речь идет об Афоне – монашеской республике, расположенной на севере Греции. Население Афона почти полностью состоит из монахов, которые живут в двадцати крупных монастырях и множестве более мелких скитов и келий. Монахи обитают на Афоне в течение многих веков и в течение всего этого времени пользуются правом самостоятельно определять условия жизни на полуострове – сегодня, чтобы попасть на Афон нужна особая виза, там действует своя таможня, которая следит, чтобы с полуострова не увезли ценные реликвии. Кроме того, Афон в течение всего своего существования как государство монахов живет по так называемому «византийскому времени».

Что оно собой представляет? Сутки согласно византийскому времяисчислению делятся также на 24 часа. Но момент начала византийских суток постоянно меняется и зависит от заката солнца. С точки зрения древних византийцев и современных афонских монахов время 0 часов 0 минут наступает тогда, когда солнечный диск полностью скрывается за горизонтом. Понятное дело, что в силу природных особенностей световой день в зависимости от времени года то увеличивается, то уменьшается, и время заката также постоянно из-за этого меняется. Поэтому афонские монахи вынуждены практически ежедневно подкручивать стрелки часов так, чтобы полночь наступала именно в момент заката. В силу того, что Афон постоянно живет в соответствии с такой византийской традицией, его время летом отличается от материкового (времени Греции) на три часа, а зимой – на целых семь.

Помню, когда я впервые оказался на Афоне, то был византийским временем полностью дезориентирован. Мое появление на полуострове состоялось вечером. Утром я собирался пойти на монастырское богослужение. Потому спросил местного монаха, когда нужно будет завтра утром прийти в храм. Он ответил мне – в 7 утра. В семь – так в семь, - подумал я и преспокойно улегся спать. В четыре утра меня разбудил стук в дверь.

Стучал еще один монах. Я спросил его, в чем дело? И между нами произошел вот такой диалог. - В чем-в чем?! В храм пора! - Как в храм? Ведь сейчас только четыре! – Уже четыре! Служба начинается! Так ничего и не поняв, я поспешил в монастырскую церковь. Там действительно начиналось богослужение. После него я стал выяснять, почему начало было объявлено на семь, а на самом деле служба началась в четыре. Причина, естественно, состояла в том самом византийском времени. Я прибыл на Афон в конце весны. На тот момент разница между афонским и материковым временем составляла три часа, а монах, у которого я спросил про время начала службы, назвал мне его в соответствии с византийской традицией.

К чему так мучиться? – спросите вы. Ответ очень прост. Если жить по византийскому времени и заканчивать день с закатом солнца, то очень естественно начинать его с первыми лучами дневного светила. Что и делают все афонские монахи, встречая каждый день молитвой.

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.

Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известных чудотворных икон.

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».

В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове.

Женщины, которым до сих пор запрещено пересекать границу Афона, получат доступ к уникальному духовному и историческому памятнику в результате реализации проекта цифрового музея Афонского культурного наследия стоимостью 2 миллиона евро, сообщает портал greek.ru .

Статья 186-я Устава Святой горы Афон ("Трагос") гласит: "В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы".

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Планируется, что посетители музея смогут оценить необычайное богатство монастырей и насладиться редкой красотой первозданной природы, а так же будут иметь возможность узнать о духовной и повседневной жизни обитателей Святой Горы и проследить всю историю Афона.

Трехмерный показ экспонатов цифрового музея будет доступен сразу в двух местах. В центре культуры города Иериссос, в котором помимо традиционных выставочных залов имеется и амфитеатр с самым современным оснащением для показа высококачественных фильмов в формате 3D и на территории монастыря Зигу, который является воротами в монашеское государство.

Экспонаты музея будут распределены по следующим темам: природное окружение монастырей, культурное богатство каждого монастыря, повседневная жизнь монахов. Также здесь можно будет узнать об особенностях архитектуры монастырей, библиотеках, чудотворных иконах.

Местные власти гордятся идеей создания цифрового музея Афонской горы и надеются на то, что в мире найдется много желающих "ощутить" духовную атмосферу и познакомиться с ценностями православия, которыми испокон веков живет этот всемирный памятник христианства.

Афонская монашеская республика принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.

СПРАВКА

Женщина на Афоне

Афон хранит в себе много тайн. Все знают, что сегодня полуостров – это поселение православных монахов. Но в Древней Греции Афон тоже считали святым местом, здесь были построены храмы Аполлону и Зевсу. Святилище последнего называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Еще одна особенность этого острова – сюда не пускают женщин. Для начала, чтобы понять подобную несправедливость, нужно узнать историю и нравы местных монахов, а потом уже я расскажу, есть ли возможность у женщины побывать на полуострове.

История и мифы

Когда греки приняли христианство, как гласит придание, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Но долгое время поселение православных монахов было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона.

В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

Быт и нравы

Афон - это самостоятельное государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху.

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви.

Монастыри Афона - настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня - Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Женщины могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова. Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.

Желающие посетить Святую Гору Афон должны получить специальное разрешение – «диамонитирион». Священнослужители должны иметь благословение Вселенского Патриарха либо местного архиерея.

Про женщин

Пускали или не пускали женщин на этот остров в древние времена - вопрос спорный, так как в первом типиконе Святой горы, который хранится в Протате, в 16-й статье говорится, что на Афон запрещается вход детям, отрокам и евнухам - и, разумеется, всех их запрещено постригать в монахи. О женщинах тут ничего не говорится - но, скорее всего, подразумевалось, что женщинам в мужских монастырях и подавно делать нечего. Традиция аватона (так называется запрет появляться женщинам на острове) была закреплена при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Такова история. И большинство путеводителей вам расскажет, что нога женщины не ступала сюда никогда.

Правда, существует легенда о том, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Также существует придание, что в 1470 году, сюда прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро, супруга султана Мурата 1. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но даже ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль. Она и вернулась.

Местные экскурсоводы очень любят рассказывать туристам кровавую байку про французскую феминистку, которая пробралась на остров в мужской одежде. А когда поняла, что ее принимают за мужчину, разделась и пошла купаться. Откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Но это предание, а правда звучит так: недавно многие СМИ шумели о том, что нелегальные эмигрантки из Молдавии случайно оказались на острове Афон. Потрясенные монахи увидели на своей земле четырех прекрасных молодых женщин, после чего немедленно вызвали полицию. Когда стражи порядка прибыли на место, выяснилось, что прекрасные женщины – уроженки Молдавии 27‑32 лет, пытавшиеся нелегально перебраться в Грецию из Турции. С ними также был их земляк мужского пола 41 года, который и организовывал поездку. По их словам, они заплатили 6300 долларов украинским контрабандистам, живущим и работающим в Турции, и рассчитывали на их знание местной географии. Но в результате компания все же заблудилась и высадилась на одиноком полуострове, который и оказался Афоном. По словам полицейских, путешественники извинились перед монахами, сказав, что не были в курсе местных законов, и «женщины были прощены монахами». По законам, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Закон тоже приняли не случайно, так как в век феминизма и эмансипации запретить что-то женщине очень сложно.

Тем более, что помимо древних цариц, мифической француженки и беглых молдованок, на острове побывало очень много женщин. Судите сами:

Из наиболее старых случаев нарушения аватона отметим укрывание беженцев на Афоне после так называемого Орловского восстания в 1770 году, в 1821 году - после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году - после неудачного восстания против турок на севере Греции. Беженцы прибывали с семьями и укрывались на Афоне.

В 1931 году французская журналистка Мари Суази пробыла на Афоне значительное время и написала об этом книгу "Месяц с мужчинами" (источник этой информации не уточнен – прим автора). С той же целью прославиться здесь были и первая гречанка, завоевавшая титул "Мисс Европа", Алики Диплараку (1929) и Элени Скура (1932), будущая первая женщина-депутат греческого парламента.

В 1940-м году во время греческо-итальянской войны сюда пришли беженцы обоих полов из Кавалы. В 1948 году Эвгения Пейю, 17-летняя участница отряда партизан-коммунистов, укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного в ходе греческой гражданской войны. Пейю вспоминала в одном из интервью, что когда она поняла, где находится, ее обуял страх и раскаяние. Она отказалась войти в монастырь и была оставлена нести караул снаружи. Девушка все время молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

В 1954 году группа женщин, специалистов-византологов, высадилась из лодки на берег и прошла к оградам монастырей. В том же году гречанка-журналистка вошла тайком на Святую гору и написала об этом серию статей в газету.

В конце 60-х пятеро туристок из Франции и Италии прошли на территорию Афона, а будучи задержаны, заявили, что ничего не знали о запрете.

Наконец, в 1989 году парочка из Германии прибыла на каменистый берег монастыря Симонопетра и предалась там любовным утехам.

Как утверждает один из блогеров, который общался с известным святогорским старцем Августином из Скита Агиу Василиу, он слышал от него такую историю: «Во время Восстания на Афоне оказались женщины, и монахи тех монастырей, к которым они прибились, воспользовались этим обстоятельством и приспособили их к хозяйственным работам. И так им это понравилось, что захотели они отменить аватон. Для сего они призвали отшельников-келлиотов и велели им отправиться с соответствующим посольством к патриарху, пригрозив в случае отказа лишить их довольствия от монастырей, которое они получали. Они знали, что тогдашний монахолюбивый патриарх особенно почитал отшельников. И вот келлиоты, хотя или нехотя, отправились в патриархию. Но в то же время в Городе по каким-то своим делам находился некий святогорский старец Арсений, пользовавшийся у патриарха нарочитым авторитетом. И вот, приняв делегацию, патриарх пригласил и его принять участие в беседе. И когда те старцы высказали пожелание святогорцев об отмене аватона, то патриарх, будучи готов уже согласиться с их доводами, спросил все же и Арсения, дабы развеять последние сомнения. Но тот сказал: "Если ты оставишь на Горе женщин, святый владыко, то умножится род монахов". И тогда патриарх отказал делегатам.

Тот же о. Августин говорил мне: "Если отменят аватон, мы уйдем с Горы" - "Но почему, геронда? Ведь куда вы ни уйдете, там тоже будут женщины, так какая же тогда разница?" - "Ты не понимаешь: приличная женщина сюда не пойдет, а пойдут одни шлюхи, чтобы соблазнять монахов".

Вот такая история. Из которой можно сделать вывод, что очень упорная женщина на Афон все-таки проберется.

Обычных же женщин ждет на Афоне табличка «Женщинам вход воспрещен» и загорелые парни на открытых джипах с закрепленными на крыше пулеметами, которые высматривают в толпе паломников-мужчин авантюристок в мужских платьях.

Несколько бесплатных кемпингов специально обустроены вне границ полуострова - узкой полоски суши длиной 70 км - для недальновидных путешественников, захвативших с собой жен или дочерей. Ожидая мужчин, дамы купаются и загорают, а те в это время, выжимая от пота рубахи, забираются с рюкзаками на высоту 2000 метров и прикладываются к иконам на самой вершине Святой горы. По одну сторону границы ходят в бикини, по другую - мужчинам нельзя даже надеть короткие шорты. Запрещено курить и есть мясо, играть в карты и слушать легкую музыку.

Правда, ходят слухи, что женщины впервые за столетия могут получить доступ к одной из святынь Афона, монашеского государства на севере Греции. По сообщению греческого Агентства церковных новостей, местные власти постановили разрешить доступ в монастырь Зигу - древнейшую афонскую обитель - всем желающим, в том числе женщинам.

Монастырь Зигу может стать исключением из правил, поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной границы Афона, которую запрещено переступать женщинам. Монастырь расположен примерно в двух километрах от города Урануполиса, откуда начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для посещения.

Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках под 942 годом нашей эры. Монастырь продолжал свое существование до конца XII века. До наших дней остались крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI века. В настоящее время здесь идут обширные раскопки, которые проводит министерство культуры Греции.

Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело - значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов.

Долгожданный переход Афона из-под власти мусульман-турок к православным грекам произошел в 1912 году. Однако русским афонитам это, как ни парадоксально, принесло не облегчение, а новые испытания. Греки начали политику «эллинизации» Святой Горы и ограничения доступа на неё славян и русских. В 1926 году греческое правительство окончательно объявило Афон своей территорией, а все монахи, независимо от национальности, стали считаться подданными греческого государства.

Второе испытание было связано с так называемой «афонской смутой» – «имяславием». Церковная иерархия – и русская, и Константинопольского патриархата – расценила это движение как еретическое и попыталась бороться с ним... В итоге в июле 1913 года 833 монаха-имяславца Пантелеимонова монастыря и Андреевского скита, записанные в еретики, были депортированы с Афона в Россию, что не могло не нанести русскому монашеству на Святой Горе серьёзный урон.

А главное, что с началом Первой мировой войны, а потом и революционной смуты в России ниточки связи с ней Афона надолго прервались. Хотя оставался приток туда русских эмигрантов, тезис о недопущении на Афон новых иноков из России под предлогом «коммунистической опасности» или пресловутого «панславизма» еще более осложнил жизнь русских обителей. Вскоре они лишились всех своих подворий в России, многих земельных владений в Греции, распродали свои суда и часть имущества, почти везде закрыли монастырские мастерские и промыслы. В итоге Пантелеимонова община стала резко сокращаться: в 1918 году она насчитывала около 800 иноков, в 1925 – 560, в 1946 – 215 (всего на Афоне тогда насчитывалось 472 русских инока), в 1956 – 75, а в 1965 – лишь 20.

При этом русским монахам пришлось пережить и постоянные конфликты с греческим священноначалием Афона, стремившимся «завладеть всеми русскими обителями» и их «духовными сокровищами» (только в Свято-Пантелеимоновом монастыре тогда хранилось около 100 000 старинных книг и более 50 ковчегов с мощами святых), и немецкую оккупацию полуострова, и бушевавшую в Греции в 1946–1949 годах гражданскую войну, и периодически случавшиеся губительные пожары.

В июле 1945 года настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин обратился к Московскому Патриарху Алексию с просьбой принять русских святогорцев под свою духовную защиту, указав, что «вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжёлым стеснениям со стороны греческого правительства... Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение... В нашей беде, беде русских людей на Афоне, нам может помочь одна лишь Россия». С этого времени началась многолетняя борьба Московской Патриархии за сбережение русского присутствия на Святой Горе.

Общий упадок Святой Горы показывают следующие цифры, приведённые историком М. В. Шкаровским в его обстоятельной книге «Русские обители Афона и Элладская Церковь в ХХ веке» (М., 2010): в 1956 году во всех обителях проживал всего 1491 монах, что было в пять раз меньше уровня 1903 года, из них греков – 1290, русских – 62 (примерно в 57 раз меньше, чем в 1903 году), болгар – 17, сербов – 28, румын – 94 человека.

В 1958 году страшный пожар вспыхнул в Свято-Андреевском скиту, в котором тогда оставалось лишь пять престарелых монахов в возрасте около 80 лет. Настоятель скита архимандрит Михаил, не желая рисковать жизнями монахов, остановил их порыв к тушению пожара словами: «Пусть горит». За четыре дня в огне пожара погибло около 20 000 книг и древних рукописей, архив скита и часть утвари, полностью уничтоженной оказалась самая древняя часть скита – келия Серай. В 1968 году архимандрит Михаил скончался, а нового игумена уже не было смысла избирать в силу малочисленности братии. И вот в 1971 году умер последний русский насельник скита отец Сампсон, и вскоре «греки объявили Андреевский принадлежащим Ватопедскому монастырю», хотя долгие годы – до 1992 года – греческие насельники вообще не заселяли быстро разрушавшуюся обитель.

В октябре 1968 года огромная беда в виде опустошительного пожара потрясла и Свято-Пантелеимонову обитель. Тогда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью параклисами, сгорели гостиницы и келии, огромное количество картин. Спасение чудом снизошло лишь на маслину, посаженную от ростка того самого дерева, которое выросло на месте кончины великомученика Пантелеимона.

В 1969 году увидела свет замечательная книга русского писателя-эмигранта Владислава (Владимира) Маевского «Афон и его судьба», в которой во весь голос зазвучал призыв к спасению Русского Афона, были приведены свидетельства «об угнетении греческой властью своих же единоверцев», «о фактическом умерщвлении негреческих обителей» на Святой Горе. Автор привёл в своей книге слова немецкого учёного Зоргенфрея: «Вероятно, пройдёт еще совсем немного времени, и для изучения драгоценной старины Афона уже не понадобится совершать туда сложное путешествие. Эти старины, вероятно, окажутся по различным музеям и библиотекам далеко вне Афона, так как в результате гонений греков на монахов негреческих народностей закроются все их монастыри...»

Однако, несмотря ни на какие лишения и потрясения, испытания и катаклизмы, русская лампада на Афоне так и не угасла. Подвижник старец Силуан Афонский, отдавший Афону почти 40 лет, игумены Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандриты Мисаил и Гавриил, иеросхимонах Феодосий Афонский (Харитонов), архиепископ Василий (Кривошеин) и многие другие монахи продолжали являть примеры истинного монашеского служения Господу. Очень точно сказал об этом в 1952 году в Оксфорде сам отец Василий: «На Афоне даже теперь много людей высокой духовной жизни и действительной святости... Вне Афона я никогда не встречал людей, столь явно просвещённых благодатию... В заключение выражу мысль, что подлинное назначение Афона состоит, прежде всего, в том, чтобы порождать такие явления святости, каковым был среди других сей блаженный старец Силуан. И покамест это продолжается, существование Святой Горы вполне оправдывается, и сохраняется её великое значение в духовной жизни Вселенской Православной Церкви».

Лишь в 1966 году при содействии Московского Патриархата в Пантелеимонову обитель поступили впервые за долгие годы четверо монахов, в 1970 году приехали еще два инока, в 1975 – один, летом 1976 года – четыре монаха, а затем ещё 9 иноков. К тому времени в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 13 насельников. В 1972 году Святую Гору впервые за всю историю посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, заявивший в Протате, что Афон должен быть сохранён как всеправославный монашеский центр.

В этой делегации находился и будущий Предстоятель Русской Церкви Кирилл, который рассказал братии Свято-Пантелеимонова монастыря во время своего последнего посещения Афона в июне 2013 года о своих ощущениях в тот давний период: «Сердце трепетно бьётся, когда переступаешь порог нашего Пантелеимонова монастыря, входишь под своды этого благолепного храма, слышишь ваше пение. Невольно вспоминаю давно минувшие годы. Тогда не было такого благолепия и не было такого пения – в ту пору на весь огромный монастырь насчитывалось всего шесть или семь монахов. Но даже в то время в душе всегда была надежда, что процветёт Пантелеимонов монастырь и Гора Афон укрепится, что Святая Русь обратится ко Христу и множество паломников будут посещать Святую Гору. И все эти воздыхания сердечные, все эти мысли с Божией помощью сегодня осуществляются».

Эти же воспоминания, но более обстоятельно Патриарх Кирилл повторил, выступая 7 июня 2013 года в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря: «Особенные воспоминания связаны у меня с этим храмом: именно сюда в далёком 1972 году я впервые поднялся по неосвещённой лестнице, потому что в обители не было электричества. Во всём этом огромном корпусе проживало всего семь человек, один из которых даже не мог прийти на Божественную службу. Не было ни одного паломника. И этот образ величественного, наполненного видимыми, вещественными знаками любви нашего народа к Святой Горе храма выглядел одиноким, но не пустым. Хотя людей не было, мысленно каждый из нас, кто был тогда в этом храме, представлял его наполненным людьми, как это было в благочестивые времена великих паломничеств со Святой Руси на Святую Гору Афон, и каждый молился о том, чтобы эти времена вернулись.

Если оценивать ту эпоху с внешней точки зрения, как теперь оценивают любую эпоху светские учёные, используя различные способы анализа и прогноза, то никакого будущего у храма не было. Но вопреки этим объективным устрашающим фактам здесь жили семь иноков – пожилых, больных, немощных; они молились за обитель свою и за Отечество своё. И те небольшие группы, которые прибывали сюда один раз в год ко дню празднования памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, конечно, присоединялись к ним своими молитвами.

Сегодня мы видим совершенно другой Афон: возрождаются монастыри, которые в то время, как и наша обитель, приходили в запустение. Вспоминаю, как в греческой прессе появлялись статьи, в которых говорилось, что у Афона нет никакого будущего и нужно найти применение всем этим сокровищам. В трудное время, когда в Греции была политическая диктатура, возник страшный проект: превратить Афон в место европейского и всемирного туризма, а для этого нужно было убрать оставшихся иноков, и в первую очередь, русских иноков. Именно поэтому было невозможно направить сюда практически ни одного человека.

С благоговейной памятью я выражаю признательность покойному владыке Никодиму, который сделал, казалось бы, невозможное, и было получено разрешение на приезд нескольких иноков из Советского Союза сюда, на Афон. Конечно, они не изменили радикально ситуацию, но произошло самое главное: те, кто родился в советское время, прибыли на Афон так же, как и прибывали на Святую Гору их благочестивые предки. Как будто сомкнулось время. Тогда мы почувствовали, что, несмотря на самые тяжелые условия, в которых проживали в ту пору афонские иноки, здесь, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, будет гореть лампада русского православия на Святой Горе. И по милости Божией так и произошло».

В 1982 году, когда в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 22 насельника, его игумен архимандрит Иеремия (Алёхин) обратился к Московской Патриархии с просьбой снова пополнить количество иноков монастыря. Вскоре тоненький ручеёк такого пополнения начал постепенно увеличиваться, и ко времени визита на Афон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1992 года в Пантелеимоновом монастыре насчитывалось уже 40 человек. Однако новое потрясение ждало в это время братию Свято-Ильинского скита: в мае 1992 года по требованию Синода Константинопольского Патриархата скитоначальник архимандрит Серафим и все семеро иноков этой обители были без суда и следствия насильственно при участии греческой полиции изгнаны с Афона. Все просьбы Московской Патриархии заселить скит русскими монахами остались без последствий, и скит перешёл в полное ведение монастыря Пантократор, его заселили греческие монахи.

Огромное значение в деле возрождения афоно-русских связей имело паломничество на Афон вскоре после своей интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также принесение в Россию в 1996 и 2000 годах честной главы святого Пантелеимона, а в 2003 году – честной стопы святого апостола Андрея Первозванного. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия II вновь открылось на месте приходского храма святого великомученика Никиты (ул. Гончарная, 6) Афонское подворье в Москве, а через 10 лет в нём уже был освящён храм Всех Афонских святых, построены часовни святого Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.

Надежды на возрождение Русского Афона особенно усилились в условиях новой России, когда связи нашей страны со Святой Горой вышли из «замороженного состояния». Ныне в Свято-Пантелеимоновом монастыре, оставшимся единственной крупной русской обителью на Афоне, насчитывается уже около 80 иноков (не считая русских монахов в других афонских монастырях, скитах, келиях и каливах). Его жизнь постепенно, при подвижничестве нынешних руководителей монастыря – игумене Иеремии и духовнике монастыря иеромонахе Макарии, набирает новые обороты: идёт восстановление и реставрация храмов и построек (в 2003 году впервые за многие годы освящён вновь построенный храм в честь матери святого Пантелеимона святой праведной Еввулы и его учителя священномученика Ермолая). Постоянно увеличивается поток на Афон паломников из России, Украины и других православных стран, разворачивается активная просветительско-издательская деятельность монастыря.

Удивительное преобразование получила уникальная библиотека обители, ставшая при поддержке мэрии Москвы по уровню своего обустройства в первый ряд библиотечно-архивных центров славянского мира. По свидетельству заведующего библиотекой и архивом монастыря монаха Ермолая (Чежия), многолетняя огромная работа по каталогизации фондов зафиксировала следующий потрясающий результат: в библиотеке хранится 42 640 наименований книг (88 272 тома), не считая брошюр (самая ранняя из книг датирована 1492 годом), 2399 рукописей – греческие, церковнославянские, русские и иноязычные, датируемые с VII по ХХ век, а также многочисленные документы по истории русского присутствия на Афоне, содержащие, к примеру, сведения о 7 500 насельниках русских обителей.

В настоящее время идёт кропотливая работа по реставрации книг и рукописей и по перенесению их на цифровые носители для удобства пользователей. В планах монастыря – издание многотомной серии книг «Русский Афон XIX–XX веков. Визит в Грецию и на Афон представительной делегации Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2013 года, на мой взгляд, открывает новый этап в развитии греко-русских отношений и возрождении Русского Афона. Всего за семь дней пребывания в Греции Святейшему Патриарху удалось провести многочисленные встречи с верующими и представителями Элладской Церкви, возглавить служения и молебны, посетить Афины, Салоники, Вирею, Карею, Свято-Пантелеимонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты, скиты Ксилургу и Старый Русик, а также следующие монастыри Афона: Великой Лавры, Ватопед, Иверон, Пантократор, Хиландар и Зограф. И везде в эти дни звучала нота возрождения и развития древних традиций.

Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня, когда я вижу большое количество братии, среди которых много молодых людей, преданных монашескому служению, готовых свою жизнь связать с этим святым местом, когда взираю на членов своей делегации, многих паломников, в числе которых те, которые представляют государственную власть, бизнес, являются людьми известными в нашей стране, то поневоле вспоминаю слова великого прокимна: «Ты еси Бог творяй чудеса». Это великое чудо воскрешения Руси, преображения Афона произошло на наших глазах. По крайней мере, я видел Афон в упадке и ныне имею счастье видеть его во славе. Это счастье, потому что Бог помог мне увидеть Его руку как над Святой Горой Афон, так и над Отечеством нашим.

Сегодня на Афоне при активном участии нашего верующего народа осуществляются большие ремонтные, реставрационные работы и здесь, в этой обители, и в других обителях – как славянских, так и неславянских. Так было всегда: Русь никогда не жалела своих ресурсов для поддержания Православия. Достаточно проехать по обителям Афона, чтобы увидеть, что в каждой из них остались знаки любви народа нашего к Святой Горе Афонской. И самые величественные кивоты, паникадила, потрясающей красоты облачения, утварь – всё это от сердца своего отрывал народ наш, не будучи богат, для того, чтобы излить свою любовь на это святое место. И сегодня происходит то же самое».

Святейший Патриарх ещё раз подчеркнул ту роль, которую играет в современной духовной жизни монашество: «Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви – как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют всё в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели – чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня.

Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров – полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века...»

Почти тысячу лет длится история Русского Афона, в неё вместилось столько трагических и промыслительных, героических и мало заметных глазу духовных событий, что их хватило бы на историю многих и многих стран мира. Казалось бы, всё это уже в далёком прошлом и представляет интерес лишь для профессиональных историков. Но это совсем не так. Стоит лишь ступить на афонскую землю, вдохнуть полной грудью непередаваемый аромат Святой Горы, увидеть будто бы выросшие из-под земли, нерукотворные и непобедимые монастыри и скиты, как ты постоянно и неотвязно ощущаешь на Афоне дыхание тревожной и величественной истории монашеской республики, выстоявшей, несмотря ни на какие ветры и испытания судьбы.

Русские на Афоне свершили истинный духовный подвиг, сохранив вековые традиции и несгибаемый молитвенный накал. Они многократно спасали из небытия и разрухи свои обители, явив всему миру пример стойкости веры и служения Господу. Будем надеяться, что вся эта история только продолжается, что сейчас наступил лишь новый этап в её развитии, и что перемены в современной России, а также в других православных странах мира дадут толчок к дальнейшему возрождению Афона и присутствию на нём русского монашества.

Статьи по теме