Спор номиналистов и реалистов об универсалиях. Спор об универсалиях. От крайности к умеренности

Споры о возможности и степени познаваемости мира в средневековой философии выразились в острой борьбе двух школ – номинализма и реализма . Предметом их спора стал вопрос о том, обладают ли общие понятия (универсалии ) подлинным существованием.

Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не конкретные единичные вещи, а только общие понятия, существующие независимо от сознания и материального мира. Реалисты развивали учение Платона об идеях. Первоначальное, подлинное бытие – это мир общих понятий. Универсалии содержатся в божественном разуме, Бог по универсалиям (образцам) творит мир. Представителем реализма был Ф.Аквинский, который утверждал, что универсалии существуют «до вещей» (т.е. в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления).

Представители номинализма (лат. nomina – имя) считали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть не что иное, как имена, обозначающие вещи. Они создаются человеческим умом и существуют только в языке. Влияние номинализма сказалось в философии Нового времени.

6. Арабская средневековая философия.

Главными духовными источниками средневековой арабской философии стали сформировавшийся в VII в. ислам , а также греческая наука и философия.

Авиценна (Ибн Сина ) (980 – 1037 гг., таджик по происхождению) – ученый-энциклопедист. Его философия соединяет элементы учения Аристотеля с религией ислама. Взгляды Авиценны теоцентричны. Но мир рассматривается как сотворенный Богом из материи, которая является вечной. Авиценна как ученый-естествоиспытатель, врач признавал реальное, объективное существование природы.

Пытаясь решить спор между реализмом и номинализмом, он доказывал, что мир состоит из единичных вещей, общее – это абстракция. В мышлении человека общие понятия существуют на основе познания конкретных вещей.

Философию Авиценна делит на три части:

1)физику – учение о природе,

2)логику – учение о способах познания природы человеком,

3)метафизику – учение о познании бытия в целом.

Основной труд Авиценны – «Канон врачебной науки» – энциклопедия медицинских знаний.

Аль Фараби – математик, врач и философ. Аль Фараби глубоко изучил труды Аристотеля, написал комментарии к ним.

Он признавал Бога первопричиной бытия, но полагал, что сотворенный мир развивается далее независимо от сверхъестественных сил. По мнению Аль Фараби, мир познаваем. Источниками познания являются, с одной стороны, органы чувств, которые дают непосредственное знание, а с другой стороны – умозрение, которое раскрывает сущность вещей.

Ибн Рушд (Аверроэс) – философ, юрист, медик. В основе его философских представлений также учение Аристотеля. Как и Авиценна, он считал, что мир сотворен богом из материи. Материя и форма существуют отдельно друг от друга. Материя – универсальный источник движения, которое вечно и непрерывно, т.к. каждому движению предшествует другое, вызывающее его.

Философия и религия в учении Ибн Рушда не противопоставлены друг другу: философия постигает истину, а религия предписывает человеку, как ему поступать (нравственное значение). В вопросе об универсалиях он, как и Авиценна, стоит на позициях номинализма.

7. Влияние средневековой философии на медицину. Роджер Бэкон и его борьба против схоластической медицины (самостоятельно).

Философия. Шпаргалки Малышкина Мария Викторовна

46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050–ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья В книге Анри Пиренна «Экономическая и социальная история средневековой Европы» мы находим многочисленные параллели к тем характеристикам рукописной

Из книги Освобожденный Эдем автора Столяров Андрей Михайлович

4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Бремя великих победВ начале мая 2004 года средства массовой информации сообщили, что в Запорожской области Украины неподалеку от г. Мелитополь загорелись и начали взрываться склады 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов Южного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская

Из книги Будущее человеческой природы автора Хабермас Юрген

Наследственный спор между философией и религией Историю немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и

Из книги Дух позитивной философии автора Конт Огюст

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой 22. Охарактеризовав достаточно основную способность положительного мышления по отношению к умозрительной жизни, нам остается рассмотреть его также в применении к конкретной жизни, где оно, не

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» - УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха» написано очень сложным философским слогом, отличным от слога исторических,

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877) и, главным

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

4. Исторический спор между капитализмом и социализмом/коммунизмом обретает новое, расширенное "пространство" – ноосферно-экологическое. Природа на стороне Ноосферного Социализма или Ноосферизма Аргументация данного положения, что человечество вне эпохи Ноосферного

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

На этой почве в 20-х годах (период от 1820 до 1830 г. вообще является большой метафизической эпохой в истории английской политической экономии) завязался

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,

Из книги Язык, онтология и реализм автора Макеева Лолита Брониславовна

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

4.8. Спор между софистами и Сократом Софизмы (греч. sophisma – измышление, хитрость), которые, как уже говорилось, базируются на разнообразных нарушениях логического закона тождества, представляют собой внешне правильные доказательства ложных мыслей. От софизмов следует

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

§ 4. Спор между взглядами на представление и актуальность Из нашего описания актов вчувствования можно также найти подход к часто обсуждаемому вопросу, присущ ли вчувствованию характер представления или актуальности. Уже Гайгер подчеркивает, что этот вопрос не является

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса.

Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма.

Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях. Универсалии (от лат. universalis - общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи).

Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям, которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное,и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. И психологических, актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. 3. Динамические и статистические закономерности. Реальная действительность постоянно убеждает нас в том, что все совершающиеся в мире процессы - отнюдь не простое проявление стихийных сил. У мироздания существует свой «кодекс» законов, и все в мире, начиная от движения физических тел до общественных процессов и сферы развития духа, подчинено определенным закономерностям.

Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом и принципом причинности. С точки зрения сферы применимости, законы подразделяются на всеобщие или универсальные (законы диалектики), общенаучные (закон сохранения энергии или закон всемирного тяготения) и частнонаучные (закон сохранения массы вещества, закон стоимости и т. д.). По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения - законы, выражающие необходимые связи в системах; законы функционирования - отражают причинно-следственные связи и отношения; законы развития - раскрывают сущность происходящих явлений и изменений, способны прогнозировать будущее состояние предметов и явлений. По форме проявления законы подразделяются на динамические (обязательные) и статистические (вероятностные). Так, любой камень, брошенный вверх, обязательно вернется на землю в силу динамической необходимости, то есть однозначно действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях не является необходимым и обязательным, поскольку здесь действует статистическая вероятность.

Поэтому в понятие закона входит, как составная часть, понятие закономерности. Закономерность, в отличие от закона, выражает только лишь ту или иную степень вероятности проявления закона. Закон как необходимость выступает в виде закономерности, а закономерность - это закон, проявляемый в ряде случайных событий. Вероятностный характер законов обеспечивает вариативное и свободное развитие мира, общества и человека. Источником развития всех видов реальности является противоречие, приводящее в движение весь мир конкретных явлений.

Законы, которые фигурируют в механике, имеют универсальный характер по отношению к физическим явлениям. Их отличительная особенность заключается в том, что предсказания, которые можно дать на их основе, имеют однозначный характер.

С середины XIX века наука столкнулась с другого рода закономерностями. Предсказания на их основе не являются однозначными, а имеют вероятностный характер. Это обстоятельство очень долгое время служило препятствием для того, чтобы эти законы признать в качестве полноправных. Положение это коренным образом изменилось: после того как квантовая механика показала, что существование неопределенности коренится в самом фундаменте материи, в мире мельчайших частиц, поведение которых можно предсказать лишь с той или иной степенью вероятности.

В одиннадцатом веке в схоластической философии началась дискуссия между номеналистами и реалистами.Конфликт начался с трактовки догмата о троичной сущности бога . «Бог-отец, сын, святой дух».-Един в трех вещах, но полемика вылилась за пределы этого вопроса и переросла в обсуждение природы универсалей. Универсали –это общее понятие, в отличие от конкретных единичных вещей. А существуют ли универсалии реально, или реально существуют только конкретные единичные вещи?

Суть разногласия между номинализмом и реализмом. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии в состоянии познавать сущность вещей. Номинализм был связан с подчеркиванием приоритета воли над разумом Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для низ всех. Таким образом, универсалии существуют не до, а после вещей. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще у Аристотеля, различавшего первичны е и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других. Концептуализм - промежуточная позиция. Вместе с номенализмом утверждает что общие существуют только в нашем уме. Но в отличие от номеналистов утверждает что у единичных конкретных вещей существует реально нечто «общее» и на основании этого общего формируется консепт- как форма мысли, которого мы обозначаем «слово» .

8. Особенности средневековой философии . Идея творения и идея откровения. Бог как высшее бытие. Две традиции и две тенденции в средневековой теологии.

Она теоцентрична. Связана с 1-монотеична. Основой мышления является – церковная догма. Догма – положение, которое принимается за неоспоримую истину, верную при любых обстоятельствах. Догмат – осн. положение религиозного вероучения, которое поднимается церковью, за неоспоримую истину. Падение Рима 476г – начало средневековой философии. Но на самом деле она началась раньше, как патристика и схоластика. Патристика это период после апостолской христ. древности, где отцы стремятся укрепить христ.учение,защитить его от язычества и всевозможных ерисей. Представители: Аврелий Августин Блаженый. Схоластика (с9 века)-(философское преподавание в средневековых школах и университетах)-это метод рационального исследования проблем, с выяснением доводов,за» и,против».(Гуманисты эпохи возрождения выступали против схоластики). Понимание бытия в западной средневековой философии связывали с влиянием двух культурных традиций : - Библия и Античная философия. Влияние двух традиций порождает две тенденции. Представители 1- видели в боге всемогущую волю-(библия).2-разум (античная философия). В основе вероучения 2 принципа: идея творения и идея откровения. Согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из ничего. такой взгляд называется креационизм. В отличие от античных богов христианский бог стоит над природой. У греков космос живой, активен, наделен душой. В христианском понимании активное начало изымается из природы и передается богу. Бог есть высшее бытие . Все остальное его творение. Богу приписывается все те свойства, которые греки наделяли бытие. В средневековой философии проводятся различия между эссенцией(сущностью) и экзистенцией (существование). Есть ли вещь (существование) . а что есть вещь - сущность. Только в боге сущность и существование совпадает.

Чтобы та иная сущность обрела существование,она должна быть сотворена Божественной волей представители рационалистической тенденции считали, что божественная деятельность ограничена возможным. Например, Гален писал:»Некоторые вещи не возможны по природе и бог не пытается создавать их, он лишь выбирает наилучшее из возможного».

Представители Волюнтаристкой тенденции делают акцент на свободе воли, как божественной так и человеческой. В Ветхом и Новом Заветах Бог есть совершеннейшее сущее и беспредельное всемогущество, не может быть ограничений в его воле.(Бог есть несовершенство). В отличие от един Платона христ-й Бог есть личность, с которым можно разговаривать, обращаться, молиться.Перед лицом Божественного всемогущества всякое научное познание природы становится весьма условным. Природа перестает быть предметом познания как это было в античности.Все внимание фокусируется на познание Бога и души человеческой. Если возникает интерес,то воспринимает как знаки, которые Бог посылает людям.

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса.

Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях. Универсалии термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи).

Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах как их сущностная форма во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного в-третьих, они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля. Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Статьи по теме