Притча о Богаче и Лазаре. Истолкование. Притча о богаче и лазаре Притча о богаче и лазаре детям

Господь в Своих притчах учит нас различать добро и зло, дабы не нашлись христиане, которые на Страшном Суде могли бы в оправдание сказать: «Я не знал, что есть зло, а что добро».Господь говорит нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19-20). В притче «О богатом и Лазаре» Спаситель показывает, как гибельно для души легкомысленное увлечение житейскими благами и немилосердие к бедным.Некий человек был богат и одевался в порфиру и виссон (одежда из дорогой красной и белой ткани) и постоянно пиршествовал. Был также нищий Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был на лоно Авраамово. Умер и богатый, похоронили его, и он попал в ад, где в муках поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Тогда он возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь - злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего этого между вами и нами утверждена великая пропасть так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят». Тогда богач сказал: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего: у меня пять братьев, пусть он предостережет их, чтобы и они не пришли в это место мучений». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки, пусть послушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых к ним придет, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не послушают, то, если бы из мертвых кто воскрес, не поверят» (Лк. 16, 19-31).

В чем грех богатого, за который он удостоился столь печальной участи, и в чем праведность бедняка Лазаря? На первый взгляд может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что он был богат и веселился в своей земной жизни, а бедный Лазарь только за скорбь на земле в утешение себе получил радость и покой на лоне Авраамовом. Но все это не так просто - не виноват человек перед Богом, что он богат, и не заслуга человека, если он беден. В Библии и истории православия описано немало людей состоятельных, которые, по слову апостола, в своем избытке восполняли недостаток бедных (2 Кор. 8, 14), и избыток был радостью и благословением для других, потому что они были милосердны, жалостливы и щедры. Но есть люди, которые завидуют чужому богатству и ненавидят богатых, хотя сами порой бедны по своей лени или от убожества, в котором они не виноваты, но делаются в нем жестокими, унылыми и немилосердными даже к тем, кто подобно им находится в нужде. Не спасает человека бедность и не губит богатство как таковые.Богатство есть дар Божий, своего рода талант. Тот, кому дан этот талант, не должен скрывать его в земле и тем более расточать неразумно, а должен употреблять его во благое дело и приумножать, так как придется дать о том отчет на Страшном Суде. Богатый, пользуясь этим даром Божиим, должен и сам трудиться, и другим помогать, содействуя им в развитии талантов, духовных сил, получении образования. Но евангельский богач, хотя знал, что есть Бог, что Авраам был отцом верующих, Моисей - пророком, но это знание не привело его к вере, он не жил по закону Божию. Богатство его служило только для приумножения соблазнительной роскоши, праздности и, в конечном итоге, к погублению души. Видя ежедневно у своих ворот бедняка, богатый без всякого сострадания проходил мимо него, хотя Лазарь хотел напитаться только крошками с его стола. Разве разорили бы богатого эти крохи? Но он и крох не хотел подать.Видите, как богатство ожесточило сердце человека - он презирал своего брата, человека, подобного ему. Богатый, при всей надменности и жестокосердии, несомненно, имел много прислужников и друзей, которые разделяли его пиры, угождая и льстя: часто бывает, что, пока человек богат, он окружен почетом и уважением. Но суд Божий не то, что суд человеческий, смотрите, что следует за смертью богача. Умер богач и похоронен был - это упоминается в притче, чтобы указать на блеск и роскошь при погребении богачей. Обратим внимание, что в притче не приписывается богачу никаких тяжких преступлений с целью обогащения; не видно, чтобы он был убийцей, чтобы он нажил себе богатство насилием или взятками, чтобы предавался разврату или вообще так или иначе тяжко грешил. И, однако, какова его посмертная участь? По смерти богач оказался в аду в страшных мучениях. Посему Христос в день Страшного Суда скажет немилосердным: Взалках и не дасте Ми ясти, возжадах и не напоисте Мене; а на оправдания их отвечает: Аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите убо от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дияволу и аггелом его (Мф. 25, 45-46).Все мы имеем нужду в милосердии и помощи других, следовательно, и другим должны помогать. Этого требует от нас неизмеримость милосердия Божия, Христос Своим примером воплотил на земле жертвенную любовь и сострадание. Он щедро награждает за смирение и благотворительность, как говорит Соломон: Мужа тиха и дателя любит Господь, суетных же дел его не воспомянет. Милуяи же нищаго сам ся препитает, свой бо хлеб подаст убогому (Притч. 22, 8-9). Обратим внимание, что богатого в притче Господь не назвал даже по имени, как недостойного вечности, ибо и пророк Давид говорит: Да истребит Он память их на земле (Пс. 108, 15), И не помяну имен их устнама Моима (Пс. 15, 4), напротив, о праведном сказано: В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6). Само имя нищего Лазарь весьма нарицательно: буквально оно означает «помощь Божия», то есть Лазарь - это нищий, который может надеяться только на помощь Божию и на добрых людей.Этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, что смиренно лежал у ворот богача. И вся жизнь его была криком о помощи, о жалости и милосердии. Нищета и отверженность были крестом Лазаря, который он нес со смирением и терпением всю жизнь. И когда его многотрудная и многоболезненная жизнь закончилась, Господь признал в нем Своего верного раба, исполнившего свое предназначение. Страдания и лишения, возможно, углубили его в мысли о смысле жизни. Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях, никогда, по-видимому, не питал ни злобы, ни зависти к богатому, не строил планов передела богатства, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача. Напротив, Лазарь, одержимый нищетою и болезнью, терпеливо переносил свою участь и желал лишь напитаться крошками, падающими со стола богача. Братие! Поучимся добродетелям Лазаря. Он не имел земного богатства, но был богат истинным благочестием, поскольку уповал только на Бога. В Бога он, без сомнения, верил постоянно, потому и спасение получил, ибо без веры это невозможно, коль говорит апостол: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6). В своих несчастьях Лазарь, оставленный людьми, имел утешение от Бога. Святой Василий Великий говорит: «Утеснение ведет нас к надежде непостыдной на Бога. Ты болеешь? - радуйся, ибо Бог, кого любит, того наказует. Ты беден? - радуйся, ибо добро Лазаря тебе приуготовляется. Бесчестье ли терпишь за имя Христово? - блажен еси, ибо бесчестье твое на славу ангельскую». А святой Иоанн Златоуст прибавляет: «Временная скорбь есть причина оживления души, она есть наука и исправление».Терпение и великодушие проявлял Лазарь в своих страданиях и бедах, не роптал, никого не хулил, не завидовал и не осуждал, не укорял Бога и ближних за свою печальную судьбу, а лишь терпеливо ждал блаженного конца и встречи с Господом. Лазарь умер незаметно, и ангелы Божии унесли его душу в место упокоения. Здесь он нашел тихое пристанище и за временные страдания обрел вечное и нескончаемое блаженство. Некоторые безумцы говорят об участи людей за гробом: «Ничего не будет по смерти: ни мучений, ни блаженства, - с окончанием здешней жизни все кончается». Евангелие говорит нам обратное: за гробом-то и начинается действительная и вечная жизнь или вечное мучение. Лазарь умер только телом, душою же он блаженствует и утешается; богатый же погубил свою душу, и она страждет и мучается.

Богатый, пребывая в адском пламени, взывает: «Отче Аврааме, помилуй меня, пошли Лазаря омочить мой язык». Он ощутил всем своим существом, куда завели его грехи и как горит язык, прежде пребывавший в пресыщении и пьянстве. Но отношение богатого к Лазарю как к бессловесному животному осталось прежним - он пытается им помыкать, обращаясь за этим к Аврааму. Авраам терпеливо и кротко объясняет богачу: «Чадо! Вспомни, что получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он утешается, а ты страждешь».Если различия между людьми на земле преодолимы, то на небе они вечны и загробная участь непреложна. Пропасть между местом мучения грешников и блаженством праведников устанавливается Богом в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других на земле. Притча о богатом и Лазаре говорит нам о том, что свою судьбу в вечности мы решаем здесь, на земле, и во многом она зависит от нашего отношения к ближним. В притче о Страшном Суде мы видим, что Господь по Своему милосердию дает возможность последнего слова грешникам. Но самооценка богача не позволяет ему воскликнуть: «Прости, Лазарь, мое жестокосердие! Помолись за меня отче Аврааме! Господи, помилуй меня!» Богач просит Авраама послать Лазаря к своим братьям, должно быть богатым весельчакам, оставшимся еще на земле и живущим в неверии, чтобы их утвердить, что есть жизнь за гробом и предстоит суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13) и вечное мучение. Авраам отвечает: «Имут Моисея и пророки, да послушают их», то есть братья имеют возможность покаяться и изменить свой образ жизни. Но богатый и его братья слышали слова Священного Писания об адских мучениях, но не принимали их в серьез - как многие неверующие, называя их сказками и баснями, с весельем вопрошают: «Кто был во аде? Кто знает, что там будет?» Теперь же, испытав муки ада, богач говорит Аврааму: «Отче Аврааме! Аще кто от мертвых придет к ним - покаются!» Но Авраам ответил: «Если писанию не верят, то если кто и из мертвых воскреснет - не поверят».И, действительно, скольких мертвых воскресил Господь, сколько чудес сотворил, но иудеи не поверили и распяли Его. Очевидно, братья богатого дошли до такого нравственного падения, что не слышали голоса Бога, и, следовательно, всякое другое уверение для них было бы напрасным. Сердце их, исполненное грехом и неверием, упорно не желало верить в будущие муки, ожидающие грешников. И убедить их никакими чудесами в этом было нельзя. Поэтому, если мы встречаем неверующего, пожалеем о несчастном, у которого ослеплены духовные очи и разум находится в плену у диавола. Порой тщетно убеждать его в истине, коли у него нет желания слышать и принять ее. Одебеле сердце людей сих, - говорит слово Божие о неверующих, - и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша (Ис. 6, 10). Мы можем только молиться, чтобы Бог силою благодати Своей коснулся сердец неверующих и дал им духовное прозрение, как Он даровал зрение слепым. Господь придет на Страшный Суд в день, в который мы не ожидаем, и мы никуда не уйдем от этого Суда, и тогда не останется никакого оправдания, потому что мы все знали, все слышали о воле Божией. Перед нами предстанут слова Евангелия как спасение или как суд. Будем помнить, что пространный и легкий путь в жизни сей ведет к вечной погибели, а узкий и тесный - к вечному блаженству. Не будем завидовать мнимому счастью богато, беспечно живущих, поскольку порой лучше есть простой хлеб, чем претерпевать постоянные тревоги о своем богатстве, о его приумножении и сохранении. Пусть имеющий нечто излишнее подает неимущему, через это получая надежду на спасение. Пусть наша материальная обеспеченность и спокойствие не закроют нам глаза на то, что у нашей двери порой находится нищий Лазарь. В притче о богатом и Лазаре мы слышим главную весть: те люди, которые в земной жизни наслаждаются, забывая о нуждах близких, в будущем веке будут страдать, а те, которые здесь в терпении страдают, получат там утешение. Научимся у Лазаря переносить стойко голод и холод, одиночество и нужду.

Будем подражать мужеству Лазаря и терпением своим спасем свои души (Лк. 21, 19), ведь терпение и смирение ведут на лоно Авраамово, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, а пребывает радость и божественное веселие. Ибо для этого Господь поведал нам притчу «О богатом и Лазаре», чтобы мы были усердны на всякое доброе дело, покаянием побеждали грехи, исправляли нравы. Если же не будем этого делать, то будем достойны адских мучений, ибо говорится: Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). Поживем в мире сем так, чтобы, оставив его, с радостью оказаться на лоне Авраама и получить благодать и щедроты Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава ныне и присно и во веки веков!Аминь!

Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган прот.Роман Уточкин

Строгие блюстители закона сознавали, что каждый из них нарушает субботний покой для спасения или сохранения своего имущества, но открыто признаться в этом не решались.

Притча о званных

В это время прибывающие гости занимали места за обеденным столом, причем каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.

Заметив такое стремление поставить себя выше других, Иисус дал им наставление не садиться самовольно на первое место, не возвышать самого себя, а смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира. С тем, кто считает себя выше всех, кто, вследствие такого самомнения, стремится везде быть первым, может случиться большая неприятность: придет кто-нибудь почетнее его, и хозяин пира попросит самозванца уступить ему место, а другие лучшие места будут уже заняты, и встанет тогда гордец со стыдом и сядет на последнее место; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

Как трудно, даже почти невозможно, грешному человеку быть беспристрастным судьей своей жизни! Себялюбие всегда найдет хотя бы и ложные оправдания дурных поступков, а гордость превознесет и преувеличит значение кажущихся хорошими; и возмечтает о себе человек, и, подобно фарисею, будет считать себя не таким, как прочие, а такие мечты ослепляют, не дают возможности замечать свои недостатки, не дают места самоосуждению и препятствуют самоисправлению. И такой самовозвышающийся человек, считающий себя не таким, как прочие, и потому всюду стремящийся занять первое место, будет пристыжен и унижен, когда на окончательном Суде над родом человеческим ему предложат занять свое, то есть последнее место. В предупреждение такого печального исхода Христос заповедает нам смирение и самоуничижение и обещает нам, что не возвышающие сами себя будут возвышены.

Заметив, что званные на этот пир – все родственники, друзья и богатые соседи хозяина, Иисус, обращаясь к нему, сказал: когда даешь обед или ужин, не зови таких гостей, которые и тебя могут также угостить и тем воздать тебе за твое гостеприимство, а зови нищих, увечных, хромых, слепых и вообще бедных, которые сами не могут отплатить тебе тем же, но за которых воздаст тебе Бог в будущей вечной жизни.

Говоря – не зови друзей () – Христос этим не воспрещает дружеские и родственные отношения к равным по состоянию, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Однако, этими словами Он предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда получается здесь, на земле, и потому рассчитывать за такие добрые дела на награду в будущей жизни нельзя; поступающий так собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу.

О необходимости усилий над собой для вступления в царство Мессии

Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! () Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии.

Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой – покупкою волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.

Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: приблизилось Царство Небесное (); идите, ибо уже все готово (). Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и не пошли на званый ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу, Господь сказал: никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много их было званых , все были званы, но мало оказалось избранных ().

Обед окончился, и гости вышли из дома фарисея. Вероятно, под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: неужели мало спасающихся?

(Когда именно, где и кем предложен этот вопрос, – Евангелист не поясняет, но нам кажется, что уместнее всего поместить беседу по поводу этого вопроса вслед за притчей о званных).

Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (см. выше гл. 12, с. 373); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многие, и не возмогут (), то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. Тогда вы , думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы (). А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

Эту мысль Господь развил еще яснее, нагляднее, в следующей притче о богаче и нищем Лазаре.

Притча о богаче и нищем Лазаре

Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями. Всегда голодный, страдалец Лазарь желал напитаться хотя бы теми остатками от стола богача, какие на его глазах бросали собакам, но, по-видимому, и это было недоступно ему; никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя тем их заживлению. Умер несчастный, умер и богач; после смерти положения их переменились, каждый получил воздаяние по заслугам своим: Лазарь перенесен был ангелами в рай, а богач низвергнут в ад. Богач, в страшных мучениях, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; и представился ему нищий Лазарь, страдавший у его ворот и тем постоянно напоминавший ему о своих страданиях, на которого, однако, он не обращал никакого внимания, ничем не помог ему. В раздумье о том, где теперь этот страдалец, что сталось с ним, богач вдруг увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом и взмолился: «Отче Аврааме ! Пошли ко мне Лазаря облегчить мои страдания!» – «Чадо ! (отвечал Авраам). Вспомни свою жизнь! Все, что считал ты высшим благом, чего жаждал и к чему стремился, ты получил с избытком; как богач, ты в роскоши и в неге проводил все дни свои; ты думал только о себе и был глух к воплям страдальца, мимо которого проходил каждый день, и ни разу не бросил ему куска хлеба, а он с кротостью и смирением переносил все свои муки и не роптал, не жаловался, что незаслуженно страдает. Поэтому Лазарь, не получивший от жизни ничего и, вместе с тем, сохранивший чистое сердце и незапятнанную грехом душу, здесь утешается, а ты , взявший от жизни все для себя и не сделавший ничего доброго для других, страдаешь теперь, и страдаешь вполне заслуженно. К тому же никто из нас не может ни избавить тебя от мучений, ни даже облегчить их, так как между нами и вами пропасть великая и сообщения невозможны: хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ()».

Познав теперь все безумие прожитой жизни своей, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти братьям его Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений.

"У них есть Моисей и пророки , – отвечал Авраам, – пусть слушают их (); они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче Аврааме (). Глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы предстало перед ними какое-либо особое знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается здесь, в загробном мире, то наверное покаялись бы».

Если бы кто пришел с того света и тем доказал существование его, то мы поверили бы в бессмертие души и вечную жизнь за гробом! Так говорят и теперь неверующие во Христа и, следовательно, в истинность Его слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с неба. Но знамение не дается им. Почему? Да потому, что если каждому неверующему, во все времена и везде, где только живут люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными и повсеместными; к тому же, если бы такое знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший друг или родственник, то несомненно, что он объяснил бы такое явление своим болезненно-настроенным воображением и все-таки не поверил бы.

Если Моисея и пророков не слушают братья твои, то, если бы кто и из мертвых воскрес , не только не покаются, но даже не поверят ().

Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из Царства Божия, основанного Христом здесь, на земле, а в будущей жизни тщетно будут стучаться в двери Царства Небесного, из глубины которого раздастся голос: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

На празднике обновления Иисус открыто объявил Себя Сыном Божиим, единосущным Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить Апостолов, что их Учитель действительно Сын Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель. Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим с небес, когда всем известно, что Он плотник из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна рождения Иисуса была сокрыта от них; о ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа Святого. К тому же Апостолы так сжились с лжеучением книжников о Царстве Мессии, что смотрели на учение Иисуса Христа, так сказать, сквозь очки, закопченные этим лжеучением. Апостолы, конечно, не раз приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может творить только Бог, надо верить безусловно во всем; и они несомненно, по временам, готовы были верить Ему и верили; но мысли о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны были приводить Апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а не думать о нем они, как истинные евреи, не могли), тем более должна была ослабевать в них вера в Иисуса, Сына Божия.

Просьба апостолов умножить в них веру

Они, несомненно, переживали мучительную борьбу веры с сомнениями; но выйти победителями из этой борьбы, рассеять все сомнения они не могли собственными силами, и потому обратились к Иисусу с мольбой: умножь в нас веру (), помоги нашему неверию.

Иисус ничего не предпринял теперь, чтобы умножить веру Апостолов, а предоставил времени довершить укрепление и усиление их веры; повторил Он только сказанное прежде о силе и могуществе истинной, непоколебимой, никогда не допускающей сомнения, веры (подробности см. выше, с. 514).

Притча о Богаче и Лазаре. Истолкование

Одним из интересных и часто встречающихся вопросов является следующий: «Как понимать притчу о богаче и Лазаре»?

Поскольку актуальность этого вопроса для наших читателей весьма высока, мы решили опубликовать истолкование притчи о Богаче и Лазаре не в рубрике «Вопрос-ответ», а в разделе «Исследования» и поместить истолкование на главной странице. Итак, Богач и Лазарь.

Редакция «Борух».

Приведем вначале саму притчу.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:19-31).

Читая традиционные христианские истолкования притчи о Богаче и Лазаре, мы можем очень явно заметить, как происходит подмена понятий и как библейские тексты подгоняются под традиционные представления.

Согласно традиции особенно сильной в восточном христианстве, после смерти человека его тело разлагается в могиле, а его душа отправляется либо в адские муки, либо в рай. Содержание притчи о богаче и Лазаре не соответствует этим представлениям. Так, в частности, богач, находящийся в огне, просит Авраама, чтобы тот послал Лазаря омочить перст в воде и помазать ему язык. Если по традиционным представлениям в раю душа Лазаря, а в аду – душа богача, то откуда у Лазаря палец, а у богача язык?!

Явно видно, что богач страдает как душой, так и телом. Это соответствует описанному в Мф 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

Явно также, что телесные и душевные страдания описаны и в другом месте Евангелия: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29,30).

Согласно записанному в Евангелии от Матфея мы видим, что наказания в геенне огненной не могут происходить сразу же после смерти человека, ибо мы знаем, что тело всякого умершего находится в могиле. Соответственно для того чтобы тело вместе с душой попали в геенну огненную, необходимо воскресение, о чем говорит Евангелие от Иоанна, 6 глава и Даниил, 12 глава.

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан.6:39).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:2,3).

Точно такая же картина представляется нам Иисусом в Евангелии от Матфея, 25 глава, где Сын человеческий, придя с ангелами на землю, вершит суд и разделяет человечество на две категории: одних приглашает наследовать царство, других отправляет в огонь. Читая эти библейские тексты, мы однозначно можем говорить о том, что воздаяние человеку совершается не после его смерти, а когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся». Тогда будут отправлены не только души грешников, но и их тела в геенну огненную – «другие на вечное поругание и посрамление». Читая рассказ о богаче и Лазаре, мы однозначно можем заключить, что богач страдал телом, соответственно это могло происходить только после события, которое Евангелия называют как Второе пришествие.

Именно поэтому Авраам говорит богачу о том, что уже невозможно отправлять Лазаря благовествовать братьям. И по-другому быть не может. В Евангелии от Луки, 16 глава, Авраам отказывается сообщить родственникам богача о том, какая судьба была уготована их брату. Если муки богача имели бы место после его смерти, то отказ Авраама выглядел бы абсолютно нелогично. Получается, что, осознав свое положение, богач хочет сделать все, чтобы его братья покаялись, а Авраам не дает им никакого шанса и никакой альтернативы. Получается, что Бог не желает, чтобы грешники каялись. Если же, как мы это обосновали, богач страдает в геенне огненной, имеющей место после «пробуждения спящих», то становится ясно, что в этой ситуации каяться поздно. И тогда Авраам прав: если кто-то всю жизнь читал закон и пророков, и не покаялся, то в «конце времени», о котором пишет Даниил, сделать это уже будет поздно.

Но история о богаче и Лазаре не зря называется притчей. В частности, имя Лазарь выбрано абсолютно не случайно. В Евангелии от Иоанна описано, как Иисус воскресил своего друга Лазаря, после чего первосвященники сначала приняли решение устранить Иисуса; а в 12 главе сказано, что они решили убить и Лазаря. Как и в традиционных раввинских притчах, герои и образы притчи Иисуса являются символом какой-то реальности. На основании 11 и 12 глав Иоанна мы видим, кого символизируют богач и братья. Они символизируют саддукеев и храмовую элиту, на которых увиденное воскресенье Лазаря никак не повлияло.

Религиозная элита Иудеи, изображенная в образе богача, всегда говорила о том, что им уготована участь в мире грядущем. Бедняк-трудяга не имеющий возможности посвятить всю свою жизнь изучению Торы, по их пониманию должен непременно сгореть в Гехиноме (геенне). Однако же, Иисус изображает участь своего безвременно погибшего друга, явно не из богатой семьи, лежащим на груди отца Авраама. Тогда же, как всю эту гордую самоуверенную элиту ожидает наказание в геенне огненной. Обращаясь к Синедриону и к первосвященнику Каиафе, судившему его, Иисус говорит об этом абсолютно прямо. «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мар.14:61,62).

Основная ошибка интерпретаторов истории о богаче и Лазаре заключается в том, что богач попадает в огонь сразу после своей смерти.

Иисус же уподобляет смерть сну. «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Иоан.11:11). Человек, спящий смертным сном, не имеет ощущения времени. Богач, попавший в огонь возмездия, не знает, сколько времени он находился в могиле. Для него промежуток времени между его смертью и возмездием является мгновением. Поэтому, очутившись в огне, он думает, что его братья живы.

Многие читатели истории о богаче и Лазаре не желают признать ее притчей. Однако элемент притчи здесь явно присутствует.

Во-первых место, куда попадает Лазарь, не называется раем или новой землей, а называется лоном Авраама.

Во-вторых, нигде не сказано, что, оказавшись в огне возмездия, грешник будет иметь возможность вести разговор с Авраамом. И вообще, на каком основании Аврааму дано право воскрешать из мертвых и разговаривать с грешниками, горящими в огне?!

Все это указывает на то, что история о богаче и Лазаре является притчей, символизм которой объяснен выше.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

Изображение: Богач и Лазарь. Фрагмент гравюры Доре

Метки: Богач и Лазарь, притча о богаче и Лазаре

О тех людях, которые любят богатство, а бедным не помогают, Иисус Христос сказал такую притчу.

Один человек был богат, одевался в порфиру (верхняя одежда из дорогой красной материи) и виссон (тонкая белая одежда) и пировал каждый день весело. Был также один нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями. Он желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (место блаженства праведных, рай).

Умер и богатый, и похоронили его. И вот, мучаясь в аду, он поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря с ним и возопил: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени".

Но Авраам сказал ему: "чадо! вспомни, как на земле ты блаженствовал, а Лазарь страдал; ныне же здесь он утешается, а ты страдаешь. Кроме того, между вами и нами утверждена великая пропасть, которую нельзя перейти ни вам ни нам".

Тогда бывший богач сказал Аврааму: "так прошу тебя, отче, пошли Лазаря на землю, в дом отца моего, потому что у меня там осталось еще пять братьев. Пусть он предостережет их и засвидетельствует им о будущей жизни, чтобы они не попали в это место мучений".

Авраам ответил ему. "у них есть Моисей и пророки (т. е. святые Писания их); пусть слушают их".

Он же возразил Аврааму: "нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются".

Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

В этой притче Господь ясно показал... Если богатый тратит свое богатство только на свое удовольствие, а бедным не помогает, не думает о душе своей и ее вечной участи, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания , получат вечную блаженную жизнь в Царстве небесном.

Итак, сегодня у нас на рассмотрении 16 глава Луки, а именно притча о богаче и Лазаре.

Данная притча для некоторых является камнем преткновения. Многие кто выходит проповедовать на эту притчу, почему-то своим долгом считает рассказать и убедить всех, что это не притча, а реальная история происшедшая где-то с кем-то. А дальше начинают делать выводы граничащие порой с миром ненаучной фантастики. Давайте разберемся сегодня, во-первых, с вопросом, почему эта история выдуманная, а, во-вторых, с тем, с какой целью Христос приводил эту притчу.

Первая задача, на мой взгляд, проще. Хотя, некоторые богословы стараются нивелировать этот вопрос. Очень простой выход, например, нашел глубокоуважаемый мною Джон Мак-Артур: «…некоторые считают, что это была не придуманная история, а имевшее место реальное событие. В любом случае, Христос использует её таким же образом как и все Свои притчи - чтобы преподать урок, в данном случае на благо фарисеям» (1) То есть он как бы говорит: не так важно - притча это или нет, важен духовный урок. Но на мой взгляд, в данном случае очень важно показать, что это именно выдуманная история. Потому, что если принять историю за чистую монету возникает целый ряд противоречий с нашей сотериологией и эсхатологическими воззрениями. Итак, давайте обратим внимание на следующее:

  1. В целом Христос никогда не рассказывал отвлеченных реальных историй. Трудно предположить, что он это сделал только один раз в 16 главе Луки. Вспомните, все реальные истории, рассказанные Христом, были непосредственно связаны со слушателями. Почему? Думаю, потому что очень сложно делать обобщенные выводы из реальных историй. В любой реальной истории есть множество подводных камней и всегда есть разные «грани», «плюсы и минусы», «взгляды» и «мнения». Поэтому, говоря о каких-либо духовных истинах, Христос использовал притчи. Они гораздо лучше раскрывают суть, и духовные уроки.
  2. Данная притча схожа с древним раввинским преданием (2), за исключением того, что в предании богач делал добро, и это зачлось ему в загробной жизни. Христос как бы рисует карикатуру на известное фарисеям повествование, высмеивая слабость их духовных взглядов (но об этом ниже).
  3. Часто, когда доказывают то, что это повествование взято из реальной жизни, указывают на то, что обозначено имя нищего - Лазарь. Это имя, произносится как Элиэзер — (ивр. אליעזר ‎ — мой Бог мне помог), было достаточно распространенным и даже мы сегодня знаем по меньшей мере еще одного Лазаря в Новом Завете - это раз. Два - это тот факт, что раввинские притчи очень часто содержат имена. Если вы хоть раз в жизни читали или слушали в записи раввинов (Например, небезызвестного Рав Ашер Кушнира), то вы наверняка обратили внимание, что действующие лица в повествованиях всегда наделены именем. Поскольку в данном случае Христос отсылает слушателей к еврейской мудрости, то логично предположить, что Он будет использовать и метод построения этой мудрости. Три - данная притча носит повествовательный характер, она не взята из явлений природы или социума. В ней важен сюжет, а не одна истина. А раз есть сюжет и действующие лица, то, конечно, должно быть и имя. Не всегда так происходило, но в притчах Иисуса Христа во многом были упрощенные сюжеты или описывались события и явления из быта и природы. И четыре - наличием имени у бедняка оттеняет суть разницы между им и богачом. Аморфное «Богач» против конкретного «Лазарь». Особенно учитывая значение имени (которое было очевидно для слушателей, но не известно без словаря нам), можно увидеть в наделении нищего именем художественный и логический смысл.
  4. Обратим внимание и на ряд некоторых несуразностей, которые проявляются, если подходить к этому повествованию как к реальной истории. Первое, что бросается в глаза, это явное несоответствие сотериологии, то есть библейскому учению о спасении. Писание говорит ясно, что оправдываемся мы верой. И только верой. В притче же прослеживается явный мотив, что богач попал в ад, потому что был богат и «получил доброе на земле», нищий же получил спасение от мук ада, потому что «получил злое». Иногда можно услышать такие размышления, что, дескать, нищий спасся по вере, что он цитировал Тору и жил по-христиански. А вот богач, он злодей был и беззаконник и страдал обжорством, за это в ад и угодил. И еще, многие оставляют за собой «окошечко» (обязательно оставляют) мол, эта притча вовсе не означает, что богатые все попадут в ад, а нищие будут на небесах (некоторые проповедники, видимо, думают: «а вдруг я еще стану богатым», а другие же переживают за богатых прихожан или слушающих). Меня всегда удивлял этот факт, что каждый кто проповедует на эту притчу как будто считает своей святой обязанностью подчеркнуть, что не каждый богач будет в аду, а бедняк в раю. Вы догадались почему? Правильно, потому что эта мысль однозначно, подсознательно считывается с этого текста! И братья, вместо того, чтобы понять заложенный в этом смысл, спешат оправдать богачей и остепенить бедняков.
  5. Следующая несуразность, это некоторые детали, которые характерны для талмуда, но не встречаются нигде в Писании. Это такие мелочи как: то, что ангелы относят душу умершего на небеса, что существует некое «лоно Авраамово», где эти души отдыхают, что Авраам играет главенствующую роль на небесах (хотя Откровение рисует другую картину). Это все детали, характерные для представлений о загробной жизни у фарисеев в еврейской традиции. Этот факт тоже говорит о том, что притча была как бы подстроена под фарисеев.
  6. Еще одна несуразность, тот факт, что Авраам разговаривает с мучающимся богачом. Мне интересно, это только привилегия Авраама, или мы тоже сможем посмотреть на мучающихся грешников и задать им несколько вопросов? То есть явно художественная гипербола. Абсолютно невозможное событие.
Очевидно, что событие нереальное. Более того, эта история даже не правдоподобная, именно из-за описанных выше несуразностей. Некоторые богословы, пытаясь разрешить эти противоречия с сотериологией, заходят не с того конца. Идут не от текста, а от уже существующей концепции. Так делает Уильям Макдональд (что меня, честно говоря удивило, так как раньше мне его комментарий казался довольно неплохим): «С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения - это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него. В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях. Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам. Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу». На основании чего автор делает такие заявления, как то, что богач обязательно бы проявил сострадание, будь он верующим (думаю, не многие из нас кормили бомжей в болячках за своим столом), или то, что нищий Лазарь «в деле спасения своей души он доверился Господу » (3) - совершенно не понятно. Встречаются еще более интересные интерпретации, оторванные от текста еще больше «Лазарь был хоть и нищим, но в душе он собрал богатство добродетелей. Лазарь не завидовал богачу - не мечтал сидеть с ним за одним столом, жить в его доме, ездить на его колеснице. Он не хотел отнять у него деньги, еду. Лазарь был не гордый - готов питаться с собачками тем, что оставалось от пиров. Поэтому у Лазаря все страдания остались на земле, а смирение, кротость, незлобие последовали с его душой в будущую жизнь » (отсюда). Из текста это не следует. Кстати, небезызвестный Мэтью Генри вообще не сомневается в вопросе и сразу называет эту историю притчей. (4)

Итак, Христос рассказывает историю, которая похожа на искаженное иудейское предание, которая базируется на человеческих представлениях о рае и аде (именно в иудейской традиции), а также дает искаженное представление о спасении через бедность. К чему эта история? Я думаю некоторые особо рьяные ревнители преданий, начнут оспаривать приведенные выше выводы, возможно. Но обратите внимание на все эти выводы в комплексе, и вы увидите очевидность того, что эта история имела какую-то особую цель, которую не поймешь при беглом поверхностном прочтении. И возможно, не стоит оспаривать выводы, а может просто постараться понять? Посмотреть на 16 главу под другим углом?

Итак, мы плавно переходим ко второму пункту рассуждений. Зачем Христос привел эту историю? Что он хотел этим добиться в слушающих Его людях?

Давайте обратимся к контексту 16 главы. Начнем чуть издалека. 15-я глава начинается с того, что ко Христу приближаются мытари и грешники, на что фарисеи ответили ропотом. Оно и понятно. Я думаю, сегодня если бы местные воришки и проститутки постоянно окружали какого-нибудь проповедника, то это вызвало бы раздражение и ропот у некоторых наших ортодоксальных верующих. На ропот фарисеев Христос отвечает притчей. Подметим, что разговор ведется с фарисеями! Он последовательно приводит им три притчи, мы их называем: о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Суть первых двух притч проста: настоящие Божьи дети радуются, когда Христос находит потерянную овцу. Друзья пастуха и подруги женщины (судя по всему десять драхм - это было приданное) символизируют детей Божьих, радующихся найденной потере. Эти притчи обличали фарисеев, они показывали, что ропща, они раскрывают свою сущность - далеких от понимания Бога людей. Они не друзья Ему, потому что их не радует то, что радует Его - найденные грешники.
Крейг Кинер подмечает, что ценность потерянного возрастает с каждой притчей - один из ста, один из десяти и наконец один из двух. Строение всех трех притч похоже колофоном - одинаковой словестной структурой в конце отрывка: «порадуйтесь со мною: я нашел мою потерянную овцу/драхму/сына» (15:6, 9, 22-24). Но последняя притча этим не заканчивается. Христос первыми тремя отрывками как бы приглашает фарисеев: «порадуйтесь со Мною!» Но Он знает, что этот призыв останется без ответа и Он начинает вскрывать истинную причину их ропота и недовольства. Он расширяет последнюю притчу продолжением. Это история про старшего сына. В этой притче был младший сын, который неправильно распорядился тем, что он имел, расточив все - это образ окружавших Его мытарей и грешников. Старший сын также неправильно распорядился тем, что он имел. Образ старшего сына очевидно отожествлялся с фарисеями и книжниками, которые хоть и были рядом с истинной - знали и толковали Закон, вели, казалось бы, праведный образ жизни, но были далеки от живого Бога. После того, как Христос сказал эту притчу фарисеям, он обращается к ученикам и рассказывает им притчу о неверном управителе (1-13 стихи). Копий об эту притчу сломано много, поэтому толковать её я не буду здесь, может быть в другой раз. Однако, суть её в принципе ясна: правильно распорядитесь тем, что имеете здесь на земле. Тратьте свое богатство на благо людям. Почему Христос переходит к теме финансов и имущественных отношений? Ответ нас ждет в 14 стихе: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Сребролюбие, ели мы вспомним, было серьезной болезнью фарисеев, за что Христос их неоднократно обличал. Достаточно вспомнить корван. Также Он назвал их «поедателями домов вдов» (Мф 23:14, Мк 12:40, Лк 20:47). Что это означает? Видимо, фарисеи учили так «жертвуйте на храм, тут вы страдаете, зато там утешаться будете». Таким образом забирая последнее пропитание у вдов, которые несли свои пожертвования в Храм. Осмелюсь предположить, что отрывок с 14-18 - это кульминационный момент, к которому Христос вел фарисеев на протяжении 15 и 16 глав. Вскрывается истинная причина фарисейского непринятия Христа - это их сребролюбие (14 стих), искаженное представление о Законе (18 стих), их фальшивая праведность (15 стих). Далее Христос показывает, что Закон и Пророки были до Иоанна крестителя, сейчас начинается новая Мессианская эра, но Закон не потерял своей актуальности. И чтобы войти в новое царство, нужно приложить усилие (в данном контексте под усилием подразумевается правильное распоряжение неправедным богатством). А проблема в том, что фарисеи этот Закон не слушали (см. 31 стих), подстраивали его под себя (см. 18 стих). И для того, чтобы проиллюстрировать их ложный путь, Христос применяет оригинальное литературное решение, Он помещает их самих в их же учение . Он берет раввинскую притчу, изменяет её под их взгляды и говорит: подумайте, где оказались бы вы, если бы Бог рассуждал так же как вы? То, чему учили фарисеи в своем сребролюбии и фальши, уродливо выглядит в этой притче. Ведь для евреев того времени нищета (когда ты подбираешь крошки и псы лижут твои раны) - был признак того, что Бог не благоволит к тебе картина Лазаря лежащего в струпьях и окруженного псами - явно вызывала отвращение у слушающих Иисуса. Христос говорит фарисеям: вот кто сядет рядом с Авраамом в вашем мире, а вы сами будете мучиться в аду (в вашем же мире), потому что здесь на земле получили все доброе. По вашему же собственному учению.

И последний штрих к разговору: Вплетая в притчу мудрое наставление Христос показывает, что основная проблема фарисеев, их корень - у них есть Слово Божие, священные Писания (Моисей и Пророки), которое они не слушают . И еще одна токая аллюзия к будущему: «Если кто и из мертвых воскреснет, не поверят»… Уж не на Свое ли воскресение намекал Иисус?

Итак, подводя короткий итог, можно сказать, что это даже не притча, а сарказм. Не знаю, почему все так боятся этого слова. Это вполне нормальный литературный приём. Прочитайте статью в википедиина эту тему . Одна лишь цитата от туда: «Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Как и сатира , сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их». Христос высмеивает учение фарисеев, при этом осуждает их. Это и есть сарказм. В нем нет зла направленного непосредственно на фарисеев, но на их учение и их грехи. Но если вам комфортнее, можете не называть эту притчу сарказмом, можете сказать, что это просто специальный литературный прием, высмеивающий учение фарисеев и обнажающий их духовное банкротство. Так тоже пойдет, я думаю:)

А нам сегодня нужно пересмотреть свою жизнь и помолиться Богу, чтобы Он открыл, в чем нам нужно исправить свое отношение к "неправедному богатству", чтобы Он показал, правильно ли мы распоряжаемся тем, что доверил нам Господь? И если нужно, исправим свои пути!

Да благословит вас Бог.

Статьи по теме