Люди-оборотни. Легенды про оборотней Все об оборотнях легенды и мифы

Верования стран мира насчитывают неисчисляемое количество необычных существ, населяющих континенты и материки. Оборотень - это вымышленный персонаж, способный изменить обличие при помощи магии, обернувшись животным, птицей, предметом или растением.

Общее понятие

Европейский вариант существа - это ликантроп, представляющий собой человека-волка. Славянская мифология повествует о волколаке, который известен еще с древнего времени, а его описание можно встретить в фольклоре Украины, Белоруссии, Молдовы. Славянские легенды представляют оборотня в образе вампира, который высасывает кровь из своих жертв.

Нередко в летописях Древней Руси встречаются описания превращений полководцев в животных. Взяв за пример древнерусскую былину про богатыря Вольга Святославича, можно узнать, что в битве с врагом он оборачивался:

  • львом;
  • птицей;
  • рыбой.

Славянская мифология рассказывает о преображениях Злого духа в человеческий облик для посещения ночью красивых девушек. Женщины, живущие на Руси, не единожды рассказывали о том, что в сумерках видели у изголовья кровати юношу, на котором не было одеяния.

Виды оборотней по способу, которым были получены способности перевертыша:

  • превращение по своему желанию, обладание полным контролем действий и превращений;
  • врожденное заболевание ликантропия, при котором человек не контролирует превращения, свой разум и поступки.

Чтобы избавиться от оборотня, следует нанести ему удар в сердце либо срубить голову. Разоблачение человека в зверином облике довольно просто, следует нанести увечья напавшему на вас зверю, а его раны останутся на человеческом теле. Гоголь в знаменитом произведении «Майская ночь» описывает то, как на панночку напала черная кошка, и в ходе борьбы девушка отрубила ей лапу. На следующий день панна увидела свою мачеху без руки, стало ясно, что та ведьма.

Внешний вид

Вервольф имеет свои отличительные черты от настоящего дикого волка - это задние конечности. У оборотня лапы с вогнутыми, подобными человеческим коленям, суставами, которые позволяют существу быстро передвигаться. Выглядит зверь как волк больших размеров, имеющий способности прямохождения и перемещения на четырех конечностях. Существо получает сверхспособности, заключающиеся в нечеловеческой силе и ловкости.

Волколак имеет близкопосаженные глаза черного цвета. Все тело покрыто волчьей шерстью, морда немного вытянута. В пасти - огромные клыки, позволяющие прокусывать своей жертве шею. Волчий взгляд заставляет трепетать даже бывалых охотников.

Мифы повествуют, что зверь охотится и живет в лесном массиве вблизи жилого района. День оборотень проводит как обычный человек. Женщины очень любят таких мужчин из-за их природной притягательности и часто живут с ними, даже не подозревая об их демонической стороне.

Легенды про оборотней

Легенды Древнего Египта повествуют о том, что оборотни - это боги, управляющие людьми и дающие им наставления. Стая оборотней приближала к себе смертных только при наличии у тех сверхспособностей. Бог-оборотень имеет обличие человекоподобного существа с головой животного или птицы, что свидетельствует о неполном перевоплощении.

Легенды Древнего Рима указывают на оборотня-добродетеля, который в облике волчицы спас братьев Ромула и Рема, что способствовало становлению римской империи.

В Украине ходят легенды об оборотнях-волках, в которых оборачивались казаки, чтобы преследовать противника и выведывать информацию. Сохранились мифы о перевоплощениях казаков в волков, чтобы попасть в иной мир и вернуть на свет божий своих собратьев по полю боя.

Существуют и легенды, где вурдалаки являются богоненавистными людьми, превращающимися в волков. Они охотятся на хозяйский скот, а порой могут убить человека. Стая оборотней могла напасть на село и перебить всю живность.

Последствия укуса оборотня

Укус оборотня провоцирует необратимые последствия в организме человека.

Известны случаи, когда после нападения дикого зверя у людей наблюдались следующие симптомы:

  • судороги лицевых мышц и конечностей;
  • беспричинное падение на пол и мучительное изгибание тела;
  • кусание самого себя;
  • глаза такого человека не могут терпеть дневное освещение;
  • появляется боязнь воды.

Способы превращения человека в зверя

Превращается человек в оборотня посредством кувырка. Если превращение в волчий облик делает маг, то ему следует совершить сальто через старый пень либо через дюжину воткнутых остриями в землю ножей. Мифы повествуют, если вынуть один из магических ножей из почвы, то волчий лик останется навсегда. Обычно человек превращается в оборотня в лесу, что позволяет ему беспрепятственно охотиться и быть незамеченным.

Способности обратиться в зверя могут появиться от проклятия, что означает невозможность снова принять человеческий облик без посторонней помощи. Превращение можно обратить, для этого волколак должен быть накормлен едой, освященной в церкви, зверь не должен учуять человеческий запах. Чтобы ритуал удался и волк принял свое истинное обличье, необходимо кинуть ему на спину сотканный из крапивы фрак.

Как повествует образ современного кинематографа, человек превращается в звероподобное существо после укуса оборотня. Перевоплощение происходит в полнолуние, и если вервольф вырвется наружу, то натворит много бед. Превращенный волк ведет себя органично с природой, проявляя свое кровожадное нутро, но по прошествии ночи вновь обращенный человек не помнит о своих ночных приключениях.

Бессмертные оборотни

Мифы отвергают гипотезу о том, что оборотни бессмертны, но им дана способность регенерации - быстрого заживления ран, которая способствует вечной жизни, к тому же волк-оборотень не стареет.

Оборотни обладают лишь физическим бессмертием, но никак не абсолютным, поэтому, как и все существа на земле, они могут умереть. Убить волколака не так просто, способность к регенерации не дает возможности нанести увечья, которые существенно вредят зверю.

Типы оборотней

Существуют 6 типов оборотней в мифологии и демонологии.

  1. Вервольф - прославленный вид оборотня, который принимает волчий облик, в Западной культуре его наделяют демоническими силами, злыми качествами. Славянская культура склоняется к добрым началам этого существа, которым могут обращаться и девушки, и парни.
  2. Кумихо и кицунэ - виды существ, известные в широтах Китая и Японии, которые имеют облик лисы. Представляют собой звероподобное существо, которым обличаются девушки.
  3. Славянская мифология нередко упоминает об оборотнях-кошках. Ведьмы оборачиваются черными кошками и преследуют своих жертв.
  4. Бакэнэко - оборотень из семейства кошачьих в культуре Японии. Представляет собой образ домашней кошки, которая, перевоплотившись в бакэнэко, вырастает ростом до метра.
  5. Тануки - представляет собой енота-собаку, которая обладает причудливой возможностью увеличивать мошонку до гигантских размеров. В широтах Японии шкуре тануки приписывают магические качества. Ходит поверье, если раздобыть кусочек кожи зверя, то можно увеличить свои доходы.
  6. Птицы-оборотни - более представлены в сказках и легендах славянской мифологии. Белый лебедь является юношей, которого заколдовал злой колдун.

Заключение

Это легендарный образ, подразумевающий перевоплощение людей в животных. Самым распространенным видом оборотня является волчий облик. Превращение позволяет приобретать качества зверя: силу, храбрость, кровожадность.



Оборотень - человек, способный превращаться в зверя, - известен еще во времена Древней Греции. Паулус Эгинета, обитавший в Александрии в то время, был одним из первых врачей, который описал подобное медицинское состояние. Тогда оно носило название «меланхолической ликантропии». У людей, страдавших этой болезнью, ноги покрывались язвами и для передвижения они использовали четыре конечности. По ночам они блуждали в темноте, выли, а на рассвете приходили в себя. Считалось, что подобная болезнь вызывается избытком черной желчи, одной из четырех составляющих человеческого тела.

Первые упоминания в истории

Оборотни упоминались не только в истории Древней Греции, но и в древнеримских легендах и мифах. О них воспевали такие знаменитые древнеримские деятели, как Вергилий и Овидий.

Известный историк Греции, автор большого исторического трактата под названием «Истории», называл оборотней не иначе, как «неури». Так называли колдунов, которые принимали облик волка и оставались в нем на протяжении нескольких дней. Естественно, потом они превращались обратно.

В Норвегии и в некоторых старинных городах Исландии, мифы про оборотней немного отличались от остальных. Поговаривали, что в тех краях жили люди, которые принимали несколько обличий зверя. То есть оборотни с несколькими шкурами. Также среди народа Норвегии и Исландии ходили слухи о том, что эти существа, которые принимали облик животного, автоматически перенимали его чувства и способности. Другими словами, отличить оборотня от животного было нельзя. Одной из самых популярных легенд об этих существах считается история, которая приключилась с Веретикусом, королем Уэльса. Святой Патрик превратил его в волка. Похожая история, приблизительно в тоже время, произошла в Ирландии. Там святой Наталий превратил всех членов семьи в волков. Это было такое проклятие за неправедные деяния людей.

Оборотни в реальной жизни


Одной из самых шокирующих историй об оборотнях считается «разоблачение немца Петера Штуббе». Этот человек жил в Рейнланде (Рейнская область). Сейчас это современная территория Германии возле реки Рейн.

В XVI веке этот человек совершал ужасные поступки возле Кельна. Народ говорил, что он был посланцем дьявола, поэтому проливал кровь рода людского.

Во время суда, Петера признали виновным в серии чудовищных убийств и порочных дьявольских деяний. Многие свидетели, которые давали показания на суде, как один твердили о том, что Штуббе превращался в волка и таким образом убивал всех своих невинных жертв. Также этот факт был подтвержден многими немецкими фермерами. Они утверждали, что Петер прямо на их глазах превращался в зверя и пожирал бедных овец.

Еще один схожий случай с превращениями человека в дьявольского зверя произошел в том же столетии, только во Франции. Здесь на протяжении десяти лет происходили зверские убийства. Совершал их Жан Гренье. Поймали его только в 1603 году и после того, как на суде Гранье признали виновным в оккультизме, ликантропии и численных убийствах, он был заключен в тюрьму на всю жизнь. Несколько лет спустя он там и умер.

Суды над оборотнями в то время проходили практически по всей территории Европы около столетия. Это сейчас, в современном мире у ученых возникают разногласия по поводу реальности этих происшествий. Но тогда люди верили во все.

Существуют ли оборотни на самом деле?

Легенды о оборотнях гласят, что превращение человека в волка – возможно. Но ученые спорят об этом по сегодняшний день. Многие данные свидетельствуют о том, что тогда, в шестнадцатом веке, такие люди, как Петер Шуббе или Жан Гранье могли быть поражены грибком под названием «спорынья». Этот вид грибка действительно способствует порождению в человеке уверенности в том, что он является зверем: расстройство психики, неуправляемая ярость, бег на четвереньках и др.

Но все это только предположения. О том, реально ли существуют оборотни в наше время – не знает никто.

К читателю

Привычный мир, окружающий человека с самого его детства, на самом деле содержит гораздо больше удивительного и непознанного, чем могут себе представить даже самые смелые исследователи. Просто надо получше к нему присмотреться и не отмахиваться от правдивых фактов, о которых хочется поскорее забыть только потому, что они не вписываются в общепринятую картину мира.

Может ли человек действительно превращаться в животных или это просто выдумки? Что это – серии галлюцинаций, иной раз массовых, или же пугающая своей непривычностью реальность? Можно бежать от неизведанного, постаравшись забыть обо всем пока непознанном. А можно смело, с открытыми глазами шагнуть навстречу новому знанию, не боясь пересмотреть давно тревожащую душу своей противоречивостью картину окружающей действительности.

Некоторые специалисты-психологи считают, что само превращение – это, разумеется, миф. Что все дело в гипнозе, сильные способности к которому есть у тех, кого обычно называют колдунами и ведьмами.

Они ради собственного удовольствия время от времени заставляют некоторых людей видеть в них зверя. Так ли это на самом деле или нет, трудно сказать, а сами гипнотизеры об этом вряд ли расскажут. Равно как вряд ли людям раскроют свои секреты и сами оборотни – разумеется, если они существуют.

Вся теоретические рассуждения в этой книге так или иначе подтверждены документально зафиксированными фактами и свидетельствами очевидцев. Для описанных в этой книге жизненных историй в необходимых случаях приводятся параллели из существовавших (и существующих сейчас) легенд и мифов.

Нам предстоит длинный и непростой путь сквозь тьму веков по всему миру. Но, пройдя этот путь, избавившись от косности и суеверий, ответив для себя хотя бы на один из тысяч вопросов, которые ставит перед ним жизнь, человек сможет лучше определить свою роль в ней. А значит, кое-чему научиться, стать чуть более гармоничной и совершенной личностью.

Глава 1
Старинные легенды и поверья об оборотнях

Самые первые легенды об оборотнях

Оборотень – один из главных героев древнейших суеверий всех народов мира. Оборотни, как и вампиры, ведьмы, русалки, призраки и маги, существуют в сказках и легендах уже тысячи лет.

Оборотень упоминается в легендах еще времен основания Рима. Его боялись и в Древней Греции. Древнегреческая легенда о появлении оборотней гласит, что верховное божество Зевс превратил впервые человека в волка, разгневавшись на аркадского тирана царя Ликаона. Этот безбожник, дабы посмеяться над Зевсом, накормил его блюдом из человечины, приготовив жаркое из тела собственноручно им убитого семилетнего сына. И тогда произнес Зевс громовым голосом: «Отныне ты навеки превратишься в волка.

Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!»

Как пишет Диодор Сицилийский, одним из первых, кто принял обличье животного, был бог Оcирис. Он превратился в волка, чтобы избавить Египет от злых сил, которые собирались поработить страну вскоре после сотворения мира.

Рассказывают, что в то время, как Изида вместе со своим сыном Гором готовилась сразиться с Тифоном, Осирис вернулся из преисподней и в обличье волка помогал жене и сыну, а после поражения Тифона победители велели людям поклоняться зверю, принесшему им победу.

Члены рода Антея в Аркадии превращались в волков в определенное время года. Желающих стать волками отводили на глухие болота, там они снимали свои одежды и перебирались через топь на особый остров. Вновь прибывшие на этот остров принимались в сообщество таких же волков-людей и затем как равные жили среди них.

Деменет Паррасий стал волком после того, как отведал детских потрохов. Боян, сын Симеона, вождя болгар, мог обращаться в волка по своему желанию, как и Мер, о котором поэт Вергилий сказал: «Я часто видел Мера крадущимся по лесу в волчьем облике».

Похоже Овидий говорит о Ликаоне: «Пораженный, он волком выл в одиночестве и уже не мог заговорить, как бы этого ни хотел».

В древней норвежской саге рассказывается о том, как колдун напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и его сыном Синиотом, которые, спасаясь от врагов, нашли приют в неизвестном доме, стоящем посреди леса. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот прикоснулись к шкурам и превратились в диких зверей. Став волками, Зигмунд и Синиот начали выть, нападать на людей и грызться друг с другом. Человеческий разум и доброта пытались одолеть волчью натуру, но безуспешно. По истечении десяти дней, когда Зигмунд уже успел загрызть насмерть собственного сына, чары шкуры утратили свою силу, воин сбросил и сжег ее.

Старинный рассказ об оборотнях приводится в «Сатириконе» Петрония. Один человек рассказал такую историю.

Человек по имени Ницерос, слуга, любил женщину, которую звали Мелисса, недавно овдовевшую жену трактирщика. Однажды вечером Ницерос решил проведать вдову и попросил своего друга-солдата пойти вместе с ним. Тот согласился, и они отправились в путь по освещенной луной дороге. Час спустя друзья решили отдохнуть у кладбища. Вдруг спутник Ницероса, не говоря ни слова, сорвал с себя всю одежду и бросил ее на обочине. Затем, к огромному удивлению Ницероса, он помочился вокруг своей одежды, словно бы пометив территорию. После этого упал на колени и моментально превратился в волка, который, рыча, убежал в лес. Ницерос пришел в ужас, увидев это, а также то, что одежда его приятеля-солдата внезапно превратилась в камень. Оставшийся путь до дома Мелиссы Ницерос пробежал, сжимая в руке меч. Добежав до Мелиссы, он был бледен и напуган. Она же сказала ему: «Если бы ты пришел чуть раньше, то смог бы нам помочь. Во двор забрался волк и охотился за скотом. Тут была настоящая резня». Вдова рассказала, что волку удалось выбраться, но один из рабов копьем попал ему прямо в шею.

Всю ночь Ницерос не сомкнул глаз, а наутро отправился домой. На обратном пути, дойдя до того места, где его приятель стал волком, он не нашел там его одежды – только пятно крови. Когда Ницерос добрался до дома своего товарища, то застал его лежащим в постели. Доктор промывал глубокую рану у него на шее. «Я понял, что он был оборотнем, – сказал Ницерос, – и уже не мог заставить себя сидеть с ним за одним столом, даже под страхом смерти».

В индийских легендах рассказывается об оборотнях, которые могли становиться тиграми, обезьянами, змеями. Японские мифы повествуют, в основном, об оборотнях-лисицах.

В японской хронике 929 года описан случай, когда следы неведомого существа обнаружены были в императорском дворце. Есть подобные упоминания и в европейских летописях. Такие следы, тоже в форме копыт, которые нельзя было отнести ни к одному из известных животных, находили на вулканической лаве, в том числе на склоне Этны. Само собой, эти отпечатки могли остаться только на раскаленной, не застывшей лаве. Несколько раз таких животных даже видели. В одном из случаев свидетели описывали его как нечто, похожее на пуму или горного льва, длиной около полутора метров, не считая хвоста, с кошачьей мордой. В других случаях упоминаются существа, напоминающие больших черных собак.

Геродот рассказывает, что для жителей одной из областей Скифии превращение в волков являлось обычным делом и что это также широко распространено у северных народов. Когда римляне пытались помешать переходу Ганнибала через Альпы, в их рядах появился волк, который прошел через все войско, загрызая всех на своем пути, и удалился невредимым. В 1042 году жители Константинополя были крайне встревожены одновременным появлением на улицах сразу 15 волков. А в 1148 году в черте Женевы объявился волк невероятных размеров, который загрыз 30 человек.

Оборотни бродят по Европе

Больше всего оборотней, согласно рассказываемым о них историям, водилось в Средние века в Центральной и Восточной Европе. Считали, что оборотнями становятся в результате злых козней ведьм и колдунов, и во множестве применяли замысловатые процедуры, способные якобы спасти от колдовства.

В отличие от вампира – мертвеца, который выходит из могилы, чтобы пить кровь живых людей, – оборотень не является выходцем с того света. Оборотень – это земное существо. Люди верили, что превращение человека в оборотня вызывалось особой болезнью, которая могла поразить любого. Укушенный оборотнем заражался обязательно, однако симптомы этой болезни могли появиться у человека и тогда, когда он в безопасности сидел у себя дома и не делал ничего, что могло бы определить ему такую участь. Именно с этим были связаны дикий страх и массовые казни в Средние века, когда подозреваемых в том, что они оборотни, сжигали или рубили им головы. Ужасна была ярость, с которой в народе реагировали на проявления присущих, как считалось, оборотням признаков, а народные суды и массовые казни истребляли сотни ни в чем не повинных людей. Во время вспышек неистового массового страха человек, слегка тронутый безумием или «смахивающий» на волка – имеющий острые зубы или худое вытянутое лицо, – мог запросто оказаться под подозрением и угодить в суд, а затем на виселицу или на плаху.

Если человека подозревали в том, что он оборотень, то ситуация для него становилась в самом деле ужасной. В Средние века Церковь играла главную роль во всех, даже повседневных человеческих делах. Поэтому, если власти считали, что человек может быть волколаком, то быстрая и легкая смерть – самое лучшее из всего, что могло его ждать. Чаще всего оборотней судили публичным народным судом, пытали, заставляя сознаться, а затем казнили, сжигая заживо.

Раненого оборотня выслеживали по кровавому следу, который приводил к его дому. А если раненый оборотень не оставлял следов, то искали человека, у которого были странные раны или травмы. Но самый жестокий способ определить оборотня существовал в Германии и во Франции. Там считалось, что оборотень может поменять свою кожу, просто сняв ее и вывернув наизнанку. Другими словами, чтобы принять облик человека, он просто-напросто выворачивает наизнанку свою звериную шкуру. А чтобы опять стать зверем, оборотень вновь снимает свою кожу и выворачивает ее «мехом наружу». Сотни людей были разрезаны на куски «правдоискателями», пытавшимися снять с них кожу.

Неизвестно точное и даже приблизительное количество жертв, которые были признаны оборотнями и по приговору суда инквизиции сожжены на кострах или лишились головы. Но судя по старинным записям, они исчисляются десятками, а возможно, и сотнями тысяч. По некоторым свидетельствам, только во Франции с 1520 по 1630 год по такому обвинению были казнены свыше 30 тысяч человек. Скорее всего, большинство из них были в самом деле ни в чем не повинны. И потому неудивительно, что жертвы такого «правосудия» изо всех сил, со всей хитростью и изобретательностью старались спастись.

Именно к Средневековью относятся самые дикие истории про оборотней. Под пытками люди оговаривали себя и близких так, как было угодно Церкви. Первый процесс над оборотнями состоялся в 1521 году – были казнены три колдуна: Мишель Удон из Плана, небольшой деревушки недалеко от Полиньи; Филибер Монто и еще один, по прозвищу Большой Пьер. Они сознались, что превращали себя в волков и в таком обличье загрызли и съели нескольких человек. Мишель Удон, пребывая в образе волка, был ранен одним господином, который отправился за ним следом и нашел его в хижине уже успевшим превратиться в человека как раз в тот момент, когда жена промывала ему рану. В доминиканской церкви в Полиньи долгое время хранились изображения этих колдунов.

А в 1541 году обвиненный в убийствах крестьянин утверждал, что он оборотень и волчья шкура спрятана внутри его тела. Судьи, чтобы проверить утверждение, приказали отрубить ему руки и ноги, но ничего не нашли, Когда был вынесен оправдательный приговор, крестьянин уже скончался от потери крови.

Во Франции существует множество старинных легенд о лугару – человеке-волке. Больше всего лугару водилось в горных районах Франции – Оверньи и Юре, где и без того волки причиняли много хлопот пастухам. Вот одна из французских легенд.

В конце XVI века в Оверньи жил-был богатый человек по имени Санрош. Жил он на широкую ногу, ни в чем себе не отказывал, держал слуг и лошадей, был счастлив в браке. Поместье Санроша стояло на высоком холме. Однажды в полдень ранней осенью 1580 года господин Санрош любовался великолепным видом из окна, когда вошедший слуга доложил, что пришел мсье Фероль.

Фероль был известным в округе охотником и рыболовом, а Оверньи – прекрасным местом для этих занятий: в чистейших реках полно рыбы, а в лесах – множество птиц, оленей, медведей. Фероль зашел, чтобы пригласить друга вместе выслеживать оленя. Санрош с сожалением отклонил приглашение – он ждал своего адвоката, который вот-вот должен был зайти по делам. Фероль отправился один. Адвокат пришел, как было условлено, и больше часа они с Санрошем занимались делами, связанными с поместьем, Санрош даже позабыл о визите своего друга. Проводив адвоката и поужинав, он неожиданно вспомнил о дневном приглашении. Срочных дел у Санроша больше не предвиделось, жены дома тоже не было, и он, чтобы не скучать в одиночестве, решил пойти навстречу своему другу. Он быстро спускался по тропинке, ведущей в долину, и через несколько минут заметил на противоположном косогоре фигуру своего друга, всю алую в последних лучах солнца. Чем ближе он подходил к другу, тем яснее Санрош видел, что его приятель чем-то взволнован.

Когда они встретились в узкой лощине между двумя косогорами, землевладелец увидел, что платье Фероля изорвано и покрыто грязью и пятнами, похожими на кровь. Фероль был сильно подавлен и едва дышал, так что его друг отложил расспросы и ограничился тем, что взял у охотника мушкет и сумку для дичи. Некоторое время друзья шли молча. Затем, немного переведя дух, но все еще волнуясь, Фероль рассказал Санрошу о поразительном происшествии, случившемся с ним в лесу. Вот что он рассказал. Феролю пришлось довольно долго походить по лесу, прежде чем он увидел невдалеке группу оленей. Подобраться же к ним поближе, чтобы сделать выстрел, ему никак не удавалось. В конце концов, преследуя их, он зашел в чащу и почувствовал, что обратная дорога потребует немало времени… Повернув домой, охотник вдруг услышал жуткое рычание, раздававшееся из сырого, заросшего папоротником оврага. Медленно пятясь и не спуская глаз с того места, охотник шаг за шагом преодолел около полусотни метров, когда огромный волк выскочил из оврага и бросился прямо на него.

Фероль приготовился к выстрелу, но оступился – его сапог угодил под корень – и выстрел не попал в цель. Волк с бешеным рыком прыгнул на охотника, пытаясь вцепиться ему в горло. К счастью, у Фероля была хорошая реакция – он ударил зверя прикладом, и тот рухнул на землю. Почти сразу же волк опять вскочил. Фероль успел выхватить охотничий нож и храбро шагнул навстречу готовящемуся к прыжку зверю. Они сошлись в смертельной схватке. Но секундная передышка и опыт помогли охотнику, он успел намотать плащ на левую руку и сунул ее в пасть зверю. Пока тот тщетно старался добраться своими острыми клыками до руки, Фероль наносил удары кинжалом, пытаясь перерезать животному горло. Охотничий кинжал Фероля с широким и острым, как бритва, лезвием, с огромной рукояткой был почти таким же увесистым, как небольшой топорик. Человек и зверь упали на землю и в яростном поединке покатились по листьям. В какой-то момент они оказались у поваленного дерева, лапа зверя, свирепо смотревшего на охотника налитыми кровью глазами, зацепилась за корявый ствол. В тот же момент Фероль ударил по ней ножом и перерубил острым лезвием плоть, сухожилия и кость. Волк жутко и тоскливо завыл и, вырвавшись из объятий охотника, хромая, убежал прочь. Фероль, забрызганный кровью зверя, в изнеможении сидел на земле. Плащ был разорван на полосы, но он с облегчением обнаружил, что благодаря импровизированной защите на руке остались лишь поверхностные царапины. Охотник зарядил мушкет, намереваясь найти и добить раненого зверя, но потом решил, что уже поздно и если он еще задержится, то ему придется добираться до дома своего друга в темноте.

Можно представить, с каким волнением слушал Санрош этот подробный рассказ, то и дело прерывая его восклицаниями удивления и испуга. Друзья медленно брели и наконец вошли в сад Санроша. Фероль указал на свой мешок: «Я прихватил лапу зверя с собой, – сказал он, – так что ты сможешь убедиться в правдивости моего рассказа». Он склонился над мешком, стоя спиной к другу, так что Санрош не мог сразу увидеть, что тот вытаскивает. Сдавленно вскрикнув, охотник что-то уронил на траву. Он повернулся, и Санроша поразила его смертельная бледность. «Я ничего не понимаю, – прошептал Фероль, – ведь это же была волчья лапа!» Санрош нагнулся, и его тоже охватил ужас: на траве лежала только что отрубленная кисть человеческой руки. Его ужас еще усилился, когда он заметил на мертвых изящных пальцах несколько перстней. Один из них, искусно сделанный в виде спирали и украшенный голубым топазом, он узнал. Это был перстень его жены.

Кое-как отделавшись от совершенно сбитого с толку Фероля, Санрош завернул кисть в платок и, спотыкаясь, поплелся домой. Его жена уже вернулась. Слуга доложил, что она отдыхает и просила ее не беспокоить. Зайдя в спальню жены, Санрош нашел ее лежащей в кровати в полубессознательном состоянии. Она была смертельно бледна. На простынях виднелась кровь. Вызвали доктора, и он смог спасти жизнь госпожи Санрош искусной обработкой раны: кисть ее руки оказалась отрубленной. Санрош провел несколько мучительных недель, прежде чем решил поговорить с женой об этой истории. В конце концов несчастная женщина призналась, что она – оборотень. Видимо, Санрош был не очень хорошим мужем, поскольку он пошел к властям и донес на нее. Началось судебное разбирательство, и после пыток женщина созналась в своих злых делах. Вскоре мадам Санрош была сожжена у столба, и больше Оверньи оборотни не тревожили.

Эта история в том или ином варианте сохранилась во многих средневековых книгах и устных рассказах. Определенно, это одно из наиболее ярких повествований как об оборотнях, так и о жестокости средневековых нравов.

В XVI веке во Франции, в Лавдах, возле деревушки Сен-Север, на людей стал нападать огромный волк. Он убивал и утаскивал с собой людей. Позже находили их останки – с вырванным сердцем и часто разорванных буквально в клочья. Это происходило так часто, что люди стали бояться выходить из своих домов даже днем. Но волк вытаскивал своих жертв даже из их собственных дворов.

Наконец его поймали. Однако это оказался не волк, а человеко-волк. И даже для тех времен, когда оборотней в Европе было хоть пруд пруди, случай был уникальный. Человеко-волком был некий Жан Гренье, пастух, которому не было и пятнадцати лет.

На допросе он рассказал, что однажды в лесу он повстречал демона, который представился хозяином леса и взял с пастуха клятву служить ему, дав взамен способность обращаться в волка и мгновенно залечивать все свои раны. Но, заключив договор с дьяволом, юноша превратился не просто в волка, а в волка-людоеда, который убивал всех подряд, не щадя ни детей, ни женщин. Жана Гренье осудили и публично казнили. После этого нападения на людей в той местности прекратились. Эта история дошла до наших дней благодаря сохранившимся протоколам допросов, которые проходили в 1574 году в Бордо, во Франции.

В 1598 году в округе Конде, опять же во Франции, произошло подряд несколько жутких убийств. Они были настолько жестокими, что никто не мог допустить даже мысли о том, что их совершил человек, а не охотившийся зверь. Страсти накалились до предела, когда из села пропала маленькая девочка. Тело девочки, разорванное на части, нашли в лесу. Возле тела охотники видели трех крупных волков. Сразу же подняли тревогу, и толпа крестьян отправилась в лес, чтобы принести в село останки девочки. Неподалеку от тела они увидели уже не трех, а только одного волка, который тут же убежал. На обратном пути крестьяне наткнулись в кустах на оборванного человека со спутанной бородой, длинными взлохмаченными волосами и безумными глазами. Его схватили и отвели в деревню, где задержанный сознался, что он оборотень. Еще он сказал, что вместе с братом и сестрой они украли, убили и съели девочку Он также рассказал, что может превращаться в волка, натираясь особой мазью. Неизвестно, почему старика не судили судом инквизиции, а сочли сумасшедшим и «всего лишь» отправили в пожизненное заключение, где он вскоре и умер.

Когда другой обвиняемый в том, что он оборотень, Жан Перель, на суде в 1518 году рассказал, какие мази и каким способом он изготавливал, несколько человек в зале суда упали в обморок от отвращения. Несмотря на свои чистосердечные признания, обвиняемый в убийстве трех человек Жан Перель был приговорен к сожжению. Прах его затем развеяли по ветру.

Еще один подобный случай был описан (записи сохранились до наших дней) также во Франции относительно недавно, в середине XIX века.

Двое судей, членов магистрата города Жиронда, охотились в лесу и заблудились. Они решили заночевать на просеке, которую случайно нашли, а утром определить стороны света по солнцу и идти домой. Однако только они стали строить себе укрытие на ночь, как вдруг услышали, что кто-то крадется по лесу. Они притаились, а через некоторое время из-за деревьев показался старый крестьянин, которого они узнали. Это был человек с очень скверной репутацией, и направлялся он в их сторону.

Остановившись посреди просеки, старик стал делать в воздухе странные знаки руками. Было похоже, что он занимается черной магией и творит какой-то обряд. Закончив свои пассы, старик вдруг задрал голову и испустил долгий унылый вой, очень похожий на волчий. Вой привел спрятавшихся мужчин в ужас. Однако это было только начало страшного ритуала. Старик выл беспрерывно некоторое время, а затем откуда-то раздался ответный вой. Нервы у обоих судей, сидящих в кустах и боявшихся шелохнуться, были напряжены до предела, а когда вблизи послышался явный шелест листьев, один из них едва не кинулся сломя голову наружу. Другому удалось схватить его и тем самым спасти обоих от гибели.

Из тьмы возник силуэт огромного косматого волка. Луна ярко освещала просеку, поэтому судьи видели не только его, но и других волков, выходивших со всех сторон из чащи леса. Вскоре вся поляна заполнилась ими. Воняло псиной, из пастей капала слюна, красные глаза горели в свете луны. Волки утробно урчали и подвывали. Старик же стоял в центре поляны и ждал направлявшихся к нему зверей. Вдруг самый крупный волк, видимо, вожак, кинулся к нему и стал тереться о его руку. Старик ласкал волка, гладя его по ушам и по голове. Другие волки окружили своего вожака и человека и громко завыли. Это было настолько ужасно, что двое спрятавшихся мужчин зажали себе уши руками и уткнулись лицом в прелые листья на земле. Когда они через некоторое время подняли головы, то увидели посреди просеки уже не одного волка, а двух, причем второй, только что появившийся, был намного светлее и крупнее вожака стаи. Старика же нигде не было. Прошло еще некоторое время, и волки стали расходиться.

Когда охотники убедились, что опасность миновала, они выбрались из своего укрытия, разожгли большой костер и сидели возле него всю ночь напролет с ружьями наизготовку, не в силах поверить в свое чудесное спасение. Когда наступило утро, им удалось найти тропинку и по ней выйти к людям.

Подобных историй существует великое множество. Но, пожалуй, самой загадочной легендой об оборотнях, сравнимой по своей популярности в Европе, особенно во Франции, с историей о Железной Маске, является средневековая история Жеводанского зверя. Об уничтожении зверя сообщалось много раз, однако споры о том, кем он был и был ли он на самом деле убит, не прекращаются и по сей день.

18.09.11 Легенды об оборотнях в том или ином виде встречаются по всему земному шару. И не только легенды: археологи часто находят доисторические наскальные рисунки, изображающие людей со звериными лапами, с птичьими крыльями и клювами или же с головами кошек, собак, волков, львов… Вряд ли наскальные рисунки изображали жертв какой-то странной мутации.

Скорее всего, это мифические существа, боги разного калибра, вовсе необязательно зловредные. Они символизировали силу слияния с природой. Но по мере того, как человек стал отдаляться от природы все больше и больше, возник страх быть полностью захваченным дикими силами и потерять контроль. Быть может, именно так оборотни и стали страшными.В Индии есть легенды об оборотнях-тиграх, в Африке – об аниото, людях-леопардах. В кельтской мифологии встречаются рассказы о шелки – людях-тюленях¸ довольно незлобивых и порой выбирающих себе пару среди простых жителей прибрежных деревень. В Японии живут широко, там целых три вида оборотней: тануки (барсуки) – они приносят счастье, кицунэ – лисы, могут приносить как радость (особенно если превращаются в красавиц и соблазняют мужчин), так и горе (если начинают чинить козни – и такое бывает). Третий вид японских оборотней – бакэнэко, кошка, обладающая магическими способностями.

В Европе оборотень – это прежде всего существо, превращающееся в волка, или в тварь, на волка похожую. Иногда таких созданий называют ликантропами. Это название произошло от имени древнегреческого царя Ликаона. Он якобы предложил Зевсу, верховному богу Олимпа, отведать блюдо из человечины, при этом не сказав о происхождении мяса ни слова. Но Зевс на то и был богом, что слов ему было не нужно – он мгновенно раскрыл обман и превратил царя в волка.

В Германии оборотень называется вервольф, в Испании – hombre lobo, то есть "человек-волк”, а в Армении – мардагайл (причем это чаще всего это могла быть наказанная небом женщина, насильно превращенная в волчицу и вынужденная прожить в этом облике семь лет). На Руси оборотней именовали волколаками, а после Пушкина – вурдалаками. Он в своей поэме, описывающей волколака, ошибся и поименовал того вурдалаком – так и пошло. Вот она, сила гения – вроде бы и ошибка, а как прижилась! Слово "вурдалак” стало более употребительным, чем "волколак”.

Оборотни в славянских легендах встречаются часто. Что и говорить, когда, согласно мифу, оборотень даже успел посидеть на киевском престоле. Речь идет о полоцком князе Всеславе. Жил он в XI веке и тогда же в ходе междоусобных войн взошел на трон правителя Киевской Руси. Его имя упоминается в "Слове о полку Игореве”. Там же мы находим преданье, будто по ночам князь превращался в волка.

Это – легенды. А в летописях про Всеслава говорится любопытное: будто на своем исконном престоле в городе Полоцке он просидел 57 лет – это аномально долгий период правления, особенно учитывая период междоусобных войн между русскими князьями. Считается, что Всеслав мог стать прототипом былинного героя по имени Волхв Всеславович – это богатырь и по совместительству чародей, который мог превращаться не только в волка, но и в рыбу или птицу.

Правда, есть и версия, что легенда о Волхве Всеславовиче намного старше XI века. Тогда с прототипом получается неувязка. Но то, что богатырь тоже описывается как оборотень, нет никаких сомнений. Былина говорит: "Стал Волх расти-матереть, научался Волх многим премудростям: щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, серым волком рыскать по темным лесам, гнедым туром – золотые рога рыскать по полю, ясным соколом летать под облаком…”.

Интересно, что нет никаких мифов о том, будто былинный Волхв Всеславович и уж тем более исторически существовавший князь Всеслав были опасны для людей, превращаясь в животных. На двуногих собратьев они не охотились и вообще сохраняли человеческий разум в зверином обличье. Такую способность к самоконтролю обычно приписывают колдунам. И князь Всеслав, и богатырь Волхв Всеславович имели прочную чародейскую репутацию, и умение превращаться в животных было всего лишь одной из их магических способностей.

В славянских мифах можно часто встретить сведения о том, что оборотничество – это не проклятие, а, наоборот, тайный дар, которым владели волхвы, то есть люди, умеющие волховать, колдовать. Оборотни могли превращаться в зверей по своему желанию – перекинувшись через воткнутый в землю нож, перекувырнувшись через себя, через лесной пень или через железный обод от бочки. Вариантов множество. Но при этом колдуны сохраняли здравый рассудок, человечины не искали, а занимались своими делами. Например, сокращали время на дорогу через лес или выведывали планы врагов, или охотились, или просто использовали звериное тело, чтобы быть неузнанными.

Так или иначе, есть целая группа легенд, в которых упоминаются оборотни, но оборотни эти не являются отрицательными персонажами. Тот же богатырь Волхв Всеславович – один из былинных защитников Киевской Руси от врагов. Правда, воевал он, положим, не очень честно. Мог превратиться в горностая, пробраться в чужой лагерь и устроить там диверсию, перегрызя тетиву у луков. Или мог свое войско превратить в муравьев, чтобы те проникли в осажденный город, а за стенами вернуть им истинное обличье и начать бой. Но так или иначе этот богатырь – герой, а никак не враг.

Правда, образ этого героя, очевидно, языческий, дохристианский. После крещения на Руси волхвов перестали жаловать, и это немедленно отразилось в мифотворчестве. На сцене появляется злой колдун, который может превратить в волка другого человека просто ради жестокой потехи или из мести.

Есть народные поверья, будто колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашептывают при этом волшебные слова. Или же колдун может подсунуть под порог избы пояс, скрученный из мочала. Кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: "Господи помилуй”.

Ходили легенды, будто колдун может превратить в волков сразу несколько десятков человек, например, собравшихся играть свадьбу. Будто бы сам вид людского счастья магу настолько ненавистен, что он готов на самое злое колдовство. Это поверье, надо полагать, имело под собой совершенно конкретное корни. Свадьба – обычай, окруженный массой примет, лишь бы не сглазить. Зная это, на свадьбу могли являться люди, воображавшие себя колдунами, и требовать откупа, в противном случае угрожая навести на молодых сглаз или даже превратить их в диких зверей.

Считалось, что оборотни, павшие жертвами колдовства, существа несчастные, но неопасные – рассудок по-прежнему при них. Но были волколаки и агрессивные – те, кто умерли без причастия и после смерти вынуждены служить дьяволу в шкуре волка. Такие могли нападать на людей. Версия о том, будто ликантропия передается через укус (она часто встречается в современных романах и фильмах фэнтэзи), в славянском мире популярностью как-то не пользовалась. Видимо, это порождение западного фольклора. Он гласит, что человек, получивший укус ликантропа, в следующее полнолуние превратится в оборотня сам, будет бегать в обличие чудовища не помня себя и может даже загрызть собственных родных.

Исследователи фольклора говорят, что сказки об оборотнях возникли неспроста, и неспроста именно волк выбран их центральным персонажем. В христианской традиции волка часто сравнивали с дьяволом, существом, который охотится за агнцами божьими. Метафора о коварных силах зла, стремящихся погубить душу, стала читаться буквально, и появились страшилки об оборотнях. Также волк мог олицетворят собой темные, неподвластные силы природы и силы животного начала в человеке, которые могут взять верх и натворить немало бед.

С другой стороны, у легенд об оборотнях были и реальные предпосылки. Например, существует психиатрическое заболевание, когда человек начинает себя считать каким-либо животным, тем же волком. А есть врожденный генетический недуг под названием "гипертрихоз”. Его характеризует обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. В Средние века люди с такими отклонениями могли попасть в беду из-за обвинений в дьявольской сущности.

Впрочем, для этого вовсе необязательно было иметь такой явственный дефект. Известно, что только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией были "выявлены” более 30 тысяч оборотней, и большинство из них были казнены. Случай врожденного гипертрихоза мог быть у одного-двух обвиняемых из всех – все-таки это очень редкое заболевание. И если люди, никак на оборотней непохожие, погибали на кострах, то страшно представить, какой опасности подвергались те, чья внешность из-за заболевания делалась столь приметной.

Впоследствии эта приметная внешность превратилась в профессию. Например, известна история Федора Евтихеева, так называемого мальчика с песьей головой. Он во второй половине XIX века выступал в шоу знаменитого американского антрепренера Барнума. Заболевание Евтихеева было наследственным – им страдал и его отец. Это случай исторический. А полное задокументированное описание гипертрихоза было сделано не так уж и давно – около 30 лет назад.

В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся этой проблемой. Доктора пытаются помочь клану Асиево (в нем более 30 человек). Поверхности их тел, включая лица, ладони и стопы, покрыты густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

Местные жители на Асиево смотрят с подозрением и враждебностью, поэтому члены клана были вынуждены заключать внутриродственные браки, и это усугубляло положение. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, передавалась от поколения к поколению через Х-хромосомы, но не проявляла себя.

Врачи признают, что помочь семье Асиево не в силах – болезнь неизлечима. Но они надеются, что смогут со временем изолировать ген, приведший к мутации, и будущие представители рода Асиево избавятся от ликантропической внешности.

В славянских мифах оборотнем называется человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось также, что колдуны могли превратить в волков обычных людей. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса. Один из старших богатырей русских былинных сказаний Волх Всеславьевич умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. Мощь оборотней бывает такова, что во время своих превращений они вызывают лунные затмения!

Оборотням помогает чудодейственная тирлич-трава. Считалось, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. А чтобы снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-нибудь уберет хоть один нож: навсегда уже оборотень останется в волчьем обличье!

Человеческая фантазия приписывала оборотням и такое свойство: якобы оборотни после смерти становятся вампирами. Поэтому покойникам, подозреваемым в оборотничестве, рот после смерти зажимали монетой. А.С. Пушкин первым употребил в литературе название для них — вурдалаки».

Легенды об оборотнях

Легенды об оборотнях известны во всех странах, где волки представляли реальную опасность для жителей. На Британских островах уже в эпоху средневековья волков было очень мало, и последнего дикого волка там убили еще в XVIII в. Открытие реальной, но очень редкой и странной болезни ликантропии способствовало распространению слухов об оборотнях. Любой больной ликантропией объявлялся оборотнем. При этой болезни люди иногда ведут себя так, как если бы они и в самом деле были волками. Особенно много случаев заболевания ликантропией отмечено во Франции. Эти яростные и неустрашимые норвежские воины - берсеркиры - во многом содействовали появлению легенд об оборотнях. Они одевались в звериные шкуры, носили длинные волосы и бороду и вообще отличались устрашающей внешностью. Жители оторванных друг от друга деревушек, подвергшись нападению берсеркиров, и впрямь принимали их за полулюдей-полузверей. Согласно некоторым легендам, берсеркиры во время сражения могли превращаться в страшных медведей и волков. Согласно одной ирландской саге, некий священник, заблудившись в лесу, наткнулся на волка, сидевшего под елью. Волк этот говорил человеческим голосом; он попросил священника совершить отпевание его умирающей жены. Волк объяснил, что на их семействе лежало заклятие, по которому один мужчина и одна женщина из их рода должны были прожить семь лет волками. Если им удавалось выжить в течение этих семи лет, они могли вновь стать людьми. Священник не поверил словам волка до тех пор, пока лежавшая неподалеку волчица не сбросила с себя волчью шкуру, показав, что она на самом деле человек.

Во Франции существует немало легенд о волках-оборотнях. В одной истории времен средневековья рассказывается об охотнике, на которого в лесу напал огромный волк. Ему удалось отрубить одну из лап зверя, но тот сумел вырваться и убежать, и охотник положил свою добычу в сумку. Возвратившись домой, он был очень удивлен, увидев, что лапа превратилась в женскую руку. Но на одном из пальцев он узнал кольцо, которое некогда подарил своей жене. Взбежав по лестнице, он увидел, что его жена лежит в постели, истекая кровью от множества ран; на одной руке у нее была отрублена кисть. В одной норвежской саге рассказывается о том, как чародей напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и Синиотом, которые нашли приют в лесной хижине. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот украли шкуры у хозяев хижины. Кто надевал эту шкуру, уже не мог ее сбросить. Зигмунд и Синиот, превратившись в волков, стали выть, нападать на людей и даже начали грызться друг с другом. По истечении десяти дней чары шкур утратили свою силу, и воины сбросили и сожгли их.

Во Франции существует немало легенд о волках-оборотнях. В Европе, особенно в XV-XVI веках, оборотней наравне с ведьмами и колдунами по малейшему подозрению хватали, пытали, а затем вешали или сжигали на кострах- только во Франции с 1520 по 1630 год по такому обвинению было казнено свыше 30 тысяч человек.

Странные явления продолжаются и по сей день. После второй мировой войны в Риме был арестован человек, в полнолуние пугавший людей. Жертвы твердили, что на них нападал волк, психиатры признали обвиняемого нормальным, но он покончил с собой.

Узнать оборотня в обличье волка можно по тому, что у него коленки задних ног повёнруты вперёд, как у человека, а не назад, как у животного. Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ. Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже- по каким-то чертам в их облике.

Случаи, связанные с оборотнями, долгое время рассматривались учёными не более как сказки. Но в 1963 году доктор Ли Иллис представил работу О порфирии и этимологии обротней. В ней он доказывал, что вспышки оборотничества имеют медицинское обоснование. Речь идёт о порфириновой болезни- тяжёлом заболевании, которое выражается в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи, и часто приводит к маниакально- депрессивным состояниям и ликантропии. В результате люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привёл около восьмидесяти подобных случаев.

Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далёким от человека в его физическом и психическом понимании. Итак, ликантропия - это психическое состояние, при котором человек считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. Современнные учёные считают, что нарушение умственной деятельности пациента заставляет его считать себя волком при сохранении человеческого облика, хотя подтолкнуть к психическому расстройству его могут внешние отличия от окружающих. Это могут быть врождённые дефекты строения челюстей или повышенная волосатось тела и лица. То, что болезнь передаётся через укусы, доктор считает чепухой. Другое дело - наследственность. Этот варинт не исключён и даже закономерен. На неё влияет множество факторов, среди котрых-генетические отклонения, продукты и способы питания, климат.

Но научные объяснения феномена обротней не дают ответа на все вопросы. Например, почему обротень может снова превращаться в человека. Парапсихологи уверяют, что настоящие оборотни, то есть люди, которые физически превращаются в волка, существуют. Трансформация в волка может произойти как по желанию оборотня, так и непризвольно, например, в полнолуние. Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря регенерации тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или, например, через повешение и удушение. Священники рекомендуют убивать оборотней заточкой, сделанной из серебряного креста.

Источники: www.onelegend.ru, shadowsoft.ru, www.imystique.com, lugaru.ucoz.ru, tfile.me

Последняя битва Энея

Смертоносные Гарпии

Исчезающее озеро

Баллада о Жанне де Роган и ее супруге. Часть1

Новая разработка американских ученых лазерный бур позволит получить энергию из практически неисчерпаемых геотермальных источников. К сожалению, ресурсы традиционного ископаемого...

Басни Федра

Федр - римский баснописец, родившийся примерно в 15 г. н. э. О нем у античных авторов встречаются лишь единичные...

Стоунхендж - невероятная загадка

На юго-западе от Лондона есть загадочное место - сооружение Стоунхендж. Неизвестно, когда и кем оно было построено и с какой...

Свадьба Пушкина с Натальей Гончаровой

Женитьба А.С.Пушкина: история с приданым Натальи Гончаровой. Наталья Николаевна Гончарова была из когда-то очень богатой, но затем обедневшей семьи, и потому в...

Статьи по теме