Какая вера у молдован. Культура молдавии. – А почему оно разрушается? Почему теряется доверие

Специально для сайта «Перспективы»

Александр Крылов

Крылов Александр Борисович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.


Сложная религиозная ситуация в современной Республике Молдове во многом определяется острым противостоянием между Русской и Румынской православными церквями. Этот конфликт, имеющий глубокий исторический и политический контекст, тесно переплетен с проблемами национального самоопределения молдаван, территориальных споров и самой молдавской государственности. Сюжет исследует доктор исторических наук А.Б. Крылов.

В течение семи десятилетий атеизм был господствующей доктриной на территории СССР, но в советской Молдавии, как и в других союзных республиках, большинство людей так и не стало убежденными атеистами. После распада Советского Союза роль религии в жизни общества резко возросла, независимая Молдова превратилась в арену деятельности десятков религиозных объединений, сект, зарубежных проповедников. Позиции традиционного для страны православия оказались ослабленными еще и острым противостоянием между русской и румынской православными церквями. Эта особенность религиозной ситуации в Молдове имеет глубокие исторические корни.

На территорию Молдавского княжества христианство пришло из Византии, в среде местного населения оно утвердилось в IX-XII вв. Константинопольский патриарх в течение многих веков управлял деятельностью молдавской церкви, но большинство ее священнослужителей долгое время происходили из соседних славянских княжеств. Церковно-славянский язык был в крае языком церкви и официальных актов вплоть до XVII в., когда начался процесс его вытеснения греческим в делопроизводстве, а затем и в храмах.

В XIV в. складывается сильное феодальное княжество Молдавия (Молдова), которое вместе с соседней Валахией получает название «Дунайские княжества» (основная часть территории феодальной Молдавии ныне входит в границы Румынии). В 1401 г. в Молдавии учреждена собственная митрополия в составе Вселенского Константинопольского патриархата.

После падения Византии Молдавское княжество успешно противостояло османской экспансии и прославилось как оплот христианства, но в начале XVI в. оно была вынуждено принять режим оттоманского сюзеренитета. Взамен признания власти Стамбула и выплачиваемой султану дани княжество сохранило православие, право избирать господаря, на его территории запрещалась пропаганда ислама и строительство мечетей.

В начале XVIII в. в условиях обострившегося соперничества между Османской империей и Россией, турки ликвидировали автономию Молдавии и передали ее под управление греков-фанариотов , жестокое правление которых продолжалось более столетия. В этот период в стране резко возросла численность греческого духовенства, богослужение было переведено на греческий язык, в стране процветала «симония»: на церковные должности назначались все, кто вносил солидное денежное пожертвование. Приходов на всех не хватало, и множество священников вело бродячий образ жизни, еще больше дискредитируя и без того невысоко ценившийся духовный сан. Греческое духовенство оставалось непопулярным: во время частых волнений местное население повсеместно изгоняло всех священников греческого происхождения.

После того как в результате русско-турецких войн край оказался в составе Российской империи, здесь была образована Бессарабская область (позднее губерния), на всю территорию которой была распространена юрисдикция Русской православной церкви. Первый глава созданной Кишиневской епархии митрополит Гавриил принял серьезные меры к повышению нравственного и образовательного уровня священнослужителей.

С присоединением к России началось переселение в край старообрядцев и последователей различных сект (духоборов, молокан, штундистов, немоляков, жидовствующих, иконоборцев и др.) из внутренних губерний империи и из Турции. В результате Бессарабия приобрела репутацию одного из наиболее либеральных в религиозном отношении районов и превратилась в крупнейший центр старообрядничества и сектанства в масштабах всей России. В 1830-х годах численность сектантов составила около 3,5 тыс. чел. Позднее, по мере роста численности русских жителей, удельный вес сектантов постоянно уменьшался, и к середине XIX в. они составляли совсем незначительную часть населения.

Быстрыми темпами увеличивалась численность иудаистских общин: в 1847 г. в Бессарабской губернии проживало 20232 еврея, а всего через 50 лет, в 1897 г., в 11 раз больше—228528 чел. В конце XIX в. численность еврейской общины в Бессарабии достигла 12% населения, причем в Кишиневе численность евреев составила почти половину городского населения (согласно переписи 1897 г. - 50257 из 108403 чел.) . В апреле 1903 г. в Кишиневе произошел первый на территории Российской империи погром еврейского населения (погибли 43 чел., из них - 39 евреев).

После революции 1917 г. большая часть Бессарабской губернии оказалась захвачена Румынией и стала ее рядовой провинцией. В 1925 г. Румынская православная церковь (получившая автокефалию в 1885г.) была окончательно выведена из подчинения Константинопольскому патриархату, и первым патриархом Румынской православной церкви был провозглашен митрополит (с 1919 г.) Мирон Кристя. Под ее юрисдикцию, вопреки протестам Русской православной церкви, была передана вся территория Бессарабии.

В отличие от СССР, где проводилась политика воинствующего атеизма, в управляемой румынами Молдавии религия продолжала пронизывать все стороны жизни и быта. В 1920-х годах здесь насчитывалось 1090 православных церковных приходов, 23 римско-католических костела и часовни, действовало 29 монастырей и скитов, 366 синагог, 19 старообрядческих храмов и около 600 молитвенных домов, принадлежавших различным религиозным организациям и сектам .

Активность румынской церкви приобрела резко выраженный политический характер. Патриарх М.Кристя возглавлял правительство (вплоть до своей смерти в 1939 г.). Его кабинет выступил за создание «Великой Румынии», а в ноябре 1938 г. М. Кристя официально предъявил притязания Румынии на соседние приграничные территории СССР. В стране проводилась политика жестокой дискриминации нерумынского населения: по конституции занимать государственные посты и владеть землей разрешалось только румынам, был запрещен выпуск литературы на русском, украинском и других языках. В 1938 г. правительство патриарха Мирона ввело жесткую цензуру: из печати изымались малейшие упоминания о том, что Бессарабия входила ранее в состав России, а местная православная церковь была составной частью Русской православной церкви.

С установлением румынской власти в Бессарабии воцарился и воинствующий антисемитизм, местная еврейская община подверглась систематическим гонениям. Первая волна еврейских погромов прокатилась в 1919-1920 гг., вторая - в 1925 г., в конце 1920-х - 1930-х годов погромы происходили постоянно, деятельность синагог была прекращена. Неслучайно в 1940 г., накануне возврата Бессарабии в состав СССР, сюда бежало большое количество спасавшихся от антисемитизма евреев. Одновременно значительная часть местного православного духовенства, а также активистов религиозных сект бежала в обратном направлении - за реку Прут (многие из оставшихся стали жертвами сталинских репрессий).

Во Вторую мировую войну Румыния вступила 22 июня 1941 г. на стороне Германии. Официальным предлогом стало «освобождение исконных румынских земель». После появления на территории Молдавии румынских войск еврейское население было сосредоточено в гетто и систематически уничтожалось (только в Кишиневском гетто было убито более 10 тыс. человек).

Румынская церковь стремилась распространить свою юрисдикцию на оккупированные территории СССР, которые намечалось включить в состав «Великой Румынии». В целом же в среде духовенства и верующих Молдавии произошел раскол: часть православного духовенства и руководителей религиозных сект активно выступила на стороне фашистской Германии и Румынии, другая часть - оставалась нейтральной либо симпатизировала СССР и другим державам антигитлеровской коалиции. Накануне освобождения Молдавии в 1944 г. значительная часть духовенства бежала в Румынию, церкви закрылись из-за отсутствия священнослужителей.

После разгрома фашистской Германии и образования Молдавской ССР, вся ее территория составила Кишиневскую епархию Русской православной церкви. В 1946-1947 гг. советские власти, стремившиеся ограничить влияние религиозных сект, в порядке репатриации добились возврата части прежних священников, возобновилось функционирование 601 православной церкви (из 950 зарегистрированных) . Советский режим проводил дифференцированную политику по отношению к разным конфессиям, но все религиозные организации Молдавии оказались под жестким двойным контролем органов госбезопасности и уполномоченных по делам религий.

В первые послевоенные годы в Молдавии начался интенсивный рост различных сект. В 1946-1947 гг. республику поразила сильная засуха, но власти отказались уменьшать объемы обязательных поставок зерна государству, и это привело к массовой гибели людей от голода. Началась насильственная коллективизация, более 30 тыс. местных жителей было депортировано в отдаленные районы СССР. В такой обстановке вступление в религиозные секты превращалось в средство физического выживания людей и выражения социального протеста против политики советской власти.

В отличие от православной церкви с ее подчеркнутой лояльностью государству и строго каноническими формами деятельности, сектанты зачастую резко критиковали режим. Одновременно они уделяли повышенное внимание социальной и благотворительной деятельности, произносили проповеди на молдавском, русском и других языках, понятных тем или иным людям разных национальностей, возрастов и социальных слоев.

Предпринятые в Молдавии в конце 1940-х - 1950-х годов репрессивные акции против сектантов (аресты, конфискация имущества, массовые выселения и т.п.) не принесли результатов. В большинстве случаев деятельность сект продолжалась и даже активизировалась. С начала 1960-х годов власти отказались от массовых репрессий и сделали основной упор на агентурно-оперативную работу по разложению сект изнутри .

В советский период истории Молдавии властям не удалось добиться полного вытеснения религии из жизни общества. Даже значительная часть партийных и государственных чиновников отмечали религиозные праздники, время от времени посещали церкви. В отличие от сект, в православной общине большинство людей преимущественно ограничивалось исполнением обрядов, не соблюдало постов и других церковных ограничений, не стремилось к глубокому изучению религии , но, тем не менее, продолжало относить себя к православным христианам.

Провозглашенная в 1991 г. независимая Республика Молдова (РМ), ставшая правопреемницей Молдавской ССР, не избежала большинства общих для всего постсоветского пространства проблем. В то же время постсоветское развитие Молдовы имело собственную специфику, вызванную незавершенностью процесса национальной консолидации молдаван. Неопределенность в этнической самоидентификации и острая борьба между сторонниками и противниками идеи принадлежности молдаван к румынской нации, самым непосредственным образом сказалась на положении православной церкви и религиозной ситуации в целом.

К моменту провозглашения независимости Молдовы на ее территории действовали следующие культовые общины и учреждения: православные церкви - 853, православные монастыри - 11, старообрядческие русские православные церкви - 14, старообрядческие русские православные монастыри - 1, римско-католические общины - 11, армянские общины - 2, иудаистские общины - 6, молитвенные дома адвентистов седьмого дня - 61, молитвенные дома евангелистов-баптистов - 184, общины молокан - 2, общины пятидесятников - 34. На ремонте или реконструкции находилась 221 церковь .

Хотя в Республике Молдова религия отделена от государства и правительство не имеет права вмешиваться в вопросы веры и жизни религиозных общин, действующее законодательство содержит некоторые предписания в этой сфере. Только граждане республики могут стоять во главе действующих на территории республики религиозных организаций, запрещается насильственное обращение в ту или иную веру, все религиозные организации должны быть официально зарегистрированы правительством и т.п.

Существующая процедура регистрации является не слишком сложной и одинакова для всех религий. В настоящее время в стране легально действуют более 20 религиозных организаций самого разного толка. В регистрации отказали лишь двум организациям, деятельность которых, по мнению властей, не соответствовала законодательству РМ - местному отделению Русской православной зарубежной церкви и Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.

Распад коммунистической системы сопровождался небывалой активизацией разнообразных религиозных организаций и сект. В Молдове, наряду с действовавшими ранее сектами, начали вести активную проповедь собственных вероучений бахаиты, муниты, кришнаиты, мормоны и другие.

На территории неконтролируемого кишиневским правительством Приднестровья проводится собственная довольно жесткая политика регулирования в религиозной сфере. Власти ПМР активно поддерживают Русскую православную церковь и стремятся ограничить деятельность иностранных миссионеров, религиозных сект и приверженцев Бессарабской митрополии Румынской церкви (им отказывают в официальной регистрации, запрещают арендовать помещения для проповедей и религиозных церемоний и т.п.). В 1998 г. власти ПМР отменили регистрацию Свидетелей Иеговы и конфисковали большое количество иеговистской литературы. Особенность ситуации здесь - в том, что, введя запрет различных сект и организаций, местные власти не стали добиваться их роспуска и фактически никак не препятствуют их нелегальной деятельности.

Что касается иудаистской общины Молдовы, то в результате массового отъезда в Израиль и страны Запада численность еврейского населения республики сократилась примерно до 30 тыс. чел. В настоящее время на ее территории возобновлено функционирование 9 синагог, наряду с ортодоксальными иудеями появилась группа иудеев-мессиан, почитающих Иисуса Христа как божественного мессию.

Одновременно с быстрым ростом численности старых и новых религиозных сект и организаций, нарастали центробежные тенденции внутри православной общины. Православная церковь издавна играла важную роль в поддержании межнационального мира, поскольку она объединяла в своих рядах представителей всех проживающих в Молдавии народов. В Кишиневе практически нет ни одного прихода, который бы не посещали молдаване, русские, украинцы, болгары, гагаузы и т.д. Но эта объединяющая роль оказалась в значительной мере ослабленной произошедшим в начале 1990-х годов церковным расколом.

После провозглашения независимости Республики Молдова Московский Патриархат предоставил бывшей Кишиневской епархии статус автономной Молдавской Церкви. Вопреки принятому в отношениях между автокефальными православными церквями правилу, по которому на канонической территории одной православной церкви не могут создаваться параллельные структуры другой, Синод Румынской православной церкви в декабре 1992 г. принял решение о создании Бессарабской митрополии. Тем самым на всех территориях, входивших в состав Румынии между двумя мировыми войнами, была восстановлена юрисдикция Румынской церкви. Сходным образом Румынская церковь действовала на территории Сербии, где без всякого согласования с Сербской православной церковью над валахами был поставлен румынский епископ.

На позиции Румынской патриархии по вопросу Бессарабской митрополии не мог не сказаться кризис, который румынская церковь переживала после свержения Н. Чаушеску. Румынская церковная иерархия подверглась суровой критике за сотрудничество с коммунистическим режимом, конфликт же с Русской православной церковью позволил ей обрести поддержку в националистически настроенной части румынского общества и восстановить свой авторитет.

Митрополитом Бессарабским был назначен отлученный от церкви Синодом Русской православной церкви бывший бельский епископ Петр (Петру Пэдурару). Бессарабская митрополия поставила своей целью создание сугубо национальной румынской православной церкви, что противоречит основам христианства как мировой вненациональной религии (по Священному Писанию, «во Христе нет ни эллина, ни иудея»). Тем самым Бессарабская митрополия способствовала дальнейшей дезинтеграции общества: она изначально противопоставила себя всем национальным меньшинствам Молдовы, а также закрепила в церковной сфере раскол титульной нации на тех, кто причисляет себя к румынам, и тех, кто считает себя молдаванами.

Московский Патриархат заявил о недопустимости наличия на своей "канонической территории" румынской церковной структуры и расценил переход части клириков под ее юрисдикцию как раскол. Большинство кишиневских политиков увидело в создании Бессарабской митрополии акт, противоречащий государственным интересам Молдовы. Не скрывал своего скептического отношения к новой церковной структуре и тогдашний президент РМ М. Снегур, который заявил, что "митрополитано-бессарабцы" способствуют дезинтеграции общества и лишь усиливают своей акцией сепаратистские тенденции внутри государства .

В сферу Бессарабской митрополии были включены и приграничные территории Украины. В условиях раскола православной церкви на Украине, Бессарабской митрополии удалось взять под свое управление три прихода в Белгород-Днестровском и Хотинском районах, однако в Одессе и некоторых других населенных пунктах попытки подобного переподчинения местных православных приходов вызвали скандалы и закончились провалом.

В итоге православная община Молдовы оказалась разделенной между двумя соперничающими церковными юрисдикциями. Молдавская митрополия РПЦ и Бессарабская митрополия Румынского патриархата одновременно заявили о своем правопреемстве по отношению к предшествующим церковным структурам и о своих правах на все церковное имущество.

Правительство Молдовы первоначально избегало вмешательства в церковные споры и тем самым давало повод для признания равных прав за обеими сторонами. Раздел приходов, храмов и церковного имущества сопровождался многочисленными конфликтами и потасовками, причем в качестве ударной силы Бессарабской митрополии часто выступали боевики различных унионистских организаций.

В 1994 — 1999 гг. имели место столкновения между сторонниками и противниками Бессарабской митрополии в населенных пунктах Окнице, Фэлеште, Кэлэраше (церковь Св. Александра), Канья, Стрэшене (монастырь Суручень), Кугоая, Бадикул Молдовенеске, в Кишиневе (церкви Униря и Св. Николая) и т.д. В результате осуществленного Бессарабской митрополией насильственного раздела под ее управление отошла десятая часть (более 100) местных православных приходов. Во многих случаях страсти достигали такого накала, что только экстренное вмешательство сил правопорядка позволило избежать погромов и человеческих жертв.

Все попытки разрешить конфликт путем переговоров между Русской и Румынской православными церквями оказались безуспешными. На переговорах в Швейцарии, Австрии и Молдове стороны не смогли прийти к взаимопониманию по проблеме статуса Бессарабской митрополии. На последнем раунде переговоров в январе 1999 г. в Кишиневе российская делегация предлагала подчинить Бессарабскую митрополию Москве, но румынская делегация отвергла это предложение. Стороны подчеркивали намерение продолжить консультации, однако осенью 2002 г. патриарх Феоктист даже не ответил на соответствующее письмо патриарха Алексия II, и диалог оказался прерванным.

С момента создания Бессарабской митрополии ее руководство и священнослужители поддерживали тесные связи с экстремистскими унионистскими организациями, принимали участие в массовых антиправительственных демонстрациях, в том числе не санкционированных властями. Все это убедило Кишинев в том, что деятельность Бессарабской митрополии имеет в первую очередь политическую направленность и сеет раздор в обществе .

Власти Молдовы, не препятствуя функционированию приходов Бессарабской митрополии, отказали в регистрации ее управленческой структуры. В 1997 г. Верховный суд страны оставил без удовлетворения апелляцию Бессарабской митрополии по данному вопросу и вынес постановление в пользу правительства. В сентябре 2001 г. правительство Республики Молдова утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы признавалась каноническая структура Московского патриархата.

Сторонники Бессарабской митрополии в 1998 г. подали иск к Республике Молдова в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Слушания по делу состоялись в октябре 2001 г. В ходе процесса представители Бессарабской митрополии потребовали признать незаконными действия молдавского правительства, которое на протяжении семи лет отказывало БМ в официальной регистрации. Правительство Молдовы аргументировало свои действия тем, что Бессарабская митрополия не представляет отдельного религиозного культа, придерживается того же православного вероисповедания, что и Митрополия Молдовы, и единственная разница между ними состоит в том, что одна из них входит в состав Румынской православной церкви, а другая — в состав Русской православной церкви. К тому же, по мнению правительства, светские власти не имеют полномочий вмешиваться во внутрицерковные конфликты и своими решениями закреплять раскол.

Европейский суд по правам человека признал, что правительство Молдовы нарушило 9 и 13 статьи Европейской Конвенции прав человека (о свободе религии и об эффективных средствах правовой защиты перед государственными органами). Суд отметил, что отказ в официальной регистрации не позволяет Бессарабской митрополии нормально функционировать, препятствует священникам исполнять свои обязанности, что является нарушением прав верующих. Суд посчитал также, что Бессарабская митрополия была лишена права судебной защиты своего имущества, и постановил, что правительство Молдовы должно выплатить истцам 27,02 тыс. евро в качестве возмещения денежного и иного ущерба при судебных издержках.

По мнению лидера парламентской фракции правящей в Молдове партии коммунистов В. Степанюка, «вынесенное решение по делу Митрополии Бессарабии благоприятно для республики». «Оппозиция пугала нас многомиллионными штрафами и исключением из Совета Европы, - объяснил он свою оценку, - Ничего подобного не случилось. Более того, решение Суда не обязывает правительство регистрировать Митрополию Бессарабии. И мы не будем этого делать, так как регистрация будет означать признание раскола церкви и приведет к росту напряженности в обществе» .

В отличие от парламентариев, исполнительная власть подвергла решение ЕСПЧ резкой критике. Министр юстиции И. Морей обвинил Европейский суд по правам человека в том, что принятое им решение в пользу Бессарабской митрополии "привело Республику Молдова на грань этнического и религиозного конфликта с непредсказуемыми последствиями" .

Официальная позиция Кишинева была сформулирована в поданном в Страсбургский суд протесте по данному решению. В нем констатировалось, что "некоторые церковные лица из Румынской патриархии, под владычеством которой находится Митрополия Бессарабии, выступили с призывами к объединению с Румынией, которые подрывают государственность Республики Молдова. И Румынская патриархия, и Митрополия Бессарабии, выступающие за восстановление границ Румынского государства, существовавшие до 1940 г., забыли или делают вид, что не замечают, что в состав Республики Молдова входит и приднестровская территория, которая никогда не принадлежала Румынскому государству. В ситуации, когда руководство государства прилагает значительные усилия по урегулированию приднестровского конфликта, намерения румынской церкви, как и истца, направлены на территориальное расчленение страны, а также на дестабилизацию ситуации в регионе» .

Проблема Бессарабской митрополии привела к росту трений в отношениях между Молдовой и Румынией, особенно после того, как в Европейском Суде в Страсбурге прозвучало заявление И.Морея: «Разжигание вражды между верующими имеет цель дестабилизировать социально-политическую ситуацию в республике. Расчет - на то, что в мутной воде румынскому экспансионизму будет легче рыбачить, в том числе и с помощью румынской патриархии» .

Впервые прозвучавшее из уст официального молдавского представителя обвинение Румынии в экспансионизме и в использовании Румынского патриархата в политических целях вызвало болезненную реакцию в Бухаресте. Президент И. Илиеску заявил, что ожидает официальных извинений от правительства Молдовы, премьер-министр А. Нэстасе демонстративно отменил свой плановый визит в Кишинев, многие румынские политики и унионисты в Молдове потребовали немедленного смещения И. Морея с поста министра юстиции.

Парламентская ассамблея Совета Европы отклонила протест Молдовы, а в апреле 2002 г. приняла документ "Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе", где молдавским властям еще раз настоятельно рекомендовалось зарегистрировать Бессарабскую митрополию.

Под давлением Совета Европы в июле 2002 г. Бессарабская Митрополия Румынской Православной Церкви была официально зарегистрирована. Это стало вынужденной уступкой Совету Европы со стороны властей Молдовы, стремящихся к скорейшей интеграции страны в Европейский союз. Регистрация еще больше осложнила отношения между Русской и Румынской православными церквями и способствовала дальнейшему расколу общества на сторонников и противников объединения с Румынией.

Вступление Румынии в Евросоюз в 2007 г. оказало сильное воздействие на общественные настроения в Молдове. Румыния столкнулась с проблемой дефицита рабочей силы из-за начавшейся массовой трудовой эмиграции в страны Старой Европы. Места уезжавших стали занимать граждане соседней Молдовы, заинтересованные не столько в признании их румынами, сколько в легализации своего положения в границах объединенной Европы. Средством такой легализации для них стало получение румынского гражданства.

По оценкам румынских властей, количество молдаван, которые хотят получить румынское гражданство, достигает 1,5 млн. человек . Общее население Молдовы составляет около 3,2 млн. человека (без учета Приднестровья), причем приблизительно 600 тысяч молдаван уже работают за границей. В результате идея «Великой Румынии» получила новую перспективу, и важная роль в этом отводится Румынской церкви.

Если в 2002 г. власти Молдавии зарегистрировали Бессарабскую митрополию как религиозное юридическое лицо, то в 2006 г. ее признали «духовным, каноническим и историческим преемником Бессарабской митрополии, функционировавшей до 1944 г. включительно» с составлявшими ее епархиями. Как полагают в Румынском Патриархате, это решение юридически подтвердило исторические и канонические права Бессарабской митрополии.

В настоящее время официальная позиция Румынского Патриархата состоит в том, что воссоздание Бессарабской митрополии не означает отрицания права на существование русской митрополии Кишиневской и всея Молдовы как епархии Русской Православной Церкви. Румынский Патриархат заявляет о своем уважении права верующих свободно принадлежать к той или иной из двух православных митрополий, и подчеркивает, что их сосуществование «в Республике Молдова объясняется сегодня тем, что данная территория не является более составной частью ни румынского государства, ни российского государства, а представляет собой новое, независимое государство» .

22 октября 2007 г. Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о восстановлении в составе Бессарабской митрополии трех епархий на территории Молдовы и Украины. Добиваясь международного признания законного статуса Бессарабской митрополии, Румынский Патриархат опубликовал ряд документов, содержащих богословско-исторические аргументы в ее поддержку. В ответ последовало заявление Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата , в котором указывалось на ряд несоответствий общепризнанной православной традиции в упомянутых документах. РПЦ несогласна с позицией румынской стороны, утверждающей, что некоторые правила Вселенских Соборов не имеют универсального характера и потому не применимы в Молдавии.

РПЦ негативно оценила попытку Румынского Патриархата применить "этническую трактовку 34-го Апостольского правила к церковной ситуации в Республике Молдове" и апеллировать к тому, что молдавские верующие "в большинстве своем румыны" и потому должны окормляться румынским духовенством. "Общеизвестно, что принцип формирования Церквей по этническому признаку никогда не был одобрен полнотой Православия, ибо не соответствует самому духу Христианства", - говорилось в заявлении ОВЦС МП, где отмечалось также, что "румыны составляют всего 2,2% населения Молдовы" .

Тесное переплетение религиозных и этнополитических факторов является характерной чертой постсоветского развития Молдовы. И хотя проблема Бессарабской митрополии имеет каноническо-юридический характер, ее разрешение, перспективы урегулирования конфликта в православной общине, как и религиозная ситуация в целом, во многом зависят от направления политического развития Республики Молдова.

Лишь в случае сближения Молдовы с Россией Русская православная церковь имела бы реальную возможность сохранить территорию страны в качестве своей канонической территории. В условиях прорумынской ориентации будут укрепляться позиции Бессарабской митрополии Румынской православной церкви. Если же развитие страны пойдет в направлении укрепления молдавской государственности, то не исключена перспектива повышения автономного статуса Митрополии Молдовы.

Конфликты и расколы внутри православной церкви в Молдове, сохраняющаяся напряженность в отношениях между Русской и Румынской православными церквями способствуют дальнейшему увеличению конфессиональной мозаичности общества и укреплению позиций всевозможных сект и объединений, в том числе тоталитарных. На этом фоне особую актуальность приобретают задачи уменьшения излишней политизации церковной жизни, сближения православных церквей и установления между ними истинно христианского взаимопонимания.

Примечания

От названия греческой части Стамбула - Фанаре, уроженцами которого были назначавшиеся в Молдову господари и чиновники.

Бессарабия - название междуречья Днестра и Прута.

Л.С.Берг. Бессарабия. Страна-Люди-Хозяйство. Кишинев, 1993, с.174.

Там же, с.176.

Еврейская энциклопедия. СПб, 1908-1913, т. 4, сс.373-377.

Е.К. Арнаут. Социологический анализ религиозности молодежи (по материалам конкретно-социологических исследований на территории Молдавской ССР). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., МГУ, 1968, с 12.

Церковь в истории России. М., 1999, с.222.

Там же, с.244.

Данная особенность нашла подтверждение ходе специальных социологических исследований в середине 1960-х гг., согласно которым в среде православных насчитывалось лишь 16,3% убежденных верующих (т.е. изучавших Библию, соблюдавших посты, регулярно посещавших церкви и т.п.), в среде баптистов это число достигало 82,8%, у Адвентистов 7 дня - 88,1%. См.: Е.К. Арнаут. Социологический анализ религиозности молодежи (по материалам конкретно-социологических исследований на территории Молдавской ССР). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., МГУ, 1968, с. 10-11.

Пребывающий в любви в Боге пребывает

Образ преподобного Паисия Величковского - свидетельство неразрывности духовной близости и исторической общности наших православных народов.
Преподобный Паисий канонизован Русской Православной Церковью за святую подвижническую жизнь как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Житие и деяния старца Паисия Величковского сказались на духовной жизни множества последователей и истории сотни монастырей. Известные пустыни - Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX веке, были продолжательницами духовного наследия великого старца Паисия. Старцы оптинские - Моисей, Леонид, Макарий и Амвросий - явились учениками того дела, которому так много послужил знаменитый архимандрит преподобный Паисий.

На примере жизненного и духовного подвига преп. Паисия Величковского, на трудах - первый и наиважнейший из которых «Добротолюбие» (был издан в Москве в 1793 г.) - продолжают возрастать души православных христиан. Преподоный Паисий среди добродетелей православных первыми называет веру и нелицемерную любовь к Богу и людям: «Первая добродетель - вера, ибо верою и горы переставляют и все, что хотят, получат, сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своею утверждается. От произволения нашего вера или уменьшается или увеличивается.

Вторая добродетель - нелицемерная любовь к Богу и людям. Любовь обнимает и связывает во едино все добродетели. Одною любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего и, чего себе не хочешь, того и другому не твори. Любви ради Сын Божий вочеловечился. Пребывающий в любви в Боге пребывает; где любовь, там и Бог».

Глубокоуважаемый Владыка, мы только что прибыли из прекрасной паломнической поездки по Молдове, побывали в разных уголках страны, посетили многие храмы и монастыри, и были удивлены: как много в храмах людей и особенно молодежи. Везде было торжественно и радостно. Службы велись на молдавском, церковнославянском языках. Это были братья и сестры. Владыка, как развивается сегодня духовная жизнь в Молдавии?

Молдавия - православная страна, история которой уходит в далекое прошлое. Как у нас говорят, семя, посеянное на молдавской земле апостолом Андреем Первозванным, дало щедрые плоды. Несмотря на то, что были тяжелейшие времена турецкого ига, когда земли Молдовы были оккупированы, вера сохранялась. Но при древности православной традиции собственно молдавская епархия совсем молодая. В 2013 г. исполнится 200 лет с того дня, когда Священный Синод принял решение о создании Молдовлахийского экзархата. После 1812 г., когда по условиям мирного договора к России отошла восточная часть Молдавии - Бессарабия - экзарху Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриилу (Банулеско-Бодони), было поручено организовать ее церковную жизнь. В 1813 г. последовало официальное учреждение Кишиневской епархии, которой были присвоены титулы митрополии и экзархии. Бессарабия с 1918 по 1940 гг. опять была под властью Румынии. Собственно советская власть пришла в Молдавию после Второй Мировой войны. Молдаване оставались всегда православными, в какие бы сложные времена они ни жили. Церковная жизнь народа никогда не прекращалась. И только начиная с хрущевских реформ наступили тяжелые времена. Еще при возврате Бессарабии в 1940 г. от нее была оторвана северная часть, вошедшая в Черновицкую область, а южная, с выходом к Черному морю, вошла в состав Одесской области. От Молдовы осталась только небольшая часть, которая и является сегодня территориально Республикой Молдова. В начале 50-х годов в Молдове было 924 храма и 24 монастыря. Самые тяжелые времена наступили с 1957 по 1962 год. Закрывались и разрушались храмы, монастыри. В 1988 г. осталось 194 прихода и 1 обитель - Жабский женский монастырь. Несмотря на все репрессии, православная вера жила в душах молдаван, русских, украинцев, белорусов, болгар, гагаузов - всех верующих, которые жили и живут в нашей стране. И даже в те времена люди выполняли церковные требы и таинства крещения, венчания, отпевания. Люди продолжали воспитывать своих детей в вере. Оставшиеся священники не боялись проповедовать и служить Богу и пастве. И любовь к православной вере сохранилась в Молдове до сих пор.

С 1988 г., тысячелетнего юбилея Крещения Киевской Руси (а для Молдовы это произошло еще раньше), начали открываться духовные школы, монастыри, храмы. В течение 2 лет (с 1987 по 1989) ею управлял митрополит Серапион (Фадеев). Владыка успел открыть около 150 храмов и 1 монастырь. Мне посчастливилось возглавить в 1989 г. Кишиневскую епархию, предо мной стояла задача открыть все храмы и монастыри, восстановить книгопечатание церковной литературы. Но прежде всего надо было открыть духовную школу. С помощью священнослужителей и прихожан к работающим уже 350 приходам мы добавили еще около 900. Сегодня в Молдове около 1300 православных приходов. В 1989 г. было два действующих монастыря, а сегодня - 42 и 8 скитов. Не было ни одной духовной школы, сегодня - 8. Мой предшественник начал восстанавливать духовное образование с создания пастырских курсов при Каприановском монастыре. И это была наша первая пастырская школа. Необходимость в пастырях в то время была так велика, что в 1990 г. я рукополагал студентов, которые после окончания училища назначались на приходы настоятелями. И этих студентов, а их было более 100, не хватило. Бывало, что в епархии в течение недели открывалось по 7, 10 и 15 приходов. Вскоре мы открыли и другие школы, семинарии, для девушек - лицеи, в которых они получали дипломы преподавателей и готовились к социальному служению.

Была открыта школа иконописцев и школа для псаломщиков. На сегодняшний день наши духовные школы полностью обеспечивают необходимость епархии в священнослужителях. В них получают духовное образование также семинаристы из близ лежащих епархий Румынии, Украины и России.

Особое внимание у нас уделяется работе с молодежью. И посещение храмов для молодых людей не мода, а духовная необходимость. Особенно это видно во время Великого поста. Первая неделя, читается канон Андрея Критского - полные храмы молодежи. Страстная неделя - в храмах опять молодежь: и мальчики, и девочки, и их родители. Они принимают участие во всех церковных обрядах и таинствах.

Мы стремились, чтобы и в светских учебных заведениях велось преподавание религии. Уже в 1994 г. я обратился к первому Президенту Молдовы Мирче Снегуру с просьбой разрешить преподавание религии в школах и в вузах. Специального правительственного разрешения не было, но с 1994 г. такое преподавание началось. Все священники, которые работали в школах, разработали свои программы по образцам программ румынских православных педагогов. Начинали просто с бесед, рассказов, не ставили и не ставим никаких оценок, чтобы никого не обидеть. Стараемся с молодежью говорить на понятном для нее языке. Они видят наше стремление, наше желание найти общий язык, видят, что наша церковь живая, что церковь заботится о своем народе.

В 2010 г. руководство страны рассматривало Закон о преподавании в учебных заведениях предмета «Основы православной культуры». К сожалению, его не приняли потому, что якобы этим мы ущемляем права получения образования по евростандартам. Но нам разрешили продолжать преподавание религии. В настоящее время изданы учебники на деньги государства, они раздаются детям бесплатно. К сожалению, изданного недостаточно. В своей работе с детьми и молодежью мы учитываем особенности возрастного восприятия. В старших классах особое внимание уделяем беседам, встречам. Такую же работу священники ведут и в вузах. На встречу с протоиереем Октавианом Мошиным, настоятелем Сретенского домового храма Молдавского государственного университета, приходят 700-800 студентов. Он находит доброе слово для каждого, как может помогает всем, кто к нему обращается. При необходимости материально также поддерживает ребят. Помогает в учебе, даже организовал курсы английского языка. Проводит со студентами паломнические пешие ходы от одного монастыря к другому. Такая действенная работа приводит к хорошим результатам. Большинство ребят, которые встречаются с такими священниками, воцерковляются, венчаются в храмах, крестят своих первенцев и становятся членами православных общин.

Сегодня в Молдавии около полутора тысяч храмов, почти в каждом городе и селе есть храм. На какие средства они построены?

До 1995 г. храмы строились за счет верующих. Потом изменилась экономическая ситуация в стране, к сожалению. И тогда мы обратились к бизнесменам за поддержкой. Обратились к депутатам, состоятельным выходцам из сел, чтобы они помогли общинам построить или отремонтировать храмы на их малой родине. Многие откликнулись. Последнее время помощь такая стала меньше. Это произошло, потому что из-за ухудшений международных отношений между Россией и Молдовой многие состоятельные люди среднего возраста из-за невозможности вести бизнес в стране уехали за границу. И несмотря на то что они оказались в результате кризиса в Италии, Испании, Португалии, продолжают жертвовать на церковь и храмы, помогают содержать церковь в своем селе или в соседнем.

Молдавия - зеленая и ухоженная земля. Мы видели возделанные поля, виноградники, огороды. Прекрасные храмы. Крепкие и красивые дома. Посещали городские и сельские магазины, кафе, столовые, где нас кормили дешевой и очень вкусной пищей. Были на шумном Кишиневском базаре. Нас тепло и радушно встречали на семейном празднике в простой молдавской семье, где все говорило о ее благополучии. И все же Молдавия - страна, из которой население уезжает в разные страны мира, и, прежде всего, в Россию. Очень много уезжает молодежи. Многие из уехавших не вернутся домой. В чем вы видите решение этой проблемы?

Для нас очень важным является вопрос улучшения отношений между нашими странами. Нынешнее состояние - результат ошибок с обеих сторон в области политики и межгосударственных отношений. Молдова - аграрная страна с прекрасной землей и климатом в центре Европы. Раньше весь Советский Союз получал из Молдовы не только прекрасные вина и коньяки, но и отличные овощи, фрукты. Это можно наладить и сегодня. Сохраняются братские отношения между людьми наших стран. Многие молдаване учились в Москве, Петербурге, Киеве. Раньше все были братья во Христе и просто братья по стране. С развалом Советского Союза, когда Украина стала самостоятельной державой, Молдова самостоятельной, многое изменилось. Для нас, людей среднего возраста, хотя мы и разделены границей, остаются сильные связи, дружеские, братские отношения. Но для молодежи уже многое изменилось. Для новых поколений Украина, Белоруссия, Россия - чужие страны. Я думаю, в разрешении этого сложного вопроса наши политики должны сыграть положительную роль. Молдову, как лакомый кусочек, стараются приблизить к себе и Евросоюз, и Россия. И вот политики теряются и не знают часто, за какую сторону во взаимоотношениях наших стран браться. И до тех пор, пока они будут в растерянности, это будет губительно сказываться не только на них, но и на наших странах. Я думаю, что можно жить в добрых отношениях и с Россией, и Евросоюзом. В Россию мы должны вернуться со своими продуктами - других богатств у нас нет. Но у нас, в Молдове, добрые и трудолюбивые люди и хорошие специалисты.

Сейчас в Москве открывается Отдел внешних церковных связей Кишиневско-Молдавской митрополии. Какие задачи вы ставите перед работниками этого отдела?

Необходимость открытия такого отдела возникла давно. В свое время с этим вопросом я обратился к Президенту России Б.Н. Ельцину еще в 90-е годы. Уже тогда в Россию приехало много молдаван. Большинство жителей Молдовы - христиане, а каждый верующий христианин хотел бы присутствовать на церковных службах и молиться на своем родном языке, где бы он ни находился. В Москве проживают многие тысячи верующих молдаван, среди них постоянно живут такие известные всему миру люди, как писатель Ион Друце, режиссер Эмиль Лотяну, композитор Евгений Дога, певица Надежда Чепрага. Мою просьбу поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-е годы рассматривался вопрос о передаче нам храма для организации подворья в районе Кузнецкого моста, недалеко от посольства Молдовы. Но по разным причинам этого не произошло.
В настоящее время нас поддержал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и пошел нам навстречу. Его Святейшество любит Молдову. Неоднократно бывал еще владыкой у нас. Для Молдавского подворья определен храм Черниговских мучеников в Черниговском переулке. Это часть Патриаршего подворья. Этим летом состоится передача храма. Сам храм необходимо восстанавливать. В нем будет вестись служба на молдавском и церковнославянском языках. Мы хотим как можно больше сделать для сближения людей. Откроем воскресную школу, катехизаторские курсы. Будем собирать по праздникам на братскую трапезу всех желающих. Нам бы хотелось, чтобы живущие в Москве, в России молдаване чувствовали себя как дома, на родной земле. Сотрудники отдела будут заниматься социальной работой и социальной защитой. Значительное внимание нужно уделить тем людям, которые приехав в Россию, столкнулись с недобросовестными работодателями; они часто остаются не только без куска хлеба, но даже и без паспорта. Планируем создать небольшую юридическую консультацию, открыть небольшую гостиницу или гостевой дом. Мы хотим, чтобы каждый молдаванин, приезжающий в Россию, знал, где ему могут помочь, если он окажется в тяжелой ситуации. Мы начнем с оформления всей необходимой документации по храму, его ремонта. Будем вести богослужения и приглашаем в храм наших братьев-молдаван и всех желающих.

К сожалению, сегодня мало что известно в России и других странах о духовной жизни Молдовы и ее героическом прошлом, в котором народ и его господари стояли не на жизнь, а на смерть за сохранение Православия. Расскажите о господаре Молдовы Стефане III Великом.

Для Молдовы Стефан Великий (1429-1504) - выдающийся господарь, полководец, дипломат, политик, а самое главное - он великий христианин. Он правил в течение 47 лет страной в очень тяжелое время, боролся за укрепление Молдовы и ее независимость с Османской империей, Польшей, Венгрией, был защитником своего народа. Ему пришлось много сражаться. Господарь Стефан выиграл практически все сражения, после каждой победы закладывал и строил новый храм или монастырь. Их было 47 или 48. Многие из этих храмов и монастырей сохранились и сейчас. Святой Стефан также заботился и о других храмах, которые нуждались в его поддержке. Особой заботой Государя были святыни и монастыри Афона, для спасения которых от разрушения османами он использовал все свое влияние, использовал богатства Молдовы и свои личные, чтобы поддержать монастыри и восстановить святыни. Он предоставил молдавские земли взамен тех, что были захвачены турками.

Был взращен благочестивыми родителями. По преданию, однажды войско Стефана было разбито, и он вернулся домой, где был очень сурово встречен своей матерью, которая ему сказала: «Ты не мой сын, если проиграл битву!». Господарь вернулся на поле битвы с оставшимися в живых воинами и одержал победу. Как выдающийся полководец и христианин многие битвы он выигрывал с гораздо меньшим войском, чем у противника. На знамени Стефана был изображён Георгий Победоносец - покровитель и защитник молдавского господаря. Знамя Стефана Великого, изготовленное его дочерью Еленой, - одна из святынь монастыря Зограф на Афоне, монашеская жизнь в котором в 1502 г. была им восстановлена.

В 1992 г. Румынская Православная Церковь канонизировала господаря Стефана III как Святого Стефана Великого. Память его совершается 2 июля. Я принимал участие в этих торжествах. Сегодня Православная Церковь в Молдове почитает его как святого, а государство как великого государственного деятеля.

Каждый народ чтит своих святых. У народа Молдовы особенно почитается преподобный Паисий Величковский. Мы вступаем в 10-летие подготовки празднования 300-летия со дня его рождения, которое отметим в 2022 г. Что необходимо сделать в рамках этого юбилея?

Молдавия почитает святых по обеим сторонам реки Прут, которая стала пограничной и разделила границей исторические земли Молдовы, часть которых за этой рекой теперь принадлежит Румынии. У нас есть прекрасная икона Собора молдавских святых. На ней изображен также и священномученик Серафим (Чичагов), который возглавлял епархию в течение 6 лет (1908-1914). Очень почитается святая Параскева из Ясс.

Но особым почитанием пользуется великий старец Паисий Величковский. После Афона этот великий подвижник со своими учениками находился в Нямецком монастыре (ныне Румыния). Это была настоящая монашеская республика, где подвизалось более 10 000 человек разных национальностей. Велик его вклад в духовном просветительстве. В его переводе в Москве в издательстве Синодальной библиотеки в 1793 г. с греческого была издана всем известная великая книга «Добротолюбие». Его ученики основали Ново-Нямецкую обитель, которая находится у нас в епархии. Это большой монастырь, который называют малой Молдавской Лаврой. В состав монастыря входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор, Успенская церковь, Никольский храм, Кресто-Воздвиженский. 65-метровую колокольню монастыря часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой Лавры. Великий старец Паисий очень почитается в нашей стране и считается народом покровителем страны.
В 1988 г. Русская Православная Церквь прославила в лике святых преподобного Паисия Величковского, которого еще при жизни почитали как святого. Этот святой объединяет не только 2 берега реки Прут - Молдавию и Румынию, но и Украину, где он родился, Россию, где первыми издавались его труды и почиталось его монашеское служение, взрастившее русское старчество в Оптиной, Софрониевой, Глинской пустынях и других монастырях; Афон, где он много лет подвизался и столько сделал для сохранения и распространения его духовного наследия.

Мы будем готовиться к юбилею, привлекать специалистов и богословов не только Молдовы, но просить поучаствовать и другие страны, Россию. Будем просить принять активное участие Патриархию. У нас прекрасные добрые отношения с Нямецким монастырем (Румыния), где пребывают святые мощи преподобного Паисия. В самые трудные времена, когда у нас не было еще семинарии, мы посылали по договоренности наших семинаристов к ним на учебу. И опять святой Паисий собирал возле себя учеников-молдаван. Необходимо провести международные конференции, самым серьезным образом изучить его наследие и издать его. Восстановить православные святыни, связанные с его именем. Потому что Паисий Величковский и его подвиги, наставления и труды имели не только великое влияние на монастыри, но и в целом в укреплении всей Православной Церкви, с жизнью которой связаны судьбы народов и государств. Мы должны приложить все усилия, чтобы воздать должное этому великому святому.

Дорогой владыка, 2012 г. юбилейный для вас. В его преддверии журналисты будут расспрашивать вас о многом. Мы бы хотели спросить вас, почему, служа в рядах Советской Армии, вы, уроженец Черновицкой лесной области, оказались на флоте и дослужились до высшего матросского звания - корабельного старшины?

Начнем с того, что еще в детстве я решил, что буду служить в армии. Но я, как все мальчишки, хотел быть необычным. Подумав, решил, что буду моряком. И когда все, кто собирался служить в армии, хотели быть солдатами, я хотел быть моряком. На всех допризывных комиссиях я говорил, что хочу служить не в армии, а только на флоте. Меня спрашивали: «В армии надо служить два года, а на флоте три. Ты согласен?», я отвечал, что согласен. У меня с детства была любовь к военной строгости, послушанию. И когда я приехал на последнюю комиссию в свой районный центр, мне сказали, что я буду служить на флоте. После призыва меня отправили в «учебку», которая находилась в Севастополе. С этим городом в нашей семье очень многое связано. В Севастополе в начале ХХ века воевал мой дед Николай, в честь которого я был назван, и до монашеского пострига я носил это святое имя. Дедушка меня очень любил. Во время Великой Отечественной войны в Севастополе воевал мой отец Василий, который прошел всю войну. И вот я все три года прослужил тоже в Севастополе и дослужился до звания главного корабельного старшины, что соответствует сейчас званию мичмана, практически младшего офицера. Служил я в береговой службе, был миноторпедистом и ракетоартиллеристом. Отрабатывали мы свое мастерство на суше, а вот стреляли по целям во время учений - на море. С теплотой вспоминаю эти годы. Но, к сожалению, мои товарищи по службе теперь живут в разных странах.

- Когда вы пришли первый раз в храм?

В церкви я столько, сколько себя помню. Родился в православной верующей семье. Отец и мама постоянно ходили в церковь. Мама с детства пела в церковном хоре; дед, бабушка постоянно посещали церковь, брат дедушки пел в церковном хоре, брат отца пел в хоре, сестра мамы тоже пела в церковном хоре, муж маминой сестры пел в церковном хоре. Хор нашей церкви состоял из моих родственников. Причем это были советские времена, церкви и монастыри были закрыты. К счастью, храм в нашем селе был открыт. Когда мне было 5 лет, дедушка решил поехать в действующий монастырь - в Почаевскую Лавру и взял меня с собой. Через год он опять поехал со мной и с бабушкой в Почаев. Ездили, несмотря на то, что паломников пытались разгонять и выгонять из Лавры. Они молились, я молился, они исповедались, я тоже; причащались, я тоже причащался, правда, на ранних службах хотелось спать. Однажды вышел отец Амфилохий и нас благословил. И у меня есть от него с благословением его фотография с голубями. Украинская Православная Церковь причислила его к лику святых. Дедушка старался, чтобы я как можно больше мог увидеть. И когда звонарь поднимался на колокольню, дедушка просил его взять нас с собой. В 5 лет я уже читал, писал, знал молитвы, твердо знал «Верую».

Мой отец был лесником, дедушка лесничим служил на лесном кордоне. Дом родительский стоял в 100 метрах от леса. В 1996 г. я выпросил этот лесной кордон, и ныне там стоит Свято-Владимирский мужской монастырь. 21 августа 1997 г. монастырь был освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром и владыкой Онуфрием, ныне митрополитом Черновицким и Буковинским, в нашем присутствии. Там сейчас 7 монахов, построены большая церковь, двухэтажный настоятельский дом. Родительский дом сохранился до сих пор. Теперь он на земле монастыря.

- Дорогой владыка, что бы вы хотели пожелать читателям «Руси Державной», священнослужителям и молодежи?

Нам, священнослужителям, прежде всего нельзя быть ленивыми. Надо не считаться со своим временем. Вести и воскресную школу, и катехизаторские беседы. Священник сегодня должен не только исполнять требы, он должен быть духовником, пастырем, отцом. Мы должны помнить ту истину, что, как будем воспитывать и чему учить, то и получим. Если мы будем лениться, то наша молодежь уйдет к тем, кто приезжает из-за границы и ходит в белой рубашечке с галстучком и с Библией под мышкой - к сектантам.

А молодым людям хочу тоже пожелать: не лениться, побольше трудиться, научаться примерами высокой жизни и служения Отечеству, читать душеспасительные книги - такие, как труды великого старца и сердцеведа Паисия Величковского.

Как и во всех странах бывшего СССР наибольшее значение имеет ортодоксальная церковь республики, охватывающая более 96% православных христиан всего населения страны. Что касается населения страны то в Республике свобода принадлежности к какой-либо религии гарантирована Конституцией РМ от 1991 года, где чётко сказано, что каждый гражданин имеет право свободно исповедовать религиозную веру как индивидуально так и в обществе, а также распространять эту веру, отправлять частным образом или публично культ в том случае если конечно же это не противоречит действующим законодательным актам страны и основному закону – Конституции Республики Молдова. А по всей территории Молдовы благополучно совместно проживают приверженцы двух мировых религий: христианства и иудаизма. Христиане Молдовы насчитывают в общей сложности по стране более 1035 церквей, 35 монастырей и 7 скитов. В итоге насчитывается около 5000 служителей среди которых: преоты, дьяки, попечители.

Главой ортодоксальной церкви Молдовы является Митрополит Кишиневский и всея Молдовы его Высокопреосвященство Владимир – руководитель Митрополии Молдовы Митрополия Молдовы включает в себя четыре епархии: Кишинев, Кагул и Лэпушна, Бричень, Дубассары и Тирасполь – на левом берегу Днестра, а также действующий викариат находящийся на севере Республики Молдова в городе Бельцы.

Среди учебных теологических заведений в Республике насчитывают пять основных заведений: Теологическая академия при Государственном Университете Республики Молдова в Кишиневе – столице страны, теологическая семинария при монастыре Ноул Нямц в селе Кицкань. А также два специализированных лицея: Духовный лицей для девочек при монастыре Суручень, и Духовный лицей для мальчиков при монастыре "Рождество христово", на территории села Зэбричень.

Как добраться в Молдову?

Вы решили провести отпуск в Молдове? Или, может быть, вы планируете деловую поездку в Кишинев? Тогда первое, что Вам необходимо сделать – это узнать необходима ли Вам виза. С 1 января 2007 года граждане Евросоюза, Соединенных штатов Америки, Канады, Швейцарии и Японии не нуждаются во въездных визах в Молдову. Граждане этих стран могут находиться на территории республики без визы до 90 дней. Если же Вы не попадаете в категорию людей, которым не нужна виза, вы можете прочитать о том, как получить визу в Молдову здесь. После этого Вам необходимо выбрать, каким же способом Вам удобнее добраться в Молдову. Вы можете прилететь на самолете, приехать на поезде, автобусе или машине.

Самолетом

Самолет – это самый быстрый способ добраться в Молдову. Однако, в то же время это и самый дорогой способ. В Молдове существует только один аэропорт. Он находится в Кишиневе, столице республики. Из Кишинева прямым рейсом можно попасть в Москву, Бухарест, Киев, Будапешт, Стамбул, Тимишоару, Вену, Софию, Рим, Прагу и другие города. Основными авиакомпаниями в Молдове являются Air Moldova и Moldavian Airlines.

Этот вариант вам подходит больше всего, если Вам нужен самый быстрый способ попасть в страну. Однако, если Вы хотите сэкономить, то Вам необходимо выбрать другой способ, так как полеты в Молдову на самом деле очень дорогие. Если Вам интересно посмотреть на то, как выглядит международный аэропорт в Кишиневе, вы можете посмотреть нашу фото-галерею.

Поездом

Поезд – это самый дешевый способ добраться в Молдову. В отличие от самолета на поезде можно доехать не только до столицы Молдовы, но и до других городов республики. Однако, чаще всего, поезда ездят очень медленно. Поэтому, если Вы хотите сэкономить, то лучше на самолете добраться до Бухареста (билеты на самолет до Бухареста намного дешевле), а оттуда на поезде поехать в Молдову. Билет на поезд из Бухареста стоит $28. На границе придется немного постоять, пока колеса будут подгонять под ширину рельсов в Молдове. Если Вы решили приехать в Молдову на поезде, то Вы можете просмотреть расписание поездов здесь.

Автобусом

Автобусы очень часто используют для поездок в и из Молдовы, потому что они намного дешевле самолетов и в то же время они быстрее поездов. Молдавские компании по перевозкам пассажиров на автобусах предлагают поездки в различные города Европы. Существует регулярная связь между Кишиневом и Бухарестом. В день 5 автобусов отправляются в столицу Румынии из Кишинева. Поэтому, как вариант, можно использовать автобус для того, чтобы попасть из Бухареста в Молдову. Большим недостатком езды на автобусе является то, что придется долго стоять на границе. Из-за этого поездка из Бухареста в Кишинев занимает около 10 часов.

На машине

Если Вы предпочитаете ездить на машине, то Вам также придется провести долгое время на границе. Если Вы будете ехать по Молдове ночью, то лучше купить карту заранее, так как большую часть территории Молдовы занимают деревни, в которых в темное время суток на улицах пусто, поэтому не у кого будет спросить, как проехать.

Мы очень надеемся, что помогли Вам выбрать наиболее подходящий способ приехать в молдову. Если Вы хотите уточнить детали, то мы будем рады оказать Вам посильную помощь. Просто свяжитесь с нами и задайте свой вопрос используя форму ниже. И никогда не забывайте о том, что Вам здесь всегда рады!

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ МОНАСТЫРИ МОЛДОВЫ. НАВСТРЕЧУ СВЕТУ

    ✪ Причины распада семьи (Молдова, г. Кишинёв. XII Всемирный Конгресс семей, 2018.09.14) - Осипов А.И.

Субтитры

История

В отличие от других народов [ ] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны ». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) . Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ) , адвентисты-реформисты , лютеране , Новоапостольская Церковь , Армия Спасения , Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов , бахаи , мунитов , виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим. .

Русская и Румынская православные церкви

История [ | ]

Монастырь на р. Реут у села Бутучаны

В отличие от других народов [ ] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны ». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности затянулось подчинения молдавских племен различным тюркским государствам (Гунны, авары, болгары, Золотая Орда). В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) . Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства - католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ) , адвентисты-реформисты , лютеране , Новоапостольская Церковь , Армия Спасения , Пресвитерианская Церковь Мира и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.

Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов , бахаи , мунитов , виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим.

Статьи по теме