Феодор стратилат мощи. Святые феодор стратилат и феодор тирон. Мучения и кончина мученика

Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

Жизнеописание

Научный подход к житию

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов:

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Федора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Первый список на славянском языке - это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. ????????) XVI века, в переводе Арсения Грека.

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами:

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными.

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль).

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.


Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:

События жития святого

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

Сирии Дамаска Анастасий Синаит Иоанн Дамаскин Святослав Игоревич

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодора Иоанновича Ирины Феодоровны Годуновой

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений. В окрестностях Евхаит было поле, на котором в глубокой впадине поселился огромный змей. Когда он выходил из своего логова, земля в этом месте потрясалась; выйдя же, прожорливое чудовище нападало на людей и животных и многих таким образом погубило. Феодор, услышав об этом, помолился Богу и сказал сам себе: «Пойду и избавлю мое отечество от этой напасти силой Господа Иисуса Христа».

Он сел на коня и поехал в поле и, приблизившись к жилищу змея, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий: выйди из логовища своего и приползи ко мне». Змей, услышав голос святого, зашевелился, и земля на том месте потряслась. Феодор же осенил себя крестным знамением и убил выползшего змея мечом. После этого он, благодаря Бога, возвратился в свой полк. Тогда многие жители Евхаит уверовали во Христа и крестились.

Весть о подвиге святого Феодора донеслась до самого императора, и тот наградил его за храбрость, назначив воеводой (стратилатом) города Гераклеи. Награждая его, царь не знал, что Феодор - христианин, а тот, проживая в Гераклее, проповедовал Истинного Бога, и в короткое время уверовали во Христа и крестились почти все гераклейцы.

Скоро об этом донесли императору Ликинию, и он сам поехал к Феодору со свитой и множеством воинов. Накануне приезда императора, ночью, когда Феодор молился, ему было такое явление: он увидел себя в храме, крыша храма отверзлась, и оттуда воссиял свет небесный и послышался голос: «Дерзай, Феодор! Я с тобою». Император вступил в Геракпею, но святой не захотел сразу исповедовать перед ним Христа: когда Ликиний потребовал, чтобы Феодор принес жертвы идолам, он ответил согласием и только попросил дать ему этих идолов до утра. Император разрешил, и Феодор, унеся домой золотые и серебряные статуи, раздробил их на части и раздал эти куски нищим.

Узнав об этом, Ликиний страшно разгневался и предал Феодора на мучения. Его били воловьими жилами по спине и по животу, потом били оловянными прутьями, строгали железными когтями и жгли свечами. Потом Феодора на пять дней поместили связанного в темницу и морили голодом, а затем пригвоздили ко кресту, как когда-то нашего Господа и Спасителя. Тело мученика было так истерзано, что все думали, что он скоро умрет, и оставили его висеть на кресте. Но ночью ангел Господень освободил и полностью исцелил святого. Когда утром ко кресту пришли воины, чтобы взять тело Феодора, они встретили его самого, сидящего на земле и поющего хвалы Богу. Тогда эти воины - семьдесят солдат и два сотника- уверовали во Христа. Император послал 300 воинов во главе со своим наместником Сикстом перебить всех уверовавших. Но сбежалось много народа, и все единодушно стали исповедовать:

«Един есть Бог христиан, и нет иного, кроме Него!»

В народе начался мятеж, наместника Сикста и еще нескольких язычников убили. Но Феодор громко сказал: «Возлюбленные, перестаньте! Господь наш Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, чтобы они не отомстили роду человеческому».

Христиане послушались Феодора, и, когда пришел посланный Ликинием воин, не убили его, как хотели, ибо святой мученик Феодор сказал им: «Братия и отцы! Мне теперь подобает отойти ко Господу моему».

Он перекрестился и преклонил под меч свою голову. Его с почестями погребли в Евхаитах, и от мощей мученика совершилось много чудес, во славу Христа Бога нашего. Аминь.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.

Великомученик Феодор Стратилат

Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодору Стратилату, глас 4

Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою// присно ублажаем.

Кондак великомученику Феодору Стратилату, глас 2

Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Молитва великомученику Феодору Стратилату

О святый, славный и всехвальный великомучениче Феодоре Стратилате! Молим тя пред иконою твоею святою: моли с нами и о нас, раб Божиих (имена), умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, благостыни у Него просящих, и вся наша ко спасению и житию нужная прошения да исполнит. Еще же молим тя, святый победоносче Феодоре Стратилате, разруши силы возстающих на ны врагов, видимых и невидимых. Умоли же Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Нечестивый царь Ликиний 1 , приняв скипетр после нечестивого Максимиана и подражая ему во всем, тотчас же воздвиг великое гонение на тех, которые отличались благочестием; указ об этом нечестивом повелении он разослал по всем городам и странам. В это время было убито множество храбрых воинов Христовых: Ликиний умертвил сорок мучеников Севастийских 2 , также семьдесят славных воинов и князей палаты своей, и наконец убил триста мужей из Македонии.

Когда же нечестивый Ликиний увидел, что почти все христиане, презирая его повеление, предают себя за святую веру на смерть, тогда он приказал отыскивать только знаменитейших и благороднейших из них, т. е. только тех, кто находился в его войске, или жил в городах, и только их повелел (не обращая при этом внимания на множество простого народа) принуждать к идолопоклонению; он надеялся страхом убедить всех находившихся под его властью оставаться верными идолопоклонству.

В то время, как повсюду с великим тщанием стали искать знаменитейших из христиан, Ликиний, находившийся тогда в Никомидии, узнал, что в Гераклее 3 , близ Черного моря, живет некий святой муж, по имени Феодор Стратилат, что он христианин и многих обращает ко Христу.

Святой Феодор был родом из Евхаит 4 , находившихся недалеко от города Гераклей; он был человеком храбрым и мужественным, по наружности - весьма красивым; кроме того он отличался своею мудростью и большим красноречием, так что его называли "вриоритором", т. е. - искуснейшим витиею 5 . По царскому повелению, он был поставлен стратилатом, т. е. воеводою, и под его управление был отдан город Гераклея; этим он был награжден за свою храбрость, которая всем стала известна после того, как он убил змия в Евхаитах.

Недалеко от города Евхаит, на север от него, было пустынное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змий. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; вышедши же, он пожирал всё, что только ему ни попадалось, и человека, и зверя.

Услышав об этом, храбрый воин Христов, святой Феодор, находившийся тогда еще среди войска, никому ничего не говоря о своем намерении, вышел один на того лютого змея.

Он взял с собою только обычное свое оружие, на груди же своей имел многоценный крест. Он сказал сам себе:

Пойду и избавлю отечество мое силою Христовою от этого лютого змия.

Когда он пришел на то поле, то увидел высокую траву, сошел с коня и лег отдохнуть. В стране же этой жила некая благочестивая жена, по имени Евсевия. Это была женщина летами престарелая; за несколько лет перед этим, она, испросив честное тело святого Феодора Тирона 6 , пострадавшего в царствование Максимиана и Максимина, погребла его с ароматами в дому своем в Евхаитах и каждой год праздновала память его. Женщина эта, увидев сего второго Феодора, воина Христова, именуемого стратилатом, спящим на этом поле, с великою боязнью подошла к нему, и, взяв его за руку, разбудила его, говоря:

Встань, брат, и поскорее отойди от этого места: ведь ты не знаешь, что на этом месте многие претерпевали лютую смерть; итак, встав скорее, иди в путь свой.

Честный же мученик Христов Феодор, встав, сказал ей:

Про какой же страх и ужас ты говоришь, матерь?

Раба Божия Евсевия ответила ему:

Чадо, на месте этом завёлся громадный змий, и потому сюда никому нельзя придти: каждой день змий этот, выходя из логовища своего, кого-нибудь да находит, - человека или зверя, и тотчас же умерщвляет его и пожирает.

Мужественный воин Христов Феодор сказал на это:

Женщина отойдя от этого места, поверглась на землю, плача и произнося:

Боже христиан, помоги ему в час сей!

Тогда святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение, ударил себя в перси и, воззрев на небо, стал так молиться:

Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивных, - Ты и ныне Тот же есть, Господи Христе Боже: итак пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого - змия.

Потом беседуя с своим конём как бы с человеком, он сказал:

Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при помощи Христа, да одолею я врага.

Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию:

Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне.

Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, которой, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами.

Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечем и, убив его, произнес:

Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием!

После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали:

Велик Бог Феодоров!

Тогда уверовало во Христа множество из народа, и особенно воины, и все они, крестившись, стали единым стадом Христовым, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.

После этого святой Феодор, проживая в Гераклее, проповедывал Христа истинного Бога, и многие из язычников обращались ко Христу. Каждый день граждане собирались для крещения, и уже почти вся Гераклея приняла святую веру.

Услышав обо всем этом, нечестивый царь Ликиний весьма огорчился и послал из Никомидии, где он тогда сам пребывал, в Гераклею сановников с телохранителями своими, дабы они, взяв Феодора Стратилата, привели его к нему с честью.

Когда они пришли в Гераклею, святой Феодор принял их с почетом: он угостил их и каждому дал по подарку, как слугам царя. Потом они стали звать святого в Ликинию:

Иди, - говорили они, - в Никомидию, к царю, которой тебя так любит; ибо он, услышав о твоей храбрости, о красоте и премудрости твоей, весьма желает видеть тебя, намереваясь почтить твою доблесть достойною почестью и дарами.

Святой Феодор отвечал им:

Да будет воля царская и ваша, только веселитесь и радуйтесь сегодня, а завтра мы исполним то, что нужно будет исполнить.

Прошло уже три дня, а между тем, несмотря на убеждения посланных, чтобы святой Феодор шёл с ними к царю, он оставался в своем городе. Потом, оставив некоторых из присланных мужей царских у себя, святой Феодор отослал остальных к царю с письмом, в котором говорил, что ему нельзя оставить город свой в то время, когда в народе такое большое смятение: ибо "многие, - писал он, - оставив отечественных богов, покланяются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства"; "посему, - продолжал он, - потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам: 1) чтобы усмирить мятежный народ и 2) чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере".

Такое послание святой Феодор написал к царю Ликинию, возбуждая его этим придти в Гераклею: святой хотел пострадать в своем городе, дабы освятить его своею, пролитою за Христа, кровью и своим страдальческим и мужественным подвигом утвердить других в святой вере.

Царь Ликиний принял это письмо Стратилата и, прочтя его, обрадовался.

Ни мало не медля, он, взяв с собою около восьми тысяч воинов и самых знатных из никомидийских граждан, с радостью отправился с своими князьями и сановниками в Гераклею; захватил он с собою и идолов более чтимых народом богов, - и золотых, и серебряных.

В ту же ночь, когда святой Феодор, по обычаю, молился, было ему такое видение: ему казалось, что он находится, в храме, крыша которого разверзлась, и оттуда сиял небесный свет, как от какого-либо великого светила, и освещал главу его; и вот послышался голос:

Дерзай, Феодор, Я с тобою!

После этого видение прекратилось.

Тогда святой Феодор понял, что настало время его страданий за Христа и радовался, пламенея духом. Услышав, что царь приближается к городу, он вошел в молитвенную комнату свою и так с плачем молился:

Господи, Боже всесильной, не оставляющий всех уповающих на милость Твою, но защищающий их, будь милостив и ко мне, и соблюди меня Твоим заступлением от вражеского обольщения, - да не паду я пред врагами моими и да не порадуется о мне враг мой; предстань мне, Спасителю мой, во время предстоящего мне подвига, который я так желаю понести за имя Твое святое; укрепи и утверди меня и подай мне силу мужественно, до крови, постоять за Тебя и положить душу мою ради любви к Тебе, как и Ты, возлюбив нас, положил на кресте душу Свою за нас.

Так со слезами помолившись, святой Феодор умыл лицо свое. Потом, одевшись в светлые одежды, он сел на коня своего, на котором некогда убил змия в Евхаитах, и вместе с воинством своим и гражданами вышел на встречу к царю; как и подобало, он поклонился ему и, приветствуя его с почтением, произнес:

Радуйся, божественнейший царь, самодержец могущественнейший!

Царь тоже очень любезно встретил святого Феодора; он облобызал его и сказал:

Радуйся и ты, прекраснейший юноша, храбрый воин, славный воевода и как солнце пресветлый, - премудрейший хранитель отеческих законов, и диадимы достойный! Тебе подобает после меня быть царем.

Так любезно и весело беседуя, они, под звуки тимпанов и труб, вошли в город и оба в радости легли отдохнуть в тот день.

Утром, когда на высоком помосте на площади посреди города был приготовлен царский престол, пришел царь Ликиний со всею своею свитою и с Феодором Стратилатом и, воссев на престол, начал хвалить город, его граждан и святого Стратилата, говоря:

Поистине, место сие достойно называться престолом Божиим: его должно почитать другим небом для людей; этот город и велик, и жителей в нем много, и притом они все благочестивы и привержены богам своим. Поистине ни в каком другом месте не почитаются так наши великие боги, как здесь; да и нет более приличного и удобного места для служения великим богам, как это; вот почему и Геракл, этот чудный и мужественнейший бог наш, сын великого бога Дия и богини Алкмены 7 , возлюбил это место и во имя свое наименовал его городом Гераклеею; и поистине, Феодор, оно достойно стать твоим владением: тебе подобает обладать этим чудным городом и только ты достоин управлять таким народом. Ведь ты чтишь наших богов, и вся твоя любовь направлена к ним; день и ночь ты ничем другим не занимаешься, как только заботишься о том, чтобы благоугодить древним еллинским богам. Поэтому ты и ныне покажи свою любовь к ним и принеси им жертву с поклонением, дабы и народ весь увидел твое усердие к богам и познал, что ты искренний друг великих богов и угоден царю.

Так говорил Ликиний, обольщая и лаская святого. Святой Феодор на это так ответил царю:

Будь долголетен царь. Да будет воля твоя, только дай мне сегодня на дом изображения великих еллинских богов, которые ты взял с собою, и золотые и серебряные, дабы я в эту ночь и в следующую за ней прежде всего почтил их у себя, и жертвами, и каждением, и ароматами; а потом, если повелишь, принесу им жертвы явно пред всем народом.

Царь, услышав это, очень обрадовался. Он тотчас же велел принести золотых и серебряных идолов. Святой Феодор, взяв их с собою, отправился домой и там, ночью, сокрушив и разбив их на малые части, раздал эти части нищим.

Спустя два дня, царь послал к святому, повелевая, чтобы он исполнил обещанное и в тот же день пред всем народом принес жертвы богам. Феодор, обещав исполнить всё это, с поспешностью отправился к царю, и царь, вместе с ним, поехал на площадь, находившуюся среди города, и там, сев на престоле своем, сказал святому Феодору:

Премудрейший Феодор, прекрасный воевода, почтенный бывшими прежде нас царями! Вот настал день жертвы и празднества. Итак всенародно принеси жертвы богам, дабы все жители видели твое благоговение к ним и чрез это стали бы еще более старательными и усердными в своих жертвоприношениях.

В то время, как царь говорил это, один из стоявших здесь сотников, по имени Максентий, сказал ему:

Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды 8 в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты ее нашел? А он мне сказал, что ее дал ему Феодор Стратилат.

Услышав это, царь Ликиний содрогнулся и, недоумевая, долгое время молчал.

Тогда святой Феодор сказал ему:

Вот что для меня сила Христа: всё то, что Максентий сотник сказал тебе, царь, - всё это правда, и я хорошо поступил, разбив твоих идолов. Ибо, если они сами себе не могли помочь, будучи сокрушаемы, то как они могут подать помощь тебе?

Ликиний, выслушав такой ответ святого Феодора, оставался некоторое время безгласным, как бы человек немой и потерявши рассудок. Сидя в большой печали и облокотив голову свою на правую руку, скорбя и сетуя, он наконец произнес:

Увы мне, увы мне! Как я поруган! И что я теперь скажу, что сделаю, - не знаю. Будучи могущественнейшим царем, и собрав такое большое количество воинов, я пришел к этому несчастному человеку, и теперь осмеян всеми моими врагами, особенно за то, что сей окаянный сокрушил победоносных моих богов и роздал их нищим.

Потом, обратившись к святому, он сказал:

Феодор, это ли твое воздаяние богам за принятые от них дары? Этого ли я ожидал, когда осыпал тебя столь великими почестями? И ради того ли я оставил Никомидию, придя ныне к тебе? О, злой и порочный человек! Поистине, - ты сын коварства и скверное жилище лукавства, - лестью меня заставивший придти сюда. Но, клянусь тебе силою моих великих богов, я не потерплю этого, и не добром кончится для тебя твоя хитрость.

Святой отвечал Ликинию:

Безумный царь, что ты так разгневался? Посмотри сам и уразумей силу твоих богов? Если бы они были действительно боги, то почему же они сами себе не помогли? Почему они не разгневались на меня, когда я их разбивал, и не послали с неба огня, дабы сжечь меня? Но они суть бездушные и бессильные вещи, которые так же легко рассекаются рукою человека, как золото и серебро. Ты, царь, гневаешься и возмущаешься, а мне смешно твое безумие. Ты гневаешься и яришься, а я мужаюсь и не обращаю внимания на твою ярость. Ты печалишься, а я радуюсь погибели твоих богов. Ты упорствуешь Господу, а я благословляю Его. Ты хулишь Бога истинного, а я восхваляю Его в песнопениях. Ты покланяешься мертвым богам, а я покланяюсь Богу Живому. Ты служишь скверному Серапису 9 , а я служу пречистому и честнейшему Владыке моему Христу, восседающему на чистейших Серафимах. Ты почитаешь мерзкого Аполлона 10 , я же чту Бога живущего во веки. Ты уголь Фракийский 11 , я же князь римский; - ты Ликиний - веятель, я же Феодор, - дар Божий 12 . Итак, царь, не гневайся и не ярись; поступая так, ты только проявляешь свою внутреннюю муку и уподобишься ослу или какому-либо мулу.

Тогда Ликиний царь, еще более разгневавшись, велел распростереть крестообразно святого обнаженным и сильно бить сырыми воловьими жилами.

И били воины святого мученика без пощады, меняясь между собою, так что его били то по трое, то и по четверо воинов, и в это время святому Феодору дано было шестьсот ударов по спине и пятьсот по чреву.

Царь же Ликиний издевался над ним, говоря:

Феодор, потерпи немного, пока ни придет к тебе Христос Бог твой, Которой освободит тебя от рук мучителя.

Святой отвечал:

Твори со мной, что хочешь, и не останавливайся: ибо ни скорбь, ни теснота, ни раны, ни меч, никакая либо другая мука не разлучит меня от любви Христовой.

Тогда царь, воспылав еще большею яростью, сказал:

Ты всё еще исповедуешь Христа?

И повелел снова без пощады бить святого мученика по спине оловянными прутьями, а потом строгать тело его железными когтями и опалять горящими свечами, раны же его растирать острыми черепками.

Святой, перенося всё это мужественно, ничего другого не говорил, как только: "слава Тебе, Боже мой!" После всех этих мук, царь велел заключить святого Феодора в темницу, ноги его связать путами и не давать ему пищи в продолжение пяти дней. По прошествии пяти дней, он приказал приго¬товить крест и распять на нем святого.

И вот, как некогда Христос Господь наш Пилатом, так теперь и святой Феодор был распять Ликинием на кресте, и руки и ноги его были пригвождены. Но жестокие мучители старались еще более увеличить страдания и муки святого. Они вбили в него острый и длинный гвоздь и резали тело его бритвами; юноши же и отроки напря¬гали свои луки и стреляли в лицо его, так что зеницы очей его были проколоты стрелами.

Я, - говорить описатель страданий его, - нотарий 13 Уар, - видя все эти ужасные муки и как бы слыша его внутренние страдальческие стоны, бросил книгу, в которую все это вписывал, и, повергшись с плачем к стопам его, сказал:

Благо слови меня, господин мой, благослови меня! скажи мне, рабу твоему, последнее слово!

Господин же мой, воин Христов Феодор, сказал мне тихим голосом:

Уар, не оставляй службы своей и не переставай смотреть на мои страдания; опиши их, опиши и кончину мою и пометь день ее.

Потом, взывая ко Господу, святой сказал:

Господи, Ты мне еще прежде сказал: Я с тобою. Почему же теперь Ты оставил меня? Смотри, Господи, как дикие звери из-за Тебя всего меня истерзали: зеницы очей моих пробиты, тело мое раздробляется от ран, лицо уязвляется, зубы сокрушаются; одни только нагие кости висят на кресте; помяни же меня, Господи, претерпевающего ради Тебя крест: из-за Тебя я перенес и железо, и огонь, и гвозди; ныне же приими дух мой, ибо я уже отхожу из сей жизни.

Действительно, все тело Феодора было истерзано.

Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде; приветствуя его, Ангел сказал ему:

Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, вот- Господь с тобою; зачем ты сказал, что Он оставил тебя? Итак, соверши до конца подвиг твой, и ты прийдешь ко Господу приять уготованный тебе венец бессмертия.

Сказав это святому мученику, Ангел стал невидим. После этого святой мученик Феодор, благодаря Бога, начал так воспевать: "Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки" (Пс.144:1).

А нечестивый Ликиний, еще до рассвета, послал двух своих сотников, Антиоха и Патрикия, приказав им:

Идите и принесите мне тело умершего в страданиях Феодора: я положу его в оловянный ящик и брошу в глубину морскую, чтобы как-нибудь не взяли его безумные христиане.

Когда они пошли и приблизились к месту, где был распят Феодор, они увидели крест, распятого же на нем мученика не было. И сказал Антиох Патрикию:

Правду говорят галилеяне 14 , что их Христос восстал из мертвых. Он то, как я думаю, воскресил и раба Своего Феодора.

В это время Патрикий, подойдя поближе ко кресту, увидел святого Феодора сидящим на земле и восхваляющим Господа. Тогда Патрикий громко воскликнул:

Велик Бог христиан, и нет другого бога, кроме Его?

После этого оба сотника, подойдя к святому, сказали:

Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане.

И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов.

Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа.

Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали:

Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него!

И еще:

Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Богь и царь - Христос, проповедуемый Феодором!

И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие.

Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным, мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин 15 , бросившись на наместника царского Сикста, убил его.

Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал:

Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому.

После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, - шум и народное смятение прекратились.

В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому:

Помилуй нас, раб Бога Вышнего!

Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им:

Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне.

И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа - Единого Бога.

В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление.

Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

Весь город, оставив богов, по учению и волхвованию Феодора, уверовал во Христа.

Царь, исполнившись ярости, немедленно же послал воина обезглавить святого Феодора. Народ же, увидев этого воина, снова поднял шум и мятеж: восстав против Ликиния, они хотели убить его слугу. Тогда святой стал увещевать народ оставить это намерение. Он сказал:

Братия и отцы! Не воздвигайте мятежа против Ликиния: ведь он слуга отца своего диавола, а мне теперь подобает отойти ко Господу моему Иисусу Христу.

Сказав это, он начал молиться Богу и после довольно продолжительный молитвы, благословил народ.

Потом, ознаменовав себя крестным знамением, он сказал рабу своему Уару:

Чадо мое, Уар, позаботься описать день моей кончины, а тело мое погреби в Евхаитах, в имении моих родителей; когда же и ты будешь приближаться к смерти, завещай похоронить себя по левую сторону меня.

Потом мученик Христов снова помолился и, наконец, произнеся слово: "аминь", преклонил под меч свою честную и святую главу и был усекнут.

Это совершилось в 8 день месяца февраля, в субботу, в третий час дня 16 .

По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, - Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Ликиний - римский император в восточный половине империи, царствовал с 307-324 год.

3 Гераклея - город в Понте, северный части Малой Азии.

4 Евхаиты - город на севере Малой Азии, недалеко от Гераклеи, ныне - Марсиван.

5 От греческого слова "ритор" - оратор, вития и "ври" - неоделяемый слог, усиливающий знаечение соединенного с ним слова.

7 Геракл или Геркулес - герой древнегреческих преданий, олицетворявши собою физическую силу человека и впоследствии почитаемой древними греками, как один из излюбленных богов. Дий или Зевс почитался древними греками отцом богов и людей, управляющим небом и землею, посылающим на землю гром я молнии. Алкмена, по греческим мифам, - смертная женщина, зачавшая и родившая от Зевса Геракла.

8 Артемида или Диана, по верованиям древних греков, была богинею луны и охоты.

9 Серапис - египетский бог душ умерших, который призывался как спаситель от болезни и смерти. Впоследствии почитание его перешло также в Грецию и Рим, где получило весьма большое распространение.

10 Аполлон - греко-римский бог солнца и умственного просвещения.

11 Прозвище Ликиния, намекающее на его низкое происхождение из Фракии.

12 Ликиний в переводе с латинского, значит - веятель; Феодоръ - с греческого Божий дар.

13 Нотарий - скорописец. В первое время по Р. Хр. так, назывались обыкновенно императорские секретари, скреплявшие акты.

14 Так с презрением язычники называли христиан, считая Христа происходившим из Галилеи, страны, которая и среди евреев пользовалась дурною славою.

15 Угринами называются славяне, происходящие из Угорской земли или Червонной Руси, ныне западная Украина.

16 Святой Феодор был усечен мечем в 319 году.

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат про-ис-хо-дил из го-ро-да Ев-ха-ит. Он был на-де-лен мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми и пре-крас-ной внеш-но-стью. За ми-ло-сер-дие Бог про-све-тил его со-вер-шен-ным по-зна-ни-ем хри-сти-ан-ской ис-ти-ны. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла из-вест-на мно-гим по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-та. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, во-ору-жив-шись ме-чом и мо-лит-вой ко Гос-по-ду, по-бе-дил его, про-сла-вив сре-ди лю-дей Имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком (стра-ти-ла-том) в го-ро-де Ге-рак-лее, где нес как бы двой-ное по-слу-ша-ние, со-че-тая свое от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая убеж-ден-ность, под-креп-лен-ная лич-ным при-ме-ром хри-сти-ан-ской жиз-ни, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ной «лжи без-бо-жия». Вско-ре по-чти вся Ге-рак-лея при-ня-ла хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324) на-чал же-сто-кое го-не-ние на хри-сти-ан. Же-лая обез-гла-вить но-вую ве-ру, он об-ру-шил пре-сле-до-ва-ния на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых не без ос-но-ва-ния ви-дел ос-нов-ную угро-зу для уми-ра-ю-ще-го язы-че-ства. В их чис-ле ока-зал-ся и свя-той Фе-о-дор. Свя-той сам при-гла-сил Ли-ки-ния в Ге-рак-лею, по-обе-щав ему при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Для со-вер-ше-ния этой пыш-ной це-ре-мо-нии он по-же-лал со-брать в сво-ем до-ме все зо-ло-тые и се-реб-ря-ные из-ва-я-ния бо-гов, ко-то-рые име-лись в Ге-рак-лее. Ослеп-лен-ный нена-ви-стью к хри-сти-ан-ству, Ли-ки-ний по-ве-рил сло-вам свя-то-го. Од-на-ко его ожи-да-ния бы-ли об-ма-ну-ты: за-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на кус-ки и раз-дал ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и бук-валь-но на об-лом-ках язы-че-ства утвер-дил за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия.

Свя-той Фе-о-дор был схва-чен и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Их сви-де-те-лем был раб свя-то-го Фе-о-до-ра, свя-той Уар, ко-то-рый ед-ва на-хо-дил в се-бе си-лы опи-сы-вать неимо-вер-ные му-че-ния сво-е-го гос-по-ди-на. Пред-чув-ствуя близ-кую смерть, свя-той Фе-о-дор уже об-ра-щал к Бо-гу по-след-ние мо-лит-вы, го-во-ря: «Гос-по-ди, ре-кл ми еси пер-вее, Аз есмь с то-бою, ныне же поч-то оста-вил мя еси? Виждь, Гос-по-ди, яко зве-рие ди-вии рас-тер-за-ша мя Те-бе ра-ди, из-бо-де-ны суть зе-ни-цы очес мо-их, плоть моя ра-на-ми раз-дроб-ля-ет-ся, уязв-ля-ет-ся ли-це, со-кру-ша-ют-ся зу-бы, еди-ны то-чию на-гие ко-сти на кре-сте ви-сят: по-мя-ни мя, Гос-по-ди, пре-тер-пе-ва-ю-ще-го крест Те-бе ра-ди, же-ле-зо, и огнь, и гвоз-дие подъ-ях за Тя: про-чее же при-и-ми дух мой, уже бо от-хо-жду от жиз-ни сей».

Од-на-ко Бог, по ве-ли-кой Сво-ей ми-ло-сти, по-же-лал, чтобы кон-чи-на свя-то-го Фе-о-до-ра бы-ла так же пло-до-твор-на для его ближ-них, как и вся его жизнь: Он ис-це-лил ис-тер-зан-ное те-ло свя-то-го и свел его с кре-ста, на ко-то-ром тот был остав-лен на всю ночь. Утром цар-ские во-и-ны за-ста-ли свя-то-го Фе-о-до-ра жи-вым и невре-ди-мым; убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое Кре-ще-ние. Так свя-той Фе-о-дор явил-ся, «яко день све-то-за-рен», для пре-бы-вав-ших во тьме идо-ло-по-клон-ства языч-ни-ков и про-све-тил их ду-ши «свет-лы-ми сво-е-го стра-да-ния лу-ча-ми». Не же-лая из-бе-жать му-че-ни-че-ской смер-ти за Хри-ста, свя-той Фе-о-дор доб-ро-воль-но пре-дал се-бя в ру-ки Ли-ки-ния, оста-но-вив вос-став-ший про-тив му-чи-те-лей на-род, уве-ро-вав-ший во Хри-ста, сло-ва-ми: «Пе-ре-стань-те, воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на Кре-сте, удер-жи-вал Ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Идя на казнь, свя-той му-че-ник од-ним сло-вом от-во-рял тем-нич-ные две-ри и осво-бож-дал за-клю-чен-ных от уз. Лю-ди, при-ка-са-ю-щи-е-ся к его ри-зам и чу-дом Бо-жи-им об-нов-лен-но-му те-лу, мгно-вен-но ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. По при-ка-зу ца-ря свя-той Фе-о-дор был усе-чен ме-чом.

Пе-ред смерт-ной каз-нью он ска-зал Уа-ру: «Не ле-нись за-пи-сать день кон-чи-ны мо-ей, а те-ло мое по-ло-жи в Ев-ха-и-тах». Эти-ми сло-ва-ми он про-сил еже-год-но-го по-ми-но-ве-ния. За-тем, ска-зав «аминь», он пре-кло-нил го-ло-ву под меч. Это со-вер-ши-лось 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да, в суб-бо-ту, в тре-тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат был пре-дан му-че-ни-че-ской смер-ти в 319 го-ду по Рож-де-стве Хри-сто-вом. В до-слов-ном пе-ре-во-де с гре-че-ско-го сло-во «стра-ти-лат» озна-ча-ет «вы-со-кий во-ин», в ли-те-ра-тур-ном пе-ре-во-де - «во-е-во-да», «во-е-на-чаль-ник». Про-ис-хо-дил свя-той Фе-о-дор из го-ро-да Ев-ха-и-ты, ныне Мар-си-ан на се-ве-ре Ма-ло-ази-ат-ско-го на-го-рья в Тур-ции. Бла-гая весть свя-то-го Еван-ге-лия в эти ме-ста при-не-се-на еще в апо-столь-ские вре-ме-на.

Свя-той Фе-о-дор был на-де-лен от Гос-по-да мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми. Его вы-де-ля-ли сре-ди окру-жа-ю-щих при-род-ная кра-со-та, ве-ли-ко-душ-ное серд-це, глу-бо-кое по-зна-ние хри-сти-ан-ских ис-тин, муд-рость и крас-но-ре-чие. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла мно-гим из-вест-на по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-ты. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, ни-ко-му ни-че-го не го-во-ря, взяв с со-бой свое обыч-ное ору-жие и имея на гру-ди крест, дви-нул-ся в путь. До-е-хав до по-ля вбли-зи про-па-сти, где жил змей во-ин Хри-стов слез с ко-ня и лег от-дох-нуть. В этих ме-стах про-жи-ва-ла некая бла-го-че-сти-вая же-на по име-ни Ев-се-вия. Она бы-ла пре-клон-ная ле-та-ми. За несколь-ко лет пе-ред этим она ис-про-си-ла те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Фе-до-ра Ти-ро-на, несго-рев-шее на ко-ст-ре во вре-мя каз-ни, по-греб-ла его око-ло сво-е-го до-ма и каж-дый год празд-но-ва-ла его па-мять в день пре-став-ле-ния 17 фев-ра-ля (2 мар-та). Бла-го-че-сти-вая Ев-се-вия, уви-дев спя-ще-го во-и-на Хри-сто-ва Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та, раз-бу-ди-ла его и пы-та-лась убе-дить уй-ти из этих мест, чтобы не по-стра-дать от змея. Му-же-ствен-ный во-ин Хри-стов Фе-о-дор от-ве-чал ей: «Отой-ди и стань по-даль-ше от ме-ста се-го, и ты уви-дишь си-лу Хри-ста мо-е-го». Жен-щи-на ото-шла и ста-ла мо-лить-ся к Спа-си-те-лю о да-ро-ва-нии по-бе-ды сме-ло-му во-и-ну. Об-ра-тил-ся с мо-лит-вой к Гос-по-ду и свя-той Фе-о-дор: «Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, вос-си-яв-ший от От-че-го Су-ще-ства, по-мо-гав-ший мне в бит-вах и да-вав-ший по-бе-ду на со-про-тив-ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос-по-ди Хри-сте Бо-же, по-шли мне по-бе-ду с вы-со-ты Тво-ей свя-той». Свя-той Фе-о-дор по-бе-дил чу-до-ви-ще, про-сла-вив сре-ди лю-дей имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-ро-де Ге-рак-лее близ Чер-но-го мо-ря, неда-ле-ко от Ев-ха-ит. Здесь свя-той Фе-о-дор со-че-тал от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая ве-ра, под-креп-лен-ная лич-ным хри-сти-ан-ским при-ме-ром, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ных при-вы-чек. В ре-зуль-та-те по-чти все жи-те-ли Ге-рак-леи при-ня-ли хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя на-ча-лись же-сто-кие го-не-ния на хри-сти-ан. Им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324 гг.), умерт-вив-ший со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, об-ру-шил свои го-не-ния не на про-стой на-род, а на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых ви-дел се-рьез-ную угро-зу для от-ми-рав-ше-го язы-че-ства. Про-слы-шав о храб-ром во-е-на-чаль-ни-ке, им-пе-ра-тор за-хо-тел его уви-деть и по-слал за ним сво-их при-бли-жен-ных. Свя-той Фе-о-дор при-нял по-слов с че-стью, но не хо-тел остав-лять сво-е-го го-ро-да. Пред-ви-дя на-ме-ре-ния им-пе-ра-то-ра, му-че-ник Хри-стов хо-тел по-стра-дать в сво-ем го-ро-де, по-это-му он от-ве-тил им-пе-ра-то-ру, что не мо-жет сей-час по-ки-нуть Ге-рак-лию и про-сит его по-жа-ло-вать к нему. На-ка-нуне при-бы-тия нече-сти-во-го пра-ви-те-ля свя-той Фе-о-дор удо-сто-ил-ся чу-дес-но-го ви-де-ния. Во вре-мя мо-лит-вы он вдруг уви-дел се-бя в хра-ме, кры-ша ко-то-ро-го раз-верз-лась, над хра-мом вос-си-ял небес-ный свет и раз-дал-ся го-лос: «Дер-зай, Фе-о-дор, Я с то-бою!». Укреп-лен-ный ви-де-ни-ем, свя-той му-че-ник об-ра-тил-ся к Гос-по-ду с го-ря-чей мо-лит-вой, про-ся Его укре-пить свои си-лы для пред-сто-я-ще-го по-дви-га. Им-пе-ра-тор при-е-хал, за-хва-тив с со-бой зо-ло-тых и се-реб-ря-ных идо-лов. Он бла-го-склон-но от-нес-ся к свя-то-му Фе-о-до-ру, хва-лил его за хо-ро-шее управ-ле-ние го-ро-дом и по-ве-лел ему при-не-сти пе-ред на-ро-дом жерт-вы идо-лам. Свя-той про-сил им-пе-ра-то-ра оста-вить идо-лов на ночь в сво-ем до-ме. Им-пе-ра-тор со-гла-сил-ся. За-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на мно-гие ча-сти и раз-дал ку-соч-ки зо-ло-та и се-реб-ра ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и на об-лом-ках язы-че-ства утвер-ждал за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия. Му-че-ник Хри-стов по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра был схва-чен, и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Му-чи-те-ли би-ли его во-ло-вьи-ми жи-ла-ми и оло-вян-ны-ми пру-тья-ми, тер-за-ли его те-ло гвоз-дя-ми и па-ли-ли ог-нем. Все это свя-той му-че-ник пе-ре-но-сил с ве-ли-ким тер-пе-ни-ем и толь-ко по-вто-рял: «Сла-ва Те-бе, Бо-же наш!» По-сле му-че-ний свя-то-го бро-си-ли в тем-ни-цу, и пять дней про-дер-жа-ли там без пи-щи и во-ды, а за-тем ис-тер-зан-но-го свя-то-го при-гвоз-ди-ли к кре-сту и оста-ви-ли на ночь. Му-чи-те-ли на-де-я-лись, что он умрет но-чью на кре-сте. Од-на-ко Гос-подь ре-шил про-сла-вить сво-е-го свя-то-го пе-ред все-ми жи-те-ля-ми Ге-рак-лии. Утром во-и-ны, участ-во-вав-шие в каз-ни уви-де-ли свя-то-го му-че-ни-ка жи-вым и невре-ди-мым. Убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое кре-ще-ние. Му-че-ник Фе-о-дор удер-жал жи-те-лей и во-и-нов, уве-ро-вав-ших во Хри-ста от мя-те-жа, го-во-ря им: «Пе-ре-стань-те воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на кре-сте, удер-жи-вал ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Му-че-ник Хри-стов доб-ро-воль-но от-дал се-бя в ру-ки му-чи-те-лей. Идя на казнь, свя-той од-ним сло-вом от-кры-вал две-ри тем-ниц и осво-бож-дал уз-ни-ков. Жи-те-ли Ге-рак-лии, при-ка-сав-ши-е-ся к его одеж-де, ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. Пе-ред тем как пре-дать се-бя в ру-ки па-ла-ча, му-че-ник Фе-о-дор за-ве-щал по-хо-ро-нить свое те-ло в Ев-ха-и-тах в име-нии ро-ди-те-лей. Сво-е-му слу-ге Уа-ру при-ка-зал за-пи-сать все му-че-ния, ко-то-рым он был под-верг-нут, для на-зи-да-ния бу-ду-щих по-ко-ле-ний хри-сти-ан. За-тем му-че-ник Хри-стов дол-го мо-лил-ся и, на-ко-нец, про-из-не-ся сло-во «аминь», пре-кло-нил под меч свою чест-ную и свя-тую гла-ву. Казнь со-вер-ши-лась 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да в суб-бо-ту, в тре-тий час дня. На-род ока-зал ве-ли-кие по-че-сти свя-тым остан-кам му-че-ни-ка. 8 (21) июня то-го же го-да они бы-ли тор-же-ствен-но пе-ре-не-се-ны в Ев-ха-и-ты. Во вре-мя пе-ре-не-се-ния те-ла свя-то-го и уже в са-мом го-ро-де со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные чу-де-са во сла-ву Хри-ста Бо-га, Ему же со От-цем и Свя-тым Ду-хом, честь и по-кло-не-ние во ве-ки. Аминь.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат, вер-ный до смер-ти Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, бес-страш-ный и жерт-вен-ный во-е-на-чаль-ник, храб-рый сол-дат, из-древ-ле по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель пра-во-слав-но-го во-ин-ства.

В па-мять ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та стро-и-лись хра-мы во всех пра-во-слав-ных стра-нах. По мо-лит-вам к нему, от Его икон со-вер-ша-лись мно-гие чу-де-са. Так свя-той , пат-ри-арх Ан-тио-хий-ский (599 г.) и (ок. 780 г.) упо-ми-на-ют о чу-де, про-изо-шед-шем в хра-ме Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та неда-ле-ко от Да-мас-ка в ме-стеч-ке Кар-са-та в Си-рии. Ко-гда эти ме-ста бы-ли за-хва-че-ны са-ра-ци-на-ми, храм был ра-зо-рен и в даль-ней-шем под-верг-ся осквер-не-нию. В зда-нии по-се-ли-лись са-ра-ци-ны. Од-на-жды один из них, взяв лук, пу-стил стре-лу в на-пи-сан-ное крас-ка-ми на стене изо-бра-же-ние свя-то-го Фе-о-до-ра. Стре-ла по-па-ла в пра-вое пле-чо свя-то-го, и тот-час по стене по-тек-ла струй-ка жи-вой кро-ви. Нече-стив-цы уди-ви-лись это-му, но храм не по-ки-ну-ли. Все-го в церк-ви про-жи-ва-ло око-ло два-дца-ти се-мейств. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни, все они скон-ча-лись по неиз-вест-ной при-чине. Мор на-пал на свя-то-тат-цев, в то вре-мя как их со-пле-мен-ни-ки, жив-шие вне хра-ма, не по-стра-да-ли.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 4

Воинствосло́вием и́стинным, стpастоте́pпче,/ Небе́снаго Цаpя́ воево́да пpедо́бpый был еси́, Фео́доpе:/ оpу́жиями бо ве́pы ополчи́лся еси́ му́дpенно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ стpада́лец./ Те́мже тя ве́pою// пpи́сно ублажа́ем.

Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.

Кондак великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 2

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.

Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.

Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату

О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена) , умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Статьи по теме