Ченстоховская (или Непобедимая Победа) икона Божией Матери. Икона божией матери ченстоховская Пресвятая богородица помилуй нас непобедимая победа

По преданию, Ченстохо̀вская икона, именуемая также "Непобедимая Победа", – одна из икон Пресвятой Богородицы, написанных святым евангелистом Лукой.

По преданию, написал её евангелист Лука в Иерусалиме на доске из стола, за которым собиралось Святое Семейство. Во времена гонений на ранних христиан те прятали икону в пещерах, где скрывались сами, подвергая смертельной опасности свои жизни.

В 66-67 годах, во время нашествия римских войск, христиане бежали их Иерусалима в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и образ Богоматери.

В 326 году, когда св. Царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В Россию чудотворный образ с великою честью был принесен основателем города Львова кн. Львом Даниловичем, помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

На Украине, в том числе и на западных ее границах – в современном Белзе, распространена еще одна версия о появлении здесь Ченстоховской святыни.

Предание повествует, что эту икону в Х веке привезла в Киев византийская царевна Анна (963 – 1011/1012), ставшая супругой равноапостольного великого князя Владимира, просветителя русского народа.

Великий князь Владимир велел поместить икону в знаменитой Десятинной церкви – первой каменной церкви Киевcкой Руси, где она находилась до 1240 года, а во время осады города ханом Батыем чудотворный образ был тайно вывезен в княжеский город Белз – владение Льва I Даниловича.

Достоверная история иконы Ченстоховской Божией Матери прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович (основатель города Львова (Лемберга), 1268 - 1270 гг.) перевез образ в город Белз, находившийся на территории бывшей Червонной Руси, где икона прославилась многочисленными чудесами.



Здесь в XII-XIV веках находился Белз

В частности, одно из чудес произошло во время осады города татаро-монголами.

Осажденные, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, вынесли образ на городскую стену, и одна из стрел, выпущенных татарами, вонзилась в лик Царицы Небесной. Из раны на иконе истекла кровь, а татарами овладело полное помрачение: они подняли оружие друг на друга. Оставшиеся в живых в ужасе бежали прочь от города. С тех пор на святой иконе остался знак в виде язвы треугольной формы, который сохранился и до настоящего времени.

В Белзе чудотворный образ находился в храме княжеского замка до 1377 года, когда после завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский перенес ее в свою столицу - город Львов.

Через несколько лет после своего отказа от наместничества в Русской земле, в 1382 году, князь Владислав вывез чудотворную икону в свои западные владения - в Велюньское княжество. По дороге князь Опольский остановился на ночлег у бедной деревушки Частоховы (ныне город Ченстохов), на берегу реки Варты. Святая икона была помещена на ночь в частоховскую приходскую церковь Успения Божией Матери, которая стояла на Ясной горе (польск. Jasna Góra).

На следующий день, когда Владислав хотел тронуться в путь со святыней, икону стало невозможно сдвинуть с места. В этом чуде все присутствующие увидели явное указание Самой Матери Божией о месте пребывания Ее святого образа. При этом жители деревеньки донесли князю Владиславу, что еще прежде на этом месте иногда виделось по ночам светлое сияние.

Выбор Пресвятой Богородицей скромной деревушки Частоховы для сохранения Ее чудотворного образа может объясняться и историей этой местности. По преданию, Частохова была связана с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Эта небольшая деревенька стояла у истока реки Варты, по которой в IX веке совершали свои проповеднические путешествия равноапостольные просветители славян и их ученики. Кроме того, в Малой Польше, в составе которой входила Частохова, до победы латинства, существовало 12 монастырей восточного православного исповедания.


Бывший православный храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ченстохове

Деревянная церковь была разобрана, и на ее месте для иконы был построен каменный храм, в котором икона хранится и в наши дни. Эта церковь представляет собой небольшой костел-каплицу, как назывались в древности у поляков-латинян отдельно устроенные часовня или малый костел при большом храме, считающемся главным.

В каменной церкви чудотворная икона, предварительно закрытая, по латинскому обычаю, отдельной серебряной доской с изображением Богородицы, была подвешена на восточной стороне, прямо над главным престолом, на высоте около трех метров.

В течение нескольких веков иноземцы не раз пытались захватить святой образ. Так, в 1430 году противники латинства из Богемии, Моравии и Силезии в союзе с не признавшими правоты римского католического исповедания местными жителями, вступив силой в Ясногорский монастырь, захватили с разными драгоценностями и чудотворную святыню, но чудом Пресвятой Богородицы увезти ее им не удалось. Через несколько десятилетий чехи снова взяли монастырь, но и в это нашествие, принесшее значительный урон монастырю, святая икона Богородицы осталась нетронутой.

Очень значимым для Польши событием, произошедшим 1717 году, явилось «коронование» Ченстоховской иконы Богородицы. При огромном стечении народа было произведено официальное признание особой важности святой иконы для польской земли, а также признание проявляющейся через нее чудотворной Божественной силы. На главы изображенных на святой иконе Божьей Матери и Младенца Христа были возложены короны, присланные из Рима папой Климентом XI


Ясногорский монастырь

Она имеет очень важное значение для Польши. В этой стране ее называют Королевой Польши. На образе изображена Богоматерь с Сыном. Правая рука младенца и Матери поднята вверх. На лице святыни изображены следы ран, которые были нанесены во время вражеских нашествий. От старости икона потемнела, из-за чего ее в народе также называют Черной Мадонной.

Нужно отметить, что все чудеса, которые были сотворены образом Богородицы, заносятся в специальную книгу. Другими словами, они имеют обязательный реестр. Каждый человек, который был исцелен, благодаря молитве, в знак благодарности приносил ей небольшую подвеску в виде ноги, руки или другого органа, который был подвержен болезни, а затем исцелился.

Благодаря молитвам святому лику, было исцелено достаточно большое количество людей, страдающих тяжелыми формами различных заболеваний. Некоторые даже оставляли костыли рядом с иконой без надобности.

Радостно, что хотя и не во всероссийском масштабе, но уже началось возрождение традиции, существовавшей до 1917 года, когда после взятия русскими войсками крепости Ченстохов в Польше и после окончательной победы над Наполеоном был отслужен первый молебен перед Ченстоховским Образом Божией Матери о даровании победы русскому воинству.

Ченстоховский образ Владычицы стал и символом славы русского оружия , когда наша армия под руководством М.И. Кутузова в ходе наполеоновских войн взяла крепость Ченстохов и монахи-паулины Ясногорского Ченстоховского монастыря во главе с настоятелем преподнесли русскому генералу фон Саккену список с чудотворной своей иконы. Он был торжественно доставлен в Петербург и помещен вместе с ключами от крепости Ченстохов в Казанский собор.

Примечательно, что первый молебен о победе над Наполеоном был отслужен именно пред этим образом Царицы Небесной. И каждый год 7-го января вечером, накануне празднования Собора Рождества Пресвятой Богородицы, именно пред Ченстоховской иконой служился молебен о даровании победы русскому воинству. Так было до 1917 года...

Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы являет собой редкий пример святого образа, почитаемого как православными, так и католиками. В прошлом известная константинопольская святыня, икона стала самым чтимым образом католической Польши и одним из наиболее почитаемых образов в центральной Европе, получив от короля Яна Казимира в XVII веке характерное наименование «Польской Королевы».

Ченстоховский образ Пресвятой Богородицы в дореволюционной России считался иконой, оказывающей особое покровительство Царственному Дому.



С чудотворным образом связаны имена пяти русских императоров (Петр I, Александр I, Николай I, Александр I, Александр II), посетивших монастырь на Ясной горе или принимавших участие в его благоустройстве. В настоящее время перед образом совершаются моления о даровании православного Царя.

Списки с иконы

Существует предание, зафиксированное в сказании о Ченстоховском образе Пресвятой Богородицы, что святая икона, уносимая в чужие земли князем Владиславом Опольским, не желая оставить русский народ без духовной поддержки, совершила чудо. В дороге, близ деревни Турковицы (территория нынешней Белоруссии), от иконы начало исходить сияние, и Божия Матерь явила еще один чудотворный образ, который позднее стал называться Турковицким - Ченстоховским . На этом месте был основан женский Турковический монастырь.



Еще один древний список с Ченсоховской иконы, по преданию, был пожертвован браиловским помещиком М. С. Кропивницким в основанный им в 1635 г. в Виннице Благовещенский женский монастырь. В настоящее время образ находится в Троицком соборе Браиловского монастыря (с. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина).

В 1813 году, когда Ясногорский монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, настоятель обители преподнес русским военачальникам список Ченстоховской иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и почитался чудотворным. Список был утерян после революции 1917 года.

В России, кроме списка Ченстоховской иконы в Казанском соборе Санкт-Петербурга, было известно не менее одиннадцати чтимых копий чудотворного образа. Один из этих списков - Ченстоховская-Сокольская прославился тем, что этот образ сам появился на чистом холсте у художника, безуспешно пытавшегося написать точную копию святой иконы.

В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди старой рухляди в монастырской кладовой был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, молившихся перед этим образом. К этой иконе каждую субботу для служения акафиста, незадолго перед своей кончиной, приезжал известный блаженный старец Китаевской пустыни иеросхимонах Феофил, принявший на себя подвиг юродства.

Чудеса

Таких чудес – великое множество. Люди записывают их в специальную книгу, посвященную деяниям чудотворной иконы. Пополняемая уже 6 веков книга содержит тысячи свидетельств. Запись в ней производится под крестным целованием и является свидетельством перед Богом и людьми.

Вот только несколько примеров чудес:

Одна молодая пара безуспешно лечилась от бесплодия в различных медучреждениях Польши. Но ребенка зачать им не удавалось. Врачи сказали, что надежды нет. Видя их страдания, их бабушка посоветовала съездить к Ченстоховской иконе. Каково же было удивление врачей, когда женщина пришла на обследование, имея несколько недель беременности. Зузя родилась на свет 4 января 2012 года, а её прабабушка написала об этой истории в книге.

«Богоматерь часто поддерживает семьи, заслужила титул Королевы Семей» , - говорит монах-паулин отец Мельхеор Крулик. Уже много лет он отвечает за ведение вышеупомянутой книги чудес.

2010 год. 7 марта в книге появилась запись Эвелины Цесляр . Американские врачи давали женщине максимум две недели жизни после того, как её организм, съедаемый болезнью, перестал воспринимать пищу и даже воду. Она находилась в состоянии критического истощения, но ни её парень Барек Махник, ни её друзья не оставили её и продолжали молиться, хоть надежда была угасающей.

- «Я обычный человек и девушка далекая от экзальтированности, но там, в Америке, когда священник пришел по сути на мою последнюю исповедь, я вдруг услышала голос, который сказал: «Теперь не бойся, дитя, все образуется!» Я почему-то решила, что это голос Богоматери Ясногурской и Она зовет меня к себе,» - пересказывает рассказ девушки монах. Девушку срочно отправили в Польшу. Перед иконой Богородицы произошло полное излечение. Есть соответствующие материалы обследования, подтверждающие это. А годом позже, 5 мая 2011 года, Эвелина приехала уже с мужем и с их ребенком под сердцем, как раз чтобы засвидетельствовать это происшествие.

Одному из наиболее известных случаев уже 35 лет. Янина Лях , тогда 29-ти летняя мать двоих детей в течение вот уже 5-ти лет не могла перемещаться без помощи костылей. Ей присвоили 1-ю группу инвалидности с правом опеки над ней. Более 60 страниц медицинского заключения подтверждали плачевное состояние пани Янины.

После многолетнего обследования ей был поставлен страшный диагноз - рассеянный склероз, который грозил женщине слепотой и полным параличом. Муж спился и ушел из дома. Женщина отчаялась, она в молитве к Ченстоховской Божьей Матери просила смерти для себя, чтобы не мучить детей, чтобы Богородица позаботилась о них.

Во сне Дева Мария сказала ей, чтобы та приехала на Ясную гуру 28 января 1979 года. Янина поехала, как обычно, с костылями, с трудом перемещая ноги. Подойдя к Ченстоховской иконе, она вдруг почувствовала, что стоит. Попробовала сделать шаг – получилось... Костыли пани Янины так и остались в монастыре среди прочих других оставленных в разное время свидетельств исцелений. Трое разных врачей обследовало пани Ядвигу. Их удивлению не было предела. Пять раз после этого она ходила в пешее паломничество из Варшавы на Ясную гуру. Была она тут и в этом году – 28 января…



Молитва Ченстоховской иконе Божией Матери

О, Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит.

Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.


Тропарь , глас 4


Непобедимая Победо, Владычице Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будущаго спасения Хранительнице, покаянием соделай ны новыя грядущему Царю .

Ченстоховская икона Божией Матери по-иному называется «Непобедимая победа». Ее, всесильную, почитают во всех церквях. Если верить преданию, то написал ее евангелист Лука, живший в древнем городе Иерусалиме. Икону написали на обычной доске, которая ранее была сколочена для стола, за которым всегда собиралось святое семейство.

Раньше крестьяне прятали ее в скалах, где сами и скрывались от гонений. Святая Елена подарила икону Константинополю. Она была установлена в часовне, которая располагалась во дворце царя.

Пять столетий лик находился там, пока в 17 веке его не перевез на Русь князь Перемышльский, брат Александра Невского. Уже тогда люди говорили о чудотворных свойствах образа, ходили слухи о великих чудесах, которые он творит.

Так и стоял лик во дворце царя, пока Польше не стали принадлежать земли Западной Украины. Когда замок Белз осаждали татары, князь Владислав припал на коленях к чудотворному образу, моля о помощи. Он взял его в руки и вынес за стены замка. В этот момент на небе появилось черное облако. Татары испугались и отошли от замка.

После этого во сне к Владиславу пришла Богородица. Она говорила с князем о том, что обязательно нужно перенести икону на Ясную гору в район Ченстохова. Князь поступил, как велела во сне Дева Мария. Так в 1382 году святой лик определили на горе. И с тех самых пор оттуда его никто не переносил. До сегодняшнего дня чудотворная икона находится именно там.

Много лет подряд ученые спорят о том, откуда появился образ и каков его возраст.

Правда, исторические факты подтверждают факт того, что образ был переписан. В книге монастыря паулинов есть свидетельства этого процесса. Но нет особой разницы в том, какой слой краски лежит на лике, если в истории есть бессчетное количество примеров его чудотворного действия.

Это интересно! Существует мнение о том, что Ченстоховская икона Божией Матери переписана, а вот настоящий слой уже давно стерся.

В средние века на монастырь напали гуситы. Они украли из церкви все, включая образ. Но увезти далеко награбленное не удалось, потому что кони встали неподвижно. Все осознали, что так явилось чудотворное действие иконы Божией Матери, и бросили образ на землю. Захватчики умерли на месте. С тех пор на лике остались два пореза, которые служат напоминанием для всех тех, кто захочет повторить кражу.

Исторические события

О чем молятся

Польский монастырь, находящийся на Ясной Горе, значим так же, как Троице-Сергиева Лавра в России. Неимоверное количество людей ждут чуда, приходя за помощью к лику, прося помилования у Божией Матери. Но огромное количество и тех, кто этого чуда уже дождался. Независимо от пола и возраста об этом чудотворном образе знают все. Многие проделывают большой путь по всей стране только для того, чтобы совершить паломничество к лику.

Неудивительно, что лик притягивает к себе представителей самых разных конфессий, не только католиков, но и православных. А объяснение этому одно: Божья Матерь помогает всем просящим. Причем обращаться к ней можно по любым поводам, просить о чем угодно. Потому что путь к ней всегда и для всех открыт.

Истории известны случаи, когда люди, ранее шедшие по безбожному пути, начинают верить в Бога, увидев образ. И таких чудес очень много. В Польше существует специальная книга чудес, куда записывают все те благие дела, которые совершила икона.

Книга пополняется уже шесть веков, за это время в ней накопились тысячи историй и свидетельств. Для того, чтобы сделать запись в книге, по преданию нужно провести крестное целование. Таким образом, появляется еще одно чудотворное свидетельство в священном писании.

Познавательно! Что такое отца Германа и как на нее попасть.

Полезное видео: Ченстоховская икона Божией Матери

Акафист лику

Икона Божией Матери Ченстоховская была свидетелем многих исторических событий, в частности становления, крещения и приобщения к церкви всего русского народа. Из текста акафиста мы узнаем, что через откровение, которое передано через преподобного Серафима Саровского, этот чудотворной образ должен сыграть значимую роль в освобождении России от безбожности, а также в освобождении Отечества. Для этого нужно явить послушание Царице Небесной.

Обратите внимание! Именно из акафиста можно узнать, что повелевает Богородица для того, чтобы пришло освобождение и возрождение. В нем же каждый найдет и сведения об истории лика.

Старцы благословляют на чтение акафиста в храмах. Обычно эти действа совершаются в канун праздника Собора Пресвятой Богородицы. Седьмого января все верующие с четырех часов начинают читать акафисты или молебны.

Чаще читают молебны:

  • о спасении России;
  • о даровании честного и доброго царя;
  • о спасении от антихристовых сил.

По возможности это нужно совершать соборно.

Этот же акафист читается в день чудотворной Ченстоховской иконы, который традиционно отмечается 19 марта. Читать его можно всем верующим, а скачать акафист и посмотреть фото лика можно в интернете.










О церкви

Церковь Ченстоховской иконы Божией матери часто подвергалась нападениям. Не смогли украсть и унести с собой лик гуситы. А в 1655 году осадить Ясную Гору пытались шведы. Они захватили почти всю Польшу. Шведы сильно превосходили поляков по численности. Но местные героически обороняли монастырь, и шведам пришлось снять оборону.

Такое спасение святого места сильно повлияло на польский народ, подняло его патриотический дух. Вся Польша была освобождена от врагов. Эти события подробно и достоверно в своей книге описывает Генрик Сенкевич «Потоп».

История помнит и еще одно событие. В 1813 году монастырь схватило русское войско. Тогда шли наполеоновские войны. Настоятель монастыря принес в дар военачальникам списки образа, которые ценятся и по сей день. Списки затем хранились в Казанском соборе. В 1932 году собор закрыли, но списки не пропали, их с почестями перенесли в Государственный музей истории религии.

Помнит история, когда пал железный занавес. Это событие произошло в 1991 году, тогда проводился Всемирный день молодежи. Самым главным гостем праздника был папа римский Иоанн Павел второй. В этот день к чудотворному лику приклонились около пятисот тысяч человек, включая и молодежь из Советского Союза.

О чем просить Богородицу

Люди приходят к Богородице за самой разной помощью, прося о мире, согласии и здоровье. Значение иконы очень велико.

Согласно поверью, ее чудотворные силы направлены на следующие недуги:

  • Она лечит болезни, устраняет недуги. Известны случаи, когда образ исцелял даже тех людей, кто был неизлечимо болен. Поэтому обращаются к Богородице даже в случаях, когда совсем нет надежды на спасение и исцеление.
  • Перед волнительным и дальним путешествием лик благословляет на удачный и спокойный путь.
  • Икона Божией Матери Ченстоховская примиряет, сглаживает конфликты. Благодаря ей можно соединить две даже сильно враждующие силы.
  • Богородица может наставить на путь истинный. Сбившиеся с пути могут просить благословения у лика. Поэтому зависимые от алкоголя и иных вредных привычек ищут спасения именно у нее.

Силы Богородицы крайне велики. Она дарит душевную гармонию тем, кто мечется по жизни, томится и мучается в своих мыслях. Дарует мудрость глупцам, которые скитаются по жизни без смысла и цели, не зная, куда идти и как действовать. Избавляет от злых напастей тех, кто попал в передряги или застрял в черной жизненной полосе.

Много чего можно просить у иконы, и судя по нескончаемому списку чудотворных дел, ею сотворенных, она многое может сделать. Она открыта для всех, и каждое сердце она примет и поймет. Это неведомая сила, равной которой в мире нет. И никому не под силу разгадать эту силу и познать ее. Но только тысячелетиями люди приходят к Богородице, чтобы найти в ней спасение.

Другие считают эту икону семейной, хранительницей женского счастья и семейного очага, благополучия. Божья заступница оберегает семьи, детей от недуга и злой силы. Особую силу образ принимает, если его передавать из поколения в поколение.

Таким образом, старшее поколение благословляет своих детей и внуков на добрые дела, хорошие поступки. Перед ликом можно читать молитвы, которые просят защитить семью и быть ее заступником. Это святыня, бережно хранящая домашний очаг.

Списки

С этой святыни делают до сих пор много копий. Хранятся они и в православных, и в католических церквях и храмах. Но есть один уникальный список, судьба которого неизвестна. Список этот сделал иконописец Блазиус Люкс. Его хранили в храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в центре Ченстоховы. Освятили церковь в 1872 году. Но в современное время его перестроили в католический костел.

Это интересно! Список был способен исцелять даже парализованных людей и тех, кто сам не ходил ногами. Лик была прекрасен и внешне: он был украшен подвесками из серебра и золота, а позже у него появилась бронзовая риза.

Но в 1918 году Польша освободилась от России, церковь заняли католики, а еще через двадцать лет она стал костелом.

Делают списки этой иконы и сейчас. Всего несколько лет назад архиепископ Тираспольский заказал польским иконописцам создание этого чудотворного образа. Его освятили в Ченстоховском монастыре, потом доставили в Тирасполь, где по сегодняшний день и хранится христианская святыня.

Полезное видео: Икона Божией Матери «Непобедимая Победа»

Вывод

Легенды о чудотворной силе лика удивляют. В 1935 году в Белзе был установлен мемориальный комплекс, посвященный этому чудесному образу. В древние времена он пребывал в церкви замка князя Льва Даниловича. Позже власти Белза заказали копию чудотворной иконы. Она была помещена в часовне святого Валентина, которая располагается недалеко от часовни Николая, православных христиан. Таким образом, было отмечено то святое место, где в давние времена хранился чудотворный образ.

Вконтакте

Особая благодать дана Господом Ченстоховской иконе Богородицы («Непобедимая Победа») в последние времена. Владычице Ченстоховской надо молиться о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя.

По откровению, полученному после явления преп. Серафима Саровского в 1991 году р.Б. Валентине, ныне матушке, Русского Православного Царя необходимо вымаливать у Владычицы Ченстоховской, дни празднования которой приходятся на 19 марта и 9 сентября.

Промыслительно, что празднование Сретения Владимирской иконы 8 сентября переходит в празднование Ченстоховской иконы Владычицы 9 сентября. Сам праздник Сретения Владимирской иконы Богородицы напоминает нам, христианам последних времен, что покаянием и молитвой можно совершить невозможное. В 1395 году грозный завоеватель Тамерлан, вторгся в Россию и, идя на Москву, дошел до Дона.

Великий князь Василий Дмитриевич со своим войском вышел ему навстречу, но более всего, князь уповал на заступничество небесное. Он просил народ строго поститься в Успенский пост и велел перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Встречая икону, народ стоял на коленях, и взывал к Владычице: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!». Тамерлан повернул свои полчища назад.

19-го же марта (6-го по ст. ст.) 1917 года Священный Синод РПЦ постановил перестать молиться за Царя, а молиться за Временное Правительство, назвав его благоверным. Россия стала на путь погибели в тот день, когда перестала открыто молиться за Царя.

Поэтому восстановить престол Православных Царей мы можем и должны молитвой пред Ченстоховским образом Божией Матери. Эта икона предназначена для рода Царского с тех самых пор, когда святая равноапостольная Царица Елена обрела Животворящий Крест Господень 6/19 марта 326 года.

Ченстоховский образ Владычицы стал и символом славы русского оружия, когда наша армия под руководством М.И. Кутузова в ходе наполеоновских войн взяла крепость Ченстохов в Польше (отсюда и название иконы - Ченстоховская) и монахи-паулины Ясногорского Ченстоховского монастыря во главе с настоятелем преподнесли русскому генералу фон Саккену список с чудотворной своей иконы. Он был торжественно доставлен в Петербург и помещен вместе с ключами от крепости Ченстохов в Казанский собор.

Примечательно, что первый молебен о победе над Наполеоном был отслужен именно пред этим образом Царицы Небесной. И каждый год 7-го января вечером, накануне празднования Собора Рождества Пресвятой Богородицы, именно пред Ченстоховской иконой служился молебен о даровании победы русскому воинству. Так было до 1917 года...

Весной 2010 г. инициативная группа православных граждан Москвы и Петербурга с благословения настоятеля Казанского собора о.Павла обратилась в Министерство Культуры с просьбой: разрешить передать Ченстоховскую икону из музея религии, куда она была реквизирована в 30-ые безбожные годы, в собор. Разрешение было получено! За последнее время это почти безпрецендентный случай. Но... собор не спешит возвращать свою святыню, «символ славы русского оружия», ссылаясь то на отсутствие времени этим заниматься, то на отсутствие средств, потом - охраны, потом... Как говорится, без комментариев. Как стараемся, так и получаем.

Вторая традиция молитвы пред Ченстоховской была связана со следующими событиями. В конце 19-го века в Ченстохове для православного храма была заказана Ченстоховская икона Божией Матери (икона сохранилась и находится на своем месте). Икону заказал настоятель о.Никодим (Соколов), будущий епископ Иосиф в память о почившей супруге. А находящийся уже при смерти иконописец написал на обратной стороне иконы пророчество Оссии: «Смерть! Где твое жало? Ад. А где твоя победа?»

Теперь становится понятно, почему русское название иконы «Непобедимая победа». Победа - Богородица, стершая главу смерти, и победа - через Богородицу, особенно - в последние времена - через Ченстоховскую.

Впоследствии настоятель храма учредил традицию: по пятницам, после вечерней службы совершать торжественное молебственное пение с чинопоследованием акафиста Пресвятой Богородице.

В августе 2004 года игумену Серафиму из Свято-Введенского монастыря Курганской епархии в сонном видении явилась Владычица Ченстоховская в шлеме и кольчуге, повелела написать Ее икону и распространить. Называется икона «Взбранной Воеводе победительная» (более позднее название «Русская Непобедимая Победа»), а надпись гласит: «Стой за Христа до мученического Креста».

«Русская Непобедимая Победа»

О том, что это действительно Ченстоховский образ Богородицы, говорит рана на лике, которая осталась от татарской стрелы и иконографический тип иконы. В октябре того же года в Свято-Боголюбском женском монастыре на фотографии старинной росписи во время проявления пленки Богородица на глазах сменила обычное одеяние на шлем и кольчугу. На снимке хорошо виден тип иконы: Ченстоховская Одигитрия.

Неоднократные явления Ченстоховского образа Царицы Небесной за последнее время в разных регионах давно дают нам понять - пришло время неустанной молитвы к Той, через Которую была побеждена смерть. Через молитву к Ней, мы можем победить нашу русскую соборную смерть (на соборном уровне сейчас без Богопомазанника Россия мертва) и одержать победу над антихристовыми полчищами, натиск которых на Святую Русь усиливается с каждым днем.

Доколе, Госпоже, забудеши нас?

И не избавиши нас в час скорби нашея!

Доколе вознесется враг наш на нас?

Силою и властию Твоею сокруши его!

Да возвеличим Тя, Благодатную,

И прославим яко Непобедимую Победу!

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на Царство Твое земное, на дом Твой и удел Твой, землю нашу, и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, ига бесовскаго свобождение, и Святой Руси воскрешение, вопиющим Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы Ченстоховскою или Непобедимая Победо

О всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду тощь упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, милосердая Мати, благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего, имя Господи Ты его веси, и весь царствующий дом его: отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком блазе и чистоте. Удержави царство Его во еже быти в нем Царству Христову. Управи пути и советы его, да возсияет во днех его правда и множество мира, и да возрадуется сердце его о сущих в державе его, якоже сердце отца о чадех своих веселящася: на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих посли пред лицем его ужас и трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих.

Моли, милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно соблюдет церковь свою святую во Православии и твердей вере до конца веков. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все Царство Всероссийское, царствующыя грады наша и град сей и святый храм сей, и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай, Ты бо еси всесильная Помощнице и Заступнице всех нас. Приклонися к молитвам раб Твоих и прошением их, услыши воздыхания и молитвы, имиже раби Твои молятся на святем месте сем. Аще и иноверный или иноплеменник, зде проходя, помолится, услыши и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению.

О Всепетая Мати, надеждо наша преблагая! Собери разсеянныя, неверныя же и иноверныя во странах наших на путь истинный настави, отпадшия от благочистивыя веры паки возврати и Святей Православней Кафоличестей Церкви их сопричти. В домех нашим мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй, на суде и в заключениих и в заточениих и в горьких работах сущия помяни, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющыя нам.

Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя молитвами избранных угодников, святых Кирилла и Мефодиа. Прежде отшедшыя отцы и матери, братию и сестры нашя упокой в селениих святых, на месте злачне, на месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего безболезненну, непостыдну и Святых таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь Ченстоховской иконе Божией Матери (глас 4).

Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, / покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.

ОТЛОЖИВ КРОТОСТЬ, СДЕЛАТЬСЯ ВОИТЕЛЕМ... Преподобный Нил Синайский Слово на евангельское изречение: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож» (Лк. 22:36). Глава 1 Предлагаемое изречение с первого взгляда заключает в себе, кажется, большое противоречие и противно прочим наставлениям Господа, но в смысле возвышенном оно как представляет полезное для поучаемых, так показывает благопопечительность Поучающего, а именно: что наставления Свои душевным возрастам для преуспеяния и усовершения по мере возрастания делает Он сообразными с каждым состоянием. Ибо почему повелевает теперь взять нож тем, которые научены уже подставлять ланиту ударяющим? Почему велит продать ризу и купить нож тем, которые, по принятии ими заповеди не иметь двух одежд, и действительно имели у себя одну, бывшую на них, ризу? Ужели Господу угодно было, чтобы Апостолы ходили нагими, что, по общему признанию, непристойно и несогласно с преданиями Господа? Пекущийся о душевной их свободе и неимением Своей собственности доставлявший им жизнь беспечальную не мог также вознерадеть о благоприличии, повелевая ходить с обнаженным телом. Ибо как несвойственно любомудрию – простираться за пределы потребного и обременять душу излишними суетными заботами, так безумно и чуждо состоянию целомудрия – отказывать телу в служении ему необходимым. Посему должно приискать решение, сообразное тому и другому повелению, и показать, что прямо следует из обеих заповедей, а именно: что новоначальным прилична первая заповедь, а совершенным – вторая. Ибо если и непристойно иметь обнаженное тело в смысле буквальном, то в смысле созерцательном не только сие благоприлично, но и крайне полезно. Поэтому, кто защищает буквальный смысл сего изречения, тот может представляющееся в нем затруднение устранить так: Апостолам, приступающим еще к богочестию, Господь заповедал нестяжательность, желая, чтобы занимались они только изучением Божественных уроков, но и зная, что для несовершенных только опасно приобретение имущества, преуспевшим и не терпящим уже вреда от имущества позволяет небоязненно пользоваться имением, так как они не пристрастны уже к деньгам, подобно многим другим, и не преодолеваются прелестию сребролюбия, и говорит: «Егда послах вы без влагалища и без меха, ...еда чесого лишени бысте?» (Лк. 22:35). А теперь говорю вам: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех» (Лк. 22:36). Ибо вначале должно им было, не нося ничего при себе, изведать на опыте силу Учителя, которая им каждый день без их забот подавала потребное для тела (и даже не это одно, но и сказанное нами незадолго прежде), чтобы, деятельно обучившись нестяжательности, приобрели неизменяемый к ней навык, постепенно преуспевая в беспристрастии к себе самим, потому что сребролюбие погубило многих – оно низринуло в пропасть предательства и Иуду, который привык к деньгам по причине вверенного ему для служения верным "ковчежца» (ср. Ин. 12:6). Глава 2 Но не знаю уже, чем защитится отстаивающий буквальный смысл в словах: «Кто имеет нож, да возьмет, а кто не имеет, да продаст ризу... и купит нож», когда Господь везде требует, чтобы ученики его были мирны и кротки. Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно. Приближаясь уже к страданию и готовясь взойти на Крест, как по злоумышлению иудеев, так и по собственному изволению ради спасительного Домостроительства, говорит сие ученикам Господь, приготовляя к борьбе с противящимися истине, но не к борьбе по маловажным предлогам предприемлемой, где расположением борющихся управляет раздражение, а к состязанию в подвиге, который внушен Богом по пламенной ревности к богочестию. Ибо Господь видел уже, что бесстыдные иудеи с неистовством восстают против Божественного учения и спешат положить конец спасительной проповеди, а потому, восставляя учеников своих на сей подвиг с иудеями, повелевает им отложить прежнюю кротость, вооружась же сильным словом идти на обличение покушающихся низложить истину. Хотя христианину прежде всего потребно необходимое одеяние, приличное имени его звания, потому что не менее одежды украшают христианина степенная безмятежность духа и нрав скромный, однако же во время борьбы с противниками потребно ему и оружие слова. «Посему, – говорит Господь, – в то время когда посылал Я вас учителями к Израилю, хорошо вы делали, выказывая мирное состояние духа и таким поведением привлекая непокорных к послушанию, кротостию доводя их до благопокорности, потому что для убеждения действительнее сильного слова правая жизнь, в себе самой представляющая знающему оную убедительный повод признать себя посрамленным. Но поелику по Моем Вознесении враги истины нападут на нее, то каждый из имеющих попечение о нравственном благоустройстве да отложит тщание о соблюдении мира и да уготовится к состязанию, ибо нет никакой несообразности для важнейшего оставить на время менее важное и, отложив кротость, сделаться воителем».

Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице, и хранилась первоначально в Иерусалиме у Иоанна Богослова. В 66 ‒ 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Господень, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. В X веке иконой этой благословили на брак с князем Владимиром царевну Анну, которая увезла ее в Киев. Затем чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга; 1268 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую.

Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе (горе «свидения» ‒ так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена, названного в честь святого пустынника Павла Фивейского. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику, но тут же были наказаны за святотатство. В середине XVII века шведский король Карл X Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратившись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно. Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков, как для католических, так и для православных храмов. В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.

Статьи по теме