Зороастризм - учение о добре и зле. Главное божество религии заратуштры Боги, ангелы и бесы зороастризма

Одной из новаторских идей пророка явилось то, что он имел смелость объявить Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, который существовал извечно и благодаря своей творческой силе создал все, в том числе и других богов. Ахура-Мазда (греч. Ормузд) в буквальном переводе означает Владыка Мудрости, Владыка все- ведающий - божество древнеиранских религий, почитался задолго до Заратуштры, но пророк придал ему черты верховного и изначального божества.

Другая идея - это идея об извечном противоборстве сил добра и зла, света и тьмы. Антаго­низм этих противоположных сил определяет все сущее, жизнь людей и движение истории.

Согласно учению Заратуштры, Ахура-Мазда осуществил акт творения в два этапа. Вначале он создал все свободным от телесной оболочки, в духовном, нематериальном виде, затем он придал всему сотворенному материальный вид. Материальное бытие оказалось уязвимо для зла. С самого начала бытия материального мира на него набрасывается злой дух Анхра-Майнью (греч. Ариман), он врывается в материальный мир, нарушая его совершенство. Каждому благому деянию Ахура- Мазды Анхра-Майнью противополагает свое злое деяние.

Резкий дуализм - создание беспокойной мысли Заратуштры - явление уникальное в Древнем мире.

Чрезвычайно важным и интересным в учении Заратуштры является нравственный аспект прин­ципа дуализма. Боги Ахура-Мазда и Ангра-Майнью добровольно выбрали путь следования добру или злу, а это заставляет человека также добровольно, в силу свободной воли избрать путь добра или зла. Из этого следует, что ценность человека определяется не его происхождением, а нравст­венным поведением. Эта сторона учения великого пророка так же резко выделяет зороастризм из всех древних религий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Религиоведение в системе гуманитарных наук

Существует три исторических типа религий первобытные в тотемизме выделяют.. особенности религий первобытного общества.. первобытная эпоха кровные отношения социально однородная масса людей дописьменная эпоха..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиоведение в системе гуманитарных наук
Существуют естественные и гуманитарные науки. У естественных – предмет исследования – природные явления, образования. Эти науки используют «логос» - логику как метод, рациональное мышление

Природа и сущность религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии (их насчитывают около пяти тысяч и даже больше), «религии вообще» не было и нет. В самой общей форме можно сказать: религия не прос

Социально-исторические условия возникновения религии
Религия – общественное явление, социальное. Религия – следствие социального отчуждения, его результат и одновременно средство его преодоления. Все живое имеет потребности, ощущение нехватк

Гносеологические и психологические предпосылки религии
Психологические предпосылки Религия – механизм защиты от страхов. Человек существо противоречивое: с одной стороны, это активно действующий субъект, который может менять условия существова

Структура религии, социальные функции религии
Религия – общественное явление с системным характером. Структура: 1. Религиозное сознание – совокупность теорий, концепций, идей, представлений, составляющих мировидение,

Пророк - создатель новой религиозной идеи
Пророк - создатель, творец новой религиозной идеи, он создает новую религиозную парадигму. · У него должна быть вера в свое избранничество. Голос бога, который приз

Реформатор и миссионер в истории религии
Они пытаются реализовать то, что было на уровне сознания пророка. Реформатор. – вносит изменение в учения пророка из-за времени (время требует) и логики самой идеи, материали

Святой и его роль в истории религии и культуры
Святой – человек, который приобретает составляющую святость (божья благодать). Его жизнь служит примером для остальных. Это герои религиоз истории. Герой – совершает то, что масса совершит

История религии как диалог
Любой творческий процесс диалогичен. Оппоненты и критики. Творческое мышление идеологично. Когда он что-то сочиняет, ему нужен оппонент, критики. Он сам размышляет, пытается

Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии
Изначальный смысл понятия атеизма определяется его этимологией, на что указывает сама композиция слова - «а-теизм», то есть «нетеизм». В этом аспекте атеизм представляет собою иную, противоположную

Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция
Традиция – воспроизводство в пространстве и времени того, что было и что есть, и что должно быть. Отношение религии к традиции может быть раскрыто в нескольких аспектах: 1. Религия восприн

Первобытные
1. Тотемизм - целостная система верований, культов, обря­дов, в которых выражается идея кровнородственной связи определенного сообщества людей й оп­ределенной группы животных.

Этнические, общегосударственные
1. Древний Египет - древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, культ номовых богов держался до конца истории Древ

Мировые
1. Буддизм- возник и первоначально оформился в северо-восточных районах Индии в VI-V вв. до н.э. Главная идея буддизма заключается в спасении, в достижении нирваны.

Тотемизм
Тотемизм - целостная система верований, культов, обря­дов, в которых выражается идея кровнородственной связи определенного сообщества людей й оп­ределенной группы животных. В тотемизме выд

Фетишизм
Другой, широко распространенной и достаточно изученной формой религиозных представлении древних людей был фетишизм - система мировоззрения, для которой характерно представление о связи между жиз­нь

Культ предков
Культ предков - еще одна достаточно распространенная форма религиозных верований эпохе первобытного общества. По мнению большинства исследователей, культ предков - наиболее ха­рактерная и яркая чер

Шаманизм
Шаман - это человек, наделенный особыми способностями вступать в обще­ние с духами, приводя себя в экстатическое состояние пением, пляской, ритмическими ударами в бубен. У каждого шамана и

Религиии Древнего Египта
Древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, культ номовых богов держался до конца истории Древнего Египта. Каждый ном чтил свое свя

Религии Месопотамии
Шуме­ры появились в Месопотамии в IV тыс. до н.э. и, выиграв тяжелейшую борьбу с природой, создали удивительную культуру. Они придумали колесо, создали письменность, первыми начали воздви­гать мону

Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм
Древнекитайская цивилизация отличалась от соседней древнеиндийской цивилизации рядом принципиальных черт. Для культуры Древнего Китая социальная этика и административная прак­тика играли большую ро

Конфуцианство
Конфуцианство станет не просто официаль­ной религией и идеологией империи, но ядром китайской культуры. Творцом конфуцианства является Кун-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э.

Даосизм
Старшим современником Конфуция был полулегендарный философ Лao-цзы, основатель даосизма. В «Дао-дэ-цзин», основном трактате даосизма, приписываемом Лао-цзы, изложен иной прин­цип управления государ

Религия Древней Греции
Древнегреческая религия была пронизана анимистическими представлениями. Мир, в котором жил древний эллин, воспринимался им одухотворенным. Вся природа была наполнена жизнью, духом, представлялась с

Религия Древнего Рима
Религия Древнего Рима, несмотря на ряд общих черт с греческой, отличалась своеобразными чер­тами. Римляне почитали богов-манов, покровителей семьи и рода, пена­тов, вначале олицетворявших

Исторические судьбы зороастризма
Зороастризм был официальной религией трех Иранских империй: эпохи Ахеменидов (VI- IV вв. до н.э.), Парфянского царства (III в. до н.э. -- III в. н.э.) и империи Сасанидов (III-VII вв. н.э.).

Культ зороастризма
В основе зороастрийского культа лежит жертвоприношение, система обрядовых очищений, поддержание священного огня. Религиозные ритуалы осуществлялись в священном месте - Пави («чистое место»). Это бы

Авеста - священная книга зороастризма
Слово «авеста» переводят как основа, основной текст, обоснованные изречения. Сасанидская Авести состояла из 21 книги, которые были сгруппированы в три блока по семь книг в каждом: · первый

Эпоха возникновения буддизма
Буддизм возник и первоначально оформился в северо-восточных районах Индии в VI-V вв. до н.э. Брахманихм - политеическая религия, распространено жертвоприношение – оно являлось гарантом спа

Сиддхартха Гаутама и его учение
4 имени будды: 1. Сиддхартха 2. Гаутама 2. Шакьямуни 3. Будда – не имя, а хараткеристика сознания - просветленный Собствен­ное имя «Будда» (просветленный) отожде

Учение Гаутамы
Четыре благородных истины Гаутамы: 1. Жизнь есть страдание, страдание - онтологическая ос­нова бытия. 2. Причиной является привязанность к жизни, жажда бытия. 3. Возможно

Основные формы буддизма
Главная идея буддизма заключается в спасении, в достижении нирваны. Будда указал путь, но после его смерти возникли различные интерпретации в ответе на вопросы: кто, когда, и как может достичь спас

Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
Существует еще одна форма буддизма - «ваджраяна» («алмазная колесница»). Цель ваджраяны - достичь просветления, или обрести природу Будды в течение одной человеческой жизни, для чего необходим духо

Ламаизм
В Тибет буддизм проникал последовательными волнами на протяжении столетий. Но окончательный успех буддизма в Тибете в форме ламаизма связан с деятельностью Цзонка-бы (Цзонхавы) (1357-1419 гг.), пол

Чань-буддизм
В Китай буддизм махаянского толка проникает в V-VI вв. н.э. Трансформация классического буддизма в китайских условиях была неизбежна, потому что, во-первых, к этому времени собственная культура Кит

Дзэн-буддизм
В Японии буддизм утвердился в XII-XIII вв. вначале в низших слоях общества, затем, когда власть перешла в руки самураев, и в высших. Этика дзэн легла в основу рыцарского кодекса чести бусидо (путь

Священные тексты буддизма
Буддийская литература огромна и многоязычна, учение буддизма излагается на языках пали, санскрите, китайском, монгольском, японском, тибетском. Канон на пали называется Типитака (санскр.-

Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры
Приступая к изучению истории христианства как одной из мировых религий которая на сегодняшний день имеет наибольшее количество последователей, следует помнить, что дело не только постепенно во исто

Особенности исторической эпохи возникновения христианства
Христианство возникло в I-II вв. н.э. в восточных районах Римской империи. К этому времени Рим пережил период гражданских войн, в результате которых Римскую республику сменила Римская империя, во г

Духовная атмосфера возникновения христианства
В это время вновь получает широкое распространение учение киников. Кинизм, зародившийся в V в. до н.э. в Греции, в эпоху Империи, оказался созвучным умонастроению времени. Для этого учения, выражав

Новые общины
Во времена Империи создаются общины, которые пытаются осуществить жизнь на новых прин­ципах человеческих взаимоотношений. Со II в. до н.э. существовало религиозное общество в районе Мертво

Символ веры
На Халкидонском соборе (451 г.) окончательно был сформулирован символ веры - краткое тезисное изложение ос­новных положений, которые должны быть приняты на веру: Исповедание веры в Отца

История Католицизма
Католицизм возник одновременно с православием в результате раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошёл в период времени с 60-х гг. IX. в. до 50-х гг. XI в. В результате раскола

Первая веха в истории католицизма - 1095 год
В этом году папа Урбан II призвал верующих к крестовым походам на Восток. Под Востоком имелись в виду Палестина и Северная Африка, которые находились в то время во власти арабов-му

Вторая веха в истории католицизма - 1229 год
В этом году папа Григорий IX издал буллу (указ) об учреждении инквизиции. Слово "инквизиция" в переводе с латыни означает "розыск". Так назвали особый церковный

Третья веха - 1484 год
В этом году папа Иннокентий VIII издал буллу (грамоту, содержащую определённые распоряжения) о преследовании ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами

Пятая веха - 1559 год
В этом году по распоряжению папы Павла IV был издан первый в истории католицизма список запрещённых книг. Слово "список" по-латыни звучит как "индекс". В дальне

Шестая веха - 1572 год
В этом году в ночь на 24 августа по благословению папы Григория ХIII в Париже произошло массовое убийство кальвинистов (их тогда во Франции называли "гугенотами") католиками. Ночь на 24 а

Седьмая веха - 1870 год
В этом году при папе Пие IX было ликвидировано папское государство. В сентябре 1870 года итальянские войска под командованием Гарибальди штурмом взяли Рим. Это была прогрессивная а

Восьмая веха - 1929 год
В этом году был заключён договор между папой Пием XI и главой итальянского государства Муссолини о восстановлении светской власти папы. Папе была выделена часть Рима. Эту часть гор

Возникновение Протестантизма. Основные направления
Протестантизм - общее название христианских направлений, возникших и оформившихся в период Реформации, направлений, которые своими корнями уходят в учение духовного вождя Мартина Лютера (1483-1546

Лютеранство
Первоначально Мартин Лютер не задумывал радикальной реформы церкви. Главная идея его те­зисов заключалась в необходимости личного внутреннего покаяния человека для обретения спасения. М.Лютер счита

Цвинглианство
Священник из Цюриха Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) предложил новую систему взглядов, в которой был отменен целибат (обязательное безбрачие католического духовенства), распущены монастыри, церкви оч

Кальвинизм
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) развернул свою деятельность в Женеве, создав здесь своеобразное теократическое общество. Строгий аскетический устав, повседневная придирчивая опека за сограж­данами, зап

Англиканство
Своеобразную форму идеи Реформации приняли в Англии, где, в отличи от континентальной Ев­ропы, реформационные идеи утверждались верховной властью. Конфликт между королем Генри­хом VIII (1491-1547 г

Баптизм
Дальнейшие события религиозной жизни в Англии были обусловлены бурными историческими процессами. Давление времени выражалось и в стремлении дальнейшего очищения английской церкви от папизма. Вырази

Адвентизм
Во второй четверти XIX в. проповедник баптистской церкви Уильям Миллер объявил своим прихожанам, что он высчитал дату второго пришествия Он утверждал, что пришествие Христа будет видимым. День, сто

Свидетели Иеговы
В 1872 г. среди адвентистов возникло объединение «Исследователи Библии», руководители кото­рого Ч.Руссель и Дж.Руттерфорд провозгласили, что второе пришествие Христа уже совершилось, но было незрим

Пятидесятники
В конце XIX в. на территории США оформляется движение, получившее название «Пятидесятни­ки». Они утверждают, что каждый истинный хри­стианин может получить «дары Святого Духа»: способность

Допалестинский период
В допалестинский период, вероятно, был распространен культ родовых покровителей. Широко был развит погребальный культ, у древних евреев был распространен обряд ингумации, при котором тело зарывали

Палестинский период. Эпоха Первого храма
В созданном в XI-X вв. до н.э. древнееврейском государстве упрочивается положение Яхве. Он становится не просто ведущим, а единственным богом, выступая символом этнического объе­динения родственных

Послепленный период. Период Второго храма
Иудея, как и Израиль, пережила трагическую судьбу, она пала под ударами Нововавилонской империи. В начале VI в. до н.э. Навуходоносор II несколько раз нападал на Иудею. Иерусалим был разрушен, Иеру

Библия. Талмуд
Священной книгой иудаизма является Библия, точнее, первая ее часть - Ветхий Завет. Завер­шенный вид Ветхий Завет приобрел в I-II вв. до н.э., тогда был установлен окончательный вари­ант, получивший

Библия как памятник культуры
Структура Библии: Ветхий завет: 1. Танах. В него входит три книги: 1.

Это священная книга
2. Исторический документ (реальная история древнееврейского государства) Книги, вошедшие в канон Ветхого Завета,- великолепный исторический документ, они содержат данные по истории

История христианского монашества
В V в. в рамках христианства складывается монашество (от греч. monachos - одинокий, отшель­ник, монах) - сознательный уход из мира обычной жизни в пустыню, отказ от привычных благ. Монашество к

Крещение Руси
Время крещения Руси - 988 г.- момент единого процесса, который не просто расширял про­странство христианского мира, а завершал это движение. Русь становилась восточной границей христианского мира,

Киевский период
Летописец оставил нам свидетельство утверждения христианства при преемнике Владимира Яро­славе Мудром (1015-1054г) На плечи Ярослава Мудрого легли задачи распространения и утвержде­ния христианской

Московский период
На Северо-Востоке зарождалась новая эпоха Отечественной истории, возвышалась Москва, на­чавшая собирание русских земель. Это был путь централизации государства, и ему споспешество­вала Церковь. В М

Патриарший период
Логическим завершением процессов, обозначившихся в Московский период, явился Патриарший период. Кон­стантинопольской церкви подписал документ, и во главе Русской Православной церкви в 1589 г. стал

Синодальный период
Реформы Петра начали новый этап в русской истории, суть которого заключается в синтезе плодов и методов европейской культуры с потребностями и особенностями русской жизни. Отно­шение Петра к религи

Новое время (пореволюционный период, 1917-1985 гг.)
В годы Советской власти Русская Православная церковь пережила трагические годы: монасты­ри закрывались, многие церкви рушились, очень многие священники были репрессированы. После Октябрьской револю

Старообрядчество в истории русской культуры
Реформы Никона не изменили вероучения, но они внесли заметные изменения в обрядность. Всего было введено 19 изменений в чин богослужения, некоторые из них оказались совершенно неприемлемыми для зна

Вероучение и культ
Приверженец ислама - мусульманин (араб, муслим - предавший себя Аллаху) должен верить в истинность ислама. Иман (араб, вера в истинность ислама) включает в себя несколько принци­пиальных положений.

Основные направление религии Ислам
При всей видимости единства ислам с первых десятилетий своей истории переживал внутренние смуты и раздоры, которые привели к расколу. Уже вопрос о преемнике Мохаммада вызвал споры. Формиру

Ортодоксальный ислам - суннизм
- также не оставался единым. Однако, если распад на сун­низм и шиизм, а также деления внутри шиизма определялись вопросом о власти, то внутри сун­низма разделение было вызвано процессом становления

Коран как священный текст и памятник культуры
Коран (аль-Кур"ан) в переводе означает «чтение»; это слово происходит от араб, глагола «ка- ра"а» - читать вслух, декламировать. Согласно вероучению, Коран был передан Аллахом пророку Моха

Структура Корана
Коран состоит из 114 сур. Сура (араб, ряд камней прикладки) представляет собою раздел или гла­ву, некоторую содержательную целостность, которая отделена от другой. Сура состоит из аятов. Аят (араб,

Новые религиозные направления и организации
20 век был наполнен многими событиями, приведшими к радикальным изменениям во всех областях жизни всех народов мира. В XX в. на­чалась эра социализма, который, хотя и не дожил до начала третьего ты

Религия бахай
Истоки этого религиозного направления уходят в сороковые годы XIX в. Материнской средой религии бахай явился ислам шиитского направления на территории Ирана. Зародившись как сектантское направление

Нетрадиционные религии и культы XX века
Понятие «нетрадиционные религии и культы» некорректно, поскольку всякая религия, в пери­од своего возникновения и формирования в ее отношении к традиции может быть названа нетра­диционной (ранний б

Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания
Религия тяготеет к аскетизму, а искусство к гедонизму. Искусство создает новую реальность, выполняет задачи, реализующие духовные потребности – искусство как сила человеческой души. Искусство делае

Особенности русской иконописи
Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная те

Религия и наука
Научное знание всегда конечно и ограничено; это знание о конкретных единичных вещах; решает частные вопросы. Религия дает ответы на мировоззренческие вопросы и мироздание; это отражает общую концеп

Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений
В исламе религия и право тесно связаны. Коран не просто священная книга, но и основа юридических отношений, которые складывались еще при жизни Мохаммада и при его прямом участии. Коран содержит соц

Ведийская культура и религия
Расселение индоевропейцев в Индо-Гангской равнине сопровождалось сложными межэтниче­скими процессами. Общество, которое здесь возникло в первоначальный период, отличалось сла­бой социальной диффере

Брахманизм
Брахманизм как система рели­гиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической религии. Однако брахманизм - явление уже новой эпохи. Брахманизм вырази

Индуизм
В середине I тыс. до н.э. в индийской культуре возникают новые философско-религиозные кон­цепции, сформировавшиеся на волне шаманского движения, что потребовало от брахманизма активного противодейс

Заратустра, или более точно Зороастр, - личность полулегендарная. Википедия говорит, что достоверных свидетельств о его жизни нет, и все сведения о нем почерпнуты из религиозной традиции зороастрийцев. Обычно считается, что знаменитый пророк родился в Иране или северном Азербайджане. Однако некоторые исследователи говорят, что место его находится на территории современного Туркменистана и даже России.

Время его деятельности также не определено, но большинство исследователей считают, что это был пятый-шестой век до н. э., зороастризм одной из древнейших религий откровения.

Пророк родился в семье Спитама - древнего жреческого рода. При рождении Зороастр не расплакался, а засмеялся, что стало предзнаменованием его будущей деятельности. Его имя не имеет глубокого смысла и лишь «владелец старых верблюдов».

Известны , трех жен и шестерых детей. Гаты Авесты не упоминают о Зороастре как о святом праведнике и воспроизводят его полные обличений речи против защитников старых верований.

В своей проповеди Заратустра разделил добро и зло как двух изначально существующих в мире божеств Ормузда и Аримана, не имеющих между собой ничего общего и ведущих вечную борьбу.
Персидский царь нашел учение Заратустры привлекательным и позволил ему действовать на свое усмотрение. Так пророк произвел грандиозную реформу всей персидской религии, сделав ее логически понятной и привлекательной. Некоторые божества из пантеона древних арийцев стали Святыми силами, другим повезло менее - они превратились в злобных демонов.

Умер Заратустра на 77 году жизни в покое на пике своей славы, хотя греческие историки утверждали, что пророк был испепелен небесным огнем и взят живым на небо.

Что такое зороастризм

Религия, созданная Заратустрой, сохранилась до сих пор. В основе этического учения Заратустры лежит следование добру во всем, нужно иметь светлые дела, светлые мысли и светлые поступки. Центром зороастризма стал Древний Иран, где религия получила статус государственной. После захвата Ирана мусульманами зороастризм был практически вытеснен исламом, однако даже ислам на бывших территориях, где главенствовал зороастризм, исповедуется в версии шиизма. В настоящее время небольшие общины зороастрийцев сохранились в Иране, Азербайджане и Индии.

Зороастрийцы учат, что в конце времен придут три саошьянта (спасителя). Два из них восстановят учение Заратустры, третий выступит как вождь в последней битве с силами зла.

Верования зороастрийцев сегодня малоизвестны и носят больше экзотический характер. Европейцам имя Зороастра больше известно по книге немецкого философа «Так говорил Заратустра», которая не имела никакого отношения к историческому Заратустре. Из знаменитых зороастрийцев можно назвать, пожалуй, лишь умершего фронтмена группы Queen Фредди Меркури.

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом .

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – , Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом : всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с которым иранцы составляли две главные ветви древнеарийской нации.

Полулегендарный Заратустра, по преданию, реформировал старое арийское многобожие иранцев в дуалистическом духе, подчинив всех древних светлых богов их верховному владыке – Ахурамазде, а мрачных демонов соединив вокруг величавого, могучего князя тьмы и зла, Ахримана.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Вопрос о том, когда проповедовал мудрый вероучитель Зороастр, еще не разъяснен с достоверностью. Есть мнение, что он жил в середине VI века до нашей эры, то есть был современником Кира Старшего и Будды . Главным поводом к этому послужило предположение, что царь Густасп (Висташпа), называемый в священной книге зороастрийцев, Авесте , распространителем благого закона – это Гистасп (Hystaspes), отец великого царя Дария I . Это предположение существовало еще в древности, но оно ошибочно. Зороастр принадлежит доисторическому, мифическому времени староиранских царей, окончившемуся с основанием мидийского и персидского царств. Из клинописи нам известно, что около 500 г. до Р. Х. «святой закон» Зороастра уже господствовал на всём пространстве персидского царства. Поэтому надо полагать, что основатель этого закона жил по крайней мере двумя столетиями ранее. Авеста не упоминает ни об одном из больших городов Мидии и Персии, ни о Пасаргадах, ни об Экбатанах, ни о Персеполе. Все иранские земли, кроме Бактрии, Согдианы и Маргианы она называет страною злых духов, а мидийский город Рагу местом «дурного, безмерного сомнения». Все это показывает, что она была написана раньше построения Экбатан, раньше основания мидийско-персидского царства. Из этих и других подобных фактов следует, что ещё около 800 года до Р. X. учение Зороастра не только уже существовало, но и владычествовало в Восточном Иране, и было уже так сильно, что проникло оттуда на запад, к близкородственным восточным иранцам мидянам и персам.

Согласно легендам, Заратустра был маг (жрец), из северо-западной Мидии (теперь – Азербайджан). На 30-м году жизни, испытав наитие свыше, он выступил как горячий проповедник не только нравственно-религиозной, но и общественно-экономической реформы, выступая за повсеместный переход от кочевого к оседлому, земледельческому быту. Как об индийских мудрецах, о Зороастре рассказывается, что он удалился размышлять о вере в уединении. Предание говорит, что Зороастр провел на горах в размышлениях десять лет, а потом ходил по стране, проповедуя и воздвигая повсюду алтари для служения огню.

Через 12 лет учение Зороастра принял вышеупомянутый Виштаспа (Гистасп, Густасп) один из царей далекой Бактрии (на противоположном от Азербайджана, северо-восточном краю Ирана). Не без насилия Виштаспа провел религиозную реформу в своем владении. Говорят, что в память этого великого события Зороастр посадил у Каспийского моря священный кипарис, вырезав на коре этого дерева надпись о принятии его учения Виштаспой. Последователи Зороастра до самых времен ислама чтили этот священный кипарис, много пилигримов ходило поклоняться ему

Поэтическо-философское вероучение Зороастра сблизило божества с человечеством, придав этим олицетворениям сил природы нравственные качества. Зороастр внес определенность в понятия об отношениях между божествами, подчинив их двум верховным богам. Главного бога добрых божеств он назвал Ахурамаздой («ахура» – значит «владыка»; «мазда» – или «много ведающий», мудрый, или «много дающий», благой). Главным богом злых божеств поставил он Ангра-Майнью («зложелателя»). Впоследствии имя Ахурамазды получило форму Ормузд , а имя Ангра-Майнью – форму Ахриман . Прежние боги природы не были устранены реформой Зороастра , но были поставлены в подчиненное отношение: добрые – к Ахурамазде, злые – к Ангра-Майнью, и обратились добрых или злых духов.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Не были устранены Зороастром и древние обряды жертвоприношений и молитв. Но главное место в преобразованном культе заняли законы об очищениях и заповеди о способах наиуспешнейшей борьбы против сил зла. Центром народного культа осталось служение тем богам природы, которым поклонялись арии, когда пасли стада и возделывали нивы в долинах Амударьи и её притоков, ещё до своего переселения в Иран. Народ по-прежнему приносил на озарённых солнцем высотах гор жертвы и молитвы богу солнца Митре, возливал ему укрепляющий силу, дающий бессмертие сок хаомы (у индусов – сома ), для выжимания которого постоянно были в каждом доме стебли этого священного растения, ступка и чаша. Народ по-прежнему чтил огонь, чьё красное пламя заботливо подпитывалось в алтарях чистым, сухим, благовонным деревом; по-прежнему благоговейно чтил землю «терпеливую» и «покорную», и воду, текущую со священных гор в великое озеро, плодотворящую поля и пастбища. И после реформы Зороастра оставались богами в сознании народа и светлый Веретрагна (Бехрам), разгоняющий в сумерки вечера враждебные силы, и вооруженный булавою Шраоша (Серош) – спутник-охранитель начинающегося дня, прогоняющий привидения ночи.

Зороастр оставил народу его старые божества, представления о которых коренились в физических особенностях иранской страны с её синим, безоблачным, дивно сияющим небом, и в национальных преданиях, как индийские брахманы оставили своему народу Индру . Но наибольшую важность в своем вероучении Зороастр дал деятельной, нравственно чистой жизни. Вернейшие средства устранять влияние неприязненных сил состоят, согласно его учению, в том, чтобы сообщать земле плодородие заботливою обработкой, истреблять вредных животных, делать все необходимое для ослабления вредных действий зимы, пустыни, бурь, и при этом быть праведным и честным, охранять свою душу от греха, приближать ее молитвой и очищениями к богам света. Учение Зороастра было, в сущности, не провозглашением новой религии, а естественным развитием народных понятий, влагавшим в них духовный смысл, направлявшим их к нравственным целям.

Судьбы учения Зороастра в Персии

Из Бактрии зороастризм распространился по всему Ирану. Величайший персидский царь династии Ахеменидов, Дарий I Гистасп (522 – 486 до Р. Х.) являлся ревностным зороастрийцем. Несмотря на чувствительный удар, нанесенный ей завоеванием Александра Македонского и владычеством его эллинистических преемников, религия Зороастра вновь стала национальным и государственным исповеданием Ирана в годы царствования парфянской династии Аршакидов (250 до Р. Х. – 224 по Р. Х.). Затем она пережила период ещё большего подъема и блеска под властью основателей Новоперсидской монархии – прославленного царского рода Сасанидов (224 – 650), вплоть до мусульманского завоевания VII века. Зороастризм, таким образом, преобладал в Иране около полутора тысяч лет.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Он далеко не сразу был вытеснен из Персии и после её покорения магометанами. Даже ещё и в X веке каждое село Персии имело храм огня. Однако вследствие жестоких мусульманских гонений зороастризм был мало-помалу уничтожен или вытеснен на чужбину, в Индию, где его последователи обосновались по преимуществу вокруг Бомбея.

Боги, ангелы и бесы зороастризма

Зороастр отрицал непротивление злу, пассивность и нирвану и требовал деятельной борьбы со злом во имя добра, чтобы в конце веков светлый бог Ормузд победил темного Ахримана.

Добрый бог Ахурамазда и злой Ангра-Майнью будут долго вести жестокую борьбу друг с другом. В конце мира из семени пророка Заратустры чудесно родится обетованный новый пророк, праведник-избавитель, мессия Саошьянт (Сосиош), восторжествует Добро, а Зло будет уничтожено. Все мертвые воскреснут. Мессия Саошьянт прогонит Ахримана и подвластных ему злых дэвов . Ахурамазда сразит Ахримана. Старый грешный мир сгорит в потоке раскаленного металла, и начнется новая блаженная жизнь.

Ахриман сильно напоминает христианского Сатану, но его роль в религии Зороастра гораздо важнее. Она и является не монотеизмом и дуализмом именно потому, что злое начало здесь почти равносильно доброму.

Зороастрийского бога Ахуразмазду окружает сонм ангелов («язатов»), среди которых выделяются шесть архангелов («амешаспенты »). Вокруг бога зла Ахримана тоже имеется сонм бесов («дэвов») с шестью архидьяволами.

Из бесов в религии Зороастра самый ужасный Аэшма-дэва (Асмодей), а среди ангелов-язатов есть несколько более славных, в которых народ видит даже не столько ангелов, сколько низших богов и богинь. Это божество огня (Атар), гении воды (в том числе Анахита, небесный водный поток, источник плодородия, чей образ близок к греческой Афродите), божество солнца (Хоршид) и впоследствии слившееся с ним божество света и истины (Митра , близкий к Аполлону), божества луны и звезд (Тир или Сириус – главный) и др.

Кроме того у пресветлого престола Ахурамазды витают души праведников («фраваши », «ферверы»), а в нечистой свите Ахримана состоят «друджи» (от слова «ложь») – мелкие черти и чертовки, трупные упыри, ведьмы-пери и т.п. Души грешников, согласно учению Зороастра, терзаются в преисподней до страшного суда и до появления мессии-избавителя.

Нечистая ночная сила боится собаки и пения петуха-световозвестителя, так что убивать собаку грех, а разводить кур – душеспасительное дело. Собаку и петух Зороастр считает главными священными животными Ахурамазды.

Зороастризм о чистоте

Великое праведное дело – земледелие. Ещё одним священным животным Ахурамазды является бык, созданный специально для пахоты.

Моча коровы, освященная надлежащим образом и разведенная в воде, часто служит для обрядового зороастрийского очищения.

Зороастром предписывается строгая чистота – телесная и душевная. Ложь и обман, оскверняют человека. К вместилищам внешней скверны относится мертвечина. Зороастрийцы считают, что похороны осквернили бы святую землю. Поэтому последователи этой веры оставляют трупы усопших на съедение хищным птицам (обыкновенно часа через два все мясо на мертвеце бывает съедено стаей коршунов).

В зороастрийском богослужении широко используется животворное, благодатное питьё из сока растения «хаомы» (у индусов «сома»). Зороастр говорил, что одна капля хаомы губит бесов.

Образец зороастрийского религиозного искусства

Книга Авеста – краткое содержание

Вероучение Зороастра изложено в его «Библии», которая называется «Авестой » («текст») или «Зенд-Авестой» («текст с толкованием»). Книга Авеста написана на древнеиранском языке, а Зенд-Авеста – на среднеперсидском (пехлевийском) языке. Древняя редакция Авесты, записанная ближайшими учениками Зороастра и употреблявшаяся при Ахеменидах, была утеряна после македонского завоевания. Не дошла до нас и редакция парфянских времен. Нынешний текст книги Авесты создан в начале эпохи Сасанидов (III – IV вв. по Р. Х.). Но и сасанидский канон мы имеем не полностью, а лишь примерно пятую его часть, связанную по преимуществу с богослужением. О содержание утерянных отделов Авесты можно составить представление лишь из средневековых пехлевийских сокращённых переводов.

Полная зороастрийская книга Авеста была богата повествованиями и научными сведениями. Сохранившаяся Авеста распадается на пять частей:

1) «Ясна» («богослужение») – чин божественной литургии для освящения сока хаомы. Древнейшую часть содержания Ясны составляют псалмы Зороастра («Гаты»).

2) «Висперед» («Все главы») ­– литийные моления, вставляемые то в ту, то в другую ектению Ясны по годовым праздникам.

3) «Вендидад» («Видэвдад» – «закон отречения от дэвов») – часть Авесты, которая содержит в себе прежде всего законы Зороастра о чистоте и правила очищений от скверны

4) «Яшты» («Поклонения») – содержит славословия Ахурамазде, Амешаспентам и язатам, преимущественно тем, которым посвящен тот или иной день месяца. У персов-зороастрийцев не существовало недель, а было 30 разных дней в месяце, из которых четыре (1-й, 8-й, 15-й, 23-й) посвящались Ахурамазде, а остальные – главным язатам. Кроме славословий, в Яштах сообщаются и старинные сказания. 19-й яшт представляет собой своеобразное краткое изложение древнеиранского эпоса с перечнем его героев

5) «Малая Авеста» («Хорде Авеста») – сборник повседневных молитв.

Обзор и пересказ утерянных сейчас частей Авесты есть в энциклопедических зороастрийских сводах IX столетия по Р. Х. на пехлеви: «Денкард» и «Бундехеш».

Первый перевод Авесты на европейские языки сделал француз Анкетиль Дюперрон (1771), который поступил простым солдатом на службу в Индию, чтобы сблизится там с парсами и изучить их язык и священную книгу.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Литература о Зороастре

Д. Менан. «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898

А. Джексон. «Зороастр, пророк древнего Ирана». Нью-Йорк, 1899 (часть книги переведена на русский язык А. Погодиным в 1903)

Л. Х. Миллз. «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904

Л. Х. Миллз. «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906

В. Миллер. «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)

А. Погодин. «Религия Зороастра». Спб., 1903

Зороастр учил, что вернейшую охрану от дэвов даёт человеку чистота мыслей, слов и дел; ставил обязанностями человека трудолюбивую жизнь, воздержание от пороков, особенно от лжи, душевное благочестие, добродетель. О грехах он говорил, что они должны искупаться раскаянием. Зороастрийские жрецы истолковали понятие о чистоте в смысле внешней чистоты, и придумали множество заповедей для её сохранения, множество обрядов для восстановления её, если она чем-нибудь нарушена. Эти чрезвычайно точные и подробные правила очищения, и такие же подробные правила относительно жертвоприношений, молитв, богослужебных обрядов превратили религию служения свету в раболепное исполнение мелочных постановлений, в подавляющую формалистику, исказили нравственное учение Зороастра. Он хотел возбуждать к усердному возделыванию земли, к заботе об укреплении нравственных сил, к энергичному труду и к развитию душевного благородства. Зороастрийские жрецы заменили это казуистической системой правил о том, какими делами покаяния и какими обрядами очищаются разные прегрешения, состоящие главным образом в прикосновении к нечистым предметам. Нечистым было в особенности все мертвое, потому что Ормуздом создано живое, а не мертвое. Авеста дает подробнейшие правила предосторожностей и очищений от осквернения, когда в доме кто-нибудь умер и когда хоронят труп. Приверженцы зороастризма не погребали трупы в земле и не сжигали. Их относили на особенные места, приготовленный для того, и оставляли там на съедение собакам и птицам. Иранцы заботливо остерегались, подходить к этим местам.

Если зороастриец осквернился, то чистоту свою он может восстановить только раскаянием и перенесением наказания по уставу благого закона. «Благой закон, – говорится в Вендидаде, – отъемлет все грехи, совершаемые человеком: обман, убийство, погребение мертвых, непростительные дела, множество высоко нагромоздившихся грехов; он отъемлет все дурные мысли, слова и дела чистого человека, как сильный быстрый ветер с правой стороны очищает небо; благой закон совершенно отсекает всякое наказание». Покаяние и очищение состоят у приверженцев зороастризма главным образом в молитвах и заклинаниях, произносимых по определенным временам дня с точным соблюдением предписанных для этого обрядов, и в омовениях мочой коровы или быка и водой. Самое могущественное очищение, снимающее с зороастрийца все скверны, «девятиночное очищение », –чрезвычайно многосложный обряд, который может совершаться только чистым, хорошо знающим закон человеком и имеет силу только в том случае, если этот очиститель грешника получит такое вознаграждение, какого сам хочет. Эти и другие такие же заповеди и обычаи наложили на жизнь зороастрийцев цепи, отнимавшие у него всякую свободу движений, наполнявшие его сердце тоскливым опасением оскверниться. Для каждой поры дня, для каждого дела, каждого шага, для каждого житейского случая были установлены молитвы и обряды, правила освящения. Вся жизнь была подведена под иго служения тягостной зороастрийской формалистике.

Жертвоприношения в зороастризме

О жертвоприношениях у зороастрийцев Геродот рассказывает следующие подробности (I, 131). «У персов нет обычая строить храмы и алтари; они даже считают глупыми тех, кто делает это потому что не думают, как эллины, что боги имеют человеческий вид. Когда они хотят принести жертву, то не воздвигают алтаря, не зажигают огня и не возливают вина; нет у них при жертвоприношениях ни свирелей, ни венков, ни поджаренного ячменя. Когда перс хочет принести жертву, он ведет жертвенное животное на чистое место, молится богу, обыкновенно оплетает тиару миртовыми ветвями. Приносящий жертву не может просить милости у бога себе одному, он должен также молиться за всех персов и за царя. Разрезав жертвенное животное на части и сварив мясо, он устилает землю самою нежною травою обыкновенно клевером, и кладет на эту подстилку все мясо. Когда он сделал это, подходит маг и начинает петь гимн о рождении богов, – так называется у них заклинание. Без мага персы не могут совершать жертвоприношений. После того принесший жертву берет мясо и поступает с ним, как хочет».

У Страбона находим следующие подробности о зороастрийских жертвоприношениях: «У персов есть замечательные здания, называющаяся пиретиями; посредине пиретия стоит алтарь, на котором много пепла, и маги поддерживают на нем вечный огонь. Днём они входят в это здание и молятся с час времени, держа перед огнем связку палок; на головах у них войлочные тиары, спускающиеся по обеим щекам и закрывающие губы и подбородок. – Жертвы приносят они на чистом месте, помолившись и положив венок на животное, приносимое в жертву. Маг, совершив жертву, раздает мясо; каждый берет свой кусок и уходит, не оставляя богам ничего, потому что богу нужна только душа жертвы; но по словам некоторых, они бросают в огонь кусок сальниковой перепонки. Когда они приносят жертву воде, они идут к пруду, реке или ручью, роют яму и режут жертву над нею, принимая предосторожности, чтобы кровь не падала в воду и не осквернила ее. Потом кладут куски мяса на миртовые или лавровые ветви, зажигают костер тоненькими палочками и поют заклинания, возливая масло, смешанное с молоком и медом, но не в огонь и не в воду, а на землю. Заклинания поют они длинные, и при этом держат в руке пучок сухих миртовых палочек».

История священных книг зороастризма

До нас дошли следующие предания о судьбах священных книг зороастризма. Денкард, зороастрийское сочинение, которое парсы считают написанным во времена Сасанидов , говорит, что царь Висташпа повелел собрать все книги, написанные на языке магов, чтобы вера поклонников Ахурамазды имела твердую опору. Книга Арда-Вираф Наме, которая считается написанной тоже еще во времена Сасанидов, говорит, что религия, полученная от бога благочестивым Зороастром, сохранялась триста лет в чистоте. Но после того Ахриман возбудил Искандера Руми (Александра Македонского), и он завоевал и опустошил Иран и убил иранского царя. Он сжег Авесту, которая была написана на коровьих кожах золотыми буквами и хранилась в Персеполе, убил многих зороастрийских жрецов и судей, бывших опорами веры, внес в иранский народ раздор, вражду и смятение. Иранцы не имели теперь ни царя, ни наставника и верховного жреца, знающего религию. Они исполнились сомнений... и у них возникли разные религии. И были у них разные веры, до того времени, когда родился святой Адербат Магресфант, на грудь которого лили расплавленный металл.

Книга Денкард говорит, что уцелевшие отрывки Авесты были собраны еще при парфянских Аршакидах . Затем сасанидский царь Артакшатр (Ардашир ) призвал в свою столицу гербада Тосара, принесшего священные книги зороастризма, которые были прежде того рассеяны. Царь повелел, чтоб они были законом веры. Сын его, Шапур I (238 – 269 по Р. X.) повелел собрать и снова присоединить к Авесте медицинские, астрономические и другие книги, которые были рассеяны по Хиндустану, Руму (Малой Азии) и другим странам. Наконец, при Шапуре II (308 – 380) Адербат Магресфант очистил от прибавок изречения Зороастра и перенумеровал нашки (главы) священных книг.

Зороастрийские боги Ахурамазда (справа) и Митра (слева) вручают знаки царской власти сасанидскому шаху Шапуру II. Рельеф IV века по Р. Х. в Так-е-Бостане

Из этих легенд ясно, что:

1) Зороастр дал священный закон при царе Густаспе (Висташпе). Одно время полагали, что этот Густасп – Гистасп, отец Дария I , и потому думали, что Зороастр жил в середине VI века до Р. X.; это по-видимому подтверждалось другими свидетельствами; а если так, то Зороастр был современником Будды . Кое-кто даже полагал, что в буддизме находятся учения Зороастра. Но исследователи XIX столетия (Шпигель и другие) пришли к выводу, что Висташпа Авесты не Гистасп, отец Дария, а бактрийский царь, живший гораздо раньше, тот Густасп, которым кончается первый цикл иранских преданий, пересказываемых в первых отделах Шахнаме Фирдоуси , и поэтому Зороастр, подобно этому Густаспу или Висташпе, должен быть относим к доисторическому времени. Но это вовсе не значит, что книги, приписываемые ему, принадлежат времени, очень древнему. Они – сборники, мало-помалу составленные зороастрийскими жрецами, одни раньше, другие позже.

2) Предания говорят, что зороастрийские книги были сожжены Александром, что он убивал верующих и подавлял религию. По другим рассказам, он велел перевести на греческий язык книги об астрономии и медицине, а все другие сжечь, и потом эти сожженные книги были восстановлены по памяти (как книги китайские). Эти сказания неправдоподобны; во-первых, они совершенно противоречат политике Александра, старавшегося приобретать расположение азиатов, а не оскорблять их; во-вторых, известия греческих и римских писателей ясно показывают, что священные книги персов продолжали существовать при Селевкидах и парфянах . Но военные бури, разразившиеся над Персией после смерти Александра, и в продолжение многих столетий разрушавшие все в Иране, были, по всей вероятности, очень вредны для зороастризма и его священных книг. Еще гибельнее для этих верований и книг было влияние греческой образованности, которую распространяли повсюду в Иране основанные во всех его областях греческие города. Религия Зороастра была, вероятно, вытеснена более высокой греческой культурой и некоторые из священных книг её утратились в это время. Они тем легче могли погибнуть, что язык, на котором они написаны, был уже непонятен народу. Вероятно, это и послужило поводом к возникновению предания о том, что зороастрийские священные книги были сожжены Александром.

3) Предания говорят, что зороастрийская религия была восстановлена и вновь сделана господствующей в Иране при сасанидских царях Ардашире и Шапуре. Это известие подтверждается историей. Основанием власти низвергшей парфян в III веке нашей эры династии Сасанидов было восстановление староперсидских учреждений и, в частности, национальной религии. В своей борьбе с греко-римским миром, грозившим совершенно поглотить Иран, Сасаниды опирались на то, что они – восстановители староперсидских законов, обычаев и верований. Они называли себя именами староперсидских царей и божеств; восстановили старинное устройство войска, созвали многочисленный собор зороастрийских магов, велели разыскивать священные книги, которые уцелели где-нибудь, учредили сан великого мага для заведывания духовенством, получившим иерархическое устройство.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Древний «зендский» язык был уже непонятен народу. Не знало его и большинство жрецов; потому Сасаниды велели перевести священные книги на тогдашний народный язык западного Ирана, пехлевийский или гузварешский , – тот язык, на котором сделаны надписи первых времён Сасанидской династии. Этот пехлевийский перевод зороастрийских книг скоро получил каноническое значение. В нем сделано разделение текста на главы и стихи. Было написано множество богословско-филологических комментариев к нему. Очень может, что прославляемые в парсийских преданиях знатоки священного зороастрийского писания, Арда Вираф и Адербат Магресфант участвовали в этом переводе. Но смысл текста священных книг, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений, отчасти, вероятно, потому, что некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, отчасти потому, что древний закон уже не охватывал всех общественных отношений современной жизни, и приходилось дополнять его переделками и вставками. Из богословских исследований того времени произошёл трактат, излагающий результаты ученых изысканий о космогонии и других догматах религии Зороастра – Бундехеш . Он написан на пехлевийском языке, и пользуется у парсов большим уважением.

Цари и народ очень строго держались восстановленной зороастрийской религии, цветущим периодом которой были времена первых Сасанидов. Христиане, не хотевшие принять вероучение Зороастра, подверглись кровавому преследованию; и евреи, хотя пользовались большею терпимостью, были много стесняемы в исполнении правил своей веры. Пророк Мани, сделавший попытку соединить в своём манихействе христианское учение с учением Зороастра, был предан мучительной смерти. Войны византийцев с Сасанидами ухудшали положение христиан в Персии, потому что персы предполагали в своих христианах сочувствие к единоверцам; впоследствии, они по политическому расчету покровительствовали несторианам и другим еретикам, отлученным от православной византийской церкви.

Царство Сасанидов пало с гибелью в борьбе с арабами последнего шаха династии, Йездегерда , и по Персии распространился ислам . Но пять столетий прошло прежде, чем совершенно исчезло в ней поклонение огню. Зороастризм так упорно боролся против мухаммеданского владычества, что еще и в X веке были восстания с целью восстановить престол Сасанидов и снова сделать вероучение Зороастра государственной религией. Когда древнее вероучение зороастризма было совершенно побеждено, персидские жрецы и ученые сделались наставниками своих победителей во всех науках; персидские понятия приобрели сильное влияние на развитие мухаммеданской образованности. Небольшая парсийская община держалась некоторое время в горах. Когда преследование достигло и до этого её убежища, она переселилась в Индию и, испытав там много невзгод, нашла себе наконец прочный приют на Гуджаратском полуострове. Там уцелела она доныне, и остается верна древнему учению Зороастра, заповедям и обрядам Авесты. Вендидад и некоторые другие части пехлевийского перевода Авесты, принесенные в Индию этими переселенцами, были тут в XIV веке нашей эры переведены с пехлеви на санскрит и на народное наречие.

Кто-нибудь может возразить, что поскольку существует множество противоположностей, как то: добро и зло, свет и тьма, благоухание и - зловоние, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, радость и боль и т.д., то тогда должна быть и множество разнообразных принципов. Ответ таков: несмотря на то, что противоположности могут носить разные имена и быть многих видов, все же они сводятся к двум именам, которые подобны семени, заключающему в себе все остальные - это Добро и Зло. Разнообразие имен и видов, существующее кроме них, представляет собой лишь ветви, развивающиеся из этих двух семян; и нет на свете ничего, что не охватывали бы эти два принципа.«Сиканд Гуманин Вазар». Глава VIII

Зороастризм - древнейшая духовная традиция, в лоне которой взросли семена современных мировых религий. К величайшему сожалению, в силу исторически сложившихся обстоятельств, традиция эта была предана забвению, и в настоящее время большинство наших современников имеют весьма смутное представление о зороастризме или маздаяснийской религии, названной так по имени верховного божества -Мазды Ахуры.
Редакция альманаха не ставит перед собой задачу по «реанимации» древнейшей монотеистической религии мира - в этом нет никакой необходимости, поскольку Религия Огня и Света жива по сей день и будет жить до тех пор, пока в жилах людей будет течь горячая кровь древних огнепоклонников. В настоящее время более миллиона персов исповедуют космическую религию своих предков на своей исторической родине, и еще более трехсот тысяч парсов, рассеянных по всему миру, поклоняются единому Творцу Вселенной - Ахура-Мазде - в самых различных уголках нашей планеты.
Зороастризм является первой монотеистической религией, основоположник которой - пророк Заратуштра - возвестил о едином Творце Вселенной еще во времена позднего неолита - на границе III и II тысячелетий до н.э. Главным содержанием религии Авесты и основным требованием к верующим является необходимость руководствоваться понятием истины и добра в мыслях, словах и деяниях.
«Благая мысль, благое слово и благое дело» составляют морально-нравственную триаду зороастрийской этики. Следование этому основному авестийскому канону гарантирует верующему уверенность в настоящем и завтрашнем дне. Зороастрийцы убеждены, что благомыслие, благословие и благодеяние способны обеспечить им материальное благополучие в земной жизни и духовное заступничество светлых сил в жизни души после того, как она покинет физическую оболочку.
Наш мир двойственен, и основоположник авестийской религии - пророк Заратуштра, объективно оценивая происходящие вокруг явления, сумел придать своим наблюдениям законченную форму, которая выразилась в основном постулате зороастрийского учения: весь мир разделен на два враждующих лагеря, и все зло воплощенного мира происходит не от Бога - Творца Вселенной, а от его врага - Духа Разрушения Ахримана.

Дух Истины - Творец Ахура-Мазда - создал саму жизнь, к его творениям относятся такие благие стихии, как огонь, воздух, земля, вода, животные, растения и человек. Враг всего живого - Ахриман - породил демонов смерти, болезней, нищеты, зависти, лени, похоти и страха. Он ворвался в созданный Ахура-Маздой благой материальный мир и осквернил все, что только мог. В мире появились болезни и смерть, ненависть и жадность, пороки овла¬дели людьми, и горечь разочарования пришла на смену радости жизни.
Дуальность авестийской религии заставляет последователей Зороастра смотреть на эту жизнь, как на арену космической битвы между силами Добра и Зла. Каждый истин¬ный зороастриец обязан сделать в своей жизни сознательный выбор в сторону Добра и с этого момента следовать выбранной стезе до конца своих дней. Путь верующего зороастрийца - это путь воина, пресекающего все проявления Зла, как в самом себе, так и вокруг себя.
Все человечество переживает сейчас эпоху смешения Добра и Зла, и на каждом из нас лежит ответственность за происходящее в мире. Мы все являемся участниками великой космической битвы, которая неминуемо закончится торжеством сил света и справедливости. Но каждый наш шаг, каждое действие и каждое сказанное слово способны либо приблизить, либо отдалить этот долгожданный момент.
Мистерия борьбы Добра и Зла принимает в зороастрийской традиции поистине космические масштабы - в нее вовлечены звезды, планеты, кометы и прочие космические тела. Авестийская астрологическая система базируется на представлении о судьбе человека, как о мистериальном микрокосмическом театре военных действий, в котором совокупное влияние добрых звезд и созвездий противостоит зловредному действию оскверненных планет, астероидов и разного космического мусора. Но как бы то ни было, человек сам волен распоряжаться своей судьбой, не смотря ни на какое влия¬ние космических тел, и выбор в своей жиз¬ни он должен совершить самостоятельно. Зороастрийцы убеждены, что звезды склоняют, но не обязывают.
Что касается сознательного выбора, то в авестийской традиции его должен совершить каждый человек, вступающий в лоно зороастрийской церкви. Обычно это происходит по исполнении пятнадцати лет. К этому возрасту инициируемые юноши и девушки обязаны ответить на ряд вопросов, касающихся основных положений религии, среди которых есть и вопросы о природе Добра и Зла. Каждый, кому повязывается священный пояс кушти - символ принадлежности к маздаяснийской религии, беря на себя тяжкое бремя религиозного долга, состоящего в неукоснительном следовании правилу «Хумат, Хукст, Хуварст» - «добрые мысли, добрые слова, добрые дела», обязан дать ответы на следующие вопросы:

«Кто я есмъ? Кому я принадлежу? Откуда я пришел? И куда я вернусь? Из какого я рода и племени? Какова моя роль и каков мой долг на земле? И какова моя награда в этом мире, куда я пришел? Вышел ли я из невидимого мира или всегда был в этом мире? Принадлежу я Хормазду или Ахриману? Принадлежу я богам или демо¬нам? Добрым или нечестивым? Человек я или демон? Сколько путей ведет к спасению? Какова моя вера? Что идет мне на пользу? Кто мне друг, а кто враг? Существует ли один первопринцип или их два? От кого исходит добро, а от кого зло? От кого свет, а от кого тьма? От кого благоухание, а от кого зловоние? От кого порядок, а от кого разрушение его? От кого милосердие, а от кого безжалостность?».

Чтобы дать ответ на подобные вопросы, необходимо иметь собственную точку зрения на окружающую действительность, и те юноши и девушки, которые сумели ответить на все вопросы пристрастного ритуального допроса, с этого момента считались мужчинами и женщинами - полноценными членами зороастрийской общины.
Личная ответственность каждого индивидуума за совершенные им деяния ставится в зороастризме превыше всего, поскольку это учение не приемлет концепции о том, что смерть одного человека может искупить грехи всего человечества. Каждый должен внести свою лепту в дело восстановления утраченной изначальной гармонии мироздания, ибо человек, согласно зороастрийскому космогенезису, является высшим из созданий Творца, и именно ему принадлежит почетное право менять окружающую действительность. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, воспринимается зороастрийцами как самая высшая ценность. «Доброй Религии», как называют ее сами исповедующие зороастризм, неизвестен догмат о первородном грехе, ибо все, что было сотворено Господом, является благим по определению, а поскольку Человек - венец творения, то он от Бога наделен большей силой, большим умом, а значит, и большей властью над чудовищными порождениями Ангра-Манью.
Все перечисленные достоинства человека являются лишь гранями драгоценного камня бессмертной души, которую господь Бог вдохнул в человеческое тело и которая, будучи очищенной от зла, начинать сиять подобно бриллианту. Это сияние, внутренний свет, исходящий от человека, зороастрийцы называют словом Хварна - Благодать Божья. Сподобиться Благодати, значит, стать святым и неуязвимым для зла. Ореол святости, изображаемый на христианских и буддийских иконах, как нимб, впервые нашел отражение в персидском искусстве, воспевавшем мужество, героизм и царственное величие лучших из людей, являвшихся для других истинным примером праведности, мудрости и доброты.
Отличительной чертой учения Заратуштры, по сравнению с другими религиями, является уважительное отношение к воплощенному миру. Авестийские тексты утверждают, что и духовный и материальный миры являются благими творениями Господа Ахура-Мазды и относиться к материальным ценностям следует также уважительно, как и к духовным. Если некоторые религиозные традиции утверждают, что бессмертная человеческая душа заключена в грязную физическую оболочку и целью существования видят уход из материального мира, то зороастризм, напротив, утверждает необходимость поддержания благополучия физического мира, поскольку он является совершенным созданием Господа и в настоящее время выполняет функцию «ловушки» или тюрьмы для Духа Зла - Ангра-Манью. Только жизнь может победить смерть, и эта философская истина легла в основу зороастрийской доктрины о борьбе двух космических начал. Поддержание жизни - вот самая главная и самая священная религиозная обязанность человека. Материальный мир был создан Творцом, как оружие для борьбы с Духом Разрушения, и уклонение от борьбы со Злом в материальном мире является отказом от исполнения Воли Божьей. В этом заключается коренное отличие зороастризма, требующего активного участия человека в космической битве от других восточных религий, побуждающих своих адептов к созерцательному бездействию, а также и от христианства, нивелирующего индивидуальную роль человека и полностью ставящего его в зависимость от Воли Божьей.

Свободный выбор человека ставит его в положение военнообязанного в армии светлых сил. Небесные иерархи ведут свою битву на космических просторах. Поле боя каждого человека - это, прежде всего, его собственные дух и душа, нуждающиеся в постоянном совершенстве и развитии, а также его тело, требующее к себе не меньшего уважения и внимания, ибо мир материи не менее важен мира духовного. Безразличное, неуважительное отношение к телу для зороастрийцев просто неприемлемо. Они избегают крайностей, не изнуряя тело длительными периодами поста и воздержания, но и не предаваясь разврату и чревоугодию. И то и другое для них одинаково греховно и далеко от изначально гармоничного состояния. Гармония - вот основное мерило всех материальных и духовных ценностей для тех, кто исповедует древнюю и в то же время молодую, как сама жизнь, религию Ахура-Мазды.
Тело в понимании зороастрийцев - храм души и поддерживать его следует в чистоте. Ритуальные омовения составляют важную часть не только зороастрийского богослужения, но и непременное условие повседневной жизни последователей Заратуштры. Чистота поступков и слов невозможна без чистоты мыслей, а для зороастрийцев, гордящихся тем, что они исповедуют «Чистую» Религию, понятия внутренней и внешней чистоты просто неразделимы. Омовение тела и уборка жилища превращаются из обычных требований санитарии в некий сакрализованный акт борьбы с нечистью. В космической битве все имеет значение, а потому поддержание чистоты и здоровья физического тела, так необходимого душе для борьбы со Злом в воплощенном мире, является для зороастрийцев первейшей обязанностью.
Здоровье, как физическое, так и душевное, считается высшей ценностью человеческого существования, и современные зороастрийцы по праву гордятся тем, что честь основания такой важной науки, как медицина, принадлежит их далеким предкам. «Просвещенные» греки, движимые безумным гением Александра Македонского, испепелив Авесту, написанную золотом на двенадцати тысячах воловьих шкур, переписали все-таки главы, касающиеся астрономии, геометрии и медицины. С четвертого века до н.э. начался расцвет, так называемой, «греческой» медицины, но стоит лишь посмотреть на одеяния зороастрийских священников, которые не претерпели никаких изменений на протяжении уже более чем трех тысяч лет, и сразу же станет ясно, кто все-таки является основоположником медицины.

Костюм зороастрийского жреца выглядит следующим образом: белые штаны, белый халат, белая шапочка и непременное условие - белый падан - повязка, закрывающая нос и рот, для того чтобы священник не осквернил дыханием чистое пламя, являющееся символом Ахура-Мазды. Человек, не знакомый с авестийской традицией, увидев собрание зороастрийского жречества, наверняка подумает, что перед ним конгресс врачей, и в каком-то смысле будет прав, поскольку с давних пор зороастрийские маги являются еще и целителями. Борьба с болезнью - это изгнание беса, и то, что в христианстве приняло форму экзерцизма, издавна являлось основным содержанием Ясны - зороастрийской литургии. Изгнание бесов - цель не только богослужения, но и самой жизни зороастрийцев, видящих в ежедневном труде свой высший религиозный долг. Благой труд, направленный на поддержание благого материального творения Господа, не просто облагораживает человека, но и ведет его к самому Богу, что также является оригинальной концепцией, выделяющей зороастризм из числа других религий.
Любая творческая, созидательная деятельность является для зороастрийца священной по определению, поскольку лишь в этом человек может уподобиться Великому Создателю всего сущего. Оппонент Господа Бога, извечный враг всего живого - Дух Разрушения Ангра-Манью - является воплощением космического и земного Зла, проникающего в благие творения с целью их разложения и аннигиляции. Дух Зла не в состоянии создать что-либо, и все его ужасные порождения являются лишь уродливым результатом попытки повторения того, что было создано Господом Ахура-Маздой. Са¬ма природа Зла отрицает творческий принцип, а потому творчески одаренные люди являются особенно опасными для Духа Зла, поскольку своим трудом они в состоянии поддерживать и увеличивать благие создания Творца. Посему во все времена за души талантливых людей шла непримиримая война между темными и светлыми силами, и далеко не всегда она заканчивалась победой последних.

Существование Зла возможно лишь до тех пор, пока сам человек позволяет ему гнездиться в своей душе и исподволь разрушать высшее из созданий Господа Бога. Безусловно, похвален любой созидательный труд, но более всего ценна работа над самим собой, ибо невозможно очистить пространство вокруг себя, не очистив себя изнутри. Конечно, тяжело преодолеть инертность, лень и нежелание что-либо менять в себе и вокруг себя, но это есть единственно возможный путь эволюции человеческого существа, ведущий к пониманию Воли Божьей, заключающейся в искоренении Космического Зла во всех его проявлениях.
Человеческая жизнь в понимании зороастрийцев - лишь краткий миг в длительном существовании бессмертной души, которая нисходит в тело на некоторое время, а после разрушения физической оболочки возвращается к своему космическому первоистоку - Фравахару. Фравахар в представлении последователей Зороастра представляет собой некое средоточие человеческих душ, с которого начинается и в коем заканчивается странствие каждой отдельной человеческой души. Фравахар - это некий мировой разум, можно даже сказать мировая душа, объемлющая все благие создания Господа. Составляет Фравахар собрание Фравашей - духов предков и ангелов-хранителей человечества.
Согласно пехлевийскому космогоническому тексту «Бундахишн» («Творение основ»), Фраваши - предки человечества, существовавшие в духовном мире, приняли решение сойти на землю в физическом теле
дабы оказать помощь Господу Хормазду в деле борьбы с силами Зла. Они совершили свободный выбор и обрели физическое воплощение, они дали жизнь человечеству как священный дар и как священное бремя, слагать которое со своих плеч мы не имеем ни малейшего права. Мы - лишь звенья в длинной цепи рождений, и наша жизнь - не более чем один единственный шаг в бесконечном пути эволюции человеческого вида. Цепочка рождений не должна прерываться, иначе смерть победит жизнь, и злокозненный Ахриман восторжествует. Люди должны продолжать свой род и стараться обогатить собственную природу, развивая в себе все то лучшее, что досталось им по наследству - в этом состоит священный долг каждого человека перед его собственным родом, перед его ближайшими и далекими предками - Фравашами.
Жизнь налагает на каждого добропорядочного зороастрийца не только ответственность по отношению к Фравашам - предкам, но и по отношению к собственным детям, поскольку последние являются гарантом продолжения рода и надеждой на его процветание. Наследие духовное и материальное, которое мы оставляем своим потомкам, должно стать прочной опорой для их дальнейшего роста, и если мы действительно любим собственных детей, мы должны сделать все возможное, чтобы они выросли добрыми, полноценными в физическом и духовном смысле людьми, способными противостоять агрессивному натиску сил Зла. За то, какими вырастут наши дети, нам придется держать ответ на Высшем суде, избегнуть которого не удастся никому.

В зороастрийской традиции сложилось представление о том, что каждому человеку предстоят два страшных суда. Первый суд состоится сразу после смерти человека, и на этом суде справедливые судьи загробного мира положат на весы мысли, слова и деяния обвиняемого. Если сумма добрых дел превысит сумму злых деяний, перед душой человека откроются врата рая, и его собственная совесть в образе прекрасной девушки проведет душу покойного через Разделяющий Мост Чинвад. Тем же, чьи грехи перевесят благодеяния, суждено сорваться в бездну ада с высоты моста Чинвад. Но это
лишь первый суд - посмертный суд над душой.
Второй страшный суд ожидает человека после восстания из мертвых. На этот раз суду будет подвержено человеческое тело, которое, согласно зороастрийской эсхатологии, будет восстановлено Сошьянтом (Спасителем) специально для того, чтобы человек испытал физически все заслуженные им радости или же страдания. То обстоятельство, что человеческая природа имеет две стороны, материальную и духовную, натолкнуло Зороастра на мысль о том, что человек должен предстать перед судом и быть вознагражден или же наказан с обеих сторон его сущности. Время после смерти и до восстания из мертвых человеческие души пребывают в раю или же в аду по приговору посмертного суда. Но ни то, ни другое не вечно. Ад в понимании зороастрийцев является временным, а не вечным местом искупления грехов. По истечении установленного срока все души покинут места своего пребывания и вновь войдут в давно покинутые ими тела для того, чтобы пройти последнее испытание и очищение в реке расплавленного металла. Для праведников эта огненная река покажется парным молоком, грешники же испытают все возможные физические страдания в той мере, насколько они сами были заражены грехом. Огненный металл выжжет зло из человеческих душ, которые обретут вечные и нетленные тела, прекрасные и совершенные. Весь мир пройдет очищение в космическом пламени, и настанет новое Время, в котором не будет места злу, смерти и разрушению.
Зороастризм - уникальное учение, которое, не смотря на свою древность, никогда не станет старым, поскольку его несложные и чистые положения всегда будут доступны уму, как мудрых философов, так и простых земледельцев. Эта религия, как никакая другая, обращает свое внимание, прежде всего, на человека, являющегося высшим и наиболее ценным из Божьих созданий. Человек от Бога наделен властью творить добро, и лишь выполняя эту священную миссию, мы можем возблагодарить Создателя за радость земного существования.

Статьи по теме