Житие сергия радонежского. В помощь школьнику Литература, использованная в работе

Сергий Радонежский - истинный зиждитель русского иночества.

Кочнева Надежда, ученица 11 б класса МБОУ СОШ № 49г. Мурманска.


Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах - внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре - источнике нравственной силы народа.
Власть при Сергии Радонежском была не от Бога, а от людей и за справедливую власть надо было бороться. Церковь Сергия Радонежского отрицала обращение «раб Божий». Сергий с особым вниманием следил за тем, что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия началось “мятежное время” - период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими группировками. Сергий глубоко переживал это. Сергий избегал открытых конфликтов со светской властью.
Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились: 1)деятельность трудового народа, князей, передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры; 2)пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противостоянии русского народа иноземным завоевателям; 3)политическое, экономическое и духовное возвышение Московского княжества в середине 14 столетия; 4)восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией, влияние исихазма на древнерусскую культуру.
Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем. После победы на Куликовом поле Троице-Сергиев монастырь становится центром духовно-нравственного возрождения русского народа, а понятие Святой Троицы как категории высшей и нераздельной начинает отождествляться с идеей национального единения, с идеей духовного оздоровления нации.
Основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского составляют следующие принципы:
1)непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству; 2)воспитание инока в общине будет эффективным, если эта община представляет собой духовное содружество личностей - союз, основывающийся на гармонии личного и общественного; 3)духовно-нравственное возрождение нации возможно при условии соблюдения государственной целостности, обретения внешней независимости и распространения христианского просвещения, при условии единения церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности; 4) огромное значение в деле воспитания имеет личный пример духовного наставника.
Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, имеющие важное значение в деле воспитания молодого поколения.
1) идея преемственности
2) идея целостного и комплексного воспитания
3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой
4) идея непрерывности воспитания
5) идея общинного (соборного) единения
6) идея бескорыстного служения обществу.
Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею - идею преемственности поколений.
Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой.
Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания.
На Западе, особенно в Константинополе, хорошо знали, что московский князь Дмитрий «подстрекаемый» Сергием Радонежским, настроен отмежевать Русскую православную церковь от византийской. Поставить над ней своего, московского патриарха и этим объединить в единое целое все русские земли. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
Сергий причислен к лику святых в 1452 году. Сергий Радонежский совершил множество чудес. 25 сентября 1392 Сергий скончался. В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен: 1) собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690-1694); 2)храм Сергия Радонежского в Бибиреве (1893-1894); 3)храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х); 4)храм Сергия Радонежского в Зеленограде (1997); 5)храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (1787); 6)храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678).

Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке и принадлежал к чину святых монахов. Родители его – Кирилл и Мария – были весьма благочестивы. Еще до рождения Сергия произошло невиданное чудо: во время церковной литургии младенец трижды закричал из чрева матери. Мария решила посвятить новорожденного Богу. При крещении младенцу дали имя Варфоломей. И уже во младенчестве продолжились чудеса: в постные дни (среда и пятница) дитя отказывалось вкушать материнское молоко.

Шло время, ребенок подрастал, нужно было учиться грамоте – но Варфоломей

никак не мог одолеть это искусство и очень переживал из-за этого. Однажды лошади отца паслись и где-то затерялись. Отец послал мальчика искать лошадей. Под дубом мальчику явился старый священник, дал ему просфору и предсказал, что теперь отрок будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Так оно и случилось: отрок стал бойко читать псалтирь.

Старик же предсказал родителям мальчика, что он будет велик перед Богом и людьми.

Повзрослев, Варфоломей строго постился и молился по ночам. Сверстников он сторонился, желая посвятить себя служению церкви.

Обедневшая семья поселилась в Радонеже у Рождественской

церкви. Братья Варфоломея, Стефан и Петр, женились. Он же просил родителей благословить его на монашество.

Однако Кирилл и Мария просили сначала дождаться их ухода в мир иной, а потом уже монашествовать. Сами же родители святого приняли постриг и разошлись по своим монастырям, где и скончались через несколько лет. С помощью брата Стефана в пустынном месте в чаще леса срубил Варфоломей небольшую церковь и поставил монашеский скит. Церковь освятили во имя Святой Троицы.

Варфоломей пригласил к себе игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Во время пострижения по церкви разлился чудный аромат. Сначала Сергий жил в своем скиту один, а потом к нему стали присоединяться другие монахи, которые жаждали праведной уединенной жизни.

Сергий не желал брать на себя ответственных званий игумена и священства, а только неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил. Ночи же проводил в молитвах. В конце концов Переяславский епископ Афанасий повелел святому Сергию стать священником и игуменом.

Игумен Сергий был чрезвычайно скромен, монахов он тоже учил смирению. Если вдруг заканчивалось в монастыре пропитание, то монахи должны были терпеть, а не просить у мирян хлеба. Однажды сам Сергий не ел три дня, а потом отправился к старцу Даниилу ладить сенцы за решето гнилого хлеба. И тут в монастырь неизвестный благодетель прислал множество еды, причем присланный издалека хлеб чудесным образом оказался еще теплым.
Монахов в монастыре становилось все больше, каждый строил себе отдельную келью. Однажды братия возроптала, что поблизости монастыря нет воды. Тогда по молитве святого Сергия возник источник, который исцелял больных.

Однажды некий благочестивый человек пришел в монастырь с просьбой об исцелении больного сына. Но в келье святого Сергия мальчик умер. Отец, заплакав, отправился искать гроб, а святой Сергий силой своей молитвы оживил мальчика. Преподобный Сергий просил сохранить чудо в тайне, однако ученик его поведал об этом всем. Исцелял отец Сергий слепых и поучал нечестивых, всегда был готов раскаявшегося простить.

Неоднократно Сергий изгонял бесов из одержимых, однако был далек от греха гордыни, вознаграждения не принимал и ходил в самых скромных и даже ветхих одеждах.

Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос поясдал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц. И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается “общежительство” – то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге. Кроме того, монахи помогают мирянам – больным, бедным, увечным.

Святость Сергия так высока, что – как свидетельствует “житие” – рядом с ним служил ангел.

Когда ордынский князь Мамай двинул свои войска на Русь, великий князь Дмитрий попросил у Сергия Радонежского благословения – и получил его. Благодаря молитвенной поддержке Сергия русские войска на Куликовом поле победили. Находясь в монастыре, он знал все, что происходило на поле битвы, и мог назвать по именам павших.

По примеру и с благословения Сергия было основано несколько монастырей: Андроников, Богоявленский, Зачатьевский. Когда святой Сергий служил литургию, Благодатный огонь блуждал по храму, озаряя алтарь. Перед причастием этот огонь снизошел в чашу.

О смерти своей Сергий знал за полгода до кончины, он препоручил игуменство своему любимцу Никону. Сам же начал безмолвствовать – и только перед смертью стал поучать братию. Скончался он 25 сентября. От тела его распространилось благоухание, лицо его было бело, как снег.
Чудеса исцеления больных у гроба удостоверяют его святость.


Другие работы по этой теме:

  1. История создания. “Житие Сергия Радонежского” (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий – самый почитаемый и самый любимый русский...
  2. Сергий родился в окрестностях Ростова Великого. Родители его – бояре – жили просто, быт был приближен к крестьянскому. Мальчиком Сергия посылали за лошадьми в поле....
  3. Произведение Б. К. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора,...
  4. Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе “Жития Сергия Радонежского” и по МХК темы...
  5. Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца...
  6. В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника: обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создается образ святого Сергия Радонежского,...
  7. Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и...

Рассказ о жизни Преподобного Сергия Радонежского

ученика 6 класса 1-Гавриловского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ

Породина Максима Михайловича

Руководитель – учитель русского языка и литературы

Породина Марина Викторовна

Жизнь во Христе

«Дивен Бог во святых Своих!

Прославляя Своих избранников,

он через них устраивает и наше

спасение…»

Архиепископ Никон.

«Житие Сергия Радонежского».

Одним из таких великих избранников Божиих был Преподобный Сергий Радонежский. Ему суждено было обновить дух подвижничества на земле Русской, зажечь благодатный огонек во многих отдаленных пределах Русской земли и чрез то сделаться духовным родоначальником бесчисленного лика монашествующих.

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное.

Так что же мы знаем о жизни святого, и кем является Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа?

Верстах в четырех от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы – это благословенная родина великого печальника и заступника Русской земли, Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея Руси Чудотворца. Здесь было поместье его родителей, благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные.

Задолго до рождения святого младенца дивный Промысел Божий дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий. В один воскресный день во время Божественной литургии младенец вскрикнул во чреве матери три раза.

Благоговейный описатель жития Сергиева преподобный Епифаний сопровождает свое повествование об этом необыкновенном происшествии таким размышлением: «Достойно удивления, что младенец, будучи во чреве матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, в уединенном месте, где никого не было, но именно при народе, как бы для того, чтобы многие его услышали и сделались достоверными свидетелями сего обстоятельства. … как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о нем …, и сам он будет совершенной святыней Господа в страхе Божием.»

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии Бог дал сына. Во Святом Крещении нарекли младенцу имя Варфоломей. Это имя по своему значению - «сын радости». Мать, а потом и другие стали примечать в ребенке нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал сосцов ее, а по средам и пятницам вовсе оставался без пищи. Но на ребенке не было никаких признаков болезни. Блаженный Епифаний говорит: «…Будучи по естеству еще младенцем, он выше естества уже предначинал пощение.»

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Учение давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою и часто горько плакал о своей неспособности и молился Господу Богу.

Однажды отец послал его в поле искать жеребят. Там на поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца, приносящего молитвы Богу. Не желая прерывать беседы с Господом, Варфоломей дождался окончания молитвы и на вопрос старца: «Что тебе надобно, чадо?» попросил помолиться за него Богу об учении книжном. Молитва таинственного старца слилась с чистой детской молитвой блаженного Варфоломея и достигла Престола Всевышнего. Взяв благословение от старца, отрок начал читать Псалтирь. И сам он, и родители, и братья не могли надивиться, как хорошо он читает. А святой сказал родителям: «Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!»

В душе Варфоломея, рано воспитанной примерами и уроками благочестия, раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Он совершенно уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. «Поступь его, - пишет блаженный Епифаний, - была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду».

Благоговейное устроение юной души Варфоломея располагало его искать уединения, где бы наедине с Богом изливать слезные молитвы. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна. И так отрок становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии.

В 1328 году отец Кирилл со своим семейством переселился в Радонеж, где Варфоломей продолжал свои подвиги. Варфоломей стал просить у своих родителей благословения на избрание пути иноческой жизни. Но отец сказал: «Проводи нас в могилу, тогда уже и исполни свое заветное желание». И благодатный сын прилагал все свои старания.

В 1329 году после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Так сделан был решительный шаг, и святой юноша на 21-м году жизни бодро вступил на новый путь, полный скорбей и лишений, и устремился к подвигам духовным. У Варфоломея было одно заветное желание: укрыться навсегда от мира в глубине непроходимой чащи лесной, укрыться так, чтоб мир никогда не нашел его и совсем позабыл отшельника.

На избранном месте отшельники устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом убогую келийку; наконец подле келии поставили и малую церквушку. Все это сделали своими руками, потому что телесный труд был необходимым условием жизни подвижнической. Церковь по желанию братьев была освящена во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Так скромно было положено основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, столь прославленной впоследствии именем Преподобного Сергия!

Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. 7 октября 1342 года в убогой церквице пустынника совершилось пострижение двадцатитрехлетнего юноши. В сей день церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.

Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение. Стужу, голод, жажду, изнурительную работу – неизменных спутников суровой отшельнической жизни – сносил он с неизменной твердостью и смирением. Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в начале своего пустынного подвига. Невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Но Господь хранил его Своею благодатью, а он день и ночь прославлял Господа.

Через два-три года в соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему, сначала ради душевной беседы и совета духовного, а потом нашлись желающие и жить близ него. Жаль было Сергию расставаться со своим уединением, но, видя их благое произволение и крепкую веру в Бога, решился принять. Когда построено было 12 келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Тихо и безмятежно потекла жизнь пустынников. Сергий, по своему глубокому смиренномудрию, не хотел принять на себя ни игуменства, ни сана священного. Он управлял только посредством своего примера. Сам он работал больше всех: построил несколько келий, сам рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол на ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил воду. «Однажды не случилось хорошего сукна в его обители; была одна лишь половинка, гнилая, какая-то пестрая и плохо сотканная. Никто из братии не хотел ею пользоваться. Но Сергий взял ее, скроил из нее рясу и надел, не хотел уже расставаться с нею, пока в продолжение одного года вся не распалась от гнилости.».

Когда число монахов умножилось, сложилось желание поставить на игуменство Сергия, но он об этом и слушать не хотел. В 1354 году все же принужден был принять священство и был поставлен в игумены. Но и после этого продолжал учить не столько словом, а сколько своим примером.

В последующие годы обитель приняла вид благоустроенного монастыря. Сергий решился ввести в своей обители общежитие, что было большим новшеством по тем временам. Монахам запрещалось иметь личную собственность, все должны были трудиться на благо монастыря. Монахи нуждались во многом, уделом иноков была самая суровая бедность.

В это время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, во время сильного голода к монастырским воротам кто-то привез хлеба, рыбы и других припасов, вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, от воды этой случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. Епифаний рассказывает, как один человек принес ему тяжелобольного своего ребенка. Пока он просил Сергия помолиться за него и пока Преподобный готовился к молитве, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и вышел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, ребенок был жив. Епифаний передает еще о тяжелобольном, который три недели не мог спать и есть и которого исцелил святой Сергий, окропив святой водой.

Между тем известность распространилась далеко за пределы Радонежа. Теперь уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 году в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посетил Троицкую обитель и принял напутствие от Сергия. Воодушевленное пророческими словами старца, войско одержало победу в Куликовской битве. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения.

В 1385году, когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, Сергий принял роль миротворца. Он много беседовал с Олегом, и тот переменил свирепость свою на кротость и заключил с московским князем вечный мир.

Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу временной жизни. В последние годы жизни ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Однажды во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась Богородица.

За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Управление обителью передал своему ученику, преподобному Никону, а сам принял обет безмолвия. Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз вкусить от Чаши Христовой и промолвил: «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» Это было 25 сентября 1391 года. Похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы. В 1447 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован.

Своей жизнью, своими подвигами и своим непререкаемым авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая «искуса судить и назидать», он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси.

Сочинение на тему "Преподобный Сергий Радонежский" в истории Русского государства

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Войти Зарегистрироваться

изнеописание Сергия Радонежского было написано Борисом Зайцевым в 1925 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Повествование о жизни очень известного и весьма почитаемого на Руси святого не могло не заинтересовать читателей, принадлежавших к различным слоям общества. Сам автор признается, что выбранная им тема не могла бы быть раскрыта в дореволюционные годы, когда жизнь текла относительно неторопливо и спокойно. И действительно, после прочтения этого произведения возникает непоколебимая уверенность в том, что именно в периоды сильнейших потрясений государственного строя, обывательской жизни, самого мироустройства может появиться такое повествование, проникнутое искренней печалью, светлой любовью, неугасимой надеждой – теми чувствами, которые переполняют душу человека, любящего свою Отчизну и страдающего вместе с ней. Святой старец изображен в жизнеописании традиционно, образ русского святого раскрыть полно и многопланово. Основным качеством Сергия Радонежского Зайцев называет «скромность подвижничества». Главный герой произведения не проявляет никаких особенных талантов, не владеет ораторским искусством и даром убеждения, но при этом от него исходит какой-то особый немеркнущий свет, который показывает дорогу заблудшим душам и выводит их на путь истинный. Жизненный путь самого Сергия к вершине человеческого бытия – святости – был постепенным, лишенным драматических потрясений и героических поступков, словно святость, как некое душевное качество, накапливалась в нем постепенно, в течение всей жизни. Сергий Радонежский, несмотря на свою безусловную доброту, вовсе не мягок характером – в своем смирении и кротости он твердо стоит на свое линии, не участвуя в волнениях и зная, чего он хочет от жизни. Например, во время во время возмущений среди монахов Сергий не участвовал в выражении недовольства, при этом он и не стремился наставить своих братьев в Христе на путь истинный – он, будучи уже весьма немолод, взял свой верный посох и ушел прочь, «в дикие места», где впоследствии основан монашеский скит Киржач. Святой также не принял от своего хорошего друга, московского митрополита Алексия, золотой крест, сказав следующие слова: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете». На мой взгляд, автор жития преподобного Сергия Радонежского ставил перед собой задачу не просто описать подвиг всей жизни святого и его помощь в победе русских во время Куликовской битвы. Сей исторический факт известен всем и не нуждается в дополнительной демонстрации. Суть произведения заключается в понимании, как же отроку Варфоломею удалось достичь полного самоотречения, как он сумел подняться к самому главному подвигу всей его земной жизни. Да, ему не удалось полностью освободить родную землю от пришлых захватчиков, но именно Сергий, как талантливый строитель, сумел заложить прочный фундамент духовности, который в дальнейшем стал основой новой России.

Отправить

Имя Сергия Радонежского сохранилось в народной памяти благодаря житию, написанному в 1417-1418 годах монахом Епифанием Премудрым. Сергий Радонежский - личность выдающаяся. Он не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на историю русской церкви, русского подвижничества и жизнь русского народа. Согласно житию, будущий подвижник родился в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. При крещении его нарекли Варфоломеем. Он уже с детства был отмечен Божьей благодатью. С первых дней родные стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. На седьмом году жизни Варфоломея вместе с родными братьями Стефаном и Петром родители отдали учиться грамоте. Не давалось учение Варфоломею, не смотря на все его старания. Часто где-нибудь в уединении отрок со слезами молился Господу о даровании ему «книжного разумения». Чудесным образом он постиг грамоту, получив из рук таинственного старца маленькую просфору. Эти знамения убеждают в «богоизбранности» отрока. Вскоре семейство переехало жить в село Радонеж. В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг. Став взрослым, он отказывается от мирской, суетной жизни и ищет смирения и покорности воле Божией. Вместе с братом Стефаном они основывают Троицкий монастырь. Но брат не выдерживает трудностей жизни в пустынном месте и уходит в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же принимает пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия. Для Сергия начинаются годы полного одиночества, годы борьбы с темными силами, которые православным человеком осознаются как силы дьявола. Это труднейшее время требует от него напряжения всех духовных и физических сил. Как всякому отшельнику, ему пришлось пройти сквозь тоску, отчаяние, усталость, обольщение более легкой жизнью. Но он вышел победителем из этой борьбы, совершив духовный подвиг. Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило вокруг, он всегда стремился к установлению евангельских отношений между людьми. Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений: чудо с источником, когда из креста, начерченного на земле преподобным, пробился родник; чудо воскрешения мертвого ребенка; видение чудного Небесного Света и явление Богородицы. Мне кажется, что неслучайно великий избранник Божий Сергий Радонежский дарован Богом земле русской именно в такое тяжелое время, когда многострадальная Русь томилась под тяжким татарским игом. Примером своей святой жизни, он поднял упавший дух родного народа, вернул доверие к себе, вдохнул веру в помощь Божию. Собрав войско на борьбу с татарским ханом Мамаем, великий князь Дмитрий Донской накануне битвы посетил Троице-Сергиев монастырь с тем, чтобы принять напутственное благословение на предстоящее сражение от великого старца. В святой обители Дмитрий получил от преподобного Сергия благословение. Кроме того Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия. Тогда же он предсказал победу великому князю Дмитрию. Пророчество исполнилось 8 сентября 1380 года – в день большого церковного праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Находясь в церкви на молитве, духом своим он был там, где решалась судьба русского народа. Перед его духовным взором проходят все события Куликовской битвы. Стоя в церкви, он сообщает изумленной братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая о них молитвы. Наконец, он возвестил о решительной победе русского народа и вознес молитвенное благодарение Богу. Именно в 16 веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Богу. В сознании народа Сергий Радонежский является посредником между миром земным и силами божественными. Народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало примером праведной жизни. Поэтому в Троице-Сергиеву лавру к преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, приходят на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи людей.

Сочинение на тему «Анализ произведения «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К.Зайцева» 3.33 /5 (66.67%) 3 votes

Жизнеописание Сергия Радонежского было написано Борисом Зайцевым в 1925 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Повествование о жизни очень известного и весьма почитаемого на Руси святого не могло не заинтересовать читателей, принадлежавших к различным слоям общества. Сам автор признается, что выбранная им тема не могла бы быть раскрыта в дореволюционные годы, когда жизнь текла относительно неторопливо и спокойно. И действительно, после прочтения этого произведения возникает непоколебимая уверенность в том, что именно в периоды сильнейших потрясений государственного строя, обывательской жизни, самого мироустройства может появиться такое повествование, проникнутое искренней печалью, светлой любовью, неугасимой надеждой – теми чувствами, которые переполняют душу человека, любящего свою Отчизну и страдающего вместе с ней.


Святой старец изображен в жизнеописании традиционно, образ русского святого раскрыть полно и многопланово. Основным качеством Сергия Радонежского Зайцев называет «скромность подвижничества». Главный герой произведения не проявляет никаких особенных талантов, не владеет ораторским искусством и даром убеждения, но при этом от него исходит какой-то особый немеркнущий свет, который показывает дорогу заблудшим душам и выводит их на путь истинный.
Жизненный путь самого Сергия к вершине человеческого бытия – святости – был постепенным, лишенным драматических потрясений и героических поступков, словно святость, как некое душевное качество, накапливалась в нем постепенно, в течение всей жизни.
Сергий Радонежский, несмотря на свою безусловную доброту, вовсе не мягок характером – в своем смирении и кротости он твердо стоит на свое линии, не участвуя в волнениях и зная, чего он хочет от жизни. Например, во время во время возмущений среди монахов Сергий не участвовал в выражении недовольства, при этом он и не стремился наставить своих братьев в Христе на путь истинный – он, будучи уже весьма немолод, взял свой верный посох и ушел прочь, «в дикие места», где впоследствии основан монашеский скит Киржач. Святой также не принял от своего хорошего друга, московского митрополита Алексия, золотой крест, сказав следующие слова: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете».
На мой взгляд, автор жития преподобного Сергия Радонежского ставил перед собой задачу не просто описать подвиг всей жизни святого и его помощь в победе русских во время Куликовской битвы. Сей исторический факт известен всем и не нуждается в дополнительной демонстрации. Суть произведения заключается в понимании, как же отроку Варфоломею удалось достичь полного самоотречения, как он сумел подняться к самому главному подвигу всей его земной жизни. Да, ему не удалось полностью освободить родную землю от пришлых захватчиков, но именно Сергий, как талантливый строитель, сумел заложить прочный фундамент духовности, который в дальнейшем стал основой новой России.
Статьи по теме