В намазе сколько фарз и сунна. I. способ исполнения сунны и фарда утренней молитвы. Ваджиб - необходимые действия в намазе

О вы, кто верует!
Когда вас позовут к молитве дня собранья,
Спешите к поминанию Аллаха.
Оставьте все торговые дела, –
Для вас так будет лучше.
О, если бы вы только знали!

Оригинальный текст (ар.)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

Джума-намаз

Желательные молитвы

Желательные молитвы - это те молитвы, выполнение которых не является обязанностью мусульманина, и за не совершение которых на мусульманина не ложится грех.

Аввабин

Желательный намаз, совершаемый между четвёртым (магриб) и пятым (Иша) намазами. Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию .

«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане».

Витр

Вуду

Духа

Ишрак

Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода Солнца.

Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода Солнца, а потом выполнит два ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за хадж и умру.

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак. Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода Солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Однако в этом случае награда будет намного меньше .

Кусуф и Хусуф

Истиска

Ратибат

Тауба

Тахаджуд

Тахият аль-масджид

Хаджат

Женский намаз

Женский коллективный намаз

Намаз женщины немного отличается от мужского. Главное отличие - это прикрытие аврата , который у женщин включает всё тело кроме лица и кистей рук. К другим менее важным (и не везде принятым ) отличиям относятся:

Джамаат-намаз

Каср

Хауф

Примечания

  1. Джаназа-намаз
  2. Пятничный намаз (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 14 ноября 2011. Архивировано 1 октября 2011 года.
  3. Праздничная молитва (неопр.) . Umma.ru. Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
  4. Метод совершения праздничного намаза (неопр.) . Assalam.ru. - «Сунной является совершение его в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути.». Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  5. Праздничный намаз - это подарок Всевышнего верующим
  6. Аввабин (неопр.) . ДУМ Чувашской Республики. Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  7. Вопросы, связанные с намазом (неопр.) . Медресе (2011-28-07). Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.

Кто слушается Пророка (мир ему и благословение), тот слушается . В суре «Нур» Корана сказано: «Слушайтесь Аллаха и Пророка, а если вы не внемлите им, то сами будете отвечать за себя».

Эти слова Всевышнего Аллаха показывают, что выполнение сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) верующими обеспечивает им нахождение правильного пути и милосердие Аллаха. Тот, кто стремится к вере, стремится ко всему, что укрепит его иман, что сделает его ближе ко Всевышнему, и сунна является как раз тем средством.

Выполнение некоторых сунн может казаться сложнее, чем совершение других. Но, за ними кроется огромное благо и баракат, зная о которых, мусульманин бы ни за что от них не отказался. Изучите представленный ниже список таких сунн для выполнения, посмотрите, какие вы выполняете, а какие нет. Возможно, пришло время поднять ваш иман на новый уровень.

1. Совершение тахаджуда (добровольный ночной намаз).

Во времена пророка сподвижники старались повторять каждое его пророка. Трепетно относились к дополнительным молитвам, старались быть постоянными в них. Они в отличии от современных мусульман знали цену дополнительных молитв, и не оставляли их так как это только желательное действие.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:


“Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, посредством желательных поклонений (“навафиль” т.е. дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно),
пока Я не полюблю его.

Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это),

а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его». (аль-Бухари, 6502).

В своей основе добровольные намазы можно читать в неограниченном количестве, в любое время, кроме пяти запретных времён:
1. После утреннего намаза вплоть до начала восхода.
2. Во время самого восхода.
3. Во время зенита.
4. После аср-намаза до заката солнца.
5. Во время заката.


Однако приведём ниже установленные добровольные намазы, которые совершал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и достоинство которых велико.


Установленные добровольные молитвы:
1. Суннат-намазы (раватиб), два раката до утреннего намаза, четыре раката до обеденного (зухр) намаза и два после него, два раката после магриб-намаза, два раката после иша-намаза, всего двенадцать ракатов. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочитает двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).


2. Тахаджуд-намаз или ночное выстаивание и витр. Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» (аль-Бухари, 1145).

3. Духа-намаз (намаз, читаемый после восхода солнца до начала зенита). Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Тот, кого любил я больше всех (пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует), дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам духа-намаз в два раката и совершать витр перед сном». (аль-Бухари, Муслим).


4. Два раката намаза после омовения. Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд (на получение награды), ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, раздававшийся передо мной в Раю?» На что Билял ответил: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из молитвы то, что было предписано мне совершить (т.е. столько, сколько мог).» (аль-Бухари: 1149).

5. Четыре раката до аср-намаза . Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, совершающего молитву в четыре раката перед послеполуденной молитвой» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).


6. Два раката до магриб-намаза . Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, повторив трижды: «Молитесь перед магрибом, добавив на третий раз: «Это для тех, кто пожелает» (аль-Бухари, 1183).


7. Два раката между азаном (первым призывом) и икамой (вторым призывом). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает». (аль-Бухари,624, Муслим).


Также существуют: намаз-истихара (при спрашивании у Аллаха совершения правильного выбора), а так же намаз-приветствия при входе в мечеть, а так же два раката после тавафа (семикратного обхода Каабы), истиска-намаз (намаз испрашивания дождя при засухе), кусуф-намаз (при затмении солнца или луны), два праздничных намаза (на Ураза-байрам и Курбан-байрам). Далилей (доказательств), указывающих на эти намазы, очень много. Можете подробнее прочитать в сборниках достоверных хадисов.

Хвала Всевышнему Аллаху, который создал этот чудный, удивительно красивый мир и тем самым проявил Себя, Свое величие и всемогущество, одарил людей Своими несметными богатствами, милостями и сделал следование Сунне (пути) любимого Пророка (мир ему и благословение) одной из самых главных милостей.

Самое совершенное благословение Аллаха и Его салам любимому пророку Мухаммаду, следование и повиновение которому является проявлением покорности Самому Все-вышнему Аллаху, и следование Сунне которого является признаком любви к Аллаху.

Благословение и салам Аллаха потомкам и сподвижникам Пророка (мир ему и благословение), которые старались довести Сунну Пророка до людей, не жалея ни жизни, ни средств, ни сил, и даже отказываясь от Родины.

Кого можно считать самым совершенным, самым счастливым и самым близким в Судный день к Пророку (мир ему и благословение) человеком? Конечно же, того, кто скрупулезно следует Сунне Пророка и кто во всех делах старается вести себя как он, того, кто унаследовал черты его характера.

Намазы-суннат (желательные, дополнитель¬ные намазы) занимали большое место в жизни Пророка (мир ему и благословение).

Достоинства намазов-суннат в общих чертах

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Из всех деяний, совершать которые позволил мусульманам Всевышний Аллах, самым лучшим является двух-или более ракаатный намаз. Пока раб Божий находится в намазе, его покрывает милость и благословение Аллаха». Этот хадис от Абу-Уммата приводят имам Ахмад и Тирмизи.

В достоверном хадисе от Савбани и Абу-Дардаа, приведённом имамом Ахмадом, Муслимом, Тирмизи и другими, говорится: “Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты усердно совершай земные поклоны (суджда). Каждый раз, когда ты совершаешь земной поклон, Всевышний Аллах возвышает твои достоинства и прощает твои грехи ». («Канзуль-’уммал», т.7, стр.770).

Намазы-суннат подразделяются на два вида: 1) приуроченные к определённому времени или месту или обусловленные определённой причиной; 2) намазы-мутлак, т.е. те, которые можно совершать без всякой причины в любое время, за исключением периодов, когда нежелательно (карахат) совершать намазы. Намазы-мутлак мусульманин имеет право совершать и днем, и ночью, сколько он хочет. Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение намаза является карахатом, то есть нежелательным. Мы остановимся на намазах-суннат, приуроченных к определённому времени, месту или совершаемых по определенной причине. К ним относятся: ратибаты - намазы, совершаемые до и (или) после обязательного (фарз) намаза; истихараты - намазы, совершаемые для выбора решения; намазы, совершаемые для исполнения желания и другие.

Такие намазы в свою очередь также подразделяются на два вида: совершаемые коллективно (джамаатом) и индивидуально.

Следуя имамам, мы сначала, иншааллах (если Аллах даст), расскажем о намазах, совершаемых коллективно, то есть джамаатом.

Джамаатом лучше совершать:

заупокойные намазы (салату-ль-джаназати);

намазы, совершаемые во время затмения солнца или луны (салату-ль-хусуфи или салату-ль-кусуфи);

Эти намазы-суннат ценнее совершаемых индивидуально, даже если мы совершим их в одиночестве. Однако намаз-витр и ратибаты ценнее намаза-таравих.

Из намазов-суннат, совершаемых индивидуально, самым ценным является , за ним следует утренний ратибат, затем другие ратибаты и намаз, совершаемый после восхода солнца ( . Далее следуют намаз, совершённый после тавафа (обхода ), начала Хаджа, приветствия мечети - дома Аллаха (салату-т-тахиййати), а также намаз, совершаемый после омовения (салату-л-вуду’).


Далее, рассмотрим способ исполнения каждой из пяти( I - V ) ежедневных молитв самостоятельно (мунфарид - без джама"ата).

I . СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ

СУННЫ И ФАРДА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ

Утреннюю Молитву рекомендуется исполнять, когда растворившаяся тьма позволит беспрепятственно окинуть взглядом расстояние в 150 - 200 метров. В хадисе из сборников Дарими и ан-Насаи говорится: «Откладывайте исполнение Утренней молитвы до явного рассвета, так как благость за молитву в это время еще выше ».

Известно, что и Сунна (А ) и Фард (Б ) Утренней молитвы исполняются по 2 ракаата. То есть, это две отдельные молитвы, каждая из которых состоит из Двух Ракаатов. Исполнение этих двух раздельных молитв мало отличаются друг от друга. Различие только при принятии Намерения (Ниййа ), и в том, что перед Обязательной (Фард ) молитвой необходимо произнести Икамаа , а аяты Корана произносить вслух.

Перед началом молитвы необходимо соблюсти Предварительные условия (Шарты ):

Фарды Молитвы: 1) Встать в сторону Киблы . 2) Укрыть Запретное (Сетр-и Аврат ), 3) Принять Намерение (Ниййа ).

Сунна : 1) Расстояние между стопами - ширина ладони.

2) Взгляд устремлен на место Суджуда.

Внимание ! Все ракааты ежедневных молитв (айаты Корана, Такбиры, Тахмиды, Тахлили - все!), кроме фардов Утренней , Вечерней и Ночной молитв, читаются Тихо (про себя).

А в фарде Утренней молитвы, а также в первых двух ракаатах фарда Вечерней и Ночной молитв,читаются Вслух только айаты Корана .

А. СУННА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ (2 РАКААТА): ПЕРВЫЙ РАКААТ

Прежде чем приступать к любой из пяти очередных молитв, мужчины произносят АЗАН :

В отличие от Азанов перед другими молитвами, Азан перед Утренней молитвой читается с добавлением двукратного «» (см. «*»).

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Ас-саляту хайру-м-минан-наум! *

Ас-саляту хайру-м-минан-наум!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Молитва лучше сна!

Молитва лучше сна!

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Нет другого бога кроме Аллаха!

1. После принятия Намерения сердцем (в душе): «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать 2 ракаата дополнительной молитвы », тихо произнести намерение и словесно. После этого приступаем непосредственно к молитве.

2. Подняв руки до уровня головы, раскрыв ладони в сторону Киблы, касаемся кончиками больших пальцев обеих рук до мочек ушей. Затем опускаем руки и при этом произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар " - (Аллах Велик!).

3. После этого произносим: «Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук ».

4. Затем: «А’узу би-ль-Лаhи миннаш-шайтанир-раджим . Би-сми-ль-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим !».

5. Следом читаем суру 1 - «Фатиха»:

"Аль-хамду-лиль-Лахи Рабби-ль-алемиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на"буду ва иййака настагъин. Ихди-нас-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан амта алейхим. Гайри-ль-магьдуби алейхим ва ляд-даааа-лииин" .

Прочитав суру «Фатиха», произносим тихо, про себя «Ааамииин».

6. Следом читаем не менее трех коротких айатов, или на выбор - один длинный айат (величиной с короткую суру), или одну короткую суру. Например, суру 108 - "Каусар":

"Инна а"тайна ка-ль-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шаниака хува-ль-абтар" .

7. После чтения Корана, произносим тихо (про себя): "Аллаху Акбар" (Аллах Велик) и одновременно совершаем поясной поклон - Рукуу .

8. Напомним, что в положении Рукуу , спина и голова должны быть наклонены параллельно земле, пальцы рук обхватывают колени (женщины наклоняются меньше). В этом положении взор направлен на пальцы ног и произносим не менее трех раз (тихо, про себя):

«Субхана Рабби аль-"Азыйм » - (Слава Господу моему Великому!).

9 - 10. Затем, произнеся (тихо, про себя) Тасми : «Сами-ал-Лаhу лиман хамидах » - (Аллах слышит того, кто Его восхваляет) и Тахмид : «Раббана лакаль хамд» (Хвала Тебе, Господу нашему) - возвращаемся в положение стоя (кыйам ).

11. Полностью выпрямившись, произносим Такбир (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" и совершаем суджуд - земной поклон. Для этого сначала опускаемся одновременно на оба колена, затем кладем на коврик ладони и, опираясь на ладони, касаемся места поклонения (между ладонями) лбом и носом одновременно так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Киблы. Локти, колени и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой и касаться пола.

(Женщины делают противоположное. Все части их тела прижимаются друг к другу и к полу, а пальцы их ног не обязательно должны быть направлены в сторону Киблы).

12. В положении суджуд произносим тихо, про себя трижды или более (но нечетное количество раз): "Субхана Рабби аль-А"ляа" -

13. Затем переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее (правая стопа остается в вертикальном положении).

14. Просидев в этом положении столько, сколько необходимо для фиксирования всех частей тела (1 раз сказать «Субхан-Аллах»), говорим «Аллаху Акбар» и совершаем второй земной поклон - суджуд . Здесь опять тихо, про себя трижды говорим «Субхана Рабби аль-А"ляа».

15. После трехкратного «Субхана Рабби аль-А"ляа», произносим тихо (про себя) Такбир: "Аллаху Акбар"и поднимаемся в положение стоя (кыйам ) для Второго Ракаата .

Второй ракаат Сунны Утренней молитвы :

1. Поднявшись в положение Стоя (Кыйам), произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" и, сложив руки на поясе чуть ниже пупка, читаем вновь поочередно «Би-сми-ль-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!» и, прочитав как и в первом ракаате суру «Фатиха »: …, произносим тихо - Ааамииин !

Затем читаем или один длинный айат, или три кротких айата из Корана, или короткую суру. Например, читаем суру 112 - "Ихлас":

"Кьуль Хува-л-Лаху ахад. Аллаху Самад. Лям йалид ва лям йуляд, вал лям йакуллаху куфуван ахад" . -

2. Затем, также как и в первом ракаате, произносим тихо (про себя): "Аллаху Акбар" - Аллах Велик! - и совершаем поясной поклон - рукуу .

3. Затем, снова произносим не менее трех раз (тихо, про себя): «Субхана Рабби аль-"Азыйм » и со словами: «Сами-ал-Лаhу лиман хамидах » и «Раббана лакаль хамд »,возвращаемся в положение стоя.

4. Полностью выпрямившись в положение стоя, произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" исовершаем суджуд - земной поклон. Опять опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места поклонения лбом и носом одновременно так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Киблы. Локти и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой, а также касаться колен и пола.

5. В положении суджуд произносим трижды (тихо, про себя): "Субхана Рабби аль-А"ляа " -

6. Затем переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее. Правая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы этой стопы направлены в сторону Киблы.

7. В этом положении фиксируем все части тела (произнося в это время 1 раз «Субхан-Аллах»). Затем говорим тихо (про себя): "Аллаху Акбар", совершая при этом второй земной поклон - суджуд . Здесь опять тихо, про себя трижды говорим «Субхана Рабби аль-А"ляа » - (Слава Господу моему Высочайшему!).

8. После второго суджуда, вновь садимся на левую стопу, предварительно ее для этого развернув, а стопу правой ноги ставим вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Киблы. Женщины, как мы уже говорили, садятся на левое бедро, вытянув согнутые в коленях ноги нна правую сторону назад (такое положение ног называется "Таваррюк ").

9. В этом положении читаем последовательно:

а) «Аттахиййату лиль-Лахи…»

б) «Аллахумма салли аляа…» -

в) «Аллахумма барик аляа Мухаммадин… »

г) «Раббанаа атинаа… »

д) «Раббанагьфирли… ».

10. После этого, поворачивая голову направо и глядя на правое плечо, приветствуем:

а) «» - (Мир вам и милость Аллаха),

б) Затем, поворачивая голову налево и глядя на левое плечо, повторяем:

«Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах » - (Мир вам и милость Аллаха) .

Таким образом, молитва в 2 ракаата считается законченной.

Утренняя сунна является наиболее значительной из всех дополнительных молитв, которые исполняются ежедневно вместе с фардами. Важность этой молитвы подтверждается словамиПророка (мир ему и благословение Аллаха). Ахмад и Абу Дауд передают от Абу Хурайры:

"Не отвергайте утреннюю сунну, даже если вас будутпреследовать всадники на конях ".

В другом сообщении от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял так часто ни одну дополнительную молитву, как утреннюю сунну ". [Бухари; Муслим].


Способы исполнений всех молитв даны по мазхабу Ханафи . Варианты некоторых положений по другим мазхабам даются в сносках. Напоминание ! При написании арабских слов и религиозных терминов, а также молитв и айатов использованы буквы русского алфавита. Использованная транслитерация дает лишь приблизительное прочтение арабских слов, но не отражает фонетику арабского языка. Для правильного произношения необходимо обратиться за помощью к специалистам арабского языка или, хотя бы использовать аудио или видео кассеты.

«Субханака…» в этом месте произносится по мазхабам Ханафи и Ханбали. Шафииты читают мольбу «Таваджух», а Маликиты в этом месте не читают ни то, ни другое. ( IFA , II : 82).

По мазхабу Ханафи выражение «!», стоящее перед сурой «Фатиха» (а также перед всеми остальными сурами, кроме того, которое проходит в суре 27 - «Нэмл», айате 30) не считается айатом данной суры. Опирается это мнение на хадис , приведенный в сборнике Муслима "Джами-ус-Сахих" и переданный Анасом (да будет доволен им Аллах): «Я исполнял молитву и с хазратом Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и с хазратом Абу Бакром, и с хазратом Умаром, и с хазратом Усманом (да будет доволен ими Аллах), но ни от одного из них не слышал, чтобы они читали (вслух ) «Би-сми-ль-Лаhи-р-Раhмани-р-Раhим !» [Муслим]. IFA , I : 510.

По мазхабу Ханафи чтение в молитве после суры «Фатиха» еще что-либо из Корана (в первых двух ракаатах фард молитв и во всех ракатаах дополнительных молитв) является Ваджибом . Такое решение опирается на хадис, переданный Абу Даудом, Ибни Хиббаном и Абу Йа’ла аль-Маусули от Абу Саида аль-Худри: «Нам было велено читать в молитве вместе с «Фатихой» (еще и другие) айаты, чтение которых нам легко дается ».( IFA , I : 492).

Произносить Такбир надо в движении, и закончить до окончания движения в сторону Рукуу. По мазхабу Шафии перед такбиром поднимаются ладони до уровня плеч и опускаются.

Статьи по теме