Старейшие монастыри россии. Монастыри россии Изучение нового материала. Лекция учителя

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.




Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Всякий монастырь имеет свою, не схожую с другими историю. Новоспасский монастырь Данилов монастырь Рождественский монастырь. Андроньевский монастырь




Тема экскурсии: «УЗНИЦЫ МОСКОВСКИХ МОНАСТЫРЕЙ» Монастырские легенды и предания, история их создания, таинственные судьбы, загадки, спрятанные за толстыми стенами женских монастырей. Вид на Рождественский монастырь Художник Александр Косничев В музее Новодевичьего монастыря




Сабурова Соломония Юрьевна (ок декабря 1542) первая жена Великого князя Василия III. Дочь дворянина Юрия Ивановича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. В 1505 году Василий Иоаннович женился на Соломонии. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Брак был бездетным. После 20 лет супружества Василий III развелся с Соломонией. В 1525 Соломонию насильно привели в Московский Рождественский монастырь и постригли с именем София, а позже ее заточили в Покровском монастыре Суздаля. Существовует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде выросший сын Соломонии стал, знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный, он потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. Так рассказывает легенда. Однако при реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Василий III Иванович


Анна Ивановна Колтовская - царица, 4-я жена Ивана Грозного, дочь дворянина московского И. А. Колтовского. Иван Грозный женился на 18-летней Анна и прожил с ней 3 года. Поскольку Анна вела себя очень независимо по отношению к ближайшему опричному окружению царя, и многие опричники были казнены при ее содействии, опричная верхушка по приказу царя Ивана Грозного в 1575 г. ее заключили в Рождественский монастырь. Там царицу насильно постригли под именем Дарии; церемонией пострижения руководил Малюта Скуратов-Бельский. Однако на том Иван не остановился, и в тот же день ее постригли в схимонахини, надев на нее схиму черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни. Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет. Ивана Грозного


Ворота монастыря. Собор Иоанна Предтечи (гг.) Ивановский монастырь,– один из самых таинственных и загадочных монастырь Москвы. Загадочная монахиня Досифея – легендарная княжна Тараканова. Кто она самозванка или наследница русского престола? «Убивица и кровопивица» - Салтычиха. Хлыстовская «Богородица» - Анастасия. Таинственная ясновидящая Марфа. Жены царевича Ивана – сына И. Грозного.


Салтыкова Дарья Николаевна (или 1801, Москва), известная под именем ""Салтычихи"" и ""людоедки"". Помещица Подольского уезда Московской губернии.В течение 7 лет замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек лет. Главной причиной ее гнева было нечистое мытье платья или полов. В1768 году она была приговорена к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в монастырской тюрьме. В Москве была устроена показательная гражданская казнь, Салтычиха была возведена на эшафот, прикована к столбу, причем у нее на шее был привешен лист с надписью: ""мучительница и душегубица"", и после часового стояния заключена в подземельную тюрьму в Ивановском московском девичьем монастыре, где и сидела до 1779 года под сводами церкви, а затем до самой смерти в застенке, пристроенном к стене храма. Ни разу она не обнаружила раскаяния. Салтыкова Дарья Николаевна


Схимонахиня Марфа погребена в монастыре, известная своей благочестивой жизнью, скрытой под видом юродства. Прах ее покоится под церковью, у западного столпа, где и обложена по приказанию митрополита Филарета ее гробница. Схимонахиня Марфа известна как узорошительница. На могилу ее приходили служить панихиды беременные женщины и получали помощь. Ни о ее происхождении, ни о ее образе жизни ничего неизвестно. На верхней плите ее могилы вычеканена следующая надпись: "7146 (1638) г. марта в 1-й день на память святые преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия девица Дарья, во инокинях схимница Марфа юродивая". Иоанно-Предтеченский монастырь


К.Флавицкий."Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения" г. В конце XVIII - начале ХIХ веков в обители содержалась еще одна таинственная затворница, по преданию - родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. По повелению Екатерины II в 1785 году дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и "для блага России" пострижена в монашество с именем Досифеи. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью. После смерти Екатерины II к старице Досифее Тараканове стали допускать народ, тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Досифея Тараканова


Новодевичий монастырь - самый красивый и аристократический монастырь Москвы. Тайны жизни и смерти монастырских узниц, бывших царских жен, дочерей и невесток, насильно постриженных в этот престижный монастырь. (Евдокия Лопухина, Софья Милославская, Ирина Годунова) и др. Амвросиевская церковь с палатами Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.) Преображенская церковь (гг.) Смоленский собор (гг.) Ограда монастыря (южная стена).




Софья Алексеевна, правительница России в, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.«Первым» царём был провозглашен Иван V Алексеевич, а «вторым» ПетрI,Софья 29 мая стала регентшей при обоих царях. Софья фактически возглавила правительство. В 1689 произошёл разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей ПетраI. Партия ПетраI одержала победу. Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» её на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре, она содержалась там под самым строгим надзором. Умерла Софья в1704году. Софья Алексеевна, царевна Царевна Софья. Художник И.Е. Репин


Ирина Фёдоровна Годунова сестра Бориса Годунова и супруга царя Федора Иоанновича. Её брак с Фёдором Иоанновичем совершился по воле Грозного в 1580 и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Фёдора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, решили устранить Ирину и таким образом подорвать влияние Бориса: они решили просить царя Фёдора развестись с Ириной по причине её бесплодия.Годунов узнал, однако, о нём заранее и расстроил его. После смерти Фёдора Иоанновича (7 января 1598) бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине, но она на девятый день после смерти мужа удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры; вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». Умерла в Амвросиевская церковь, трапезная, палаты Ирины Годуновой, XVI - XVIIвв.


Евдоки́я Фёдоровна (Прасковья Илларионовна), царица первая супруга (с 27 января 1689) Петра I, дочь боярина Лопухина. От этого брака родились трое сыновей: двое умерли в младенчестве, в 1690 году родила царевича Алексей. Пётр быстро охладел к Евдокие, не любил её родни, приверженцев старины, скоро сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс. В1696г. Пётр из Лондона поручал Л. Нарышкину уговорить Евдокию постричься. Евдокия не согласилась; твёрдо стояла за свои права, но в 1698г.насильно пострижена в Суздальско-Покровском монастыре под именем Елены, через полгода сняла рясу и стала жить мирянкой; была в связи с майором Глебовым. С воцарением Петра II, переехала в Москву и жила в Новодевичьем монастыре. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета. Умерла в 1731 при правлении императрицы окружённая почётом. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря. Евдоки́я Фёдоровна


Использованная литература. 1. М.А.Ильин. МОСКВА. "Искусство", Москва, МОСКВА. Атлас туриста. ГУГК при Совете Министров СССР, Москва, 1989 г. 3. Л.В.Цюрик НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ, "Советская Россия", Москва, 1970 г. 5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., Элиаде М. Священное и мирское. - М, С Новалис Г. фон О. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб., С Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., Флоренский П. А. Иконостас. - М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 11.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 31 (61). – СПб., 1900.

Юлия Щербакова
Урок-экскурсия (заочный) «Высоко-Петровский монастырь»

Тема урока : Высоко-Петровский монастырь .

Форма урока : урок – экскурсия .

Цель урока : способствовать формированию интереса у учащихся к истории Москвы и православным святыням.

Задачи :

Учебные :

Познакомить с ролью православных монастырей в истории государства;

Сформировать представление о монашеской жизни ;

Познакомить с архитектурным ансамблем монастыря .

Воспитательная :

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашего государства.

Развитие универсальных учебных действий :

Развитие навыка построения устных речевых высказываний;

Развитие способности выделения морального содержания действия;

Развитие способности нравственно-духовного оценивания усваиваемого содержания.

Виды деятельности : диалог, экскурсия, рассказ учителя.

Основные понятия : монастырь , монах , постриг.

Методическое обеспечение : фотоаппарат, блокнот для записей, раздаточный материал (схема монастыря , план экскурсии,

Оборудование : проектор для показа презентации «Высоко-Петровский монастырь » , аудиоустройство для прослушивания аудиозаписи песни «Монастырь » .

Место проведения : Высоко-Петровский монастырь .

Адрес : 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2. Тел.: 8(495) 621-37-30. Сайт : http://vpmon.ru/.

План урока

1. Организационный момент. Инструктаж по ПДД и правилам поведения в монастыре .

2. Сообщение темы урока .

3. Беседа с учащимися по прослушиванию аудиозаписи.

4. Постановка проблемного вопроса.

5. Обсуждение значения и роли монастырей в истории России .

6. Знакомство с архитектурным ансамблем монастыря .

7. Закрепление.

8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня у нас необычный урок : мы совершим экскурсию в монастырь , который дал название улице и бульвару. Мы посетим Высоко-Петровский монастырь .

3. Учитель : Прослушайте песню «Монастырь » и ответьте на вопросы :

О чем поется в песни?

Какие чувства вызывает у вас это музыкальное произведение?

Были ли вы в монастыре ?

Какие монастыри вы знаете в Москве ?

Как вы думаете, на какой улице расположен монастырь ?

Изучение нового материала

4. Проблемный вопрос : легко ли быть монахом ?

5. Монастырь имеет многовековую историю, с которой мы с вами сегодня познакомимся. Лучший способ знакомиться с историей монастырей – это совершать экскурсии. Монастырь - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище» . Это религиозная община монахов и монахинь , представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория. Монастырем управляет игумен или игуменья.

Роль монастырей на Руси невозможно переоценить. И главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях велись летописи , донесшие до наших дней сведения обо всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

Монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии. Монастыри сыграли также большую роль в обороне и формировании духовности и в культурном развитии русского народа.

Монах - это служитель Богу, добровольно решивший уединится от соблазнов мира и давший обеты нестяжания, безбрачия, непрестанной молитвы и послушания. Принимая монашеский постриг , человек отказывается от своей личной воли, ему дают новое имя. Одежда монахов имеет символическое значение (ряса, подрясник, пояс, мантия, четки, камилавка, клобук) . Черное облачение является символом покаяния, плача о своих грехах и отказа от мира.

Существует три чина пострига :

1. В рясофор (или иночество) ;

2. В мантию (малую схиму) ;

3. В схиму (в великую схиму) .

1. Знакомство с архитектурным ансамблем монастыря .

Слайды №1,2.

От площади Петровских ворот открывается вид на монастырь – это один из древнейших монастырей в городе Москве и история обители связана с образованием Московского княжества.

Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высоко-Петровский монастырь выделили на берегу реки Неглинки у села Высокое . Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Первоначально монастырь звался Петропавловским.

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Слайд№3, 4.

Учитель : Мы с вами направляемся в монастырь . /Напомнить ребятам о правилах поведения. / Подойдем к Святым воротам.

При входе в монастырь с улицы Петровки в 1690-1696 годах были сооружены Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здание состоит из трех частей. Нижний ярус - Святые ворота - служит главным въездом на территорию монастыря . Во втором ярусе размещена церковь Покрова - молельня настоятелей монастыря . Над храмом возвышается ажурная двухъярусная звонница с луковичной главкой. Каменная колокольня архитектурно завершила западную сторону монастырского ансамбля . Святые ворота были построены по повелению Петра I, который хотел увековечить память о своих родственниках погибших во время стрелкового бунта.

В мире нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Покровский храм уникален : здесь престол, иконы, лампады, паникадило и алтарь сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексея II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г. В. Куприянов.

Слайды №5, 6.

От колокольни пройдем направо к небольшому краснокирпичному одноглавому собору Петра Митрополита. Мы с вами в центре монастыря .

Собор святителя Петра Митрополита Московского – главный храм монастыря – был основан на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, которую после смерти и канонизации митрополита Петра в 1339 году переосвятили в его честь.

В 1514 году старая деревянная церковь была разобрана, и на ее месте итальянский архитектор Алевиз (Новый) Фрязин, выстроил новый каменный столповой собор, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского.

В 1690 г., через год после отстранения от власти царевны Софьи, собор Петра был обновлен в стиле нарышкинского барокко и торжественно освящен в присутствии царя Петра Алексеевича. После чего монастырь стал именоваться Высоко-Петровским . В то же время были расписаны стены монастыря , дожившие до наших дней.

Обратите внимание на архитектуру собора – это столпообразный, восьмилепестковый храм, который венчает двухъярусный шлемовидный купол с крестом.

Расцвет Высоко-Петровского монастыря в XVII веке связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I. Дело в том, что их владения располагались рядом с монастырскими стенами . Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий, и обитель стала любимым молитвенным местом семьи. Часто бывала здесь и мать Петра 1 Наталья Кирилловна.

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону – список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

Слайд №8.

На территории монастыря , по соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.

Слайд №9.

По другую сторону от собора Петра Митрополита стоит очень похожее на Боголюбскую церковь храмовое здание, также увенчанное пятиглавием. Это собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1690-1694гг в память спасения Петра I от стрелков за стенами Троице- Сергиевского монастыря в 1689г . Прототипом для этого храма послужила трапезная церковь в Троицкой обители.

Слайд №10.

Напротив входа в собор Петра стоит миниатюрная церковь, построенная 1740-1750 гг. на средства потомков Нарышкиных в честь Толгской иконы Божией Матери. Праздник этой иконы приходится на 21 августа, именно в этот день в 1689г. Петр I бежал из Москвы под защиту Троице-Сергиева монастыря . В память об этом событии храм был назван Толгским.

Слайд №11.

В XVIII веке над южными вратами возводится надвратный храм святого Пахомия Великого. В1914 году церковь переосвятили во имя апостолов Петра и Павла.

Слайды №12,13.

Украшением Высоко-Петровского монастыря является корпус братских келий. Арочная галерея-гульбище окаймляет высокое двухэтажное здание со двора, а окна второго этажа украшены красивыми колончатыми наличниками. Особенно впечатляет келейный корпус со стороны Петровки.

2. Закрепление.

Наша экскурсия подошла к концу. Благодарю вас за участие в уроке -экскурсии и внимание к предъявленной теме.

Подведем итоги.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, легко ли быть монахом ? (Ответы учащихся)

2. Работа с терминами и их определением

Как называется настоятель монастыря ? (Игумен)

Вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых. (Трапеза)

Строгие обязательства монаха . (Обет)

Облачение, окутывающее все тело в знак жизни под Божией защитой? (Мантия)

3. Назовите храмы на территории монастыря . (Ответы учащихся)

4. Где расположен храм Покрова Богородицы? Почему он называется надвратным? (Ответы учащихся)

8. Домашнее задание.

Провести экскурсию для родителей по Высоко-Петровскому монастырю по составленному плану (смотри раздаточный материал) .

Литература, источники

Московский институт открытого образования, лаборатория истории, культуры и религий. Курсы повышения квалификации учителей по ОРКСЭ, ОПК http://mioo.seminfo.ru/course/

Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры

12 уроков Православия . http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html

Методическое пособие к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», М., 2014

Смирнов Е. И., История христианской церкви, М., 2007

Тихон (Полянский, иером. Путешествие в историю русских монастырей . М., 2007

Статьи по теме