Самые известные боги мира. Языческие боги древней руси. Поколения богов Древней Греции

4 января 2015 года произошло уникальное событие, Отец (ИВО) явил новую Волю для нашей планетарной расы, которая теперь будет называться Метагалактической расой – это первое. И второе исходящее из первого этим решением Отца мы (служащие) и человечество прошли все испытания, проверки и преодолели Богов в своём развитием (ни знаниями, ни умом, ни могуществом и. т.д). В предыдущих эпохах Боги считали нас своими рабами, и эта тенденция укоренилась на планете, в том числе и через Христианскую религию. Мы больше не рабы Богов. Закончилось рабство Богов (Галактической расы людей) на нашей планете и мы стали СВОБОДНЫ от них. Последствия этого решения Отца для человечества мы узнаем в не далёком будущем. Про религиозное рабство Богу написано здесь прочитайте и осознайте от чего человек стал свободным.

Слово Бог мы часто слышим от людей, которые являются верующими с разной степенью и глубиной религиозности. О боге и богах много информации мы получаем из средств массовой информации и телевидения в виде определённых программ и передач. Эту тему обсуждают учёные, теоретики, философы. Обычным людям больше привычно и понятно религиозное восприятие слово Бог. Религия больше опирается на понятие Бог, Бог Отец, Боже, Господь Бог. Мы часто употребляем такие слова, как: иди с богом, слава богу, дай бог, не дай бог, бог с ним, о боже, и мы привыкли и часто их используем, я бы назвал бессознательно, автоматически вставляя их в диалогах и разговорах. И не важно кто ты верующий или атеист все их используют по привычке. Я не буду утверждать, что это плохо или хорошо пусть каждый сам решает сделав свой вывод после прочтения этой статьи.

Бог есть одно из главных религиозных понятий, означающее объективированную сверхъестественную мифологическую сущность, выступающую объектом поклонения. Таким образом, Бог в религии наделён чертами идеального, высшего существа, в некоторых концепциях он является творцом мира. Давайте разберём правильны эти утверждения или нет.

Представитель философии русского космизма Владимир Соловьёв так дал определение кто такой Бог, философия русского космизма, основа Философии Синтеза. Бог – абсолютно-сущее, космический разум, существо сверх личное, особая организующая сила. Распадается на атомы, которые своими движениями организуют реальный мир. Бог, Создатель, Отец – источник жизни, внешний управитель, изначальности. Единый космоэволюционный процесс – соединение человека с Отцом, через его одухотворение, совершенствование.

Религии о Боге.

Кто такой бог Если посмотреть в разных религиях, то там есть слово Бог, Бог Отец, Бог Аллах и так далее, который является источником всего, но в источниках религии, например в Буддизме истинном, в первоисточниках слово Бог никогда не применялось. В Христианстве Иисус, как основоположник Христианства, никогда не применял слово Бог он обращался всегда к Отцу. У Православных верующих считается одной из главной молитвой это “Отче наш”. Отче Старославянская форма звательного падежа слова Отец. Великое заблуждение заключается в том, что люди, молясь и обращаясь за помощью к высшим силам, к высшему разуму, к богу, к ангелам хранителям, архангелам не доходили в своих молитвах до Отца как первоисточнику их жизни.

Молитва - это словесное обращение к Отцу (практика Слова). Впоследствии молитвы повернули к обращению к божествам, ангелам и архангелам как к защитникам людей. (Монахи восходили в Ангелов, Ангелы стремились в Богов).Боже – это то же обращение к богу.

Ошибочное Восприятие человека - это когда он не различает что-то вышестоящее, например Ангельство как форму жизни и богов как форму вышестоящей жизни, а также Владыки (Учителя), Отец не различаются и в итоге всё это для обычного человека называется Божественностью. Смысл Божественного - это существа могучие гораздо больше чем человек.

Божественность -это существа не человеческой природы, которые наделены могущественностью и могут намного больше чем человек, а значит они подчиняют себе и человек должен им подчиняться и их слушать. Это принцип религиозной идеологии в 5 расе, но это не было в Воле Отца.

В этом была определённая цель и задача не допустить человечество планеты Земля до восприятия Отца на прямую без посредников. И боги стали как бы посредниками между людьми и истинным Источником жизни людей. И всю предыдущую эпоху человечество шло этим путём. Но среди людей были и другие, которые устремлены с разной скоростью в разной степени на познание нового и более глубоко видели и понимали суть происходящего в жизни, их называли Учениками, Посвящёнными.

Например раньше: поклоняешься, молишься Богу получаешь какие-то благо и способности, а не поклоняешься Богу - не получаешь. У человека изначально природой, генетикой заложено право свободы выбора и свободы воли. Человек, априори, свободное существо. Он так создан Отцом.

И отсюда, если ты хочешь чего-то достичь, но не поклоняешься какому-то Богу то у тебя эти возможности отсутствуют и человек был ограничен в достижении и своём развитии на определённом этапе. И эта позиция не совсем правильно это с точки зрения человечества получается, если ты не хочешь поклоняться Богу, а хочешь, допустим, научиться тому же, что Бог умеет, и только через поклонение можно было прийти к каким-то возможностям и сверх способностям. А это не совсем правильное поклонение, это всегда зависимость. Вот в этом заключалось рабская зависимость людей от Богов, которую они навязывали людям и необходимо человечеству выйти из этого и преодолеть, сознательно выйдя на осознание новых смыслов и сутей. Вот это о чём нам говорит, о том, что у нас не всегда есть смысловые различения. Но когда они появляются, мы уже начинаем называть объект или субъект, тем ракурсом того смысла, который мы предполагаем по своему уровню развития.

И вот Бог и Отец есть существа несущие некие какие-то возможности, способности, какое-то могущество для человека, причём для человека прежней формации, Отец сейчас созидает человека совершенно другого масштаба и других возможностей. А даже в этом, когда начинаем вникать, мы различаем, что Боги тоже имеют пределы своих возможностей и своего совершенства.

Божественная форма жизни .

Боги как форма жизни - это остатки Галактической цивилизации людей, деградировавшие на Кто такие богинашей Планете (с точки зрения Метагалактики), которые жили в синтезе 3-х планов, какие были планы Планеты здесь, у них не было развитой ментальности и не было различения тонкого и физического миров.

Боги – это более высокоразвитая форма, линия жизни по сравнения с человеком планетарным. Какие были формы жизни на планете в 5 расе читать здесь.

Боги – это не состоявшиеся люди Галактики (остатки Галактического человечества, которое само себя истребило), с ориентацией жизни в Метагалактике и Галактике. Люди живущие мерностью одного типа космической материи.

Боги владела способностями управлять законами природы на нашей планете. Так как человек не научился управлять этими законами и поэтому не обладал этими способностями. Что касается религии древних греков и римлян, то это классическое многобожие, ведь их пантеоны насчитывали несколько сотен различных божеств, которые олицетворяли как силы природы, так и небесные светила. Например: Богиня Плодородия, Богиня Красоты, чувствуете?Бог Зевс, Бог огня Гефест, вот этого природного стихийного Огня, и так далее. То есть, это божества, которые несли собою явления того или иного закона природы и как-то помогали человеку в строиться в эту природную среду, взаимодействуя с человечеством, иногда, корректно, иногда, не очень. Корректно, когда помогали людям что-то достигать, некорректно, когда ставили людей в зависимость от себя. Чего стоит легенда про Прометея титана древнего рода богов, который подарил людям огонь знаний и ремесел, запустив этим технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился. Выводы делайте сами о сущности и развитости богов. По форме они были похожими на человеческую, но не все. Вспомним древние мифы, сказания они отражают их суть, там были человеческие и животные формы, поэтому боги являются не состоявшимися людьми до конца.

Боги не состоялись тем, что по сути своей и по содержанию, а потом и по поведению своему по отношению к человечеству на планете Земля. Видя, что они более могущественнее чем планетарные люди они позволили себе из планетарных людей делать рабов. Этот вывод можно сложить, если систематизировать древние источники и мифы. Они позволили себе как животных подчинить человека не разглядев в нём себе равного, но находившегося на другом этапе развития более ниже стоящем по отношению к богам. Этим боги нарушили закон Отца “Все равны пред Отцом” . Они требовали от людей служения и подчинения им. Это есть животные принципы жизни, а не человеческие. По развитию боги были ваше нас, но до конца в человека взойти не смогли. У Отца много линий жизни и все они разные, все идут своим путём и как могут, так и развиваются. И человек в этом разнообразии форм и линий жизни занимает свою позицию и развивается от одних стандартов (или расовое развитие) идя к другим стандартам исполняя их.

Человек внешне богов воспринимал в человеческом обличии, но были и обличия животные такие как Египетские, Индийские, божества и другие. И люди символически более высокую форму жизни называли божественной и поклонялись богам и верили в бога. Люди стремились подражать и молились другой форме жизни, а не источнику своей жизни, которую дал каждому человеку Отец.

Кто такой бог если брать с точки зрения Метагалактических смыслов, а Метагалактика развернулась здесь и сейчас на планете и действует на всех и на всю окружающую среду. То с позиции наблюдателя из Метагалактики есть чёткое определение, кто такие боги.

Бог – это форма жизни не являющаяся Отцом , Отец как источник жизни каждого из нас – это есть сутевое понятие, которое определяет Философия и учение Синтеза. Боги они по качествам и свойствам были могущественными управителями на планете они обладали способности управлять природными стихиями. Они брали на себя ответственность, за управление, вводя как бы посредничество между человеком и Отцом, беря на себя определённые функции не имея на это полномочий - это есть главная проблема богов, которую они не смогли увидеть и преодолеть и этим не взошли в Метагалактику.

С точки зрения Алфавита Отца “Сначала было Слово” и слово бог может нас развивать, направлять как-то, но бог не приведёт нас к источнику жизни, которым является Отец. Новые условия жизни развивают в каждом из нас Сознательность и Осознанность. Осмысление этого переводит нас на другое восприятие окружающей нас жизни и процессов в ней, а так же отношение к Отцу. Мы пока не понимаем и не видим многих процессов для нас не прозрачные действия, которые происходят вокруг нас, и в нас в том числе. Мы не всегда видим разных Иерархических уровней и сутей, разных процессов. Но если мы учимся и устремляемся, то нам дано по праву быть Творцами и творить с Отцом новую жизнь, переходя на более высокие уровни восприятия эволюционного развития. У богов можно было научится как хорошему, так и плохому.

Что было отрицательно у богов, что не нужно брать.

Они не до конца выражали Отца.
В своём могуществе по отношению к планете и людям они могли позволять себе манипуляции с человеками. Это есть животный принцип управления. Я бог я выше тебя значит человек ниже, это есть проявление гордыни. Можно сказать отношения начальника и подчинённого.

Агасфер – имя одного из персидских царей
Аид (греч. и римск. миф.) – владыка подземного царства мертвых, а также само подземное царство
Аквилон (рим.) – бог северного ветра
Амур (рим.) – бог любви
Амброзий – от Амброзии – пища богов, дающая им бессмертие и вечную юность
Анубис (египет.) – бог, покровитель умерших, изображавшийся с головой шакала или собаки
Аполлон (греч.) – бог света, покровитель искусств
Арес (греч.) – бог войны
Аргус (греч.) – многоглазый великан, зоркий страж
Афиноген (греч.) – рожденный богиней Афиной
Ахиллес – герой греческих народных преданий и эпопеи «Илиада»
Бахус (рим.) – бог вина
Борей (греч.) – сын Астрея и Эос, божество холодного северного ветра
Боян, Баян (слав.) – певец
Вакх (рим.) – бог плодородия и виноделия
Власий (греч.) – созвучно с именем славянского бога домашнего скота Велесом
Вулкан (рим.) – бог огня и кузнечного ремесла
Гектор (греч.) – один из храбрейших героев битвы под Троей. Убив друга Ахиллеса Патрокла, он был сражен Ахиллесом
Геракл (греч.) – сын Зевса и Алкмены, величайший из греческих богатырей, совершивший двенадцать подвигов, очистивший землю от чудовищ и зла, и получивший от богов бессмертие. Геркулес – римская форма имени Геракла
Гермес (греч.) – сын Зевса и Майи, посланник богов, проводник умерших в подземный мир, ловкий, искусный похититель. Покровитель путешественников, купцов, ремесленников и гимнастов
Гермоген (греч.) – рожденный Гермесом (Меркурием)
Гименей, Гимен (греч.) – бог брака
Гипербореи (греч.) – сказочный народ, по преданию живший на крайнем севере в вечно солнечной стране всеобщего благоденствия
Дионис (греч.) – бог вина и плодородия
Диор (греч.) – сын Амаринка, предводитель бупрасийцев в походе против Трои
Дмитрий (греч.) – принадлежащий Деметре, богине земли
Зевс (греч.) – бог грома и молнии
Еремей (греч.) – посвященный Гермесу (Меркурию)
Зефир (греч.) – божество легкого западного ветра
Зиновий (греч.) – сила Зевса
Икар (греч.) – юноша, улетевший вместе со своим отцом Дедалом с острова Крит, где они были в плену, на сделанных из воска крыльях. Несмотря на предупреждения отца, Икар во время полета приблизился к солнцу, которое растопило воск, и юноша упал в море, где и погиб
Илиодор (греч.) – дар Гелиоса (Солнца)
Ираклий (греч.) – из Гераклий, от имени Геракл, означающего: слава Геры (супруги Зевса)
Исидор (греч.) – дар богини Изиды
Кастор (греч.) – сын Леды от Тиндарея, совершивший вместе с братом Полидевком (Поллуксом) ряд подвигов
Клавдий (рим.) – прилагательное «клаудус» было одним из эпитетов хромоногого бога Вулкана, Гефеста
Купидон (рим.) – бог любви
Люцифер (рим.) – у римлян древнее название планеты Венеры. В христианской мифологии повелитель ада
Мантий (греч.) – сын Мелампа, предсказатель
Марон (греч.) – внук Диониса и Ариадны, жрец Аполлона в городе Исмаре, во Фракии
Марс (рим.) – бог войны
Меланфий (греч.) – сын Долиона, пастух, раб Одиссея, которому он изменил, служа женихам Пенелопы
Менелай (греч.) – сын Атрея, муж Елены, царь Спарты
Ментор (греч.) – друг Одиссея, воспитатель Телемаха. В нарицательном значении – наставник
Меркурий (рим.) – имя римского бога Меркурия, соответствовавшего греческому Гермесу
Морфей – сын бога сна, создатель сновидений
Нептун (рим.) – бог морей
Нерей (греч.) – сын Понта и Геи, отец Амфитриты и нереид. Божество, олицетворявшее спокойное море
Нестор (греч.) – сын Нелея и Хлориды, мудрый царь острова Пилоса
Нирей (греч.) – сын царя Харопа и Аглаи, предводитель войск из Симы в походе на Трою
Нот (греч.) – сын Астрея и Эос, влажный южный ветер
Оден (Один) – верховный бог в скандинавской мифологии
Одиссей (греч.) – сын Лаэрта и Антиклеи, царь острова Итаки
Оракул – жрец, прорицатель, гадатель
Орест – сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать, мстя за отца. Клитемнестра изменила мужу с Эгистом, вместе с которым умертвила Агамемнона.
Орион – легендарный беотиец, великан-охотник, в которого влюбилась богиня зари Эос, после смерти превращен в звезду.
Оркан – ураган
Орфей (греч.) – певец и музыкант, муж нимфы Эвридики, очаровывавший своим искусством диких зверей, деревья и скалы
Пан (греч.) – сын Гермеса, бог лесов, покровитель пастухов и стад
Парис (греч.) – сын Приама, похитивший Елену и убивший Ахиллеса
Парнас – гора в Фокиде, на склоне которой находился дельфийский храм Аполлона. В мифах – место обитания Аполлона и муз
Пеан – бог врачевания
Пегас (греч.) – крылатый конь Зевса. От удара его копыта на горе Геликон забил источник Гиппокрена, вода которого давала поэтам вдохновение
Пенаты – в римской мифологии боги-покровители домашнего очага
Персей (греч.) – сын Зевса и Данаи
Перун – в славянской мифологии бог грома и молнии
Пигмалион – царь острова Кипра и легендарный скульптор, создавший из слоновой кости статую девушки необычайной красоты и влюбившийся в нее. Афродита оживила статую, и Пигмалион женился на девушке
Плутон (греч.) – бог подземного мира
Поллукс (греч.) – брат Кастора, сын Леды от Тиндарея, совершивший вместе с братом ряд подвигов
Полидор – младший сын Приама, убитый Ахиллесом
Посейдон (греч.) – в римской мифологии Нептун – бог морей, брат Зевса
Приам – последний царь Трои
Протей – прорицатель, отец нимфы Эйдофеи
Радамант – сын Зевса и Европы, брат Миноса, царь Окалеи в Беотии, прославленный своей справедливостью
Рамзес (егип.) – поклонник бога Ра
Рем (рим.) – один из двух легендарных основателей Рима (брат Ромула)
Самсон – легендарный библейский герой, отличавшийся исключительной силой
Сатиры – в греч. мифологии низшие божества, изображавшиеся в виде полулюдей-полукозлов
Сатурн (рим.) – отец Юпитера. Изгнанный сыном с неба, Сатурн поселился в южной Италии, где установил золотой век
Серафим (евр.) – огненный ангел
Сильван (рим.) – бог лесов
Сильфы (кельтск. и герм.) – духи воздуха
Сизиф – основатель Коринфа, разгласивший среди людей тайны богов и в наказание за это в подземном мире вкатывавший на гору каменную глыбу, которая скатывалась, едва достигнув вершины. Отсюда – сизифов труд
Сим (Сима) – остров у южных берегов Малой Азии, возле Родоса. Сим – старший из трех сыновей Ноя (др.-евр.)
Скальд – древнескандинавский певец
Стрибог – в славянской мифологии бог ветров
Тантал (греч.) – царь, оскорбивший богов и жестоко наказанный ими. В подземном царстве он, стоя по горло в воде и видя над своей головой спелые плоды, не мог утолить жажду и голод, так как вода и ветки с плодами уходили от него
Тартар (греч.) – ад
Тезей (Тесей) – сын Эгея, легендарный царь Афин, совершивший ряд трудных подвигов
Теламон – царь острова Саламина, участник похода аргонавтов
Телем – сын Эвримея, старый циклоп, прорицатель
Телемах – сын Одиссея и Пенелопы
Термин (рим.) – бог межи
Тиндарей – царь Спарты, муж Леды
Титаны (греч.) – родоначальники поколения богов, свергнутые последними в тартар (ад)
Тифий, Тифос (греч.) – великан, заточенный богами в подземном царстве, где два коршуна клевали его печень, которая постоянно вырастала вновь
Тритоны – морские божества, изображавшиеся в виде полулюдей-полурыб
Уран – бог неба, муж Геи, отец Крона, Реи, Прометея, Япета и других богов и титанов
Фавны (рим.) – лесные божества
Фаэтон – сын Гелиоса, умоливший отца разрешить ему править солнечной колесницей. Не сумев сдержать коней, он приблизился к Земле, на которой стали гореть леса и сохнуть реки. Зевс поразил Фаэтона молнией
Феб (греч.) – одно из имен Аполлона, бога солнца, света, поэзии и искусства
Феникс – сын фессалийского царя Аминтора, воспитатель Ахиллеса
Форк – морской бог, отец нимфы Фоосы
Хам – в библейском сказании сын патриарха Ноя, проклятый отцом за непочтительность
Хароп – царь города Симы, отец Нирея
Цербер (греч.) – трехглавый адский пес, охраняющий вход в подземное царство
Циклоп (греч.) – одноглазый исполин
Эвмей – сын царя Ктесия, свинопас у Одиссея
Эвр – божество утреннего, теплого восточного ветра
Эгей – легендарный царь Афин, отец Тезея
Эгеон (Бриарей) – сторукий великан, сын Геи
Электрон – янтарь
Эндимион – прекрасный юноша, возлюбленный Селены, которая просила Зевса исполнить любое его желание. Эндимион испросил себе бессмертие и вечную юность
Эней – сын царя Анхиза и богини Афродиты, предводитель дарданцев в троянской войне
Энипей – бог одноименной реки в Фессалии
Эол (греч.) – бог ветров
Эрмий, Гермес (греч.) – вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель путешественников, купцов, ремесленников
Эрос (Эрот) – бог любви
Эсон – царь города Иолка в Фессалии, отец Ясона
Ян, Янус (рим.) – бог начала и конца, изображавшийся с двумя обращенными в противоположные стороны лицами. Во время войны храм Януса стоял открытым
Ясон (Язон) – сын Эсона, брат Пелия, предводитель похода аргонавтов в Колхиду за золотым руном

Женские имена Богов греческой мифологии:

Аврора (рим.) – богиня утренней зари
Амброзия – пища богов, дающая им бессмертие и вечную юность
Аполлинария (греч.) – посвященная Аполлону, богу света
Артемида (греч.) – богиня охоты
Астрея (греч.) – богиня справедливости
Афродита (греч.) – богиня любви и красоты
Беллона (рим.) – богиня войны
Валкирии (сканд. миф.) – дочери Одина, девы-воительницы, уносившие в Валгаллу души убитых героев
Венера (рим.) – богиня красоты и любви
Веста (рим.) – богиня домашнего очага
Гальциона (греч.) – дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу
Геба (греч.) – богиня вечной юности; она подносила на Олимпе богам их напиток – нектар
Геенна (др. евр.) – ад
Гела (сканд.) – богиня смерти
Гера (греч.) – старшая дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса, покровительница брака, помощница при родах
Гестия (греч.) – богиня домашнего очага
Гея (греч.) – богиня земли. Дала жизнь всем богам и всему живущему
Гиады (греч.) – нимфы дождя
Гидра (греч.) – чудовище, убитое Геркулесом
Грации (рим.) – три богини красоты
Дафна (греч.) – нимфа, спасавшаяся от преследований бога Аполлона и превращенная своей матерью в лавровое дерево
Диана (рим.) – богиня охоты
Дидона (рим.) – карфагенская царица, в царство которой попадает во время своих скитаний Эней
Диона (греч.) – мать Афродиты
Дриада (греч.) – лесная нимфа
Европа (греч.) – дочь Феникса и Перимеды, похищена Зевсом и родила от него сыновей Миноса и Радаманта
Елена (греч.) – дочь Зевса и Леды, жена Менелая, похищение которой Парисом вызвало троянскую войну
Зинаида (греч.) – рожденная Зевсом, из рода Зевса
Злата (слав.) – богиня Зари
Ида (греч.) – гора в Малой Азии, возле Трои
Идофея (греч.) – дочь Протея, богиня моря
Изида (египет.) – богиня жизни, плодородия и материнства, которую почитали также и в Риме
Илифия (греч.) – дочь Зевса и Геры, богиня, помогающая роженицам
Ирида (греч.) – внучка Океана и Геи, богиня радуги
Калипсо, Калипса (греч.) – дочь Атланта, нимфа острова Огигии, семь лет державшая Одиссея в плену
Кассандра (греч.) – дочь троянского царя Приама и Гекубы, прорицательница. После взятия Трои досталась в награду Агамемнону и была убита вместе с ним Клитемнестрой и Эгистом
Кера – крылатая богиня смерти, схатывающая душу умирающего человека в момент, когда она покидает тело
Клавдия (рим.) – прилагательное «клаудус» было одним из эпитетов хромоногого бога Вулкана, Гефеста
Клио (греч.) – муза истории
Лада (слав.) – богиня Луны, покровительница любви и семейного счастья
Леля (слав.) – богиня молодости
Леда (греч.) – дочь этолийского царя Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать Кастора, Клитемнестры. От Зевса она родила Елену и Полидевка
Лидия – область на западном берегу Малой Азии
Майя (греч.) – нимфа гор, дочь Атланта, мать Гермеса
Мара (слав.) – покровительница магии, дух Смерти
Мегера (греч.) – одно из божеств ада в античной мифологии, богиня мщения
Мельпомена (греч.) – дочь Зевса и Мнемозины, муза трагедии и печальной песни
Минерва (рим.) – богиня мудрости
Мнемозина (греч.) – дочь Урана и Геи, богиня памяти, мать девяти муз
Мойра (греч.) – рок, судьба. Мойры – три неумолимые сестры-богини, ведавшие судьбами людей и богов. Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис тянула ее, проводя через все превратности судьбы, Атропос обрезала нить, прерывая человеческую жизнь
Муза (греч.) – музами в Древней Греции именовались богини-покровительницы искусств и наук. Слово «музыка» – родственно этому имени
Немезида (греч.) – богиня, олицетворявшая судьбу, справедливость и мщение
Ника (греч.) – имя богини победы
Никса – в германской мифологии – водяной дух
Нимфодора (греч.) – дар нимфы
Нимфы – юные богини, олицетворявшие явления природы. Различались нимфы морской воды (нереиды), источников и рек (наяды), долин (напеи), гор (ореады), лесов (алсеиды), деревьев (дриады)
Оры – богини времен года
Парки – в римской мифологии богини судьбы
Пенелопа (греч.) – дочь Икария, жена Одиссея, мать Телемаха. В нарицательном значении – верная жена
Поликсена – дочь царя Приама и Текубы
Психея – дочь Гелиоса, возлюбленная Эроса. Олицетворение человеческой души
Помона (рим.) – богиня плодов
Ретра – бухта на Итаке
Рея – дочь Урана и Геи, сестра и жена Крона, мать Зевса, Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры
Селена – богиня ночного неба, олицетворение Луны, дочь Гипериона и Фейи, сестра Гелиоса и Эос
Семирамида – вавилонская царица, прославившаяся украшением города Вавилона и созданием висячих садов
Серафима (евр.) – огненный ангел
Сирены – кровожадные птицы с женскими головами, пленительным пением привлекавшие мореходов, которых они убивали и пожирали
Терпсихора (греч.) – муза танцев и хорового пения
Тизифона (греч.) – богиня мщения
Ундина – волна, в германской мифологии – русалка
Урания (греч.) – муза астрономии
Федра – жена Тезея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и покончившая с собой, когда он отверг ее любовь
Фемида (в римской мифологии – Юстиция) – дочь Урана и Геи, богиня правосудия
Фетида (греч.) – морская богиня, мать Ахиллеса
Флора (рим.) – богиня весны, цветов и юности
Фетида (греч.) – богиня моря, дочь Нерея, мать Ахиллеса
Фортуна (рим.) – богиня судьбы, удачи, счастливого случая
Фурии (рим.) – богини мщения
Харита (греч.) – у древних греков хариты – богини радости, любви, красоты
Хриса – мифический остров, на котором находилось святилище Аполлона
Церера (рим.) – богиня земледелия и плодородия
Циана – василек
Цикада – насекомое
Цирцея – дочь Гелиоса и океаниды Персы, злая волшебница, властительница острова Эи, обольстительница
Цитера – богиня любви и красоты
Эвридика – нимфа, жена Орфея
Эвмениды (греч.) – богини-мстительницы, соответствующие фуриям в римской мифологии
Эгида – щит с изображением головы Горгоны, повергающим людей в ужас. Его носили Зевс, Афина и Аполлон
Эгина – нимфа, дочь Асона, родившая от Зевса Эака
Эллада (Геллада) – Греция в целом
Эолия – легендарный плавучий остров, на котором обитают ветры, окруженный высокой медной стеной
Эос (в римской мифологии – Аврора) – дочь Гипериона и Фейи, сестра Гелиоса и Селены, богиня утренней зари
Эрата, Эрато (греч.) – муза лирической, любовной поэзии
Эхидна – кровожадное чудовище, змея
Эхо (греч.) – нимфа, из-за безнадежной любви к юноше Нарциссу потерявшая телесный облик и превратившаяся в невидимое существо, повторяющее чужие слова
Юнона (рим.) – покровительница брака и семьи, помощница при родах

Предлагаем список самых известных древнегреческих богов с краткими описаниями и ссылками на полные статьи с иллюстрациями.

  • Аид – бог – владыка царства мертвых, а также само царство. Один из старших богов-олимпийцев, брат Зевса, Геры, Деметры, Посейдона и гестии, сын Кроноса и Реи. Муж богини плодородия Персефоны
  • – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Но Геракл победил Антея, оторвав его от Земли и лишив помощи Геи.
  • – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Аполлон (другие эпитеты – Феб, Мусагет) – сын Зевса и богини Лето, брат Артемиды. Обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. В поздней античности Аполлона отождествляли с богом солнца Гелиосом.
  • – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.
  • – сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и природы, считалось, что облегчает роды. Иногда считалась богиней луны и отождествлялась с Селеной. Центр культа Артемиды находился в городе Эфесе, где в ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света.
  • – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Грекам он представлялся в виде бородатого мужчины с посохом в руке. Посох обвивала змея, ставшая впоследствии одним из символов врачебного ремесла. Асклепий был убит Зевсом за то, что пытался своим искусством воскрешать мертвых. В римском пантеоне Асклепию соответствует бог Эскулап.
  • Атропос («неотвратимая») - одна из трех мойр , перерезающая нить судьбы и обрывающая человеческую жизнь.
  • - дочь Зевса и Метиды, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний. Афина обучила людей множеству ремесел, учредила на земле законы, даровала смертным музыкальные инструменты. Центр почитания Афины находился в Афинах. Римляне отождествили Афину с богиней Минервой.
  • (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Афродите соответствуют шумерская Инанна и вавилонская Иштар, египетская Исида и Великая матерь богов, и наконец, римская Венера.
  • - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
  • — в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийским или фригийским богом, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим — сыном Зевса и Деметры или Персефоны.
  • (Гебея) - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах, поднося им нектар и амб-розию. В римской мифологии Гебе соответствует богиня Ювента.
  • - богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Нередко Геката считалась богиней луны и отождествлялась с Артемидой. Греческое прозвище Гекаты «Триодита» и латинское имя «Тривия» берут начало от предания, будто эта богиня обитает на перекрестках дорог.
  • — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий, сыновья Урана (Неба) и богини Геи (Земли).
  • (Гелий) - бог Солнца, брат Селены (Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном. Согласно греческим мифам, Гелиос каждый день объезжает небо в колеснице, запряженной четырьмя огненными конями. Основной центр культа располагался на острове Родос, где в его честь была воздвигнута гигантская статуя, считавшаяся одним из семи чудес света (колосс Родосский).
  • Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
  • - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера считалась покровительницей брака. От Зевса она родила Ареса, Гебу, Гефеста и Илифию (богиню рожениц, с которой нередко отождествляли и саму Геру.
  • - сын Зевса и Майи, один из самых значимых греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия, Гермес покровительствовал школам и ораторам. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. В римской мифологии отождествлялся с Меркурием.
  • - богиня домашнего очага и огня, старшая дочь Кроноса и Геи, сестра Аида, Геры, Деметры, Зевса и Посейдона. В римской мифологии ей соответствовала богиня Веста.
  • - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым чело-веком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
  • - мать-земля, праматерь всех богов и людей. Выйдя из Хаоса, Гея породила Урана-Небо, и от брака с ним произвела на свет титанов и чудовищ. Соответствующая Гее римская богиня-праматерь - Теллус.
  • - бог сна, сын Никты и Эреба, младший брат-близнец бога смерти Танатоса, любимец муз. Живет в Тартаре.
  • - богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, принадлежит к числу старших богов-олимпийцев. Мать богини Коры-Персефоны и бога богатства Плутоса.
  • (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове. В римской мифологии ему соответствовал Либер (Бахус).
  • - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Жизнь дриады была тесно связана с ее деревом. Если дерево погибало или было срублено, умирала и дриада.
  • — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. В мистериях отождествлялся с Дионисом.
  • - верховный олимпийский бог. Сын Кроноса и Реи, отец многих младших богов и людей (Геракла, Персея, Елены Троянской). Владыка гроз и громов. Как правитель мира обладал множеством различных функций. В римской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.
  • - бог западного ветра, брат Борея и Нота.
  • - бог плодородия, иногда отождествлявшийся с Дионисом и Загреем.
  • - богиня-покровительница рожениц (римская Луцина).
  • - бог одноименной реки в Аргосе и древнейший аргосский царь, сын Тефиды и Океана.
  • — божество великих мистерий, введенное в элевсинский культ Орфиками и связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом.
  • - олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки.
  • - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.
  • — титан, сын Урана и Геи, был сброщен Зевсом в Тартар
  • - титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был свергнут с престола Зевсом. В римской мифологии известен как Сатурн — символ неумолимого времени.
  • — дочь богини раздора Эриды, мать харит (согласно Гесиоду). А также река Забвения в подземном царстве (Вергилий).
  • - титанида, мать Аполлона и Артемиды.
  • (Метис) - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.
  • - мать девяти муз, богиня памяти, дочь Урана и Геи.
  • - дочери Никты-Ночи, богини судьбы Лахесис, Клото, Атропос.
  • - бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса.
  • - один из сыновей Гипноса, крылатый бог сновидений.
  • - богини-покровительницы искусств и наук, девять дочерей Зевса и Мнемосины.
  • - нимфы-хранительницы вод - божества рек, озер, источников, ручьев и родников.
  • - дочь Никты, богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.
  • - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.
  • - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
  • - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.
  • - богиня Ночи, порождение Хаоса. Мать множества богов, среди которых - Гипнос, Танатос, Немесида, Мом, Керы, мойры, геспериады, Эрида.
  • - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы и были тесно связаны с местами своего обитания. Речные нимфы именовались наядами, древесные - дриадами, горные — орестиадами, морские - нереидами. Зачастую нимфы сопровождали кого-либо из богов и богинь в качестве свиты.
  • Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.
  • Океан - титан, сын Геи и Урана, праотец богов моря, рек, ручьев и источников.
  • Орион — божество , сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому сказанию, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем.
  • Оры (Горы) - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Всего их было трое: Дике (или Астрея, богиня справедливости), Эвномия (богиня порядка и справедливости), Эйрена (богиня мира).
  • Пан - бог лесов и полей, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровителем пастухов и мелкого скота. Согласно мифам, Пан изобрел свирель. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
  • Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.
  • Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Римляне почитали Персефону под именем Прозерпины.
  • Пифон (Дельфиний) — чудовищный змей, порождение Геи. Сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах.
  • Плеяды — семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Наиболее яркие из них носят имена Атлантид, подруг Артемиды: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета, Электра. Все сестры сочетались в любовном союзе с богами, за исключением Меропы, которая стала женой Сизифа.
  • Плутон - бог подземного царства, до V века до н.э. носивший имя Аид. В дальнейшем Аид упоминается только Гомером, в остальных поздних мифах — Плутон.
  • Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.
  • Понт - один из древнейших греческих богов, сын Геи (рожден без отца), бог Внутреннего Моря. Является отцом Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Геи или Тефиды); Еврибии (от Геи; тельхинов (от Геи или Талассы); родов рыб (от Талассы.
  • - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно - в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.
  • Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.

Боги в жизни людей

В современном представлении жизнь наших далеких предков была неразрывно связана с богами.

Богов было много. Где-то их количество исчислялось десятками, а где-то доходило и до многих тысяч - как, например, в Индии.

Боги были разными - и по статусу, и по силе, и по возможностям, и по сфере своей деятельности. Одни из них «заведовали» лишь узкими направлениями - сном, удачей в игре, созреванием урожая, рыболовством, торговлей и тому подобным. Другим подвластны были стихии природы. А третьи управляли всем вокруг - в том числе и богами более низкого ранга и возможностей.

Боги могли быть добрыми, но могли быть и злыми. Причем практически не было «абсолютно хороших» или «абсолютно плохих» богов - даже самые злые боги могли оказывать человеку помощь и содействие, а самые добрые боги могли порой обрушивать на него весьма суровое наказание за непослушание или просто даже из-за собственного плохого сиюминутного настроения.

Люди взывали к богам по самому разному поводу - излечить от недуга, отвратить опасность, оказать помощь в охоте или коммерческой сделке, поддержать в боевом походе или при сборе урожая. В каких-то случаях для этого хватало краткого устного или даже мысленного обращения к богу, в других - такое обращение должно было сопровождаться исполнением сложных и длительных церемоний и ритуалов нередко в специально отведенных для этого местах или роскошно убранных храмах.

Для получения благосклонности каких-то богов достаточно было простой просьбы, другим - требовалось принести кровавую жертву или сделать какое-то иное подношение, а третьим нужно было служить регулярно или даже постоянно. К каким-то богам человек мог обратиться сам, а для общения с другими требовались дополнительные посредники - колдуны, шаманы или специально обученные особым заклинаниям и молитвам жрецы, снабженные храмовой утварью и священными предметами.

Рис. 1. Капище славянского бога Перуна

Все вокруг было подвержено воздействию богов - от погоды и движения небесных тел до выпадения орла или решки при подбрасывании монеты. Так что буквально все было пронизано незримым (а порой и зримым!) присутствием богов и их участием в человеческой жизни. И, как следствие, люди воспринимали богов в качестве неотъемлемой части своего бытия, а соответствующее отношение к богам было составной частью самого мировоззрения людей, а не просто «случайным суеверием» или «текущей религиозной доктриной». Ни одно важное решение не принималось без совета с тем или иным богом-покровителем…

Именно так рисуют нам жизнь наших предков историки и археологи, исследователи религии и культуры, этнографы и представители других всевозможных наук, так или иначе связанных с историей человека и общества.

Дошедшие до нашего времени древние тексты, скульптурные и графические изображения, а также прочие различные артефакты на первый взгляд полностью подтверждают это представление. И мы порой в этом совершенно не сомневаемся.

Но так ли было на самом деле?.. Может, роль богов была намного скромнее?.. А если все-таки дело обстояло именно так, то что послужило причиной такой «вездесущности» богов в представлении людей?.. Ведь должна же быть этому какая-то причина.

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Приложение 1. Письма людей, использующих в своей жизни Звезду Эрцгаммы Вот уже два года я ношу на левой руке часы с изображением звезды Эрцгаммы. Многие мечтают об энергичности, бодрости, умении сосредоточиваться… А у меня это уже есть! Существует множество методов

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Белые Боги Белые Боги – древнее строение непонятного назначения, расположенное в урочище около села Воздвиженского в Сергиево-Посадском районе на северо-востоке Московской области в местечке Белые Боги. Здесь в глухом лесу стоит сложенное из дикого камня правильной

Из книги Процветание и магия денег автора Пензак Кристофер

Боги АфродитаХотя мы привыкли считать Афродиту богиней любви, романтических отношений и секса, она также является богиней, выполняющей желания. Ее планета, Венера, обладает силой притягивать то, чего вы хотите, чем бы это ни было. Когда в вашем сердце живет желание успеха,

автора Изон Касандра

Боги Луны Вызывайте этих богов, если желаете увеличения силы, способностей, плодовитости, усиления интуиции, магических способностей и приятных сновидений.АрианродАрианрод - валлийская богиня полнолуния, а также времени, кармы, судьбы, царствовавшая в кельтском

Из книги Энциклопедия колдовства и ворожбы автора Изон Касандра

Боги брака Эти боги могут вызываться в ритуалах, связанных с семьей и домомФриггФригг - скандинавская Богиня-Мать, вращающееся драгоценное колесо которой образовывало пояс Ориона. Как покровительницу брака, женщин, матерей и семьи, ее можно вызывать для обрядов,

Из книги Энциклопедия колдовства и ворожбы автора Изон Касандра

Боги-отцы Боги-отцы представляют власть, направленную энергию, щедрость и альтруизм, благородство целей, широту и безграничные возможности.ДагдаДагда - бог-Отец в кельтской культуре, был известен и как Иохаид Оллатхайр (Отец Всего) и Руадх Рофесса (Красный отец знания).

Из книги Агни Йога. Священные знаки (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Боги кулуты Иногда кажется, что все необычные страны Азии уже описаны. Мы восхищались любопытным племенем Тода. Мы были поражены колдунами Малабарского побережья. Мы уже слышали о нагах Ассама и необыкновенных обычаях веддов Цейлона. Ведды и пахари Северной Индии всегда

Из книги 06_Переселение Душ автора Панова Любовь

Глава 3 Переселение душ…13 Глава 4 Прошлые жизни великих людей…20 This file was createdwith BookDesigner

Из книги Откуда пошел, как был организован и защищен мир автора Немировский Александр Иосифович

Боги вед Ведийский пантеон складывался тысячелетиями. Индийская мифология, как и многие другие разветвленные мифологические системы, напоминает большой странноприимный дом на перекрестке дорог. Состав его обитателей постоянно менялся. Одни, едва поселившись, исчезали,

Из книги 4 шага к богатству, или Храните деньги в мягких тапочках автора Коровина Елена Анатольевна

Секрет второй Счастье по Бальзаминову: правила жизни богатых людей Вот уж какое десятилетие телевидение показывает народу три нетленки классической кинокомедии: «Бриллиантовую руку», «Белое солнце пустыни» и «Женитьбу Бальзаминова». Мы смотрим их практически всю

Из книги Мистерии и магия Севера автора Автор неизвестен

Что такое боги? Северная традиция весьма своеобразна и обладает особой магической структурой, уникальной как по составу, так и в плане мистических числовых соответствий. Отождествить скандинавских богов, к примеру, с греческими невозможно. Черты сходства между двумя

Из книги Кундалини йога автора Шивананда Свами

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Мистика в жизни знаменитых людей Многие известные деятели литературы и искусства в своей жизни сталкивались с мистическими феноменами.Так, если перелистать страницы жизни Пушкина, то окажется, что суеверия играли в ней немалую роль и в значительной степени определяли

Из книги Химават автора Рерих Николай Константинович

Боги Кулуты Дело было так. Пришел астролог и рассказал, что будет, и нас посетила почитаемая соседка - богиня Трипура Сундари и сделала выбор, а он затрепетал, побледнел и сказал: “Не все еще завершено, не все закончено. Большие события впереди, и все закончится победой”. И

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «БОГИ, БОГИ МОИ!..» - Неужели одно слово может столько всего значить! - задумчиво сказала Алиса. - Когда я даю слову много работы, - сказал Шалтай-Болтай, - я всегда плачу ему сверхурочные. Л.Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье».- 1. «В БЕЛОМ ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ…» Устами

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Боги Конечно, боги существуют – иными словами, существуют Силы, стоящие над миром и служащие проводниками божественных энергий. И только физический разум, верящий в одни только физические явления, отрицает их существование. Есть и другие миры, населённые подобными же

Религией может быть названо только то мировоззрение, в котором присутствует мысль о Боге, идея Бога, признание Бога, вера в Бога. Если нет этого, нет и религии. Мы можем называть такую веру как угодно: шаманством, фетишизмом, астрологией, магией... Но это уже не религия, это псевдорелигия, вырождение религии. Сегодня мне и хочется поговорить с вами по основополагающему для любой религии, конечно же, и для христианства, вопросу – учение о Боге.

Вопрос о Боге не прост. Вам придется не раз услышать: «Вот вы, христиане, говорите нам о Боге, доказываете, что Он есть. А Кто Он такой? О Ком вы говорите, когда произносите слово "Бог"?» Об этом сегодня и поговорим с вами.

Начну очень издалека, не удивляйтесь и потерпите минуточку. У Платона, ученика Сократа, есть такая мысль: первоначала (простые вещи, не имеющие никакой сложности) не поддаются определению. Их невозможно описать. Действительно, сложные вещи мы можем определить через простые. А простые через что? Если человек никогда не видел зеленого цвета, как мы объясним ему, что это такое? Остается только одно – предложить: "Посмотри". Рассказать же, что представляет собой зеленый цвет, нельзя. Отец Павел Флоренский как-то спросил свою кухарку, самую простую, необразованную женщину: "Что такое солнце?" Искушал ее. Она на него посмотрела с недоумением: "Солнце? Ну посмотрите, что такое солнышко". Он был очень доволен этим ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только видеть.

На вопрос "Кто же Такой Бог?" приходится отвечать так. Христианство говорит, что Бог – это про стое Существо, самое простое из всего, что есть. Он проще, чем солнышко. Он не та реальность, о которой мы можем рассуждать и через это понять и познать ее. Его можно только "видеть". Только "посмотрев" на Него, познать Кто Он есть. Вы не знаете, что такое солнышко, – посмотрите; вы не знаете, Кто такой Бог, – посмотрите. Как? – "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5; 8). Повторяю, далеко не все вещи поддаются словесному описанию, определению. Мы же не можем слепому объяснить, что такое свет, а глухому, что такое звук До третьей октавы или Ре первой. Конечно, есть сколько угодно вещей, о которых мы рассказываем и достаточно понятно объясняем их. Но есть немало и таких, которые выходят за границы понятийного выражения. Их можно познать только через непосредственное ви дение.

Знаете, что в дохристианской греко-римской литературе называлось богословием и кто назывался богословом? Под богословием разумелись рассказы о богах, их похождениях, деяниях. А богословами назывались авторы этих рассказов: Гомер, Гесиод, Орфей. (Что находим у них, не буду говорить.) Вот вам и богословие и богословы. Конечно, есть небезынтересные идеи о Боге у Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля и у других древних философов, но эти идеи не были популярными.

А в христианстве что называется богословием? Термин "богословие" – это русский перевод греческого слова "теология". По-моему, очень неудачный перевод, ибо вторая часть слова "теология" – "логос" имеет около 100 значений (первая – Теос, или Феос, всем понятна – Бог). В древнегреческо-русском словаре И. Дворецкого содержится 34 гнезда значений слова "логос". В каждом гнезде еще по несколько значений. Но если говорить об основном религиозно-философском смысле этого понятия, то вернее всего, полагаю, оно соответствует "знанию", "познанию", "ви дению". Переводчики взяли самое употребительное значение – "слово", и перевели теологию таким неопределенным понятием как богословие. Но по существу, теологию следовало бы перевести как боговедение, богознание, богопознание. При этом под ведением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чем думали язычники – не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания, постижения Бога чистым, святым человеком.

Преподобный Иоанн Лествичник очень точно и лаконично сформулировал эту мысль: "Совершенство чистоты есть начало богословия". У других отцов это названо феорией, т.е. созерцанием, которое происходит в состоянии особого молчания – исихии (отсюда исихазм). Об этом молчании прекрасно сказал преподобный Варсонофий Великий: "Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему покланялись отцы наши, и им прославились". Видите, как говорит, вернее, говорило древнее, святоотеческое христианство о богословии. Оно есть постижение Бога, которое осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь. В богословской науке это называется методом духовно-опытного познания Бога, он дает христианину возможность истинного Его постижения и через это – понимания верного смысла Его Откровения, данного в Священном Писании.

В богословской науке есть еще два других метода, и хотя они являются чисто рациональными, однако тоже имеют определенное значение для правильного понимания Бога. Это методы апофатический (отрицательный) и катафатический (положительный).

Вы, наверно, слышали о них. Апофатический метод исходит из безусловной истины о принципиальной отличности Бога от всего тварного и потому непостижимости и невыразимости Его человеческими понятиями. Этот метод, по существу, запрещает говорить что-либо о Боге, поскольку любое человеческое слово о Нем будет ложным. Чтобы понять почему это так, обратите внимание на то, откуда возникают все наши понятия и слова, как они образуются? А вот как. Мы что-то видим, слышим, осязаем и т. д. и соответственно называем. Увидели и назвали. Открыли планету и назвали ее Плутоном, открыли частицу и дали ей имя нейтрон. Есть понятия конкретные, есть общие, есть абстрактные, есть категории. Не будем сейчас об этом говорить. Так пополняется и развивается язык. И поскольку мы общаемся друг с другом и передаем эти названия и понятия, то и понимаем друг друга. Мы говорим: стол, и все понимаем, о чем идет речь, поскольку все эти понятия образуются на основе нашего коллективного земного опыта. Но все они очень и очень неполно, несовершенно описывают реальные вещи, дают лишь самое общее представление о предмете. Гейзенберг, один из основателей квантовой механики, справедливо писал: "Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены... Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине" (Гейзенберг В. Физика и философия. – М., 1963. – С. 67).

Интересно сопоставить эту мысль современного ученого и мыслителя с высказыванием христианского подвижника, жившего тысячелетием раньше Гейзенберга и не знавшего никакой квантовой механики, – преподобного Симеона Нового Богослова. Вот что он говорит: "Я... оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия, и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать" (Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272). Вот, видите, что значат все наши слова. Если они несовершенны даже по отношению к вещам земным, то тем более они условны, когда относятся к реальностям мира духовного, к Богу.

Теперь вам понятно, почему апофатический метод прав – потому, повторяю, что какими бы словами мы не определяли Бога, все эти определения будут неверны. Они ограничены, они земные, они взяты из нашего земного опыта. А Бог превыше всего тварного. Поэтому, если бы мы попытались быть абсолютно точными и остановились на апофатическом методе познания, то должны были бы просто замолчать. Но во что превратилась бы тогда вера, религия? Как мы могли бы проповедовать и вообще говорить об истинной религии или ложной. Ведь, существом каждой религии является учение о Боге. И если бы мы ничего не могли о Нем сказать, то перечеркнули бы не только религию, но и саму возможность понимания смысла человеческой жизни.

Однако существует и другой подход к учению о Боге. Он, хотя формально неверен, в действительности столь же правильный, если не более, как и апофатический. Речь идет о т. н. катафатическом методе. Этот метод утверждает: мы должны говорить о Боге. И должны потому, что то или иное понимание Бога принципиально определяет человеческую мысль, человеческую жизнь и деятельность. Подумайте, есть разница между следующими утверждениями: я ничего не могу сказать о Боге; говорю, что Бог есть Любовь; говорю, что Он есть ненависть? Конечно, разница есть и великая, ибо каждое указание на свойства Бога является ориентиром, направлением, нормой нашей человеческой жизни.

Даже апостол Павел пишет о язычниках, что все, что можно знать о Боге, они могли бы познать через рассматривание окружающего мира. Речь идет о некоторых свойствах Бога, о том, как вы воспринимаем некоторые действия Божии, этого простого Существа. И называем это свойствами Божиими. Его премудрость, Его благость, Его милосердие и так далее. Это есть только отдельные проявления Божества, которые мы можем наблюдать на самих себе и на окружающем мире. Бог же есть простое Существо.

Потому, хотя все наши слова неточны, неполны и несовершенны, тем не менее, Божественное Откровение для нашего научения говорит совершенно определенно, что Бог есть Любовь, а не ненависть, Добро, а не зло, Красота, а не безобразие... Христианство говорит: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин.4:16). Оказывается, учение о Боге-Любви, это не какая-то неопределенность, абстракция, нет, это – самое существо человеческой жизни, Он реально существующий Идеал. Потому "не любящий брата пребывает в смерти"; потому "всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца"; потому "никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1Ин.3: 14,15). Иначе говоря, знай, человек, если ты имеешь неприязнь хотя к одному человеку, ты заблуждаешься и приносишь себе зло, страдание. Вы подумайте, какой великий критерий дается человеку положительным учением о Боге, Его свойствах. По нему я могу оценивать себя, свое поведение, свои поступки. Я знаю великую истину: что есть добро и что зло и, следовательно, что мне принесет радость, счастье, а что коварно погубит меня. Есть ли что-либо большее и великое для человека?! В этом сила и значение катафатического метода.

Вы понимаете теперь, почему существует Откровение Божие, которое дано в человеческих понятиях, образах, притчах, почему Он неизъяснимый и неописуемый говорит нам о Себе нашими грубыми словами? Если бы Он нам сказал на ангельском языке, мы ничего бы не поняли. Все равно, что сейчас к нам кто-нибудь вошел бы и заговорил на санскрите. Мы открыли бы рот в недоумении, хотя очень возможно, что он сообщал бы величайшие истины – мы все равно остались бы в полном неведении.

Итак, как же учит христианство о Боге? С одной стороны, оно говорит, что Бог есть Дух и как Существо простое, не может быть выражен никакими человеческими словами и понятиями, ибо любое слово – это уже, если хотите, искажение. С другой – мы стоим перед фактом Откровения Божия, данном нам в Священном Писании и опыте многих святых. То есть Бог говорит о Себе человеку на его языке, и хотя эти слова и несовершенны и не полны сами по себе, однако они являются необходимыми для человека, поскольку указывают ему, что он должен делать, чтобы прийти, хотя бы отчасти, к спасительному познанию, ви дению Бога. А что познание Бога отчасти возможно, об этом пишет Апостол: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13: 12). И Сам Господь говорит: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17: 3). Земная жизнь и есть начало этой вечной жизни.

Бог Господь снисходит к нашему ограниченному разумению и выражает нам истину в наших словах. Думаю, когда мы умрем и освободимся от этого "понятийного" языка, то с улыбкой будем смотреть на наши представления о Боге, духовном мире, ангелах, вечности... которые мы имели, даже читая Откровение. Тогда мы, с одной стороны, поймем все убожество этих наших представлений, с другой – увидим, каким благом для нас было это прикровенное Откровение Божие о Себе, о человеке, о мире, ибо оно указывало нам путь, средства и направление спасительной жизни. То есть все это имеет прямое отношение к духовной жизни христианина. Все мы наполнены страстями, все мы горды, все самолюбивы, однако при этом есть огромная разница между людьми. Какая? Один видит это в себе и борется с собой, а другой не видит и видеть не хочет. Оказывается, положительным (катафатическим) учением о Боге человеку даются верные критерии, мерила, с помощью которых он может правильно оценить себя, если действительно хочет быть верующим. Конечно, он может и ненавидеть брата своего, называясь верующим, но тогда, если его совесть еще не совсем сожжена и не совсем помрачен ум, он может понять, в каком бесовском состоянии находится.

Вы знаете, религии есть естественные и сверхъестественные. Естественные религии являются ничем иным, как выражением в образах и понятиях, мифах и сказаниях непосредственного, естественного человеческого ощущения Бога. Поэтому такие представления всегда носят или примитивно антропоморфический, или интеллектуально-абстрагированный характер. Здесь всевозможные образы богов, наполненные всеми страстями и добродетелями человеческими, здесь божественное Ничто, здесь идея платоновского Демиурга и аристотелевского Перводвигателя и т. д. Но все истины этих религий и религиозно-философских представлений имеют ярко выраженное человеческое происхождение. Сверхъестественные же религии отличаются тем, что Сам Бог дает знать о Себе, кто Он есть. И мы видим какое потрясающие различие существует между христианским пониманием Бога и тем, которое вне его. На первый взгляд, и здесь, и там те же или подобные слова, однако содержание у этих религий по существу отличающееся друг от друга. Насколько разительно это отличие прекрасно выразил апостол Павел, когда сказал: "а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1 Кор. 1: 23). Действительно, все специфически христианские истины принципиально отличаются от всех до них бывших аналогов. Это не только Христос распятый, но и учение о Триедином Боге, о Логосе и Его Воплощении, о Воскресении, о Спасении и др. Но об этом нужно вести отдельный разговор. А вот об одной их этих истин поговорим сейчас. Есть еще одна уникальная истина христианского учения о Боге, которая решительно выделяет христианство из всех других религий, включая даже и религию ветхозаветную. Мы нигде, кроме христианства, не найдем, что Бог есть Любовь и только Любовь.

Вне христианства мы встретим какие угодно представления о Боге. При этом самое высокое Его понимание, к которому приходили отдельные религии и некоторые древние философы, сводилось к учению о справедливом Судье, высшей Правде, совершеннейшем Разуме. О том же, что Бог есть Любовь, никто не знал до Христа. Вот пример. В нашей Церкви существует комиссия по диалогу с мусульманами Ирана. На заседании прошлым летом поднимался вопрос о высшей добродетели и высшем свойстве Бога. И было интересно слышать, когда мусульманские богословы, один за другим, говорили, что таковым свойством является справедливость. Мы отвечали: "Если так, то самым справедливым является компьютер. И разве вы не обращаетесь к Аллаху: "О, всемилостивый и милосердный!". Они говорят: "Да, милосердный, но Судья. Он судит справедливо и в этом проявляется его милосердие". Почему не знало и не знает нехристианское сознание (хотя бы оно даже и называло себя христианским) о том, что Бог есть именно Любовь и ничего более? Потому, что у нас, людей, исказилось само понятие любви. В человеческом языке любовь обозначает: всепрощенчество, отсутствие наказания, то есть свобода произволу. Делай что хочешь, вот что по-человечески обозначает "любовь". Мы другу все прощаем, а к тому, кто нам неприятен, мы цепляемся за каждую ерунду. У нас извратилось понятие любви. Христианство же возвращает нам истинное ее понимание.

Что такое христианская любовь? "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Любовь – это жертвенность. Но жертвенность не слепая. Посмотрите, как Христос реагировал на зло: "Змеи, порождения ехиднины". Берет кнут и выгоняет из храма, опрокидывает скамьи продающих в нем. Мне вспоминается один эпизод из книги архиепископа Александра Тянь-Шаньского, когда ему было лет 14–15. Он писал: Я какую-то книжку взял и стал рассматривать в ней картинку, на которой кони спаривались. И вдруг это увидела моя мать. Я никогда не видел у нее такого гнева. Она всегда была очень мягкая и добрая, здесь же она с негодованием выхватила у меня из рук эту книгу. Это был гнев любви, который я с благодарностью вспоминаю всю жизнь".

Люди не знают, что такое гнев любви и под любовью разумеют только поблажки. Поэтому, если Бог есть Любовь, то, следовательно, делай что хочешь. Отсюда и становится понятным, почему высшей добродетелью всегда считали и считают справедливость. Мы видим, как даже в истории христианства это высочайшее учение постепенно принижалось, искажалось.

Христианское учение о Боге-Любви было глубоко воспринято и раскрыто святыми отцами. Однако это понимание оказывается психологически недоступным для ветхого человека. Самый яркий пример – это католическое учение о спасении. Оно сводится, по верным словам А. С. Хомякова, к непрерывной судебной тяжбе между Богом и человеком. Какие это отношения? Отношения любви? Нет, суда. Сделал грех – принеси соответствующее удовлетворение правосудию Божию, ибо грехом ты оскорбил Божество. Они даже не понимают, что Бога нельзя оскорбить, ибо в противном случае Он оказывается не всеблаженным, а самым страдающим Существом. Если Бог непрерывно оскорбляется грехами человеческими, непрерывно содрогается от гнева на грешников, то какое же там всеблаженство, какая любовь! Это судья. Отсюда изобретено гордое учение о заслугах и даже сверхдолжных заслугах человека, которые он будто бы может иметь перед Богом. Отсюда учение о Жертве Христовой как об удовлетворении правосудию Божию, учение о чистилище, отсюда индульгенции. Все католическое учение сводится к ветхозаветной доктрине: "око за око и зуб за зуб". Все оно прямо вытекает из глубоко искаженного понимания Бога.

Ну, а если Бог есть Любовь, то как же понять эту Любовь? Скорби человеческие бывают? Да. Разве за грехи человеческие не бывает воздаяния? Бывает, и еще какое. Мы на личном опыте и опыте других это постоянно можем видеть. И само Священное Писание говорит о воздаянии, и святые отцы. Что же в таком случае все это значит, как не то, что Бог есть Справедливость? Оказывается, нет. Когда факты бедствий и страданий человеческих оценивают как наказание Божие, то есть как месть Божию за грехи, то допускают большую ошибку. Кто наказывает наркомана, кто наказывает того, кто выскакивает со второго, с третьего этажа и ломает себе руки, ноги? Кто наказывает пьяницу? Это месть Бога, что он становится поломанным, изувеченным, больным телесно и душевно? Конечно, нет. Эти страдания суть естественные следствия нарушения законов внешнего мира. Точно то же происходит с человеком и при нарушении им законов духовных, которые являются первичными и еще более значимыми в нашей жизни, чем законы физические, биологические, психические и т. д. А Бог что делает? Все заповеди Божии являются откровением законов духовных и своего рода таким же предупреждением человеку, как и законы материального мира. Если хотите, можно даже сказать так, Бог умоляет нас, людей: не вредите себе, не грешите, не прыгайте с пятого этажа, сходите по лестнице; не завидуйте, не воруйте, не лукавьте, не... – вы же себя этим калечите, ибо каждый грех несет в себе наказание.

Помню, в детстве как-то зимой мне мама сказала, что на морозе нельзя язычком прикасаться к дверной железной ручке. Только мама отвернулась, я тут же лизнул ее и был вопль великий. Но я тот случай хорошо запомнил и с тех пор, представляете, больше ни разу не повторил этого "греха". Так я понял, что такое заповеди Божии и что Бог есть именно Любовь, даже когда очень больно. Не маменька меня наказала, не она прилепила мой язык к железной ручке, а я не захотел признавать законов и был наказан. Так же "наказывает" нас и Бог. Наши скорби – это не месть Бога. Бог остается Любовью и потому предупреждает нас заранее, говорит, умоляет: "Не поступайте так, ибо за этим непременно последуют ваши страдания, ваши скорби".

Но идея, что Бог мстит, наказывает, является широко распространенным и глубоко укоренившимся заблуждением. А ложная идея порождает и соответствующие следствия. Сколько раз, думаю, вы слышали, как люди возмущаются... Богом. Бунтуют против Бога: "Что, я самый грешный? За что меня Бог наказал?" То дети рождаются плохими, то сгорело что-то, то дела идут не так. Только и слышно: "Что, я самый грешный? Вот хуже меня, и благоденствуют". Доходят до богохульства, до проклятий, до отвержения Бога. А откуда проистекает все это? Из превратного, языческо-иудейского понимания Бога. Никак не могут понять и принять, что Он никому не мстит, что Он есть величайший Врач, Который готов помочь всегда и каждому, искренне осознавшему свои грехи и принесшему сердечное покаяние. Он выше наших оскорблений. Помните, в Апокалипсисе замечательные слова: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (От. 3: 20).

Послушаем теперь, что говорит Священное Писание о Боге-Любви:

Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45).

Ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. 4: 39).

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1: 13-14).

Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3:18-19).

Как святые отцы смотрят на этот вопрос? Мы найдем у них (как и в Священном Писании) множество высказываний, в которых прямо говорится о наказаниях Божиих за грехи. Но что означают эти наказания, какова их природа? Зачитаю вам их объяснения этого серьезного вопроса.

Преп. Антоний Великий: "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас , но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения " (Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. §150).

Св. Григорий Нисский: "Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева , этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх. 33:19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи , чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения.Ч.У1. Кн.II.М.1864. С.428-429).

Св. Иоанн Златоуст: "Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного ; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Беседа на Пс.VI.-2.Творения. Т.V.Кн.1. СПб. 1899. С. 49) .

Св. Иоанн Кассиан Римлянин: Бог "не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей... " (Собеседование – Х1. §6) .

Все это очень важно понять, поскольку имеет большое значение для духовной жизни. Мы своими грехами отторгаемся от Бога, но Бог никогда не отступает от нас, сколь бы грешны мы не были. Поэтому для нас всегда остается открытой дверь спасительного покаяния. Не случайно, а промыслительно первым в рай вошел не праведник, а разбойник. Бог всегда есть Любовь.

Такое понимание Бога проистекает и из христианского догмата о Боге едином по существу и троичном по Ипостасям – догмата опять-таки нового, неведомого миру. Есть отеческое выражение: кто видел Троицу, тот видел Любовь. Догмат Троицы открывает нам первообраз той любви, которая является идеальной нормой человеческой жизни, человеческих отношений. Многоипостасное человечество, хотя и едино по своей природе, однако в настоящем состоянии совсем не едино по существу, ибо грех разделяет людей. Тайна Бога-Троицы и открыта человечеству для того, чтобы оно знало, что только богоподобная любовь может сделать каждого человека чадом Божиим.

Лекция профессора А.И. Осипова по основному богословию, была прочитанна в Сретенской духовной семинарии 10 октября 2000 г.

Статьи по теме