Религия бразильцев. Braziliada - Бразилия религиозная. Законодательство в отношении религии

Несмотря на то, что Бразилия является светским государством со свободой вероисповедания, бразильцы считаются одним из самых религиозных народов в мире. Лидирующей религией здесь является христианство, которое исповедует почти 91% жителей. Впрочем, бразильцы не забывают и свои традиционные культы.

Католичество

Большинство местных жителей являются христианами-католиками. Распространение католичества в Бразилии началось одновременно с завоеванием этой страны европейцами — в середине XVI века. Вместе с португальскими завоевателями сюда приезжали миссионеры — представители разных католических орденов (бенедиктинцы, францисканцы, иезуиты и др.). Они занимались распространением христианского учения, а также основывали школы, больницы и богодельни. Постепенно католицизм вытеснил традиционные верования коренных жителей.

По конституции 1822 года, принятой после признания Бразилии независимым государством, католичество стало официальной государственной религией. Сегодня в Бразилии находится множество католических святынь, ежегодно притягивающих к себе сотни тысяч верующих. К ним относятся:

  • Названная одним из новых семи чудес света 38-метровая Статуя Христа-Искупителя;
  • Собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро;
  • Собор Носса Сеньора де Апаресида в Сан-Паулу.

Под влиянием местных традиций католическая религия в Бразилии стала трансформироваться. Здесь часто возникают неримские варианты католичества. Кроме того, с каждым годом число католиков в Бразилии сокращается, о чём свидетельствуют данные переписей населения. Многие из них переходят в общины протестантов, а многие становятся атеистами.

Протестантизм

Протестантизм — второе по популярности вероисповедание в Бразилии. Здесь существует огромное количество самых разных протестантских толков — пятидесятники, лютеране, баптисты, адвентисты седьмого дня и многие другие. Первые протестантские миссионеры — французские кальвинисты — появились здесь также в XVI веке. Однако французы были быстро вытеснены из Бразилии португальцами. Затем распространять протестантизм пытались переселенцы из Голландии, но окончательно эта ветвь христианства закрепилась в Бразилии только в XIX веке. Её распространению способствовало провозглашение свободы совести в 1824 году.

В сельской местности, где очень плохо развито образование, протестантские пасторы, помимо проповеднической деятельности, обучают детей грамоте и счёту. В последнее десятилетие число протестантов в Бразилии неуклонно растёт.

Прочие религии

Помимо христиан, в Бразилии живёт немало приверженцев других религий. Здесь весьма популярны:

  • Древние верования чернокожих рабов, привезённых в Бразилию из Африки: кандомбле и умбанда. Люди, придерживающиеся этих религий, верят в духов, гадают, проводят совместные церемонии, включающие песни, танцы и церемонии подношения даров божествам. Под влиянием христианства часть духов в этих религиях стала ассоциироваться с теми или иными католическими святыми.
  • Спиритизм — вера в возможность общения с душами умерших. Впрочем, многие из спиритов относят себя к католикам.
  • Различные мессианские движения, возникшие из смешения христианства и традиционных индейских верований. Суть этих движений сводится к вере в скорый приход Спасителя.
  • Культ предков и шаманизм.

Также в Бразилии можно встретить буддистов, мусульман, иудеев и православных христиан. Очень многие бразильцы не относят себя ни к одной из существующих религий, однако, занимаются различными духовными практиками и утверждают, что ищут свой путь к богу вне каких-либо церковных организаций.

Бразилия считается не только одной из самых эмоциональных, но и самых религиозных стран. Оказываясь в этом чудесном государстве, Вы не сможете этого не заметить. Интересно и то, что бразильцы, наравне со своей набожностью, могут делать самые неожиданные вещи. Только сейчас Вы видите как бразилец погрузился в молитву, и уже через несколько секунд он же крушит все вокруг на эмоциональном порыве. Несмотря на это, Бразилия является одной из наиболее религиозных стран.

Абсолютная свобода вероисповедания есть только в Бразилии

Большая часть бразильцев - католики. Исторически так сложилось, что эта страна еще много веков назад находилась под тщательным присмотром Рима, потому наиболее устойчивый вопрос, к которому принято подходить с максимальной ответственностью - это вопрос веры. Сегодня можно встретить множество доказательств тому, что в Бразилии очень религиозные жители. Так, практически на каждой улице в каждом городе есть костел, в который можно зайти помолиться, побыть наедине со своими мыслями, или исповедаться.

Важно знать, что в Бразилии проживает наибольшее количество католиков на планете. Из всех жителей страны 87% считаются католиками. Однако, в Бразилии не так просто попасть в церковь, как может показаться на первый взгляд. Необходимо знать, что есть "белые", а есть "черные" католические костелы. Несмотря на то, что рабство осталось в далеком прошлом, традиции остались прежними. Потому, в "черной" католической церкви священник темнокожий, а в "белой" могут проповедовать только священники с белой кожей.

Параллельно с католицизмом в Бразилии исповедуется протестантизм. Ввиду того, что в 15 веке активно развивалось лютеранство, многие жители Бразилии приняли эту ветвь христианства. Особенной популярностью это вероисповедание пользуется у афроамериканцев, которые с большей легкостью принимают в свою жизнь различные нововведения.

Ввиду того, что коренными жителями Бразилии являются индейцы, Вы можете прямо на улице встретить настоящего шамана, который не только расскажет о сути многовековой религии, но и заглянет в Ваше прошлое или будущее. Естественно, это не может не впечатлять. Потому, если Вы оказались в Бразилии, обязательно посетите все местные религиозные достопримечательности, включая представителей тех или иных конфессий.

Кандомбле является достаточно популярной местной религией, которой симпатизируют многие бразильцы. Ее суть заключается в том, что верующие поклоняются духам Ориша. Эта религия имеет некоторое сходство с язычеством, поскольку в ней присутствует поклонение духам различных стихий и событий. Примечательно то, что данная вера считается самой глубокой и искренней, несмотря на незначительное количество последователей.

Более миллиона бразильцев считают себя мормонами. Известно, что это религиозное течение достаточно скандально, однако это не мешает занимать мормонам в религии Бразилии достаточно солидное место. Свидетели Иеговы, кришнаиты и буддисты являются также неотъемлемой частью религиозной Бразилии. Настоящим подтверждением тому являются не только храмы, но и памятники архитектуры.

Таким образом, к какой бы конфессии Вы не относились, можете не беспокоиться о том, что Вы сможете найти свою церковь и встретиться с единомышленниками. Благодаря абсолютной свободе вероисповедания,в Бразилии существенно уменьшается преступность, а также каждый житель страны может обрести покой и уверенность в завтрашнем дне.

Религия Бразилии нашла свое отражение в различных памятниках архитектуры

Наверняка, Вы уже давно успели познакомиться с главной религиозной достопримечательностью Бразилии. Статуя Христа Спасителя знаменита во всем мире, и не единожды встречалась в самых различных обстоятельствах. Но одно дело увидеть ее на картинках, а другое дело - смотреть на нее собственными глазами, находясь в Бразилии. Естественно, такой момент трудно не запомнить. Потому, если Вы оказались в Рио-де-Жанейро, Ваша задача сфотографировать или сфотографироваться с главной религиозной достопримечательностью страны. Для этого Вам всего лишь потребуется подняться по ступенькам в гору Корковаду, преодолев множество ступенек.

Кафедральный собор Метрополитана также трудно оставить без внимания. Он поражает не только своей духовностью, которая окружает собор, но и своими масштабами. На первый взгляд этот собор похож на большое здание, которое ничем не отличается от других строений в городе. Однако, стоит лишь войти внутрь, как Вас охватит бесконечное чувство восхищения. Великолепные фрески самых разных оттенков и наполненности, уникальные и неповторимые скульптуры, лепнина и множество других шедевральных творений поражают своим великолепием.

Храм Соломона в Бразилии, видео:

Золотая статуя Будды, которую прихожане построили на свои средства, служит символом настоящей веры. Следует сказать о том, что это одна из самых больших в мире, статуй Будды. Естественно, существует еще много различных достопримечательностей, которые принадлежат к разным религиозным течениям. Однако, каждая из них позволяет по-достоинству оценить всю глубину и значимость религии в Бразилии.

Одно из самых больших государств в Латинской Америке - это Бразилия. Наверное, именно поэтому страна занимает шестое место в мире по количеству жителей, которые довольно разнообразны по своей национальности. Именно поэтому религия Бразилии не одна, а их множество. Коренные жители исповедуют свою, приезжие - наиболее известные в мире. Более подробно об этом мы и поговорим в этой статье.

Религии с самым большим количеством последователей

Итак, основная религия Бразилии, которой придерживается более восьмидесяти процентов жителей - это христианство. Однако и оно ведь не однородно, потому в стране больше католиков (около шестидесяти четырех процентов). Бразилия считается одним из крупнейших католических государств во всем мире. Также в последнее время растет количество протестантов.

Католицизм появился в Бразилии вместе с португальскими колонизаторами и иезуитскими миссионерами. За все это время на территории государства появилось достаточно большое количество церквей и соборов. Главным является Собор Носса Сеньора де Апаресида, который находится в штате Сан-Паулу.

Вторая религия Бразилии по количеству верующих - это протестантизм. Самое основное его направление - евангелическое. Однако на самом деле по всей стране можно встретить большое количество самых разнообразных направлений, которые известны в мире. Причем совсем не обязательно, что они имеют построенный собор, многие функционируют в обычных залах или квартирах. Примечательно то, что в сельских местностях именно такие церкви заменяют образовательную систему, которая плохо функционирует в рамках государства.

Другие виды религий

Конечно, существует еще не одна религия Бразилии. Очень популярны различные синкретические культы, которые появились в результате слияния нескольких религий и древних культов. Например, умбанда. Распространенная религия, которая насчитывает около миллиона последователей. Возникла благодаря смеси католицизма и африканских верований, которые завезли в Бразилию африканские рабы. Им запрещалось совершать свои ритуалы, многие рабовладельцы пытались обратить их в католицизм. Поэтому рабам пришлось искать альтернативу своей вере. Так появилась умбанда.

Не менее популярен и спиритизм, который впервые зародился в США, а после распространился по всему миру. Он очень хорошо прижился в Бразилии и нашел своих последователей. В этой стране также существует бразильская спиритическая федерация. Также в стране есть общины мусульман, иудеев и последователей адвентизма. Конечно, они значительно меньше.

Также на территории Бразилии проживают буддисты. Их община наиболее крупная в Латинской Америке именно в этом государстве. Самый большой буддистский храм находится в Котиа и называется Цзу Лай. На его территории также находится и Университет.

Языческие верования местных жителей

Существуют также местные верования. К ним можно отнести кандомбле. Это древняя языческая религия (она также была привезена из Африки, но не претерпела изменений), которая заключается в том, что ее последователи поклоняются духам Ориша. Каждый адепт выбирает себе особого духа-покровителя (Ориша) и молится ему, прося заступничества и помощи.

Эта религия Бразилии проходит в террейру - особом месте для проведения ритуальных мероприятий. Оно похоже на монастырь, главными в нем являются отец святого и мать святого. Периодически последователи кандомбле закрываются в монастыре и читают там свои молитвы. Культ практикует следующие ритуалы:

  • жертвоприношение для ублажения некоторых духов;
  • выбрасывание шестнадцати ракушек для того, чтобы потом прочесть выпавшую комбинацию и узнать свою судьбу;
  • танцы для духов, выполняемые массово (благодаря им можно приобрести различных покровителей).

Примечательным фактом является то, что в террейру по традиции в каждом углу стоят духи. Обычно при входе кого-либо в это помещение мать святого ублажает их (бросает злаки и разливает воду).

Заключение

Наверное, из-за большого количества религий в стране произошло смешение различных культур. Уже многие жители не исповедуют чистоту верования. Они могут посещать католическую церковь и в тоже время террейро с религиозной церемонией кандомбле. Также многие заходят в буддистский храм, ведь он достаточно красив и в стране есть большая община буддистов. В любом случае, практически каждая церемония содержит бразильский колорит латино-американской страны.

Бразилия религиозная

Как известно, религия является важной частью культуры любой страны, тем более такой пёстрой и многоликой, как Бразилия. Для того, чтобы верно понять нравы и обычаи бразильцев, разобраться во всех тонкостях сложного национального характера, нужно, прежде всего, познакомиться с их духовной жизнью, включая отношение к Богу. Если взять карту Бразилии и цветными карандашами отметить на ней области распространения тех или иных религиозных культов, то получится нечто вроде огромной мозаики. Что поделаешь: без малого 170 миллионов жителей, и сколько людей - столько мнений!

Обычно Бразилию называют католической страной, более того, оплотом католицизма в Латинской Америке. С одной стороны, это действительно так: по официальным данным 1999 года, 119,7 млн. бразильцев, то есть примерно 73% населения, считают себя приверженцами римско-католической церкви. Однако, с другой стороны, в Бразилии существуют десятки иных веро- исповеданий, да и в самом католичестве различаются два направления - каноническое и национальное.

В XVI-XVII веках, когда в Бразилии формировалась система крупного землевладения, на севере и северо-востоке страны сложилась устойчивая традиция. Основывая фазенду, богатый португальский переселенец, как правило, человек очень набожный, одновременно закладывал дом (Casa grande), олицетворявший самодержавную власть хозяина на своей земле, и семейную церковь, которая становилась своего рода духовным центром его владений. В большинстве случаев старшие сыновья помещиков наследовали отцовские плантации, младшие же были священниками, настоятелями фамильных приходов. Так зарождалась бразильская "земельная аристократия" (nobreza da terra), сосредоточившая в своих руках всю полноту светской и духовной власти в пределах отдельно взятых имений. Старинные семейные церкви, на стенах которых портреты знаменитых предков соседствуют с ликами святых, до сих пор сохранились в сельских районах Бразилии. В целом же, влияние католицизма преобладает на большей части её территории - от Белена на севере до Рио-де-Жанейро на юге.

Многие бразильцы регулярно посещают богослужения и соблюдают все установленные обряды (praticantes dedicados), некоторые бывают в церкви лишь время от времени, воспринимая христианский ритуал скорее как дань вековой традиции (praticantes eventuais), а кое-кто даже не помнит, когда в последний раз причащался (não praticantes), однако всех их объединяют главные религиозные праздники - Рождество (Natal) и Пасха (Páscoa).

Если не считать изнурительной жары (в конце декабря температура воздуха в Рио может подниматься до +40°), бразильское Рождество напоминает русское: поздний ужин, который иногда именуется французским словом réveillon , но чаще - попросту ceia , подарки, шампанское, рождественская индейка. Что касается Пасхи, то отношение к ней всегда более серьёзное, я бы сказал, благоговейное. На Страстной неделе постятся даже самые закоренелые скептики, в связи с чем резко поднимаются цены на рыбу и морепродукты: в этом году, например, килограмм трески стоил порядка $20! Едва ли не в каждом приходе, помимо торжественных богослужений, проходят театральные постановки на сюжеты из Библии. Особенным великолепием отличается спектакль в городке Новый Иерусалим (штат Пернамбуку), в котором участвуют известные актёры. Большой популярностью пользуются также пасхальные яйца, от дешёвых поделок до настоящих произведений искусства. В праздничные дни их покупают в таком количестве, что сами бразильцы, посмеиваясь, говорят о "потребительской лихорадке" ("febre de consumismo").

К югу от Рио-де-Жанейро, особенно в таких городах, как Сан-Паулу, Куритиба и Порту-Алегри, с католическим вероисповеданием соседствуют различные течения протестантизма . Если до 1889 года католичество являлось официальной религией колониальной и имперской Бразилии, то с провозглашением республики все конфессии получили равные права. Через 100 лет после этого события, в конце 1980-х годов, в Бразилии насчитывалось около 8 млн. протестантов. К их числу относились 2,1 млн. лютеран преимущественно немецкого происхождения, 1,1 млн. баптистов, 1 млн. последователей Шведской свободной миссии, 989 тыс. пятидесятников, 550 тыс. пресвитериан, 549 тыс. конгрегационалистов, 500 тыс. методистов, 100 тыс. адвентистов седьмого дня, а также группы приверженцев Бразильской епископальной церкви и Армии спасения, мормонов, реформатов и меннонитов. На сегодняшний день протестантская община Бразилии - крупнейшая в Южной Америке, тогда как православная - одна из второстепенных. Православные христиане - это, в основном, потомки украинских иммигрантов, которые прибывали в Бразилию на рубеже XIX - XX веков в поисках лучшей жизни.

Кроме собственно христианских, в Бразилии широко распространены афро-христианские культы , возникшие в эпоху рабовладения. В течение 350 лет бразильская экономика базировалась, главным образом, на рабском труде; бесчисленные плантации кофе, какао и сахарного тростника возделывались руками негров-рабов, которых во множестве завозили из португальских Анголы и Мозамбика, а также с западного побережья Бенина, Нигерии и Ганы. Раб-африканец попадал в совершенно чуждый ему мир, зачастую не мог даже элементарно объясниться по-португальски (для чернокожих существовала презрительная кличка boçal , то есть "тупица", "дубина") и, работая из-под палки, оказывался в настолько тяжёлых физически и унизительных морально условиях, что религия становилась для него единственным утешением и, по существу, единственной надеждой. Однако по законам того времени, язычники подлежали обязательному, если не добровольному, то насильственному, обращению в христианскую веру. Отказ креститься означал для раба суровое наказание, вплоть до убийства, а крещение - очевидную измену обычаям предков. Оставалось одно: совместив старую и новую религии, сделать так, чтобы "и овцы были целы, и волки сыты"! Таким образом появился специфически бразильский культ кандомбле, основанный на религиозном синкретизме, то есть смешении веры в древних языческих богов чёрной Африки ("ориша") с почитанием христианских ангелов и святых.

Сначала в "самом африканском" регионе Бразилии - Баии, а затем и по всей стране сложилась парадоксальная ситуация. Хозяева считали своих рабов христианами, хотя в действительности они лишь притворялись таковыми, придерживаясь собственной, пусть несколько видоизменённой, веры. Официальная церковь, конечно же, знала о том, что происходит на плантациях, однако смотрела на это сквозь пальцы: дескать, с течением времени пережитки язычества сами собой забудутся. Что же случилось на самом деле? Мало-помалу сложился целый синкретический пантеон: могущественного бога плодородия и урожая Ошала стали отождествлять с Христом; богиню моря Йеманжу - с Пресвятой Девой Марией; божество грома и молнии Шанго - со Св. Иеронимом, а его женскую ипостась Иансан - со Св. Варварой; грозного бога войны и железа Огуна - со Св. Георгием; божество земли Омолу - со Св. Бенедиктом, а покровителя близнецов Ибежи - со Св. Козьмой и Дамианом. В настоящее время афро-христианские культы - кандомбле в Баии, макумба в Рио-де-Жанейро, шанго на севере Бразилии - по-прежнему имеют тысячи поклонников, и никому в голову не приходит считать их устаревшими.

Жрецов синкретической религии именуют, в зависимости от пола, pai de santo или mãe de santo , то есть "отец (или мать) святого". Как правило, это всеми уважаемые люди, которые живут в специально выстроенных для святых домах (terreiros), присматривая за алтарями и преподнося идолам ритуальные блюда и напитки. Ежегодная церемония в честь того или иного святого представляет собой незабываемое зрелище. Участники праздника, которых называют "filhos de santo" - "дети святого", надевают одежду определённого цвета и фасона; например, в день Св. Варвары - Иансан (4 декабря) буквально вся Баия облачается в красное: женщины носят алые платья и сарафаны, мужчины даже на работе появляются в красных пиджаках или, по меньшей мере, галстуках. Богослужение начинается с обращения к злому духу Эшу, иначе говоря, Сатане с просьбой не мешать церемонии. Затем происходит ритуальное действо в честь божества, сопровождаемое традиционными песнями и хороводом под ритмичный стук барабанов. В ходе обряда, продолжающегося несколько часов подряд, некоторые из верующих переживают религиозный транс, совершая непроизвольно судорожные телодвижения, падая на землю и даже теряя сознание.

За последние 30 лет ни одно социологическое исследование не дало ясного ответа на вопрос, сколько всего бразильцев исповедуют подобную религию, так как многие из них, формально являясь католиками, поклоняются Шанго или Йеманже. Факт, однако, заключается в том, что приверженцем кандомбле может быть и рыбак из Сеары, и бизнесмен из Сан-Паулу. В современных условиях ни цвет кожи, ни социальное положение верующего значительной роли не играют.

Из представителей других конфессий, проживающих в Бразилии, следует отметить мусульман суннитского толка (выходцы из Сирии, Ливана и других арабских стран), буддистов и синтоистов (японская колония, насчитывающая более 1 млн. человек, а также китайцы и переселенцы из стран Юго-Восточной Азии), иудаистов (около 150 тыс. человек) и, наконец, спиритуалистов, число которых непрерывно возрастает. В конце 1971 года в Бразилии насчитывалось 759 тыс. спиритуалистов, а в конце 2001 - свыше 1,5 млн. В принципе, спиритуализм - тоже отчасти синкретическая религия, поскольку объединяет христианскую догматику с типично восточной идеей о реинкарнации, то есть посмертном переселении души в новую оболочку.

Наиболее влиятельной из спиритуалистических доктрин является кардецизм , основоположником которого был французский философ и психолог Ален Кардек, всесторонне разрабатывавший теорию загробного существования души. По мнению его последователей, души умерших продолжают существовать в некоем потустороннем мире, и при посредстве духовно одарённых людей - медиумов - с ними можно установить контакт. Отсюда один шаг до всем известных спиритических сеансов, которые кардецисты наделяют чертами религиозно-мистического ритуала. Верующие собираются в молельных домах, внешне похожих на обычную церковь: во многих из них имеется католический алтарь, а стены украшены цитатами из Библии. Основные обряды - молитвы, чтение и толкование Евангелия, освящение воды, которую затем раздают больным, - также напоминают христианские. Впрочем, кульминацией сеанса, так или иначе, становится общение с духами, а его главным действующим лицом - медиум. Чаще всего вызывается дух одного из древних африканских или индейских богов, и собравшиеся задают ему различные вопросы, от чисто бытовых до политических.

Распространение спиритуализма в бразильском обществе обусловлено, во-первых, тем, что это учение не только не стремится конкурировать с официальной церковью, но напротив подкрепляет каждое из своих положений ссылками на Священное писание, а во-вторых, - его популярностью среди художественной элиты (артистов, писателей, музыкантов), вкусам которых подражают многие рядовые бразильцы.

Новым этапом в развитии спиритуализма стал относительно молодой культ умбанда , который возник в Рио-де-Жанейро. В нём удивительным образом переплелись христианские (католичество), афро-языческие (макумба) и спиритуалистические (кардецизм) элементы.

Рассказ о Бразилии религиозной будет неполным, если не упомянуть о мессианизме , то есть мистической вере в приход мессии, появление харизматического лидера, способного повести за собой массы. Бразильский мессианизм зародился в засушливых районах северо-востока страны (сертанах), где жизнь беднейшего населения - крестьян, индейцев и рабов - на протяжении столетий была особенно трудной. Индейцы тупи, издавна обитавшие в этих местах, верили в скорый приход мифического пророка, который освободит их от гнёта европейцев, крестьяне-подёнщики, не владевшие даже клочком земли, ждали второго пришествия Христа, с которого начнётся Царство Божие, а негры-рабы просили о помощи исконно африканских богов, однако искренняя вера в грядущего мессию, каким бы именем его не называли, была характерна для каждого из них.

Время от времени на этой почве возникали стихийные народные выступления против помещиков, колониальных властей, а заодно и против церкви. Самым крупным было движение 1896-97 годов в штате Баия, где после отречения императора Педру II и провозглашения бразильской республики резко обострился аграрный кризис. Каменщик Антониу Масиэл по прозвищу Консельейру (Conselheiro - "Советчик", "Наставник"), сплотивший вокруг себя около 9 тысяч безземельных крестьян и бывших рабов, основал в местечке Канудус религиозную коммуну. Проповедуя равенство и братство всех людей, он призывал не подчиняться правительству в Рио-де-Жанейро как воплощению Антихриста и, более того, объявить пахотные земли, леса и пастбища народной собственностью, - по сути дела, создать колхоз! Сторонники Консельейру, число которых вскоре достигло 30 тысяч, видели в нём великого праведника и чудотворца, тогда как власть имущие - опасного маньяка, посягнувшего на самые устои государства. Посланные в Канудус войска жестоко расправились с крестьянской общиной: сам Консельейру погиб в бою, а его последователи были почти поголовно истреблены карателями. В течение 5 лет бразильское правительство не допускало ни одного упоминания об этих трагических событиях в печати. Лишь в 1902 году появилась документальная повесть "Сертаны" Эуклидиса да Кунья, посвящённая утопии Консельейру. С этой книги, собственно говоря, и началась в Бразилии марксистская агитация…

Духовные течения, родственные мессианским, существуют в Бразилии до сих пор, но сегодня их цели и методы, разумеется, абсолютно мирные. Так, популярное в Бразилии волонтёрское Гуманистическое движение (Movimento Humanista), провозгласившее человеческую личность главной общественной ценностью, отстаивает идеи социальной справедливости с помощью масс-медиа и Интернета, а его лозунг "Paz, força e alegria" ("Мир, сила и радость") подразумевает силу христианской взаимопомощи, а не увесистого кулака.

И последнее. Изучая историю Бразилии от экспедиции Кабрала до сегодняшнего дня, поражаешься не столько духовному, в частности, религиозному многообразию этой страны, сколько её исключительной веротерпимости. На протяжении пяти веков Бразилия не знала ни религиозных войн, ни масштабных преследований иноверцев, свойственных, например, средневековой Европе. Начиная с 1824 года, бразильская конституция гарантирует гражданам свободу вероисповедания. В таких мегаполисах, как Сан-Паулу, компактно проживают представители всех мировых религий - итальянцы-католики, немцы-лютеране, евреи-иудаисты, арабы-мусульмане, японцы-буддисты, - но отношения между ними вполне дружелюбные, можно сказать, добрососедские. Помня о своём происхождении и сохраняя обычаи предков, каждый из них считает себя, прежде всего, бразильцем.

Олег Андреев, июнь 2004 г.

Статьи по теме