Молитвы сущностям денег и как задобрить сущность денег. Как встретить лесных да домашних Духов? Заключительный интересный факт

Общение с природными духами требует практики прежде всего. Здесь описано, каким образом можно наладить контакт с духами так, чтобы они были склонны к общению и помощи.

Духи Природы. Этикет общения

Этап I Прогулки

Природные духи не водятся там, где бетон вместо деревьев, асфальт вместо земли и промышленные выбросы вместо воздуха. Поэтому для общения с духами следует выехать на природу — в лес, к озеру или реке, в поле и так далее. Лес может находится в черте города, но он должен быть. Следует учесть, что для хорошего контакта нужно выезжать на природу достаточно часто, хотя бы раз в неделю, но чем чаще — тем лучше.

Место должно быть безлюдным, чтобы никто не отвлекал от цели. Лучше избегать протоптанных дорожек в лесу, поскольку обычно они означают частое прохождение грибников или любителей «отдыха на природе». Ничто не должно нарушать сосредоточенность, поэтому уйти необходимо достаточно далеко. Также следует избегать местности, где навален мусор, поскольку в таких местах духи, как правило, озлоблены.

Найдя, наконец, нужную местность, в первое время нужно просто гулять. Ходить по лесу (лучше босиком, если остаточно тепло, чтобы быть связанным с Землей), смотреть на деревья, слушать пение птиц. Ни в коем случае нельзя ломать деревья, разводить костры, выдирать траву, зато можно собирать грибы и ягоды (но, опять же, аккуратно, чтобы не повредить растениям). Духи должны почувствовать, что вместо обычных отдыхающих, распивающих спиртные напитки и горланящих песни, пришел человек, которому интересны тайны природы, который доброжелательно относится к лесу. Можно мысленно общаться с деревьями, с птицами, пытаться обеспечить взаимопонимание.

Нужно также фиксировать личные ощущения. Если чувствуется, что где-то находится особенно приятно, можно остановится, сесть, отдохнуть, потом пойти дальше. Если же ощущения, напротив, негативные, то такое место лучше обходить стороной. При этом очень важны мысли человека. Не нужно чувствовать себя повелителем природы, нужно стать ее частью, вспомнить о временах, когда человек и лес были едины, когда основная часть жизни человека проходила на природе. Поэтому нужно ощутить себя частью леса, такой же частью, как дерево, птица, пень, трава и так далее. Следует помнить, что природа без подобной части обойтись может, а вот дерево, например, вне леса расти не будет. Нужно, чтобы окружающая природа привыкла к человеку, не гнала его прочь и радовалась его присутствию.

Как ощутить достаточно хорошие взаимоотношения с духами? Прежде всего, по поведению живых существ. Если комары кусаются, клещи лезут толпами, птицы испуганно разлетаются от каждого шага, значит, контакт плохой. Постарайтесь мысленно или даже вслух объяснить, что не желаете зла лесу, птицам, насекомым. Чтобы подтвердить это, не убивайте комаров, а просто сгоняйте их с себя. Усилия не будут напрасны — люди, давно общающиеся с лесом, никогда не находят клещей и почти не страдают от комаров. Но поскольку это достигается путем долгих тренировок, для начала общения с лесом лучше выбрать период, когда насекомых в большом количестве нет — лучше всего весну (чтобы впереди было лето).

Уходя из леса, лучше оставить на ветви какого-нибудь дерева кусочек одежды для того, чтобы лес не забыл вас.

Очень полезно гулять по лесу ночью, если есть такая возможность, потому как это, во-первых, гарантия уединенности, а во-вторых, большая активность духов, которая увеличивается ночью.

Не следует курить в лесу — вместо этого просто дышите свежим воздухом, но если уж курите, не бросайте спички или окурки на землю — уносите их лучше с собой. Духи не будут вам благодарны ни за поджог, ни за загрязнение леса.

После того, как контакт с лесом налажен, можно переходить ко второму этапу.

Этап II Площадка, Дерево и Посох

Для укрепления контакта с лесом следует выбрать площадку, где в дальнейшем будет проходить общение с духами. Это должно быть место, где вы чувствуете себя особенно хорошо и где не бывает посторонних (это можно определить по наличию съедобных грибов, которые не собрали, и ягод). Такая площадка должна стать чем-то вроде родного дома, и относится к ней следует соответственно — не загрязнять, убирать мусор (если он все-таки появляется). Мусором считаются следы человеческой цивилизации в виде бутылок и бумажных пакетов, листья и трава под это понятие не подпадают. На этой площадке следует бывать чаще всего, подолгу находится, изучая деревья, траву, камни. Сидя на площадке, нужно пытаться связаться с духами, слушать ветер, треск веток и пение птиц, пытаться мысленно разговаривать с духами. Такая практика уже даст результаты — если нужно решить какую-нибудь проблему, приходите на это место и думайте о ситуации, возможно, духи помогут вам и вы ощутите их влияние как некие неожиданные идеи. Также можно просто слушать духов без цели решения проблем — обычно духи общительны и с удовольствием разговаривают с человеком, которому доверяют. Помните, что какие-то мысли, возникающие при подобных попытках, часто бывают волей природы, поэтому им надо следовать — природа дурного не посоветует.

Посох — еще один атрибут мага. Он подчеркивает связь человека с природой и выступает в той же роли, что и Дерево — хранение памяти о своем хозяине. В отличие от Дерева, которое равноправно с человеком, если не выше его, Посох подчинен человеку и помогает ему связываться с духами и лесом.

Посох следует делать из сухого дерева. По длине посох должен быть больше человека и возвышаться над его головой где-то на длину ладони. Толщина посоха должна быть такой, чтобы было удобно держать его в руке. Само дерево желательно обрабатывать как можно меньше, следует лишь удалить сучки. Можно также вырезать на посохе руны Algiz, Eihwaz и Perth — символы животного, растительного и минерального царств.

Этап III Разговоры с природными духами

После того, как у вас есть все необходимое, вы можете перейти к последнему, самому интересному и захватывающему этапу — к прямому общению с природными духами. Сядьте или лягте на своей площадке. Поза должна быть удобной, такой, чтобы можно было сидеть (лежать) достаточно долго. Закройте глаза. Сначала просто вслушивайтесь в голос леса, слушайте, как поют птицы, как шумят деревья, как колышется трава и поет ветер. Слушайте в течение 4-5 минут, за это время постарайтесь максимально расслабится. Потом призовите духа, говоря, что вы хотите с ним пообщаться или спросить у него совета. Самый общительный дух непременно откликнется, и тогда вы сможете с ним говорить. Вы будете мысленно задавать вопрос, и так же мысленно получать ответ, поскольку общение с духами проходит именно на уровне мысли. Это будет похоже на разговор с самим собой, но на самом деле эта отвечающая часть — голос природы, которая представлена природным духом. Спросите его имя, назовите свое. Говорите с ним о чем угодно. Вы можете поделится проблемой, которая занимает вас в настоящее время больше всего, и выслушать советы духа. Вы можете поговорить о лесе, о том, что вам еще нужно сделать, чтобы лучше общаться с духами. Не думайте, что этот разговор — просто плод вашего воображения — это не так. Просто общайтесь с духом, и тогда вы обретете хорошего друга и советчика. Перед тем, как попрощаться, скажите, что хотели бы еще с ним поговорить, и спросите, когда он будет готов. После этого попрощайтесь и — можете уходить. После общения с духом вы почувствуете себя гораздо лучше, ваше самочувствие и настроение резко улучшаться.

Славяне верили, что повсюду окружают нас Духи. Всякий со своим нравом: кто добрый, ласковый, любит трудиться, помогает людям, кто строгий, суровый. Что о духах, живущих в доме, ведали на Севере?

Приглядитесь, какой дух в доме у вас?

Букачка – самая, что ни на есть нечистая сила, навья. Не имеющее облика порождение Хаоса. Род занятий Букачки: разжигать ненависть, ревность между мужчиной и женщиной. Ужасно, правда!

Домовиха (Домаха) – основная роль: жена Домового, но бывает и сама хозяйкой хаты. Домовиха дама пригожая, покровительница жилища, семьи, домашнего очага.

Жировик – обитает в тепле или подполье. Крутится около хозяйки, когда та занята кулинарией, невидим глазу. Ему б только блинчик иль олашку лизнуть – ничего зазорного. По ночам любит посуду немытую вылизывать: так что коль не хотите свою посуду такому подвергать, уж лучше не оставлять её грязной до завтра. Делает Жировик проказы не со зла, а от скуки, по характеру своему, забавному.

Злыдни – существа крохотного размера, худощавые, с облезлой шерстью. Любят пакостить. Обитают в основном в жилье, как духи, выражающие недобрую судьбинушку. Обитание этих духов в доме незаметно.

Кикимора . Ею становится дитя, проклятое родителями. Поселяется Кикимора в домах, построенных на плохом месте, на земле, где: был зарыт удавленник, неотпетый покойник; был убит или умер ребёнок. Кикимора может поселиться в жилье, в последствии злого умысла, порчи. Представляет из себя маленькую, усохшую, скрюченную старушку, уродливую, одетую в лохмотья.

Кошкалачень – оборотень, который предстаёт в виде кошки.

Кузутик – крохотный, нечистый дух, помощник чёрных колдунов.

Кутиха (Кутинья) . Домашний дух, в женском обличье, обитающий в углу дома, по иначему в куте. Род деятельности кутихи: невидимое для наших глаз помощь или помеха в ткачестве, рукоделии.

Люб – прекрасный дух, является хранителем брачного ложа. Взору нашему Люб предстаёт в облике большеухого, мохнатого, златовласого кота со стеблем стрелолиста в зубах. Любу старались всячески угождать. Он отгонял от опочивальни Нелюба. Этот дух злобный. Предстаёт в виде чёрного кота, с веткой белены во рту.



Матохи – духи, которые наводят беспорядки, беспокойства различные в делах семейных, различные мелкие пакости. Они не видимы нашему глазу, уследить за ними почти невозможно. Каких-либо серьёзных бед причинить Матохи не могут, но потешиться любят. К примеру, подначить дитя за пирожком только испеченным полезть и обжечь пальцы; хозяйку толкнуть, когда та с плиты суп горячий снимать будет.

Мокруха – дух, живущий в доме, по ночам прядёт шерсть. Человек её присутствие в доме может обнаружить, заметив мокрые следы, которые Мокруха оставляет за собой.

Огневик – домашний дух, мелкий. Живёт в печи. Обожает бросать пепел в чугуны с едой.

Полуночница – нечистый дух. Тревожит только детей, не давая им уснуть. Полуночница отнимает сон у младенцев. Она щекочет малыша за пятки, играется, тешиться, заглядывает в глаза, не даёт уснуть. И для того чтобы она не тревожила младенца, а могла провести время занимательно и без него, ей предлагаются различные варианты: играть прялочкой, веретеночком, челом и каменкой; ночью играть под матицей, днём – под потолочиной. Человек просит полуночницу уйти, оставить в покое малыша, предлагает обмен. Иногда применяются и заговоры, которые включают в себя запугивающие формы, угрозы, приказания.

Пустодомка – живущая в пустой избе кикимора. Пустодомка прядёт нити судьбы человека, имеет способность влиять на жизнь людей.

Скарбник – нечистый дух-хранитель сокровищ своего хозяина. Он является помощником во всех делах хозяина. После смерти хозяина, он появляется со стаей воронов и вырывает проданную ему душу.

Хихитун – мелкая нечисть, обитает за спиной человека. И когда с человеком, или его близкими происходит что-то недоброе, Хихитун радуется этому, смеясь тоненько и часто: «Хи-хи, хи-хи, хи-хи…» Если в этот момент резко обернуться, можно увидеть мелкого, внешне чем-то напоминающего обезьянку, с рожками на макушке Хихитуна. Если воспринять его хихиканье как предупреждение, нередко возможно предотвращение беды.

Хохлик – маленький домашний дух, чёртик, нечистый. Может являться помощником Домового.

Ячична – дух пустого дома. Род занятий: прядение. Схожа с пустодомкой. Ячична злой дух, поскольку является навьей необжитого пространства.

Главный дух в доме – Домовой!

Главный дух жилья – Домовой. Домовой может помогать по хозяйству, за избой следить, когда хозяева отлучились, а может и вредить. Как отнесетесь к главному духу дома, так он и ответит! Что на Севере ведали как задобрить Домового в доме?

Надобно особые правила соблюдать:

Не любит Домовой когда в доме ссорятся. Раньше если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали: «Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить».

Не хорошо и делать что-либо не вовремя. Знаете, наверное, о том много примет: вечером нельзя мусор выносить. Дела домашние, уборку лучше при свете дня успевать сделать. А в иные дни за дела лучше не браться. Про то так рассказывают:

Пряла одна баба в пятницу. А в пятницу прясть нельзя! Вот домовик - шапка высокая, как человек - открывает дверь, входит в хату и говорит:

Сегодня пятница. Что же ты прядешь! Прясть нельзя!

А баба была такая шутница и не пуглива. Она отвечает ему:

Ах ты, чертов батько! Что ты подглядываешь!

Он только буркнул и пропал. А у бабы прялка упала.

Коли хотите со своим Домовым в ладу жить, нужно и эти правила помнить. Тогда будет он по хозяйству помогать, а разозлится – только мешать станет. Если прогневаете Домового, обязательно попросите у него прощения да подарочек не забудьте оставить.



Как задобрить Домового в доме подарочком?

Приходя в новую избу непременно спрашивают у Домового дозволения пожить в доме всей семье. Спрашивают дозволения и когда приходит молодая жена жить в Род мужа.

Домовому обязательно приносят подношение: молоко в блюдце, хлеб, печенье, иногда мелкие вещицы или даже деньги. Если хотите знать, как задобрить Домового в доме, подмечайте, что дедушко-суседушко любит. После какого подарочка Домовому в жилье ладно, светло, уютно? Тот дар стоит чаще Домовому преподносить.

Коли обидели чем Домового, в доме правила вежливости нарушили, надобно сперва извиниться перед духом дома, да после непременно подарочком задобрить!

Кто, кроме известного вам Домового может жить в вашем доме, знаете? Духи в доме - почти реальность.

Славяне верили, что повсюду окружают нас Духи. Всякий со своим нравом: кто добрый, ласковый, любит трудиться, помогает людям, кто строгий, суровый. Что духах, живущих в доме, ведали на Севере?

">

Все мы любим лес и природу. Но забываем об одном — лес это территория жителей, которые сложно воспринимаются человеческому взгляду. И не стоит думать, что там живут только птички и белки, там живут и своего рода невидимые хранители этих зеленых территорий. В этой статье вы узнаете кто такой и какие правила поведения в лесу существуют.

Леший – это лесной дух, популярный персонаж многочисленных преданий восточных славян.

Примечательно то, что на фоне современного упадка мифологической традиции, леший не забыт. В сказках и стихотворениях, в кино и мультфильмах, в текстах песен и на полотнах художников перед нами предстает сложный и многогранный образ лешего. Но каким бы ни был хозяин леса, в его владениях следует обязательно придерживаться определенных правил.

Он - полноправный владелец всего, что есть в лесу, пасет лесную живность, кормит и защищает ее от охотников.

Леший очень силен, причем не всегда можно точно сказать, что эта сила принесет человеку – добро или зло. Но поскольку лесное пространство, хоть и активно используемое, но все же дремучее, неизведанное и полное опасностей, всегда вызывало в людях страх – то и леший, которому принадлежат эти просторы, со временем стал ассоциироваться с нечистой силой. Его боялись и, находясь в лесу, всеми силами старались избежать с ним встречи.

Однако представление о лешем не всегда было таковым: в былые времена его считали добрым и справедливым духом. Наши далекие предки были уверены, что леший ни за что не навредит человеку без причины.

Но со временем люди стали злоупотреблять добротой хозяина леса и ненадлежаще вести себя в его владениях:

  • рубить деревья, не зная меры,
  • охотиться ради забавы,
  • неразумно жечь костры,
  • устраивать на лесных полянах шумные пиршества.

Тогда леший стал представать перед людьми как злой дух, вредящий, пугающий до полусмерти, насылающий видения и болезни.

Но надо понимать, что таким образом леший просто пытается защитить свои владения. Посудите сами, если бы в ваш дом ворвались грубые невежественные люди, переломали вашу мебель, развели костер посреди кухни и повсюду разбросали мусор – вам бы это понравилось? Вряд ли. Поэтому важно знать, как вести себя в лесу , чтобы не разозлить его полноправного хозяина, и чем задобрить разозленного лешего.

Как выглядит леший?

Многие люди, в том числе эзотерики считают, что леший лишен материальной оболочки, но в то же время способен принимать формы. В сказаниях, песнях и стихах он изображается по-разному, например, как человек, зверя, ветра, гиганта или гнома...


Его настоящего облика никто никогда не видел и вряд ли увидит: поговаривают, будто хозяин леса не хочет, чтобы люди, посмотрев на него настоящего, сошли с ума от ужаса.

Хозяин леса меняет свой внешний вид и рост в зависимости от ситуации и окружающей его растительности. Так, выходя погулять на лесные поляны, он становится малой былинкой, чтобы без труда укрываться за цветками и ягодными кустами. В лесу рост лешего может соответствовать высоте деревьев. А вот для встречи с опасностью он может выбрать облик медведя, волка или другого грозного зверя, но также может предстать в виде (чаще всего филина).

Усредненный «портрет» лешего в образе человека: отсутствуют ресницы и брови, волосы всклокочены или зачесаны налево, лицо темнее, чем у людей, ярко-зеленые или неестественно светлые глаза.

В некоторых рассказах леший описывается как человекоподобное остроголовое существо, лишенное ноздрей или правого уха.

Белорусские староверцы, говорят, что у лешего все в порядке с ноздрями и ушами, но у него всего один глаз. Это одноногое существо.

Некоторые уверяют, что лесной дух никогда не снимает остроконечную шляпу, что он носит зеленую бороду, очень схожую с ветками деревьев.

По поверьям, лешие – это очень шумные существа: часто хохочут, аукают, свистят, плачут, подражают птиц и зверей. При встрече с людьми они молчат.


Есть мнение, что леший иногда контактирует с людьми, например, с человеком, который заблудился в лесном массиве. В таких случаях лесной дух обычно принимает вид маленького сгорбленного старичка, с длинной седой, рыжей или зеленой бородой. При этом наряд защитника леса обычно состоит из белого балахона и красной рубахи, лаптей. Лешего можно определить по — левому лапту на правой ноге или наоборот.

Говорят, что постоянным спутником лешего является ветер, заметающий его следы.

В свое время последствия ураганов – сорванные крыши, вырванные с корнями деревья... причисляли к проделкам лешего. В то же время нет сведений о том, что лесной дух намеренно вредил человеку. Исключение – заслуженные наказания.

Правила поведения в лесу

Перед входом в лес наши предки обязательно молились и просили у лесного духа разрешения войти. Даже на сбор лесных даров, хвороста надо было получить разрешение. Духа часто задабривали угощениями: пирогом, хлебом.


После этого можно было входить в лес. Только леший зорко следил за деятельностью человека в своих владениях и не разрешал брать больше, чем следовало.

Перед походом в лес старались не говорить, что уходят ненадолго и скоро вернутся – ведь это решать лешему, а не человеку. Лесной дух не любит хвастунов, поэтому он нарочно старается держать их в чащобе как можно дольше – чтобы показать, кто здесь настоящий хозяин.

В лес также ни в коем случае не шли, если незадолго до этого услышали из уст родственника проклятие в свой адрес, пусть даже сказанное не всерьез. Сначала следовало снять действие проклятья.

Считалось, что у охотников особые отношения с лесным духом, и ответственность перед ним больше, чем у обычных людей. Верили, что охоту ради развлечения лесовик не позволяет, и строго наказывает всех, кто убивает животных просто так.

Остальные же охотники могли заключить с духом леса особый договор. Наилучшим временем для этого считалась Пасха, в которую охотники отправлялись в лес и на перекрестке дорог задабривали лешего яйцом, хлебом с солью, первой добычей. Некоторые охотники для верности скрепляли договор своей кровью.

Иногда леший сам указывает охотнику, как заключить договор и каковы будут его условия.

Охотники, особенно нуждавшиеся в удаче, иногда использовали специальные заговоры с обращением к лешему. Если охотник все делал по правилам и не нарушал своих обязательств, то леший приводил под его ружье целые стада животных и делал метким каждый его выстрел.

Но если человек нарушает договор с лесовиком и берет больше лесных богатств, чем положено, тогда леший всячески вредит и мешает ему. Он может прятать и ломать топоры, раскидывать уже собранные поленья, отводить выстрелы, портить ружья, заманивать людей в непроходимые места. Некоторые стараются обмануть хозяина природы, применяя против него специальные обереги и заговоры – но чаще всего это не срабатывает и лишь еще сильнее злит его.

Леший не терпит на своей территории брань, шум, ссоры, громкие пения. Особенно он не любит, когда люди свистят, так как считает, что только он может это делать в своих владениях. Также не любит, когда даром поминают его имя. Если вы услышали эхо или незнакомый голос, не спешите откликаться и идти на крик – сначала прислушайтесь. Это вполне может быть леший, недовольный вашим поведением и желающий вам навредить.

Хозяин леса хорошо относится к кострам и даже сам любит погреться у огонька. Однако если на костер использовали живые деревья, а не опавшие ветки, он может разозлиться. Также его вряд ли устроит, если огонь был разведен не по правилам, в результате чего пострадала окружающая природа. Также нельзя разжигать костер на тропе или на пересечении нескольких тропинок – в таком случае недовольство лешего будет вам обеспечено.

Лешие целый день блуждают по лесу, а ночевать отправляются в лесные сторожки. Если же путник, очутившись в лесу, задумает переночевать в избушке, уже занятой лешим – ему несдобровать. Разозленный тем, что его напрасно потревожили, леший приложит все усилия для выпроваживания незваного гостя. Он поднимет сильный ветер, какой будет шатать кровлю избушки, со страшным грохотом открывать двери и окна, низко сгибать ветви близлежащих деревьев. Но если все это не заставит путника в страхе убежать прочь от сторожки, то потом он непременно заблудится.

Что спасет от проделок лешего?

Заблудившиеся в лесном массиве люди ранее просили у лесного духа помочь найти путь домой. В этом случае не обойтись без подношения чего-нибудь съестного (достаточно положить на землю).


После этого необходимо сесть под ближайшее дерево и ждать знака – он может прийти как извне, так и в виде предчувствия. Так что необходимо внимательно наблюдать за всем происходящим вокруг и в то же время прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Сойти с «путаной» тропы, если вдруг леший отказал вам в помощи, можно и самостоятельно. Для этого необходимо идти прямо и сыпать перед собой соль. Если будете слышать позади себя окрики – на них не обращайте внимания. Не надо ни оборачиваться, ни сходить с выбранного пути, ни откликаться на голоса – это лесной дух пытается вас запугать, а испуганный человек, как известно, быстро теряет ясность разума.

Если вы попадете под чары лешего, избавьтесь от всей одежды, а затем наденьте ее задом наперед. Нелишним будет поменять местами обувь. Таким образом, человек подражает обычаю лешего ходить в одежде шиворот-навыворот и показывает лесному духу, что он свой.

От его воздействия можно спастись в реке или на мосту, так как он, согласно поверью, не может пересечь бегущую воду. Ну а чтобы завершить разговор с лесовиком, надлежит произнести «заднее слово», то есть то, какое было первым произнесено в разговоре (неважно, человеком или самим лешим) – это как бы замкнет словесный круг.

Впрочем, бывают эпизоды, когда от проделок лешего не помогает ни один из перечисленных выше способов. Происходит это один раз в году – 17 октября. В данный день знающие этот факт крестьяне в лес не приходят.

Стараются не ходить в леса и даже по рощам не гулять также в Ильин день. От лесных прогулок лучше воздержаться и на Воздвижение. Считается, что в эти день лешие осматривают свои владения, перегоняя по лесу зверье – попадаться на пути такому каравану смертельно опасно.

Вот и все, дорогие, друзья. Уважайте природу и его хозяина. Убирайте за собой и всегда будьте в хорошем настроении. Приятных вам путешествий!

Делитесь статьей с друзьями и рассказывайте как вести себя в лесу и уважать его хозяина.

Данный обряд стоит делать для того, чтобы заручится поддержкой лесного духа, на случай, если планируете долгое путешествие или поход в тайгу или в горы. Задабривание лесного Хозяина поможет не заблудиться, не попасть в тяжелую ситуацию и не встретится с диким зверем.

Итак, придя в лес, нужно найти старое, но живое дерево, обычно самое большое из видимых. Лучше хвойное. Под кроной этого дерева сложить маленький костер, обкопав его вокруг и соблюдая все меры безопасности.

Стоит запастись мхом или мокрой травой, чтобы сразу после обряда заложить угли и не дать костру разгореться и стать причиной лесного пожара. Костер делаем маленький, чтобы только было немножко дыма и огонь не обжог живые ветки и листву.

Когда-же огонь разгорится, обходим дерево три раза посолонь и призываем Хозяина леса:

“Уж ты Славься, Дух Лесной!
Ты услышь меня, Хозяин-Батюшко!
Днесе пред тобой свою,
Во боголесии Велесовом!
Требы благие тебе воздаю,
Добрый защитник всех птиц и зверей и трав и деревьев!
Прими дары мои справные,
Да не гневайся на меня!
Убереги от зверя дикого,
от лиха черного,
от глаза злого,
от промысла гадкого!
С пути моего не сведи,
Позволь погостить во чертогах твоих,
да до дому обернутся в срок!
Пришел я к тебе с миром и с ладом,
Хоромы твои не потревожу,
не словом, не делом!
Прибудь мне поддержкою,
Да оберегом добрым!
Гой!”

После обращения воздаем требы в таком порядке:

Заранее заготовленный и самоиспеченный хлеб (каравай, булку – не важно) ломаем на три части. Первую кладем в огонь, для Духов невидимых. Вторую кладем под крону дерева, для духов видимых. Третью часть кладем в любые кусты или на пень – что приглянется. Это для обитателей лесных.

Далее берем молоко и так-же поливаем немного в огонь, после под дерево и ставим мисочку деревянную или из глины на пень или в кусты, чтобы попили местные жители.
Когда кладем требы оговариваем обязательно, для кого кладем.

После этого возвращаемся к огню и говорим на огонь:

“Ты-же, огонь ярый, стань мне кольцом обережным, щитом неприступным, тыном горяче-алым, дабы никакое зло меня постигло, меня не узрело, ко мне не пристало! Слава тебе, Яр-Огонь батюшка!”

Кланяемся огню и кладем прядь волос своих в угли. После чего закрываем костер мхом и травой.

Чудища и духи в славянской мифологии занимали особенное место. Некоторые из них были добрыми и помогали по хозяйству, другие могли и вовсе погубить человека.

Со сверхъестественными существами нужно было уметь правильно общаться, и славянам это вполне удавалось. Наши предки знали множество способов, как задобрить и как отвадить разных духов.

Фактрум знакомит читателя с существами из славянского бестиария, которые, по убеждениям древних славян, жили повсюду.

Добрые духи славянской мифологии

Хранитель очага - домовой

Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.

Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».

Покровитель леса - леший

Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.

Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.

Богини вод и лесов - русалки

Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то - безобразными седыми старухами.


Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.

Злые чудища славянского бестиария

Древние зомби - упыри

Упырями в Древней Руси называли восставших из мёртвых людей, в том числе колдунов. Они вылезали из могил и пили кровь животных и людей, при этом упыри не могли отойти далеко от могилы, но иногда могли дойти до родного дома и напугать бывших родственников.

Во многих сёлах верили, что восстание упыря из могилы сулит скорую эпидемию страшной болезни. Если в каком-то человеке замечали изменения и начинали думать, что он является восставшим мертвецом, то его убивали, вогнав осиновый кол в грудь.

Хозяйка болот - кикимора

Кикимору изначально считали женским образом домового, и этот дух жил в банях, кабаках и избах. Кикиморы не пакостили людям, но за хорошее подношение могли и отомстить обидчикам. Иногда их при помощи специального ритуала переносили в избу того человека, которому надо было отомстить, и кикиморы принимались за дело. Они громыхали предметами по ночам, хлопали ставнями и ломали вещи. Доведя обидчика до белого каления, кикимора возвращалась обратно в свой дом.

Уже намного позже кикиморы стали восприниматься как болотные духи и представляться как поросшие мхом старицы, живущие в трясинах. Они могли утянуть к себе заблудившегося человека, а могли и помочь ему, если тот хорошенько попросит об этом.

Статьи по теме