Как называется знак инь янь. Что означает символ даосской монады инь-ян. Значение тату для мужчин и для девушек

Впервые два начала под названием «инь» и «ян» упомянуты в знаменитом древнекитайском трактате «Книга перемен». Инь, согласно этой книге, символизирует темное и мягкое вещество, ян – светлое и твердое. В этом произведении еще не высказана идея об их взаимодействии, она начинает развиваться чуть позже, по мере совершенствования китайской философии. Оба начала приобретают все более выраженные и детальные черты: инь становится символом тьмы, ночи, луны, земли, холода, нечетных чисел, отрицательных явлений, ян – полная противоположность. Философы начинают задумываться о том, как эти концепции влияют друг на друга.

Древние китайские мудрецы пришли к выводу, что полярные силы должны постоянно взаимодействовать друг с другом, чтобы породить изменения в природе, которые дают начало жизни. Инь и ян , они тесно связаны друг с другом и представляют собой единое явление. В результате развития этой идеи появилось новое учение под названием даосизм: две противоположные стороны бытия раскрывают понятие Дао, объясняют изменчивую природу мира и взаимодополнение всех существующих явлений. Не может быть света без тьмы, добра без зла, белого без черного – обе идеи равноправны. Более того, для гармоничного развития они должны уравновешивать друг друга, иначе возможны нарушения. Так, согласно этому учению, дисбаланс инь и ян может быть причиной болезней, развивающихся в организме человека.

Значение инь и ян

Взаимодействие обоих начал хорошо представлено на знаменитом даосском символе – круге, разделенном на две половины, черную и белую, с точками противоположного цвета на каждой из них. Эти точки означают, что каждая сила несет в себе зерно другого начала. Симметрия символизирует стабильность и равновесие двух сил, а – изменчивость, отсутствие статичности, постоянное движение по кругу.

Каждому из понятий соответствует целый набор , противоположных по смыслу. Ян – это мужское начало, оно символизирует активность, жизнь, огненную стихию, сухость и тепло. Ян – это движение наружу, это пространство и расширение. С этим началом связывают красный и белый цвета, ему соответствуют кислый и горький вкусы. Лето – это проявление ян, все животные и злаки – это порождение этой силы.

Инь – женское начало, соответствующее холоду, пассивности, мягкости и тяжести. Инь символизирует сжатие, положение внутри, направленность на свое состояние, а не на окружающую среду. Поэтому в интровертах сильна сторона инь, а в экстравертах – ян. Инь описывается фиолетовым и черным цветами, ему соответствуют сладкий, острый и соленый вкусы, а также все

Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое лишь в единой комбинации. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.

Здоровое тело основывается на состоянии совершенного равновесия между Инь и Ян, а такжеПяти базовых элементов.

Восточная медицина – китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины, заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое «ясновидение», которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.

Принцип Инь и Ян - восточное восприятие действительности, подразумевающее и матери­альный, и духовный мир как единство двух про­тивоположных и одновременно взаимозависи­мых сил.

Инь и Ян - это противоположности, образу­ющие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.

Основные свойства Инь и Ян

ИНЬ ЯН
Женское начало Мужское начало
Материя Энергия
Пассивность Активность
Конец Начало
Земля Небо
Низ Верх
Ночь День
Зима Лето
Влажность Сухость
Мягкость Твердость
Горизонталь Вертикаль
Сжатие Расширение
Притяжение Отталкивание

Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно перехо­дит в другое. Зима сменяется летом, а лето - зимой. Движе­ние сменяется покоем, а покой - движением.

Слезы превращаются в смех, а смех - в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.

Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, пред­ставляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.

Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женско­го или мужского, темного или светлого, доброго или злого.

В женщине обязательно есть и мужские каче­ства, а в мужчине - женские. И в белом, и в чер­ном всегда есть серые тона.

Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь пло­хие последствия.

Проявления Инь и Ян в теле человека

ИНЬ ЯН

Передняя сторона Задняя сторона

Левая сторона Правая сторона

Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища

Ноги Руки

Плотные органы Полые органы

Сгибание Разгибание

Покой Движение

Вдох Выдох

Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями мате­риального и духовного мира.

Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь - это Ян.

Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холо­дом - это Ян.

Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека

ИНЬ Ян

Интуиция Интеллект

Созерцание Реагирование

Спокойствие Возбужденность

Интровертность Экстравертность

Пессимизм Оптимизм

Консервативность Прогрессивность

Молчаливость Разговорчивость

Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.

Знак отражает, каким образом противополож­ности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.

Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания ки­тайская медицина относит к Инь и Ян.

Заболевания, характерные для Инь и Ян

ИНЬ ЯН

Хронические заболевания Острые заболевания

Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств

Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания

Отек Воспаление, лихорадка

Паралич Судороги

Понос Запор

Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли

Распространенная боль Локализованная боль

Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль

Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении

Жизненная энергия Ци

Ци - это китайское название жизненной энер­гии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.

Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаружи­вается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».

Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и ме­дитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лече­ния болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.

Для более глубокого понимания нам потребу­ются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, - Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вы­зывает такие симптомы Ян, как воспаление, ост­рая боль и лихорадка.

Сю означает истощение или недостаток энер­гии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хро­ническая боль и отеки.

С помощью упражнений для меридианов, опи­санных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равно­весие в различных меридианах и соответствую­щих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвига­ется старость.

Меридианы и Органы китайской медицины

Меридианы - это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно по­чувствовать этот поток энергии, называют точка­ми акупунктуры.

Традиционная китайская медицина рассмат­ривает меридианы как сеть, связывающую внут­реннее и внешнее: внутренние органы и поверх­ность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль верти­кальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.

Западные врачи сравнивают китайскую систе­му меридианов человеческого организма с систе­мой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май - экватору.

Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внут­ренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с боль­шими реками Китая, омывающими землю.

Понятие меридиана выражено китайским ие­роглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридиа­нов входят меридианы двенадцати Органов, назы­ваемые двенадцатью постоянными каналами.

Каждый из двенадцати меридианов связан с оп­ределенным Органом и соединяет его с другими Органами.

Двенадцать меридианов образуют пары. Каж­дый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.

Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача - обеспечение одинаково­го уровня потока энергии в Сдвоенных меридиа­нах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следова­тельно, и в соответствующем Органе.

Хорошее функционирование меридианов и со­судов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что ки­тайская традиция не разделяет тело и душу.

Китайская медицина утверждает, что в допол­нение к чисто физическим функциям каждый ор­ган обладает эмоциональной, ментальной и духов­ной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетиче­ском поле. Поэтому внутренние органы рассмат­риваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образова­ния с определенными физиологическими функ­циями. Каждый орган влияет на личность в це­лом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.

Поскольку внутренние органы рассматривают­ся не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические оп­ределения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.

Чтобы избежать путаницы, все названия органов в их китайском понимании на­писаны с большой буквы. Например, органы, ко­торые в западной медицине называются желуд­ком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считает­ся главной задачей Желудка. А то, что в китай­ской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную желе­зу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заклю­чается в общей защите организма.

Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян.

Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан - органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функ­ций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан - это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.

Органы Ян называются Фу, что означает по­лый. Главные задачи органов Фу - это прием и переваривание пищи, усвоение питательных ве­ществ и выделение шлаков. К органам Фу отно­сятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель.

Функция Тройного Обогревателя - регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообраще­ния, пищеварительной и мочеполовой систем.

Инь и Ян - две базовые силы мироздания, которые формируют все Бытие. По сути Инь Ян ци - два противоположных вида энергии , которые проявляются из единой Изначальной природы, коренящейся в Небытие.

Так как в основе всего, что мы можем увидеть и ощутить, о чем можем подумать и распознать, лежит энергия (ци) , то понимая ее природу, мы сможем понять всю Вселенную. Если вы познаете природу Инь и Ян, научитесь осознавать перемены Инь и Ян - это откроет для вас базовые принципы мироздания : , и . Эти принципы лежат в основе Бытия и могут быть использованы для саморазвития и счастливой жизни.

Чаще всего мы привыкли отделять материальное от энергетического, а наши мысли и эмоции вообще считаем чем-то воздушным, отделенным от внешнего мира и принадлежащим исключительно нам. Но на самом деле, тонкое формирует более грубое, и познав основу, можно изменить все остальное .

Хотите сделать свою жизнь счастливой, решения мудрыми, обрести здоровье и реализовать свой потенциал целиком и полностью - начните изучать природу Инь Ян. Это основа, на которой строится все мироздание, это те кирпичики, которые обеспечивают любые перемены вокруг и внутри вас. Вам стоит понять, как борьба двух противоположностей рождает все перемены Бытия и помогает жизни проявиться из Небытия. Тогда вы узнаете, как изменить свою жизнь к лучшему…

Те, кто хочет заниматься даосскими практиками, просто обязаны изучить теорию Инь Ян и позже, во время практики, сопоставить свои знания с реальными ощущениями и осознанием энергетических процессов внутри себя. Это откроет двери к пониманию строения Вселенной и процессов, лежащих в основе всех изменений внутри и снаружи.

Инь и Ян ци лежит в основе нашего духа, жизненной силы и тела. Поэтому и изучать природу этих двух сил нужно в трех слоях реальности, прежде всего, наблюдая за своим сердцем и сознанием, своей ци во время практики и своим телом в течение жизни.

Мифы и заблуждения относительно Инь Ян ци

В интернете можно встретить достаточно много упоминаний Инь и Ян. И многие из них вообще никак не связаны с даосизмом. Так что сначала я хочу развеять несколько заблуждений относительно этих двух сил Вселенной.

И прежде всего предлагаю договориться, что Инь пишется с мягким знаком, так как это женское начало, а Ян без мягкого знака, так как это мужское начало. В интернете можно встретить название «Инь Янь», что режет слух 🙂 Хотя конечно, это не существенно для понимания смысла, лежащего за словами.

Инь и Ян не переходят друг в друга

Очень часто можно встретить идею о том, что Инь и Ян переходят друг в друга, когда происходят какие-либо перемены. Это неверное трактование диаграммы Инь Ян, которая широко распространена в интернете:

Важно раз и навсегда понять, что Инь и Ян - это противоположные силы, которые отталкиваются! Они не могут переходить одна в другую: Инь не может превратиться в Ян, а Ян не может превратиться в Инь. Но они могут заменять друг-друга, то есть может изменяться их баланс в определенной точке пространства и в определенное время.

На диаграмме выше видно, что все начинается из Небытия (пустая окружность). Небытие - это состояние, когда нет никаких проявлений, которые можно было бы измерить и распознать. Это пустота, которая содержит в себе потенциал всего мироздания, но сама по себе никак не проявлена.

Сначала происходит рождение Бытия (окружность с точкой посередине). В этот момент все мироздание - единое целое. Его отличие от Небытия в том, что его уже можно заметить и сравнить с пустотой Небытия. В этот момент появляется разница между жизнью и смертью, между проявленным и непроявленным.

Далее происходит разделение Бытия на две базовые силы Вселенной - Инь и Ян (полосатая окружность) . Этому знаку Инь Ян более 3000 лет, он возник во времена неолита. Черные полосы соответствует энергии Инь, а белые - энергии Ян. Эти два вида ци располагаются во Вселенной как бы слоями. Они противоположны друг другу, отталкиваются и производят противоположный эффект во всем, в чем проявляются. Незакрашенная середина полосатой окружности символизирует исходное Единство всего Бытия. То состояние, к которому в конце-концов возвращаются даосские мастера .

Китайский термин «ци» можно перевести как энергия или жизненная сила. Но у ци также есть и свое сознание, которое обеспечивает ее движение и проявление особым образом. Поэтому говоря Инь и Ян ци, я подразумеваю некие две жизненные силы, составляющие также и одухотворенную основу Вселенной!

Приходя в движение Инь и Ян ци проходят 5 стадий, которые также называют 5 движений ци (У Син). По сути эти 5 стадий представляют собой разное сочетание количества Инь и Ян в определенное время и в определенном пространстве. Все процессы во Вселенной образуются за счет этого изменения баланса Инь и Ян. Самый простой пример - смена дня и ночи или смена времен года.

Инь и Ян проходят через следующие фазы, отображенные на рисунке выше:

  • Вода - зрелая Инь. Фаза, когда в определенном времени и пространстве энергии Инь максимально много, а Ян - минимально мало.
  • Дерево - растущий Ян, когда Инь начинает убывать, а Ян начинает расти.
  • Огонь - зрелый Ян. В этой фазе количество Ян максимально много, а Инь минимально мало.
  • Земля - фаза равенства Инь и Ян, точка Гармонии.
  • Металл - молодая Инь, когда Ян убывает, а Инь начинает расти.

Названия этих фаз придуманы даосскими мастерами по внутренним ощущениям каждой фазы движения Инь Ян! Это не просто красивые названия, а те, что отражают качество ци, которое вы можете почувствовать и сами, если начнете практиковать упражнения Нэйдань (внутренней алхимии).

Стоит также рассмотреть более современную диаграмму Инь Ян, которая получила самое широкое распространение и вводит в заблуждение многих людей относительно природы Инь и Ян ци.

В этой диаграмме черная половина круга обозначает Инь, а белая - Ян. Убывание черной половины и ее плавный переход в белую и потом обратно символизирует изменение баланса Инь и Ян, то есть те 5 движений ци, о которых я кратко рассказал выше. Но вот белая и черная точки приводят к ложным идеям о взаимном превращении Инь в Ян, а Ян в Инь. А все дело в том, что эту диаграмму конфуцианцы подсмотрели у даосов и начали трактовать по-своему. В исходном виде точки были приближены к центру диаграммы и показывали алхимический процесс сплавления Инь и Ян.

Сплавление Инь и Ян производится на первом уровне Нэйдань, как один из шагов к полному Единству с Дао. Для этого ученик сначала учиться работать со своей ци, накапливает ее в достаточно большом количестве, уплотняет и потом усердной практикой соединяет две отталкивающиеся силы в единое целое. Это приводит к тому, что его ци становится на порядок мощнее. Любая практика начинает работать во много раз лучше, в сознании происходят определенные изменения и начинается долгий Путь к духовной самореализации.

Но так как современная диаграмма потеряла свою исходную форму и уже не отражает алхимический процесс, то наличие точек можно трактовать, как: когда Ян достигает своего пика Инь скрывается, а потом опять начинает нарастать и, достигнув своего пика, скрывает Ян. Изменяется баланс Инь и Ян, но не они сами! Все это кажется мелочью, пока не начинаешь читать философские тексты, которые делают далеко идущие выводы исходя из ошибочного понимания природы Инь и Ян и неверной трактовки этой диаграммы.

Проявления Инь и Ян

Чтобы понимать что такое Инь и Ян и как они влияют на все, что нас окружает, необходимо научиться видеть их проявления. Внутри нас количество Инь и Ян поровну, если только мы не нарушаем свою Гармонию. Но Инь и Ян ци распределены по телу неравномерно, где-то есть и Инь и Ян, а где-то скапливается больше Инь или больше Ян. То же самое и с их распределением по Вселенной. Есть места где больше скапливается Инь, а есть где больше скапливается Ян.

Базовое проявление силы Ян в движении от центра к периферии (рассеивание) . Потому Ян может себя проявлять во Вселенной как:

  • рассеивание под давлением (сопротивление) и потому твердость, стойкость, но и упрямство, негибкость
  • благодеяние, отдавание, но и расточительность
  • сострадание, доброта, но и ярость, раздражение (рассеиваем энергию и в случае добра и в случае ярости)
  • рождение чего-то нового, создание и творчество, но и активное эгоистичное вмешательство в естественный ход вещей
  • движение, но и суета, пустое беспокойство
  • мужское
  • огонь, тепло, свет, солнце, звезды, небо

Базовое проявление силы Инь - движение от периферии к центру (сжатие) . Поэтому Инь может проявляться во Вселенной как:

  • сжатие под давлением и потому мягкость, гибкость, но и безвольность, слабохарактерность
  • накопление, сохранение, но и жадность, стремление к выгоде
  • безмятежность и гармония, но и безразличие
  • совершенствование того, что рождено, формирование, но и разрушение, деформация
  • покой, но и безынициативность
  • женское
  • вода, холод, темнота, сила гравитации, луна, земля, черные дыры

Обе силы могут нести пользу и могут нести вред! Ян рождает, а Инь формирует и развивает. Когда Ян окончательно рассеивается, Инь уничтожает то, что было рождено. Инь накапливает, а Ян растрачивает.

Но нужно понимать, что Инь и Ян распространены во Вселенной слоями и потому весьма относительны . Например, Земля по сравнению с Солнцем - это Инь, так как Солнце содержит намного больше Янской энергии, чем Земля. Но если сравнить Землю с мертвым астероидом, то Земля более теплая и живая, чем он. И можно в этом контексте сказать, что Земля - это Ян, а астероид Инь (и еще это более верно, если Землю сравнить с черной дырой).

Эта относительность по началу может вводить в ступор, как это Земля Инь по сравнению с Солнцем, но по сравнению с черной дырой - Ян? Все дело в том, что Земля обладает силой гравитации, что является одним из проявлений силы Инь. Но при этом внутри Земли есть магма, горячее ядро, которое содержит энергию Ян. Ее мало, если сравнивать с Солнцем, но по сравнению с более Иньским объектом ее достаточно, чтобы сказать, что Земля это Ян. При этом на самом деле Земля просто содержит и Инь и Ян. Но в практике даосы всегда рассматривают Землю как источник энергии Инь, так как источником Ян является Солнце (из него ведь проще брать Ян ци).

Так наши внутренние органы и каналы относят к Иньским или Янским, но в Иньских каналах может быть также и Ян ци! Просто названия выбираются по основной функции канала или органа в определенном контексте! Поэтому следует всегда понимать в каком контексте вы рассматриваете те или иные объекты и процессы.

Но важно понимать, что эта относительность не превращает Инь в Ян и наоборот! Так вода есть проявление Инь, но горячая вода будет уже излучать тепло, то есть Ян ци, но при этом сама вода не перестанет быть Инь. Поэтому древняя диаграмма Инь Ян, где отображена полосатая окружность, где каждое черное кольцо (Инь) противостоит белому (Ян) более точно отображает реальное распределение Инь и Ян во Вселенной.

Небесная пружина Инь Ян и великий предел

Мы подошли к самому важному на мой взгляд в природе Инь и Ян. Так как базовое проявление Инь является движение от края к центру, то есть сжатие и концентрация, то Инь ци склонна к накоплению. А Ян ци склонна к рассеиванию, так как ее базовое проявление - движение от центра к краю.

В итоге мы можем проследить механизм возникновения любых процессов во Вселенной… После рождения Бытия из Небытия и разделения единого Бытия на две базовые силы Инь и Ян, они находятся в равновесии. Вся Вселенная неподвижна, в ней ничего не происходит. Но с течением времени Инь накапливается в определенных точках пространства, а Ян рассеивается. Это нарушает равновесие в этих точках и ци начинает двигаться, проходя через 5 стадий: Земля, Металл, Вода, Дерево, Огонь и потом по кругу снова Земля…

Все приходит в движение. Когда Инь доходит до своего предела (фаза Вода) в действие вступает закон Гармонии, согласно которому Инь начинает уменьшаться, а Ян увеличиваться. В трактате Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» об этом сказано так:

Путь Неба таков, что оно ограничивает излишнее и поддерживает недостающее.

Путь мира людей таков, что они отнимают у тех, кто не имеет достатка, и прислуживают тем, кто имеет с избытком.

Дао Дэ Цзин, 77 (перевод Александра Кувшинова)

Это мгновение, когда Инь достигает предела и запускается механизм Небесной Гармонии, называют Великим пределом. Сам механизм иногда называют Небесной пружиной, так как он действует подобно пружине. Восстановление баланса Инь и Ян, после того, как Инь чрезмерно накопилась, а Ян рассеился, подобно взводу пружины в часах. И заводит этот механизм сама Вселенная. Человек чаще всего сопротивляется этому, нарушая принцип Гармонии, что ведет ко множеству страданий. Но об этом я рассказываю в другой статье, .

Современная диаграмма Инь Ян также называется Великим пределом. Возможно, именно из-за этого механизма Небесной пружины, который восстанавливает Гармонию, после того, как дисбаланс Инь и Ян доходит до предела. Это великий предел потому, что именно в момент завода Небесной пружины Небытие как бы поддерживает Бытие, чтобы то просто не разрушилось.

Напомню, что ци не просто энергия, а жизненная сила, обладающая одухотворенностью и сознанием. Все механизмы, создающие жизнь - заложены в самом тонком слое реальности!

Механизм Небесной пружины вы можете наблюдать во всех процессах Вселенной. Например, круговорот воды в природе… Вода (Инь) испаряется и образует облака, закрывая Солнце. Это меняет количество Ян ци под облаками и приводит к нарушению равновесия Инь и Ян. Когда количество воды в облаках доходит до предела, начинается дождь. Он восстанавливает баланс Инь и Ян и все начинается снова. Это же можно проследить в изменении атмосферного давления, ветрах, течениях, изменениях климата, миграции животных, движении жидкости в нашем теле или движении ци согласно суточному ритму.

Понимание природы Инь и Ян дает нам возможность понять принцип Гармонии, Недеяния и Единства. А следование этим принципам позволяет не терять счастье из-за перемен Инь и Ян в нашей жизни, сохранять здоровье до самой смерти и жить в достатке. Все это я детально рассматриваю в других статьях, посвященных принципам даосского мышления.

5 движений ци (круг У Син)

Чтобы лучше понимать перемены Инь и Ян, стоит немного детальнее рассмотреть 5 движений ци.

Во-первых, хочу еще раз подчеркнуть, что все перемены Инь Ян происходят в определенное время и в определенном пространстве. Например, смена времен года в южном или северном полушарии.

Соотношение количества Инь и Ян в пространстве меняется и проходит 5 стадий, о которых я уже кратко говорил выше. На рисунке ниже показан круг У Син (5 движений ци) , где стрелками показан порядок порождения каждой из 5 фаз и порядок подавления .

Круг порождения выглядит так:

  • Вода (зрелая Инь) порождает Дерево (молодой Ян) - то есть после предельного накопления Инь ци ее количество начинает уменьшаться, а количество Ян ци начинает увеличиваться, что и порождает фазу Дерево. Пример этой фазы - очень раннее утро, когда ночь пройдя свой пик начинает уходить.
  • Дерево (молодой Ян) порождает Огонь (зрелый Ян) - то есть Ян ци продолжает расти и доходит до своего предела в фазе Огня. Пример, весна (Дерево), которая сменяется летом (Огонь).
  • Огонь (зрелый Ян) порождает Землю (гармония) - Ян ци дойдя до максимального значения рассеивается и уменьшается, пока не сравняется с Инь ци. Пример, глубокое безмятежное состояние сердца и сознания, когда человек ничем не расстроен и не возбужден, а просто спокоен.
  • Земля (гармония) порождает Металл (молодая Инь) - Инь ци постепенно накапливается и баланс Инь и Ян сдвигается в сторону Инь. Пример, осень, когда приходит первая прохлада.
  • Металл (молодая Инь) порождает Воду (зрелая Инь) - накопление Инь доходит до предела и переходит в фазу Воды. Пример, наступление Зимы или старости.

Есть множество соответствий всевозможных процессов (перемен во Вселенной) каждой из 5 фаз круга У Син внутри нас и вовне. Перечислять их все бесполезно. Лучше, чтобы вы уловили саму суть этих перемен и научились распознавать Инь и Ян в любом процессе, который решите проанализировать.

Но вот вам некоторые соответствия каждой фазе, просто для ознакомления:

Вода

  • Плотный (основной, иньский) орган - Почки
  • Полый (парный, янский) орган - Мочевой пузырь
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Чёрный
  • Время года - Зима
  • Вкус - Соленый
  • Положительные эмоции - Нежность
  • Отрицательные эмоции - Страх
  • Патология эмоций - Фобия
  • Ткани тела - Кости
  • Заставы тела - Уши
  • Выделения - Моча
  • Звук - Крик
  • Этап жизни - Смерть
  • Сторона света - Север
  • Планета - Меркурий

Дерево

  • Плотный (основной, иньский) орган - Печень
  • Полый (парный, янский) орган - Желчный пузырь
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Зелёный
  • Время года - Весна
  • Вкус - Кислый
  • Положительные эмоции - Доброта
  • Отрицательные эмоции - Гнев
  • Патология эмоций - Меланхолия
  • Ткани тела - Связки и сухожилия
  • Заставы тела - Глаза
  • Выделения - Слезы
  • Звук - Плач
  • Этап жизни - Рождение
  • Сторона света - Восток
  • Планета - Юпитер

Огонь

  • Плотный (основной, иньский) орган - Сердце
  • Полый (парный, янский) орган - Тонкий кишечник
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Красный
  • Время года - Лето
  • Вкус - Горький
  • Положительные эмоции - Любовь, радость
  • Отрицательные эмоции - Злость, нетерпение
  • Патология эмоций - Истерия
  • Ткани тела - Сосуды и кровь
  • Заставы тела - Язык
  • Выделения - Пот
  • Звук - Пение
  • Этап жизни - Рост
  • Сторона света - Юг
  • Планета - Марс

Земля

  • Плотный (основной, иньский) орган - Селезёнка
  • Полый (парный, янский) орган - Желудок
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Жёлтый
  • Время года - Межсезонье (бабье лето, но между всеми 4 сезонами, то есть 4 раза в год встречается)
  • Вкус - Сладкий
  • Положительные эмоции - Покой
  • Отрицательные эмоции - Беспокойство
  • Патология эмоций - Ипохондрия
  • Ткани тела - Мышцы
  • Заставы тела - Полость рта
  • Выделения - Слюна
  • Звук - Смех
  • Этап жизни - Зрелость
  • Сторона света - Центр
  • Планета - Сатурн

Металл

  • Плотный (основной, иньский) орган - Лёгкие
  • Полый (парный, янский) орган - Толстый кишечник
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Белый
  • Время года - Осень
  • Вкус - Острый
  • Положительные эмоции - Мужество, порядочность
  • Отрицательные эмоции - Печаль
  • Патология эмоций - Депрессия
  • Ткани тела - Кожа
  • Заставы тела - Нос
  • Выделения - Слизь
  • Звук - Вздохи
  • Этап жизни - Старость
  • Сторона света - Запад
  • Планета - Венера

Следует понимать, что все эти соответствия даосские мастера определили благодаря практике, а не просто придумали! Например, на этом сайте есть видео с , которая полностью базируется на круге У Син (5 движений ци).

Некоторые соответствия используют для , некоторые для его совершенствования. Этот же круг используют и в фэншуй, в понимании перемен Инь Ян для гадания или продумывания стратегии. По сути эти перемены происходят во всех процессах, а значит теория Инь Ян может быть использована в любой области человеческой деятельности . Но чтобы использовать это, вам также понадобиться изучить 5 базовых принципов даосского мышления, чтобы вообще понимать, как можно использовать перемены Инь и Ян для решения своих задач.

На рисунке круга У Син также есть стрелки, которые образуют пятиконечную звезду. Это круг подавления. Например, Вода подавляет Огонь… То есть, если в фазе Воды Иньской энергии будет слишком много (действие Небесной пружины по каким-то причинам ослаблено), то в фазе Огня Янской ци будет недостаточно и круг 5 движений ци начнет давать сбои. Так, например, если мы едим много соли и нарушаем водный баланс почек с помощью алкоголя, то это негативно скажется на работе сердца (так как Инь в почках будет слишком много). Почки соответствую фазе Воды, а сердце - Огню.

Но проблемы могут возникать и в круге порождения… Например, если мы часто испытываем страх и почки этим ослаблены, то в следующей фазе движения ци - Дереве, будет нехватка ци. А значит печень, которая соответствует фазе Дерева, будет недополучать нужное количество энергии.

Конечно, в реальности все может быть намного сложнее, но всю сложность порождают 2 типа связей между фазами движения Инь и Ян ци: связи порождения и связи подавления. И это касается не только здоровья наших внутренних органов, а вообще всех процессов во Вселенной.

3 слоя реальности и качество Инь и Ян ци

Вся ци не только делиться на Инь и Ян, но также имеет и другие различия. Прежде всего она делиться на Изначальную или прежденебесную и обычную или посленебесную энергию.

Изначальная ци или Прежденебесная - коренится в Небытие, она более тонкая по своему качеству, одухотворенная и является основой, для обычной ци. Изначальную ци еще называют Прежденебесной, так как эту ци мы получаем до рождения, прежде чем увидим небо. Ее запас у нас ограничен и когда он заканчивается, мы умираем. Даосские мастера научились восстанавливать запас Изначальной ци и продлевать жизнь, чтобы иметь возможность полностью реализовать свой духовный потенциал и обрести Единство с Дао. Для работы с Изначальной ци используются практики Нэйдань.

Обычная ци или Посленебесная - это более грубая энергия, которая порождена Бытием (она вторична по отношению к Изначальной ци). Мы вдыхаем ее извне, поглощаем с едой и водой и напрямую впитываем из окружающего пространства. Обычную ци достаточно легко почувствовать и научиться с ней работать. Именно с ней мы работаем во всех упражнения Цигун.

Но ци делиться не только на Изначальную и обычную, но еще и разделяется по степени грубости на 3 вида, соответствующие 3-м слоям реальности: физическое тело, ци и дух. Эти 3 вида ци еще называют тремя сокровищами.

Первое сокровище - Цзин . Это сущностная энергия тела, которая создает форму нашего физического тела и тесно связана с ДНК и РНК. Она храниться в нижнем даньтяне (который отвечает за здоровье физического тела) и почках, но присутствует во всем теле.

Цзин, как я уже сказал выше, делиться на Изначальную и обычную энергию. Изначальную мы получаем от родителей при зачатии и ее запас ограничен, а обычную мы потребляем с едой.

Чтобы Цзин хорошо выполняла свою функцию, она должна быть «живой», пропитанной Ци (более тонкой ци, которая описана ниже). Именно поэтому во многих упражнениях Цигун, когда мы впитываем энергию извне, мы ведем ее в нижний даньтянь, чтобы напитать нашу Цзин ею и оздоровить. И именно поэтому полезно есть такую еду, в которой осталась живая Ци (жизненной силой).

Второе сокровище - Ци . На китайском вся энергия называется ци, но конкретный вид энергии, который можно перевести как «жизненная сила» также называется Ци. Чтобы не путь эти два слова, я буду писать Ци с большой буквы, когда имею ввиду именно жизненную силу, особый вид ци, хранящийся в среднем даньтяне и энергетических каналах.

Благодаря Ци все системы нашего организма работают синхронно, а жидкости двигаются. Напомню, что любая ци - не просто энергия, она еще несет в себе информацию и обладает особой формой сознания!

Все процессы, которые протекают в нашем теле, происходят благодаря Ци. И в даосских практиках, когда мы перемещаем энергию по нашей энергетической системе, - это всегда Ци, так как Цзин передвигать невозможно (это основа тела), а дух можно только питать Ци и направлять на постижение Изначальной природы и мироздания. Поэтому как только появляется застой Ци, слабая проходимость энергетических каналов, накопление мутной Ци - человека начинают одолевать болезни.

Ци в нашем теле выполняет несколько функций:

  1. Стимуляция роста и развития - Ци способствует росту и развитию организма, а также физическим преобразовательным процессам во внутренних органах. Если Ци становится мало или она слабеет, то рост и развитие организма замедляется, а сила и потенциал внутренних органов и каналов падает.
  2. Регулирование температуры тела - если эта функция Ци нарушена, то человека может ощущать холод или жар, что также влияет на кровяное давление и подвижность конечностей.
  3. Защитная функция - Ци защищает нас от внешнего неблагоприятного воздействия. У нас есть защитное поле Ци, которое образуется из энергии выступающей за пределы тела из мелких энергетических каналов. Если мы болеем, внутренняя Ци начинает бороться с болезнетворной Ци, постоянно усиливая свое давление, пока полностью нас не излечит.
  4. Контролирующая функция - Ци регулирует поток и распространение крови по телу, управляет умеренными выделениями пота и мочи. Нехватка Ци может вызвать нарушения кровообращения.
  5. Функция преобразования - благодаря ей происходят всевозможные преобразования на уровне физического тела. Если эта функция ослабевает, то может нарушаться обмен веществ, происходят нарушения в работе внутренних органов, болезни крови и т.д.

Сам средний даньтянь тесно связан с нашей сердечной природой, силой воли и характером. Когда у нас много энергии в среднем даньтяне, то все наши черты характера (и положительные и отрицательные) проявляются ярче и мощнее. Так что несмотря на огромную роль Ци для нашей жизненности, она также сильно влияет и на состояние нашего сердца и сознания, поскольку ее значительная часть храниться в среднем даньтяне и тесно связана именно с ним.

Ци, также как и Цзин, делиться на Изначальную и обычную. Изначальную Ци мы получаем во время нашего зачатия, но и после нашего рождения ее запас продолжает расти примерно до 14 лет. После этого приток Изначальной Ци заканчивается и мы просто тратим ее на жизнь. Когда ее запас заканчивается, человек умирает. А обычную Ци мы впитываем напрямую извне, а также вдыхаем вместе с воздухом и поглощаем вместе с едой (вместе с обычной Цзин).

Третье сокровище - это Шэнь . Шэнь - это дух, самый тонкий вид ци, который тесно связан с верхним даньтянем, отвечающим за интеллект и нашу связь с духом. Шэнь - также как и предыдущие два сокровища делится на Изначальную энергию и обычную, их называют Изначальный дух и Познающий дух.

Изначальный дух (Шэнь) существует вечно, это наша прямая связь с Дао. Духовное развитие - это процесс постижения нашей Изначальной природы (Изначального духа)! А Познающий дух дается нам во время рождения, он представляет собой нашу личность, которая исчезает, когда после смерти приходит время родиться вновь. В процессе духовного развития даосские мастера сливают эти два вида духа, направляя Познающий дух на постижение Изначального духа. И потому, достигнув полного единства со своим Изначальным духом даосский мастер может жить вечно, сохранив свою личность (но порядочно ее почистив).

Связь трех сокровищ друг с другом

Три даньтяня связаны друг с другом центральным энергетическим каналом и это обеспечивает связь трех сокровищ и их взаимное влияние. Ци (второе сокровище) активно циркулирует в теле, обеспечивая все внутренние процессы и в большинстве практик мы прежде всего работаем именно с Ци. И с помощью нее мы можем оздоравливать себя, напитывая Цзин Ци, а также можем развивать свой дух, направляя Ци на питание Шэнь.

Когда Ци в нижнем даньтяне много, то все энергетические каналы также получают ее в достаточном количестве и здоровье человека улучшается. Излишки Ци из нижнего даньтяня поднимаются в средний и человек начинает более активно вести себя в социуме, его таланты и недостатки проявляются ярче, помогая развиваться и добиваться успеха. Если Ци продолжает поступать в нижний даньтянь за счет даосских практик, то излишки Ци из среднего даньтяня поднимаются в верхний, что повышает интеллект человека, усиливает его творческие способности и помогает принимать более мудрые решения в сложных жизненных ситуациях.

Если же человек слишком сильно напрягает свой ум, обдумывая какие-то проблемы, то это истощает Ци в верхнем даньтяне. Если человек упорствует дальше, следуя своим эгоистичным желаниям, то верхний даньтянь может втягивать дополнительную Ци из среднего даньтяня, ослабляя характер человека. Это приводит к беспокойству, эмоциональной неуравновешенности и потере внутренней гармонии (за что отвечает средний даньтянь). Если процесс продолжается, то средний даньтянь берет Ци из нижнего, а это ослабляет уже физическое здоровье.

Если человек излишне эмоционален, то растрачивает Ци, находящуюся в среднем даньтяне. А это ведет к тому, что больше Ци потребляется из нижнего даньтяня и меньше Ци поступает в верхний. Также если человек много работает физически или чрезмерно много занимается спортом, это уменьшает запас Ци в нижнем даньтяне, и он уже не может подпитывать средний и верхний даньтяни. Это автоматически снижает интеллект, силу воли, нарушает внутреннюю гармонию и т.п. То есть все 3 сферы: физическая, эмоциональная и духовная связаны на энергетическом уровне.

Все, что происходит во Вселенной, сначала происходит на уровне ци, и только потом, иногда спустя длительное время, проявляется на уровне физической материи. Поэтому следует помнить, что нарушая гармонию (равновесие Инь и Ян) на уровне тела, жизненной силы или духа, вы вредите всей системе, всем трем сокровищам.

Инь Ян и три сокровища

Итак, мы рассмотрели, что вся энергия делиться на Инь и Ян, а также бывает Изначальной и обычной. Но также она делиться по степени грубости на 3 вида (3 сокровища): Цзин, Ци и Шэнь. И вполне логично, что каждое сокровище, бывает Изначальным или обычным, а также и Изначальное и обычное делятся в свою очередь на Инь и Ян.

То есть у нас есть:

  • Изначальная Цзин Инь и Изначальная Цзин Ян - мы не работаем с ними напрямую, но косвенно поддерживаем и укрепляем с помощью практик Нэйдань, когда работаем с Изначальной Ци.
  • Обычная Цзин Инь и Обычная Цзин Ян - они являются основой физического тела и мы поглощаем эти виды энергии, когда едим пищу. После еды животная и растительная Цзин перерабатывается и трансформируется в нашу внутреннюю Цзин. Для укрепления этих видов энергии используются упражнения для тела, например, комплекс Дао Инь.
  • Изначальная Ци Инь и Изначальная Ци Ян - активно используются в практиках Нэйдань для оздоровления, продления жизни и питания Шэнь (духовного развития). Все глобальные внутренние трансформации проводятся с помощью этих видов ци. Даосские мастера могут пополнять запас Изначальной Ци за счет особых практик, а обычный человек нет.
  • Обычная Ци Инь и обычная Ци Ян - эти виды энергии мы получаем вместе с пищей, воздухом, а также впитываем напрямую. Во время выполнения практик Цигун мы работаем именно с этими видами ци.
  • Изначальный дух Инь и Изначальный дух Ян - это та часть нас, которая существует вечно. У обычного человека Изначальный дух обычно находится в спящем состоянии Инь. Но если мы начинаем активно заниматься духовным развитием, питая наш дух с помощью Изначальной Ци и чаще проявляя свою Изначальную природу, то Изначальный дух (Шэнь) становится Янским, проявленным.
  • Познающий дух Инь и Познающий дух Ян - этот дух проявляется через нашу личность, сердце и сознание. По мере того, как мы живем, мы накапливаем омрачения и заблуждения, сталкиваясь с ограниченностью этого мира. Если ничего с этим не делать, то наш Познающий дух все больше содержит в себе Инь и все меньше проявляется как Ян. Если же мы практикуем Сингун и активно очищаем свое сердце и сознание, то постепенно избавляемся от Иньских качеств.

А с точки зрения относительности Инь и Ян, о которой я писал выше, если сравнить Изначальный дух и Познающий, то Изначальный дух - это Ян (так как он уже совершенен), по сравнению с Познающим духом (который Инь и содержит много эгоистичных заблуждений)! Задача совершенствования с помощью даосских методов, поменять Изначальный и Познающий дух местами, чтобы Изначальное было главным, а эгоистичное - второстепенным. Это и происходит, когда человек начинает постигать свою Изначальную природу.

Внутренние трансформации для даосского ученика начинаются со сплавления Инь и Ян Ци, а заканчиваются сплавлением Изначального духа и Познающего, а также соединением всех трех сокровищ (Цзин, Ци и Шэнь) в единое целое. Такой процесс завершается обретением тела света, яркой вспышкой, в которой даосский мастер исчезает из проявленного мира (Бытия) и обретает тотальное Единство с Дао. По своему желанию он может вернуться в наш мир снова, проявляя свою индивидуальность (личность), которая сохранилась вместе с его Познающим духом. Но внутренне, с точки зрения развития, такой мастер будет совершенен и идентичен всем другим мастерам, которые также реализовали свой духовный потенциал полностью и достигли тела света. Именно про таких мастеров говорят, что они обрели вечную жизнь, так как они достигли единства с Дао и при этом сохранили свою личность (напомню, что личность обычных людей стирается при перерождении).

Что делать, чтобы сплавить Инь и Ян и двигаться в сторону Единства с Дао

Все большие внутренние изменения начинаются тогда, когда человек начинает практиковать методы Нэйдань (внутренней алхимии) . И первым крупным результатом является сплавление Инь и Ян Ци. Но прежде чем приступить к этому, сначала необходимо заложить фундамент для будущих изменений :

  • научиться работать с обычной Ци , чувствовать ее, накапливать, направлять на циркуляцию
  • увеличить внутренний запас обычной Инь и Ян Ци
  • выровнять баланс Инь и Ян
  • подготовить тело для длительных медитативных практик с помощью комплекса Дао Инь или других упражнений для тела
  • очистить энергетические каналы от мутной Ци
  • начать очищать свое сердце и сознание от омрачений и заблуждений

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства , особенно в учении о «ли» (кит. 禮 ) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В -III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя . Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются . В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом . Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

См. также

Примечания

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

Категории:

  • Философия Китая
  • Символы
  • Ицзин
  • Понятия даосизма
  • Аналитическая психология
  • Китайская мифология
  • Философия даосизма
  • Дуализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инь и ян" в других словарях:

    - (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… … Философская энциклопедия

    В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… … Энциклопедия мифологии

    - (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… … Энциклопедический словарь

    ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… … Энциклопедический словарь

    ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении … Большой Энциклопедический словарь

    Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… … Словарь символов

    Основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… … Философская энциклопедия

    Одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… … Философская энциклопедия

Один из частых вопросов:
— Как раскрыть в себе «внутреннюю женщину» или как стать «настоящим мужчиной»?
Другой вариант:
— Где найти настоящего мужчину или настоящую женщину?
Третий вариант:
— Как сгармонизировать?

В каждом из нас есть женское и мужское начало — Инь и Янь, внутренняя женщина и внутренний мужчина.

Что эти два аспекта дают и почему важны?

Инь — это женское начало, принимающий аспект, направленный вовнутрь. Воспринимает всё, как единое целое, не отделяя себя от Творца. Женская энергия более плавная, текучая и разнонаправленная, не имеющая чётко очерченных границ. Она помнит свою истинную природу и высшее предназначение, поэтому у неё нет необходимости проявлять свою самость. Свойства — мечтать, создавать образы, вдохновлять. Черты характера — плавность, гибкость, текучесть, нежность, забота, сглаживание острых углов. Женская энергия — прохладная, энергия луны.

Янь — мужское начало, направлено во вне. Поэтому для мужчин намного важнее реализация в социуме, во внешнем мире. Мужская энергия более векторная, направленная, разделяющая. Более ориентированная на цель, действие и результат. Мужская энергия формирует индивидуальность. Черты характера — инициатива, решительность, предприимчивость, ориентация на результат и достижение цели. Мужская энергия — горячая, энергия солнца.

Невозможно и не нужно находиться только лишь в одной из этих ипостасей. Важно уметь быть в гармонии и управлять энергией по необходимости.

Например, мы живём в социуме, и когда нужно действовать, функционировать, мы, независимо от пола, «включаем» свою мужскую часть. А в личных отношениях бывает полезно задействовать свою женскую часть. И лишь когда внутри вас обе энергии находятся в гармонии и в балансе, тогда можно строить гармоничные отношения во вне.

Считается, что оптимальным соотношением является 30/70, т.е. до 30% энергии противоположного пола, и от 70% энергии своего пола.

При наличии внутренних перекосов в ту или иную сторону, это сказывается и на внешнем, т.к. внешний мир — отражение внутреннего. Например, наверняка вам известны такие пары: сильная, властная, немного мужеподобная женщина, и рядом с ней мягкотелый и слегда женоподобный мужчина.

Догадайтесь, о чём это?
И как вы хотите, чтобы было у вас?
Для гармонизации и балансировки мужской и женской энергии, я предлагаю вам одну очень простую практику.

Возможные «побочные эффекты» от практики:

♦ Состояние беспричинного блаженства на разных планах — физическом, ментальном, эмоциональном;
♦ Помощь в снятии психологической зависимости;
♦ Снятие сексуального голода при вынужденном или добровольном воздержании;
♦ Улучшение взаимоотношений.


Предлагаем практику для гармонизации мужской и женской энергий — БАЛАНС ИНЬ-ЯН

Практика состоит из двух уровней, которые лучше выполнять поочередно, осваивая в течение необходимого вам времени (в течение недели, или в течение месяца). Желательно соблюдать очередность и практиковать уровни в том порядке, в котором они даются. По мере освоения уровней появится возможность практиковать и в обычной жизни, «на ходу» — в транспорте, на улице, в перерывах между обычными делами — как только вы вспомните об этом.

Перед началом практики можно мысленно или вслух обратиться к вашему Высшему Я и попросить его настроить вас на данную практику, чтобы она прошла здесь и сейчас с максимальным эффектом для вас.

I уровень. Инь-Ян баланс

Сядьте удобно или лягте на спину, расположив руки ладонями вверх. Постарайтесь максимально расслабить тело, желательно также сформировать и поддерживать внутренний настрой на открытость энергии и доверие ко всему, что будет происходить с вами во время данной практики.

Основная визуализация:
1) Представьте в ашей правой ладони ярко сияющее, приятно горячее золотое Солнце, символ энергии Ян. Размер солнышка — такой, как вам удобно. Далее представляйте, что от солнышка идет ярко сияющая, приятно горячая, плазменно-плотная золотая энергия и заполняет ваше тело. Постарайтесь почувствовать это. Избыток энергии излучается сквозь поры вашего тела во все стороны и пополняет ваше поле (ауру), которая становится плотной, золотой и сияющей. Выполняйте этот пункт столько времени, сколько вам подскажет ваше внутреннее чувство. В среднем это может занять 3-5 минут.

2) Представьте в вашей левой ладони мягко сияющую полную Луну, символ энергии Инь. Представляйте, что от нее идет нежная, тонкая, мягко сияющая энергия и заполняет ваше тело. Постарайтесь прочувствовать это, иногда вспоминайте о солнышке в вашей правой руке и старайтесь поддерживать ощущение энергии по описанию, данному в пункте 1, а затем снова возвращайтесь к данному пункту.

Со временем вы сможете чувствовать обе энергии одновременно. Выполняйте этот пункт столько, сколько подскажет Ваше внутреннее чувство.

Время работы с солнечной энергией может оказаться больше, чем с лунной, или наоборот — это зависит от многих причин, — пусть все идет так, как идет.

Эффект от практики на уровне I:
Наполнение энергией, гармонизация (баланс) инь-ян энергий в вашей душе и физическом теле, уравновешивание мужского и женского начал во всем существе.

В принципе, этих двух пунктов вполне достаточно для достижения естественного баланса инь-ян, но при желании данную практику можно расширить следующими дополнительными упражнениями, которые дадут более широкий эффект:

В дополнение к пунктам 1 и 2, представляйте, будто вы сидите (или лежите) на сияющем земном шаре. Положение ладоней значения не имеет. Энергия Земли поднимается снизу вверх и течет сквозь все ваше тело, уходя в бесконечность вверх. Представляйте, что вы максимально открыты снизу и сверху. Старайтесь прочувствовать это. Иногда возвращайтесь к пунктам 1 и 2, поддерживая ощущение течения энергий Солнца и Луны. Делайте этот пункт некоторое время, пока не почувствуете, что уже достаточно, и вы можете идти дальше. В среднем, это занимает 3-5 минут, но по мере практики может оказаться достаточно и меньшего времени.

Далее представьте, что вокруг вас — Космос и звезды. Энергия Космоса входит в вас со всех сторон. Это бесконечно любящая, плотная энергия, которая пронизывает ваше тело, каждую клеточку, и пополняет ваше поле. Старайтесь прочувствовать это всем существом. Иногда возвращайтесь к пунктам 1, 2 и 3, поддерживая одновременное ощущение энергий Солнца, Луны и Земли.



Эффект от дополнительной практики к уровню I:

Гармонизация (баланс) восходящих-нисходящих потоков, наполнение энергией, чувство любви и неразрывного единства с окружающим миром.


II уровень. Инь-Ян соединение

В продолжение первого уровня, где идет балансировка инь-ян энергий, на втором уровне происходит естественное и гармоническое соединение мужского и женского начал в нашем существе.

Сядьте удобно (или лягте на спину), расположив ладони так, как вам удобно (в данной практике это значения не имеет) и постарайтесь максимально расслабить все тело. Поддерживайте внутренний настрой на открытость энергии и доверие ко всему, что будет происходить с вами во время практики.

Представьте, что на некотором (удобном для визуализации) расстоянии от вас находятся Солнце и Луна, расположенные в космическом пространстве на одной линии по отношению к вам. Солнце находится чуть дальше, а Луна чуть ближе к вам, причем расстояние между ними таково, что для вас как для наблюдателя солнечный и лунный диски имеют одинаковый размер, то есть, они полностью накладываются друг на друга так, что края дисков полностью совпадают.

Тем, у кого имеется проблема с пространственным воображением, могут помочь изображения полного солнечного затмения. Единственное отличие в том, что в данной практике лунный диск нужно представлять не затемненным, а мягко сияющим. Далее представьте, что энергии Солнца и Луны, знакомые вам по уровню I, текут к вам по одной линии — гармонически совмещенные и неразрывно слитые между собой.

Эти совмещенные энергии проникают в ваше тело, наполняют каждую клеточку, а ее избыток пополняет вашу ауру. Старайтесь прочувствовать это. Время практики 3-5 минут (может быть чуть больше или меньше, единственный ориентир, по-прежнему — это ваше внутренне чувство).

Когда хорошо получится чувствовать пункт 1, представьте, что маленькие (уменьшенные) Солнце и Луна находятся в каждой клеточке вашего тела: более того — в каждой частице вашего существа — и наполняют все клеточки и частицы своей энергией. Это — полная любви, естественно-гармоничная и целостная, сияющая божественная энергия.

Старайтесь прочувствовать это всем существом, каждой клеточкой. Находитесь в этом состоянии столько, сколько будет приятно, и до тех пор, пока не придет ощущение завершенности. Обычно это 3-5 минут, но может быть больше или меньше, это нормально. При желании можно иногда возвращаться к описанию пункта 1, это будет способствовать лучшему эффекту от данной практики.

Эффект от практики на уровне II:
Соединение мужского и женского начал в нашем существе естественным образом вызывает ощущение полноты жизни внутри самого себя, чувство увеличения собственной целостности, возможно длительное переживание невыразимой телесной и душевной гармонии, беспричинного и глубокого счастья, идущего, можно сказать, из самой глубины клеток.

Достижение баланса инь-ян благотворно влияет психологические отношения с противоположным полом и качество интимных отношений. По мере практики постепенно исчезает (если таковая имела место) болезненная психологическая и физическая зависимость от любимых людей и партнеров противоположного пола: психологически вы перестаете страдать, когда любимого нет рядом, а физически полностью перестаете испытывать «сексуальный голод». Но, при этом ваша естественная чувственность никуда не исчезает — напротив, она освобождается от негативных наслоений, зажимов и привязок и расцветает как цветок.

Статьи по теме